Проект закона 2008

admin

Проект федерального закона № 10319-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения»

Вносится Правительством РФ

Внести в статью 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4693; 1999, N 23, ст. 2813; 2000, N 50, ст. 4864; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5505; 2007, N 50, ст. 6232) следующие изменения:

1) в части первой слова «с учетом исключений, установленных частями второй и третьей настоящей статьи» заменить словами «с учетом исключений, установленных настоящей статьей»;

2) дополнить частью следующего содержания:

«Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за вычетом ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, а также в общий трудовой стаж, принимаемый в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц, не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом.».

Внести в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831; 2004, N 19, ст. 1835; N 35, ст. 3607; 2006, N48, ст. 4946; N 52, ст. 5505) следующие изменения:

1) дополнить статью 3 пунктами 5 и 6 следующего содержания:

«5. Федеральные государственные служащие, имеющие не менее 5 лет страхового стажа, приходящегося на периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и страховой доплаты, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет не менее чем за 12 месяцев работы (деятельности), включая суммы ее увеличения в связи с индексацией и дополнительного увеличения в соответствии с пунктом 7 статьи 17 указанного Федерального закона.

6. Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены указанными законами.»;

2) дополнить статью 14 пунктом 3 следующего содержания:

«3. При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, не учитывается размер страховой доплаты, исчисленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет не менее чем за 12 месяцев работы (деятельности), включая суммы ее увеличения в связи с индексацией и дополнительного увеличения в соответствии с пунктом 7 статьи 17 указанного Федерального закона.».

Внести в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4920; 2003, N 1, ст. 13; 2005, N 8, ст. 605; 2007, N 45, ст. 5421; N 49, ст. 6073) следующие изменения:

1) дополнить пункт 1 статьи 12 абзацем следующего содержания:

«При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.»;

2) абзац первый пункта 3 статьи 17 после слова «Лицу» дополнить словами «(за исключением лиц, изъявивших желание получать страховую доплату в соответствии со статьей 17.1 настоящего Федерального закона)»;

3) дополнить главу IV статьей 17.1 следующего содержания:

«Статья 17.1. Страховая доплата

1. Федеральные государственные гражданские служащие, имеющие не менее 5 лет страхового стажа, приходящегося на периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, по их заявлению (вместо перерасчета страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 статьи 17 настоящего Федерального закона) имеют право на получение страховой доплаты, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, получаемой в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет не менее чем за 12 месяцев работы (деятельности). При установлении страховой доплаты указанные страховые взносы не могут быть использованы в целях перерасчета страховой части соответствующей трудовой пенсии, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 настоящего Федерального закона.

2. Размер страховой доплаты определяется по формуле:

СД — размер страховой доплаты;

ПКд — сумма расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 5 статьи 14 настоящего Федерального закона) по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится установление страховой доплаты.

3. К страховой доплате применяются правила корректировки, индексации и дополнительного увеличения, а также порядок назначения (включая сроки назначения), выплаты (включая перевод за границу) и доставки, установленные настоящим Федеральным законом для страховой части трудовой пенсии по старости.»;

4) дополнить статью 30 пунктом 4.1 следующего содержания:

«4.1. При установлении страховой части трудовой пенсии по старости лицам из числа граждан, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения настоящего Федерального закона в части установления гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», страховой части трудовой пенсии по старости распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

3. Положения настоящего Федерального закона в части установления гражданам, проходившим федеральную государственную гражданскую службу, страховой доплаты к пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

4. Выплата страховой части трудовой пенсии по старости и страховой доплаты, устанавливаемых настоящим Федеральным законом, является расходным обязательством Пенсионного фонда Российской Федерации и осуществляется за счет средств, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии.

Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения»

Представленным законопроектом вносятся изменения в статью 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в статьи 3 и 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в статьи 12, 17 и 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, законопроектом предусматривается дополнить Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ новой статьей 17.1.

