Аудит налога на прибыль

admin

Аудит налога на прибыль: последовательность проведения и оформление результатов

При подсчете и уплате налогов компании и государство являются заинтересованными лицами и в спорных ситуациях у каждого из них своя правда. Поэтому и действует система налогового аудита, в том числе и для налога на прибыль, которая:

  • Для государства подтверждает достоверность представленной в отчетах информации и ее соответствие законодательным нормам.
  • Для компаний снижает их налоговые риски.
  • Что такое аудит налога на прибыль

    Так как налоги являются основой существования государства, то создание эффективной и справедливой налоговой системы стоит в приоритете. И именно налоговый аудит представляется наиболее действенным инструментом для этого. Он обеспечит предприятиям:

  • Подготовку к проверкам в ФНС.
  • Соответствие процедуры начисления налога на прибыль нормам законодательства.
  • Оптимизацию проведения налогового учета.
  • Работоспособность системы внутреннего контроля.
  • Функции и особенности

    К особенностям аудита налога на прибыль определенно можно отнести то, что он не выделяется в отдельное производство, и его проведение не является обязанностью. Он входит в общий финансовый аудит предприятия. Отдельно его проводят, как правило, для максимального снижения налоговых рисков, которые обязательно возникают при работе с инспекциями ФНС.

    Функции данного вида аудита выглядят следующим образом:

  • Контроль оформления налоговой базы в компании определения или расчета налоговых ставок.
  • Проверка способов ведения аналитического и синтетического учета при формировании налогу на прибыль.
  • Проверка правильности расчета и отражения налога в финансовой и налоговой системы отчетности.
  • Контроль сумм отложенных налогов и соответствия их расчета принятым методикам.
  • Проверка классификации и детализации текущих и отложенных расчетных налоговых активов и обязательств.
  • Уточнение того, насколько правильно и своевременно переводится налог на прибыль на бюджетные счета.
  • Нормативное регулирование вопроса

    Основы законодательного регулирования процедуры проведения аудита по налогу на прибыль заложены двумя нормативными документами:

  • 25-ой главой Налогового Кодекса РФ.
  • 307-ым ФЗ, посвященным аудиторской деятельности.
  • Проведение такой проверки

    Еще до начала аудита надо подготовить для проверяющих документы, которые отражают весь спектр налогового учета на контролируемом предприятии:

  • Форму 1 для бухгалтерского баланса.
  • Форму 2 отчета о прибыли.
  • Оборотно-сальдовую ведомость (или главную книгу).
  • Регистры по 68-ому счету.
  • Первичные документы для подтверждения движения средств по счету.
  • Документы, регламентирующие учетную политику на предприятии.
  • Программа аудита расчетов по налогу на прибыль организаций описана ниже.

    Хотя проведение налогового аудита — процедура сложная и ответственная, но ничего нового и неизвестного в ней нет. Программа проверки обоснованности начисления и проплат по налогу на прибыль отработана до мелочей и имеет следующий вид:

  • Проверка расчетов прибыли (убытка), и правильности формирования доходов и расходов. Аудиторская процедура с контролем входящих первичных документов, бухгалтерских записей.
  • Проверка постоянных разниц доходов (расходов) при определении прибыли по бухгалтерскому учету. Контроль правильности их учета и выяснение причин возникновения. Сверка их бухгалтерского и налогового учета.
  • Проверка временных разниц доходов (расходов) при определении прибыли фирмы по бухгалтерскому учету. Контроль правильности их учета и выяснение причин возникновения. Сверка бухгалтерского и налогового учета по временным разницам.
  • Проверка методики расчета по сумме текущего налога. Анализ результата и сверка с данными в налоговой декларации компании. Контроль заполнения декларации (правильность) по налогу на прибыль.
  • Проверка суммы прибыли после вычета налога и сравнение ее с финансовой отчетностью.
  • При выполнении каждого этапа программы аудитор последовательно движется к следующим целям:

  • Проверка наличия объекта аудита.
  • Его полноты.
  • Фиксация правильности измерений.
  • Классификация.
  • Представление.
  • Методика проведения аудита налога на прибыль описана ниже.

    Наиболее эффективно показала себя трехступенчатая методика аудита, включающая:

    1. Обнаружение общих недостатков и недоработок по налогу на прибыль.
    2. Их детализация и выявление конкретных отклонений.
    3. Углубленная проверка по выявленным нарушениям.
    4. Про учет и аудит налога на прибыль на примере читайте ниже.

      Этапы и процедура

      Аудит проводится в три этапа:

    5. Ознакомительный.
    6. Главный (основной).
    7. Итоговый (заключительный).

    В процессе работы на каждом из этапов аудиторы последовательно выполняют необходимые для завершения проверки процедуры.

    На первом этапе это:

  • Оценка действенности и отлаженности системы учета в компании.
  • Оценка вероятности обнаружения или не обнаружения нарушений (аудиторский риск).
  • Определить величину влияния обнаруженных при помощи аудиторских процедур ошибок на финансовое положение компании (существенность).
  • Ознакомление с главными факторами, оказывающими свое влияние на отчетные показатели.
  • Анализ функций и организации работы бухгалтерско-экономического блока компании.
  • При реализации основного этапа аудита задействованы следующие процедуры:

  • Проверка правомерности принятия дохода и расхода к налогу на прибыль по первичным документам.
  • Проверка начисления доходов налога на прибыль по бухучету.
  • Проверка расчетов расхода на: оплату труда, амортизацию и другие надобности.
  • Сопоставление полученных расчетов и данных по налоговой отчетности с бухгалтерской.
  • Проверка 68-го счета.
  • Прогноз по последствиям для фирмы при возможных нарушениях отчетности.
  • На последнем, заключительном этапе аудиторы:

    • Выстраивают мнение о состоянии налоговой отчетности в компании.
    • Оформляют рабочие документы.
    • Формулируют оценку состояния учета в итоговый документ.
    • Предоставляют его руководителю.
    • Результаты

      По результатам аудита оформляется письменный отчет. В нем должны быть сведения по обнаруженным недостаткам и нарушениям:

    • В системе внутреннего налогового и бухгалтерского учета фирмы.
    • В формировании ее налоговой базы, относящейся к налогу на прибыль фирмы.
    • В предоставлении нужного объема информации по размеру налога на прибыль.
    • В оплате данного налога.

