Обжалование третейских судов

admin

Оспаривание решений третейских судов

Судебная система загружена и требует принятия мер по снижению нагрузки, в связи с чем, по некоторым категориям споров вводится обязательный досудебный порядок разрешения споров, создаются третейские суды для разрешения споров между субъектами предпринимательской деятельности.

Альтернативой, которая была угодна и судебной системе, и субъектам предпринимательской деятельности, стали третейские суды. Третейская оговорка, соглашение обязывает стороны решать возникающие споры в определенном третейском суде, которые могут быть образованы торговыми палатами, общественными объединениями, организациями и юридическими лицами. Нужно понимать, что третейская оговорка не может быть абсолютной, и существуют ограничения, нарушение которых влечет недействительность соглашения:

  • Третейские суды не могут рассматривать публичные дела.
  • Соглашением могут быть охвачены определенные или все споры.
  • Третейское соглашение составляется в письменной форме и по требованиям ст. 7 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».
  • Третейское соглашение имеет множество преимуществ, однако основная часть недостатков связана со стадией обжалования. Третейская оговорка может быть расширительной, то есть представлять собой альтернативу судебному разбирательству в арбитражном суде или суде общей юрисдикции при этом, не ограничивая права сторон на судебную защиту, или же безальтернативной. В таком случае стороны обязуются разрешать споры в определенном третейском суде, тем самым добровольно ограничивают право на судебную защиту. Более того, соглашение может содержать положение, согласно которому решение третейского суда обжалованию не подлежит или же такое положение может быть отражено в самом регламенте суда.

    Основания оспаривания в отсутствие права на обжалование

    Однако существуют основания, по которым решение третейского суда стороны вправе обжаловать вне зависимости от вида оговорки:

    1. Суд вынес решение по спору, который не отнесен к его компетенции в силу соглашения или ФЗ № 102-ФЗ.
    2. Решение вынесено составом суда, несоответствующим требованиям соглашения (отсутствие юридического образования у судьи, его заинтересованность в деле и т.д.).
    3. Существенное нарушение процессуальных прав стороны (ненадлежащее извещение, ограничение в доступе к ознакомлению с доказательствами и т.д.).
    4. Нарушение основополагающих принципов российского права.

    Нарушение основополагающих принципов

    Стоит отметить, что последнее из перечисленных оснований пользуется особой популярностью при мотивировании заявления в суд об отмене решения третейского суда, так как предполагает дачу оценки действиям суда, что предопределяет выявление таких обстоятельств, как компетентность суда, независимость, самостоятельность, соблюдение прав сторон. При этом, следует учесть, что в соответствии со ст. 46 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» при выдаче исполнительного листа суд не вправе исследовать и пересматривать обстоятельства дела по существу. Аналогичная позиция изложена в Информационном письме Президиума ВАС РФ № 96 от 22 декабря 2005г.

    Отсутствует законодательное отражение вопроса, что стоит относить к основополагающим принципам, думается, прежде всего, конституционные: правосудие, законность, равенство форм собственности, приоритет прав и свобод человека, свобода экономической деятельности, защита частной собственности и иные. Однако практически любое нарушение законодательства можно свести к общеправовому принципу законности, что весьма расширяет основания оспаривания решения третейского суда. Это утверждение следует анализа п. 1 ст. 6 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», согласно которому третейские суда обязаны при рассмотрении и принятии решения руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами, иными законодательными и подзаконными актами.

    Отсутствие конкретного перечня нарушений, отражающего основополагающие принципы, приводит к казусам. К примеру, не вполне ясно, можно ли считать неправильное применение норм материального права нарушением принципа законности. Так, по одному из дел третейский суд вынес решение, которое в дальнейшем было отменено арбитражным судом ввиду нарушения принципа законности. Однако кассационный суд это определение отменил, пояснив, что арбитражный суд признал решение третейского суда нарушающим принцип законности, так как третейский суд неправильно применил нормы законодательства о кредитовании и валютном регулировании. Между тем, в компетенцию арбитражного суда не входит проверка правильности применения норм, суд лишь проверяет соблюдение третейским судом основополагающих, наиболее императивных принципов права. Более того, исходя из ст. 18 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» принцип законности, прежде всего, охватывает соблюдение судом процессуальных прав и обязанностей сторон. К таким существенным процессуальным нарушениям следует отнести, например, ненадлежащее уведомление ответчика, что в дальнейшем лишило его права на судебную защиту (к примеру, Определение Арбитражного суда Свердловской области от 12 апреля 2007 г. по делу № А60-3309/07).

