Правила составления протокола об административной ответственности

admin

Оглавление:

Статья 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Комментарии к ст. 28.2 КОАП РФ

1. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу (см. комментарий к ст. 27.1).

Протокол составляется в большинстве случаев совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (см. комментарий к ст. 28.4). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (см. комментарий к ст. 28.6). В-третьих, с 1 июля 2008 г. вступили в силу положения, устанавливающие, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 28.6). Отметим также, что согласно ч. 1.1 ст. 28.6 протокол не составляется при применении судебными приставами-исполнителями ст. ст. 17.14 (ч. ч. 1 и 3) и 17.15 Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.3). В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

3. В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3). В протоколе указываются и иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.6 — 3.11, 4.1 — 4.3).

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. ст. 27.2 — 27.7, 27.9, 27.10).

Аналогичная ситуация характерна и для юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. Сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости дополняются иными сведениями в соответствии со ст. ст. 51 — 58 ГК РФ. Это вытекает из положений Кодекса, определяющих особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц (см. комментарий к ст. ст. 2.6, 2.10 и 4.1). В целях установления данных о нарушителе применяется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.8).

4. В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей (см. комментарий к ст. ст. 25.2 и 25.6) в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

5. В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного правонарушения.

Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (см. комментарий к ст. 29.5).

Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях — не позднее одного года) со дня совершения правонарушения (см. комментарий к ст. 4.5).

Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи закона субъекта РФ, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).

6. В протоколе указывается статья Особенной части Кодекса или статья закона субъекта РФ, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.

7. В протоколе об административном правонарушении фиксируется объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (см. комментарий к ст. 25.4).

Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу (см. комментарий к ст. 26.2). Они отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу (см. комментарий к ст. 26.3). Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном (см. комментарий к ст. 2.2) и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение (см. комментарий к ст. 4.2).

8. В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу (см. комментарий к ст. 26.1).

9. Необходимо отметить, что при составлении протокола об административном правонарушении предусмотренные Кодексом процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (см. комментарий к ст. ст. 25.1 и 25.4), но и иным участникам производства (см. комментарий к ст. ст. 25.2, 25.3, 25.5 — 25.10). О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.

10. Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.

11. Если же физическое лицо или его законный представитель либо законный представитель юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, будучи извещенными в установленном порядке, не явились, то протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. При этом копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления.

12. Оформление протокола об административном правонарушении завершается его подписанием лицом, составившим протокол, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело (имеется в виду физическое лицо или законный представитель юридического лица). Лицо, совершившее правонарушение, имеет право отказаться от подписания протокола. В таком случае в указанном процессуальном документе делается запись об этом. При неявке извещенных в установленном порядке участников производства по делу, которые определены в ч. 4.1 комментируемой статьи, в протоколе также делается соответствующая запись.

13. После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.

14. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными. К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

К несущественным недостаткам протокола относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.

rulaws.ru

Процедура составления протокола ГИБДД об административном правонарушении

При выявлении нарушений ПДД госавтоинспектор составляет протокол, фиксирующий факт правонарушения с дальнейшей возможностью привлечения к административной ответственности. Порядок составления протокола ГИБДД об административном правонарушении подробно описан в гл.28 КОАП РФ с указанием сроков, алгоритма действий каждой из сторон и требований к составлению.

Знание прав автомобилистом поможет избежать неправомерных действий со стороны инспектора, и защитить свои интересы при разбирательстве.

Положения законодательства

С помощью протокола должностное лицо может официально зафиксировать нарушение, установить виновность конкретного лица и требовать назначения наказания согласно нормам закона. Документ фиксирует состав правонарушения, однако вину конкретного гражданина предстоит еще доказать.

Оформление документа регламентируется принятым МВД РФ Административным регламентом, который наделяет полномочиями представителей государственный структур, в частности, ГИБДД.

Для того, чтобы оформить протокол, госавтоинспектор должен иметь веские основания:

  • нарушение выявлено, но рассмотрение указанного дела превышает компетенцию представителя ГАИ;
  • правомерность обвинения оспаривается нарушителем либо он отказывается подписывать документ;
  • в нарушении обвиняется несовершеннолетний в возрасте 16-18 лет;
  • по нарушению не предполагается вынесение предупреждения со стороны компетентного сотрудника.
  • Принято считать административное дело возбужденным после того, как представитель закона составил протокол.