    Данное видео содержит полезную информацию об аудите налога на прибыль:

    uriston.com

    Учет и аудит налога на прибыль (стр. 1 из 2)

    1. Теоретические основы учета и аудита налога на прибыль

    1.1 Значение налога на прибыль в формировании бюджета России

    Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налог на прибыль является одним из наиболее распространенных видов налогов, уплачиваемых коммерческими организациями. Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности.

    Налог на прибыль – это федеральный прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ. Он играет важную роль в формировании доходной части бюджета. После НДС и акцизов налог на прибыль занимает третье место. В структуре налоговых доходов федерального бюджета он составляет около 15%. Еще более значима его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Федерации, где он занимает первое место в их доходных источниках.

    С 1 января 2009 года вступили в действие изменения в налоге на прибыль, внесенные в главу 25 НК РФ Федеральными законами от 26.11.2008 № 224-ФЗ и от 30.12.2008 № 305-ФЗ. В частности законодатели осуществили снижение налога на прибыль. Снижение налога на прибыль произошло из-за уменьшения размера налоговой ставки. Согласно пункту 1 статьи 284 НК РФ теперь налоговая ставка установлена в размере 20%, за исключением случаев предусмотренных пунктами 2 — 5 статьи 284 НК РФ. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере: 2% зачисляется в федеральный бюджет; 18% зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

    Данный налог является прямым, то есть впрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, поэтому государство стремится активно влиять на развитие экономики именно через механизм его применения. Прямым налог на прибыль является потому, что его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности организации.

    Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком реального дохода через предоставление или отмену льгот и регулирование налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет устанавливаемая государством амортизационная политика, напрямую связанная именно с налогообложением прибыли организаций.

    Эффективная система налогообложения прибыли, предусматривающая предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, имеет важное значение для обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических проблем.

    Другой значимой причиной обращения внимания на регулирующую функцию данного налога является тот признанный факт, что в вопросе совершенствования косвенного налогообложения государство уже достигло небывалых высот. Ведь только за счет НДС в консолидированный бюджет поступает 44,1 % доходов. Но реальным плательщиком НДС является конечный потребитель, то есть население. Организации выступают лишь в роли сборщиков налога, и дальнейший абсолютный прирост сбора налога на добавленную стоимость ограничен в основном снижением покупательской способности населения.

    Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий и организаций. В то же время фискальное значение данного налога в большинстве развитых стран мира невелико. Это положение не относится пока к Российской Федерации, где роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета достаточно существенна.

    Таким образом, в теории и практике налогообложения прибыли организаций четко прослеживается тенденция поиска со стороны государства оптимального сочетания двух разнонаправленных функций налога – фискальной и производственно-стимулирующей.

    1.2 Общие вопросы бухгалтерского учета налога на прибыль

    Основное правило определения прибыли и в бухгалтерском и в налоговом учете едино: прибыль определяется как разница между суммой всех доходов и суммой всех расходов.

    Учет расчетов по налогам и сборам осуществляют на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», который является активно – пассивным, работает как пассивный и может иметь развернутое сальдо. По кредиту сальдо отражает задолженность хозяйства в пользу финансовых органов по платежам в бюджет, по дебету – задолженность финансовых органов в пользу хозяйства. Как правило, счет имеет кредитовое сальдо. По кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражают начисление суммы платежей в бюджет. По дебету этого счета записывают погашения задолженности финансовым органам по платежам в бюджет, а также начисление суммы налога на добавленную стоимость.

    Учет расчетов по налогу на прибыль ведут на субсчете 68.04 «Расчеты по налогу на прибыль». Сальдо по субсчету 68.04 «Расчеты по налогу на прибыль», открываемому к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», характеризует фактические результаты расчетов организации по платежам налога на прибыль. Дебетовое сальдо означает сумму переплаты налога в бюджет, кредитовое – сумму, причитающуюся бюджету на данную отчетную дату.

    Корреспонденция счетов по налогу на прибыль представлена в таблице 1.

    Таблица 1 — Корреспонденция счетов по налогу на прибыль

    mirznanii.com

    Аудит налога на прибыль

    Контрольные точки для аудиторской проверки

    налога на прибыль

    Объем выпущенной продукции

    Прибыль до налогообло-жения

    Производственная себестоимость выпущенной продукции

    Расходы на продажу

    Проверка достоверности объема выпущенной продукции и полноты ее оприходования на склад для оценки реальных запасов и прогнозов формирования финансовых результатов

    Проверка достоверности, реальности, законности и целесообразности признания доходов и расходов

    Проверка достоверности и реальности произведенных расходов, целесообразности их списания в соответствии с методом учета затрат на производство

    Проверка достоверности и реальности произведен-

    Хозяйственные операции, а также документы и регистры бухгалтерского учета по счетам 20, 40, 43

    Хозяйственные операции, а также документы и регистры бухгалтерского учета по счетам 84, 90, 91, 98, 99

    Хозяйственные операции и учетные регистры по счетам 20, 23, 25, 26, 28, 29, 97, 96

    Хозяйственные операции по счетам 44, 90, регистры бухгалтерского учета по счетам 50, 51, 43, 44, 90

    Продолжение таблицы 3

    Приемы и процедуры

    Документальное исследование расчетных и аналитических данных

    Документальное исследование расчетных данных, сопоставле-

    ние результатов, камеральных проверок, контрольных замеров.

