Уплата госпошлины третьим лицом

admin

Оглавление:

Третьи лица стали вправе платить за других налоги, сборы и страховые взносы

Разрешена или нет уплата налогов за других лиц? Можно ли третьим лицам заплатить за организацию или ИП страховые взносы? Допускается ли оплата государственной пошлины за других? Как третьим лицам заполнять платежные поручения и кого писать в качестве плательщика? Вправе ли учредитель или директор заплатить налоги за свою компанию? Может ли муж заплатить налоги на жену? Ответы на большинство этих вопросов дал Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ, которые ввел в Налоговой кодекс РФ нормы о том, что налоги, сборы и взносы могут платить третьи лица. Рассмотрим поправки детально.

Долгожданные изменения

Ранее налоговое законодательство обязывало налогоплательщиков уплачивать налоги и сборы самостоятельно (п.1 ст. 45 НК РФ). Однако в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ ситуация изменилась. Этим законом в статью 45 НК РФ внесены поправки, благодаря которым уплачивать налоги, сборы и страховые взносы за организации, индивидуальных предпринимателей или физических лиц смогут третьи лица. Однако поправки будут вводиться в действие поэтапно, а именно:

  • с 30 ноября 2016 года одни лица вправе платить за других налоги и сборы;
  • с 1 января 2017 года третьи лица вправе перечислять за других страховые взносы.
  • Уплата налогов и сборов третьими лицами с 30 ноября 2016 года

    Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ был официально опубликован на портале правовой информации 30 декабря 2016 года. С этой даты третьи лица получили возможность уплаты налогов и сборов за других. Это предусмотрено пунктом 1 статьи 13 данного закона.

    Из положений новой редакции статьи 45 Налогового кодекса РФ следует, что с 30 декабря 2016 года третьи лица могут оплачивать любые налоги и сборы за других. С указанной даты за организацию, ИП или физических лиц можно перечислять:

    Стоит заметить, что налоговый кодекс не содержит каких-либо ограничений в части круга лиц, которые вправе уплатить налоги и сборы за налогоплательщиков. Таким образом, возможны различные варианты:

  • организация может заплатить налоги и сборы за другую организацию, ИП или физическое лицо;
  • индивидуальный предприниматель может перечислить налоги и сборы за другого ИП, организацию или физическое лицо;
  • физическое лицо вправе оплатить налоги и сборы за другое физическое лицо, организацию или ИП.
  • Благодаря указанным поправкам, к примеру, учредитель или директор компании начиная с 30 ноября 2016 года может без проблем из своих собственных средств заплатить налоги и сборы за организацию. Это бывает необходимо, если, допустим, на счете юридического лица не хватает денег для уплаты. Прежде третьи лица были не вправе исполнять обязанность по уплате налогов и сборов за организацию (Письмо Минфина России от 14.02.2013 № 03-02-08/6).

    Также разрешилась и одна наболевшая проблема. Некоторые, возможно, сталкивались с ситуацией, когда одно физическое лицо просит другое заплатить за него налог, который указан в уведомлении об уплате налога.

    Пример. 8 ноября 2016 года гражданка Иванова И.А. получила по почте уведомление из ИФНС об уплате налога на имущество за свою квартиру. Уведомление она передала своему сыну и попросила его заплатить за нее налог, чтобы ей не ходить в банк. До 30 ноября 2016 года ее сын был не вправе уплатить налог за свою мать из собственных средств. Если бы он это сделал и в платежном поручении он числился в качестве плательщика, то налоговики не могли признать обязанность по уплате налога исполненной. И платеж бы отправили на «невыясненные платежи». В, свою очередь, у Ивановой И.А. образовалась бы недоимка и ей начислялись бы пени. Однако с 30 ноября 2016 года такой проблемы не будет. Сын может перечислить налог за свою мать и не опасаться, что налог не будет считаться уплаченным.

    Следовательно, с 30 ноября 2016 года можно платить налоги и сборы за другого человека, например, через сбербанк онлайн или со своей банковской карты. Больше проблем с этим быть не должно. Также налоги физического лица с указанной даты можно платить и с расчетного счета ИП.

    Государственная пошлина – это сбор (333.16 НК РФ). Следовательно, с 30 ноября 2016 года третьи лица могут уплачивать не только налоги, но и государственную пошлину за организации, ИП и физических лиц.

    Уплата страховых взносов третьими лицами с 1 января 2017 года

    Платежи по страховым взносам организации и ИП обязаны перечислить самостоятельно (ч. 4 ст.15, ч.2 ст.16 Федерального закона от 24.09.2009 № 212-ФЗ ). Однако указаный федеральный закон с 1 января 2017 года утрачивает силу. Это связано с тем, что страховые взносы (кроме взносов «на травматизм») переходят от ПФР под контроль ФНС. С 1 января 2017 года страховые взносы будут регулироваться положениями Налогового кодекса РФ. См. «Страховые взносы с 2017 года: обзор изменений». https://buhguru.com/strahovie-vznosy/strakh-vznosy-2017.html

    С 1 января 2017 года положения налогового законодательства РФ будут позволять третьим лицам уплачивать страховые взносы за других (кроме взносов «на травматизм») – новый пункт 9 статьи 45 НК РФ. То есть, перечислять взносы можно с момента, когда их администрирование перейдет к налоговикам. С 2017 года третьи лица смогут перечислять следующие виды страховых взносов:

    buhguru.com

    Как оплатить налог за третье лицо

    Согласно закону, лицо должно самостоятельно исполнять налоговые обязательства. Но в 2016 году были внесены поправки, согласно которым взносы могут уплачиваться третьим лицом. Актуально это в том случае, если фирма не может уплатить налоги в положенные сроки. Для предупреждения образования задолженности разумно будет обратиться к представителю.

    Можно ли уплачивать налог за третьих лиц?

    Выплата налогов за третьих лиц регулируется ФЗ №401 «О внесении изменений в 1-ю и 2-ю часть НК РФ» от 30 ноября 2016 года. В нормативном акте указано, что третье лицо может оплачивать и налоги, и госпошлины. Лицом этим может являться, к примеру, материнская компания, оплачивающая налог за свою дочернюю фирму.

    До введения в действие ФЗ №401 ограничений по внесению налога третьими лицами не было. Однако рассматриваемая операция была сомнительна. В НК РФ присутствуют указания на то, что налогоплательщик должен самостоятельно нести свои обязательства по выплатам. Налог мог переводиться третьими лицами только при наличии этих обстоятельств:

  • Фирма обращается к услугам налоговых агентов.
  • Уплата штрафов и налогов правопреемником ранее реорганизованного ЮЛ.
  • Взыскание задолженности дочернего ЮЛ со счета материнской компании.
  • Налоги ликвидируемой организации оплачиваются третьим лицом – ликвидационной комиссией.
  • Задолженность выплачивается учредителями организации, которая ликвидируется.
  • Формулировка о том, что фирма должна самостоятельно нести свои обязательства, может трактоваться по-разному. Однако большинство инстанций полагает, что выплаты могут совершаться третьими лицами. Одновременно с этим ставится важное условие: средства, направленные на уплату налогов, должны принадлежать самому налогоплательщику. То есть третье лицо выступает в качестве представителя налогоплательщика.

    ВАЖНО! 30 ноября 2016 года со вступлением в силу ФЗ №401 стало возможным совершение выплат в счет третьих лиц. С 1 января 2017 года разрешен перевод страховых взносов по аналогичной схеме.

    Кто именно может уплачивать налог

    Обязательство предполагает уплату налога в установленный срок. Если средства будут уплачены, но сроки нарушены, обязательство в полной мере исполненным считаться не будет. Обязательство прекращается тогда, когда деньги будут направлены по нужному адресу. Кем может являться третье лицо, которое выплачивает средства за налогоплательщика? Это следующие лица:

  • Законный представитель. Действовать он будет на основании учредительной документации.
  • Уполномоченный представитель. Осуществлять операции он будет на основании доверенности. Действует она на протяжении 3 лет.
  • Во 2 пункте статьи 37 НК РФ указано, что налог может выплачиваться третьими лицами, работающими от своего имени. Однако у этих лиц обязательно должны быть соответствующие полномочия, подтвержденные документами. В обратном случае направленные средства будут считаться переплатой незаконного представителя, а обязательство компании так и не будет погашено.

    ВАЖНО! Средства могут быть уплачены налоговым агентом. Если сроки платежей передвигаются, требуется составить договор поручительства. Если представитель не переведет деньги, они взыскиваются с поручителя.

    Какие именно налоги могут уплачиваться третьими лицами

    Представитель может уплачивать за налогоплательщика самые различные налоги: на прибыль, НДС, УСН, акцизы. Возможна уплата акцизов, государственных пошлин, транспортных и патентных налогов. С 2017 года третьи лица имеют право переводить страховые взносы в ПФР, центры медицинского страхования.

    Порядок уплаты налогов третьим лицом

    Сначала представителю необходимо составить договор займа. Нужен он для того, чтобы исполненный платеж не был признан безвозмездной помощью. Особенности составления соглашения регламентированы пунктом 1 статьи 807 ГК РФ. В договоре нужно указать сумму займа и сроки его погашения. Затем представителю нужно составить платежное поручение. Выплаченные средства фиксируются в бухучете.

    Составление платежного поручения

    При совершении выплат третьим лицом нужно составить платежное поручение. Оно требуется для того, чтобы деньги были направлены по верному пути. В поручении прописывается эта информация:

  • КПП налогоплательщика. Если налог выплачивается за ФЛ, в этом пункте нужно указать «0».
  • ИНН.
  • Информация о третьем лице, которое совершает платеж.
  • КПП и ИНН третьего лица.
  • Цифрой указывается статус налогоплательщика:

  • «09» – ИП.
  • «01» – ЮЛ.
  • «13» – ФЛ.
  • «10» – нотариус, который занимается частной практикой.
  • Перед составлением платежного поручения рекомендуется ознакомиться с образцом документа.

    Бухучет платежей

    Выплата налога третьим лицом предлагает, что у одной компании появляются обязательства перед другой. Средства предоставляются на основании договора займа. В дальнейшем они должны быть возвращены налогоплательщиком. Налоговая сумма не будет считаться расходом фирмы, так как не происходит уменьшения активов. Средства будут возвращены, а потому капитал организации не сокращается. Налогоплательщику предоставляется беспроцентный заем, а потому он не будет входить и в финансовые вклады. Связано это с тем, что не исполняется пункт 2 Положения по бухучету ПБУ 19/02, установленный Приказом Минфина №126 от 10 декабря 2002 года.

    Заем будет учтен в составе дебиторских долгов. По этой причине в бухучете его нужно фиксировать на дебете счета 76 и кредите счета 51. Когда налогоплательщик вернет средства, у компании не образуется дохода. Проводки при уплате налоговых платежей за другое лицо будут следующими:

  • ДТ76 КТ68. Фиксация беспроцентного займа в структуре платежей по налогам.
  • ДТ51 КТ76. Средства были возвращены.
  • Проводки подтверждаются договором о выданном займе.

    Налоговый учет

    В рамках налогового учета выплата налога за другое лицо также будет считаться предоставлением займа. На займы НДС начисляться не будет на основании пункта 2 статьи 146 НК РФ, пункта 3 статьи 39 НК РФ. Аналогичная позиция изложена в Письме ФНС №ЕД-4-3/7896 от 29 апреля 2013 года.

    Выданный заем не будет учтен в структуре расходов и доходов компании на основании пункта 12 статьи 270 НК РФ, пункта 1 статьи 251 НК РФ. Следовательно, не будет начисляться налог на прибыль.

    Что дает возможность оплаты налога представителями

    Поправки в НК РФ выгодны как государству, так и налогоплательщику. Рассмотрим основные выгоды:

  • Предупреждение нарушения сроков пополнения бюджета. Иногда компания не может исполнить свои обязательства в срок. С учетом поправок у нее предоставляется право передать обязанность по уплате другим лицам. Следовательно, не образуется никакой задолженности. Бюджет страны пополняется своевременно.
  • У налогоплательщика не образуется долга. Следовательно, не появляются также штрафы и пени.
  • Третьему лицу теперь не нужно собирать пакет документов, которые подтверждают, что выплачиваемые средства принадлежат именно налогоплательщику.

Нововведение призвано усовершенствовать систему выплаты налогов. Оно же сокращает количество задолженностей. Однако у поправки есть некоторые минусы. В частности, банки, принимающие средства, сталкиваются с повышенной нагрузкой при обработке платежей.

assistentus.ru

Платеж за третьих лиц в 2017 году

Федеральным законом 401 были внесены определенные изменения в налоговый кодекс, как, например, возможность осуществлять платеж за третьих лиц в 2017 году в пользу налоговых отчислений, сборов и взносов. Более подробно об этой возможности, и всех сопутствующих особенностях, мы поговорим в дальнейшем материале.

На самом деле многие уже очень давно ждали такого рода поправок в налоговом кодексе, ведь до сих пор каждый налогоплательщик мог вносить деньги в счет налогов и сборов только лично, а участие третьих лиц в процессе не допускалось. Но с 30 ноября 2016 года ситуация кардинально изменилась – свое действие начал 401 федеральный закон, который установил, что уплата налогов, сборов, взносов третьими лицами с 1 января 2017 года будет разрешена. Принятые ФНС изменения, в действие происходили последовательно:

1. С 30 ноября 2016 года одно лицо может вносить за другое средства в счет налоговых отчислений и сборов;

2. С 1 января 2017 года разрешена так же оплата страховых взносов третьими лицами;

Платеж за третьих лиц налоговых отчислений и сборов, разрешенный 30.11.2016

Официальный портал, который содержит правовую информацию, тридцатого декабря прошлого года, опубликовал текст 401 федерального закона. Именно с этого дня и предприниматели, и физические лица, смогут вносить налоги, а также перечислять деньги в счет сборов не только за себя, но и за третье лицо. Это сказано в первом пункте 13 статьи. Далее рассмотрим, какие же именно платежи можно вносить за организации, предпринимателей или физическое лицо, это:

1. Налог на доход физических лиц (НДФЛ);
2. Акциза;
3. Налог на добавленную стоимость (НДФЛ);
4. Налог на прибыль;
5. Госпошлина;
6. Единый налог при упрощенке(УСН);
7. Налог на добычу полезных ископаемых;
8. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
9. Водный налог;
10. Патентный налог (ПСН);
11. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
12. Налог на игорный бизнес;
13. Налог на имущество организации;
14. Земельный налог;
15. Торговый сбор;
16. Налог на имущество физических лиц;
17. Транспортный налог;

В налоговом кодексе нет никаких ограничений касательно того, кто будет осуществлять платеж за третье лицо в 2017 году. Этот значит, что можно допустить различные ситуации:

• Организация вправе уплатить налоговые отчисления и сбор за предпринимателя, физических лиц или иную организацию;
• ИП доступна оплата за любых физических лиц, иных предпринимателей и прочие организации;
• Физические лица могут заплатить средства в счет налогов и сборов других лиц, предпринимателей или организаций.

Возможность осуществлять платеж за третьих лиц значительно облегчит жизнь граждан.

Например, начальник предприятия теперь сможет внести собственные средства в счет налоговых отчислений и сборов за предприятие. А если на юридическое лицо имеет слишком маленький баланс счета, чтобы внести необходимые средства, то такая возможность придется как нельзя кстати.

Еще в прошлом году платеж за третьих лиц не допускался налоговым кодексом, что вызывало множество трудностей. Даже простым физическим лицам иногда необходимо попросить об оплате их налогов другого человека, и теперь с этим не возникнет никаких проблем.

Допустим, налог за квартиру теперь может оплатить не только ее владелец, но и его родственники, близкие люди, подчиненные или просто знакомые. Для этого можно воспользоваться интернет банкингом или пластиковой картой. Кроме того, обновленное законодательство теперь позволяет оплатить сбор или налог, используя расчетный счет предпринимателя. Учитывая тот факт, что государственную пошлину принято классифицировать, как сбор, в счет него тоже можно вносить платеж за третьих лиц в 2017 году. Это говорит о возможности не только погашения налоговых обязательств, но и внесения госпошлин за предприятие, физ. лицо или организацию.

Оплата страхового взноса третьим лицом, разрешенная с 1 января 2017 года

212 федеральный закон, который регламентировал необходимость вносить все страховые выплаты самостоятельно, перестает действовать с первого дня этого года. Обусловлен этот факт переходом обязанностей по администрированию страховых взносов к налоговой службе от пенсионного фонда. Пенсионный фонд будет получать лишь средства в счет взносов по травматизму.

Так что теперь платеж за третьих лиц страховых выплат разрешен, за исключением взноса по травматизму, именно так указано в новом пункте 45 статьи налогового кодекса. Она регламентирует возможность внесения страховых выплат третьими лицами касательно следующих направлений:

• Страховых взносов в счет обязательного пенсионного страхования;
• Взносов в счет медицинского страхования;
• Взносов на временную нетрудоспособность и материнство.

Платежи за третьих лиц в 2017 году можно осуществлять и физическим лицам в счет организаций, предприятий, и предпринимателям в счет физических лиц и организаций, и организациям за других налогоплательщиков.

Но вот взносы по травматизму все еще продолжает контролировать фонд соцстрахования, и это значит, что такие выплаты гражданам все равно придется производить только лично. По правилам законодательства, оплата за третье лицо взноса по травматизму невозможна. Нельзя так же обязывать кого-либо вносить взнос за третье лицо, это возможно только по личному желанию гражданина.

Как перечислить платеж за третьих лиц в 2017 году

Большинство граждан задаются вопросом, как правильно заполнить платежное поручения, если необходимо осуществить платеж за третьих лиц. Далее постараемся разобраться с этим нюансом. Любая оплата: налоговые отчисления, страховой взнос или сборы, считаются выплаченными с того дня, как третьи лица предоставят банку платежные поручения о перечислении средств со своего счета на счет казначейству страны. Прежде, чем вносить платеж за третьих лиц следует проверить, достаточна ли сумма денег на счету для такой оплаты.

К заполнению самих поручений тоже есть ряд требований, которые необходимо соблюдать, и все они указаны в правилах приказа 107. Заполняя платежный документ, третьи лица указывают свои данные в графе для данных плательщика: это поле 8 – ФИО плательщика, поле 60 – ИНН, и КПП – поле 102. Графа назначение платежа необходимо указать в счет какого предприятия или лица внесена выплата. Наглядный пример представлен ниже:

Вполне вероятно, что в текущем году будет принят ряд изменений касательно заполнения платежного документа третьими лицами, ведь закон только вступил в силу, и особого порядка еще нет. Возможно, понадобится не только указать назначение платежа, но и уточнить, что выплаты осуществлялись третьим лицом. Если какие-либо нововведения будут приняты, то о них можно будет подробнее узнать в дополнительных разъяснениях.

Платеж за третьих лиц в 2017 году имеет ряд ограничений. К ним относиться:

• Невозможность третьих лиц вернуть свои выплаты в счет организаций, физических лиц или предпринимателей, независимо от причины, которая заставила их принять решения о возврате денег;
• Невозможность уточнения платежей в счет страховых взносов по пенсионному страхованию, после того, как ресурсы были учтены пенсионным фондом на лицевом счете застрахованного лица в указанной сумме.

Платеж за третьих лиц можно осуществлять, не имея на то специальных разрешений, справок, и прочих документов.

Как учитывается оплата за третье лицо в некоторых налоговых системах

Для каждой налоговой системы действуют некоторые особенности при учете платежей от третьего лица, рассмотрим их подробнее.

Налоги на доход физических лиц.

В случае если платеж за третьих лиц будет осуществлен в счет налогов или сборов за физических лиц, то он не будет числиться, как доход этих физических лиц. Значит, что выплачивать налог НДФЛ с такого платежа не придется.

Платеж за третьих лиц в 2017 году может быть внесен и в том случае, если предприниматель или организация работает на упрощенной системе. Как учитывается такой платеж и может ли он быть учтен в качестве расходов, которые берутся для расчета упрощенных налогов? Здесь ответ отрицательный – выплаты со стороны третьего лица не будут относиться к расходной базе предпринимателя. Хотя есть одно исключение в 346 статье налогового кодекса. Оно говорит о том, что если налогоплательщик погасит задолженность перед третьими лицами за свои выплаты, то их уже можно будет приплюсовать к расходной базе. Это делается по следующей системе:

bbcont.ru

Оплата госпошлины представителем юридического лица

Практически все компании, ведущие активную предпринимательскую деятельность, неоднократно сталкивались с необходимостью оплачивать со счёта своей Организации государственную пошлину за юридически значимые действия. Чаще всего предприятия оплачивают госпошлину при обращении в суды и при внесении изменений в учредительные документы. Госпошлина оплачивается с расчётного счёта Компании, а платёжное поручение, подтверждающее оплату пошлины, удостоверяется круглой печатью банка.

Но что делать предприятию, если возникла острая необходимость совершить юридически значимое действие, будь то, внесение изменений о месте нахождения организации либо подача искового заявление в арбитражный суд, а расчётный счёт заблокирован либо вовсе не открыт? Можно ли оплатить пошлину через представителя — физического лица в любом отделении Сбербанка России?

Попробуем разобраться с этим вопросом, основываясь на действующем законодательстве и практике работы государственных органов. Сначала обратимся к определению госпошлины и к субъектному составу её плательщиков.

В соответствии со ст. 333.16.-333.17. Налогового Кодекса Российской Федерации государственной пошлиной признаётся сбор, уплачиваемый физическими и юридическими лицами при их обращении в уполномоченные органы для совершения в их отношении юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3. Налогового Кодекса Российской Федерации. Пошлина может уплачиваться в наличной и безналичной форме.

В соответствии с совместным письмом Центрального банка РФ N 151-Т и Министерства налогов и сборов России N ФС-18-10/2 от 12.11.2002 «Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов» Организации уплачивают сборы в безналичной форме со своих банковских счетов, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Возникает вопрос: могут ли Организации уплачивать пошлину не только лично по расчётному счёту, но и через своих представителей — физических лиц? Прямой запрет в Налоговом Кодексе не содержится, но и возможность уплаты государственной пошлины иным лицом за юр.лицо законодательством не предусмотрена.

Глава 4 Налогового Кодекса содержит нормы, раскрывающие возможность Организации участвовать в налоговых правоотношениях через Законных и Уполномоченных представителей. Уполномоченный представитель Организации должен обладать соответствующими полномочиями, а представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств представляемой Организации.

Из всего вышесказанного напрашиваются следующие выводы: физическое лицо может быть представителем Организации в налоговых правоотношениях и может уплачивать за Организацию государственную пошлину. Госпошлина может быть уплачена физическим лицом, действующим от имени Организации в силу предоставленных ему полномочий, если к квитанции об уплате госпошлины будут приложены доказательства наличия у представителя полномочий и документы, свидетельствующие о том, что денежные средств действительно принадлежат Организации и предназначены именно для уплаты госпошлины за конкретное юридически значимое действие.

К комплекту документов, подаваемых в уполномоченный на совершение юридически значимых действий орган, представителю юридического лица необходимо, кроме квитанции, подтверждающей уплату государственной пошлины, приложить следующие документы:

  1. документ, подтверждающий передачу денежных средств от Организации представителю — физическому лицу (например, авансовый отчёт);
  2. документ, подтверждающий назначение передаваемых физическому лицу денежных средств (например: договор поручения, подписанный руководителем Организации);
  3. доверенность с указанием на право оплачивать от организации госпошлину;
  4. ходатайство с просьбой учесть госпошлину оплаченной от Организации третьим лицом.

В настоящее время суды общей юрисдикции и арбитражный суд в Санкт-Петербурге и Ленинградской области принимают квитанции об оплате госпошлины представителем Организации, но с условием, если к ним прилагаются авансовые отчёты. Регистрирующие налоговые органы Москвы и Санкт-Петербурга принимают квитанции от генеральных директоров организаций (как от законных представителей) и квитанции от третьих лиц с приложением авансовых отчётов, доверенностей и ходатайств.

В других регионах квитанции принимают неохотно и, к сожалению, организации часто сталкиваются с трудноразрешимыми задачами.