    Согласно ст.28.5, сроки, в течение которых возможно оформление бумаги, зависят от обстоятельств:

    • сразу по факту происшествия на месте;
    • в течение 2 дней, когда нужны дополнительные разбирательства по вопросу;
    • потребность в расследовании позволяет регулировать сроки по окончании расследования, исходя из положений ст. 28.7.
    • Последнее обстоятельство может возникнуть при потребности в экспертизе, исследованиях, который займут достаточно долгое время, но не больше 1 месяца.

      ВАЖНО! При оформлении документа должны присутствовать двое понятых (ст.25.7) из числа дееспособных совершеннолетних граждан, не имеющих отношения к обстоятельствам дела.

      Получение документальных подтверждений в виде видеозаписи и показаний свидетелей регулируется гл.27 и ст28.1 КоАП. В отличие от свидетеля, подтверждающего обстоятельства происшествия, понятой лишь подтверждает составление протокола.

      Правила составления

      Оформление протокола сложен и влечет обязанность соблюдения множества требований, по этой причине часто возникают процессуальные нарушения, которые водитель вправе обжаловать в дальнейшем.

      Следующая информация поможет разобраться с тем, какие параметры и реквизиты должны быть указаны в документе:

      1. Дата, место оформления, должностное лицо, производившее задержание, основание для обвинения.
      2. При дорожном происшествии в документе описывают действия, предпринятые должностными лицами, детали происшествия, качество дорожного полотна, нанесение разметки, уровня освещения, предупреждающие или запрещающие знаки, особенности места, наличие регулируемого перекрестка, другие важные детали, имеющие отношение к делу.
      3. Согласно п.2 ст. 28.2 документ отражает сведения о нарушителе, свидетелях, потерпевших, если таковые имеются. Привлечение понятых также фиксируется в протоколе с указанием их личных данных.
      4. Сведения о приобщении фото и видео материалов, позволяющих установить виновность конкретного лица.
      5. Ссылка на нарушенную норму закона, статью, требующую привлечения к административной ответственности.

      Оставшиеся пустыми графы бланка должны быть зачеркнуты в форме латинской буквы Z, исключая возможность дописки сведений в протокол в нарушение установленной процедуры.

      О своем несогласии с изложенным текстом водитель может заявить формулировкой «не согласен с инспектором», «правил не нарушал».

      Следующие ситуации позволяют обжаловать нарушителем правомерность протокола:

    • отсутствие схемы ДТП;
    • не разъяснение прав нарушителю со стороны представителя госоргана;
    • упоминание в отношении водителя формулировки «нарушитель»;
    • фиксация сведений о свидетелях происшествия.
    • При несогласии с изложенным в документе водитель может сообщить в нем же письменно. При отказе от подписания документа, в него вносят соответствующую отметку и вручают копию.

      Далее протокол передается на дальнейшее рассмотрение в судебный или иной уполномоченный орган для разбирательства и вынесения решения о применении наказания. Срок рассмотрения бумаг, согласно ст.28.8, составляет три дня.

      На видео о составлении протокола

      Если наказанием служит предупреждение или назначаемый на месте нарушения штраф с обязательным согласием водителя, инспектор может обойтись без составления протокола. Зафиксированное автоматической камерой нарушение также не нуждается в предварительном оформлении протокола.

      auto-lawyer.org

      Порядок составления протокола об административном правонарушении

      При совершении правонарушений, подпадающих под действия КоАП, провинившимся гражданам грозит привлечение к административной ответственности. К документам, фиксирующим характер допущенного нарушения, по закону относится протокол. Когда оформляется административный протокол и порядок его составления, расскажем далее.

      В каких случаях составляется протокол

      Согласно положениям статьи 28.2 КоАП протокол относится к процессуальным документам, отражающим характеристики совершенного автовладельцами (иными лицами) нарушения и сведения о самом нарушителе. Следовательно, основанием для его оформления служит совершение какого-либо нарушения административного характера.