Указанными изменениями создаются правовые основания для реализации гражданами, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 (военнослужащими, проходившими военную службу по контракту, и приравненными к ним лицами), права на одновременное получение указанных пенсий и страховой части трудовой пенсии, а гражданам, получающим пенсию за выслугу лет, предусмотренную Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ (федеральным государственным гражданским служащим), предоставляется право на получение страховой доплаты в порядке и на условиях, установленных законопроектом.

Принятие законопроекта связано с необходимостью реализации Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О по жалобе гражданина Наумчика Вячеслава Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ.

В данном Определении указывается на то, что взаимосвязанные положения пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и абзаца второго пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О федеральному законодателю надлежит предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 года.

При этом необходимо отметить следующее.

Военная служба в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» является одним из видов государственной службы (наряду с гражданской и правоохранительной).

Одним из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы (ст. 3 Федерального закона от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ) является единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ предусмотрено, что в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.

Установление пенсий лицам, проходящим службу в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, так же, как и военнослужащим, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 (за исключением граждан, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов сержантов и старшин) с применением соответствующих норм Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ. Названные законы Российской Федерации предполагают одинаковые условия назначений пенсий и одинаковый уровень пенсионного обеспечения как для военнослужащих, так и для лиц, проходящих правоохранительную службу.

Сравнительный анализ общего уровня пенсионного обеспечения гражданских государственных служащих, военнослужащих и лиц, проходящих правоохранительную службу, показывает, что указанные категории государственных служащих находятся в настоящее время в равном положении.

Так, лица из числа военнослужащих и лиц, проходящих правоохранительную службу, имеют право на получение пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренные Законом не менее 20 лет выслуги на военной и приравненной к ней службе (независимо от возраста) или 25 календарных лет и более общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная и приравненная к ней служба (по достижении на день увольнения со службы 45-летнего возраста).

Размер пенсии за выслугу лет составляет от 50 до 85 процентов денежного довольствия в зависимости от продолжительности выслуги. В настоящее время эта пенсия не может выплачиваться одновременно с другой пенсией (за исключением накопительной части трудовой пенсии).

Гражданским государственным служащим пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ устанавливаются в размере от 45 до 75 процентов денежного содержания (в зависимости от продолжительности стажа государственной службы) за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Таким образом, гражданские государственные служащие формально имеют право на получение трудовой пенсии (как и все застрахованные лица) и государственной пенсии за выслугу лет. Однако общий уровень их пенсионного обеспечения определяется размерами пенсии за выслугу лет (до вычета из него размеров базовой и страховой частей трудовой пенсии), и не изменяется при увеличении размеров страховой части трудовой пенсии, в том числе пересчитываемой в связи с дополнительно поступающими обязательными страховыми пенсионными взносами. Базовая и страховая части трудовой пенсии для гражданских государственных служащих фактически предназначены лишь для того, чтобы определить, какую долю общей пенсионной выплаты (от 45 до 75 процентов денежного содержания) следует выплачивать из средств федерального бюджета, а какую — за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

При этом повышение размера страховой части трудовой пенсии (в том числе в связи с дополнительно поступающими страховыми взносами в связи с работой после назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению), равно как и повышение размера базовой части трудовой пенсии, вызывает необходимость снижать размер пенсии за выслугу лет с тем, чтобы не превысить соответствующий процент (от 45 до 75) денежного содержания, учитываемого при исчислении пенсии за выслугу лет. Таким образом, страховые взносы, накопленные на индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации лиц из числа гражданских государственных служащих, не влияют на общий уровень их пенсионного обеспечения, как и у военных пенсионеров.

С учетом изложенного, предоставление права на получение страховой части трудовой пенсии только пенсионерам из числа военнослужащих необоснованно поставит их в преимущественное положение по сравнению с гражданскими государственными служащими.

Представленный законопроект позволяет устанавливать пенсионное обеспечение всех категорий государственных служащих на сопоставимом уровне.

Гражданам, проходившим военную службу по контракту, и приравненным к ним лицам, имеющим страховой стаж не менее 5 лет, при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, законопроект предоставляет право устанавливать пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, предусмотренную Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1, и трудовую пенсию по старости (за вычетом ее базовой части) в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом в случае назначения пенсии за выслугу лет в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и иной деятельности, с учетом которых определен размер данной пенсии, а в случае назначения пенсии по инвалидности — периоды военной и приравненной к ней службы, предшествовавшие назначению этой пенсии.

Законопроект распространяет эти положения на всех граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, включая пенсионеров из числа бывших работников прокуратуры и сотрудников таможенных органов Российской Федерации.

Федеральным гражданским государственным служащим, имеющим не менее 5 лет страхового стажа, в течение которого уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (за исключением периодов, включенных в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренной Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), предоставляется право на одновременное получение государственной пенсии за выслугу лет и страховой доплаты, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее чем 12 месяцев работы (деятельности), включая суммы ее увеличения в связи с индексацией и дополнительного увеличения в соответствии с пунктом 7 статьи 17 указанного Федерального закона.

Таким образом, с принятием законопроекта страховые пенсионные взносы (и приходящаяся на них индексация страховой части трудовой пенсии), поступающие за граждан, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ, не поглощаются указанной пенсией за выслугу лет, а могут быть направлены на повышение общего уровня пенсионного обеспечения этих граждан.

Страховая доплата будет предоставляться на основании заявления лица, проходившего федеральную государственную гражданскую службу. В случае установления страховой доплаты взносы, поступающие на индивидуальный лицевой пенсионный счет указанного лица за работу после назначения ему пенсии за выслугу лет, как это происходит в настоящее время, не подлежат учету для перерасчета данному лицу страховой части трудовой пенсии в связи с работой после назначения трудовой пенсии по п. 3 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О, действие законопроекта в части установления страховой части трудовой пенсии для пенсионеров из числа военнослужащих будет распространяться на правоотношения, начиная с 1 января 2007 г., а в части установления страховой доплаты государственным гражданским служащим — с 1 января 2008 г.

Что касается накопительной части трудовой пенсии, то право на ее получение (в дополнение к пенсии по государственному пенсионному обеспечению) установлено пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ для всех пенсионеров — как из числа гражданских государственных служащих, так и военных пенсионеров (пенсионеров правоохранительной службы). Введение дополнительного регулирования в этой части не требуется и законопроектом не предусматривается.

Принятие законопроекта в части установления страховой доплаты для пенсионеров из числа федеральных государственных служащих не потребует дополнительных затрат средств Пенсионного фонда Российской Федерации, так как установление страховых доплат будет осуществляться за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, запланированных на осуществление перерасчета трудовой пенсии по старости этой категории граждан в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Дополнительные расходы, связанные с установлением страховой части трудовой пенсии лицам из числа военнослужащих, составят в 2008 году ориентировочно 5,3 млрд.руб.

Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения»

Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии по старости военным пенсионерам

Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения»

В связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» потребуется внесение изменений в следующие законодательные акты:

1. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

2. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике на проект федерального закона N 10319-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения»
(внесен Правительством РФ)

Проект федерального закона N 10319-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» направлен на реализацию Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 187-О «По жалобе гражданина Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Данным Определением признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные нормативные положения пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и абзаца второго пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают надлежащего правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации. В связи с этим федеральному законодателю предписано предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 года.

В целях реализации установленных Конституционным Судом РФ предписаний указанный законопроект предусматривает внесение изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон от 12 февраля 1993 года N 4468-1), а также федеральные законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Вместе с тем в законопроекте содержатся положения, касающиеся не только военных пенсионеров, но и пенсионеров из числа других федеральных государственных служащих.

В качестве обоснования необходимости урегулирования вопроса о пенсионном обеспечении не только применительно к военным пенсионерам, но и в отношении других государственных служащих, в Пояснительной записке приводится ссылка на федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Военная служба является одним из видов государственной службы (наряду с гражданской и правоохранительной). Единство правовых и организационных основ государственной службы, взаимный учет продолжительности государственной службы различных видов при подсчете общей продолжительности государственной службы предполагает соотносительность государственных социальных гарантий, включая пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц, проходящих правоохранительную службу, и государственных гражданских служащих.

