Приказ 275 гособоронзаказ

admin

Гособоронзаказ: законодательный нонсенс

Осенью прошлого года в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» внесены поправки, которые до сих пор вызывают множество вопросов (порой – недоумение) у поставщиков. Об ошибках и провалах 275-ФЗ пресс-службе BiCo рассказала ведущий научный сотрудник, заведующая кафедрой частноправовых дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук Ольга Беляева.

– Ольга Александровна, давайте для начала охарактеризуем гособоронзаказ, потому что многие поставщики до сих пор думают, что это исключительно танки и пушки. Например, пуговицы и нитки также закупаются в рамках ГОЗ?

– Понятие гособоронзаказа является довольно широким. Например, совсем недавно я столкнулась на практике с такой ситуацией, когда текущий ремонт, уборка, охрана тоже были признаны гособоронзаказом, включены в него. Вообще ГОЗ – это довольно широкая система. Та же еда для солдат – это тоже ГОЗ. Поэтому он не сводится исключительно к вооружению и военной технике. Но вообще ГОЗ – это закупки для нужд армии. В настоящее время заказчик в рамках ГОЗ у нас один – Министерство обороны Российской Федерации.

– В чём главная суть ГОЗ: каковы основные отличия 275-ФЗ от других законов, регулирующих тендерный рынок? Есть ли какие-то принципиальные моменты, которые нужно учитывать поставщикам?

– Я полагаю, что на сегодняшний день принципиальное отличие гособоронзаказа от других законов – это введение жесточайших условий банковского сопровождения. Именно это я считаю самым главным отличием. Сам по себе гособоронзаказ – это неконкурентная среда. Вот это надо понимать чётко. То есть если мы говорим, допустим, о рынке продуктов питания или лекарственном рынке – это конкурентный рынок, он очень насыщенный. А гособоронзаказ – он по существу своему не такой. Во-первых, заказчик по большому счёту один у нас на всю страну и, соответственно, именно он определяет правила игры. Но, как Вы понимаете, у нас немного производителей, например, бронетранспортёров, поэтому рынок этот неконкурентный. В основном, гособоронзаказ – это единственные поставщики, то есть это не тендерная закупка, а именно прямая закупка. Я бы сказала, что это особая характеристика ГОЗ, а законодательное основное отличие – это жесточайшее банковское сопровождение. Оно, конечно, выросло из контрактной системы: понятно, что его не с нуля придумали. Но если сравнить с тем, что предусмотрено в контрактной системе, то нормы, предусмотренные в ГОЗ, – это совершенно разные типы банковского сопровождения.

– Почему понадобился отдельный закон для регулирования в этой сфере? Нельзя ли было уложить всё в рамки того же 44-ФЗ?

– Во-первых, это традиционное специальное регулирование: ныне действующий закон не первый, который посвящён ГОЗ. Я хотела бы подчеркнуть, что сам закон о контрактной системе предусматривает, что он действует на ГОЗ только в части, не противоречащей специальному закону. То есть закон о ГОЗ гармонично встроен в эту систему, потому что нужно понимать, что 44-ФЗ не может охватывать всё (да и не охватывает). Наше законодательство действует в системе: есть Конституция, Гражданский кодекс… Есть закон о контрактной системе, а дальше уже – определённая специфика. Закон о гособоронзаказе применяется как специальный закон перед общими. Это вполне логично, так как речь идёт о безопасности и обороноспособности государства – здесь нельзя обойтись общими нормами. Иными словами, 275-ФЗ как бы конкретизирует некоторые аспекты 44-ФЗ.

– В прошлом году ГОЗ выполнен не на 100%. Как думаете, что мешает выполнять его в полном объёме? Может, дело в несовершенствах законодательства?

– Чтобы дать комплексный ответ, что конкретно мешает выполнять ГОЗ в полном объёме, нужно говорить и о макро-, и о микроэкономических причинах, и об общей ситуации на рынке. Я же могу дать ответ только как юрист. Да, законодательство несовершенно. Законодательство у нас очень нестабильное: постоянно вносится какое-то сумасшедшее количество поправок в законы, 275-ФЗ – не исключение. Несовершенства имеют место быть. Но нужно понимать, что не законодатели являются инициаторами поправок в законодательство. Инициаторами могут быть и все участники ГОЗ, и Министерство обороны. Насколько я знаю, сейчас разрабатывается очередной пакет поправок в закон о ГОЗ, который направлен на оптимизацию его норм. Будем надеяться, что хотя бы некоторые законодательные препоны исчезнут, потому что, ещё раз повторю, мне сложно судить, в чём заключаются конкретные причины неисполнения ГОЗ, потому что это могут быть и действия головных исполнителей, и заказчика, и общие макроэкономические причины. С точки зрения законодательства здесь есть, над чем работать.

– С сентября 2015 года вступили в силу масштабные поправки в законодательство по ГОЗ. В чём их суть? Что принципиально изменилось в ГОЗ с их внесением?

– Начну с того, что в прошлом году 275-ФЗ был очень серьезно модернизирован. Причем особенность заключалась в том, что поправкам, внесённым в закон о ГОЗ, была придана обратная сила. Это нонсенс для современного законодательства, потому что, как известно, закон обратной силы не имеет. Если только иное не сказано в самом законе.

Произошло следующее. Контракты в рамках ГОЗ длительные: это не один год, есть контракты пятилетние, есть ещё больше. Например, трёхлетний контракт на ГОЗ – это абсолютно нормальная ситуация в отличие от обычных контрактов по 44-ФЗ, где в 95% случаев 25 декабря бюджетные ножницы отрезают деньги, соответственно, и контракты, в основном, небольшие по срокам.