    Несмотря на такое жесткое ограничение в компетенции суда, как показывает судебная практика, арбитражный суд все же вправе рассматривать вопрос действительности третейской оговорки в качестве отдельного требования (например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 апреля 2007 г. по делу А60-2497/07).

    Услуги фирмы «BRACE»

    Специалисты BRACE принимают участие не только в государственных судах в качестве представителей, но и многих третейских судах, в том числе МКАС, МАК. В перечень оказываемых услуг входит:

    • Оценка и анализ рисков разрешения спора в третейском суде.
    • Подготовка документов для подачи в третейский суд.
    • Консультирование и сопровождение доверителя при ведении переговоров с противоположной стороной дела.
    • Подбор доказательств и определение позиции доверителя.
    • Непосредственное участие в судопроизводстве.
    • Правовая помощь при исполнительном производстве/ оспаривание решения.
    • brace-lf.com

      108. Третейские суды. Оспаривание решений третейских судов.

      Третейский суд — постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее — третейский суд для разрешения конкретного спора);

      Деятельность третейских судов в РФ регулируется ФЗ от 2002 О третейских судах в РФ.

      В третейский суд может по соглашению сторон передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено ФЗ.

      В настоящее время данное положение ФЗ понимается достаточно широко. Так, недавно принятым Постановлением КС РФ определено следующее:

      Указание на гражданско-правовой характер спора как критерий его возможного разрешения посредством третейского разбирательства означает, что в системе действующего правового регулирования не допускается передача на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, а также дел, рассматриваемых в порядке особого производства, не отвечающих традиционным признакам споров о праве (дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и др.). Такое ограничение сферы компетенции третейских судов связано с природой гражданских правоотношений, которые основаны на признании равенства участников.

      При этом порядок третейского судопроизводства содержит ссылки на возможность взаимодействия третейского суда с арбитражным (например, при применении обеспечительных мер и принудительного исполнения решений третейского суда), поскольку третейский суд не имеет механизма для принудительного исполнения принимаемых им решений.

      В РФ могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

      Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юр лицами.

      К позитивным моментам разрешения споров третейскими судами можно отнести:

      2) возможность выбирать судей (арбитров), которые будут рассматривать спор в соответствии с их опытом и профессиональными знаниями;

      3) незамедлительное вступление решения суда в силу.

      К отрицательным моментам разрешения споров третейскими судами следует отнести:

      1) затратность третейского разбирательства по сравнению с разбирательством в государственном суде;

      2) возможные осложнения с обжалованием решений третейского суда, как то:

      — ограниченный круг лиц, имеющих право на обжалование решений третейского суда (третьи лица такого права не имеют)

      — перечень оснований для обжалования решений третейского суда направлен на соблюдение процедурных требований, а не на защиту материальных либо процессуальных прав;

      — обжалование решений третейского суда возможно лишь в том случае, если стороны не договорились, что решение третейского суда не оспаривается и является окончательным;

      К отрицательным моментам можно отнести также отсутствие у третейских судей или организаций, при которых действуют третейские суды, какой-либо специальной ответственности за заведомо неправильное или ошибочное решение.

      Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения (в письменной форме).

      Так, третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников. Третейский судья также не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства.

      Правовая природа решений третейских судов:

      — не является общеобязательным актом;

      -принудительное исполнение решения третейского суда не может быть осуществлено без процедуры его признания со стороны компетентного государственного суда;

      — решение третейского суда не обладает преюдициальным эффектом;

      — решение третейского суда не может быть обжаловано в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

      Обжалование решений третейских судов

      Обычно принято и провозглашено решение третейского суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Вместе с тем, законодатель установил случаи, когда решение третейского суда может быть обжаловано сторонами, третьими лицами, а также лицами, которые не принимали участие в деле, в случае если третейский суд решил вопрос об их правах и обязанностях, в компетентный суд в соответствии с установленными законом подведомственности и подсудности дел.

      Так, решение третейского суда, принятое в отношении споров, возникших из хозяйственных правоотношений, обжалуются в местного хозяйственного суда, соответственно, процессуальный порядок обжалования решения третейского суда и выдача исполнительного документа на принудительное исполнение такого решения, урегулированы разделом XIVі ХПК от 6 ноября 1991 г.

