Акмеология учебное пособие а деркач в зазыкин

admin

Деркач А., Зазыкин В. Акмеология — файл n1.doc

Рецензенты:
Агапов В. С., доктор психологических наук, профессор (Московский открытый социальный университет)

Донцов А. И., доктор психологических наук, профессор, академик РАО (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова)

Михайловский В. Г., доктор педагогических наук, профессор кафедры военной акмеологии и кибернетики (Военная академия ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого)

Д36 Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
ISBN 5-314-00082-2
В настоящее время акмеология является новой, интенсивно развивающейся наукой, активно включающейся в общественную практику. Востребованность акмеологического знания обусловлена прежде всего его конструктивностью и практической направлен­ностью. Интегрируя и обобщая знания о прогрессивном развитии зрелой личности, путях самореализации и самоактуализации, акмеология оказалась концептуальным звеном в системе наук о человеке. Авторы учебного пособия являются известными учеными, ведущими акмеологами страны, а академик РАО А. А. Деркач — одним из основателей данной науки.
ББК 88.40я7

УДК 159.922.6(075)
ISBN 5-314-00082-2
© ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

Акмеология — новая наука, уверенно заявившая о себе в конце вось­мидесятых и начале девяностых годов двадцатого века. Четко обозначив свои цели и задачи, очертив предметное и объектное пространство, научную проблематику, акмеология сразу приобрела независимый статус — была официально зарегистрирована как самостоятельная наука. В различных вузах Российской Федерации были организованы кафедры акмеологии. Через аспирантуру и докторантуру начата под­готовка кадров высшей квалификации по специальности 19.00.13 — психология развития, акмеология. В высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и других городов были организо­ваны диссертационные советы по данной специальности. В 1991 году была создана и официально зарегистрирована Международная акаде­мия акмеологических наук со своей штаб-квартирой в Санкт-Петер­бурге и отделениями в Москве, крупных регионах России и за рубежом. В 1994 году начал издаваться теоретический журнал «Акмеология», а с 1997 года и журнал «Вопросы акмеологии». Стали регулярно про­водиться научные конференции и симпозиумы по акмеологии. В Моск­ве был создан Международный акмеологический институт — первое учебное заведение для подготовки специалистов-акмеологов высшей квалификации.

Следует подчеркнуть, что научный приоритет в создании акмеоло­гии по всеобщему признанию принадлежит России. За рубежом к ак­меологии проявляется повышенный интерес, особенно к тем научным направлениям, которые непосредственно связаны с развитием профес­сионализма личности и деятельности.

Возникновение, становление и развитие акмеологии непосредст­венно связано с именами многих выдающихся российских ученых и прежде всего члена-корреспондента Российской академии образования (РАО), профессора Нины Васильевны Кузьминой и действительного члена РАО, профессора Алексея Александровича Бодалева. Именно их научные идеи и интуиция, талант организаторов, энергия и жиз­неутверждающий оптимизм позволили акмеологии в короткие сроки уверенно занять ведущие позиции в системе наук о человеке. По их инициативе и с их непосредственным участием были созданы кафед­ры и отделения акмеологии в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и ее филиалах, Калужском государствен­ном педагогическом университете им. К. Э. Циолковского, Северо-Осетинском государственном университете, ряде высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Воронежа, Шуи и других городов. Под руководством лидеров этих направлений успешно защищены сотни кандидатских и докторских диссертаций, созданы научные школы, увидели свет десятки монографий и сборников.

Столь стремительное становление и развитие акмеологии обуслов­лено не только тем, что акмеологические идеи сплотили немало та­лантливых ученых и организаторов науки, но и необычайно привле­кательным объектным и предметным полем акмеологии, высокой значимостью и результативностью акмеологических исследований.

