Экономические преступления теория

admin

Что считается экономическим преступлением и какое наказание за него?

Коммерческая деятельность, которая основана на финансовых махинациях, обмане с целью наживы, называется экономическим преступлением. Все виды преступлений в сфере экономики, ссылаясь на соответствующий раздел правовых норм законодательства РФ, можно считать умышленными. Таким образом, субъект правонарушения несет полную ответственность за свои действия.

Объекты и субъекты финансовых преступлений

Составляя общую картину экономического правонарушения, правоохранительные органы определяют его объективные и субъективные стороны. Объектами финансового преступления выступают следующие положения, которые характеризуют тип финансовой деятельности, тяжесть и масштабы последствий преступного деяния:

  • Действия физических или юридических лиц, компаний (махинации при получении кредитов – ст. 176 УК РФ; заключение сделок с помощью физического или психологичного давления – ст. 179 УК РФ; нарушение правил оборота драгметаллов – ст. 191 УК РФ).
  • Бездействие (невозврат иностранной валюты из-за границы – ст. 193 УК РФ; неуплата налогов – ст. 199 УК РФ).
  • Преступления против общественности (хищение в крупных или особо крупных размерах, нанесение финансового ущерба – ст. ст. 171, 172, 173, 176 УК РФ).
  • Субъективная сторона характеризуется умыслом, мотивом и целью преступления. Субъектом коммерческого преступления может выступать физлицо, которое достигло шестнадцатилетнего возраста.

    Виды экономических правонарушений

    Экономические преступления можно разделить на категории, которые характеризуются определенными видами финансовой деятельности предпринимателя или компании:

  • Преступления, в основе которых лежит нарушение общепринятых принципов ведения предпринимательской или любой иной коммерческой деятельности (нелегальная банковская деятельность – ст. 172 УК РФ; противоправная предпринимательская деятельность – ст. 173 УК РФ; легализация финансовых средств, которые были получены другими лицами нелегитимным способом – ст. 174 УК РФ).
  • Преступления, которые осуществляются против интересов заимодавцев (неуплата задолженности – ст. 177 УК РФ; получение займа нелегальным способом – ст. 176 УК РФ).
  • Преступления, в основе которых лежит проявление монополизации и использование противозаконных методов для ведения конкуренции (разглашение банковских и финансовых тайн, которые были получены незаконным путём – ст. 183 УК РФ).
  • Преступления, которые основаны на махинациях оборота валюты и ценных бумаг (изготовление поддельных денежных средств и документов – ст. 186 УК РФ).
  • Таможенные преступления (неуплата таможенных платежей – ст. 194 УК РФ).
  • Преступления, связанные с налогообложением (неуплата налогов, страховых взносов – ст. 198 и ст. 199 УК РФ).
  • Преступления, в основе которых лежит деятельность против интересов общественности и прав потребителей (нарушение норм изготовления и использования государственных ярлыков – ст. 181 УК РФ).
  • В этом видео более подробно рассмотрены виды экономических преступлений, а также описаны основные положения по правонарушениям в данной области.

    Расследование экономических преступлений

    В наше время экономические преступления и махинации не являются редкостью. Этот факт можно объяснить тем, что коммерческая деятельность характеризуется постоянным оборотом денежных ресурсов. Именно это и привлекает злоумышленников. Расследованием преступлений в данной сфере занимается Отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП).

    Финансовые преступления являются весьма трудным предметом для следственных разбирательств. Это связано с тем, что в основе экономических махинаций лежат сложные схемы присвоения и легализации чужого имущества. Правонарушители досконально изучают законодательную базу с целью поиска пробелов и неточностей в нормативных актах, чтобы использовать их для собственной корысти. Детектив, который занимается расследованием преступлений в данной сфере, должен быть хорошо подготовлен, а также иметь прямые связи с юристами и экономистами. При таком подходе можно увеличить процент успешных раскрытий.