    Взаимосвязь контрольных точек аудирования

    Сравнение данных накопительных ведомостей учета партионных паспортов и регистров учета по счету № 43

    Сравнение оборотов по субсчетам счетов 90, 91 с показателями формы № 2

    Сравнение оборотов по субсчету 90-2 с данными стр. 020 (гр.3 формы № 2)

    Сравнение сальдо счета 44 с данными стр. 030 (гр. 3 и формы №2)

    ние готовой продукции

    Нарушение нормативного законодательства в части признания и отражения расходов и доходов

    Излишне списанные расходы, нарушение нормативного законодательства в части отражения расходов, необоснованное применение норм расходов

    Излишне списанные расходы, нарушение нормативного законодательства в части отнесения расходов, необоснованное применение норм расходов

    Оценка риска существенности

    Отражено в заключении, расчеты приложены к отчету аудитора

    Отражено в заключении аудитора, расчеты приложены к рабочим документам

    Применение такой методики позволит на первоначальном этапе аудирования сопоставить данные аналитического и синтетического учета и установить их взаимосвязь с показателями бухгалтерской отчетности. Несопоставимость некоторых показателей может служить сигналом о недостоверности отчетных данных. Следовательно, при необходимости и целесообразности проводить сплошную проверку обобщающих показателей отчетности.

    Заполнив рабочие бумаги по всем аудитор может предварительно сообщить результаты проверки и определить те моменты и доказательства, которые должны найти отражение в заключении, а также, которые будут представлены заказчику в виде рабочих документов и приложены к отчету аудитора.

    Результативность аудиторской проверки во многом зависит от того, правильно ли составлена аудиторская выборка, а также насколько обоснованны вопросы, намеченные для проверки. Поэтому аудитором в зависимости от цели проверки для каждого хозяйствующего субъекта должна разрабатываться своя система частных и обобщающих показателей аудирования. Аудиторская выборка должна составляться с учетом опыта работы аудитора и особенностей функционирования проверяемого экономического субъекта.. Вопросы, исследуемые в процессе аудиторской проверки, должны быть взаимосвязаны, с тем чтобы в результате проверки мог быть получен достоверный и полный материал о деятельности проверяемого экономического субъекта.

    Достоинство программы аудита заключается, в частности, в том, что количество контрольных точек неограниченно. В случае изменения отчетности могут быть выделены новые контрольные точки аудирования.

    Выявленные аудитором искажения подлежат исправлению. При этом аудитор должен указать наиболее оптимальный вариант исправления с минимальными для организации последствиями.

    Например, если в ходе проверки бухгалтерской отчетности выявлено укрытие доходов или занижение финансовых результатов при отнесении на издержки производства затрат, не предусмотренных НК РФ, то исправление состоит в том, что эти затраты отражаются как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде.

    Если на затраты производства продукции (работ, услуг) отнесены расходы, подлежащие в соответствии с установленным порядком финансирования за счет собственных средств организации, или имело место излишнее начисление амортизации по основным фондам, то исправления вносятся путем уменьшения соответствующих источников. Таким образом, бухгалтеру, составляющему и исправляющему отчетность, необходимы контрольные точки для подтверждения правильности и точности отчетных показателей.

    Согласно п.1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым отчетным периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

    Подаваемая налогоплательщиком налоговая декларация является итоговым документом, который содержит сведения о сумме налоговой базы. Поэтому бухгалтерские ошибки приводят к ошибкам в представляемой декларации. Чтобы избежать штрафных санкций, целесообразно внести изменения в декларацию за этот период, в котором была допущена ошибка. Более того, в ст. 81 НК РФ указывается, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей к уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. При обнаружении ошибки в текущем отчетном периоде, относящейся в прошлому отчетному периоду, можно выбрать один из двух вариантов:

    — исправить сданную бухгалтерскую отчетность и известить об этом всех ее пользователей;

    — не исправлять сданную отчетность, но отразить допущенные ошибки в тот момент, когда они были установлены.

    По результатам проверки аудитор должен подготовить и предоставить в сроки, установленные договором на оказание аудиторских услуг, соответствующую форму аудиторского заключения, в котором выражается разумная уверенность аудитора в степени достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Форма аудиторского заключения зависит от количества контрольных точек в предложенной модели. Заключение должно быть подготовлено в соответствии с требованиями Закона № 119-ФЗ.

    studfiles.net

    Аудит налога на прибыль

    Изучив эту главу, вы узнаете:

    – цели и задачи аудиторской проверки налога на прибыль;

    – перечень основных документов, на основании которых проводится аудит налога на прибыль;

    – последовательность работ при проверке налога на прибыль;

    – основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита налога на прибыль.

    Целью аудита налога на прибыль является установление соответствия порядка исчисления налога на прибыль требованиям налогового законодательства.

    Задачами аудита налога на прибыль является проверка:

    – состояния синтетического и аналитического учета расчетов по налогу;

    – формирования налоговой базы;

    – определения доходов и расходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы;

    – отражения текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

    – отражения сумм отложенных налогов в бухгалтерской отчетности;

    – классификации и раскрытия в финансовой отчетности с должной степенью детализации информации о расходах, текущих налоговых обязательствах, отложенных налоговых активах и обязательствах;

    – полноты и своевременности уплаты налога на прибыль в бюджет.

    Основной нормативный документ – Налоговый кодекс Российской Федерации, глава 25.

    Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, приказ об учетной политике организации для целей налогообложения, регистры бухгалтерского учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», налоговые декларации, первичные документы, подтверждающие доходы и расходы для целей налогообложения.

    Работы при проведении аудита налога на прибыль можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

    Ознакомительный этап

    Основной задачей аудита налога на прибыль является установление правильности определения и отражения в учете сумм налога на прибыль. Для этого аудитору необходимо выполнить следующие процедуры:

    – оценить систему бухгалтерского и налогового учета;

    – оценить аудиторские риски;

    – рассчитать уровень существенности;

    – определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;

    – проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

    Выполнение вышеназванных процедур на данном этапе позволит выявить объекты налогообложения, установить степень соответствия применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

    Перед проведением аудита налога на прибыль аудитору необходимо проанализировать необычные операции, которые имели место в течение проверяемого периода, а именно: изменение методологии ведения бухгалтерского учета, а также методологии расчета налогов; изменение материальной переоценки основных средств для целей налогового учета; внедрение новых услуг.

