Закон как источники римского права

admin

3. Источники римского права.

Источники РЧП будут рассмотрены в порядке их хронологического появления.

Исторически первым источником права как и любом раннеклассовом обществе был обычай. Обычай – это повторяющаяся и типичная в повседневном социальном поведении норма, которой придерживается общество.

Обычай как древнейшая форма образования римского права включал в себя:

— Обычная практика (обычаи, сложившиеся в толковательной практике жрецов);

— Обычаи, сложившиеся в практической деятельности магистратов.

Обычные нормы не закрепляются в письменной форме, передаются из поколение в поколение, преемственность обычаев осуществлялась с помощью понтификов, жрецов, которым было вверено хранение заветов предков. Но именно в обычаях была заложена идея доброго и справедливого, что в дальнейшем предопределило понятие права как «искусства о добром и справедливом», и вот почему нормы обычного права в дальнейшем были письменно закреплены и интерпретированы в законах.

По мере расширения границ и укрепления римского государства, роста товарно-денежных отношений обычное право перестаёт удовлетворять потребностям юридической практики и уступает дорогу закону. Закон – это первый письменный источник римского права, принятый народным собранием.

Гай говорил: «Закон – это то, что народ повелел и постановил». Эта формула отражает сущность закона – это только тот источник права, который принят коллегиально и принял в народном собрании; закон, принятый единолично или с нарушением процедуры его принятия, юридической силы не имеет.

Изначально закон и обычное право сосуществовали вместе, но постепенно закон вытеснил обычай и в период республики был основным источником права.

Эдикты магистратов (от лат. dico – «говорю») – это нормативные акты, принимаемые магистратом при вступлении в должность и содержащие программу действий в период осуществления им своих должностных обязанностей. Эдикты магистратов являлись источником преторского права периода республики. Изначально они составлялись в устной форме, а затем – в письменной. Эдикты магистратов назывались «годичными», поскольку срок действия преторских полномочий – 1 год, и при вступлении в должность оглашался магистратом.

Сенатусконсульты – это нормативные акты, издаваемые Сенатом и представляющие собой речь императора, произносимую в Сенате. Сенатусконсульты являлись основным источником права в период принципата, когда власть императора была ограничена, но при этом Сенат не имел полных законотворческих полномочий, как говорили римские юристы – «Сенат полагает, советует и рекомендует», т. е. можно говорить лишь о совещательных полномочиях Сената. Вот почему по сути сенатусконсульты являли собой императорскую волю, формально облечённую в законы, издаваемые Сенатом.

Конституции императоров приобрели актуальное значение в период домината, когда императоры приобрели неограниченную власть. Конституции императоров хотя и не являлись законом, но имели силу таковых (римские юристы говорили: «То, что угодно принцепсу, имеет силу закона»). Выделяли следующие виды императорских конституций:

— Эдикты – распоряжения общего характера, обращённые к народу (в отличие от эдиктов магистратов, эдикты императоров были обязательны для всего населения).

— Декреты – решения по судебным делам, рассмотренные императором в качестве высшей инстанции.

— Рескрипты – ответы на поступающие к императору вопросы и ходатайства частного характера;

— Мандаты – инструкции чиновниками представителям императорской власти в провинциях по административным вопросам.

Деятельность юристов – это уникальный и своеобразный источник римского права, благодаря которому римское право пережило свою эпоху.

В древнейшую эпоху знатоками права были понтифики, присвоившие себе исключительное право толкования законов. С течением времени право приобретает светский характер, и его созданием и толкованием занимаются профессионалы-юристы. Основной целью деятельности юристов было применение законов, их толкование, редактирование формальных актов. Таким образом, за юристами признавали правотворческие функции

xn--80aaivjfyj3e.com

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт

Законы (leges) — главное воплощение римского писаного права.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан — выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

«Законы — имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1) praescriptio — вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2) rogatio — текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3) sanctio — последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон — Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима — земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

Виды законов:

lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;

lex minus quam perfecta — влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

lex imperfecta — без санкции.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания — plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;

plebiscitum — указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената — сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора — конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права — jus vetus.

law.wikireading.ru

Закон как источники римского права

10. ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА. ВИДЫ ЗАКОНОВ. СЕНАТУСКОНСУЛЬТ

Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.

«Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;

lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

lex imperfecta – без санкции.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

Подвиды римских законов:

lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;

plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – се-натусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.

www.e-reading.club

6. Закон как источник римского права

Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

«Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;

lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

lex imperfecta – без санкции.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

Подвиды римских законов:

lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;

plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – се-натусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.

studfiles.net

4. Закон как источник римского права. Законы XII таблиц

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО РИМСКОМУ ПРАВУ.
1. Системы римского права.