В настоящее время пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих осуществляется на основе разных законов. В связи с этим законопроект предусматривает, что лица, указанные в статье 1 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за вычетом ее базовой части). Предусмотрен порядок определения периодов, включаемых в страховой стаж.

Федеральные государственные служащие, которым пенсия за выслугу лет устанавливается по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», при наличии не менее 5 лет страхового стажа будут иметь право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой доплаты, которая будет устанавливаться в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Установление страховой доплаты — это новый механизм, предусмотренный законопроектом. Страховая доплата будет устанавливаться исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет не менее чем за 12 месяцев работы. Предусмотрен порядок определения размера пенсии за выслугу лет при установлении страховой доплаты. Введение нового механизма страховой доплаты предполагает внесение изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В частности, вводится новая статья 17.1 «Страховая доплата», в которой определены условия установления доплаты, порядок определения ее размера, индексации, выплаты.

Согласно финансово-экономическому обоснованию, реализация положений законопроекта, связанных с установлением страховой части трудовой пенсии лицам из числа военнослужащих, повлечет за собой дополнительные расходы из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 5,26 млрд. рублей в 2008 году. Установление страховой доплаты для пенсионеров из числа федеральных государственных гражданских служащих не потребует дополнительных затрат средств Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку будет осуществляться за счет средств Фонда, запланированных на осуществление перерасчета трудовой пенсии по старости этой категории граждан.

Комитет Государственной Думы по обороне и Комитет Государственной Думы по безопасности (соисполнители по законопроекту) поддерживают законопроект и рекомендуют Государственной Думе принять его в первом чтении.

Комитет Государственной Думы по делам национальностей поддерживает принятие законопроекта.

Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению не имеет по законопроекту замечаний концептуального характера.

Вместе с тем по законопроекту имеются замечания, которые могут быть устранены при подготовке ко второму чтению. Например, необходимо согласовать редакцию статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с учетом предлагаемых законопроектом изменений в эту статью) со статьями 7 и 14 этого же Федерального закона. Согласно действующей редакции статьи 7 указанного Федерального закона, пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается одновременно с ней. В предлагаемом новом пункте 5 статьи 3 указанного Федерального закона говорится о праве федеральных государственных служащих на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой доплаты.

В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы также высказан ряд замечаний по законопроекту.

С учетом изложенного Комитет по труду и социальной политике принял решение рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 10319-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения».

Заключение Комитета по обороне
Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 12 февраля 2008 г. N 5/1.1
по проекту федерального закона N 10319-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения»
(о предоставлении права на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости пенсионерам из числа бывших военнослужащих и других государственных служащих в связи с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 187-О), внесенному Правительством Российской Федерации

Рассмотрев проект федерального закона N 10319-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает следующее.

Данным законопроектом устанавливается правовой механизм, гарантирующий лицам, уволенным с военной службы и имеющим право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которые после увольнения с военной службы продолжили трудовую деятельность, выплату страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Право указанных граждан на одновременное получение пенсии за выслугу лет (пенсии по инвалидности) и трудовой пенсии по старости (за вычетом ее базовой части) подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О.

Предусмотренный законопроектом механизм выплаты военным пенсионерам страховой части трудовой пенсии одновременно с пенсией за выслугу лет (пенсией по инвалидности) Комитетом по обороне поддерживается.

Также законопроектом предусматривается установить право на одновременное получение федеральными гражданскими государственными служащими пенсии за выслугу лет, назначаемую им в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и страховой доплаты, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет.

В связи с этим, Комитет по обороне считает необходимым отметить следующее. Как указанно в пункте 1 статьи 2 и пункте 3 статьи 3 законопроекта, страховая доплата устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации. Вместе с тем, в соответствии с абзацем четвертым статьи 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный пенсионный капитал есть учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

Таким образом, нормы законопроекта, определяющие источник формирования страховой доплаты, должны быть согласованы с абзацем четвертым статьи 2 Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.

С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.

Заключение Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 февраля 2008 г. N 7/3
на проект федерального закона N 10319-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения»

Законопроектом создаются правовые основания для реализации гражданами, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 (военнослужащими, проходившими военную службу по контракту, и приравненными к ним лицами), права на одновременное получение указанных пенсий и страховой части трудовой пенсию. Кроме того, для граждан, получающих пенсию за выслугу лет, предусмотренную Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ (федеральным государственным гражданским служащим), определяются порядок и условия получения страховой доплаты.

Принятие законопроекта связано с необходимостью реализации Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О, в котором указывается на то, что взаимосвязанные положения пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и абзаца второго пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами, как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Единство правовых и организационных основ государственной службы, взаимный учет продолжительности государственной службы различных видов при подсчете общей продолжительности государственной службы предполагает соотносительность государственных социальных гарантий, включая пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц, проходящих правоохранительную службу, и государственных гражданских служащих.

Так, установление пенсий лицам, проходящим службу в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, так же, как и военнослужащим, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 (за исключением граждан, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов сержантов и старшин) с применением соответствующих норм Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ.

Названные законы Российской Федерации предполагают одинаковые условия назначений пенсий и одинаковый уровень пенсионного обеспечения как для военнослужащих, так и для лиц, проходящих правоохранительную службу.

Представленный законопроект позволит устанавливать пенсионное обеспечение всех категорий государственных служащих на сопоставимом уровне.

При этом, в случае назначения пенсии за выслугу лет в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и иной деятельности, с учетом которых определен размер данной пенсии, а в случае назначения пенсии по инвалидности — периоды военной и приравненной к ней службы, предшествовавшие назначению этой пенсии.

Законопроект распространяет эти положения на всех граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, включая пенсионеров из числа бывших работников прокуратуры и сотрудников таможенных органов Российской Федерации.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О, действие законопроекта в части установления страховой части трудовой пенсии для пенсионеров из числа военнослужащих будет распространяться на правоотношения, начиная с 1 января 2007 г.

Право на получение накопительной части трудовой пенсии (в дополнение к пенсии по государственному пенсионному обеспечению) установлено пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ для всех пенсионеров — как из числа гражданских государственных служащих, так и военных пенсионеров (пенсионеров правоохранительной службы).

В связи с изложенным, Комитет Государственной Думы по безопасности поддерживает концепцию указанного проекта федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 февраля 2008 г. N вн2.2-1/651 по проекту федерального закона N 10319-5
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)

Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает.

Отмечаем, что представленный законопроект по разному для военных пенсионеров и федеральных государственных служащих решает вопрос учета пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 года. Для военных пенсионеров такие права будут учитываться в размере страховой части трудовой пенсии по старости с учетом тех периодов службы, которые не предшествуют назначению пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон Российской Федерации) либо периодов службы и (или) общего трудового стажа, которые не учтены при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации. Федеральным государственным служащим их пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года, с учетом тех периодов, которые не включаются в стаж государственной службы, в размере страховой доплаты не будут учитываться. Обращаем внимание, что пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года, не относятся к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, уплата которых предусматривает индивидуальную возмездность (см. статью 3 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» и статью 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Законопроектом также для военных пенсионеров предусматривается возможность сокращения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости при назначении им страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Федеральным государственным служащим, которым исходя из условий назначения страховой доплаты, она может быть назначена только по истечении 12 полных месяцев после назначения пенсии за выслугу лет, установленной к трудовой пенсии по старости (т.е. только в более позднем возрасте, чем 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин), сокращение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости не устанавливается (см. абзац седьмой пункта 3 статьи 3 проекта). Для них же в отличие от военных пенсионеров отсутствует также возможность перерасчета страховой доплаты с учетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, учтенных на их индивидуальных лицевых счетах в системе обязательного пенсионного страхования в течение 12 полных месяцев со дня назначения им страховой доплаты (см. абзац восьмой пункта 3 статьи 3 проекта).

Согласно новому пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (абзац второй пункта 1 статьи 2 проекта) федеральные государственные служащие будут иметь право на получение одновременно страховой доплаты и пенсии за выслугу лет, установленной к трудовой пенсии по инвалидности, независимо от их возраста (необходимость достижения возраста 55 лет и 60 лет соответственно для женщин и мужчин не устанавливается), а для военных пенсионеров (абзац третий пункта 1 статьи 2 проекта) право на получение страховой части трудовой пенсии и пенсии по инвалидности, предусмотренной Законом Российской Федерации, ставится в зависимость от достижения определенного возраста.

Возможность оценки пенсионных прав военных пенсионеров предоставит им при назначении страховой части трудовой пенсии по старости право на учет в составе величины расчетного пенсионного капитала повышения пенсий, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001 года, с одновременным правом на такие же повышения, устанавливаемые к пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации. Отмечаем, что граждане из числа военных пенсионеров, которым исходя из официально признанного статуса этих граждан предлагается повышать две пенсии, будут находиться в преимущественном положении по сравнению с гражданами, обладающими таким же статусом, но не имеющими право на одновременное повышение двух пенсий.

Законопроектом предлагается ввести применительно к федеральным государственным служащим вместо понятия перерасчет страховой части трудовой пенсии новый вид выплаты — страховая доплата. Однако в законопроекте отсутствуют положения, определяющие статус этой доплаты как страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Такая ситуация, по нашему мнению, не дает возможности соотнести эту доплату с понятиями «страховые взносы на обязательное пенсионное страхование» (статья 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») и «трудовая пенсия» (статья 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), где говорится о получении пенсии и ежемесячной денежной выплаты в целях компенсации получаемых заработной платы или иного дохода до наступления страхового случая, а не о доплате, которая исходя из общепринятого значения имеет другую смысловую нагрузку. Кроме того, полагаем, что при отсутствии упоминания страховой доплаты в положениях статьи 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющей виды трудовых пенсий и их структуру, правовых оснований для закрепления положений о праве на получение федеральными государственными служащими двух выплат (пенсии за выслугу лет и страховой доплаты) не дает, поскольку в пункте 2 статьи 4 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» говорится только о праве на одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии (части трудовой пенсии).

Отмечаем также, что отсутствие определения статуса страховой доплаты не позволяет создать правовой механизм по финансированию данной доплаты за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (см. часть 4 статьи 4 проекта). В пункте 1 статьи 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» представлен исчерпывающий перечень направлений расходования средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, к которому предлагаемое установление расходных обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации отнесено быть не может, так как отсутствуют правовые основания считать страховую доплату пенсией или ее соответствующей частью, а рассматриваемый законопроект не может относиться к законодательным актам Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, поскольку им не вводится самостоятельное правовое регулирование, а лишь вносятся изменения в законодательные акты Российской Федерации.

Положения новой статьи 17.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 3 проекта), содержащей нормы о применении к страховой доплате положений, установленных для страховой части трудовой пенсии, необходимо согласовать с пунктом 3 статьи 17, где будет говориться о возможности вместо увеличения размера страховой части трудовой пенсии (путем его перерасчета) выбора получения страховой доплаты, размер которой согласно законопроекту перерасчету не подлежит. В противном случае, отсутствие согласования указанных положений приведет к наличию внутреннего противоречия между ними, а, кроме того, не позволит реализовать заявленную цель законопроекта о повышении пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих, поскольку впоследствии размер страховой доплаты перерасчитываться не будет, а увеличение размера страховой части трудовой пенсии (путем его перерасчета) не будет влиять на общую сумму размера пенсии за выслугу лет.

Положение пункта 2 статьи 1 законопроекта в части установления нормы об исключении периодов из расчета страхового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости, не относится к предмету регулирования Закона Российской Федерации, поскольку касается условий и норм установления трудовых пенсий, что не согласуется с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым условия и нормы установления трудовых пенсий должны содержаться только в этом Федеральном законе. В связи с изложенным, второе предложение абзаца второго пункта 2 статьи 1 законопроекта следует исключить как излишнее. Замечание аналогичного характера касается абзаца второго пункта 1 статьи 2 проекта, в котором излишне указывать порядок определения страховой доплаты.