    Необходимо также выявить, существуют ли у компании такие услуги (товар), которые возможно квалифицировать как услуги (товар) для собственного потребления (возможно, сотрудники компании бесплатно пользуются услугами (товарами), производимыми компанией).

    Для целей налогового учета необходимо подтвердить производственный характер использования услуг (товаров). Для этого аудитору необходимо запросить первичные документы (распоряжения, производственные отчеты и т. п.).

    Основной этап

    На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, в которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности. При этом:

    – оценивается правильность определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

    – проверяется налоговая отчетность организации;

    – прогнозируются налоговые последствия для организации в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.

    Направления проверки и соответствующие процедуры приведены в табл. 13.1.

    Таблица 13.1. Направления и процедуры аудита налога на прибыль

    Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита налога на прибыль:

    – неправильное формирование налоговой базы (доходов и расходов);

    – включение в состав расходов экономически не обоснованных расходов;

    – нарушения порядка выбранного метода учета;

    – нарушения порядка применения льгот;

    – нарушения порядка формирования налоговых вычетов;

    – отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налога на прибыль;

    Заключительный этап

    По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией (приложение 13.1) руководителю проверки.

    Процедура 1. Проверка правильности момента признания доходов/ расходов для целей налога на прибыль на основании первичных документов

    Процедура 2. Проверка правильности исчисления доходов для целей налога на прибыль на основании регистров налогового учета

    * Должна быть проанализирована выручка от реализации приобретенных товаров, от реализации амортизируемого имущества, от реализации имущественных прав, от реализации прав требования, от реализации товаров, работ, услуг обслуживающими производствами и хозяйствами.

    ** Аудитор должен указать, на основании каких статей Налогового кодекса РФ получились указанные отклонения.

    Процедура 3. Проверка правильности исчисления расходов на оплату труда для целей налогообложения

    * В случае если выплата была принята к вычету для целей налогообложения, но не предусмотрена трудовым/коллективным договором, необходимо сделать вывод о наличии налогового риска или объяснить причины его отсутствия.

    Процедура 4. Проверка правильности исчисления амортизационных отчислений

    Процедура 5. Проверка правильности лизинговых платежей

    Процедура 6. Сопоставление данных налогового и бухгалтерского учета

    Процедура 7. Сопоставление оборотов по счету 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»[15]

    www.nnre.ru

    Аудит расчетов по налогу на прибыль (на примере ООО «Тандем»)

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Хабаровская государственная академия экономики и права»

    Кафедра бухгалтерского учета и контроля

    по теме: Аудит расчетов по налогу на прибыль (на примере ООО «Тандем»)

    1 Цели, задачи и нормативное регулирование аудита расчетов по налогу на прибыль

    Цели и задачи аудита налога на прибыль

    Нормативная база, регулирующая аудит расчетов по налогу на прибыль

    Методология аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль

    Методика В. Газаряна

    2.2 Проведение аудита расчетов по налогу на прибыль на основе Методических рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг

    Аудит налога на прибыль согласно лекционному материалу Г.Н. Михмель

    Обоснование выбранной методики

    Аудит расчетов по налогу на прибыль на примере ООО «Тандем»

    Общие сведения об организации

    Планирование аудиторской проверки

    Аудиторская проверка расчетов по налогу на прибыль ООО «Тандем»

    Выводы по результатам аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль ООО «Тандем»

    Рыночные экономические отношения повышают потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности предприятий. Особая роль в повышении эффективности производства, рациональном и экономном использовании ресурсов, обеспечении сохранности собственности, укрепления дисциплины принадлежит аудиту. Аудит способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования. Проверка соблюдения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, выявление нарушений и злоупотреблений, их причин и виновных в этом лиц, вскрытие внутрипроизводственных резервов повышения эффективности деятельности предприятий, разработка конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и нарушений требуют глубоких знаний методологии и техники проведения аудита.

    Прибыль является основным обобщающим качественным показателем деятельности предприятия и характеризует конечный финансовый результат, эффективность производства. В связи с этим огромное значение имеет четкая организация контроля за формированием прибыли и со стороны налоговых, аудиторских и внутрихозяйственных служб в пределах компетенции каждого из них.

    Аудит расчетов по налогу на прибыль – является одним из ключевых в аудите финансово-хозяйственной деятельности организации, ведь искажение налогооблагаемой прибыли и вследствие, суммы налога, ведет к неправильному определению финансовых результатов и расчетов с бюджетом.

    Главная цель данной работы – спланировать и провести аудиторскую проверку расчетов по налогу на прибыль, установить правильность и полноту применения налогового законодательства, достаточность отражения в отчетности, своевременность и полноту уплаты налога в бюджет, составить аудиторское заключение по проведенной проверке и дать соответствующие рекомендации.

    Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие

    — Изучить экономическую характеристику предприятии, особенности организации бухгалтерского и налогового учета;

    — Определить цели и задачи аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль, выделить источники информации, используемые для проверки выбранного участка;

    — Спланировать аудиторскую проверку и представить оценку системы внутреннего контроля, рассчитать аудиторский риск и представить план проверки;

    — Провести аудиторскую проверку налога на прибыль, согласно разработанного плана проверки;

    — Оформить результаты аудиторской проверки, составить аудиторское заключение, сделать выводы и дать практические рекомендации для объекта исследования.

    1 Цели, задачи и нормативное регулирование аудита расчетов по налогу на прибыль

    Цели и задачи аудита налога на прибыль

    Основными задачами аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом является получение доказательств по вопросам:

    — отражения текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

    — отражение сумм отложенных налогов в бухгалтерской отчетности согласно действующим принципам бухгалтерского учета;

    — классификации и раскрытии в финансовой отчетности с должной степенью детализации информации о расходе по налогу на прибыль, текущем налоговом обязательстве, отложенных налоговых активах и обязательствах;

    — полноты и своевременности уплаты экономическим субъектом в бюджет налога на прибыль.

    При формировании мнения по финансовой отчетности аудитор должен получить и оценить доказательства по утверждениям, сделанным руководством аудируемого лица, по таким качественным аспектам, как существование, полнота, оценка и измерение, классификация, представление и раскрытие.

