О правоохранительных органах рф закон

admin

ъБЛПОПДБФЕМШУФЧП П РТБЧППИТБОЙФЕМШОЩИ ПТЗБОБИ — ЬФП УПЧПЛХРОПУФШ ЪБЛПОПЧ Й ЙОЩИ РТБЧПЧЩИ БЛФПЧ тж Й УХВЯЕЛФПЧ тж, Б ФБЛЦЕ НЕЦДХОБТПДОЩЕ ДПЗПЧПТЩ, УПДЕТЦБЭЙЕ ОПТНЩ П РТБЧППИТБОЙФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ.

оПТНБФЙЧОЩЕ БЛФЩ ТБЪМЙЮБАФУС Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ АТЙДЙЮЕУЛПК УЙМЩ Й ЙИ УПДЕТЦБОЙС.

чУЕ ОПТНБФЙЧОЩЕ БЛФЩ РПДТБЪДЕМСАФУС ОБ ЪБЛПОЩ, ЛПФПТЩЕ РТЙОЙНБАФУС ЪБЛПОПДБФЕМШОЩНЙ ПТЗБОБНЙ ЧМБУФЙ тж Й ЕЕ УХВЯЕЛФБНЙ, Й РПДЪБЛПООЩЕ БЛФЩ, ЛПФПТЩЕ ЙЪДБАФУС ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ ПТЗБОБНЙ ОБ ПУОПЧЕ Й Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЪБЛПОБНЙ.

рП АТЙДЙЮЕУЛПНХ ЪОБЮЕОЙА ОПТНБФЙЧОЩЕ БЛФЩ РПДТБЪДЕМСАФУС ОБ:

— лПОУФЙФХГЙС тж — ЬФП ОПТНБФЙЧОЩК БЛФ ЧЩУЫЕК АТЙДЙЮЕУЛПК УЙМЩ. чУЕ ЙОЩЕ ОПТНБФЙЧОП-РТБЧПЧЩЕ БЛФЩ ДПМЦОЩ УППФЧЕФУФЧПЧБФШ лПОУФЙФХГЙЙ Й Ч УМХЮБЕ ОЕУППФЧЕФУФЧЙС ОПТНБФЙЧОЩК БЛФ УЮЙФБЕФУС ОЕДЕКУФЧЙФЕМШОЩН. лПОУФЙФХГЙС УМХЦЙФ ВБЪПК ЧУЕЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ;

— жЕДЕТБМШОЩЕ ЛПОУФЙФХГЙПООЩЕ ЪБЛПОЩ — РТЙОЙНБАФУС РП ЧПРТПУБН, ХЛБЪБООЩН Ч лПОУФЙФХГЙЙ, ХУФБОПЧМЕОБ УРЕГЙБМШОБС РТПГЕДХТБ ЙИ РТЙОСФЙС;

— жЕДЕТБМШОЩЕ ЪБЛПОЩ, РТЙОЙНБЕНЩЕ РП ЧПРТПУБН ПТЗБОЙЪБГЙК Й ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС РТБЧППИТБОЙФЕМШОЩИ ПТЗБОПЧ — ТБУЛТЩЧБАФ Й ДЕФБМЙЪЙТХАФ РПМПЦЕОЙС, ЙЪМПЦЕООЩЕ Ч лПОУФЙФХГЙЙ;

— лПОУФЙФХГЙЙ, ХУФБЧЩ Й ЪБЛПОЩ УХВЯЕЛФПЧ тж;

— хЛБЪЩ Й ТБУРПТСЦЕОЙС рТЕЪЙДЕОФБ тж РП ЧПРТПУБН ПТЗБОЙЪБГЙЙ Й ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС РТБЧППИТБОЙФЕМШОЩИ ПТЗБОПЧ, ЧИПДСЭЙИ Ч УЙУФЕНХ ЙУРПМОЙФЕМШОПК ЧМБУФЙ (нчд, жув, жуор);

— рПУФБОПЧМЕОЙС Й ТБУРПТСЦЕОЙС рТБЧЙФЕМШУФЧБ тж — ПОЙ ДПМЦОЩ УППФЧЕФУФЧПЧБФШ ОЕ ФПМШЛП лПОУФЙФХГЙЙ тж Й ЖЕДЕТБМШОЩН ЪБЛПОБН, ОП Й ХЛБЪБН рТЕЪЙДЕОФБ тж;