      В случае оспаривания решения международного коммерческого арбитража, если место арбитража находится на территории Украины, компетентными судами являются районные, районные в городах, городские и горрайонные суды по месту нахождения арбитража. Оспаривания сторонами таких решений в суд осуществляется согласно международного договора и/или Закона Украины «О международном коммерческом арбитраже».

      Компетентным судом по обжалованию решений всех других третейских судов, принятых по результатам рассмотрения споров, возникающих из гражданских правоотношений, является местный общий суд в порядке гражданского судопроизводства (ст. 2 Закона № 1701-IV, ч. 4 ст. 15 ГПК).

      Процессуальном порядке обжалования решений третейских судов посвящена гл. 1 разд. Vii ГПК.

      Средством возбуждения производства по оспариванию решения третейского суда заявление об отмене решения третейского суда, которая подается в суд по месту рассмотрения дела третейским судом.

      Соответствующее заявление должно быть подано в течение трех месяцев со дня принятия решения третейским судом в случае ее представления сторонами, третьими лицами, а если в суд обращаются лица, которые не принимали участия в деле, но третейский суд решил вопрос об их правах и обязанностях, — в течение трех месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о принятии решения третейским судом.

      Заявление, поданное после истечения указанного срока, остается без рассмотрения, если суд не найдет оснований для возобновления срока по заявлению лица, которое ее подало.

      Заявление об отмене решения третейского суда подается в письменной форме и подписывается лицом, которое его обжалует, или его представителем.

      Согласно ст. 3892 ЦБ К в заявлении должны быть указаны: 1) наименование суда, в который подается заявление; 2) имя (наименование) лица, подающего заявление, а также имя (наименование) ее представителя в случае подачи заявления представителем, их место жительства (пребывания) или местонахождение; 3) имя (наименование) участников третейского разбирательства, их место жительства (пребывания) или местонахождение; 4) наименование и состав третейского суда, принявшего решение; 5) сведения о решении третейского суда, которое обжалуется, а именно: номер дела, дата и место принятия решения, предмет спора, содержание резолютивной части решения; 6) дата получения лицом, которое обращается с заявлением, решение третейского суда, которое обжалуется; 7) основание для обжалования и отмены решения третейского суда; 8) содержание требования лица, подающего заявление; 9) перечень документов и других материалов, которые преодолеваются к заявлению; 10) другие сведения, если они имеют значение для рассмотрения этого заявления (номера средств связи, факсов, адреса электронной почты сторон и третейского суда и т.п.).

      Также к заявлению об отмене решения третейского суда преодолеваются: 1) оригинал решения третейского суда или должным образом заверенная его копия (копия решения постоянно действующего третейского суда заверяется председателем последнего, копия решения третейского суда для разрешения конкретного спора — нотариально); 2) оригинал третейского соглашения или надлежащим образом заверенная ее копия; 3) документы, представленные в обоснование оснований для отмены решения третейского суда; 4) документ, подтверждающий уплату судебного сбора; 5) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя; 6) копии заявления об отмене решения третейского суда и приложенных к нему документов в соответствии с количеством участников судебного разбирательства.

      Если заявление об отмене решения третейского суда не отвечает требованиям о ее форме и содержанию, а также в случае неуплаты суммы судебного сбора судья определением возвращает ее лицу, которое ее подало, оставляет соответствующее заявление без движения в порядке, установленном ст. 121 ГПК.

      Кроме того, выяснив, что: поданное заявление не подлежит рассмотрению в судах в порядке гражданского судопроизводства; в производстве этого или другого суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям; после смерти физического лица, а также в связи с прекращением юридического лица, которые являются одной из сторон по делу, спорные правоотношения не допускают правопреемства (пункты 1,3,5 ч. 2 ст. 122 ГПК), судья выносит определение об отказе в открытии производства по делу. Аналогичное определение судья выносит и в случае, если решение третейского суда обжаловано по основаниям, не предусмотренным законом, а именно указанных в ст. 51 Закона № 1701-1V.