      Из этого общего правила предусматриваются определенные исключения. Кодексом допускаются случаи назначения наказаний без составления протокола (ст. 28.6). К их числу относятся:

    • возбуждение дела об административном правонарушении прокурором;
    • назначение инспектором на месте наказания в виде предупреждения или штрафа, если нарушитель не оспаривает данный факт;
    • при обнаружении нарушения в сфере дорожного движения, благоустройства территории с помощью камер и иных специальных автоматических устройств.
    • Во всех остальных случаях составление этого документа является обязательным. Инспектор ГИБДД должен оформить его в соответствии со всеми требованиями Кодекса, а нарушитель вправе знакомиться с его содержание и вносить свои замечания.

      Порядок и правила составления административных протоколов

      Этот процессуальный документ должен составляться незамедлительно при выявлении инспектором нарушения. Место составления протокола при этом признается местом обнаружения нарушения.

      В некоторых случаях допускается более поздние сроки оформления документа. Если требуется выяснить еще какие-либо сведения о лицах, в отношении которых возбуждено дело, его составление откладывается на пару дней.

      При необходимости проведения расследования, протокол делается после его окончания.

      Оформлять административные протоколы вправе определенный круг должностных лиц, перечисленных в главе 23 Кодекса. В их число входят и органы полиции в том числе, дорожной.

      Протокол административного правонарушения должен содержать следующие сведения:

    • дата документа, а также место его составления;
    • ФИО, а также должность сотрудника полиции (иного лица), оформившего бумаги;
    • ФИО, адрес, личные данные гражданина, совершившего нарушение;
    • наименование организации, данные ее сотрудника, совершившего нарушение, руководителя;
    • о свидетелях, а также потерпевших (при наличии);
    • о самом правонарушении, его месте, времени и характере;
    • статья кодекса, по которой привлекается нарушитель;
    • объяснения нарушителя, представителя юридического лица.
    • Во время оформления этого документа гражданам-нарушителям или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права. Отметка об исполнении этого требования делается в самом заполняемом инспектором документе. Несоблюдение этого правила будет считаться нарушением.

      Нарушитель вправе ознакомиться с составленным инспектором документом. Рекомендуется внимательно изучать все записи, поскольку найденные нарушения могут впоследствии повлиять на возможность оспаривания протокола. При наличии возражений гражданин может отказаться от его подписи или отразить в нем свои доводы.

      Копия протокола должна быть вручена нарушителям или их представителям, а также пострадавшим от совершенного деяния лицам. Если протокол составляется позже или указанные лица не присутствовали при его оформлении, он направляется им в трехдневный срок по почте.

      Как выглядит и оформляется

      Поскольку административные протоколы составляют разными органами и лицами, то единой для всех формы нет.

      Работники ГИБДД делают запись о нарушениях и нарушителях по определенным правилам на утвержденном бланке. Его рекомендованный образец содержится в приложении к Административному регламенту для ГИБДД (утв. Приказом МВД от 23.08.17).

      В документе должны быть разборчиво заполнены все графы. При его заполнении желательно избегать исправлений и зачеркиваний. Если они все-таки есть, то должны заверяться подписью оформляющего лица.

      После внесения всех данных, документ подписывается составившим его лицом, самим нарушителем, а также понятыми (при их присутствии).

      В некоторых случаях протокол ДПС должен оформляться при участии понятых. К примеру, если осуществляется задержание, досмотр вещей, машины нарушителя, производится их изъятие. При этом, когда во время оформления бумаг ведется видеозапись, то искать понятых необязательно.

      Понятыми могут выступать любые лица, достигшие совершеннолетнего возраста и не имеющие заинтересованности в деле. Требуется присутствие в этом качестве не менее двух человек. В документы вносятся все данные о привлеченных понятых.

      Может ли водитель оспаривать протокол

      Далеко не все автолюбители согласны с предъявляемыми инспекторами требованиями.

      Многие считают, что незаконно признаются нарушителями, поэтому желают оспорить их действия, а также составленные инспектором документы. Но даже тем, кто не любит спорить, стоит внимательно читать оформляемые инспекторами бумаги.