    Цель аудита финансовой отчетности в области налога на прибыль по качественным аспектам отчетности представлена в таблице 1.

    Таблица 1. Цели аудита финансовой отчетности в области налога на прибыль по качественным аспектам отчетности

    Иными словами, целью аудита формирования налогооблагаемой прибыли и расчетов с бюджетом по налогу на прибыль является подтверждение достоверности информации бухгалтерской и налоговой отчетности, которая является одним из главных критериев качественности информации.

    Цель аудита формирования налогооблагаемой прибыли и расчетов с бюджетом по налогу на прибыль достигается путем решения в ходе аудита следующих основополагающих задач по проверке:

    — соблюдения действующего законодательства в части формирования налогооблагаемой прибыли и расчетов с бюджетом по налогу на прибыль;

    — правильности оформления первичных документов, на основании которых начисляется налог на прибыль, определение необлагаемых налогами сумм, налоговых вычетов и льгот по налогу;

    — ведения в установленном порядке учета доходов (расходов) и объектов налогообложения;

    — правильности формирования налоговой базы, отсутствие неправомерно исключенных статей;

    — правильности расчета сумм, подлежащих уплате в бюджет;

    — правильности отражения задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль в учете и отчетности;

    — наличия представления в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций, а также документов, необходимых для исчисления и уплаты налога на прибыль;

    — полноты и своевременности уплаты налога на прибыль в бюджет.

    В оценке доказательств при проведении проверки налога на прибыль и обязательств перед бюджетом аудитор должен использовать следующие критерии:

    требования законодательно – нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету;

    требования налогового законодательства РФ по налогу на прибыль;

    требования международных стандартов финансовой отчетности.

    Источники формирования отчетной информации по налогу на прибыль представлены в таблице 2.

    Таблица 2. Источники формирования отчетной информации по налогу на прибыль

    Этапы аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на прибыль приведены в таблице 3.

    Таблица 3. Этапы аудита

    — оценка аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности);

    — анализ учетной политики;

    — составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур.

    — проведение аудиторских процедур;

    — сбор аудиторских доказательств;

    — оформление рабочих документов.

    — обобщение и оценка результатов аудита;

    — документальное оформление результатов.

    На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую стратегию аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита.

    Детальное планирование аудиторской работы помогает удостовериться в том, что важным областям аудита уделяется надлежащее внимание, а также координировать работу аудиторов и их ассистентов.

    Для успешного планирования аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом аудитору необходимо:

    — четко понимать цель, для которой будет использоваться информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора ;

    — обладать знаниями о бизнесе аудируемого лица;

    — дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры, необходимые для его снижения до минимально низкого уровня;

    — определить ключевые по значимости области проверки;

    — рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском;

    — составить детальную программу по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом, которая будет служить инструкцией для аудиторов и ассистентов, а также средством внутреннего контроля за надлежащим выполнением работы.

    Нормативная база, регулирующая аудит расчетов по налогу на прибыль

    При планировании и проведении аудита аудитору необходимо использовать следующие законодательные и иные нормативные акты:

    — Гражданский кодекс Российской Федерации.

    — Кодекс об Административных правонарушениях РФ.

    — Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг. Одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 25 от 22 апреля 2004 г.

    — Налоговый Кодекс Российской Федерации в действующей редакции, ч.1, ч2.

    — План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

    — Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Приказ Минфина России от 09.12.98 № 60н (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н от 30.03.2001 № 27н.)

    — Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Приказ Министерства финансов от 06.06.1999 г. № 43н.

    — Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально — производственных запасов» ПБУ 5/01. Приказ Министерства Финансов от 09.06.2001 г. № 44н.

    — Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н).

    — Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Приказ Минфина России от 06.05.99 № 32н (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 № 27н).

    — Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Приказ Минфина России от 06.05.99 № 33н; В ред. от 30.03.2001 № 27н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н).

    — Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000. Приказ Министерства Финансов РФ от 16.10.2000 г. № 91н.

    — Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов» ПБУ 15/01. Приказ Министерства Финансов РФ от 02.08.2001 г. № 60н.

    — Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Приказ Министерства Финансов РФ от 19.11.2002 г. № 114н.

    — Приказ МНС России от 11 октября 2003 г. № БГ-3-02/614. «Об утверждении налоговой декларации по налогу на прибыль и порядка ее заполнения».

    — Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2002 г. № 696.

    — Федеральный Закон РФ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

    — Федеральный Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ( в ред. #M12291 901865805Федеральных законов от 23.06.2003 г. N 76-ФЗ,#S #M12291 901881874от 08.12.2003 г. N 169-ФЗ, #S #M12293 0 901881874 1265885411 24575 579028153 350793391 3270468021 3111587680 4294967294 402865469##M12291 90188362от 23.12.2003 г. N 185-ФЗ, #S #M12291 90191338от 02.11.2004 г. N 127-ФЗ).

    Методология аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль

    Методика В. Газаряна

    Налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов, включаются в состав внереализационных расходов в суммах, начисленных предприятием за отчетный период, и в этих суммах они учитываются при налогообложении прибыли. Аудитор должен проверить правильность составления расчетов по указанным налогам (определение налогооблагаемой базы, применение ставок), провести арифметическую проверку расчетов. Суммы налогов, относимых на финансовые результаты, проверяются по данным налоговых расчетов (деклараций).

    Следует также обратить внимание на правильность и обоснованность отражения затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль и связанных с уменьшением налогооблагаемой базы. Для этого изучают законность и точность отнесения сумм расходов: на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение и освоение производства; на проведение природоохранных мероприятий; на содержание объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений; на благотворительные цели, экологические и оздоровительные фонды, общественным организациям, инвалидам и религиозным организациям.

    По мнению В. Газаряна аудиторская проверка расчетов по налогу на прибыль включает:

    1) Анализ ежеквартальных авансовых платежей на основе расчета налога за квартал, который должен основываться на выверке квартальных платежей по выпискам банка, документации по предварительным расчетам налога и анализе своевременности авансовых платежей во избежание последующих штрафов и пеней.

