Закон о закупках в строительстве

admin

Изменения в закупках при строительстве: ответы на актуальные вопросы

Виктор Ширей

В рамках практической конференции «Реформа строительной отрасли Республики Беларусь: итоги-2017, новации-2018», организованной Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее — Минстройархитектуры) совместно с ООО «ЮрСпектр», выступили ведущие специалисты в сфере закупок в строительстве. Они дали практические рекомендации организациям, как в условиях изменяющегося законодательства сориентироваться в порядке проведения процедур.

На заметку
В 2017 году законодательство в сфере закупок в строительстве претерпело ряд изменений, в частности:
— на смену Указу от 31.12.2013 N 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» пришел Указ от 20.10.2016 N 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ N 380);
— в постановление Совмина от 31.01.2014 N 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее — Постановление N 88) внесены изменения постановлением Совмина от 29.12.2016 N 1108.
Новые временные нормы вступили в силу 1 января 2017 г. и будут действовать до 1 января 2019 г. Они распространяются на закупки в строительстве как бюджетных, так и частных организаций.

Рассказал об основных изменениях в порядке проведения закупок в строительстве и ответил на актуальные практические вопросы начальник отдела ценообразования Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Ширей Виктор Иванович.

Обязательны ли процедуры закупок в строительстве для частных организаций в случаях, когда суммы закупаемых товаров (работ, услуг) не значительны? Планируются ли какие-либо изменения?

В данный момент нормы Указа N 380, за некоторыми исключениями , обязательны для всех организаций независимо от формы собственности и источника финансирования. Однако в настоящее время разработан проект Декрета «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу». Он содержит норму о том, что установленные законодательством требования о закупках при строительстве не будут применяться для случаев осуществления закупки без привлечения бюджетных средств .

Если выполняемые работы не включены в перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности , это однозначно свидетельствует о том, что процедуры закупок при строительстве не проводятся?

При отнесении определенных видов работ и услуг к строительной деятельности согласно разъяснениям Минстройархитектуры также необходимо руководствоваться классификатором ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» .

Если в двух названных документах предмет закупки не содержится, значит процедуры закупок при строительстве не проводим. Также следует учитывать, что если работы выполняются на основании проектной документации либо дефектного акта на выполнение работ по текущему ремонту, то они относятся к строительным .

Относится ли к строительным работам техническое обслуживание здания?

Нет, не относится. Перечень работ по техническому обслуживанию и периодичность их выполнения установлены Минжилкомхоза МЖКХ . Работы, входящие в данный перечень, не имеют какого-либо отношения к строительной деятельности и к Указу N 380 соответственно.

Относится ли лесорасчистка к строительным работам?

Сама по себе лесорасчистка никакого отношения к строительным работам не имеет. Но если она включена в состав строительных работ согласно проектно-сметной документации, это будет строительной деятельностью и потребует проведенияя процедур закупок в строительстве согласно Указу N 380.

Можно ли не проводить процедуры закупок при строительстве в случае аварийной ситуации, когда нет времени на их проведение?

Указ N 380 содержит закрытый перечень случаев, когда процедуры закупок не проводятся . Указанная ситуация в данный список не входит. При возникновении аварийной ситуации заказчик по своему выбору может провести подрядные торги, торги, переговоры либо биржевые торги. Однако при этом следует учесть, что подпадает под понятие аварийной ситуации. Для ее определения используется понятие строительной аварии .

Закупки в строительстве не применяются, в том числе при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов.

Подпадает ли в такое исключение случай, когда белорусская организация кредитуется в иностранном банке

Нет, не подпадает. Такой кредит не будет являться иностранной инвестицией. Для целей закупок в строительстве под иностранными инвесторами понимаются не проживающие постоянно в Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), осуществляющие инвестирование на территории Республики Беларусь .

Организатор переговоров выбирает подрядчика для выполнения монтажных работ. Часть проектно-сметной документации разработана на оборудование.

Можно оценивать предполагаемую стоимость оборудования по критерию «цена заказа»? Либо по данному критерию необходимо оценивать всю стоимость монтажных работ?

Можно. При этом необходимо учитывать, что цена заказчика и цена предложения подрядчика определяются без учета стоимости оборудования . Таким образом, при оценке комиссия организатора может исходить из цены оборудования, указанной в проектной документации.

Обратите внимание!
Формирование стоимости поставляемого подрядчиком оборудования законодательством не регламентируется, в том числе в случаях строительства объектов, финансируемых за счет источников, определенных в Указе от 25.02.2011 N 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».

Имеет ли право организация в предквалификационной документации установить критерии оценки, в том числе по количеству аттестованного персонала, опыту работы, иным показателям, которые указаны в п. 19 Положения N 88, и свою методику оценки по таким критериям?

Можно ли установить, например, что для участия в процедуре закупки в строительстве участник должен набрать определенное количество баллов. Например, опыт работы до 5 лет оценивается в 1 балл. Предложение участника отклоняется, если он набрал недостаточное количество баллов по сумме всех критериев. Есть ли в данном случае нарушение?