— чЕДПНУФЧЕООЩЕ БЛФЩ — ОПТНБФЙЧОЩЕ БЛФЩ НЙОЙУФЕТУФЧ Й ЧЕДПНУФЧ, ЙЪДБЧБЕНЩЕ УППФЧЕФУФЧХАЭЙНЙ ТХЛПЧПДЙФЕМСНЙ НЙОЙУФЕТУФЧ Й ЧЕДПНУФЧ, ЧЩРПМОСАЭЙИ РТБЧППИТБОЙФЕМШОХА ЖХОЛГЙА (нЙОЙУФЕТУФЧП АУФЙГЙЙ тж, нчд тж). ьФЙ БЛФЩ НПЗХФ ОБЪЩЧБФШУС ЙОУФТХЛГЙЕК, РТЙЛБЪПН, ТБУРПТСЦЕОЙЕН Й Ф.Р;

— пВЭЕРТЙЪОБООЩЕ ОПТНЩ НЕЦДХОБТПДОПЗП РТБЧБ Й НЕЦДХОБТПДОЩЕ ДПЗПЧПТЩ, ЛБУБАЭЙЕУС РТБЧППИТБОЙФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ЪБЛМАЮЕООЩЕ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У лПОУФЙФХГЙЕК тж Й ЖЕДЕТБМШОЩНЙ ЪБЛПОБНЙ ПФ ЙНЕОЙ тж Й ПДПВТЕОЙС Ч ХУФБОПЧМЕООПН РПТСДЛЕ РТЙПВТЕФБАФ ПВСЪБФЕМШОХА УЙМХ ОБ ЧУЕК ФЕТТЙФПТЙЙ тПУУЙЙ;

— бЛФЩ ЧЩУЫЙИ УХДЕВОЩИ ПТЗБОПЧ, ОЕ СЧМСАЭЙЕУС ЙУФПЮОЙЛБНЙ РТБЧБ, ОП ЙНЕАЭЙЕ ВПМШЫПЕ ЪОБЮЕОЙЕ ДМС ПУХЭЕУФЧМЕОЙС РТБЧППИТБОЙФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ: РПУФБОПЧМЕОЙС рМЕОХНБ чЕТИПЧОПЗП УХДБ тж, РПУФБОПЧМЕОЙС рМЕОХНБ чЩУЫЕЗП БТВЙФТБЦОПЗП УХДБ тж — ТБЪЯСУОЕОЙС РП ЧПРТПУБН УХДЕВОПК РТБЛФЙЛЙ, ПВСЪБФЕМШОЩЕ ДМС ЧУЕИ ОЙЦЕУФПСЭЙИ УХДПЧ ПВЭЕК АТЙУДЙЛГЙЙ ЙМЙ БТВЙФТБЦОЩИ. рПУФБОПЧМЕОЙС рМЕОХНБ чЕТИПЧОПЗП УХДБ ууут НПЗХФ ВЩФШ ДЕКУФЧХАЭЙНЙ Ч УМХЮБЕ ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙС ЙИ ДЕКУФЧХАЭЕНХ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧХ. рП ДБООПНХ ЧПРТПУХ НПЗХФ ВЩФШ ТБЪЯСУОЕОЙС рМЕОХНБ чЕТИПЧОПЗП УХДБ тж ЙМЙ рМЕОХНБ чЩУЫЕЗП БТВЙФТБЦОПЗП уХДБ тж. лТПНЕ ЬФПЗП, ЧЩУЫЙЕ УХДЕВОЩЕ ПТЗБОЩ РТЙОЙНБАФ БЛФЩ ПТЗБОЙЪБГЙПООПЗП ИБТБЛФЕТБ (рПМПЦЕОЙЕ П ОБХЮОП-ЛПОУХМШФБГЙПООПН УПЧЕФЕ, ХФЧЕТЦДЕООПЕ РПУФБОПЧМЕОЙЕН рМЕОХНБ чЕТИПЧОПЗП УХДБ тж);

— рПУФБОПЧМЕОЙЕ лПОУФЙФХГЙПООПЗП УХДБ тж РП ЧПРТПУБН УППФЧЕФУФЧЙС лПОУФЙФХГЙЙ тж ЛПОЛТЕФОЩИ ОПТНБФЙЧОП-РТБЧПЧЩИ БЛФПЧ П РТБЧППИТБОЙФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ.