    Проблема обеспечения безопасности в экономической сфере весьма актуальна. Это обусловлено тем, что постоянно разрабатываются новые схемы махинаций. Таким образом, чтобы предотвратить нанесение масштабных финансовых ущербов государству и общественности, правоохранительные органы стараются раскрывать экономические преступления по горячим следам.

    Примеры экономических преступлений

    Уголовная ответственность за экономические правонарушения устанавливается судом в виде штрафов, лишения свободы. Объемы санкций, сроки лишения свободы назначаются также судом и зависят от степени тяжести преступления.

    Для наглядного примера рассмотрим некоторые противозаконные деяния в экономической сфере, а также определим объемы ответственности, которую понесут субъекты данных преступлений:

    • Крюков Г.Д. принудил Сафронову А.Б. сделать дарственную земельного участка в 150 соток на его имя. В ходе следствия было выяснено, что правонарушитель действовал с применением физического и психологического насилия в отношении к пострадавшей. Ссылаясь на ч. 2 ст. 179 УК РФ, можно выяснить, что совершенное Крюковым преступление наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.
    • Петухов А.Л. занимался переработкой и сбытом ворованной древесины в крупном размере. После раскрытия данного преступления, правонарушитель был осужден по ч. 1 ст. 191.1 УК РФ и выплатил штраф в 300 тыс. руб.
    • Иванов Б.Д. и Скворцов Н.С. незаконно организовали в Москве клуб азартных игр. Данное преступление, в соответствии с ч. 2 ст. 171.2 УК РФ, подразумевает незаконную организацию и проведение азартных игр по предварительному сговору. Злоумышленники были осуждены на 4 года лишения свободы, а также выплатили штраф в размере 500 тыс. руб.
    • Антонов Ф.П., Колосова А.Д., Грибоедов И.Б. занимались сбытом ворованной бытовой техники. Подсудимые были осуждены по ч. 2 ст. 175 УК РФ и арестованы на 6 мес.
    • Сроки давности по экономическим злодеяниям

      В соответствии со ст. 78 УК РФ сроки давности по финансовым преступлениям истекают в зависимости от тяжести совершенного правонарушения:

    • преступление небольшой тяжести – 2 года;
    • преступление средней тяжести – 6 лет;
    • тяжкое преступление – 10 лет;
    • особо тяжкое преступление –15 лет.

    Для лиц, которые совершили международное экономическое преступление или преступление против общества в целом, сроки давности не применяются.

    sovetadvokatov.ru

    Экономическая теория преступлений и наказаний

    Экономическая теория преступлений и наказаний — раздел Экономика, Экономическая Теория Преступлений И Наказаний Обзор, Подготовленный Для Слов.

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ Обзор, подготовленный для Словаря экономической теории издательства New Palgrave Айзеком Эрлихом, одним из ведущих в США специалистов по экономике преступлений и наказаний, можно рассматривать как своего рода подведение итогов первого 20-летия развития новой теории.Суть подхода экономистов к анализу преступности заключается в предположении, что преступники совершают поступки в соответствии с положительными или отрицательными стимулами и что количество преступлений зависит, таким образом, от частных и общественных ресурсов, выделяемых на правоохранительную деятельность law enforcеment и другие способы сдерживания преступности с. 722. Как и любая другая экономическая теория, экономический подход к преступности не требует, чтобы все правонарушители действовали исключительно под влиянием внешних стимулов. Вполне достаточно, чтобы к модели внешние стимулы — преступные действия хотя бы приближалось поведение значительного числа потенциальных нарушителей.

    Экономисты полагают, что предложенный ими подход применим для изучения самого широкого круга видов незаконной деятельности — от уклонения от налогов до убийств.

    Теоретические подходы Согласно предложенному Г. Беккером подходу, равновесный объем преступности equilibrium volume of crime формируется в процессе взаимодействия только преступников и защитников правопорядка. В работах последователей созданного им научного направления преступная деятельность представлена уже несколько иначе — как своеобразный рынок, где от действий преступников зависит предложение преступлений, от действий потребителей незаконных товаров и жертв насильственных преступлений — спрос на преступления, а меры правового принуждения и предупреждения преступности предстают как государственное регулирование этого рынка.