Акмеология развивается в полном соответствии с логикой разви­тия научного знания. На первом этапе своего становления объектом акмеологии был главным образом профессионализм деятельности учителей. В это время увидели свет книги Н. В. Кузьминой, которые стали по-настоящему этапными для утверждения акмеологии*. В них акмеологическое знание было доказательно представлено как акту­альное, самостоятельное и высокоэффективное. Но главным все же стало доказательство его универсальности. Несмотря на то что речь в этих книгах шла о профессионализме учителя и мастера производ­ственного обучения, стало совершенно очевидным, что предложенные принципы и подходы, описанные закономерности справедливы для изучения и развития профессионализма и в других видах деятель­ности. Эта мысль была развита в совместной работе А. А. Деркача и Н. В. Кузьминой**.
* Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990; Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. — СПб., 1993.

** Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин про­фессионализма — М.: РАУ, 1993.
В этом же году академиком РАО А. А. Бодалевым была выпущена работа*, имевшая чрезвычайно важное научное значение, потому что в ней был четко описан методологический строй акмеологии.

* Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М.: РАУ, 1993.
Наконец, в 1993 году была опубликована брошюра* В. Г. Зазыкина и А. П. Чернышева, в которой значительное внимание было уделено обоснованию собственно акмеологических методов изучения и разви­тия профессионализма.

* Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессиона­лизма. — М.: НИИ ВО, 1993.
Эти и другие работы стали своеобразным научным плацдармом для интенсивного развития теоретических и прикладных акмеологичес­ких исследований. В 1995 году под редакцией А. А. Деркача выходит в свет фундаментальная коллективная монография «Основы общей и прикладной акмеологии»*. В данном труде были обобщены многие ак­меологические исследования, уточнена методологическая и теорети­ческая основа акмеологии, определены ее важнейшие научные на­правления, описаны главные результаты, в том числе и конкретных прикладных исследований, обозначены научные перспективы.

* Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 1995.
После выхода данного труда интенсивность акмеологических ис­следований существенно возросла. Свои монографические работы по различным проблемам и направлениям акмеологии опубликовали ве­дущие ученые-акмеологи О. С. Анисимов, Е. Н. Богданов, А. А. Бодалев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. В. Кириченко, Н. А. Ко­валь, Н. И. Конюхов, Н. А. Корниенко, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, А. С. Огнев, В. В. Петрусинский, А. А. Реан, И. Н. Семенов, М. Ф. Секач, А. П. Ситников, С. Ю. Степа­нов, Ю. В. Синягин и многие другие.

Этапным для акмеологии многие специалисты называют фунда­ментальный пятитомный труд «Акмеология: личностное и профес­сиональное развитие человека», в котором было не только система­тизировано накопленное акмеологическое знание, но и впервые были сформулированы акмеологические законы*.

*Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 т. / Под ред. А. А. Деркача. — М.: 2000-2001.
Со временем в акмеологическом знании наметилась естественная тенденция к дифференциации, что является характерным для многих развивающихся наук. Появились новые самостоятельные научные на­правления — педагогическая акмеология, военная акмеология, акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях, управленческая акмеология. В стадии формирования находятся юридическая и медицинская акмеология, активно разрабатываются акмеологические про­блемы в сфере социальной работы, экономики и спорта. В то же время дифференциация науки усилила потребность в интеграции акмеологического знания, уточнении его теоретико-методологических осно­ваний и тенденций развития, в акмеологических исследованиях обоб­щающего характера. Такие исследования необходимы не только для углубления разработки теории акмеологии, они нужны для улучше­ния качества подготовки специалистов-акмеологов. Вследствие этого остро стал вопрос о подготовке учебного пособия по акмеологии. Та­кое учебное пособие было издано в 2000 году* и стало методическим обеспечением читаемых курсов по акмеологии не только в КГПУ, но и ряде других высших учебных заведений. В нем были изложены ре­зультаты исследований авторов в области интеграции акмеологического знания:

• общие и частные принципы акмеологического исследования;

• закономерности, методы акмеологического исследования;

• концепции развития профессионализма и профессионала.

* Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. — Калуга, 2000.
Эти знания необходимы для вхождения в акмеологическую пробле­матику, ориентации в мире задач, связанных с изучением прогрес­сивного развития зрелой личности и ее профессионализма. Данное учебное пособие вызвало большой интерес у специалистов, которые высказали немало ценных замечаний и предложений авторам, направ­ленных на его улучшение. В результате в 2001 году увидело свет его второе издание, которое авторами было существенно дополнено и до­работано. В нем, в частности, впервые был представлен краткий акмеологический словарь, в котором обоснованы основополагающие по­нятия и категории акмеологии. В этом же году вышло двухтомное учебное пособие «Общая и прикладная акмеология»*.

* Общая и прикладная акмеология. Ч. 1, 2 / Под ред. А. А. Деркача. — М.: 2001.
В 2002 году вышел первый большой (40 п. л.) учебник «Акмеоло­гия», подготовленный в Российской академии государственной служ­бы при Президенте Российской Федерации авторским коллективом под общей редакцией А. А. Деркача*.

* Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2002.
В то же время потребность в издании учебно-методической лите­ратуры по акмеологии не уменьшилась. В частности, появилась необ­ходимость публикации таких учебно-методических пособий, которые отличались бы единой определяющей логикой изложения и были бы ориентированы на решение практических проблем. Таковым видится настоящее учебное пособие. В его основу положено обобщение акмео­логических исследований, выполненных авторами, представителями их научных школ и другими специалистами-акмеологами, а также опыт чтения курса «Акмеология» в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и других вузах России.

Авторы будут признательны всем, кто поддержал идею написания данного учебного пособия по акмеологии и высказал свои пожелания и предложения.

nashaucheba.ru

Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 90489

Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие.
Формат: HTML, DOC
Язык: Русский

В настоящее время акмеология является новой, интенсивно развивающейся наукой, активно включающейся в общественную практику. Востребованность акмеологического знания обусловлена прежде всего его конструктивностью и практической направленностью. Интегрируя и обобщая знания о прогрессивном развитии зрелой личности, путях самореализации и самоактуализации, акмеология оказалась концептуальным звеном в системе наук о человеке. Авторы учебного пособия являются известными учеными, ведущими акмеологами страны, а академик РАО А. А. Деркач — одним из основателей данной науки.

Акмеология — новая наука, уверенно заявившая о себе в конце восьмидесятых и начале девяностых годов двадцатого века. Четко обозначив свои цели и задачи, очертив предметное и объектное пространство, научную проблематику, акмеология сразу приобрела независимый статус — была официально зарегистрирована как самостоятельная наука. В различных вузах Российской Федерации были организованы кафедры акмеологии. Через аспирантуру и докторантуру начата подготовка кадров высшей квалификации по специальности 19.00.13 — психология развития, акмеология. В высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и других городов были организованы диссертационные советы по данной специальности. В 1991 году была создана и официально зарегистрирована Международная академия акмеологических наук со своей штаб-квартирой в Санкт-Петербурге и отделениями в Москве, крупных регионах России и за рубежом. В 1994 году начал издаваться теоретический журнал «Акмеология», а с 1997 года и журнал «Вопросы акмеологии». Стали регулярно проводиться научные конференции и симпозиумы по акмеологии. В Москве был создан Международный акмеологический институт — первое учебное заведение для подготовки специалистов-акмеологов высшей квалификации.
Следует подчеркнуть, что научный приоритет в создании акмеологии по всеобщему признанию принадлежит России. За рубежом к акмеологии проявляется повышенный интерес, особенно к тем научным направлениям, которые непосредственно связаны с развитием профессионализма личности и деятельности.
Возникновение, становление и развитие акмеологии непосредственно связано с именами многих выдающихся российских ученых и прежде всего члена-корреспондента Российской академии образования (РАО), профессора Нины Васильевны Кузьминой и действительного члена РАО, профессора Алексея Александровича Бодалева. Именно их научные идеи и интуиция, талант организаторов, энергия и жизнеутверждающий оптимизм позволили акмеологии в короткие сроки уверенно занять ведущие позиции в системе наук о человеке. По их инициативе и с их непосредственным участием были созданы кафедры и отделения акмеологии в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и ее филиалах, Калужском государственном педагогическом университете им. К. Э. Циолковского, Северо-Осетинском государственном университете, ряде высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Воронежа, Шуи и других городов. Под руководством лидеров этих направлений успешно защищены сотни кандидатских и докторских диссертаций, созданы научные школы, увидели свет десятки монографий и сборников.
Столь стремительное становление и развитие акмеологии обусловлено не только тем, что акмеологические идеи сплотили немало талантливых ученых и организаторов науки, но и необычайно привлекательным объектным и предметным полем акмеологии, высокой значимостью и результативностью акмеологических исследований.
Акмеология развивается в полном соответствии с логикой развития научного знания. На первом этапе своего становления объектом акмеологии был главным образом профессионализм деятельности учителей. В это время увидели свет книги Н. В. Кузьминой, которые стали по-настоящему этапными для утверждения акмеологии*. В них акмеологическое знание было доказательно представлено как актуальное, самостоятельное и высокоэффективное. Но главным все же стало доказательство его универсальности. Несмотря на то что речь в этих книгах шла о профессионализме учителя и мастера производственного обучения, стало совершенно очевидным, что предложенные принципы и подходы, описанные закономерности справедливы для изучения и развития профессионализма и в других видах деятельности. Эта мысль была развита в совместной работе А. А. Деркача и Н. В. Кузьминой**.

* Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990; Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. — СПб., 1993.
** Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма — М.: РАУ, 1993.

В этом же году академиком РАО А. А. Бодалевым была выпущена работа*, имевшая чрезвычайно важное научное значение, потому что в ней был четко описан методологический строй акмеологии.
* Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М.: РАУ, 1993.

Наконец, в 1993 году была опубликована брошюра* В. Г. Зазыкина и А. П. Чернышева, в которой значительное внимание было уделено обоснованию собственно акмеологических методов изучения и развития профессионализма.
* Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. — М.: НИИ ВО, 1993.

Эти и другие работы стали своеобразным научным плацдармом для интенсивного развития теоретических и прикладных акмеологических исследований. В 1995 году под редакцией А. А. Деркача выходит в свет фундаментальная коллективная монография «Основы общей и прикладной акмеологии»*. В данном труде были обобщены многие акмеологические исследования, уточнена методологическая и теоретическая основа акмеологии, определены ее важнейшие научные направления, описаны главные результаты, в том числе и конкретных прикладных исследований, обозначены научные перспективы.
* Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 1995.

После выхода данного труда интенсивность акмеологических исследований существенно возросла. Свои монографические работы по различным проблемам и направлениям акмеологии опубликовали ведущие ученые-акмеологи О. С. Анисимов, Е. Н. Богданов, А. А. Бодалев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. В. Кириченко, Н. А. Коваль, Н. И. Конюхов, Н. А. Корниенко, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, А. С. Огнев, В. В. Петрусинский, А. А. Реан, И. Н. Семенов, М. Ф. Секач, А. П. Ситников, С. Ю. Степанов, Ю. В. Синягин и многие другие.
Этапным для акмеологии многие специалисты называют фундаментальный пятитомный труд «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека», в котором было не только систематизировано накопленное акмеологическое знание, но и впервые были сформулированы акмеологические законы*.
*Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 т. / Под ред. А. А. Деркача. — М.: 2000-2001.

Со временем в акмеологическом знании наметилась естественная тенденция к дифференциации, что является характерным для многих развивающихся наук. Появились новые самостоятельные научные направления — педагогическая акмеология, военная акмеология, акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях, управленческая акмеология. В стадии формирования находятся юридическая и медицинская акмеология, активно разрабатываются акмеологические проблемы в сфере социальной работы, экономики и спорта. В то же время дифференциация науки усилила потребность в интеграции акмеологического знания, уточнении его теоретико-методологических оснований и тенденций развития, в акмеологических исследованиях обобщающего характера. Такие исследования необходимы не только для углубления разработки теории акмеологии, они нужны для улучшения качества подготовки специалистов-акмеологов. Вследствие этого остро стал вопрос о подготовке учебного пособия по акмеологии. Такое учебное пособие было издано в 2000 году* и стало методическим обеспечением читаемых курсов по акмеологии не только в КГПУ, но и ряде других высших учебных заведений. В нем были изложены результаты исследований авторов в области интеграции акмеологического знания:
• категориально-понятийный аппарат;
• общие и частные принципы акмеологического исследования;
• закономерности, методы акмеологического исследования;
• концепции развития профессионализма и профессионала.
* Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. — Калуга, 2000.