      Получив надлежащим образом оформленное заявление об отмене решения третейского суда и проверив законность оснований ее представления, суд открывает производство по делу и начинает подготовку дела к рассмотрению. В частности, суд до начала рассмотрения дела по ходатайству кого-либо из участников судебного разбирательства может истребовать материалы дела третейского разбирательства, решение по которому обжалуется, а также доказательства в порядке, установленном ГПК. В случае истребования дела третейского разбирательства она должна быть направлена в суд в течение пяти дней со дня поступления такого требования (ст. 3893 ГПК).

      Дело об обжаловании решения третейского суда рассматривается судьей единолично в течение одного месяца со дня поступления в суд соответствующего заявления по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции, с особенностями, установленными гл. 1 разд. VII’ ГПК.

      О времени и месте рассмотрения дела извещаются лица, участвующие в деле, однако их неявка не препятствует рассмотрению дела.

      Вся деятельность суда при рассмотрении дела в судебном заседании направленная на установление наличия или отсутствия оснований для отмены решения третейского суда. Если при рассмотрении дела будут установлены основания для отмены решения третейского суда, определенные ст. 3895 ГПК, суд не ограничен доводами заявления об отмене решения третейского суда.

      По результатам рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда суд выносит определение о полной или частичной отмене решения третейского суда исключительно из оснований, определенных ч. 2 ст. 3895 ГПК, а именно: 1) дело, по которому принято решение третейского суда, не подведомственно третейскому суду согласно закону; 2) решение третейского суда принято в споре, не предусмотренном третейским соглашением, или этим решением решены вопросы, выходящие за пределы третейского соглашения. В последнем случае можно отменить только ту часть решения, которая касается вопросов, которые выходят за пределы третейского соглашения; 3) третейское соглашение признано судом недействительным; 4) состав третейского суда, которым принято решение, не отвечал требованиям закона, в частности, определенным в статьях 16-19 Закона № 1701-IV; 5) третейский суд решил вопрос о правах и обязанностях лиц, не участвовавших в деле.

      Отмены судом решения третейского суда не лишает стороны права повторно обратиться в третейский суд. Но если решение третейского суда отменено полностью или частично вследствие признания судом недействительной третейского соглашения; решение принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением; решением решены вопросы, выходящие за пределы третейского соглашения; решение принято по делу, не подведомственно третейскому суду, соответствующий спор не подлежит дальнейшему рассмотрению в третейских судах (ст. 51 Закона № 1701-IV).

      Во всех остальных случаях суд выносит определение об отказе в удовлетворении заявления и оставлении решения третейского суда без изменений.

      Указанные постановления выносятся судом по правилам, установленным ГПК для принятия решения. В них указываются: 1) сведения о решении третейского суда, которое обжалуется, место его принятия; 2) наименование и состав третейского суда, принявшего решение; 3) имя (наименование) сторон третейского разбирательства; 4) указание об отмене решения третейского суда полностью или частично либо об отказе в удовлетворении требований заявителя полностью или частично (ст. 389е ГПК).

      Определение суда об отмене решения третейского суда или об отказе в его отмене может быть обжаловано в порядке, определенном ГПК для обжалования решения суда первой инстанции.

      После рассмотрения судом заявления об отмене решения третейского суда дело подлежит возврату в третейский суд, если суд истребовал дело из третейского суда.

      Об оспаривании решения международного коммерческого арбитража, то оно может быть отменено судом лишь по основаниям, предусмотренным международным договором Украины или Законом Украины «О международном коммерческом арбитраже» № 4002-XII. Арбитражное решение может быть отменено лишь в случае, когда сторона, заявляющая ходатайство об отмене, представит доказательства того, что: одна из сторон в арбитражном соглашении была в какой-то мере недееспособна; или это соглашение недействительно по закону, которому стороны это соглашение подчинили, а при отсутствии такого указания — по закону Украины; или она не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или состав третейского суда или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон; или суд определил, что объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по законодательству Украины; или арбитражное решение противоречит публичному порядку Украины; других оснований, определенных ст. 34 Закона № 4002-XII.

      studbooks.net

      Обжалование третейских судов

      В литературе существует мнение, что ч. 2 ст. 420 ГПК РФ может быть применена только к процедуре истребования материалов дела из постоянно действующего третейского суда, так как третейский суд ad hoc после принятия решения в месячный срок направляет его вместе с материалами дела в компетентный суд. Таким образом, нормами ГПК не предусмотрена возможность истребования материалов дела третейского суда ad hoc. Судья районного суда не может в подобной ситуации применить правила ст. 57 ГПК и истребовать материалы третейского суда ad hoc из архива районного суда по заявлению только одной из сторон третейского разбирательства. Обусловлено это тем, что законодателем не случайно введено требование об обязательном наличии обоюдного ходатайства сторон третейского разбирательства об истребовании материалов дела. См.: Зайцев А.И. Научно-практический комментарий к гл. 46 и 47 ГПК РФ / Под ред. В.А. Мусина. С. 223.