    Под влиянием трех названных основных факторов и складывается равновесный объем преступности. Анализ предложения.Поведение потенциального нарушителя рассматривается в моделях оптимизации распределения его времени между законной и незаконной видами деятельности.

    Преступники в этих моделях предстают людьми, рационально максимизирующими свою ожидаемую полезность expected-utility maximizers. На их выбор влияют следующие основные факторы вероятности ареста, осуждения и наказания меры наказания доходы от альтернативных видов легальной и нелегальной деятельности риск безработицы изначальный уровень благосостояния.При анализе влияния этих факторов на поведение потенциальных нарушителей следует учитывать их отношение к риску доказано, что сильное предпочтение риска гасит сдерживающий эффект санкций2. В целом, однако, экономисты согласны, что усиление санкций за преступления снижает уровень преступности, сдерживая приток новых потенциальных нарушителей, даже если на уже действующих нарушителей оно слабо влияет.

    Анализ спроса.Поведение потребителей преступных товаров и потенциальных жертв преступного насилия оказывает сильное воздействие на деятельность преступников.

    Так, например, интенсивность торговли нелегальными наркотиками или краденым имуществом непосредственно определяется потребителями, создающими прямой или косвенный спрос на определенные преступления3. Даже на те преступления, которые наносят жертвам чистый вред, существует своеобразный, косвенный негативный спрос, который является оборотной стороной положительного спроса потенциальных жертв на меры безопасности. Выбирая средства самозащиты замки, сейфы, сигнализацию и т. д потенциальные жертвы влияют на доход от преступлений и, соответственно, изменяют спрос на преступность.

    Поскольку оптимальные с точки зрения потенциальной жертвы расходы на самозащиту будут расти по мере повышения уровня преступности, частная защита связана обратной зависимостью с общественной правоохранительной деятельностью.Анализ государственного регулирования. Поскольку преступления создают экстернальные эффекты4, то контроль над преступностью становится общественным товаром public good, индивидуальная самозащита дополняется коллективными действиями.

    В результате государственного регулирования нелегальные доходы облагаются своеобразным налогом — угрозой наказания. Кроме того, количество правонарушителей регулируется путем ограничения их прав или их перевоспитанием. Поскольку все методы контроля являются дорогостоящими, то оптимальный с точки зрения общества объем правонарушений не должен быть нулевым.Он должен быть установлен на таком уровне, когда предельные издержки каждой меры принуждения или предупреждения равны ее предельной выгоде с. 722. Чтобы применять этот подход сравнения издержек и выгод, надо, однако, сначала решить, как оценивать выгоды общества.

    Г. Беккер и Дж. Стиглер в своих работах по оптимизации правоохранительной деятельности5 .a выбрали в качестве критерия оптимизации максимизацию социального дохода social income, что равносильно минимизации суммы потерь от преступлений и от расходов на защиту порядка.

    На основе этого подхода можно найти оптимальные сочетания вероятности и тяжести наказаний за различные виды преступлений и правонарушений, а также оптимальную величину и структуру расходов на содержание полиции, судов и исправительных учреждений.Однако выбор оптимального сочетания вероятности и тяжести наказаний изменится, если функция общественного благосостояния не сводится к совокупному доходу, а учитывает, как предлагают некоторые специалисты, например, влияние правоохранительной деятельности на социальную справедливость распределения доходов6. Кроме того, поскольку система юстиции слагается из деятельности различных, относительно самостоятельных институтов, то у каждого из них могут быть свои правила оптимизации, отличающиеся от критерия максимизации общественного благосостояния7. Анализ рыночного равновесия. В изучении общего равновесия на рынке правонарушений пока делаются лишь первые шаги. Однако уже сейчас вполне осознано, что эффект сдерживающих санкций зависит не только от эластичности предложения преступлений, но и от эластичности спроса на них частных лиц. Подход к преступности как к единой рыночной системе успешно используется экономистами также для изучения различных аспектов организованной преступности.