Поправки начали действовать с 1 сентября 2015 года. Казалось бы: если у тебя уже заключён государственный контракт на оборонку, то ты можешь его спокойно заканчивать, а новые контракты уже заключать по новым правилам. Нет! Было предусмотрено, что новый закон будет применяться и к тем контрактам, которые были заключены ранее. То есть новые правила вклинивается в уже действующие отношения и их совершенно серьёзным образом меняют. Не говоря уже о том, что новые госконтракты должны заключаться по новым правилам с учётом поправок в закон о ГОЗ.

Поправки эти мне лично напоминают деятельность уважаемых правоохранительных органов: такое ощущение, что всё, что на данный момент придумано для ГОЗ, – это отголоски тех злоупотреблений, которые расследовались и СК, и Росфиннадзором при строительстве всем известных нам объектов. То, что предусмотрено в законе сейчас, по сути говоря, облегчает работу уважаемых следователей – только и всего.

Итак, какой смысл этих поправок? Существует понятие «кооперация головного исполнителя». Головные исполнители – это, в основном, все единственные поставщики, это наши оборонные предприятия. Каждому государственному контракту, который заключается с головным исполнителем, присваивается идентификатор – специальный номер. Далее у головного исполнителя есть исполнитель, у исполнителя – другой исполнитель: то есть получается некий субподряд, цепочка. Но при этом в законе не прописана глубина кооперации, её конец. Так, если начинать с Минобороны, с заказчика, то получается, например, четыре звена, а если с головного исполнителя – уже три. Но парадокс заключается в том, что как бы мы ни читали закон, знаете, кто получается главным сейчас в ГОЗ? Банк, в котором открыт счёт: как банк истолкует закон, так оно и будет. А банки наши в настоящее время толкуют закон таким образом, что кооперация головного исполнителя является бесконечной.

На практике существует много недопониманий на этот счёт. Например, я строю бронетранспортёр – где заканчивается моя кооперация? Один коллега мне ответил, что кончается она в шахте, где руду добывали. А я ему предложила: может, она заканчивается в горном университете, где учили геолога, который нашёл эту руду? Чёткого обоснования в законе нет, поэтому абсурдность ситуации сегодня достигает апофеоза. Потому что получается, что если ты заключил государственный контракт, то все сделки вспомогательного значения, которые ты заключаешь, должен тоже присовокупить к этому государственному контракту. Каким образом: накануне заключения сделки нужно сообщить идентификатор своему контрагенту, а тот дальше по цепочке будет сообщать его всем остальным. Если кто-то, например, продает нитки, то должен понимать, что и он где-то когда-то со своим небольшим договором может вклиниться в ГОЗ. У меня недавно был замечательный случай. Есть обычная фирма, которая занимается техобслуживанием зданий: подкрасить, подмазать, подчистить и т.д. У любой организации, имеющей на балансе здание, всегда есть такая вот фирма, которая по договору занимается техобслуживанием. Эта фирма обслуживает один научный институт, у которого целый комплекс зданий. Всё честно: компания выигрывает аукционы на техобслуживание. Этот научный институт разрабатывает приборы для ГОЗ. И поскольку деньги у него по контракту на оборонку идут теперь по новому закону (ему дают идентификатор, все расчёты только с отдельного счёта, через уполномоченный банк), он всем, кому надо платить, сообщил этот идентификатор, в том числе и фирме, занимающейся обслуживанием его зданий. У института других денег нет: он их получает по ГОЗ, соответственно, тратить на другие услуги он будет тоже эти деньги. Вот так фирма по техобслуживанию попала в гособоронзаказ.

Вхождение в цепочку ГОЗ несёт другое очень тяжёлое последствие: если тебе сообщили идентификатор, то вместе с ним тебе ещё сообщат, что ты должен открыть отдельный счёт в конкретном банке. Вот тут начинается самое интересное. Когда мы первый раз общались с коллегами в рамках конференции по ГОЗ, мы пришли к выводу, что получить деньги на отдельный счёт легко, а вот снять их с отдельного счёта – это самое сложное. Государство сейчас создало такую систему, что деньги, выделенные на оборонку, как бы зависают, остаются на этом отдельном счёте.

В настоящее время у нас 9 уполномоченных банков по ГОЗ на всю страну. Притом, что всего в РФ зарегистрировано около 700 банков! Я бы хотела отметить, что ещё в прошлом году было очень много обращений в Минобороны не только от поставщиков, но и от Ассоциации российских банков, которая просила расширить количество кредитно-финансовых учреждений, так как 9 банков – это очень мало. Но Минобороны не нашло никаких весомых причин для этого, поэтому банков по-прежнему только 9. Как попадали банки в этот список? Одни соответствуют требованиям, которые установлены законом. Другие были назначены специальным распоряжением Правительства РФ. Итак, в рамках ГОЗ контракты могут сопровождать следующие банки: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк, «Российский капитал», Банк «Россия», Новикомбанк и ВЭБ.

Когда вам сообщают идентификатор, вам сообщают и банк, в котором открыт счёт. И тут начинается самое сложное. Закон гласит, что каждый участник кооперации открывает отдельный счёт в уполномоченном банке. Идентификатор создаёт заказчик, потом сообщает его головному исполнителю. Головной исполнитель выбирает банк, открывает в нём отдельный счёт. Все остальные, кто попадет в эту кооперацию, уже не имеют права выбирать: им сообщается конкретный банк, в котором они открывают счета. Это приводит иногда к каким-то комичным ситуациям. Например, случай из практики. Исполнитель находится в Крыму. Там есть только один уполномоченный банк из списка – «Россия». Исполнителю сообщают, что отдельный счёт нужно открыть в ВТБ. Всё, без вариантов: нужно ехать в другой регион, чтобы открыть счёт.