      Стороны извещаются районным судом о времени и месте судебного заседания, но их неявка независимо от причин не препятствует рассмотрению поданного заявления, хотя суд вправе назначить новое заседание с повторением уведомления. Рассмотрение заявления происходит в обычном порядке. Но по общему правилу заседание должно быть закрытым, это вытекает из положений ч. 2 ст. 10 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27 Закона 2002 г., § 7 Регламента МКАС и ряда других нормативных актов. Главное в заседании — исследование и оценка аргументов сторон «за» и «против» отмены решения третейского суда.

      Основания, по которым возможна отмена решения третейского суда, изложены в ст. 421 ГПК РФ. В ней воспроизведены нормы, ранее закрепленные ст. 34 Закона 1993 г. и содержащиеся также в ст. 42 Закона 2002 г. Следует особо подчеркнуть, что перечень оснований носит исчерпывающий закрытый характер, хотя каждое из них не выглядит простым и требует более или менее значительного толкования и конкретизации на практике.

      Решение третейского суда будет отменено, если обратившаяся в суд сторона докажет, что: третейское соглашение недействительно; сторона не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о самом разбирательстве либо по каким-то другим причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения; решение суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под условия соглашения либо выходящему за его пределы; состав третейского суда или процедура разбирательства не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону (ч. 2 ст. 421 ГПК РФ).

      Решение третейского суда обязательно будет отменено, если суд установит, что спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом или решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права. Эти случаи отдельно выделены в ч. 3 ст. 421 ГПК РФ, поскольку проверить наличие или отсутствие такого рода недостатков районный суд должен по своей инициативе, независимо от ходатайств сторон, подкрепляемых надлежащими доказательствами.

      Решение Международного коммерческого арбитража может быть отменено по основаниям, предусмотренным международным договором РФ и федеральным законом о Международном коммерческом арбитраже. В действующем Законе 1993 г. таких дополнительных оснований нет.

      После рассмотрения заявления в судебном заседании с исследованием представленных доказательств судья выносит определение. В этом определении должны содержаться сведения об оспариваемом решении третейского суда, самом третейском суде (наименование и состав), сторонах спора и ответ по существу: либо указание на отмену решения третейского суда полностью или в части, либо отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части. Такое определение суда может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в суд кассационной инстанции (ст. 372 ГПК РФ).

      Важное практическое значение имеет определение последствий отмены решения третейского суда (ч. 4 ст. 422 ГПК РФ). Прежде всего возможна лишь частичная отмена оспариваемого акта. Это происходит, когда третейский суд разрешил не только вопросы, охватываемые третейским соглашением, но и находящиеся за его пределами спорные вопросы, причем последние могут быть механически и без ущерба для дела отделены от первых с отменой постановленного по ним решения.

      По указанию ч. 4 ст. 422 ГПК РФ при отмене решений по мотивам недействительности третейского соглашения, вынесенного по спору без такого соглашения или не предусмотренного полностью его условиями, заинтересованное лицо может предъявить иск в надлежащий государственный суд. Нельзя исключать и другой вариант, а именно стороны учтут допущенные ошибки, составят новое вполне доброкачественное третейское соглашение и опять прибегнут к третейской форме рассмотрения спора. Это подходит и для случая отмены решения по мотиву нарушения основополагающих принципов российского права.

      Однако такой вариант невозможен, если третейский суд рассматривал дело, которое он не должен был принимать вообще. К примеру, дело, возникшее из публичных правоотношений.