    2) Проверка расчета налога на прибыль за отчетный период. В ходе проверки аудитор должен осуществить следующие процедуры: сопоставить остатки по счету учета налога на прибыль с данными Главной книги; подготовить расчет по остаткам задолженности по налогу на прибыль и выверить остатки; проанализировать расчет налога на прибыль, сделанного клиентом, а также всех значительных расхождений между фактической и расчетной суммами налога на прибыль; обсудить с клиентом факторы, повлиявшие на расчет налога, определить причины различий между расчетной и фактической суммой налога, с их объяснением и отражением в документах; пересчитать и проверить правильность подсчетов; сверить авансы по налогу на прибыль по предварительной и окончательной сумме налога.

    3) Анализ задолженности по налогу на прибыль на основе результатов деятельности за отчетный период.

    Проверка фактической задолженности налога на прибыль на основе результатов операций будет включать: сверку прибыли до уплаты налогов по счету прибылей и убытков; сверку задолженности по налогу на прибыль с данными окончательной налоговой декларации; пересчет и проверку правильности задолженности налога на прибыль за год, с указанием правильности применения ставки налога и использования льгот, соответствия сроков уплаты налогов .

    Предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за отчетный период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной суммы указанного налога. Суммы, дополнительно причитающиеся в бюджет по квартальным расчетам, вносятся предприятиями в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам — в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год.

    В ходе проверки аудитор должен осуществить следующие процедуры:

    — сопоставление остатка по счету учета налога на прибыль с данными Главной книги;

    — подготовку расчета по остаткам задолженности по налогу на прибыль и выверку остатков;

    — анализ расчета налога на прибыль, сделанного клиентом, и всех значительных расхождений между фактической и расчетной суммами налога на прибыль;

    — обсуждение с клиентом факторов, повлиявших на расчет налога. Причина различий между расчетной и фактической суммой налога должна быть объяснена и отражена в документах;

    — пересчет и проверку правильности подсчетов;

    — сверку авансов по налогу на прибыль по предварительной и окончательной сумме налога.

    Анализ квартальных авансовых платежей, подготовленных на расчетах за отчетный период, должен основываться на выверке квартальных платежей по выпискам банка, документации по предварительным расчетам налога и анализе своевременности авансовых платежей во избежание последующих штрафов и пеней.

    Проверка фактической задолженности налога на прибыль на основе результатов операций будет включать:

    -сверку прибыли до уплаты налогов по счету прибылей и убытков;

    -сверку задолженности по налогу на прибыль с данными окончательной налоговой декларации;

    — пересчет и проверку правильности задолженности налога на прибыль за год с указанием правильности применения ставки налога и использования льгот, соответствия сроков уплаты налогов.

    Налог на прибыль и налоговые обязательства перед бюджетом могут проверяться независимо от уровня существенности, если аудитором получено специальное задание по проверки налога на прибыль.

    Технология аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль приведена в методических рекомендациях, авторы которых предлагают использовать специальные рабочие документы (тесты), представляющие собой таблицы, с определенными показателями, а проводить аудиторскую проверку в определенной последовательности.

    На первоначальном этапе осуществляется планирование аудиторской проверки, куда входят оценка рисков, определение уровня существенности, анализ учетной политики и составление программы аудита.

    Аудитор должен получить представление об учетной политике аудируемого лица и оценить влияние на прибыль имеющихся расхождений в методике бухгалтерского и налогового учета. Анализ учетной политики осуществляется с целью: установления расхождений в определении базы по расчету прибыли для бухгалтерского учета и для целей налогообложения из-за разницы в оценке и признании активов, обязательств, доходов и расходов; выявления постоянных и временных разниц при расчете прибыли; выявления ключевых по риску элементов; выражения мнения по вопросу применяемой учетной политики аудируемого лица для целей налогообложения.

    После анализа учетной политики, определяются «ключевые по риску области», вероятность ошибок в которых высока. Такие области, как правило, подлежат сплошной проверке, к ним могут быть отнесены: операции, неоднозначно трактуемые в законодательстве и сложные в понимании с точки зрения включения в налогооблагаемую базу операций со связанными сторонами; операции с различиями методами учета, определенных бухгалтерским и налоговым законодательством или учетной политикой; и т.п.

    На заключительном этапе планирования аудиторской проверки составляется программа аудита по существу в которой указываются — выбор аудиторских процедур, методы проведения проверки, рабочие документы и прочая необходимая информация.

    Методы проведения аудиторских процедур с целью получения достаточных и надлежащих по характеру аудиторских доказательств при проверке налога на прибыль состоят из: опроса персонала аудируемого лица; наблюдения; запроса и подтверждения; инспектирования первичных документов, учетных регистров, налоговых деклараций и другой документации; арифметических подсчетов; аналитических процедур.

    После составления программы, авторы предлагают провести аудит по существу – сбор достаточных и надлежащих аудиторских доказательств для выражения мнения и документирования этих доказательств. Аудитору предлагается самостоятельно определять объем документации по каждой конкретной работе и области аудита, руководствуясь своим профессиональным мнением.

    Форма и содержание рабочих документов аудита определяется характером аудиторского задания, требованиями к аудиторскому заключению, характером и сложностью деятельности аудируемого лица, состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, и прочими факторами. Рабочие документы аудитора, содержащие информацию по аудиту отдельного периода, относятся к текущим аудиторским файлам.

    Проведения аудита по существу заключается: в проверке правильности формирования доходов и расходов для целей определения финансового результата по другим разделам аудита, т.е. проверка правильности расчета прибыли (убытка) по правилам бухгалтерского учета: в проверке соблюдения положений налоговой политики по налогу на прибыль, действующему законодательству; в проверке правильности определения постоянных и временных разниц, налоговых активов и обязательств; в проверке правильности определения текущего налога на прибыль и чистой прибыли.