Есть ещё одна, скажем так, «обманка» в законе: там сказано, что банковское сопровождение банк осуществляет безвозмездно. Но банковское сопровождение как вид деятельности – это контроль, когда банк не просто выполняет платёжные поручения своего клиента, но и проверяет соответствие документов, верность идентификатора и т. д. Помимо этого существует ещё такое понятие, как расчётно-кассовое обслуживание. Отдельный счёт – тоже счёт. А договор банковского счёта у нас не бесплатный. Банк за то, что он зачисляет и перечисляет деньги своего клиента, имеет право на вознаграждение. Поэтому контроль по закону осуществляется бесплатно, а на всё остальное существуют тарифы.

Сейчас происходит следующее: компании-участники рынка быстро сориентировались – теперь у них два прайса. Один – просто для продажи товаров или услуг, второй прайс – если у покупателя имеется идентификатор. С точки зрения законов рынка это вполне нормально: там, где больше накладных расходов, там и цена выше. И с точки зрения законодательства в этом нет никаких противоречий.

Существуют также ограничения на открытие банковских счетов. Например, предусмотренные налоговым законодательством или законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Есть некоторые ситуации, при которых банк при обращении клиента может отказать в открытии счёта, ссылаясь при этом на другое законодательство, не на 275-ФЗ. На практике мне известны такие случаи, когда компания, являющаяся то ли третьей, то ли четвёртой в кооперации, подаёт документы, например, в Сбербанк, а ей отказывают в открытии счёта. Всё, патовая ситуация! Скажу честно: даже не знаю, как быть при этом.

Всё это ещё раз демонстрирует, что закон и поправки, вступившие в силу, до сих пор несовершенны. Страна большая – банков мало, можно легко оказаться один на один со своей бедой в том же Крыму, например, где нет необходимого банка. Или если тебе отказывают в открытии счёта по каким-то причинам. Например, по закону о противодействии отмыванию доходов нужно раскрывать бенефициарных владельцев, но вы по каким-то причинам забыли это сделать. Или же счёт на картотеке стоит, и банк отказывает в открытии другого счёта. При этом нет толковых разъяснений от Минобороны. Вернее, сами разъяснения есть, но понять в них что-то крайне сложно даже мне, как профессионалу. И это плохо.

– Если существуют такие сложности с отдельным счётом, то может ли исполнитель рассчитываться с контрагентами, например, из собственных средств?

– В законе чётко сказано: все расчёты можно вести только с отдельного счёта. Поставщики заблуждаются, если думают, что смогут расплатиться с контрагентами своими деньгами и будут сидеть и ждать, когда закончится головной контракт, и они смогут получить деньги. Из закона абсолютно не следует, что ты имеешь право в кооперации рассчитываться своими деньгами. Это ещё одна патовая ситуация: деньги есть, я готов платить, а закон предусматривает расчёты только с отдельных счетов. И все эти счета для каждого участника кооперации должны быть в одном и том же банке, который выбрал головной исполнитель.

Многие поставщики нередко задаются вопросом: «Что предпринять, чтобы по госконтракту, который закроется только в 2018 году, получить деньги сейчас?» Этими деньгами можно очень просто закрывать все свои потребности – я называю это «цедить счёт». С этого счёта можно платить зарплату, делать отчисления в пенсионный фонд, ФОМС, платить налоги, можно забрать деньги как согласованный размер прибыли, опережающий запас, расплачиваться по всем тарифным договорам. Можно в том же банке перевести деньги с этого счёта в депозит, чтобы шли проценты. Можно взять в том же банке кредит и погашать тело кредита с этого отдельного счёта. Напрашивается вопрос: а зачем вообще была придумана вся эта система с отдельными счетами? Непонятно. Я считаю, что эта система по 275-ФЗ себя не оправдывает. Лично мне больше нравится система, прописанная в 44-ФЗ, где на банки тоже возложена контрольная функция, также открывается отдельный счёт, но в этом ничего страшного нет, поскольку не создаются препоны в использовании этого счета.

Ещё одна проблема – это расчёты с нерезидентами. С ними можно рассчитываться при одном условии: список нерезидентов, которые будут входить в кооперацию, головной исполнитель должен согласовать с Министерством обороны на уровне замминистра. После подписи список нужно направить в уполномоченный банк. Но это мертвая норма. Отдельный счёт рублевый, заплатить нерезиденту можно только валютой, для чего проводится операция конвертации, а в законе сказано, что покупать валюту с отдельного счёта нельзя. Так что заплатить иностранному поставщику участник кооперации не имеет права.

– А сложно ли вообще поставщику (помимо случайного попадания) войти в цепочку ГОЗ? Нужны ли преференции малому и среднему бизнесу в этой системе?

– А в качестве кого и на какой уровень цепочки? Если на 25, то несложно: можно попасть опять же случайно, как упомянутая мною ранее фирма по техобслуживанию. На 1 уровень цепочки, конечно, не попадёшь: головные исполнители – это «окологосударственные» крупные структуры, никто просто так гособоронзаказы, естественно, не раздаёт. До вступления в силу поправок были ситуации, когда фирма просто могла не знать, что входит в цепочку ГОЗ. Это сейчас все должны друг друга информировать и сообщать идентификатор.