Эти знания необходимы для вхождения в акмеологическую проблематику, ориентации в мире задач, связанных с изучением прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма. Данное учебное пособие вызвало большой интерес у специалистов, которые высказали немало ценных замечаний и предложений авторам, направленных на его улучшение. В результате в 2001 году увидело свет его второе издание, которое авторами было существенно дополнено и доработано. В нем, в частности, впервые был представлен краткий акмеологический словарь, в котором обоснованы основополагающие понятия и категории акмеологии. В этом же году вышло двухтомное учебное пособие «Общая и прикладная акмеология»*.
* Общая и прикладная акмеология. Ч. 1, 2 / Под ред. А. А. Деркача. — М.: 2001.

www.psyoffice.ru

«Э. Ф. Зеер РГППУ, г. Екатеринбург АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИНВАРИАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЛИЧНОСТИ И ЕГО ИЗДЕРЖКИ В отечественном профессиоведении . »

в содержание модулей образовательного процесса будет введен такой

компонент, как овладение опытом профессионального самообразования, дополнительного по отношению к основной учебной программе.

1. Акмеология: учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. Санкт-Петербург: Питер,

2003. [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://www.acmeology.com

2. Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия

достижения. Москва: Флинта: Наука, 1998. 168 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа.

URL: http://www.myword.ru Э. Ф. Зеер РГППУ, г. Екатеринбург

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИНВАРИАНТЫ

ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЛИЧНОСТИ И ЕГО ИЗДЕРЖКИ

В отечественном профессиоведении представлены различные определения профессионализма. В профессиональной педагогике под профессионализмом понимается приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению функциональных обязанностей;

уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач.

В философско-социологической литературе профессионализм определяется как высшая степень совершенства, которую достигает человек в своей деятельности, самый высокий уровень мастерства.

В психологии труда под профессионализмом понимают не только высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, но и определенную системную организацию сознания и психики человека.

Акмеология, основываясь на методологическом принципе единства личности и деятельности, рассматривает профессионализм как систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем: профессионализма личности и профессионализма деятельности, которые находятся в диалектическом единстве. Приведем их определения.

Профессионализм личности качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностноделовых качеств, акмеологических вариантов профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие.

Профессионализм деятельности качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.

В нашем исследовании мы придерживаемся следующего определения:

профессионализм это интегральное качество (новообразование) субъекта труда, характеризующее продуктивное выполнение профессиональных заданий, обусловленное творческой самодеятельностью и высоким уровнем профессиональной самоактуализации.

То есть профессионализм определяется как понятие, отражающее уровень и характер овладения человеком профессии. Это качественная характеристика субъекта профессиональной деятельности, отражающая ее успешное выполнение, а также интегральная совокупность профессионально важных и социально значимых качеств личности. В широком смысле слова профессионализм это не обязательно высокий уровень мастерства, а определенный уровень профессиональных достижений: высокий, средний, низкий, но непременно характеризующий наличие профессионального образования, опыта и положительного отношения к профессии. Отсутствие этих трех смыслообразующих компонентов обусловливает трудоспособность человека, а не профессионализм. Чтобы обосновать данное положение следует определиться с инвариантными составляющими профессионализма.