дМС РТБЧЙМШОПЗП РТЙНЕОЕОЙС ОПТНБФЙЧОПЗП БЛФБ ПВСЪБФЕМШОП, ЮФПВЩ ПТЗБОЩ Й ДПМЦОПУФОЩЕ МЙГБ ЙНЕМЙ ЧПЪНПЦОПУФШ ТХЛПЧПДУФЧПЧБФШУС ФПЮОЩН, ОЕ ХУФБТЕЧЫЙН, ОЕЙУЛБЦЕООЩН ФЕЛУФПН УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП БЛФБ.

cde.osu.ru

О правоохранительных органах рф закон

Организация каждой из систем правоохранительных органов (суда, про­куратуры, ФСБ и др.) регулируется специальными законами федерального уровня. Важнейшими законами, регламентирующими организацию судебной системы, основные начала ее деятельности, являются, помимо Консти­туции РФ, Закон “О статусе судей в Российской Федерации”, Закон “О су­доустройстве РСФСР”, Федеральный закон “О судебной системе Россий­ской Федерации”. Два последних закона взаимодополняют друг друга, поскольку, хотя Закон о судебной системе был принят в 1996 году, а Закон о судоустройстве — в 1981 году, часть положений, закрепленных Законом о судоустройстве, не вошла в новый закон, не была им изменена и, следова­тельно, продолжает действовать в настоящее время.

Закон “О судебной системе РФ” закрепил понятие “судебная власть”, раскрыл его содержание, дал понятие и содержание основных принципов правосудия. В Законе определена судебная система Российской Федерации, компетенция судов, входящих в эту систему, их структура. В нем также ука­зано, как, в каком порядке назначаются судьи и на кого возлагается органи­зационное обеспечение деятельности судов.

Как уже указывалось, часть норм Закона “О судоустройстве РСФСР” продолжает действовать и в настоящее время. Это прежде всего относится к разделу 5 Закона, посвященному присяжным заседателям. В нем определя­ются требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их правовой статус. Действует и часть норм, подробно регламентирующих структуру су­дов общей юрисдикции, организацию их работы.

Закон “О статусе судей в РФ” закрепляет требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности, порядок отбора кандидатов, права и обязанности судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. В нем также определены органы судейского сообщества, их задачи, предусмотрены меры социальной защиты судей.

Помимо названных законов следует указать Федеральный конституци­онный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” и Феде­ральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Фе­дерации”. Первый определяет задачи, полномочия Конституционного Суда РФ, принципы деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ. В нем закреплен порядок образования Конституционного Суда РФ, его структура, особенности производства по отдельным категориям дел. Второй определяет компетенцию арбитражных судов, их систему, устанавливает структуру арбитражных судов всех звеньев, порядок работы, их организаци­онное обеспечение.

Организация и деятельность прокуратуры регламентируется Законом “О прокуратуре Российской Федерации”. Следует учесть, что в 1995 году в него были внесены настолько серьезные изменения и дополнения, что, п o существу, был принят новый закон. В Законе определены задачи и роль прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплена система органов прокуратуры РФ, структура каждого органа, установлен порядок назначения прокуроров, их компетенция, правовой статус, меры материаль­ного и социального обеспечения работников прокуратуры.

Организация органов безопасности определяется федеральными закона­ми: “О безопасности”, который дает понятие безопасности, перечисляет объ­екты безопасности и органы, которые обеспечивают безопасность, “Об орга­нах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”, “О внешней разведке”, “О федеральных органах правительственной связи и информации”, “О государственной охране”. Каждый из этих законов определяет цели и за­дачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию.

Задачи, компетенция, система и структура органов налоговой службы и налоговой полиции определяются законами “О государственной налоговой служ­бе в РСФСР” и “О федеральных органах налоговой полиции”. Таможенный ко­декс Российской Федерации устанавливает понятие таможенного дела, систему таможенных органов, их структуру, полномочия.

Нет специальных законов, регламентирующих организацию органов предварительного расследования. Эти органы наделяются полномочиями Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР.

Организация и деятельность органов внутренних дел и входящих в них подразделений регулируется рядом законов. В первую очередь это Закон “О милиции”, определяющий ее задачи, разделение на милицию обществен­ной безопасности и криминальную, подразделения, входящие в каждую из них, права и обязанности работников милиции. Организация, задачи и ком­петенция других подразделений регламентируется законами “О пожарной безопасности”, “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Рос­сийской Федерации” и некоторыми другими.