      Наконец, ст. ст. 421 и 422 ГПК РФ не дают ответа на вопрос о последствиях обнаружения при рассмотрении заявления об оспаривании решения третейского суда таких недостатков, как отсутствие уведомления стороны о времени и месте заседания, неправильном подборе третейских судей, нарушениях процедуры третейского разбирательства. Конечно, самым простым выходом является отмена решения, а затем стороны по своему усмотрению выбирают, обратиться в суд общей юрисдикции или составить новое третейское соглашение.

      studfiles.net

      Некоторые вопросы обжалования решений арбитражных и третейских судов в Республике Казахстан

      Директор правового департамента Союза «Атамекен» Асет Атабаев

      Директор правового департамента Союза «Атамекен» Асет Атабаев

      Рассмотрение гражданско-правовых споров в третейских или арбитражных судах является распространенной практикой во всем мире.

      Следует отметить, что Республика Казахстан присоединилась и ратифицировала основные международные, в том числе и региональные, конвенции и соглашения, касающиеся арбитража, в частности:

      — Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, принятая в Нью-Йорке 10 июня 1958 г.;

      — Европейская Конвенция о внешнеторговом арбитраже, принятая в Женеве 21 апреля 1961 г.;

      — Конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (ICSID), принятая в Вашингтоне, 18 марта 1965 г.;

      — Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 г.);

      — Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств — участников СНГ (Москва, 6 марта 1998 г.).

      Присоединившись и ратифицировав данные конвенции и соглашения, Казахстан принял на себя обязательство признавать и исполнять решения иностранных и международных третейских (арбитражных) судов.

      Однако, в Республики Казахстан рассмотрение экономических споров в отечественных третейских судах не имело широкой и распространенной практики, ввиду того, что компетентные суды отказывали выдавать приказы об исполнении решения третейского суда. Фактически исполнение решения третейского суда носило добровольный характер.

      В своем открытом письме Председателю Верховного Суда РК и Министру Юстиции РК под заголовком «Быть или не быть третейскому суду в Казахстане?» [1] Председатель и член арбитражной комиссии при ТПП г-н М. Сулейменов и г-н Ю. Басин отмечали «..независимо от толкования наших законов решение зарубежных третейских судов в силу требования международных конвенций, ратифицированных Казахстаном, все равно должны исполняться, казахстанские третейские суды ставятся в неравное, даже унизительное положение.»

      С принятием в 2004 г. Законов РК «О международном коммерческом арбитраже» и «О третейских судах» на законодательном уровне был урегулирован вопрос о признании и исполнении решений арбитражных и третейских судов.

      Однако, с принятием новых законов по деятельности третейских и арбитражных судов, как грибы после дождя, начали появляться различного рода организации с наименованиями «арбитражный суд». В подавляющем большинстве такие суды были образованы крупными компаниями для того, чтобы при возникновении разногласий со своими партнерами спор рассматривала аффилиированная структура.

      Безусловно, может возникнуть вопрос, о том, что стороны добровольно подписывают арбитражное (третейское) соглашение. Однако бывают случаи, когда предприниматели вынуждены подписываться под таким соглашением, например, когда на «кону» стоит решение о выдачи кредита.

      Следует отметить, что имеются случаи, когда образованные арбитражные или третейские суды выносят решения в отношении прав третьих лиц, которые в свою очередь, о существовании такого решения узнают тогда, когда встает вопрос о принудительном его исполнении. Кроме того, не исключается и вероятность того, что первичное решение арбитражного (третейского) суда может по содержанию быть отличным от дополнительно вынесенного решения.

      В этой связи, возникает закономерная необходимость введения единого реестра третейских и арбитражных судов в Республики Казахстан, с обязательным предоставлением заверенных копий вынесенных ими решений в уполномоченную организацию. Это позволило бы также обобщить практику рассмотрения споров в арбитражных или третейских судах.

      Тем не менее, выше изложенное не принижает роль третейских судов. Нет сомнений, что с развитием рыночных отношений для разрешения хозяйственных споров наряду с гражданскими коллегиями судов общей юрисдикции, необходимо шире использовать и такой правовой инструмент как третейский или арбитражный суд.

      В мировой практике одним из основных отличий рассмотрения споров в арбитраже, а не в компетентном суде, является то, что решение арбитража по экономическому спору между хозяйствующими субъектами является окончательным и обжалованию не подлежит. Казахстанское же законодательство, пошло по иному пути, предоставив заинтересованным лицам право обжаловать решение третейского или арбитражного суда.

      Для того, чтобы понять как на практике реализуются нормы процессуального права, в части обжалования решения третейских или арбитражных судов, необходимо иметь представление об отличии третейских судов от арбитражных и какое место они занимают в системе судов Республики Казахстан.