Нужно ли малому и среднему предпринимательству участие в ГОЗ? Почему бы и нет? Это тоже занятость, деньги. Другой момент: нужно ли вообще законодателю оказывать поддержку МСП в ГОЗ? Я считаю, что нет. Есть масса других мер поддержки малого и среднего бизнеса. Если поставщик всё же хочет войти в ГОЗ, то нужно знать, кто заказ исполняет, чтобы обратиться к этому хозяйствующему субъекту с предложением своих услуг или продукции. Причём информация о цепочке кооперации является закрытой: в свободном доступе найти её невозможно, это знает только головной исполнитель и Минобороны. Поддерживать МСП в ГОЗ смысла нет: есть другие меры его поддержки. Это моё мнение.

– Возможен и нужен ли в ГОЗ некий общественный контроль?

– Сам по себе общественный контроль нужен как субсидиарный инструмент. Если государство не может справиться со своими надзорными и контрольными функциями, то нужен общественный контроль. Но пока то, что я вижу в общественном контроле в той же контрактной системе, заставляет только за голову хвататься. Это катастрофический непрофессионализм, на который стали почему-то реагировать наши регуляторы. Как правило, всё основано на незнании, на каких-то популистских высказываниях.

Что могут эти люди проконтролировать в том же ГОЗ? Например, Росатом строит атомный ледокол. Он стоит n-ное количество миллиардов рублей. И вот какие-нибудь девочки или мальчики, которые являются активистами-контролёрами, поставят вопрос о том, нужен ли стране этот ледокол? Или он должен стоить на миллиард дешевле? Или давайте проведём общественные слушания – вдруг это лишние траты на ГОЗ? Контроль не должны осуществлять случайные люди. Сам по себе общественный контроль нужен, так как это восполнение тех функций, которые не может выполнить государство, но на практике пока я наблюдаю критический непрофессионализм активистов. Явление, которое, по сути, должно нести благо, пока является бессмысленным.

– Нет ли у Вас, как эксперта, ощущения, что поправки к 275-ФЗ писались «на коленке», второпях?

– Основная ошибка, причём провальная с точки зрения законодательства, нового подхода в ГОЗ заключается в том, что закон обязывает участников кооперации ко многим моментам. А в основе отношений лежит договор! А договор у нас свободный: заставить кого-то заключить его или открыть отдельный счёт в принципе невозможно. Обязаны выполнять ГОЗ только единственные поставщики российского вооружения и военной техники. Они должны заключать договор под страхом наложения административного наказания. Все остальные делать это не обязаны. Бывает, что овчинка выделки не стоит для поставщика, например, ниток. Зачем ему открывать отдельный счёт, заниматься всей этой волокитой – проще отказаться. Я считаю, это провал системы, потому что никто не учёл, что это не армия, здесь в основе лежат договорные и свободные отношения. Поставщикам дешевле отказаться, чем соблюдать все требования закона.

В 275-ФЗ идея и способ её реализации совершенно потеряли друг друга. Я, кстати, придерживаюсь той точки зрения, что ужесточение законодательного воздействия никогда не даёт желаемого результата. Я многократно об этом говорила. Залог эффективного регулирования – всегда в ослаблении законодательного воздействия. Как бы парадоксально это не прозвучало.

www.bicotender.ru

«Гособоронзаказ: казначейское сопровождение, изменения в 275-ФЗ и КоАП РФ»

06 октября 2017 г.

При участии и методологической поддержке специалистов:

  • Федерального казначейства РФ
  • Министерства обороны РФ
  • Федеральной антимонопольной службы РФ
  • Спикеры

  • Карпенко Виктория Михайловна — начальник Управления казначейского сопровождения Федерального казначейства РФ
  • Спиридонов Станислав Викторович — заместитель директора Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны РФ
  • Болховитин Виталий Васильевич – начальник управления заключения госконтрактов Департамента государственных закупок Минобороны РФ
    • Башлаков-Николаев Игорь Васильевич — начальник Юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России.
    • Кирпичев Михаил Анатольевич — заместитель начальника Юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России.
    • Темы конференции

      I. Порядок казначейского сопровождения средств, полученных по госконтрактам, договорам, соглашениям, контрактам.

    • Нормативное правовое регулирование казначейского сопровождения. Закон от 19.12.16 г. № 415 «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»,
    • Регламент расширенного казначейского сопровождения госконтрактов (Постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 249).
    • Санкционирование расходов исполнителей (соисполнителей) органами казначейства, обязанности, ограничения и запреты.
    • Порядок формирования идентификатора государственного контракта, договора (соглашения).
    • Схема кооперации при казначейском сопровождении.
    • Порядок предоставления казначейского аккредитива и схема расчетов по нему. Перечисление авансов в сумме фактической потребности.
    • II. Особенности процедур казначейского сопровождения целевых средств, предоставленных из федерального бюджета.

    • Открытие лицевых счетов для учета операций неучастников бюджетного процесса.
    • Практические рекомендации по вопросам обслуживания в территориальных органах Федерального казначейства. Порядок приостановления операций на лицевых счетах и отзыва лимитов бюджетных обязательств.
    • Приказы Федерального казначейства, регламентирующие процедуры казначейского сопровождения, сроки и формы отчетности.
    • Казначейское сопровождение авансовых платежей по ГОЗ. Схема интеграции банковского и казначейского сопровождения
    • Глубина контроля исполнения контрактов перед оплатой. Разрешенные операции и ограничения. Ограничения для закупок у нерезидентов.
    • III. Правила использования денежных средств с отдельных счетов для возмещения затрат при исполнении государственных контрактов, контрактов по ГОЗ.

    • Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1480-58 «О государственном оборонном заказе на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Порядок авансирования и окончательного расчета при поставках продукции по ГОЗ.
    • Ограничения при использовании средств отдельных счетов при финансировании исполнителей ГОЗ и текущей хозяйственной деятельности предприятия.
    • Режим использования отдельного счета. Порядок открытия и ведения отдельных счетов. Разрешенные и запрещенные операции
    • Порядок подтверждения обоснованности платежа, в том числе формы и порядок представления документов, являющихся основанием для осуществления отдельных операций с отдельного счета.
    • Контроль соответствия назначения платежа содержанию документов, представленных в качестве основания для составления распоряжения о перечислении денежных средств с отдельного счета.
    • Особенности финансирования отдельных видов текущих расходов предприятия, проводимых по отдельным счетам в уполномоченных банках и в органах Казначейства.
    • Рекомендации по оформлению документов и порядку взаимодействия с уполномоченными банками и органами Казначейства.
    • Порядок взаимодействия с уполномоченными банками и государственными заказчиками, в том числе при получении уведомления о полном исполнении гос. контракта (закрытии отдельного счета), согласовании перечня иностранных поставщиков.
    • IV. Требования к порядку заключения и содержанию контрактов по ГОЗ. Особенности заключения государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ, подлежащих банковскому или казначейскому сопровождению.

    • Нормы законодательства, устанавливающие требования к порядку заключения и содержания государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ (275-ФЗ, постановление Правительства РФ 1275 «О примерных условиях государственных контрактов, контрактов по ГОЗ»).
    • Рекомендации по порядку действий по разрешению проблемных вопросов заключения и исполнения государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ.
    • Практика ФАС России по понуждению исполнителей ГОЗ по заключению договоров банковского сопровождения и открытию отдельных счетов (примеры выдачи предупреждений, предписаний, применения мер ответственности).
    • V. Основные изменения в нормативном правовом регулировании государственного оборонного заказа, введенные федеральными законами 237-ФЗ и 189-ФЗ.

    • Расширение полномочий контролирующего органа относительно запроса информации в сфере государственного оборонного заказа (ст.15.3).
    • Ограничения на оказание государственной поддержки юридическим лицам, привлеченным к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта в сфере ГОЗ.
    • Новые полномочия антимонопольного органа по формированию и ведению реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за уклонение от заключения контракта в сфере ГОЗ.
    • Усиление ответственности должностного лица заказчика, ранее подвергнутого административному наказанию за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок, в соответствии с изменениями, введенными 189-ФЗ.
    • Порядок направления в уполномоченный банк уведомления о полном исполнении государственного контракта по ГОЗ (приказ Министра обороны РФ).
    • VI. Особенности антимонопольных требований в сфере государственного оборонного заказа

    • Новый порядок рассмотрения информации о фактах повышения поставщиками цен в рамках ГОЗ в соответствии с федеральным законом 237-ФЗ.
    • Доминирующее положение хозяйствующего субъекта в сфере ГОЗ.
    • Запреты злоупотребления доминирующим положением, виды нарушений, ответственность
    • VII. Запрет соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, виды нарушений и ответственность за данные нарушения

    • Запрещенные соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов
    • Хозяйствующие субъекты, на которых не распространяются данные запреты
    • Допустимые соглашения хозяйствующих субъектов
    • Запрещенные соглашения и согласованные действия органов власти и хозяйствующих субъектов
    • Запрещенные соглашения организаторов торгов, заказчиков с участниками этих торгов
    • Ответственность за нарушения запретов на заключение соглашений и осуществление согласованных действий
    • dfnc.ru

      Гособоронзаказ: особенности формирования и размещения по 275-ФЗ

      Статьи по теме

      Узнайте об особенностях формирования и размещения гособоронзаказа, о закупках в рамках гособоронзаказа и банковском сопровождении оборонного заказа.

      Из статьи вы узнаете:

      Особенности закупок при гособоронзаказе

      Среди основных отличий закупок в целях обороны и безопасности страны от прочих госзакупок можно выделить:

      • различие целей закупок. В рамках Закона № 44-ФЗ удовлетворяются мирные нужды государственных и муниципальных заказчиков, в рамках Закона № 275-ФЗ (п. 1 ст. 3) производится закупка работ (товаров, услуг) для обеспечения безопасности РФ, а также в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами.
      • ограничение по субъектному составу исполнителей контракта. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 275-ФЗ головным исполнителем (далее ГИ) поставок может быть только юрлицо, тогда как Закон № 44-ФЗ допускает участие в закупках предпринимателей и физлиц, не наделенных таких статусом.
      • особенности планирования оборонного заказа. Правила установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255. Оборонный заказ формируется ежегодно на очередной год и плановый период.
        Проект заказа разрабатывается в 2 этапа. На первом формируются предложения госзаказчиков, а на втором формируется проект и направляется в Правительство РФ.
      • отличия по определению начальной цены контракта. При оборонном заказе НМЦК рассчитывается в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства от 28.04.2015 № 407.
      • установление отдельного запрета на допуск иностранных товаров и исполнителей для закупок в целях обороны и безопасности.
      • применяется отдельная идентификация контрактов (ст. 6.1 Закона № 275-ФЗ).
      • жесткие правила банковского сопровождения (глава 3.1 Закона № 275-ФЗ).
      • Рассмотрим некоторые особенности более подробно.