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

www.bibliotekar.ru

Правоохранительные органы. Шпаргалки (М. Б. Кановская, 2012)

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Правоохранительные органы». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • 1. Понятие правоохранительной деятельности
  • 2. Понятие правоохранительных органов
  • 3. Функции правоохранительных органов
  • 4. Нормативная база курса «Правоохранительные органы РФ»
  • 5. Конституция Российской Федерации – правовая основа деятельности правоохранительных органов
  • 6. Основные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов
  • 7. Законы, регламентирующие деятельность прокуратуры, органов безопасности, налоговой службы и органов внутренних дел
  • 8. Понятие судебной власти
  • 9. Суд как орган судебной власти
  • 10. Судебная система Российской Федерации
  • 11. Понятие судебного звена и судебной инстанции
  • 12. Понятие правосудия и его принципы
  • 13. Понятие судопроизводства
  • 14. Принципы правосудия
  • 15. Понятие законности
  • 16. Принцип осуществления правосудия только судом
  • 17. Принцип независимости судей
  • 18. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
  • 19. Презумпция невиновности
  • 20. Право на защиту
  • 21. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе
  • 22. Принцип гласности судопроизводства
  • 23. Принцип национального языка судопроизводства
  • 24. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия
  • 25. Охрана чести и достоинства личности
  • 26. Суды общей юрисдикции, их задачи и организация
  • 27. Районный (городской) суд, его компетенция
  • 28. Аппарат районного (городского) суда
  • 29. Канцелярии районного (городского) суда

Из серии: Зачет

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы. Шпаргалки (М. Б. Кановская, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Основные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов

Организация каждой из систем правоохранительных органов (суда, прокуратуры, ФСБ и др.) регулируется специальными законами федерального уровня. Важнейшими законами, регламентирующими организацию судебной системы, основные начала ее деятельности, являются помимо Конституции РФ закон «О статусе судей в Российской Федерации», закон «О судоустройстве РСФСР», Федеральный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Закон «О судебной системе РФ» закрепил понятие «судебная власть», раскрыл его содержание, дал понятие и содержание основных принципов правосудия. В законе определены судебная система Российской Федерации, компетенция судов, входящих в эту систему, их структура. В нем также указано, как, в каком порядке назначаются судьи и на кого возлагается организационное обеспечение деятельности судов.

Часть норм закона «О судоустройстве РСФСР» продолжает действовать и в настоящее время. Это, прежде всего, относится к разделу 5 закона, посвященному присяжным заседателям. В нем определяются требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их правовой статус. Действует и часть норм, подробно регламентирующих структуру судов общей юрисдикции, организацию их работы.

Закон «О статусе судей в РФ» закрепляет требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности, порядок отбора кандидатов, права и обязанности судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. В нем также определены органы судейского сообщества, их задачи, предусмотрены меры социальной защиты судей.

Помимо названных законов следует указать Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Первый определяет задачи, полномочия Конституционного Суда РФ, принципы деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ. Второй определяет компетенцию арбитражных судов, их систему, устанавливает структуру арбитражных судов всех звеньев, порядок работы, их организационное обеспечение.

kartaslov.ru

Законодательство о правоохранительных органах

1 . Законодательство о правоохранительных органах — это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и функционирование правоохранительных органов.
2. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты о правоохранительных органах подразделяются на:

• Конституцию РФ, которая имеет высшую юридическую силу. Все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции;
• федеральные законы (в т. ч. конституционные, принимаемые по указанным в Конституции вопросам), конституции, уставы и законы субъектов РФ;
• указы и распоряжения Президента РФ, которые чаще всего принимаются по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти (милиция, Федеральная служба безопасности РФ и т. п.);
• постановления и распоряжения Правительства РФ, которые должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ;
• акты министерств или ведомств (ведомственные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью (Министерство юстиции РФ. Министерство внутренних дел РФ и г. п.). Указанные акты могут иметь различные названия: инструкции, приказы, распоряжения и т. п.;
‘ общепризнанные нормы международного права и международные договоры РФ, касающиеся правоохранительной деятельности и имеющие большую юридическую силу, чем федеральные законы, и применяющиеся преимущественно перед последними.