      У многих возникает резонный вопрос, как обжаловать протокол ГИБДД. По законодательству, процедуры обжалования именно протокола не предусмотрено.

      Автовладельцы могут лишь делать свои замечания, отказываться от подписания. А оспаривать фактически можно либо действия сотрудников ГИБДД, либо уже постановление, которым производится оформление административного правонарушения.

      Что можно предпринять на месте

      Сразу на месте после заполнения бланка физическому лицу или законному представителю юр. лица должны дать возможноть ознакомиться с документом. Они вправе вносить в специальный раздел свои пояснения и возражения. Если их много, то допускается записывать текст на отдельном листе, а потом прикладывать к протоколу.

      При несогласии с версией происшествия, указанной инспектором, водитель вправе не подписывать документы. Кроме того, он может делать свои записи, вести видеосъемку, искать очевидцев. Все это впоследствии поможет ему обжаловать вынесенное по административному делу постановление.

      После его оформления в суде

      Обжалование протокола ГИБДД, как отдельного документа, законодательством сегодня не предусматривается. Нарушитель может оспаривать сам факт привлечения его к ответственности.

      При этом он вправе оспаривать и сведения, записанные в этом документе. Это допускается и тогда, когда он был подписан без каких-либо замечаний. Автовладелец может предоставлять доказательства, доказывающие его правоту. Это могут быть письменные бумаги, показания свидетелей, видеозаписи.

      Если возбуждено дело об административном правонарушении, а водитель с ним не согласен, он вправе пожаловаться в суд.

      Предметом его жалобы могут служить неправильно составленные документы, отсутствие факта нарушения, иные доводы, указывающие на незаконность возбужденного дела. Главное, чтобы все эти доводы были подтверждены соответствующими доказательствами.

      Заключение

      В определенных законом случаях при обнаружении нарушения на дороге инспектор должен зафиксировать этот факт в протоколе.

      Документ должен отражать сведения о самом происшествии, нарушителе, инспекторе и правонарушении. Он не подлежит самостоятельному оспариванию, поэтому читать его автолюбителям стоит очень внимательно. Они вправе делать свои замечания, отказаться от подписи.


      prava.expert

      Каков порядок составления протокола об административном правонарушении?

      Протокол об административном нарушении — это составленный уполномоченным должностным лицом документ, в котором отображается событие нарушения закона (правонарушение). О том, что собой представляет документ, какие сведения должен содержать и как должен быть составлен, пойдет речь в этой статье.

      Протокол об административном правонарушении

      На законодательном уровне протокол об административном правонарушении упоминается статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которая раскрывает основную суть и единые правила составления указанного документа. Протокол об административном правонарушении требует выяснения и внесения в него следующих сведений.

    • День, месяц, год и населенный пункт составления.
    • Название должности, фамилия, инициалы уполномоченного служащего, составившего документ.
    • Данные о человеке или организации, которые являются нарушителями закона (фамилия, инициалы, данные паспорта, адрес проживания и прописки человека; юридический адрес, данные на директора в отношении организации).
    • Информация о потерпевших и свидетелях по делу, если таковые есть (фамилии, инициалы, паспортные данные, адреса проживания).
    • Данные о совершенном правонарушении (дата, место совершения, суть произошедшего).
    • Ссылка на статью закона, который был нарушен.
    • Пояснения человека или представителя организации по делу.
    • Иные сведения, призванные помочь всесторонне рассмотреть дело.
    • Написание протокола об административных правонарушениях предполагает дачу разъяснений физическому лицу или представителю организации о правах и обязанностях нарушителя, установленных административным законодательством. О полученных разъяснениях делается запись в составляемом документе.

      Лица, в отношении которых составляется протокол (гражданин или доверенное лицо организации), должны быть с ним ознакомлены. При желании эти люди могут оставить запись о своем несогласии с протоколом или разъяснения по сути текста, которые приобщаются к протоколу. Заверяется указанный документ путем проставления подписей уполномоченным работником, составившим протокол, и нарушителем (гражданином или доверенным сотрудником организации), в отношении которого протокол составлен. Если нарушители отказываются протокол подписывать, об этом отдельно записывается в документе.

      2-й экземпляр протокола об административном правонарушении выдается лицу, о котором составлен протокол. Фигурант расписывается в получении копии. Также экземпляр получает потерпевший по делу, если таковой имеется. Если лицо, в отношении которого составляется протокол, при этом событии не присутствует, ему высылается экземпляр протокола по почте. Законом отведено на это 3 дня.

      Срок составления протокола об административном правонарушении

      Сроки составления протокола об административном правонарушении можно разбить на 3 группы, в зависимости от ситуации. Протокол об административном правонарушении может быть составлен:

    • незамедлительно;
    • в течение 2 дней;
    • после проведения административного расследования.

    Сразу же, то есть в момент обнаружения нарушения закона, протокол пишется тогда, когда все нужные сведения для заполнения бланка протокола и прояснения обстоятельств случившегося установлены. Если нужно выяснить еще какую-то информацию, закон предусматривает возможность составить протокол в течение 2 дней с момента установленного нарушения. Если же в силу совершенного нарушения закона необходимо проведение расследования, то протокол составляется после расследования.

    Административное расследование проводится, когда информацию можно получить только путем проведения экспертиз или других процессуальных действий, занимающих значительное время. Административное расследование в большинстве случаев не должно длиться дольше 1 месяца. Однако в некоторых ситуациях, возможность которых оговорена в п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, этот срок разрешается продлить. Если совершенное нарушение требует осуществления более длительного административного расследования, разрешенный срок оформления протокола об административном правонарушении может увеличиться до 6 месяцев.

    Образец составления протокола об административном правонарушении

    Единой формы протокола об административных правонарушениях, утвержденной законодательно, нет. Каждый госорган своими внутренними документами утверждает форму протокола, используемую в работе. Однако по содержанию и внешнему виду эти бланки мало чем отличаются.

    Вверху по центру страницы стоит название документа — «Протокол об административном правонарушении» и знак «№», предполагающий проставление при заполнении протокола порядкового номера. Ниже слева необходимо написать число, месяц, год заполнения протокола, а справа — место составления, то есть наименование того населенного пункта, где выявлено нарушение закона и оформляется протокол.

    Далее записываются сведения о сотруднике, составляющем протокол (должность, фамилия и инициалы), а также информация о фигуранте. Причем если записываются сведения о гражданине, то указывают не только фамилию, инициалы и паспортные данные, но и адрес — как регистрации, так и фактического проживания, телефон, данные о работе. В отношении организации указываются название, юридический и почтовый адреса, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), а также должность, фамилия, инициалы, реквизиты документа о назначении представителя юридического лица. Как правило, в этой роли выступает директор, а документом является приказ о назначении.

    Основное место протокола об административном правонарушении отведено под описание события совершенного правонарушения. Ниже идут пустые графы, позволяющие записать сведения о свидетелях и потерпевших. Заканчивается протокол подписью нарушителя и подписью с расшифровкой сотрудника, оформившего протокол. Лицо, в отношении которого протокол составлен, своими подписями также подтверждает, что его права и обязанности были озвучены, что с протоколом он ознакомился и что копия документа им получена. Информация о получении экземпляра протокола удостоверяется не только подписью, но и проставлением даты вручения.

    Ошибки в протоколе об административном правонарушении

    Ошибки, допущенные в протоколе об административном правонарушении при оформлении, по своей значимости можно разделить на существенные и несущественные. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недочетом документа является отсутствие в протоколе информации, упомянутой в ст. 28.2 ч. 2 КоАП (п. 4 Постановления). Это значит, что в протоколе об административном правонарушении должны быть заполнены все графы и записана вся информация, о которой упоминалось выше.

    Если протокол оформлялся при нарушителе, то должны присутствовать подписи, подтверждающие озвучивание прав и обязанностей, ознакомление с протоколом после оформления. Если же документ был составлен без нарушителя и нет достаточных фактов о сообщении ему о дате и месте оформления протокола, то это будет значительным нарушением процессуальных прав и может привести к отмене протокола и прекращению производства по делу. Вообще, любая ошибка в протоколе, являющаяся, по мнению Пленума Верховного суда РФ, существенной, может повлечь за собой отмену протокола и прекращение производства по делу.

    ВАЖНО! Любые исправления в протоколе, особенно в сведениях, перечисленных в ст. 28.2 ч. 2 КоАП, должны быть заверены подписью должностного лица, составляющего протокол, и подписью нарушителя, удостоверяющей, что он с этими исправлениями ознакомлен и согласен.

    К несущественным ошибкам в протоколе пленум относит все те недостатки информации, которые могут быть компенсированы в процессе рассмотрения дела по существу. К несущественным недостаткам, и об этом специально упомянуто в постановлении, относится также заполнение протокола в отсутствии нарушителя, если ему должным образом было сообщено о дате и месте составления протокола, но он без повода или по неуважительной причине не появился в назначенном месте в указанное время. Не являются существенными и не несут последствий орфографические ошибки в тексте протокола, если, конечно, это не ошибки в фамилиях.

    Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении

    В некоторых ситуациях оформление протокола об административном правонарушении может и не случиться. Если зафиксировано нарушение, которое не несет большой общественной опасности и за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, то протокол не нужен.

    В соответствии со ст. 28.6 КоАП составление протокола не требуется, если сразу на месте назначается штраф или предупреждение. Эта ситуация требует вынесения постановления по делу об административном правонарушении, экземпляр которого получает и нарушитель — лично либо по почте, если он отказывается от личного получения.

    Но если нарушитель не согласен с вынесенным постановлением (с самим совершением нарушения закона или с примененным к нему взысканием), протокол об административном правонарушении все-таки оформляется и прилагается к постановлению.

    nsovetnik.ru

    Это интересно:

    • Пришел штраф но за рулем был не я Юридический портал Советы профессионалов Получил штраф за рулем был не я Фирма получила «фотоштраф» из — ГИБДД: а — надо — ли платить В этом случае самое разумное — поступить как при варианте 2 первой ситуации. То есть в течение 10 дней с момента получения «фотоштрафа» написать и […]
    • Закон о тишине вологодская область Закон о тишине вологодская область от 28 января 2013 года N 2973-оз Об обеспечении покоя граждан и тишины в ночное время в Вологодской области ПринятПостановлениемЗаконодательного СобранияВологодской областиот 23 января 2013 г. N 15 Статья 1. Ночное время Статья 1. Ночное время В […]
    • Закон о бюджете на 2014г Закон ПМР «О республиканском бюджете на 2017 год» Принят Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 20 июня 2017 года Глава 1. Общие положения Статья 1. Утвердить основные характеристики консолидированного бюджета на 2017 год: а) доходы в сумме 2 395 064 319 рублей согласно […]
    • Страховка на авто 3 месяца Страховка на авто 3 месяца Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. ОСАГО на полгода, три месяца, месяц и на 20 дней в 2018 году — цена на оформление транзитной страховки Согласно законодательству, каждый […]
    • В каком составе рассматриваются гражданские дела в суде первой инстанции Какие дела в судах первой инстанции могут рассматриваться коллегиально в составе трех профессиональных судей?! Статья 17. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел1. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не […]
    • Налог с продаж по регионам Налог с продаж в спб ¦Республика ¦ 5% ¦Закон Республики Башкортостан от¦ ¦Республика Адыгея ¦ 5% ¦Закон Республики Адыгея от¦ ¦Черкесская ¦ ¦Республики от 28.12.1999 N 713-XXII¦ СТАВКИ НАЛОГА С ПРОДАЖ ПО ОТДЕЛЬНЫМ РЕГИОНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ¦Республика Бурятия ¦ 5% ¦Закон Республики […]
    • Приказ федеральной службы по н Приказ федеральной службы по н ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА ПРИКАЗ от 24 ноября 2010 г. № 2187 Об отзыве свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) ЗАО «Балтик Лэнд Брокер» В связи с отсутствием обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на основании […]
    • Презентация на тему моя профессия прокурор Профессия « прокурор » Подготовила : Кузьмина Ольга ученица 9 « А » класса. - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемОля Кузьмина Похожие презентации Презентация 9 класса на тему: "Профессия « прокурор » Подготовила : Кузьмина Ольга ученица 9 « А » класса.". […]