        Участники гособоронзаказа

      • Федеральный орган исполнительной власти;
      • Росатом;
      • Роскосмос
      • Организация (предприниматель), которая:

      • входит в кооперацию ГИ;
      • заключила контракт с ГИ или исполнителем.
      • Над одним гособоронзаказом работают несколько исполнителей. Одни производят, другие поставляют. Государство обязывает ГИ раскрыть госзаказчику всю сеть исполнителей. Для этого ГИ объединяет всех исполнителей по гособоронзаказу в кооперацию. После чего заказчику легко проконтролировать финансирование и исполнение гособоронзаказа на каждом его этапе по всей цепочке исполнителей. Ведь у госзаказчика есть полный доступ к сведениям о кооперации (п. 5 ст. 6 Закона № 275-ФЗ)

        Это следует из пунктов 2–4.2 статьи 3 Закона № 275-ФЗ.

        Требования к участникам конкурентных процедур

        Требования к потенциальным исполнителям государственных контрактов, определяемых с помощью конкурентных процедур, при осуществлении которых госзаказчик имеет право не устанавливать обеспечение, утверждены постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 № 1482. Они применяются при определении поставщиков на создание, ремонт, утилизацию вооружения и спецтехники.

        Такими требованиями являются:

        ✚ наличие производственных мощностей. Подтверждается выпиской из ЕГРН, копией зарегистрированного договора аренды, заключенного на срок не менее, чем срок выполнения контракта.

        ✚ финансовая устойчивость подтверждается копией бухбаланса за последний отчетный период и актом о сверке расчетов по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, штрафов). Также необходимо предоставить сведения об оценке финсостояния предприятия.

        ✚ наличие специалистов с профильным образованием подтверждается копиями приказов о приеме таких специалистов на работу, копиями трудовых книжек и дипломов.

        По окончании контракта заказчик должен публично отчитаться. Чтобы не запутаться с реестрами и отчетами, скачайте умную таблицу контроля за исполнением контракта и все контрольные сроки будут у вас под рукой.

        — Из статьи журнала «Госзакупки.ру» «Контроль за исполнением контракта: все сроки для отчета и реестра в одной умной таблице Excel»

        Этапы гособоронзаказа

        Гособоронзаказ проходит несколько этапов под государственным контролем. В частности, гособоронзаказ:

        1. Формируют. Государство формирует гособоронзаказ на основе военной доктрины, планов строительства и развития Вооруженных сил РФ, государственной программы вооружения.

        2. Утверждают. Правительство РФ утверждает гособоронзаказ и определяет госзаказчиков.

        3. Размещают. Госзаказчик размещает гособоронзаказ на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru в порядке, который установлен Законом № 44-ФЗ.

        4. Оформляют госконтрактом и контрактами. Госзаказчик от имени Российской Федерации заключает государственный контракт с ГИ. А он заключает контракты с исполнителями других уровней.

        5. Выполняют. ГИ и исполнители производят гособоронпродукцию (работы, услуги) и поставляют заказчику.

        6. Надзирают и контролируют. ФАС России контролирует конкуренцию и ценообразование в военной сфере, а также планирование, размещение и исполнение гособоронзаказов.

        Это следует из глав 2, 5 и 5.1 Закона № 275-ФЗ.

        Excel для специалистов по закупкам
        Надстройка, которая значительно упростит работу контрактного управляющего! Работает без передачи данных в Интернет.
        Скачайте бесплатно на свой компьютер!

        Формирование и утверждение оборонного заказа

        Оборонный заказ формируется Военно-промышленной комиссией России при взаимодействии с госзаказчиками и другими заинтересованными лицами на 1 год и плановый период. При формировании проекта оборонзаказа проводятся следующие работы:

      • определение прогнозных цен на закупаемые работы (товары, услуги);
      • формирование основных показателей;
      • формирование предложений по основным показателям;
      • формирование проекта документа.
      • Проект выносится на утверждение Правительства Российской Федерации, которое утверждает оборонзаказ в течение 1 месяца после принятия закона о федеральном бюджете на очередной фингод и плановый период.

        Госконтракт в рамках гособоронзаказа

        Контракт на гособоронзаказ заключают через госзакупки на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru. Порядок, в котором стороны заключают контракт, установлен Законом № 44-ФЗ. Исполнителя определяют по результатам торгов.

        Есть случаи, когда исполнителя просто утверждают и заключают с ним контракт на гособоронзаказ. Торги не проводят, а исполнитель не вправе отказаться от государственного контракта.

        Отказаться не вправе:

      • единственный исполнитель, если гособоронзаказ прибыльный;
      • организации, которые занимают доминирующее положение на рынке гособоронзаказа (только если на торгах нет претендентов или по результатам конкурентной процедуры не определили ГИ);
      • организации, которые занимают доминирующее положение по статье 14 Закона о ГОЗ (когда у организации нет обоснованных экономических или технологических причин, чтобы отказаться заключать контракт).
      • Такие особенности установлены пунктами 6 и 6.1 статьи 6 Закона о ГОЗ.

        В госконтракт включите условие о том, что заказчик должен возместить компании расходы за счет собственных средств на запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это возможно только по согласованию с госзаказчиком, головным исполнителем, исполнителем и только в пределах цены госконтракта. Об этом сказано в статье 7.1 Закона о гособоронзаказе.

        Прогнозная цена госконтракта

        Головной исполнитель, в том числе и единственный поставщик, вправе заложить в цену прибыль не выше нормы. Это делают, когда формируют прогнозную цену гособоронзаказа. Нормы рентабельности или прибыли ГИ определяет в проценте от затрат. Какой брать процент и от каких затрат – прописано в постановлениях Правительства РФ от 28 апреля 2015 года № 407 и от 5 декабря 2013 года № 1119. Исполнители других уровней эти постановления не применяют (ст. 6 и 10 ).