Не являются источниками права, однако имеют большое значение для осуществления правоохранительной деятельности:

• разъяснения по вопросам судебной практики, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ в форме постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Указанные постановления обязательны для всех нижестоящих судов (постановления Пленума Верховного Суда РФ — для судов общей юрисдикции и военных судов, а постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ — для арбитражных судов). Применяются также и постановления Пленума Верховного Суда СССР, если они не противоречат действующему законодательству и по затрагиваемым ими вопросам не даны иные разъяснения Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с их компетенцией. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ принимают также и акты организационного характера (например, Положение о Научно-консультационном совете, утвержденное постановлением Пленума Верховного Суда РФ);
• постановления Конституционного Суда РФ. касающиеся вопросов соответствия Конституции РФ определенных нормативно-правовых актов о правоохранительной деятельности.

3. Классификация нормативно-правовых актов о правоохранительных органах в зависимости от их содержания:

• акты общего характера: Конституция РФ, Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.92 (в ред. от 25.07.2002) и т. п. Указанные акты имеют значение для организации и функционирования всех правоохранительных органов, определения принципов правоохранительной деятельности. Так, Конституция РФ определяет основные (конституционные) права и свободы личности (гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»), многие из которых имеют прямое отношение к правоохранительной деятельности (право на жизнь и личную неприкосновенность, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. п.). Кроме того, гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть» определяет основные принципы организации, функционирования и комплектования судебных органов. Важное значение имеют и другие положения Конституции РФ;
акты о правосудии ч судебной власти: Федеральные конституционные законы «О судебной системе РФ» от 31.12.96 (в ред. от 15.12.2001) и «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.94 (в ред. от 15.12.2001), Закон Российской Федерации «О статусе судей» от 26.06.92 (в ред. от 15.12.2001) и т. п. Указанные акты определяют общие принципы осуществления правосудия, вопросы организации и функционирования судебной власти, принципы и порядок осуществления конституционного контроля, вопросы статуса судей и пр.;
акты об организационном обеспечении деятельности судов, органах, осуществляющих эту деятельность, их организации и функционировании: уже упоминавшиеся Законы «О судебной системе РФ», «О Конституционном Суде РФ», Федеральные законы «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» от 08.01.98, «О судебных приставах» от 21.07.97 (в ред. от 07.11.2000), «О третейских судах» от 24.07.2002, «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14.03.2002 и т. п. Указанные акты направлены на обеспечение нормальных условий функционирования судебной системы;
акты о прокуратуре и прокурорском надзоре: Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17.01.92 (в ред. от 25.07.2002), Положение о военной прокуратуре, принятое Верховным Советом СССР 04.08.81, и т. п. Указанные акты определяют организацию, порядок формирования и полномочия органов прокуратуры, принципы, порядок осуществления прокурорского надзора, средства-прокурорского реагирования, статус прокурорских работников и другие вопросы прокурорского надзора и прокуратуры;
акты о выявлении и расследовании преступлений: Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 (в ред. от 25.07.2002), Закон Российской Федерации «О милиции» от 18.04.91 (в ред. от 25.07.2002), Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» от 03.04.95 (в ред. от 25.07.2002) и мн. др. Эта группа нормативных актов определяет вопросы организации и деятельности большого круга органов по выявлению и расследованию преступлений (милиции, ФСБ, следователей прокуратуры, налоговой полиции и т. п.), их полномочия и обязанности в сфере выявления и расследования преступлений, процедуру расследования преступлений;
акты об организации юридической помощи: Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые Верховным Советом РФ 11.02.93 (в ред. от 30.12.2001), Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ и др. Эти акты регулируют вопросы организации и деятельности различных органов, оказывающих юридическую помощь (адвокатура, нотариат), определяют полномочия, права и обязанности указанных органов.

opokar.peterlife.ru

Электронная библиотека

Источниками курса «Правоохранительные органы» являются законодательные и другие нормативно-правовые акты, определяющие задачи, функции, структуру, порядок организации и деятельности правоохранительных органов. Они составляют правовую основу организации и деятельности указанных органов.

Среди многочисленных источников данного курса есть те, которые обладают наибольшей юридической силой, например Конституция РФ, и такие, которые распространяют свое действие на весьма узкий круг лиц (ведомственные инструкции и т.п.).

Традиционно все нормативно-правовые акты, регулиру­ющие деятельность правоохранительных органов можно клас­сифицировать по нескольким основаниям.

