Все узнаю все смогу пособие по проектной деятельности в начальной школе

admin

Горячев, Иглина: Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы)

Аннотация к книге «Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы)»

Пособие предназначено для учеников 2-4-х классов, их учителей и родителей. Оно направлено на освоение работы над проектами в начальной школе и ориентировано на формирование универсальных учебных действий (общеучебных умений) школьников. Является составной частью серии пособий «Как мы учимся» (образовательные технологии), подготовленной авторским коллективом Образовательной системы «Школа 2100».
Знакомство учеников с работой над проектами предполагается проводить во внеурочное время (за исключением организационных действий, выполняемых в классе). По мере освоения школьниками этой новой для них формы обучения проектную деятельность можно организовать и в учебном процессе. Особое внимание уделяется работе с источниками информации, поэтому проектная деятельность осуществляется в два этапа: 1) работа над темой (сбор и обобщение сведений) и 2) работа непосредственно над проектом.
Популярно изложенные и проиллюстрированные истории из жизни учеников одного класса позволяют объединить.

Пособие предназначено для учеников 2-4-х классов, их учителей и родителей. Оно направлено на освоение работы над проектами в начальной школе и ориентировано на формирование универсальных учебных действий (общеучебных умений) школьников. Является составной частью серии пособий «Как мы учимся» (образовательные технологии), подготовленной авторским коллективом Образовательной системы «Школа 2100».
Знакомство учеников с работой над проектами предполагается проводить во внеурочное время (за исключением организационных действий, выполняемых в классе). По мере освоения школьниками этой новой для них формы обучения проектную деятельность можно организовать и в учебном процессе. Особое внимание уделяется работе с источниками информации, поэтому проектная деятельность осуществляется в два этапа: 1) работа над темой (сбор и обобщение сведений) и 2) работа непосредственно над проектом.
Популярно изложенные и проиллюстрированные истории из жизни учеников одного класса позволяют объединить представления учеников, их учителей и родителей о проектах и организовать в классе работу над ними.

www.labirint.ru

Проектная деятельность в начальной школе

В настоящее время, в условиях внедрения новых образовательных стандартов, когда обучение предполагает субъектную позицию ребенка в познавательном процессе, предоставляет возможность свободы выбора, проявления индивидуальных стремлений и развития личности, работа над проектами становится чрезвычайно актуальной.

В процессе работы над проектом можно сформировать следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
  2. Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.
  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
  4. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

    Проектная учебная деятельность учащихся связана с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания продукта, обладающего новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя. Опираясь на опыт и интересы школьника, учитель помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Следовательно, когда речь идет о взаимодействии учителя и ученика в процессе создания проекта, правильнее говорить о методе проекта. Таким образом, понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная учебная деятельность являются компонентами проектного обучения. Можно выделить различные уровни проектов: исполнительский, конструктивный, творческий.На начальном этапе использования проектного обучения, поскольку у учащихся недостаточно опыта для самостоятельного поиска, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий. Когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, он является исполнительским. Выполнение таких проектов неизбежно. Но, и в этом случае учитель не навязывает своих мнений, а вносит варианты для обсуждения совместных действий.

    Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект.

    Если учащиеся сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт, то можно охарактеризовать этот проект как творческий.

    Виды учебных проектов

    1) Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

    — Практико-ориентированный проект — нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

    — Исследовательский проект — по структуре напоминает научное исследование.

    — Информационный проект — направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

    — Творческий проект — предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

    2) Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.

    По комплексности (предметно-содержательной области):

    — Монопроекты — как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель — учитель-предметник, консультант- учитель другой дисциплины. Могут быть математическими, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция — на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

    — Межпредметные проекты — проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.

    По характеру контактов:

    — Региональные (в пределах одной страны),

    3) Классификация проектов по продолжительности.

    — Мини-проекты — могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.

    — Краткосрочные проекты — требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации — в рамках внеклассной деятельности и дома.

    — Недельные проекты — выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

    — Долгосрочные (годичные) проекты — могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл — от определения темы до презентации (защиты) — выполняется во внеурочное время.

    В своей работе я использую индивидуальные и групповые проекты. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проекты, выполняемые индивидуально, вношу элементы групповой работы. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества, взаимовыручки, ответственности. При этом стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся, их способности, увлечения и возможности.

    Учебные проекты позволяют сделать открытие, дарят радость познания и совместного творчества, формируют устойчивые навыки. Так, посредством проектной деятельности, моим детям стали доступны такие понятия, как симметрия, фразеологизмы, синонимы и антонимы.

    Разнообразят работу на уроках, расширяют кругозор интегрированные проекты по окружающему миру и литературному чтению, технологии и краеведению, окружающему миру и технологии. Таковыми являются выполненные с учащимися моего класса проекты: «Познакомимся с ножницами», «Профессии наших родителей», «Мой край», «Россия – Родина моя».

    Отрадно, что проектной деятельностью удалось заинтересовать и родителей учащихся. Дети и родители участвуют в семейных проектах. Наиболее удачными стали проекты «Юбилей школы», «Почему Земля не падает на Солнце?», «Традиции моей семьи».

    Занимательны и содержательны проекты, используемые во внеурочной деятельности. Обладая широким диапазоном возможностей, они играют бесценную роль в формировании духовно-нравственного потенциала, помогают привлечь внимание к здоровому образу жизни, воспитывают культуру поведения, милосердие и гуманность, развивают творческие способности детей. Среди таких проектов следует выделить следующие проекты моих воспитанников: «О вреде сквернословия», «От зерна до каравая», «Вышиваю крестиком», «Мой друг – книга».

    Однако, не смотря на все перечисленные достоинства проектов, следует отметить, что этот вид работы требует тщательной подготовки, как со стороны учащихся, так и со стороны учителя. Нельзя относиться к такой работе формально. К тому же следует отметить, что проводиться она должна систематически. Только в этом случае можно достигнуть результата. Многие школьники, могут испытывать трудности в выборе темы проекта, а так же немало трудностей их ждёт и в процессе работы над проектом. Поэтому должна проводиться предварительная подготовительная работа.

    Учитель должен учитывать следующие факторы:

    — интерес школьников к проблеме;

    — подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

    — творческая постановка задачи;

    — приобретение учащимися новых знаний, необходимых для выполнения проекта;

    — практическая направленность и значимость проекта;

    — практическая осуществимость проекта.

    www.informio.ru

    Конспект урока: Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Тема: Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

    Цель: изучить новый материал по теме «проектная деятельность младших школьников».

    — сформировать систему понятий «проект», «проектная деятельность», « школьный проект» по проблеме проектной деятельности;

    — изучить показатели готовности к проектной деятельности;

    — раскрыть этапы проектной деятельности младших школьников и их содержание;

    — развивать у студентов умение применять знания о видах проектов в ходе знакомства с проектами учащихся 1-4 классов лицея № 32 г. Орла;

    — продолжить работу по совершенствованию навыков работы с понятийным аппаратом темы;

    — развивать аналитические навыки;

    — воспитание устойчивого интереса к получению знаний по предмету «Организация внеурочной работы» и потребности в психолого- педагогическом образовании;

    — продолжить работу по формированию способности к рефлексии.

    — развитие творческих способностей при выполнении домашнего задания.

    Тип урока: изучение нового материала

    Организационный момент. 1 мин

    Постановка целей и задач урока. 2мин

    Изучение нового материала. 25 мин

    Первичное закрепление ученного.14 мин

    Итог урока. 2мин

    Домашнее задание: 1 мин. -изучить материал по теме;

    Основные понятия: «проект», «проектная деятельность», «школьный проект».

    Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал, выставка литературы, образцы проектов.

    Литература к уроку:

    — подборка статей из журнала «Начальная школа»

    — Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). — Издательство «Баллас» 2013.

    — Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. — Издательство «Учитель» Волгоград, 2010.

    — Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгогра д: Учитель, 2008.

    Организационный момент. — Здравствуйте, всех рада видеть, садитесь. Староста назовет отсутствующих.

    Постановка целей и задач урока. — Сегодня на уроке мы с вами будем изучать проектную деятельность младших школьников во внеурочной деятельности, познакомимся с показателями готовности к проектной деятельности, с этапами проектной деятельности, с различной классификацией проектов.

    Изучение нового материала.

    — Запишите тему урока: Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

    СКАЖИ МНЕ — И Я ЗАБУДУ.

    ПОКАЖИ МНЕ — И Я ЗАПОМНЮ.

    ВОВЛЕКИ МЕНЯ — И Я НАУЧУСЬ.

    — Как вы думаете, почему именно этот эпиграф был выбран к нашему уроку? (ответы студентов)

    -Запишите план урока.

    Понятие «проект» и проектная деятельности. Значимость проектной деятельности.

    Готовность младших школьников к проектной деятельности.

    В ФГОС нового поколения большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Неслучайно во внеурочной деятельности одним из направлений работы является проектная деятельность.

    Рассмотрим подробнее что же такое проект.

    Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта.

    Проект — замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического и практического продукта.

    Проект — это комплексный план системно-организованной последовательности действий, ведущий к запланированному результату.

    Проект – это “пять П” : Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

    Школьный проект — это современная эффективная технология обучения, которая позволяет учащимся решать проблемные задачи значимые для их развития и подготовки к самостоятельной жизни.

    Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

    Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

    Проектная деятельность — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

    Проектная деятельностьэто целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

    Занимаясь проектной деятельностью младшие школьники учатся:

    — Самостоятельному, критическому мышлению.

    — Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

    — Принимать самостоятельные аргументированные решения.

    — Научатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

    Итак, мы познакомились с понятиями «проект», «проектная деятельность», «школьный проект» и выяснили их значимость для младших школьников. Переходим к рассмотрению второго вопроса.

    Познакомившись с вышеперечисленными определениями мы узнали, что проектная деятельность является сложной для младших школьников, соответственно возникает логический вопрос, а готовы ли они к ее выполнению? Попытаемся разобраться.

    Готовность младших школьников к проектной деятельности определяется следующими показателями:

    Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений:

    — умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

    — умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

    — умение выражать свою точку зрения;

    — умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

    Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе , когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

    Во-вторых, это сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

    — развитие аналитико-синтетических действий;

    — сформированность алгоритма сравнительного анализа;

    -умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

    — возможность выделять общий способ действий;

    — перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

    В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности является опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

    — адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

    — обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

    — выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

    Все перечисленные показатели являются важными, и как правило формируются они при участии взрослых (учителей, родителей). Л.С. Выготский еще в 30 годы прошлого столетия подходит почти вплотную к определению «опережающего обучения». Согласно его теории, вся эффективная организация обучения направлена на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучаемого, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими обучаемыми, то есть саморазвиваться.

    — Любая деятельность реализуется проходя ряд этапов. Планирование одно из условий успешной деятельности. Обратимся к вопросу об этапах проектной деятельности.

    — Младшие школьники занимаясь проектной деятельностью на первом этапе погружаются в проект.

    В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы:

    1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников , показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

    2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

    3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

    4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

    5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы, проверяются выдвинутые гипотезы. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

    Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт — это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

    Индивидуальная особенность учащихся и разнообразие проектной деятельности позволяет выделить следующие виды проектов, обратимся к их классификации.

    Существуют различные классификации проектов.

    По доминирующей деятельности различают следующие виды проектов:

    Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.

    Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.

    Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

    Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы .

    Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата.

    По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

    Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

    Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

    Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными, внутришкольными, региональными, межрегиональными, международными.

    Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

    Классификация проектов по продолжительности.

    — Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

    — Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время .

    Первичное закрепление материала. Предлагаю вам познакомиться с проектами, которые выполняли школьники 1-4 классов лицея № 32. (Просмотр проектов-презентаций)

    — Попробуйте по содержанию проекта определить его вид (по первой классификации — доминирующей деятельности) (Футбол- мое хобби (творческий проект); (Сколько весит здоровье — исследовательский); (Предания старины глубокой — информационный)

    Первичное закрепление материала. Уважаемые студенты, предлагаю вам выполнить задания по закреплению изученного материала.

    Итог урока. Сегодня мы начали изучать проектную деятельность младших школьников, познакомились с этапами и классификацией проектов. Но на этом изучение не заканчивается, так как в рамках одного занятия это невозможно сделать. На практических занятиях мы будем учиться создавать проекты, изучать особенности организации и руководства проектной деятельностью младших школьников.

    -изучить материал по теме;

    — придумайте графическое изображение видов проектов(использовать пиктограммы, символы, знаки, рисунки, фотографии);

    — составьте рекомендации для родителей по созданию условий вовлечения детей в проектную деятельность.

    infourok.ru

    Все узнаю все смогу пособие по проектной деятельности в начальной школе

    Он взрослых изводил вопросом «Почему?» –
    Его прозвали «маленький философ».
    Но только он подрос, как начали ему
    Преподносить ответы без вопросов.
    И с этих пор он больше никому
    Не задает вопросов «Почему?».

    Развитие личностных универсальных учебных действий через организацию исследовательской деятельности в классном коллективе

    За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать универсальные учебные действия для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.

    Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
    Универсальные учебные действия разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
    Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

    • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
    • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
    • Способы формирования личностных универсальных учебных действий.
      Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
      К личностным универсальным учебным действиям относятся:

    • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
    • желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
    • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
    • осваивать новые виды деятельности,
    • участвовать в творческом, созидательном процессе;
    • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
    • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
    • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
    • Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:

    • участие в проектах;
    • творческие задания;
    • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
    • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
    • самооценка события, происшествия;
    • дневники достижений;
    • исследовательская деятельность.
    • Цель моего выступления – показать как можно развивать личностные универсальные учебные действия через систему организации исследовательской деятельности в классном коллективе.

      Данная тема выбрана не случайно. Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком и развивает весь спектр универсальных учебных действий. Но хотелось бы с акцентировать внимание именно на личностных универсальных учебных действиях ,где в центре внимания стоят все таки личностные качества человека.
      Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной школе. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребёнок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и ориентирование на активные и интерактивные методы обучения.

      Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы многих ученых, которые выделяют их из общеучебных умений, подчеркивают исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают их с такими мыслительными операциями, как сравнение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.

      Исследовательские умения у младших школьников (в свою очередь) рассматриваются на современном этапе не только, как способ получения новых знаний в различных областях, но и как приобретение универсальных способов познания окружающего мира – исследовательских умений .
      В ФГОС НОО определен «портрет» выпускника начальной школы, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника .

    • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
    • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
    • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
    • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
    • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
    • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
    • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
    • Выделенные характеристики направлены непосредственно на развитие навыков исследовательской деятельности .
      А в проекте Основной образовательной программы на ступени среднего (полного) общего образования одним из ведущих личностных результатов является готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности: учебно-исследовательской, коммуникативной, образовательной.
      На протяжении нескольких лет объектом моего изучения была тема «Организация исследовательской деятельности в начальной школе». Постепенно в педагогической практике мною стали применяться исследовательские методы и приёмы, формирующие исследовательское поведение у младших школьников. И теперь, уже можно говорить о содержании этой темы, как сложившейся системе. Так же, можно подвести некоторые итоги её применения.
      Работа учителя в начальных классах имеет ряд преимуществ, т.к. приходится выполнять несколько функций одновременно (три в одном), а именно: учить детей (учебная деятельность); занимать обучающихся по интересам (внеурочная деятельность – кружки, секции и т.д.); обеспечивать развитие и воспитание школьников через внеклассную работу.

      Исследование как метод должен использоваться практически на каждом уроке. Начиная с первого класса, на уроках использую специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения исследований. В первом классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приёмами рефлексии и самоконтроля.
      Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов.

      С третьего класса начинается обучение коллективному исследованию по плану:

    • выявление проблемы;
    • постановка цели, задач, определение объекта исследования;
    • выбор методики исследования;
    • отбор материала;
    • соотнесение собранного материала с темой и целью исследования.

    В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделять главное в материале, как провести несложный эксперимент, подготовить доклад. Хотя есть и «ласточки», которые уже готовы проводить исследования и в первом классе и смело выходят со своими работами на конкурсы и конференции.
    В четвёртом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень самостоятельности в проведении учебных исследований. На данном этапе очень важно помочь ребёнку своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу.
    К трём видам деятельности: учебной, внеурочной и внеклассной добавляется деятельность в каникулы, организуемая мною в летнем оздоровительном лагере и самостоятельные исследования.
    Обучающиеся, вовлечённые в исследовательскую деятельность (как индивидуальную, так и групповую), учатся :

  5. Ставить исследовательские вопросы;
  6. Формулировать проблемы;
  7. Выдвигать гипотезы;
  8. Составлять план работы;
  9. Вести наблюдения;
  10. Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации проверки гипотез;
  11. Выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы модели и т.д.);
  12. Организовывать (систематизировать) информацию;
  13. Представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение ,реферативная работа и т.п.).

Следующая таблица показывает систему организации исследовательской деятельности, что соответствует программе работы с классным коллективом и планом работы школы в целом:

vio.uchim.info

Это интересно:

  • Приказ федеральной службы по н Приказ федеральной службы по н ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА ПРИКАЗ от 24 ноября 2010 г. № 2187 Об отзыве свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) ЗАО «Балтик Лэнд Брокер» В связи с отсутствием обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на основании […]
  • Приказ 314 от Приказ Минздрава РФ от 09.08.01 № 314 "О порядке получения квалификационных категорий". МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗот 9 августа 2001 г. № 314 О ПОРЯДКЕ ПОЛУЧЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ В соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской […]
  • Обязательная экспертиза контрактов Об обязательной экспертизе по 44 ФЗ Добрый день! Подскажите,пожалуйста, какие документы необходимо оформить при заключении договоров до 100 тыс.руб.? У нас есть счет на товар, накладная, 2 счета для тендера, договор,спецификация, протокол об осуществлении закупки. Акт сдачи-приемки […]
  • Внесение изменений в закон об отходах производства и потребления Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 22 декабря 2017 года Одобрен Советом […]
  • Закон города москвы о муниципальной службе Закон г. Москвы от 24 марта 2004 года № 15 24 марта 2004 года N 15 О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ Настоящий Закон в соответствии с Федеральными законами от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 8 января […]
  • Закон гМосквы 64 Закон гМосквы 64 от 5 ноября 2003 года N 64 О налоге на имущество организаций (с изменениями на 17 мая 2018 года) ____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: Законом Москвы от 31 марта 2004 года N 16 (Вестник Мэра и […]
  • Претензия к банку о возврате страховой премии Образец претензии в банк о возврате страховки по кредиту Управляющему АО АКБ "КотБазилио" Попрошайкиной Алисе Карабасовне Ферштейнер Иоан Займович г. Краснодар, ул. Великих Олигархов, 271, кв. 24 ПРЕТЕНЗИЯ 01.01.2016 между банком АО АКБ "КотБазилио" и мной, Ферштейнер Иоаном Займовичем […]
  • Закон о несостоятельности банкротстве 2009 Федеральные арбитражные суды Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26.10.2002 N 127-ФЗ Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ"О несостоятельности (банкротстве)" 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г., 18 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 19 […]