Из законопроекта неясно, о каком именно праве военных пенсионеров идет речь, поскольку в статье 1 проекта говорится о праве на получение трудовой пенсии по старости (за вычетом ее базовой части), а в статье 2 — о праве на получение страховой части трудовой пенсии по старости. Замечание аналогичного характера касается и права федеральных государственных служащих, так как в статье 2 устанавливается право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой доплаты, а в пункте 3 статьи 3 и части 3 статьи 4 законопроекта — право на получение страховой доплаты к пенсии за выслугу лет.

В пункте 2 статьи 3 законопроекта речь должна идти не о всех лицах, а только о лицах, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», поскольку только эти лица имеют право на назначение страховой доплаты. В абзаце втором пункта 2 статьи 1, абзаце втором пункта 1 и абзаце втором пункта 4 статьи 3 законопроекта следует слова «работы и иной деятельности» заменить словами «периоды общего трудового стажа», что будет соответствовать терминологии пункта «б» части первой и части второй статьи 13 Закона Российской Федерации.

Необходимость распространения положений законопроекта (часть 3 статьи 3) на истекшее время (с 1 января 2008 года) в части назначения страховой доплаты федеральным государственным служащим оставляет открытым вопрос о том, как федеральные государственные служащие могут отказаться от перерасчета страховой части трудовой пенсии на основании уже поданных заявлений, если Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает возможность такого отказа и не устанавливает пересмотр страховой части трудовой пенсии по этому основанию.

В части 4 статьи 4 представляется излишним повторно определять источник выплаты страховой части трудовой пенсии по старости, поскольку он уже определен в базовом Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (см. пункт 3 статьи 9).

Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.

www.garant.ru

Это интересно:

  • 656 приказ Приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 N 656 "Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления" (вместе с "Примерным положением об организациях отдыха детей и их оздоровления сезонного действия или круглогодичного действия", "Примерным положением о […]
  • Обзор верховного суда за 2005 "ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА IV КВАРТАЛ 2005 ГОДА" 1. Взыскание алиментов за прошедший период на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа. Определением областного […]
  • Правила землепользования и застройки г Ижевска Действующее федеральное законодательство 2010 г. Документы принятые в 2010 году 2009 г. Документы принятые в 2009 году 2001 г. Документы принятые в 2001 году 1997 г. Документы принятые в 1997 году 1996 г. и ранее Документы принятые в 1996 году и до 1996 года Утратившие силу документы. […]
  • Процент увеличения пенсии в 2018 г Проект Федерального закона об увеличении нижнего предела выслуги лет для назначения военной пенсии с 20 до 25 лет Проголосовать за указанный законопроект можно здесь. Последние новости об индексации военных пенсий читать здесь Калькулятор военной пенсии за выслугу лет с 1 января 2019 […]
  • Приказ 814-п Действующее федеральное законодательство 2010 г. Документы принятые в 2010 году 2009 г. Документы принятые в 2009 году 2003 г. Документы принятые в 2003 году 2001 г. Документы принятые в 2001 году Утратившие силу документы. Федеральное законодательство 2002 г. Документы принятые в 2002 […]
  • Закон о выборах в органы местного самоуправления самарской области Действующее федеральное законодательство 2009 г. Документы принятые в 2009 году 2008 г. Документы принятые в 2008 году 2006 г. Документы принятые в 2006 году 2005 г. Документы принятые в 2005 году 2000 г. Документы принятые в 2000 году 1999 г. Документы принятые в 1999 году Утратившие […]
  • Правила благоустройства города ульяновска Действующее федеральное законодательство 2005 г. Документы принятые в 2005 году 1999 г. Документы принятые в 1999 году 1996 г. и ранее Документы принятые в 1996 году и до 1996 года Утратившие силу документы. Федеральное законодательство 2010 г. Документы принятые в 2010 году 2009 г. […]
  • Приказ мвд рф 1038 1999 Приказ МВД России от 14.12.1999 N 1038 (ред. от 18.07.2014) "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2000 N 2190) МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 14 […]