Если взять за основу содержание нормативно-правовых актов о правоохранительных органах, то их можно разделить на следующие группы»:

1) акты общего действия;

2) акты, регламентирующие деятельность органов прокура­туры;

3) акты, регламентирующие организацию и деятельность органов, осуществляющих охрану безопасности и правопорядка;

4) акты, регламентирующие организацию выявления и расследования преступлений;

5) акты об организации юридической помощи в Россий­ской Федерации.

К актам общего действия относятся:

1) международно-правовые акты, регламентирующие стандарты в области юстиции, положения о правах и свободах человека и гражданина, вовлеченного в сферу деятельности правоохранительных органов и т.д. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. К числу таких актов следует отнести Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейскую конвенцию прав и свобод человека и гражданина, Основные принципы, касающиеся роли юристов, Основные положения о роли адвокатов, Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, Резолюцию Экономического и Социального совета ООН от 24 мая 1989 г. № 1989/60, Процедуры эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов, Европейскую хартию о законе «О статусе судей», итоговый документ семинара «Европейская хартия о статусе судей в общем судебном пространстве Совета Европы», законодательство о Европейском суде по правам человека и др.;

2) Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой и носит общий универсальный характер, имеет прямое действие на всей территории РФ. Конституция РФ, устанав­ливая основы государственного строя, закрепляет самостоя­тельность судебной власти, ее основы, определяет построение судебной системы, основные принципы, касающиеся вопро­сов организации судоустройства и осуществления правосудия, Другие вопросы, касающиеся отдельных сторон деятельности правоохранительных органов (ст. 2, 15, 19, 22, 24, 29, 48, 49, 122 и др.).

Акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах, обеспечивающих деятельность судов, определяют структуру судебной власти, основные прин­ципы ее организации и деятельности, задачи и компетенцию судебных органов в Российской Федерации, деятельность ор­ганов судейского сообщества, правовой статус судей и т.д. К данной группе актов относятся федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», федеральный закон от 17 декаб­ря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», федеральный конституционный за­кон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и др.

В актах, регламентирующих деятельность органов прокура­туры, установлена система органов прокуратуры в Российской Федерации, порядок их деятельности и полномо­чия, отрасли прокурорского надзора, правовой статус прокурор­ских работников, средства прокурорского реагирования. К ис­точникам данной группы относятся: решение о Координацион­ном совете генеральных прокуроров государств – участников

Содружества Независимых Государств, федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» с изменениями и дополнениями в редакции от 24.07.2007 № 214-ФЗ, приказы Генерального прокурора РФ и др.

В актах, регламентирующих организацию и деятельность органов, осуществляющих охрану безопасности и правопорядка в Российской Федерации, установлены задачи и функции органов обеспечения безопасности и правопорядка, их структура, полномочия, основные направления деятельно­сти и т.д. К данной группе нормативно-правовых актов отно­сятся федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об орга­нах федеральной службы безопасности», закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 949 «Об утверждении Положения о Совете безопасности Российской Федерации», закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и др.

В актах, регулирующих организацию выявления и расследования преступлений, регламентированы вопросы, касающиеся осуществления оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования, органы, полномочные осуществлять данные виды деятельности, порядок проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий и т.д. Сюда отнесены такие нормативно-правовые акты, как Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 де­кабря 2001 г. № 174-ФЗ, федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», феде­ральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и др.

В актах об организации юридической помощи в Россий­ской Федерации регули­руется порядок организации органов, оказывающих юриди­ческую помощь в Российской Федерации, их полномочия и основные задачи, виды оказываемой юридической помощи, правовой статус лиц, оказывающих юридическую помощь, и т.д. К данной группе могут быть отнесены такие акты, как федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1, закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и т.д.

В основу другой классификации нормативно-правовой базы курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» положена юридическая сила нормативно-правовых актов. По юридической силе все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации, могут быть разделены на следующие группы:

1) Конституция РФ;

2) международно-правовые акты;

4) указы и распоряжения Президента РФ;

5) постановления и распоряжения Правительства РФ;

6) ведомственные правовые акты – акты министерств, ве­домств и служб.

Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Она определяет основы деятельности правоохранительных ор­ганов, регулирует вопросы, касающиеся построения судебной системы, и некоторых других правоохранительных органов. Конституция РФ принимается в особом порядке всенародным голосованием (референдумом), является наиболее стабильным актом, выступает в качестве основного закона.

Нормы Конституции РФ не могут быть изменены какими-либо законами. Все другие нормативно-правовые акты, за ис­ключением международных актов, содержащих общепризнан­ные принципы и нормы международного права, являются актами более низкого уровня и должны соответствовать поло­жениям Конституции РФ.