    В завершении необходимо обобщить и оценить результаты проверки. На данном этапе осуществляется анализ выполнения программы аудита, классификация выявленных ошибок и нарушений, обобщение и оформление результатов проверки, формулируются виды оговорок по налогу на прибыль для аудиторского заключения по финансовой отчетности. Аналитические процедуры на стадии завершения аудита должны документироваться аудитором, рабочими документами с отражением причины нарушений норм налогового законодательства по налогу на прибыль; налоговые последствия этих нарушений для аудируемого лица; практические рекомендации по устранению негативных последствий выявленных нарушений. Выявленные нарушения по налогу на прибыль должны быть классифицированы: по характеру действий, по характеру возникновения, по последствиям.

    Аудит налога на прибыль согласно лекционному

    материалу Г.Н. Михмель

    Данная методика достаточно проста и логична. Автором предлагается сгруппировать всю аудиторскую программу в последовательные этапы, которые будут служить инструкцией для планирования и проведения аудита:

    Является ли данное предприятие плательщиком налога на прибыль.

    Налогоплательщиками являются РФ и иностранные организации.

    Не являются налогоплательщиками налога на прибыль организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, организации, уплачивающие ЕНВД, ЕСХН, а также организации, уплачивающие налог на игорный бизнес.

    Проверка объекта налогообложения.

    Объектом налогообложения является прибыль.

    Проверка налоговой базы.

    При определении налогооблагаемой прибыли расчет должен вестись в денежном выражении. Налогооблагаемая прибыль исчисляется нарастающим итогом с начала года, согласно принятому в учетной политике методу признания доходов и расходов: метод начисления или кассовый метод.

    Проверка правильности применения налоговых ставок.

    С 1 января 2009 года ставка налога на прибыль установлена в размере 20% от прибыли.

    Причем на данном этапе аудитору необходимо учитывать:

    — если организация получила доход от источников в РФ, то ставка применяется в размере 20%;

    — если иностранная организация получила доход от сдачи транспортных средств в аренду, ставка 10%;

    — 9% — применяется при выплате дивидендов;

    — при получении дивидендов от иностранной компании или иностранной компанией ставка налога на прибыль берется в размере 15%.

    5. Проверка правильности расчета суммы налога.

    Налог на прибыль рассчитывается как произведение налоговой базы на ставку налога.

    Предприятия должны проводить расчет налога в налоговых регистрах, форма которых может быть установлена ФНС, либо разработана организацией самостоятельно.

    6. Проверка своевременности предоставления налоговой декларации по налогу на прибыль.

    Аудитору необходимо учитывать, что отчетным периодом являются квартал, полугодие и девять месяцев, а налоговым периодом – календарный год.

    Проверка правильности бухгалтерских операций по налогу на прибыль.

    Согласно ПБУ 18/02 из-за несовпадения принципов формирования доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете, возникают разницы: постоянные, временные и налогооблагаемые.

    Аудитору необходимо проверить правильность отнесения возникших разниц к той или иной группе, а также правильность отражения из на счетах бухгалтерского учета.

    Независимо от способов и методов проведения аудиторской проверки, все действия аудиторов направлены на достижение главной цели аудиторской проверки — формирование объективного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Это мнение и составляет содержание аудиторского заключения.

    Аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации [19,35].

    Аудиторское заключение по итогам проверки расчетов по налогу на прибыль должно содержать сведения о выявленных в процессе проверки: нарушениях учетной политики для целей налогообложения; недостатках в системе налогового учета и внутреннего контроля, которые привели или могут привести к нарушениям при расчете налога на прибыль и выполнению обязательств перед бюджетом; количественных отклонений при формировании базы по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством; искажениях в представлении и раскрытии информации по налогу на прибыль и обязательствам перед бюджетом в финансовой отчетности. В письменной информации аудитором должны быть даны ссылки на законодательные и нормативные акты, нарушения которых выявлены в ходе проверки, и даны предложения по устранению данных нарушений.

    В аудиторском заключении по существенным искажениям и ограничениям, влияющим на мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности, могут быть даны следующие оговорки, касающиеся налога на прибыль: по разногласиям относительно налоговой политики и методов налогового учета; по разногласиям относительно раскрытия информации по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом в финансовой отчетности; по событиям, возникшим после отчетной даты и условным фактам в хозяйственной деятельности связанным с обязательством перед бюджетом по налогу на прибыль; по существенным суммам занижения расхода по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом; по ограничениям в объеме.

    2.4 Обоснование выбранной методики

    Для проведения аудита расчетов по налогу на прибыль ООО «Тандем» будет принят за основу материал, изложенный в Методическиех рекомендациях по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг. В дополнение к нему будут использованы материалы метода В. Газаряна и Г.Н. Михмель.

    Следует учесть, что данные учета ООО «Тандем» приведены за 2005 год, поэтому ставка налога на прибыль будет учитываться в размере 24%.

    Аудит расчетов по налогу на прибыль ООО «Тандем»

    Общие сведения об организации

    Полное фирменное наименование исследуемого предприятия — Общество с ограниченной ответственностью “Тандем”, сокращено ООО «Тандем». Юридический и фактический адрес общества: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 144А.

    ООО «Тандем» состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Железнодорожному району г.Хабаровска.

    Идентификационный номер налогоплательщика — 272300007

    Основной государственный регистрационный номер — 1022720755587

    ООО «Тандем» образованно в 1999 году, в результате смены учредителей, путем продажи своей доли бывшего учредителя. В настоящее время учредителями общества являются 4 человека, имеющие равную долю по 25% каждый. Уставный капитал общества составляет 10000 рублей, а номинальная стоимость доли каждого участника соответственно 2500 руб. Уставный капитал учредителями внесен полностью.

    Все учредители общества являются так же его сотрудниками, занимая определенные должности. Один из учредителей общества, согласно учредительного протокола, по решению большинства голосов учредителей, возглавляет ООО «Тандем» в должности генерального директора.

    ООО “Тандем” занимается оптовой и розничной торговлей электронными компонентами, радиодеталями, измерительными приборами, светотехническими изделиями и т.п. Является дилерами на рынке данной продукции ведущих отечественных и зарубежных компаний и имеет соответствующие дипломы. Ежегодно совместно с дилерами и ведущими фирмами предприятие проводит семинары и выставки, где представлены наиболее интересные и новые товары, проводятся соответствующие технические лекции.