Анализ социально-психологической, педагогической и профессиологической литературы позволяет выделить следующие инвариантные составляющие профессионализма:

• социально-профессиональная направленность: мотивы самосовершенствования и самореализации, целевая ориентация на достижение успеха, установка на инновации и др.;

• социально-профессиональная компетентность: профессионально- правовая, коммуникативная, предметная (специальная), психолого-педагогическая, аутопсихологическая и др.;

• инструментальная (операционально-деятельностная): процедурные знания, профессиональные умения и навыки, профессиональные и общекультурные компетенции;

• метапрофессиональные качества и способности: профессиональная мобильность, инновационность, работоспособность, практический интеллект, саморегуляция профессиональной деятельности, рефлексивность, ответственность и самостоятельность и др.;

• нравственно-профессиональная нормативность: приверженность корпоративным целям и задачам организации, нравственная регуляция взаимоотношений, социально-профессиональная идентичность, моральная нормативность и др.

Центральной категорией, отражающей сущность взаимодействия человека и профессии, является профессиональное развитие, которое в психологии рассматривается как фундаментальный процесс изменения» человека, как объяснительный принцип становления профессионализма и как ценность профессионального сообщества. Профессиональное развитие обычно отождествляют с прогрессивным изменением человека: созреванием, формированием, саморазвитием, самосовершенствованием.

В становлении профессионализма можно выделить следующие этапы:

1. Допрофессиональное развитие формирование профессионально ориентированных интересов, склонностей, способностей, планирование профессионального будущего учащихся общеобразовательной школы.

2. Погружение в профессионально-ориентированную среду: освоение социально-профессиональных знаний, умений, компетенций, формирование профессиональной идентичности и социально-профессиональной компетентности и квалификации.

3. Профессиональное совершенствование: социально-профессиональная адаптация, приобретение опыта выполнения профессиональной деятельности, консолидация (интеграция) знаний, умений, компетенций в метапрофессиональные качества и выработка индивидуального стиля деятельности.

4. Профессиональное самоосуществление – идентификация с профессиональным сообществом, формирование профессиональной мобильности, инновационности, самоорганизации, реализация профессиональнопсихологического потенциала.

5. Достижение вершин профессионализма: выполнение деятельности на творческом уровне, развитие профессиональной динамичности, образование интегративных профессионально-личностных кластеров, самопроектирование профессиональной деятельности.

Преодоление стагнации зависит, прежде всего, от профессиональной позиции самого работника, но также и от организационной политики предприятия.

Большое значение в становлении профессионализма принадлежит изменениям, направленным на саморегуляцию процессуальной результативной стороны деятельности. Эти устойчивые психологические средства приемы, методы, способы выполнения деятельности получили название индивидуального стиля деятельности. Возможность формирования разных стилей деятельности обусловливаются существованием «зоны операциональной неопределенности», допускающей выбор разных способов осуществления деятельности.

Позитивное значение индивидуального стиля деятельности заключается в том, что он позволяет работникам с различными индивидуальнотипологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, темпераментом добиваться высоких достижений, успеха в выполнении деятельности. Сформировавшийся индивидуальный стиль деятельности характерен для профессионалов, он позволяет выполнять профессиональную деятельность качественно и эффективно.

Основное внимание при изучении индивидуального стиля деятельности традиционно уделяется механизмам компенсации, позволяющим недостаточно выраженные качества и способности работника замещать другими. В меньшей степени исследователи обращают внимание на негативную сторону сформированного индивидуального стиля, который может законсервироваться и стать психологическим барьером, препятствующим дальнейшему профессиональному развитию субъекта деятельности. Следует также отметить, что приспособление индивидуально-типологических особенностей субъекта к требованиям деятельности может инициировать образование профессионально нежелательных качеств личности. А акцентуации характера, профессионализируясь, преобразуются в профессионально обусловленные акцентуации, часть из которых становятся профессионально важными качествами, другие трансформируются в профессиональные деформации.

Таким образом, на эвристическом уровне осуществления деятельности формируется индивидуальный стиль деятельности, который в значительной степени оптимизирует ее выполнение. Консервация этого стиля приводит к развитию у субъекта профессионально нежелательных качеств и выученной беспомощности.

Следующим моментом развития профессионализма выступает самоактуализация стремление личности к более полному выявлению и развитию своих потенциальных возможностей. Движущей силой этого процесса выступают внутриличностные противоречия профессионального самосознания, обусловленные рассогласованием ценностных ориентаций, самооценки, уровня притязаний, социально — профессиональных установок и др. Самодетерминация профессионального развития порождает сверхнормативную профессиональную активность, которая инициирует образование гибкого, пластичного (креативного) индивидуального стиля деятельности. Тотальная погруженность в профессиональную среду, патологическая потребность в самоутверждении, творческая и профессиональная продуктивность, сверхнормативная активность, высокая работоспособность приводят личность в состояние конфликта с сотрудниками производственной группы и руководителями. Невротическая потребность в признании и одобрении вызывает отчуждение и изоляцию работника и в конечном итоге профессиональное саморазрушение.

Фактором достижения вершин профессионализма выступает самоактуализация, основанная на реализации своего личностно-профессионального потенциала. Очевидно, самоактуализирующиеся личности не только обладают высокими потенциальными возможностями, но и умеют восполнять свой потенциал и владеют осознанными или неосознанными техниками его актуализации.

Социально-психологические издержки профессионализма проявляются в межличностных конфликтах «суперпрофессионалов» с сотрудниками и руководителями. Независимость в суждениях, уверенность в себе, критичность, аутентичность, инициативность, креативность, внутренний локус контроля, высокая степень рефлексии, социальная ответственность, завышенный уровень притязания, высокая потребность в признании все эти качества, характерные для самоактуализирующихся личностей, могут стать причиной противопоставления их производственному коллективу.

pdf.knigi-x.ru

Это интересно:

  • Правила землепользования и застройки г Ижевска Действующее федеральное законодательство 2010 г. Документы принятые в 2010 году 2009 г. Документы принятые в 2009 году 2001 г. Документы принятые в 2001 году 1997 г. Документы принятые в 1997 году 1996 г. и ранее Документы принятые в 1996 году и до 1996 года Утратившие силу документы. […]
  • Коллегия адвокатов казани Коллегия Адвокатов "Правозащитник" информация актуальна на 16.07.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Связи Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Бухотчетность Бухгалтерская отчетность Бухгалтерская отчетность […]
  • Федеральный закон 52-фз от 24041995 Федеральный закон № 52-ФЗ от 7 марта 2018 года РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в статьи б 1 и 20 Федерального закона «О лотереях» Принят Государственной Думой 22 февраля 2018 года Одобрен Советом Федерации 28 февраля 2018 года Статья 1 Внести в Федеральный […]
  • Приказ 814-п Действующее федеральное законодательство 2010 г. Документы принятые в 2010 году 2009 г. Документы принятые в 2009 году 2003 г. Документы принятые в 2003 году 2001 г. Документы принятые в 2001 году Утратившие силу документы. Федеральное законодательство 2002 г. Документы принятые в 2002 […]
  • Страховка жизни при страховании машины Обязательно ли страхование жизни при страховании автомобиля Каждый автовладелец при эксплуатации своего транспортного средства должен иметь действующий полис ОСАГО. В настоящее время сложилась такая ситуация, что приобрести автогражданку можно только с дополнительными услугами. Чаще […]
  • Ст 161 ч 2 па ук рф Статья 161 УК РФ. Грабеж Текущая редакция ст. 161 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год 1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо […]
  • Решения судов по налоговым преступлениям Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о налоговых преступлениях (статьи 198 - 199.2 УК РФ), рассмотренным судами Кемеровской области Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о налоговых преступлениях (статьи 198 - 199.2 УК РФ), рассмотренным […]
  • Правила устройства и эксплуатации технологических трубопроводов ПБ 03-585-03. Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов. Постановление Госгортехнадзора РФ от 10 июня 2003 г. N 80"Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатациитехнологических трубопроводов" Госгортехнадзор России постановляет:1. Утвердить […]