Международно-правовые акты содержат общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, касаются вопросов организации и деятельности правоохранительных органов, стандартов в области обеспечения и соблюдения прав человека, вовлеченных в деятельность этих органов.

Законы регулируют все важнейшие стороны пра­воохранительной деятельности в Российской Федерации. За­конодательные акты имеют следующую иерархию:

1) федеральные законы, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания РФ, утверждаемые Советом Федерации и подписываемые Президентом РФ. Они, в свою очередь, могут быть разделены на:

· федеральные конституционные законы – их издание осуществляется в силу прямого предписания Конституцией РФ и по вопросам, указанным в ней. Как правило, это наиболее важные вопросы, касающиеся построения судебной системы РФ. К числу федеральных конститу­ционных законов, составляющих правовую основу деятельности правоохранительных органов в РФ, относятся федеральные конституционные законы от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Феде­рации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

· федеральные законы. К их числу относятся все остальные законы, принимаемые на федеральном уровне: федеральные законы «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» и многие другие;

2) законодательство субъектов РФ:

· конституции и уставы субъектов РФ;

· законы субъектов РФ, регулирующие вопросы, относящиеся к правоохранительной деятельности. К числу таких законов следует, например, отнести закон Хабаровского края от 30.07.2003 № 134 «О порядке согласования назначения на должность прокурора Хабаровского края», закон Хабаровского края от 26.09.2000 № 247 «О создании судебных участков в Хабаровском крае и утверждении их состава» (ред. от 27.10.2004), закон Хабаровского края от 26.04.2000 № 199 (ред. от 28.02.2007) «О мировых судьях в Хабаровском крае» и др.

При этом следует отметить, что все наиболее важные вопросы, касающиеся устройства и деятельности правоохранительных органов, отнесены в силу ст. 71 Конституции РФ к исключительной компетенции Российской Федерации. Законодательство же субъектов РФ может регламентировать только те вопросы, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Применительно к правоохранительной сфере такими вопросами в соответствии со ст. 72 Конституции РФ являются:

1) защита прав и свобод человека и гражданина;

2) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

3) административное и административно-процессуальное законодательство;

1) кадры судебных и правоохранительных органов;

2) адвокатура и нотариат.

Регулирование законодательством субъектов РФ вопросов, относящихся к совместному ведению субъектов РФ и Россий­ской Федерации, осуществляется в соответствии с положени­ями федеральных законов. Законы субъектов РФ не могут про­тиворечить федеральным законам.

Указы и распоряжения Президента РФ издаются в случае необходимости обеспечения исполнения требований Конституции РФ и феде­рального законодательства по вопросам, относящимся к правоохранительной деятельности. Содержание указов и распоряжений Президента РФ всегда определяется Конституцией РФ и законами. Как правило, указы Президента РФ издаются по вопросам, не регламентированным законодательными актами.

К числу актов президентского нормотворчества, касающихся организации и деятельности правоохранительных ор­ганов, относятся, например: указ Президента РФ от 29 мая 2006 г. № 527 «О внесении изменения в указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», указ Президента РФ от 29 мая 2006г. №530 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на бланках и печатях мировых судей в Российской Федерации», указ Президента РФ от 18 апре­ля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоох­ранительных органов по борьбе с преступностью» (с изм. и доп. от 25 ноября 2003 г.) и др.

Часть указов Президента РФ носит индивидуальный харак­тер: ими назначаются на должность федеральные судьи и иные должностные лица правоохранительных органов. Указы и распоряжения Президента РФ не могут противоречить положе­ниям Конституции РФ и законов.

Постановления и распоряжения Правительства РФ издаются по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, более детально регламентируют вопросы, установленные законодательными актами, создают механизм реализации отдельных правовых норм и институтов.

К числу таких актов Правительства РФ следует отнести, на­пример: постановление Правительства РФ от 27 октября 2005 г. № 647 «О возмещении судьям, должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов или членам их семей ущерба, причиненного уничтожением или повреждением их имущества в связи со служебной деятельностью», постановление Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» (с изм. от 26 февраля 2006 г.), постановление Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1133 «О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации» (с изм. и доп. от 19 апреля 1999 г.), поста­новление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 «О разме­ре оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дозна­ния, органов предварительного следствия, прокурора или су­дьи» и др.

Правительственные акты не должны противоречить вышестоящим правовым актам.

Ведомственные правовые акты – акты министерств, ве­домств и служб – издаются руководителями соответству­ющего уровня. К числу таких актов относятся инструкции, приказы, распоряжения, указания и т.д. Они детально и при­менительно к той или иной сфере, тому или иному ведомству регулируют вопросы, уже затронутые в вышестоящих норма­тивно-правовых актах, определяющих правоохранительную деятельность в Российской Федерации. Ведомственные норма­тивно-правовые акты не должны противоречить предписаниям актов, имеющих высшую юридическую силу.

К числу ведомственных нормативно-правовых актов относятся приказы, ука­зания и распоряжения:

· Генеральной прокуратуры РФ и Генераль­ного прокурора РФ (приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005г. №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений», приказ Генеральной прокуратуры РФ и Минобороны РФ от 30 декабря 2002 г. № 1079к/510 «О дополнительных оплачиваемых отпусках за выслугу лет федеральных государственных служащих органов военной прокуратуры», приказ Генерального прокурора РФ и Минобороны РФ от 30 декабря 2002 г. № 1080к/511 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации от 23 января 2001 г. № 48к/42 «Об оплате труда федеральных государственных служащих, а также работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности военных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов Российской Федерации, городов и районов»);

· Министерства юстиции РФ (приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. № 178 «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности» (с изм. и доп. от 30 августа 2005 г., 28 февраля 2006 г.), приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. № 179 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» (с изм. и доп. от 1 августа 2005 г.), приказ Минюста РФ от 2 декабря 2003 г. № 306 «Об утверждении Порядка ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой» (с изм. и доп. от 1 августа 2005 г., 1 марта 2006 г.), приказ Минюста РФ от 29 июля 2002 г. № 211 «Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 1 марта 2006 г. и др.).

libraryno.ru

Это интересно:

  • Адвокат юрисконсульт В последние годы в России профессия юриста является одной из наиболее популярных из списка всех специальностей. Узнайте, чему же все-таки учат на соответствующих факультетах, в чем будет заключаться ваша работа и легко ли трудоустроиться. Профессия «юрист» подразумевает огромный спектр […]
  • День борьбы за ликвидацию нищеты «Борьба за ликвидацию нищеты — один из основных моральных вызовов нашего времени — не может оставаться целью единиц; она должна стать призванием многих. В этот Международный день борьбы за ликвидацию нищеты я настоятельно призываю всех присоединиться к этой борьбе. Вместе мы можем […]
  • Правила техники безопасности на охоте "Техника безопасности — это учебник по выживанию в обществе, полностью приспособленном для самоуничтожения".(Притча). Правила техники безопасности на охоте Главным условием безопасности является твердое знание, и четкое выполнение настоящих правил, строгая дисциплина всех охотников при […]
  • Правила соревнований по спортивному ориентированию Утверждены Президиумом Федерации спортивногоориентирования России 21 апреля 2004 года Вводятся в действие с 1 июля 2004 года Настоящие Правила разработаны с учетом действующих Правил Международной федерации ориентирования (IOF - ИОФ). По данным Правилам проводятся все соревнования по […]
  • Закон україни про податок на нерухоме майно Податок на нерухоме майно - 2018 Головне пpо податок на нерухоме майно: 1. Об'єкт оподаткування 2. Платники 3. База оподаткування 4. Пільги 5. Ставки податку 6. Обчислення податку:6.1. Фізичними особами. 6.2. Юридичними особами. 6.3. У разi зміни власності. 7. Сплата […]
  • Возмещение земельного налога Официальный сайт Кричевского УКПП "Коммунальник" Просмотров: 285 Автор: Admin Дата: 2-03-2018, 15:54 О возмещении земельного налога Кратко о возмещении нанимателями, собственниками жилых помещений, нежилых помещений суммы земельного налога Наниматели, собственники жилых […]
  • Приказ 587 мвд рф новая редакция Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ МВД РФ от 29.06.2005 N 511 (ред. от 15.10.2012 с изменениями, вступившими в силу с 24.02.2013) "ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В […]
  • Приказ годовая инвентаризация Руководства, Инструкции, Бланки Новые файлы приказ на годовую инвентаризацию образец Приказ на инвентаризацию образец 2015 Приказ на инвентаризацию образец 2014 скачать бесплатно Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации. Форма ИНВ-22. […]