    Исходя из объема продаж организации, основным видом деятельности является оптовая торговля, доля которого в общем объеме продаж составляет 88 % за 2005 год.

    Оптовая торговля осуществляется через оптовый отдел, а в розницу через магазин, находящийся в том же здании.

    Численность сотрудников ООО “Тандем” составляет 30 человек.

    Основные покупатели – магазины и физические лица. Специфика товара довольна разнообразна. После окончательного согласования товаров (какой, в каком корпусе, какое количество), он заказывается у поставщика и в течении оговоренного времени поступает на предприятие и передается покупателям. Довольно часто товар отгружается в другие города, почтой, либо с привлечением транспортных, железнодорожных и авиа компаний.

    Вся работа предприятия автоматизирована. В работе используются разработанные специально для предприятия программы и внедренные в каждом отделе и на каждом участке работы. По существу это одна общая программа, только в каждом отделе представляет, нужную для данного участка структуру и данные. Так в оптовом отделе она называется – опт, предусамтривает работу со счетами, счет-фактурами, накладными и данные наличия товара на складе. На складе она называется склад, а складские работники заносят соответственно поступление, следят за остатками товара.

    Усовершенствование программного продукта, исключительные права на который получены не были, занимается программист, а за бесперебойной работой техники следит системный администратор, которые в штате ООО «Тандем» в настоящий момент не числятся и работают на договорной основе.

    В настоящее время предприятие находится на этапе расширения не только своих площадей, но и номенклатурного перечня. Осваиваются новые сегменты рынка, новые виды товаров.

    ООО «Тандем» имеет свой сайт в Интернете и в ближайшее время планирует начать работу через Интернет-магазин.

    Согласно действующего законодательства оптовая деятельность предприятия находится на общей системе налогообложения, а розничная торговля переведена на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

    3.2 Планирование аудиторской проверки

    Ознакомление с системой бухгалтерского и налогового учета ООО «Тандем» включило в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта: учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета; организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции; порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров; роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности; критические области учета, средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

    В ходе планирования аудиторской проверки было проверено соответствие организации системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта действующим нормативным документам, случаи нарушений выявлены не были.

    В начале планирования аудиторской проверки получено общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального знакомства, используя рекомендуемый методическими рекомендациями Тест «оценка системы учета и внутреннего контроля», надежность системы внутреннего контроля оценивается как «средняя».

    При определении внутрихозяйственного риска было установлено следующее: предприятие не имеет рискованных видов деятельности и нетрадиционных операций, не занимается внешнеэкономической деятельностью, не имеет дочерних и зависимых организаций, зависит от поставщиков, занимается двумя видами деятельности. Исходя из этого и анализируя особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой действует предприятие, опыт и квалификацию главного бухгалтера, а также сложность учитываемых хозяйственных операций, внутрихозяйственный риск можно оценить как низкий и принять его к расчету 50%.

    При общем знакомстве с системой внутреннего контроля на предприятие не было выявлено средств контроля. Принимая во внимание оценку системы учета и внутреннего контроля, система внутреннего контроля оценивается как низкая риск устанавливается 80%.

    Риск аудита принимается равным 5%, т.к. именно эта величина является наиболее часто употребляемой при аудите многих видов налогов.

    Риск необнаружения соответственно равен:

    И оценивается как низкий.

    Расчет уровня существенности, используемого в ходе аудиторской проверки, представлен в таблице 4, на основании данных формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

    Таблица 4 – Данные для расчета уровня существенности

    xreferat.com

    Это интересно:

    • Налог 13 за квартиру Можно ли пенсионеру вернуть подоходный налог 13% с покупки квартиры? Жильё можно построить, или, к примеру, принять в дар, а также можно купить. Существуют различные варианты приобретения, то есть: единовременный расчёт или ипотечная программа кредитования. И можно обнаружить применимую […]
    • Куда подавать заявление о приостановлении исполнительного производства Заявление о приостановлении исполнительного производства — пристава, куда подается Заявление о приостановлении исполнительного производства приставам применяется, когда одной из сторон ИП необходимо приостановить его, чтобы совершить действия, которые обеспечат приемлемое решение […]
    • Если у меня 2 квартиры какой налог Есть ли и какой налог на приватизированную квартиру (имущественный) и при продаже? Владельцы приватизированной квартиры кроме радости обладания заветными квадратными метрами порой сталкиваются и с рядом трудностей. И чтобы вопросы налогообложения не доставили неприятных сюрпризов, […]
    • Образец заявления на согласие на прописку Нужно ли разрешение от матери или отца, собственника на прописку ребенка? Без регистрации намного сложнее решать многие жизненные вопросы. Прописка ребенка сопровождается соблюдением ряда формальностей. У кого нужно получать добро на осуществление регистрационных действий, какие […]
    • Помощь для получения разрешения на оружие Медицинские справки на оружие В нашей стране совершеннолетним гражданам разрешено приобретать, хранить и носить газовое и огнестрельное оружие в целях самообороны. На охотничье огнестрельное оружие имеют право те, чья профессиональная деятельность связана с охотой. И в том, и в другом […]
    • Нужен патент для работы в россии Патент на работу для граждан Молдовы Мигранты из безвизовых стран, прибывая в Российскую Федерацию, могут без проблем устроиться на работу по особому документу – он называется патент. Молдова относится к таким странам, поэтому всем, кто решит поехать работать в Россию необходимо знать, […]
    • Сколько пенсия инвалидам с детства Какой размер пенсии у инвалидов детства 1, 2 и 3 группы? Особенности оформления пособий. Только некоторые дети – инвалиды в состоянии полностью справиться с заболеванием. Когда им исполняется восемнадцать лет, то встает необходимость в поиске трудового места, чтобы было на какие […]
    • Образец справки с работы для удо В России, с ее огромной территорией, подобного не наблюдается. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму […]