Правила парных согласных в корне слова

admin

47 Правила написания гласных и согласных в корне слова.

Правописание гласных в корне слова

*Правописание гласных в корнях словБезударные гласные в корне, проверяемые ударением. Вода — водный, земля — земли, светить — свет *Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением (словарные слова).

Проверяемые безударные гласные. 1. В безударном слоге корня пишется та же гласная буква, которая выступает в этом слоге, когда он находится под ударением. Проверка безударного гласного возможна путём изменения формы слова (вода — воды, земля — земли) или подбора однокоренного слова: столовый — стол, остановка — стать, завинтить — винт, письмо — пишет. 2. При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, но различные по значению и написанию: развевается (веять) флаг — развивается (развитие) промышленность; полоскать (полощет) бельё —поласкать (ласка) щенка; спеши (спешка) в школу — спи щи (списывать) упражнение; примерять (мерить) костюм — примирять (мир) соседей.

Непроверяемые безударные гласные. В русском языке существует много слов (заимствованных и исконно русских), гласные в корнях которых нельзя проверить ударением, подобрав однокоренное слово или изменив форму слова. Такие написания называются непроверяемыми. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю, например: бечёвка, ватрушка, вестибюль, галерея, гармония, гипотеза, компот, коридор, кочан, сапог, собака, кавычки, караван, палисадник, периферия, эликсир, эстакада и др.

Корни с чередованием о—а можно разделить на три группы:

1. К первой группе (следует запомнить, какая гласная буква пишется в безударном положении) относятся корни гар-/гор-, клон-/клан-, твор-/твар-, зар-/зор-, плав-/плов-.

2. Ко второй группе (выбор о или а зависит от согласной буквы, перед которой находится корневая гласная) относятся корни лаг-/лож-, скак-/скоч-, раст-(ращ-) /рос , кас-/кос(н)-.

3. К третьей группе относятся корни -мак-, -мок-, -равн-, -ровн-, т. е. , в которых выбор о или а зависит от значения слова.

Чередование гласных Е— И в корне слова

Написание Е или И в корнях -бер-/-бир-, -пер- /пир-, -дер/ -дир-, -тер/тир-,- -мер-/-мир-, -жег-/-жиг-, -стел-/-стил-, -блеет-/-блист-, -чет-/-чит- зависит от того, какая буква следует за корнем.

В данных корнях пишется буква И, если после корня следует суффикс -а-, во всех остальных случаях пишется с: уберу — убирать, запереть — запирать, удерёт — удирать, вытер — вытирать, замер — замирать, выжег — выжигать, расстелю — расстилать, недочёт — вычитать. Исключения: сочетание, сочетать.

Буква Й в начале слова . Буква й пишется в начале некоторых иноязычных слов, если произносится [jo], например: йод (йодная настойка), йот (ни на йоту), йога (заниматься йогой), йогурт (сливочный йогурт).

В начале слов пишется и, если произносится [ио], например: ионы, иорданский.

*Правописание согласных в корне слова

Проверяемые звонкие и глухие согласные в корне. книжка — книжечка,Дуб — дубы,склад — на складе.

Непроверяемые согласные в корне слова (словарные слова). Сердце — сердечко, Вокзал, футбол,

Непроизносимые согласные в корне слова. солнце — солнечный, поздно — опоздать

Звонкие и глухие согласные

1. Для определения написания звонких и глухих согласных в корне нужно изменить данное слово или подобрать родственное слово так, чтобы за проверяемым согласным следовал гласный звук либо согласный р, л, м, н, й, в: сапог —сапоги, пробка — пробочка, зов — звать, молотьба — мо­лотить, косьба — косить.

Исключениями можно считать слова лестница (хотя: лезу), отверстие (хотя: отверзать), свадьба (хотя: сватать), абстракция (хотя: абстрагировать), транскрипция (хотя: транскрибировать). 2. В словах иноязычного происхождения сомнительный согласный нельзя проверить однокоренным словом. Их написание следует определять по орфографическому словарю: айсберг, вокзал, футбол, брандспойт и т. д.

Непроизносимые согласные. В русском языке есть слова, имеющие сочетания трёх или четырёх согласных, один из которых не произносится. Это, например, сочетания стн, здн, стл, вств, нтск, ндск в словах доблестный, поздно, счастливый, здравствуйте, дилетантский, голландский. Для проверки непроизносимого согласного необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный слышался отчётливо.

xn--80aaivjfyj3e.com

Правописание парных согласных в корне слов

Русский язык довольно сложен, и это всем известно. Чтобы быть грамотным, надо с начальных классов уделять особое внимание правописанию, ведь именно в это время формируется основа орфографической грамотности людей. Трудность языка часто связывается с непонятным произношением, то есть несоответствием произносимых звуков и букв. Зачастую это связывается с парными согласными.

Парные согласные

Парные согласные — это такие буквы, которые по своим признакам, характеризующим их, имеют определённую пару. Один из таких признаков — противопоставление звонкого и глухого звука.

Определенные согласные могут отличаться лишь тем, как участвует голос при произношении. Другие же признаки у них совпадают. Другие, которые не имеют пары в соответствии с признаками: глухой — звонкий — не парные. К ним относятся: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Для того, чтобы быть грамотным, необходимо обязательно знать эти буквы и звуки, а также знать правила. Примеры слов с парной буквой в корне:

  • столб (п) — проверочное — столбы
  • мороз (с) — проверяется словом морозить или морозный
  • бород (т)ка — проверочное — борода
  • Правописание слов с парной согласной в корне

    При произношении парные звуки могут заменять друг друга. Однако на письме это никак не отражается. Из этого следует, что буквы в слове остаются неизменными, какие бы звуки на месте их не слышались. Таким образом, в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Этот закон полностью подчиняет правописание согласных, имеющих пару. Излагается правило в таких пунктах:

    • написание корня всегда одинаково, потому как от этого зависит семантика;
    • проверять правописание необходимо подбором однокоренных или изменением форм слова;
    • проверочным необходимо выбирать такое, у которого после сомнительной буквы стоит гласный либо сонорный звук, к которым относятся р, л, м, н, й.
    • Если парный звук находится в корне, то ошибку сделать очень легко. Чтобы ошибок не делать, нужно подбирать проверочные слова согласно правилу. Правило звучит так: для проверки парного согласного необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный звук.

      Например, «снег». На конце слышится звук «к». Для проверки подбираем такое слово, чтобы после согласного находилась гласная — «снега». Теперь слышится звук «г», значит, и пишется буква «г».

      Таким образом, парные буквы, находящиеся в корне слова, требуют проверки тогда, когда находятся в слабой позиции, то есть:

    • в конце слов (например, чиж);
    • когда находятся в середине слова, и после них стоит парный согласный (например, березка, легкий и т. д. ).
    • Те буквы, которые находятся в сильной позиции, проверять не нужно. Обычно это бывает тогда, когда после согласного стоит гласная или сонорная согласная.

      Нужно знать: Как правильно пишется также или так же?

      Правописание в третьем классе

      В третьем классе дети активно обучаются грамоте и правилам русского языка, ведь это основа правописания. Знать эти правила просто необходимо, потому как ввиду некоторых особенностей русского языка поставить правильную букву бывает трудновато. Буквы, имеющие пару, для малышей составляют особую сложность при написании. Особенно когда они находятся на конце или в корне. К третьему классу ошибок уже должно быть гораздо меньше, особенно если ребенок хорошо усвоил правило, о котором шла речь выше.

      Чтобы правильно писать, необходимо уметь выделять корень. Сначала его выделить в первом значении, а затем в проверочном. Гласную, стоящую после проверочного корня, нужно подчеркнуть двумя чертами. При таком разборе сразу становится понятно, как пишется первоначальный вариант, и почему.

      Цель учителя состоит в том, чтобы донести до своих учеников правильность написания и научить их подбирать однокоренные слова. Когда ребенок это умеет делать, он допускает гораздо меньше ошибок.

      Существует множество примеров, на которых ученик наглядно может увидеть правописание. Наглядность — лучший способ запомнить правило и верно писать в дальнейшем. Примерами могут послужить:

      1. Зуб — зубы (слышится «п», а пишется «б» — это становится понятно после проверки).
      2. Трава — травинка или травка (в корне слышится звук «ф», а правильно необходимо писать «в». Опять же, если проверить и подобрать другое слово, то неправильно будет уже невозможно написать).
      3. Лошадка — лошадь (слышится звук «т», но проверив, получаем правильное написание с буквой «д».
      4. Дуб — дубы (на конце слышится «п», хотя при проверке становится понятно, что необходимо писать «б».
      5. Таких примеров существует множество, и, научившись их подбирать, ребенок станет писать гораздо грамотнее и допускать меньше ошибок. Главное, помочь ему научиться это делать.

        obrazovanie.guru

        Примеры слов с парными согласными

        Согласные в сере­дине сло­ва и в кон­це могут заме­нять­ся пар­ны­ми звон­ки­ми или глу­хи­ми зву­ка­ми в зави­си­мо­сти от фоне­ти­че­ской пози­ции. Приведем при­ме­ры слов с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне и в кон­це слов.

        В рус­ской фоне­ти­ке суще­ству­ют звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые состав­ля­ют пары меж­ду собой:

        Примеры слов с парными согласными в корне слова

        Звонкие и глу­хие соглас­ные в корне могут раз­ли­чать сло­ва, напри­мер:

        В соста­ве сло­ва рядом могут ока­зать­ся звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые вза­и­мо­дей­ству­ют меж­ду собой. Когда рядом нахо­дят­ся звон­кий и глу­хой соглас­ный, то вто­рой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий.

        Например:

      6. изре д ка [и з р’ и т к а];
      7. сырое ж ка [с ы р a й’ э ш к а].
      8. Значит, в рус­ском язы­ке одна и та же бук­ва может пере­да­вать раз­ные зву­ки. Например, бук­ва «д» в сло­вах «сад», (мимо) «сада» и «садик» пере­да­ет зву­ки [т], [д] и [д’]:

        Знание соот­вет­ствия меж­ду бук­ва­ми и зву­ка­ми в сло­вах помо­жет пра­виль­но про­из­но­сить и писать сло­ва.

        Если же за глу­хим соглас­ным в сло­ве нахо­дит­ся звон­кий, то он озвон­ча­ет преды­ду­щий звук.

        • про с ьба [п р о з’ б а];
        • во к зал [в а г з а л].
        • Однако на пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние не обо­зна­ча­ет­ся: во всех слу­ча­ях пишет­ся одна и та же бук­ва. Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ной кор­ня, необ­хо­ди­мо взять такую фор­му сло­ва или подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром про­ве­ря­е­мая соглас­ная нахо­ди­лась или перед глас­ной, или перед соглас­ны­ми л, м, н, р, в.

          Обратим вни­ма­ние на сло­ва с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне, кото­рые нель­зя про­ве­рить.

          Примеры слов с парными согласными в конце слова

          • зуб — зубы;
          • мор­ковь — вкус мор­ко­ви;
          • мно­го коров — коро­ва;
          • ноч­лег — нет ноч­ле­га;
          • друг — у дру­га;
          • моно­лог — запись моно­ло­га;
          • тет­радь — тет­ра­ди;
          • жёлудь — желу­дё­вый;
          • пло­щадь — на пло­ща­ди;
          • холод — холо­ди­на;
          • сват — сва­ты, сва­тья;
          • образ — обра­за;
          • сказ — ска­зи­тель;
          • измо­розь — моро­зить;
          • измо­рось — моро­сит.

          • russkiiyazyk.ru

            интернет проект BeginnerSchool.ru

            Сайт для детей и их родителей

            Правописание согласных в корне слова

            В этой статье мы поговорим о том, как проверить:

          • правописание глухой или звонкой согласной в корне слова. Например, в словах: болотце, глаз или походка.
          • правописание непроизносимых согласных в корне слова. В таких словах, как свистнет, тростка или бессовестный.
          • правописание слов с удвоенными согласными. Например: коллекция, русский или аккуратный.

          Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

          Для того, чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова следует изменить проверяемое слово или подобрать родственное слово, таким образом, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласные л, р, м или н .

          про с ьба – про с ить

          ни з кий – ни з ок

          лё д – ле д овый

          А каким образом можно изменить слова?

          В некоторых случаях, если проверяемое слово – существительное в единственном числе, достаточно изменить это слово, представив его во множественном числе:

          гла з – гла з а

          це п ь – це п и

          сосе д – сосе д и

          бере г – бере г а

          Иногда изменение существительного не дает возможности проверить правописание согласной, тогда можно представить слово во множественном числе, но в другой форме:

          блу з ка – блу з ки – (много) блу з ок

          шля п ка – шля п ки – (много) шля п ок

          Также для проверки некоторые существительных можно их представить в уменьшительно – ласкательном виде:

          ша п ка – ша п очка

          поду ш ка – поду ш ечка

          бере з ка – бере з онька

          игру ш ка – игру ш ечка

          блю д це – блю д о

          пого д ка – пого д а

          тра в ка – тра в а

          Бывают слова, в которых правописание согласных нельзя проверить предложенным способом.

          Например, такие слова как вокзал, футбол, оптом .

          Правописание таких слов следует запомнить, а в случае сомнений воспользоваться орфографическим словарем.

          Правописание непроизносимых согласных в корне слова

          Для того чтобы проверить правописание непроизносимой согласной в корне слова, надо подобрать такое родственное слово, чтобы в нем эта согласная четко произносилась. В этом слове проверяемый согласный звук должен оказаться перед гласным звуком.

          ус т ный – ус т а

          здра в ствуй – здоро в ый

          капус т ный – капус т а

          Но если при проверке в корне слова проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

          чуде сн ый – чудеса

          опа сн ый – опасаться

          ужа сн ый – ужасы

          Но есть слова, правописание которых не проверить предложенным способом, эти слова являются словарными, их правописание следует запомнить:

          чу в ствовать

          лес т ница (но лесенка)

          ск лянка (но стекло)

          бле сн уть (блестеть)

          слове сн ый

          я ств а

          рове сн ик

          напер сн ик

          Правописание слов с удвоенными согласными в корне слова

          К сожалению, нет правила позволяющего проверить правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. Правописание таких слов надо запомнить. Слова, в которых слышится долгий согласный звук, пишутся с удвоенной согласной:

          суббота, коллекция, касса

          Перенос таких слов осуществляется по слогам, как и других, но сдвоенные буквы делятся:

          Спасибо, что Вы с нами!

        • Правописание гласных в корне словаНе всегда при произношении слова можно явно понять, как оно.
        • Мягкий знакВ этой статье речь пойдет о мягком знаке. Для чего.
        • Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательныхБезударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и.
        • Правописание глаголов в прошедшем времениПродолжим изучать тему «Глаголы» и сегодня поговорим о правописании глаголов.
        • Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 3-х склоненийПродолжим тему склонения имен существительных. В предыдущих статьях мы разобрали.

      Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

      Подпишитесь на новости сайта:

      Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

      beginnerschool.ru

      Правила парных согласных в корне слова

      Цель: Создание условий для отработки знаний о парных согласных и способах проверки парных согласных в слабой позиции.
      Задачи:

      Обучающая: отработать умение распознавать в словах парные согласные, требующие проверки; отрабатывать знания о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне.
      Развивающая: развивать умение анализировать, классифицировать, формулировать вывод;
      Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к друг к другу.
      1. Место урока в системе уроков данного раздела 1 урок в разделе: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
      2. Всего уроков на данный раздел — 16
      3. Тип урока: урок-исследование
      4. Вид урока: урок формирования новых знаний.
      Основные термины и понятия: Орфограмма, проверяемое слово, проверочное слово,
      Межпредметные связи: Окружающий мир
      Оборудование: Интерактивная доска, презентация к теме урока, рабочие тетради, карточки с заданиями.
      Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
      Ожидаемые результаты: уметь обнаруживать и правильно писать слова с парными согласными на конце.
      УУД
      Предметные: знать понятия «звонкие» и «глухие» согласные; формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова; научиться алгоритму проверки написания парных согласных в корне слова.

      Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

      Метапредметные.
      Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё мнение.

      Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

      Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

      metodsovet.su

      Это интересно:

      • Пришел штраф но за рулем был не я Юридический портал Советы профессионалов Получил штраф за рулем был не я Фирма получила «фотоштраф» из — ГИБДД: а — надо — ли платить В этом случае самое разумное — поступить как при варианте 2 первой ситуации. То есть в течение 10 дней с момента получения «фотоштрафа» написать и […]
      • Приказ фмс 18 20012014 Приказ ФМС России от 01.12.2015 N 518 "О внесении изменений в приказ ФМС России от 9 июля 2013 г. N 306" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2015 N 40342) О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ФМС РОССИИ ОТ 9 ИЮЛЯ 2013 Г. N 306 В соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской […]
      • Учебное пособие водителя трамвая Резник М.Я., Черток М.С. Учебное пособие для водителей трамвая 1-го класса Скачивание файла Введите число с картинки: Поделись с друзьями! Москва: изд-во литературы по строительству "Стройиздат", 1964. - 372 с. Книга содержит краткие сведения по электротехнике, механике и […]
      • Приказ годовая инвентаризация Руководства, Инструкции, Бланки Новые файлы приказ на годовую инвентаризацию образец Приказ на инвентаризацию образец 2015 Приказ на инвентаризацию образец 2014 скачать бесплатно Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации. Форма ИНВ-22. […]
      • Закон о бюджете на 2014г Закон ПМР «О республиканском бюджете на 2017 год» Принят Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 20 июня 2017 года Глава 1. Общие положения Статья 1. Утвердить основные характеристики консолидированного бюджета на 2017 год: а) доходы в сумме 2 395 064 319 рублей согласно […]
      • Семенов с г судебные иски ИСКОВЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ Рубрика «ИСКОВЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ» объединяет в себе заявления, которые рассматриваются судом в порядке искового производства. Исковое производство самое распространенное, большинство гражданских дел в судах рассматривается именно в таком порядке. Исковое заявление (иск) […]
      • Новое в налоге на имущество организаций в 2018 Изменения в налоге на имущество для юр и физлиц Какие изменения в налоговом законодательстве ждут физических и юридических лиц касаемо налога на имущество? Разбираем корректировку конкретных статей НК РФ. В НК РФ произошли небольшие изменения, относящиеся к налогообложению имущества, об […]
      • Приказ о конвоировании мвд Приказ МВД РФ от 1 марта 2012 года № 140 “Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутрен В соответствии с Федеральным […]