    Эмпирические исследования Создание целостной модели нелегальной деятельности тормозится, главным образом, из-за недостатка достоверных данных.

    В литературе можно уже найти попытки создать статическую модель преступной и правоохранительной деятельности, состоящую из трех групп базовых структурных уравнений функции предложения преступлений, показывающей зависимость уровня преступности от сдерживающих переменных и иных факторов функции производства правоохранительной деятельности, которая характеризует зависимость вероятностей ареста, осуждения и наказания от величины ресурсов, выделенных на борьбу с преступностью, и эффективности их использования функции спроса на правоохранительную деятельность, связывающей расход ресурсов с детерминантами государственного регулирования8. Главным объектом эконометрического анализа становились первые две структурные взаимосвязи.

    Эконометрические исследования затрудняются рядом методологических проблем.

    Так, например, официальная статистика дает заниженные данные о масштабах преступности.Трудно отделить сдерживающие эффекты тюремного заключения от эффектов ограничения правоспособности. Без учета этих и многих иных обстоятельств использование криминологической статистики порождает недостаточно обоснованные выводы.

    Большинство эмпирических исследований об отдельных видах правонарушений приводят, как правило, к следующему заключению вероятность и длительность наказания обычно обратно влияют на уровень преступности, причем его эластичность относительно предполагаемого риска задержания превосходит его эластичность относительно предполагаемого риска осуждения и наказания. Масштабы преступности также прямо зависят от степени дифференциации доходов и уровня общественного благосостояния.

    Влияние на преступность уровня безработицы и демографических параметров остается пока неясным. Не все исследования по экономической теории преступности связаны с гипотезой сдерживающего эффекта правоохранительной деятельности.Критики этой гипотезы указывают на ошибки эконометрических расчетов и подчеркивают, что уровень преступности сам оказывает обратное влияние на вероятность и длительность наказания9. Значительные разногласия вызвало применение экономического подхода к изучению криминальных убийств и применения смертной казни.

    Начало дебатам положила известная работа А. Эрлиха10, вызвавшая углубленные эмпирические исследования, одни из которых подтверждали, а другие опровергали11 концепцию сдерживающего эффекта смертной казни. Пока еще трудно определить, пишет автор статьи, насколько точны расчеты различных экономических параметров преступности.Обобщенная рыночная модель преступной и правоохранительной деятельности может быть разработана только в процессе углубления как общетеоретических, так и эмпирически-эконометрических подходов.

    allrefs.net

    Экономические преступления

    Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

    Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

    осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

    проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации;

    определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

    Банковский контроль в качестве самостоятельного вида контроля обособился в результате создания двухуровневой банковский системы и появлением коммерческих банков.

    Можно выделить следующие направления банковского контроля:

    контроль за ведением кассовых операций на предприятиях;

    контроль при проведении кредитных операций;

    контроль при проведении гарантийных операций:

    валютный контроль — осуществляется уполномоченными банками, являющимися агентами валютного контроля.

    Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью — это особое направление деятельности государства, целью которого является борьба с экономической преступностью посредством формирования уголовной политики, совершенствования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, законодательства об оперативно-розыскной деятельности, применения указанных норм, осуществление контроля за их применением и соблюдением конституционных прав и свобод граждан.

    В зависимости от субъектов и непосредственных целей можно выделить следующие виды и направления уголовно-правового контроля над экономической преступностью:

    уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными и исполнительными органами государственной власти при формировании уголовной политики государства;

    уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти при создании и толковании правовых норм, непосредственно регламентирующих борьбу с экономической преступностью.

    уголовно-правовой контроль, осуществляемый органами уголовной юстиции и другими органами, непосредственно связанными с борьбой с преступностью.

    уголовно-правовой контроль на стадии исполнения уголовных наказаний.

    Рассмотрим особенности отдельных видов уголовно-правового контроля над экономической преступностью.

    Уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными и исполнительными органами государственной власти при формировании уголовной политики государства. Целью государственного контроля за уголовной политикой в сфере борьбы с экономической преступностью является сбалансированное решение двух задач. С одной стороны, повышение эффективности деятельности органов уголовной юстиции в выявлении, пресечении, раскрытии экономических преступлений, привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. С другой стороны — важнейшей задачей такого контроля является обеспечение гарантий защиты прав граждан и общества от произвольных действий этих органов и принятие мер в случае нарушений провозглашенных действующими законами прав и свобод физических и юридических лиц.

    С 1 января 1997 года введен в действие новый уголовный кодекс. В УК РФ выделен специальный раздел «Преступления в сфере экономики», в который вошли три главы с 47 статьями о преступлениях против собственности, в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих организациях. Ряд других составов экономических преступлений — должностные, компьютерные преступления, преступления против интеллектуальной собственности, авторских прав — вошли в другие разделы.

    9. Предупреждение экономической преступности

    В предупреждении экономической преступности основная роль принадлежит системе мер общесоциального уровня: стабилизация экономики, рост производства, обеспечение занятости населения, достижение баланса экономической эффективности и социальной справедливости, возрождение и укрепление нравственных устоев народа. Без стабилизации экономики, повышения ее эффективности, снижения безработицы и сокращения числа безработных, усиления социальной защиты определенных слоев населения, возрождения и оздоровления нравственных устоев в обществе практически невозможно кардинально улучшить ситуацию.

    Специальные меры предупреждения преступлений, совершаемых в сфере экономики, подразделяются на меры, направленные на предупреждение преступлений в сфере экономики.

    Специальные меры — это профилактические мероприятия, непосредственно направленные на устранение причин и условий преступлений. Однако, следует отметить, что специальные меры тесно связаны с общесоциальными. Эффективное осуществление общесоциальных мер создает более благоприятные возможности применения специальных мер и, наоборот, применение специальных мер, направленных на предупреждение этих категорий преступлений, создает условия для осуществления общесоциальных мер.

    Поэтому, не принижая роли общесоциальных мер, более подробно рассмотрим специальные меры, направленные на предупреждение краж, грабежей, разбоев, вымогательств и мошенничеств.

    Специальные меры профилактики этих преступлений условно можно разделить на три группы:

    б) административно-правовые и криминологические;

    в) информационно-воспитательные и виктимологические.

    К организационно-техническим мерам прежде всего относятся:

    — внедрение охранной сигнализации в местах хранения денег, ценных бумаг и товароматериальных ценностей, в торговых точках, в квартирах;

    — техническое укрепление дверных коробок и дверей, выпуск замков с усиленными индивидуально-потаенными охранными свойствами;

    — оборудование подъездов кодовыми запорами;

    — совершенствование организации патрульно-постовой службы полиции с обязательным учетом особенностей криминогенной обстановки в местах хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей, на рынках, в торговых центрах, жилых массивах и микрорайонах;

    — организация дежурств жителей в районах со сложной криминогенной обстановкой;

    — организация охраняемых стоянок для автотранспорта на рынках, торговых центрах, микрорайонах;

    — надлежащее освещение улиц, дворов, парков, скверов, зданий, рынков, автостоянок;

    — своевременное оборудование мест хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей охранно-пожарной сигнализацией.

    К административно-правовым и криминологическим мерам относятся:

    — систематическое удаление с улиц, парков, скверов, рынков и мест массового скопления народа лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;

    — своевременное реагирование на мелкие правонарушения, совершаемые в общественных местах, на факты побоев, издевательств, угроз;

    — выявление правоохранительными органами и должностными лицами фактов незаконного хранения, изготовления оружия и его изъятие;

    — проведение на определенной территории рейдов по выявлению бродяг, алкоголиков, наркоманов, мест появления преступников-гастролеров, скопления уголовных элементов и мест сбыта похищенного;

    — выявление и постановка на учет лиц с психическими аномалиями, склонных к совершению преступлений;

    — выявление и пресечение формирования преступных групп;

    — организация индивидуально-профилактической работы с ранее судимыми;

    — трудоустройство лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;

    — установление и осуществление административного надзора в случаях, предусмотренных законом;

    — выявление лиц, склонных к вовлечению несовершеннолетних к правонарушениям и пресечению их деятельности;

    — пресечение фактов показа запрещенных фильмов, распространения порнографической и иной литературы, журналов, пропагандирующих культ жестокости, психологии корыстолюбия, проституции, наркомании и иных аморальных явлений;

    — выявление притонов для проституции, организации азартных игр, употребления наркотических средств и пресечение их деятельности;

    К мерам информационного-воспитательного и виктимологического характера относятся:

    — своевременное проведение криминологического анализа состояния, структуры, динамики и географии краж, грабежей, разбоев, вымогательств и мошенничеств и использование его результатов в разработке и осуществлении мер по их предупреждению;

    — информирование населения о появлении случаев краж, грабежей, разбойных нападений, вымогательств, мошенничеств в определенных местах, в определенное время и определенными категориями лиц;

    — разъяснение населению способов защиты собственности от воров, грабителей, разбойников, вымогателей и мошенников;

    — информирование граждан, предпринимателей и руководителей фирм, предприятий о вымогательствах и вымогателях с объяснением необходимости обращаться в правоохранительные органы при предъявлении ими противоправных требований;

    — проведение бесед с населением, особенно с молодежью, о последствиях аморального, противоправного образа жизни;

    — оздоровление среды в неблагополучных семьях, учебных классах, группах и неформальных молодежных группах;

    — предупреждение становления на преступный путь лиц, склонных к совершению малозначительных нарушений, а также неработающих и неучащихся;

    — активное воздействие на лиц, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, демонстрировать культ насилия (беседы, обсуждение поведения по месту жительства, учебы, контроль за поведением, вовлечение в учебу, спорт и др.).

    Предупреждение преступлений в сфере экономики составляет неотъемлемую часть социального управления и предполагает осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых и воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителя и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.

    К общесоциальным мерам, направленным на предупреждение хищений путем присвоения и растраты, преступлений в сфере экономики, относятся:

    — совершенствование системы управления экономикой;

    — техническое перевооружение промышленности, переход на преимущественно интенсивный путь развития с использованием самой совершенной техники и технологии;

    — увеличение удельного веса комплексно-механизированных и автоматизированных предприятий, особенно в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях;

    — реконструкции предприятий, замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования.

    Практика показывает, что специальные меры, непосредственно направленные на устранение, нейтрализацию, блокирование причин и условий рассматриваемых преступлений, прямо или опосредованно сужают поле злоупотреблений, затрудняют, а иногда противодействуют перерастанию менее опасных финансовых и хозяйственных правонарушений в уголовно наказуемые деяния.

    10. Уровень и динамика экономической преступности

    Более половины опрошенных российских компаний (59%) указали, что стали жертвами как минимум одного экономического преступления за последние два года. Это на 10% выше показателя, обзора 2005 года.

    У 63% опрошенных компаний убытки от мошеннических действий превысили 1 млн. долларов США, а 20% компаний потеряли по той же причине более 10 млн. долларов США, притом, что средний уровень прямого финансового ущерба, по данным опроса, составил 12,8 млн. долларов США. Это означает, что с 2005 года прямой ущерб от экономических преступлений в России вырос более чем в четыре раза (с 3,1 млн. долларов США) и более чем в пять раз по сравнению со средним показателем по всему миру (2,4 млн. долларов США).