        Определение начальной цены контракта

        НМЦК и цена госконтракта с единственным исполнителем определяется при закупках продукции, связанно с:

      • серийными выпусками оружия, военной и спецтехники, а также их обслуживанием, ремонтом или утилизацией;
      • созданием новых или модернизацией или существующих образцов оружия, спецтехники и ракетно-космической техники. В этом случае основным методом расчета НМЦК является расчетный метод.
      • Расчет НМЦК производится следующими методами:

      • метод предельного уровня цен заключается в определении НМЦК, при котором цена одной единицы продукции устанавливается в виде ее предельного уровня;
      • затратный метод . При использовании данного метода цена продукции определяется путем расчета затрат на ее производство и последующую реализацию;
      • аналоговый метод . При его применении цена определяется на основе цен на аналогичные товары со сходными функциональными характеристиками.
      • Используется один из указанных методов или их совокупность, при невозможности их использования могут применяться другие методы, указанные в Законе № 44 фз.

        Материалы по теме:

        Запрет на допуск иностранных товаров

        Установлен запрет приобретения при гособоронзаказе следующих товаров иностранного производства (за исключение стран-членов ЕАЭС):

      • литейные машины;
      • станки (токарные, агрегатные, шлифовальные, металлорежущие, строгальные, долбежные и прочие);
      • измерительные приборы.
      • Продукция признается произведенной в России в случае:

        ✔ ее создания в рамках инвестиционного контракта в течение 5 лет с момента заключения такого контракта и не более 3-х лет с начала ее производства.

        ✔ отсутствия инвестиционного контракта созданная продукция должна соответствовать требованиям, установленным в постановлении Правительства России от 17.07.2015 № 719. Подтверждением будет являться заключение экспертизы.

        ✔ подтвердить, что продукция была произведена в России или в других странах-участницах ЕАЭС. Доказательством послужит сертификат о происхождении товара по форме СТ-1.

        Особенности размещения оборонзаказа

        Особенности размещения оборонных заказов закреплены в ст. 6 Закона № 275. В соответствии с частью 1 указанной статьи госзакупки в рамках оборонзаказа производятся по правилам Закона № 44-ФЗ с учетом следующего:

      • при размещении оборонзаказа на создание, ремонт, обслуживание и утилизацию оружия и военной техники, космических кораблей, в отношении которого будет проводиться банковское сопровождение требование об обеспечении выполнения госконтракте устанавливать не нужно;
      • при размещении оборонзаказа поставку оружия, спецтехники и военного имущества, принятого в эксплуатацию закупочная документация должна содержать название и товарные знаки такого вооружения;
      • оборонзаказ обязателен для принятия единственным исполнителем, определенным законодательными и подзаконными актами России при условии, что он обеспечивает уровень прибыли, установленный постановлением Правительства от 17.02.2017 № 208;
      • принятие оборонзаказа также является обязательным для ГУПов и других организаций, занимающих доминирующее положение на рынке при условии, что иные потенциальные исполнители госконтракта отсутствуют или не были определены по результатам конкурентной процедуры.
      • оформление госконтракта является обязательным для лиц, которые в соответствии со ст. 14 рассматриваемого ФЗ занимают доминирующее положение при условии, что у них отсутствуют экономические или технологические причины для отказа.
      • сроки размещения оборонзаказа устанавливаются Правительством Российской Федерации.
      • Что контролирует казначейство

        Елена Тарасова, эксперт Системы Госзаказ

        Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по гособоронзаказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по контрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.

        Однако есть ряд исключений. Какие операции контролирует Казначейство, а что не попадает под контроль, смотрите в статье «Как работает казначейское сопровождение для закупок по гособоронзаказу».

        Задайте свой вопрос экспертам «Системы Госзаказ»

        Идентификатор госконтракта и платежей по нему

        Техническая особенность госконтракта на гособоронзаказ – это его идентификация. Госзаказчик присваивает госконтракту, который заключает с головным исполнителем, специальный код – идентификатор. В дальнейшем этот код проставляют на всех контрактах, которые заключают в рамках данного гособоронзаказа. Код действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.

        Код госконтракта содержит:

      • способ, которым определяют исполнителя;
      • год, в котором заключен госконтракт;
      • год, в котором госконтракт заканчивает действовать;
      • порядковый номер госконтракта;
      • код госзаказчика.
      • Это следует из пункта 13 статьи 3, статьи 6.1, пункта 5 статьи 7, подпунктов 4 и 9 пункта 1, подпунктов 4 и 9 пункта 2 статьи 8, подпункта 1 пункта 1 статьи 8.3, подпункта 1 пункта 1 статьи 8.5 Закона № 275-ФЗ.

        Порядок, в котором заказчик формирует идентификатор, утвержден приказом Минобороны России, Казначейства России от 11 августа 2015 года № 475/13н. Он представляет собой код размером в 25 знаков, из которых:

        Что такое идентификатор контракта и как его сформировать

        • первые 2 цифры обозначают последние 2 цифры года оформления госконтракта;
        • 3 и 4 цифры обозначают 2 последние цифры окончания срока действия госконтракта;
        • следующие 3 знака представляют собой идентификационный код госзаказчика;
        • 8-ое число обозначает способ осуществления закупки (где «1» означает конкурентные процедуры, «2» — оформление госконтракта с единственным поставщиком, в том случае, когда конкурентная процедура не состоялась, «3» — закупку у единственного поставщика и т.д.);
        • цифры с 9 по 12 обозначают номер госконтракта в текущем году;
        • 13-ое число представляет собой вид цены госконтракта, где «1» — ориентировочная, «2» — фиксированная, «3» — возмещающая издержки;
        • кодификация цифр с 14 по 25 осуществляется госзаказчиком самостоятельно.
        • Идентификатор госконтракта сохраняется на весь период его действия.