2. Источники римского права (обзор)

3. Обычное право как источник римского права.

4. Закон как источник римского права. Законы XII таблиц.

5. Деятельность магистратов как источник права. Преторское право.

6. Императорские конституции. Виды, их отличие от современных конституций.

7. Деятельность юристов (юриспруденция) как источник права.

8. Кодификация Юстиниана — Corpus iuris civilis как источник права.

9. Правоспособность и дееспособность.

10. Правовое положение несвободных (рабов).

11. Отражение естественных прав человека (ius naturale) в римском законодательстве.

12. Status libertatis.

13. Status civitatis.

14. Status familiae.

15. Опека, ее формы.

17. Становление понятия публичного (юридического) лица.

18. Виды юридических лиц в римском праве.

19. Характеристика римской семьи. Агнатское и когнатское родство.

20. Виды законного брака. Вступление в брак. Прекращение брака.

21. Брак под властью мужа.

22. Брак без власти мужа.

23. Приданое, брачный дар, дарение между супругами в римском праве.

24. Незаконный брак (конкубинат).

25. Отцовское право: отцовская власть и ее юридические последствия.

26. Усыновление и узаконение.

27. Понятие вещи и классификация вещей в римском праве.

28. Вещные права: содержание и виды.

29. Понятие и виды владения. Установление и прекращение владения.

30. Защита владения.

31. Понятие и содержание права собственности.

32. Виды собственности.

33. Способы установление и прекращение права собственности.

34. Правомочия собственника.

35. Понятие и виды сервитутов.

36. Предиальные (земельные) сервитуты.

37. Личные сервитуты.

40. Фидуция как форма залога.

41. Пигнус — ручной залог (заклад).

43. Понятие и виды наследования. Наследование по завещанию. Виды завещаний.

44. Понятие и виды наследования. Наследование по закону. Этапы развития.

45. Необходимое наследование. Обязательная доля.

46. Легаты и фидеикомиссы.

47. Понятие и виды обязательств. Исполнение обязательства. Обеспечение исполнения обязательства.

48. Неисполнение обязательства. Ответственность должника.

49. Виды вербальных и литтеральных договоров.

50. Виды реальных договоров.

51. Виды консенсуальных договоров.

52. Пакты и их защита.

53. Обязательства из договоров.

54. Обязательства как бы из договоров.

55. Обязательства из деликтов.

56. Обязательства как бы из деликтов.

57. Основные виды исков.

58. Легисакционный процесс.

59. Формулярный процесс.

60. Экстраординарный процесс.

61. Право народов (ius gentium).

62. Значение римского права для современной юристпруденции.

mir.zavantag.com

Это интересно:

  • Отдел опеки по краснодарскому краю Отдел опеки по краснодарскому краю Граждан, обращающихся в Центральный отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю, нередко интересует вопрос: в каких случаях необходимо согласие органа опеки при отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или […]
  • Закон о военнослужащих 76 фз статья 10 Статья 28.10. Исполнение дисциплинарных взысканий 1. Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется. 2. […]
  • Заявление уфмс воронеж Отдел УФМС России по Воронежской области в Коминтерновском районе г. Воронежа Руководство Управления Начальник Викулина Ирина Викторовна Старший инспектор Филимонцева Лариса Петровна График работы по приему населения Прием: Понедельник: 18.00 - 19.45 Вторник: 14.00 - 16.00 Четверг: 14.00 […]
  • Оформить карту нова-банк Касса нова банк алматы кредиты Банк kassa nova | филиалы ул. Курмангазы 61 а, уг. Нурмакова, 156, уг. Толе би; пр-т алтынсарина, 27 уг. Частный займ в питере срочно займы срочно! Банки города алматы каталог банков казахстана. Все банки города алматы - 050057, г. Клочкова, 132 (ул - банк […]
  • Правила моей кухни новая зеландия на русском Правила моей кухни 8 сезон Краткое описание "Правила моей кухни 8 сезон" Кулинарное шоу «Правило моей кухни» продолжает снимать сезон и набирать новых участников. Несколько команд будут между собой соревноваться, в одной команде участвуют два человека. Первом сезоне телешоу отобрали […]
  • Приказ 837 мвд рф Опубликован Приказ МВД РФ № 707 от 6 сентября 2017 г. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев 6 сентября 2017 года подписал Приказ № 707 от 6.09.2017 года О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрационно-экзаменационной […]
  • Статья об административных правонарушениях несовершеннолетних Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ ст 6.21 (ред. от 23.04.2018) Статья 6.21. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с применением […]
  • Досрочное назначение пенсии в 2018 году Досрочная пенсия Кому положена досрочная пенсия в 2018 году? В России гражданин получает возможность выйти на пенсию при наступлении, установленного законом пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55). Однако, в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, возможен […]