    Возместить финансовый ущерб в России по-прежнему трудно. Так, 54% респондентов указали, что не смогли вернуть даже часть утраченных средств. Тем не менее налицо существенный прогресс по сравнению с данными нашего предыдущего обзора, когда вернуть хотя бы часть утраченных средств не смогло 74% опрошенных компаний.

    Бизнесу 67% российских компаний, пострадавших от мошеннических действий, был нанесён также и побочный ущерб. Наиболее серьёзным побочным ущербом, по данным опроса, явилась значительная потеря времени руководящего состава, существенные затраты времени и средств на судебные разбирательства, а также ущерб, нанесённый репутации и моральному духу компаний.

    Наиболее часто встречающимся преступлением является незаконное присвоение активов (хищение). От него, по данным опроса, пострадало 43% компаний. Вслед за ним идёт коррупция и взяточничество — 34%. Налицо изменения по сравнению с отчётом 2005 года. По данным предыдущего исследования, от коррупции и взяточничества пострадали 54% из опрошенных компаний, а от незаконного присвоения активов — 35%.

    Коррупция и взяточничество по-прежнему представляют собой наиболее серьезную угрозу для компаний. Это отметили 30% респондентов. В минувшие два года почти половина всех компаний (48%) отметили, что попадали в ситуации, когда им казалось, что от них ждут взятку.

    Более того, свыше половины компаний (51%) считают, что упустили возможности в сфере бизнеса из-за того, что конкурент, по их мнению, дал взятку нужному лицу. Это отличается от ситуации в остальном мире. В других странах только 18% компаний отметили, что у них просили взятку, а 24% считают, что упустили деловые возможности из-за взятки со стороны конкурента.

    Большинство совершивших экономические преступления — мужчины в возрасте от 31 года до 40 лет, имеющие высшее образование. Хотя большая часть серьёзнейших экономических преступлений, по сообщениям российских компаний, за последние два года были совершены третьими сторонами (такими, как заказчики или деловые партнёры), тем не менее всё большее число экономических преступлений совершается сотрудниками самой компании (38% в 2007 году против 13% в 2005 году). Настораживает тот факт, что почти половина (41%) преступников внутри российских компаний занимают руководящие посты. Этот показатель, по данным опроса, значительно выше, чем в странах Центральной и Восточной Европы (38%) и в остальных странах мира (20%).

    Что касается мотивов экономических преступлений, то большинство мошеннических действий в российских компаниях совершается в целях личной финансовой и материальной выгоды (на корыстные мотивы указали 73% опрошенных), по причине неспособности преступника устоять перед соблазном (38%) и в силу непонимания неправомерности совершаемого действия (33%).

    Большинство экономических преступлений было выявлено корпоративной службой безопасности и службой внутреннего аудита. Это значительное изменение в лучшую сторону по сравнению с отчётом 2005 года, в котором указывалось, что подавляющее большинство случаев было выявлено случайно, а в результате действий службы внутреннего аудита — лишь в 7% опрошенных компаний.

    В большинстве случаев компании обратились в суд с исками о возбуждении уголовных (35%) и гражданских (35%) дел в отношении преступников. Вместе с тем только 10% преступников были осуждены. В Центральной и Восточной Европе и в остальных странах мира приговоры в суде получило большее число преступников — 16% и 20% соответственно.

    В России 71% опрошенных считает, что борьбу с экономическими преступлениями в стране должно вести, главным образом, государство. Но они признают и то, что компаниям тоже необходимо принимать действенные меры (57%).

    Хотя 59% опрошенных в ходе обзора компаний признались, что явились жертвой экономических преступлений, лишь 10% из них допустили, что в ближайшие два года могут пострадать от мошеннических действий. Двадцать процентов опрошенных компаний не планируют принимать каких-либо конкретных мер по борьбе с экономическими преступлениями.

    Рассмотрев вышеизложенный материал, можно сделать некоторые выводы по данной теме:

    1. Причины экономической преступности коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Особое значение экономики как социального института, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения по разделению труда, обмену, обращению, распределению материальных благ представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества, а также соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов.