          Банковское сопровождение госконтракта

          В ст. 8 закона № 275 в перечень основных обязанностей головного исполнителя госконтракта включены:

        • оформление контракта с уполномоченным банком на сопровождение;
        • использование для осуществления расчетов по госконтракту отдельных счетов соисполнителей, открытых в таком банке;
        • включение в контракт условия об открытии таких счетов соисполнителями.
        • Требования к уполномоченным банкам установлены в ст. 8.1 рассматриваемого ФЗ. Банк одновременно должен соответствовать следующим критериям:

        • иметь капитал не менее ста миллиардов рублей;
        • находится под контролем ЦБ России;
        • иметь лицензию на осуществление работ со сведениями, составляющими гостайну.
        • ЦБ России размещает перечень уполномоченных банков на своем сайте в сети «Интернет». Режим использования отдельного счета подразумевает под собой списание денег только при указании идентификатора госконтракта, и только на отдельный счет. Исключение из этого правила составляют:

        • налоговые и другие обязательные платежи;
        • оплата расходов на поставку товаров по ценам, подлежащих госрегулированию;
        • оплата расходов головных исполнителей (до 5 млн. рублей), соисполнителей (до 3-х млн. рублей);
        • другие случаи, указанные в ч. 2 ст. 8.3 рассматриваемого ФЗ.
        • По отдельному счету нельзя осуществлять:

        • выдачу кредитов и займов;
        • погашение кредитов, займов и процентов по ним;
        • перечисления физлицам за исключением выплаты зарплаты и компенсационных выплат;
        • вклады в уставный капитал других юрлиц;
        • покупку иностранной валюты, ценных бумаг, векселей;
        • внесение пожертвований;
        • взаиморасчеты и др.

        Полный список запрещенных операций см. в ст. 8.4 рассматриваемого ФЗ.

        Спецсчета в уполномоченном банке

        Все платежи по гособоронзаказу госзаказчики, головные исполнители, исполнители проводят через специальные счета. Открыть счета обязаны головной исполнитель и исполнители. Головной исполнитель выбирает банк из перечня уполномоченных банков, который предусмотрен частью 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ. Актуальный перечень банков от Минфина смотрите в статье

        Под каждый гособоронзаказ открывают отдельный счет. Расходовать деньги с этих счетов можно только на нужды гособоронзаказа. Операции, которые не связаны с исполнением гособоронзаказа, запрещены. Например, запрещено предоставлять займы и кредиты, покупать иностранную валюту (п. 10 ст. 3, ст. 8.1–8.6 Закона о гособоронзаказе).

        В распоряжениях на перечисление денег указывают код конкретного госконтракта. В платежном поручении код контракта прописывают в поле 22, которое предусмотрено для уникального идентификатора платежа (письмо Казначейства России от 4 декабря 2015 г. № 07-04-05/05-822).

        За нарушения в сфере гособоронзаказа предусмотрена административная и уголовная ответственность. Это следует из статьи 15 Закона о ГОЗ.

        www.pro-goszakaz.ru

        Это интересно:

        • Участие прокурора в апк Участие прокурора в производстве в суде кассационной инстанции Кассационное производство возбуждается путем подачи кассационной жалобы прокурором или иным лицом, участвующим в деле. Жалоба адресуется в арбитражный суд, принявший решение, который направляет ее вместе с делом в […]
        • Заявления и ходатайства судебному приставу Ходатайство судебному приставу Участие в процедуре принудительного исполнения решения суда или иного органа нескольких лиц: взыскателя, должника, их представителей, работодателя, банковских организаций, возможно, переводчика и др. предопределяет право каждого их них обратиться с […]
        • Имеют ли право сотрудники дпс задерживать Имеет ли право ГИБДД проверять и задерживать за неоплаченные штрафы? Добрый день. Законно ли то, что сотрудники ГИБДД останавливают для проверки автомобиль и затем смотрят по базам данных, числятся ли за этим водителем какие-либо неоплаченные штрафы? И когда выясняют, что да, есть, […]
        • Гос переселение Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" Комментарии Российской Газеты В целях повышения эффективности […]
        • Санпин 983-72 санитарные правила устройства и содержания общественных уборных Санитарные правила устройства и содержания общественных уборных Санитарные правила устройства и содержания общественных уборных Утверждены зам. Главного государственного санитарного врача СССР 19 июня 1972 г., № 983-72 б) на площадях около вокзалов, на всех железнодорожных станциях, […]
        • Приказ мо рк 606 Приказ мо рк 606 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 13 апреля 2006 г. N 227" Указ Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 N 400 "О внесении изменений в . "Положением о Департаменте транспортного обеспечения Министерства обороны Республики […]
        • Как платятся налоги по ооо Какие налоги и как нужно платить при УСН? Отправить на почту УСН — какие налоги платить при этой системе налогообложения? Ответ на данный вопрос дает НК РФ. При УСН какие налоги платить нужно, а от каких налогоплательщик будет освобожден, рассказывается в этой статье. Работа по […]
        • Приказ мвд 385 от марта 2018 года Приказ мвд 385 от марта 2018 года Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. N 385"Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации" В соответствии с частью 18 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N […]