Автор: Мария Юрьевна Борисенко

www.urisconsult.spb.ru

Об уплате фискальных платежей третьими лицами

Об уплате фискальных платежей третьими лицами

В.Н. Комаров,
управляющий партнер ЗАО «Северо-Западный юридический центр»

А.В. Даниленков,
эксперт ЗАО «Северо-Западный юридический центр», к.ю.н.

С нарастанием кризисных явлений, когда организации часто не имеют в наличии денежных средств для уплаты налогов и других фискальных платежей, снова стал актуальным вопрос о том, как расценивать случаи уплаты таких платежей за них третьими лицами.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно уплачивать налоги, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В силу п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

Основные трудности в правоприменительной практике, как правило, возникают с дифференциацией между институтом представительства в налоговых правоотношениях (гл. 4 НК РФ) и уплатой фискального платежа третьим лицом, действующим без поручения и (или) законных оснований (если использовать гражданско-правовую терминологию — действие в чужом интересе без поручения).

Уплата налогов, сборов и страховых взносов третьими лицами

Попытка определить конституционно-правовые пределы налогового представительства была предпринята в определении Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 N 41-О, в котором был сделан вывод о том, что норма о самостоятельной оплате налогоплательщиком налогов и сборов не препятствует его участию в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Представительство при оплате налогов нельзя признать уплатой налогов третьим лицом, скорее это способ самостоятельного исполнения налогоплательщиком своей обязанности по уплате налогов. Однако для этого должен быть соблюден ряд условий:

— представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями на основании либо закона или учредительных документов, либо доверенности. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Так, единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью является законным представителем данного юридического лица как в гражданском обороте, так и в налоговых правоотношениях (п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 1 ст. 27 НК РФ). Представительство организации-налогоплательщика в налоговых отношениях на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 185 ГК РФ), допускается согласно п. 3 ст. 29 НК РФ;

— представительв налоговых правоотношениях должен совершать действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика — представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений налогового представительства платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении.

Другими словами, из платежных документов должно однозначно следовать, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.

При этом нельзя не согласиться с мотивировкой, изложенной в рассматриваемом определении Конституционного Суда РФ, согласно которой понятие «самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога» должно включать в себя возможность четкой персонификации денежных средств, за счет которых производится уплата налога, и исключать недопустимое вмешательство третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком. Иная трактовка указанного понятия, согласно позиции КС РФ, не только препятствовала бы результативному налоговому контролю над исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавала бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем не отражения на своем банковском счете поступающих доходов. Логика позиции КС РФ основывается на определении фискального платежа как персонифицированного платежа во всех случаях: индивидуально-безвозмездного (налог) либо индивидуально-возмездного (сбор или иной фискальный платеж) платежа*1.
_____
*1 См., в частности, определения КС РФ от 08.02.2001 N 14-О, от 14.10.2004 N 390-О; постановление КС РФ от 18.07.2008 N 10-П; п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79.

Ранее КС РФ разъяснял (применительно к институту налоговых агентов): по смыслу ст. 57 Конституции РФ «право налогоплательщика во всех случаях только лично вносить в казну налоговый платеж из данной конституционной нормы не вытекает» (определение КС РФ от 20.12.2001 N 291-О).

Позиция КС РФ была воспринята судебной практикой, причем ее расширительное толкование позволило отнести к «обезличенным» платежам не только налоги и сборы, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Так, в деле N Ф03-А73/07-2/4080, рассмотренном постановлением ФАС Дальневосточного округа от 24.10.2007, позиция налогового органа состояла в следующем: перечисление страховых взносов физическим лицом от имени юридического лица противоречит абз. 1 п. 1 ст. 45 НК РФ. В связи с этим указанные взносы не могут быть учтены в качестве уменьшения ЕНВД, подлежащего уплате юридическим лицом — налогоплательщиком. Как указал суд, признавая позицию фискалов неправомерной, пенсионное законодательство не ставит исполнение обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в зависимость от способа их перечисления — самим юридическим лицом либо физическим лицом от имени юридического лица (см. также постановления ФАС Дальневосточного округа от 13.10.2008 N Ф03-3647/2008, Центрального округа от 28.11.2006 N А08-10273/05-20).

Уплата госпошлины третьим лицом

Правоприменительная практика по вопросу уплаты государственной пошлины третьим лицом до сих пор находится в противоречии с концепцией, предложенной КС РФ (изложенной выше). В частности, подразделения МИ ФНС России, ведущие Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), массово отказывают в государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, в случаях, когда государственная пошлина при таких изменениях оплачена не лично, а через представителя. При этом в судебных разбирательствах, связанных с обжалованием таких отказов, представители налоговой инспекции ссылаются именно на п. 1 ст. 45 НК РФ. В постановлении ФАС Поволжского округа от 27.04.2009 по делу N А55-13264/2008 обжаловалось решение МИ ФНС России об отказе в государственной регистрации общества со ссылкой на то, что государственная пошлина была уплачена не непосредственно заявителем — юридическим лицом, а третьим лицом. Судом было указано: исходя из содержания п. 1 ст. 45 НК РФ с учетом положений гл. 4 НК РФ (регулирующей вопросы представительства в налоговых правоотношениях) допускается участие налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя, который должен обладать соответствующими полномочиями. Нормы налогового законодательства не исключают уплату государственной пошлины физическим лицом, действующим от имени лица, уполномоченного подать заявление о государственной регистрации.

В отношении уплаты государственной пошлины при подаче исковых заявлений в суд общей юрисдикции или арбитражный суд суды ранее не всегда признавали факт уплаты государственной пошлины, если фактические действия по ее перечислению совершались третьим лицом.

Определенную ясность в этот вопрос (во всяком случае, в рамках арбитражной системы) внесло информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ) от 29.05.2007 N 118, согласно ему:

— государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. При этом в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого;

— заявление о возврате излишне уплаченной пошлины также может быть подано представляемым либо его представителем.

В настоящее время в основном арбитражные суды следуют в русле рекомендаций Президиума ВАС РФ (см. постановление тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2007 по делу N А56-25540/2007), иногда, правда, дополнительно требуя, чтобы в доверенности представителя было указано на его полномочие по уплате государственной пошлины от имени доверителя (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2007 по делу N А56-16832/2006).

Исключением здесь является постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.06.2006 по делу N А29-11307/2005-1э, которым установлено, что истец не выполнил обязанность по уплате государственной пошлины от своего имени, т.к. приложенный к жалобе чек-ордер свидетельствует о перечислении денежных средств физическим лицом. Уплата государственной пошлины третьим лицом законодательством не предусмотрена. Судом указано на недопустимость уплаты государственной пошлины третьим лицом, поскольку согласно ст. 45 и 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно (т.е. от своего имени) уплатить ее в бюджет. При этом вопрос о полномочиях физического лица в постановлении не затрагивался вовсе. Полагаем, что суд, вынося данное постановление, просто не успел ознакомиться с правовой позицией Президиума ВАС РФ, выраженной в информационном письме от 29.05.2007 (хотя вариант проявления «самостоятельности и независимости» судей исключать также нельзя).

Уплата фискальных задолженностей за банкрота третьими лицами

Частным случаем уплаты обязательных платежей третьими лицами является ситуация оплаты фискальной задолженности организации, находящейся в состоянии банкротства. Неопределенность возникает в вопросе применения ст. 113 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 127-ФЗ), п. 1 которой предусматривает возможность третьего лица в любое время до окончания внешнего управления в целях прекращения производства по делу о банкротстве удовлетворить все требования кредиторов, включенные в реестр таких требований, или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром.

По вопросу применения этой нормы сложилась неоднозначная судебная практика. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2007 N А56-4077/2004 указывается: возникшая у налогоплательщика обязанность по уплате НДС должна быть исполнена самостоятельно должником (ООО) и ИФНС была вправе не принимать перечисленные третьим лицом денежные средства в счет оплаты задолженности общества, законодательством о налогах и сборах иное в отношении имевшейся задолженности не предусмотрено. Ссылка на п. 1 ст. 113 Закона N 127-ФЗ признана судом не обоснованной, т.к. этот Закон не относится к актам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не изменяет правило, установленное ст. 45 НК РФ. Суд указал на дискреционность (т.е. свободу усмотрения должностного лица в решении вопроса) налогового органа и отметил, что норма ст. 45 НК РФ не препятствует применению в деле о банкротстве положений ст. 113 и 125 Закона N 127-ФЗ, «поскольку статьей 113 названного Закона предусмотрена возможность предоставления денежных средств третьим лицом должнику для самостоятельного погашения задолженности по налогам».

В рассматриваемом постановлении очевиден неожиданный подход суда, наделяющий орган государственной власти свободой усмотрения, не свойственной природе его административной правосубъектности (суть которой можно для краткости сформулировать, как «все разрешено, что прямо предписано законом»).

Как минимум, ФАС Северо-Западного округа должен был уточнить пределы этой «чиновничьей вольницы» и указать на критерии самостоятельности уплаты фискального платежа, установленные в определении КС РФ от 22.01.2004 N 41-О (в частности, в отношении содержания платежных документов). Позиция ФАС Северо-Западного округа поддержана определением ВАС РФ от 28.05.2007 N 6525/07 по делу N А-56-4077/2004.

В настоящее время согласно Федеральному закону от 30.12.2008 N 296-ФЗ ст. 113 Закона N 127-ФЗ изложена в новой редакции, устанавливающей специальный порядок удовлетворения третьим лицом требования кредиторов к должнику, который в т.ч. предусматривает направление заявления о таком намерении в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, и внешнему управляющему, и т.д. При этом в определении суда должен быть определен срок перечисления заявителем (третьим лицом) на специальный банковский счет должника или в депозит нотариуса денежных средств в размере и в порядке, указанных в данном определении. Соответственно следование процедуре, установленной в ст. 113 Закона N 127-ФЗ, полностью исключает риск непризнания уплаты фискальной задолженности третьим лицом за должника в качестве основания для ее погашения (в т.ч. в качестве требования кредитора в рамках конкурсного производства).

Остается надеяться, что арбитражные суды не будут проводить не основанную на законе дифференциацию между фискальными и иными суммами задолженности, которые уплачиваются за должника третьим лицом согласно установленному в ст. 113 Закона N 127-ФЗ порядку. Тем более что погашение фискальной задолженности организации, например, ее учредителями или должностными лицами вполне укладывается в практику деятельного раскаяния (ст. 75 Уголовного кодекса РФ), получающую в последнее время широкое распространение в уголовном судопроизводстве по делам, возбужденным по ст. 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»).

Строго говоря, Закон N 127-ФЗ и ранее не делал различий касательно порядка погашения задолженности в зависимости от ее вида (фискальный платеж или сумма по гражданско-правовому обязательству), за исключением очередности погашения соответствующих требований. Более того, согласно п. 1 ст. 125 Закона N 127-ФЗ третье лицо вправе в любое время до окончания конкурсного производства удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром таких требований.

Одним из оснований для прекращения производства по делу о банкротстве в силу ст. 57 Закона N 127-ФЗ является отказ всех кредиторов, участвующих в деле, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом. При этом суды признают в качестве не противоречащего публичным интересам отказ налогового органа (единственного кредитора) от требования о признании должника банкротом в случае погашения за него фискальной недоимки (а также сумм пени) третьим лицом (см. определение ВАС РФ от 25.07.2007 N 8239/07 по делу N А46-3910/2006, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.04.2007 N Ф04-1806/2007(32890-А46-20) по делу N А46-3910/2006).

Полагаем, что исполнение фискальной обязанности за должника третьим лицом вне рамок процедуры, установленной в ст. 113 Закона N 127-ФЗ, не является правомерным. Однако если такая оплата за должника со счета третьего лица все-таки произошла, и поскольку данное нарушение процедуры опосредованного погашения налоговой обязанности носит (в случае фактического погашения задолженности перед бюджетом) формальный характер, суды также должны признавать отказ налогового органа от требования о признании должника банкротом (ст. 57 Закона N 127-ФЗ).

Уплата третьими лицами платежей за налоговых агентов

Принцип самостоятельной уплаты налогов имеет исключение — уплата налогов налоговыми агентами. Арбитражные суды распространяют принцип самостоятельности уплаты налогов также на налоговых агентов и указывают на неправомерность фактического исполнения обязанности по перечислению налога за налоговых агентов третьими лицами (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.03.2007 по делу N Ф08-1543/2007-646А; определение ВАС РФ от 16.07.2007 N 8297/07 по этому же делу).

nalvest.ru

Это интересно:

  • Внесение изменений в закон об отходах производства и потребления Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 22 декабря 2017 года Одобрен Советом […]
  • Платежное поручение налоги с зарплаты Образцы заполнения платежных поручений 2017-2018 С 30 ноября 2016 года заплатить налоги за организацию сможет "иное лицо" (т.е. кто угодно). Но при этом это лицо не может требовать возврат уплаченных сумм. Платежным поручением или платежка - документ банку от имени владельца (клиента) […]
  • Претензия по договору долевого участия Претензия застройщику Письменные требования участника долевого строительства к организации, осуществляющей строительство или уже осуществившей постройку жилья, называются претензия застройщику. Это тоже разновидность претензии потребителя, как и претензия по ОСАГО, на некачественный […]
  • Как пойти на пенсию в 55 лет Женщинам разрешили выходить на пенсию в 55 лет Верховная Рада внесла изменения в закон “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании“ (относительно усовершенствования пенсионного обеспечения)“. Они позволяют выходить женщинам на пенсию по достижению 55-летнего возраста. За […]
  • Стаж работы 35 лет для пенсии Доплата к пенсии за стаж 35 лет в 2018 году Согласно нововведениям, которые начали действовать уже с этого года, расчет пенсии теперь осуществляется по новым формулам. По закону, граждане, трудовой стаж которых составляет 35 лет, имеют право на получение доплаты к пенсии. А тем, кто […]
  • Закон о труде рф отпуск Что написано в законе об отпусках в РФ Всем работникам, трудящимся по трудовому договору (контракту) законодательством РФ предоставлено право на длительный отдых, называемый — отпуск. Отпуска бывают: ежегодными; дополнительными; по беременности и родам; учебные; без сохранения […]
  • Федеральный закон от 22072005 n 119-фз Федеральный закон № 119-ФЗ от 23 мая 2018 года РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате Принят Государственной Думой 15 мая 2018 года Одобрен Советом […]
  • Квитанция на оплату госпошлины на смену паспорта рф MosOpen.ru — Электронная Москва Государственная услуга по обязательной замене паспорта, удостоверяющего личность гражданина России, при достижении возраста 20 или 45 лет. Общие сведения Паспорт гражданина РФ оформляется в территориальных подразделениях Федеральной миграционной службы […]