    2. В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности — укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий для «включения» защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.

    Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.

    3. Экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную и криминологическую обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона.

    1. Мамардашвили М. Картезианские размышления. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1993. — С.132.

    2. Кузнецова Н.Ф. Кодификация норм о хозяйственных преступлениях // Вестник Московского университета. Сер.11: Право. 1993. № 4. С.12.

    3. Мишин Г.К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). — М.: ВНИИ МВД России, 1994, С.134.

    4. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. — М.: 1997. — С.257.

    5. Петров И.Э., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. — М.: Академия МВД России, 1995. — С.126.

    6. Савин Ю.А. Финансовое право. — М.: Финстатинформ, 1997. — С.160.

    7. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. — М.: НОРМА, 1997, с.136.

    8. Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. — Алматы. 2008. — 429 с.

    9. Кузнецова Н.Ф., Миньковский Г.Н. Криминология. Учебник. .М. 1998 г.

    10. Форензик — финансовые расследования. Экономические преступления: люди, культура и механизмы контроля // Четвёртый всемирный обзор экономических преступлений — Россия. 2007, с.12.

    11. Уголовной кодекс Российской Федерации. — М.: Издательская группа ИНФРА. М-Норма, 2004. — 196 с.

    12. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. — М.: Издательство «Ось-89», 1999 г. — 112 с.

    13. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. — М.: Издательство НОРМА, 2000. — 114 с.

    xreferat.com

    Это интересно:

    • Как считать срок на обжалование решения суда Срок обжалования решения суда Здравствуйте, решение суда в окончательной форме изготовлено 08 декабря 2015 года, ответчику направлено почтой и получено им 24 декабря 2015 года срок для подачи апелляционной жалобу с какой даты надо считать с даты изготовления решения или все таки с даты […]
    • Программа аварийного переселения на 2013-2018 Программа переселения на север россии 2018- 2018 Содействие переселению из района Крайнего Севера Правительство Архангельской области Правительство Архангельской области Программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2013–2018 годы Адрес­ная про­­грам­ма […]
    • Потерялось дело в суде Потерялось дело в суде Год дело у судьи,одно судебное заседание прошло в сентябре2016 , пошла сегодня в суд , обратилась к помошнику судьи, она говорит по моему делу вынесли решение еще в феврале 2017, что у нее дела нет, иду в концелярию, там тоже нет. Где дело не ясно. Решение и […]
    • Что такое краткая кассационная жалоба краткая жалоба Данная статья посвящена вопросу написания краткой жалобы на решения суда. Как показывает практика, данный аспект имеет свои подводные камни, а также может вызывать определенные трудности при подаче краткой жалобы. Зачем писать краткую апелляционную жалобу? Прошла первая […]
    • Назначение судебно медицинской экспертизы трупа Назначение судебно-медицинской экспертизы Назначение экспертизы оформляется письменно специальным заданием уполномоченных на это органов или лиц - постановлением прокурора, следователя, судьи, дознавателя, или определением суда (ст.ст.195, 199, 283 УПК РФ, ст. 19 ЗГСЭД). Этими же […]
    • Налоги при продаже омс Металлический счет Здравствуйте. Имеется в собственности ОМС больше 3 лет без процентов, сроков и операций с ним. Надо ли платить ндфл при его закрытии? И согласно пункта 17.1 статьи 217 НК этот обезличенный металл можно отнести к 'иному имуществу' на который распостраняется действие […]
    • Налоговая декларация купля продажа Налоговая декларация при продаже квартиры 3-НДФЛ за 2017 год Налоговая декларация при продаже квартиры - это заявление физического лица по установленной форме о доходах, полученных от реализации недвижимого имущества, с отражением всех данных, необходимых для исчисления и уплаты […]
    • Росгосстрах осаго без страхования жизни 2018 Росгосстрах как отказаться от страхования жизни Часть 2 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300 – 1: Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг). (абзац […]