      Так, в соответствии с Нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 23 декабря 2005 года № 10 «О применении судами некоторых норм законодательства о принудительном исполнении решений третейских судов» третейские суды не входят в систему судов Республики Казахстан, определяемую Конституцией Республики Казахстан. Решение третейского суда подлежит добровольному исполнению, поскольку, заключая договор о передаче спора на рассмотрение третейского суда, стороны предполагают обязательность его решений для них. Отказ от добровольного исполнения решения третейского суда расценивается как нарушение условий третейского соглашения, а обращение взыскателя в компетентный суд судебной системы Республики Казахстан с заявлением о принудительном исполнении решения третейского суда, является реализацией конституционного права на судебную защиту.

      В действительности, негосударственные суды по своему правовому положению ничем не отличаются друг от друга, любой из них может быть как арбитражным, так и третейским. В случае если одна из сторон спора является нерезидентом Казахстана, то негосударственный суд руководствуется Законом «О международном коммерческом арбитраже», и будет называться арбитражем. В случае же если обе стороны резиденты Республики Казахстан, суд будет называется третейским и будет применять Закон РК «О третейских судах».

      Согласно ст.331-1 ГПК РК, решение третейского суда обжалуется путем подачи заявления в компетентный суд по месту рассмотрения спора третейским судом. При этом нормы ГПК РК закрепили короткие сроки для такого обжалования — 30 дней с момента, когда сторона узнала о наличии основания для обжалования в суд. Однако возможность восстановления пропущенного 30 дневного срока осталась не разрешенной.

      Вместе с тем, в соответствии с п. 5 ст. 241-1 ГПК РК, при принудительном исполнении решения третейского суда компетентный суд вправе восстановить срок на подачу заявления о выдаче исполнительного листа, если найдет причины пропуска указанного срока уважительными.

      Эти нормы ГПК РК согласуются с п.1 ст.126 и п. 2 ст.128 ГПК РК, согласно которым, суд может восстановить пропущенные сроки если об этом ходатайствует заинтересованная сторона и сроки пропущены по причинам, признанным судом уважительными.

      В этой связи, нам представляется, что компетентный суд в случае если заинтересованная сторона при обжаловании решения третейского суда ходатайствует о восстановлении срока и компетентный суд сочтет их уважительными, то сроки для обжалования могут быть восстановлены.

      В какой же суд необходимо подавать заявление об обжаловании решения третейского суда? Подсудность обжалования решений третейских судов необходимо определять от того, где бы рассматривался спор, если между сторонами не было бы достигнуто соглашение о передаче дела в третейский суд. В свете последних изменении в ГПК РК большинство споров между субъектами частного предпринимательства подсудны соответствующим специализированным межрайонным экономическим судам.

      Таким образом, если спор возник между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и ими достигнуто соглашение о передаче дела в третейский суд, то решение третейского суда может быть обжаловано в СМЭС на «территории» которого был рассмотрен спор третейским судом.

      Однако не все решения третейского суда могут быть отменены компетентным судом п. 2 ст. 44 Закона РК «О третейских судах» содержит исчерпывающий перечень основании для отмены решении третейских судов.

      Одним из таких оснований является противоречие принципу законности и публичному порядку.

      Следует отметить, что для отмены решения международного коммерческого арбитража также предусмотрено почти аналогичное основание, но без союза «и» с «противоречием принципу законности».

      Из вышеизложенного следует, что для того, что бы отменить решение третейского суда, (помимо иных оснований) оно должно нарушать конкретную норму закона и основы государственного, общественного устройства, закрепленных в законодательстве Республики Казахстан.

      Следующий вопрос, который необходимо осветить, это возможность обжалования и отмены решений международных коммерческих арбитражей.

      По общим правилам и нормам Международных конвенций ратифицированных РК, судам общей юрисдикции не предоставляется возможность отменять решения иностранных арбитражных судов. Компетентный суд может только отказать в признании и привидении в исполнение решения иностранных арбитражей.

      Вместе с тем, Закон РК «О международном коммерческом арбитраже» предусматривает исчерпывающие основания отмены решений арбитражных судов действующих на территории Республики Казахстан.

      Статья 426-1 ГПК РК регламентирует порядок обжалования решений арбитражных судов аналогичным способом, как это предусмотрено для третейских судов. Здесь, сроки для обжалования составляют три месяца и рассматривает обжалование компетентный суд на территории которого, спор был рассмотрен арбитражным судом.

      Однако, как быть, если стороны договорились, что при возникновении спора применимое право для разрешения его Казахстанское, но место рассмотрения за пределами территории нашей страны?

      Как быть, если в арбитражном соглашении Казахстан определен как территория рассмотрения спора, но применимое право иностранного государства?

      Рассмотрим ситуацию, когда иностранный арбитраж, т.е. находящегося на территории иностранного государства и рассматривает спор между резидентом и не резидентом Казахстана, применяя и руководствуясь законодательством Республики Казахстан.

      Если арбитражный суд применяет и рассматривает дело по Казахстанскому праву, т.е. должен руководствоваться нормативными актами РК следовательно, можно подумать, что согласно Закону РК «О международном коммерческом арбитраже» его решение можно обжаловать и отменить компетентным судом Казахстана.

      Однако полагаем такой подход не совсем правильным. Согласно этого же закона, он регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности международного коммерческого арбитража на территории Республики Казахстан.

      Кроме того, как было ранее отмечено в той же Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений предусматривает лишь право Страны участницы отказать в признании и привидении в исполнение арбитражного решения. Попытка отменить решения иностранного арбитражного суда выходит за рамки юрисдикции нашей страны и может быть расценено как нарушение Республикой Казахстан принятых на себя международных обязательств.

      Необходимо отметить, что нормы процессуального право также не позволяют обжаловать и отменять решения иностранного арбитража, т.к. ходатайство об отмене решения арбитражного суда подается в Казахстанский компетентный суд по месту рассмотрения спора, т.е. рассмотрение спора вне территории РК, автоматический исключает возможность обжаловать иностранное арбитражное решения в компетентный суд РК.

      www.zakon.kz

      Это интересно:

      • Приказ 837 мвд рф Опубликован Приказ МВД РФ № 707 от 6 сентября 2017 г. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев 6 сентября 2017 года подписал Приказ № 707 от 6.09.2017 года О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрационно-экзаменационной […]
      • Как возместить налог при покупке квартиры Пошаговая инструкция: как возместить расходы на приобретение жилья? Возврат налога при покупке квартиры: сроки и нюансы Фактические вложения в новое жилье включают не только прямые расходы на куплю-продажу квартиры, но и дополнительные затраты на отделочные работы, сюда входит как […]
      • Если у меня 2 квартиры какой налог Есть ли и какой налог на приватизированную квартиру (имущественный) и при продаже? Владельцы приватизированной квартиры кроме радости обладания заветными квадратными метрами порой сталкиваются и с рядом трудностей. И чтобы вопросы налогообложения не доставили неприятных сюрпризов, […]
      • Приказ орксэ 2018 с. Большой Бейсуг Брюховецкого района Краснодарского края раздел ЕГЭ 2018 Летняя площадка дневного пребывания "Ералаш" Директор школы Юридический адрес Схема проезда Награды сайта Месторасположение сайта Директор школы: Рыльков Григорий Вячеславович (Соответствие […]
      • Как можно вернуть товар надлежащего качества Возврат товара. Как и какой товар можно вернуть продавцу? Как быть, если покупка оказалась некачественной или не подошла вам по какой-то другой причине? Конечно, возможно вернуть товар продавцу. Но все мы знаем, что это не так просто и магазины часто находят множество причин, лишь бы не […]
      • Нотариус суворова Ставропольский край - нотариусы на карте Список нотариусов с отметками на карте Список по районам и городам Список по алфавиту Нотариальная контора, Пятигорск, Ставропольский край Адрес: Ставропольский край, городской округ Пятигорск, Пятигорск, Октябрьская ул., 41 Время работы: […]
      • Как автоматически вступить в наследство Как вступить и оформить наследство на дом, если он не оформлен в собственность или на него нет документов, сколько это стоит? Кем и когда производится оценка дома? Кто имеет право наследования и какие документы необходимо предоставить? Рост популярности загородной жизни сделало […]
      • Длительное пребывание в замкнутом пространстве Этой страницы нет на нашем сайте Ссылка по которой вы пришли, неверна или страница была удалена со времени Вашего последнего посещения. При полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru обязательна (в интернете — гиперссылка). Сетевое издание — Интернет-проект […]