Нарушений нет. Оценка предложений участников проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном конкурсной документацией, с учетом критериев и методики, приведенных в ней. Нормы Положения N 88 не предусматривают единой методики оценки. Каждая организация вправе самостоятельно устанавливать свою методику оценки. Если организатор установил, что по каким-то критериям участник не проходит оценку, он отстраняет его от участия .

Главное, чтобы не было ограничений для участия, не предусмотренных Постановлением N 88 и Указом N 380. Так, отстранять в связи с отсутствием опыта — не правомерно, но по наименьшей сумме баллов, определенной с учетом отсутствия опыта, в результате проведения предквалификационного отбора — возможно.

Ширей В.И. отметил, что методика оценки конкурсных предложений в госзакупках установлена Минэкономики . Фактически она утратила силу. Однако ее можно использовать в качестве примера при разработке собственной методики оценки при проведении закупок в строительстве.

Обратите внимание!
Декрет № 7 «О развитии предпринимательства» подписан Президентом 23 ноября 2017 года. Отдельные его положения вступают в силу с 26 февраля 2018 года. В том числе норма о том, что организации не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве, если источником финансирования закупки не являются полностью или частично средства:
— республиканского или местных бюджетов;
— государственных внебюджетных фондов;
— внешних государственных займов;
— внешних займов, привлеченных под гарантии правительства;
— кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии правительства, облисполкомов и Мингорисполкома.
Также требования о закупках при строительстве с указанной даты не будут применятся при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) .

ilex.by

Применение законодательства о государственных закупках в строительстве

Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в связи с закупкой товаров (работ, услуг) для строительства:

Закон РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон);
постановление Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», которым утверждены: Положение о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений; Положение о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте; Положение о порядке аккредитации на электронной торговой площадке (далее – постановление 778);
Указ Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 58);
постановление Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов» (далее – постановление 235);
постановление Совета Министров РБ от 20.02.2007 № 224 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 676», которым утверждены: Положение о едином государственном заказчике по строительству жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой; Положение о Межведомственной комиссии по проведению подрядных торгов на строительство объектов в Республике Беларусь.

Под государственной закупкой понимается приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (ст.1 Закона).
Получателями бюджетных средств являются лица, имеющие право на получение таких средств на соответствующий год и отвечающие за целевое и эффективное их использование (подп.1.44 п.1 ст.2 Бюджетного кодекса РБ (далее – БК)). Бюджетным кодексом также установлено, что право на получение и использование бюджетных средств предоставляется получателям в соот-ветствии с бюджетной сметой и на основании бюджетной росписи.
Следовательно, для отнесения закупки к государственной, необходимо наличие двух признаков:
Первый — закупка должна осуществляться полностью или частично (предполагается, что для совершения закупки предмета закупки предусмотрено выделение бюджетных средств, но в связи с их недостатком, заказчик осуществляет финансирование дополнительно из иных источников, не относящихся к бюджетным и приравненным к ним) за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов;
Второй — закупка должна осуществляться лицом, определенным в качестве получателя бюджет-ных средств, т.е. заказчиком (ст.11 Закона) или организатором (ст.11, 12 Закона).

Закупки за счет средств инновационных фондов

Для определения того, относятся ли закупки за счет средств инновационных фондов к государ-ственным, необходимо правильно понимать термин «инновационный фонд».
В составе республиканского и местных бюджетов с 1 января 2013 г. формируются соответственно республиканские и местные инновационные фонды (подп.2.1 п.2 Указа Президента РБ от 07.08.2012 № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов»). Такие фонды являются государственными целевыми бюджетными фондами.
Государственный целевой бюджетный фонд — совокупность денежных средств, формируемая в составе республиканского бюджета, местных бюджетов за счет определенных доходов и (или) средств республиканского бюджета, местных бюджетов и иных источников, используемая на определенные цели (подп.1.29 п.1 ст.2 БК).
Таким образом, инновационный фонд составляют бюджетные средства. Следовательно, закупки, финансируемые полностью или частично за счет инновационного фонда, должны осуществляться в соответствии с законодательством о государственных закупках, т.е. выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) должен осуществляться получателями таких средств с применением Закона и постановления № 778.

Процедуры государственных закупок

С учетом указанного выше, для выбора поставщика и (или) генерального подрядчика (подрядчика), исполнителя для целей строительства объекта первым получателем бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов должны применяться процедуры государственных закупок:
Закупка из одного источника – в случаях предусмотренных в приложении к Закону;
Запрос ценовых предложений – при ориентировочной стоимости годовой потребности в предмете закупки от 300 базовых величин до 1 000 базовых величин (подп.1.5 п.1 постановления № 778), в т.ч. при государственной закупке товаров (работ, услуг) согласно перечням для применения электронных аукционов и биржевых торгов, которые утверждены постановлением № 778, а также в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты (часть вторая п.1 ст.49 Закона);
Электронный аукцион – согласно перечню товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов (далее – Перечень товаров, закупаемых с применением электронных аукционов), утвержденному постановлением № 778. В данный перечень входит код 45 Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция»: «услуги строительные, кроме особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог в соответствии с ежегодно утверждаемой Государственной инвестиционной программой»;
Биржевые торги — согласно перечню товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» (далее – Перечень товаров, закупаемых с применением биржевых торгов), утвержденному постановлением 778;
Конкурс (открытый, закрытый) — применяется в случаях, не предусмотренных Законом для применения иных видов процедур государственных закупок (п.2 ст.32, ст.40 Закона).
Вывод: Услуги строительные, а также товары, включенные в проектно-сметную (сметную) документацию, указанные в Перечне товаров, закупаемых с применением электронных аукционов, и Перечне товаров, закупаемых с применением биржевых торгов, а также в иных случаях в рамках Закона, в связи со строительством объекта, первый получатель бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов должен применять соответствующую процедуру государственной закупки.

Применение Указа № 58 и постановления № 235

Закон и постановление № 778 не содержат в себе таких понятий как «подрядные торги» и «процедура переговоров», так как данные процедуры не регламентированы указанными нормативными актами, и с учетом изменений, которые были внесены в Указ № 58 Указом Президента РБ от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее по тексту – Указ № 576), из сферы действия Указа № 58 и постановления № 235 были выведены закупки за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, закупки за счет которых должны осуществляться с 1 января 2013 года с применением Закона и постановления № 778.
Указ № 58 и постановление № 235 с 1 января 2013 года субъекты хозяйствования обязаны применять для закупки товаров (работ, услуг) для строительства объектов за счет таких источников финансирования, как:

внешние государственные займы, внешние займы, привлекаемые под гарантии Правительства РБ, кредиты банков Республики Беларусь, выдаваемые под гарантии Правительства РБ, — при стоимости строительства объекта 3 000 базовых величин и более;
иные источники, за исключением объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, а также полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, — при стоимости строительства объекта 50 000 базовых величин и более (подп.2.1 п.2 Указа № 576).

Обратите внимание!
Существенным отличием выделения финансирования по Закону и Указу № 58 является то, что по Закону денежные средства выделяются для закупки предмета закупки, который определяется с учетом однородности, степень которой определяется подвидом классификатора, а для применения Указа 58 и соответственно постановления № 235 принимаются во внимание как правило 2 фактора:

источник финансирования;
стоимость объекта строительства, которая определяется как совокупная стоимость всех товаров (работ, услуг) необходимых для строительства объекта, рассчитанная с применением постановления № 235, а также согласно проектно-сметной документации (п.3 Положения о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утвержденного постановлением № 235).

При этом, возникает проблема правильного понимания для кого является обязательным применение Закона и постановления № 778, а для кого Указа № 58 и постановления № 235, с учетом формулировки, использованной в подп.2.1 п.2 Указа № 576, «…за исключением объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государствен-ных внебюджетных фондов…».
Как уже отмечено выше, по Закону деньги выделяются для закупки предметов закупки, но в Законе и в постановлении № 778 нет указания на то, что деньги выделяются на объект строительства.
Следует обратить внимание на формулировку части первой п.1 Указа 58 и содержащиеся в ней термины и их значения: «…проведение подрядных торгов … является обязательным при заключении договоров на строительство объектов … возведение, реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство объектов, снос, консервацию не завершенных строительством объектов, включая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ».
Таким образом, в вышеуказанных формулировках речь ведется об одном и том же, только с применением терминов содержащихся в разных нормативных актах, которые если совместить, то следует, что:
выбор подрядчиков на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов осуществляется посредством проведения соответствующей процедуры государственной закупки, но никак не подрядных торгов и переговоров.
Для полноты понимания следует отметить указание на частичное обеспечение средствами.
Термин «частично» означает, что если стоимость работ подрядчика превышает сумму финанси-рования из бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, то заказчик для целей строительства объекта привлекает иные источники финансирования. При таком смешении источников финансирования является обязательным применение процедур государственных закупок для выбора подрядчика для строительства объекта.
Однако, выбор подрядчика осуществляется заказчиком (организатором), как первым получате-лем указанных выше источников финансирования.
Вторым получателем средств является определенный по итогам проведения процедуры государ-ственной закупки подрядчик. Для такого подрядчика де-юре указанные средства являются «иными», в связи с чем, для совершения закупок товаров (работ, услуг) выбранным подрядчиком должны применяться процедуры подрядных торгов в случаях, определенных Указом № 58 и процедуры переговоров, в случаях, предусмотренных постановлением № 235.
Вывод: государственные закупки исключены из сферы действия законодательства, регулировав-шего ранее порядок таких закупок при строительстве объектов. Сейчас государственные закупки по выбору подрядчиков на строительство объектов должны проводиться заказчиком (организатором) в соответствии с Законом и постановлением № 778.
Закупки для строительства, осуществляемые определенными заказчиком (организатором) подрядчиками должны осуществляться с применением Указа № 58 и постановления № 235.
С учетом того, что закупкой товаров при строительстве считается закупка товаров, осуществляемая на основании проектно-сметной (сметной) документации, определяющей перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства объекта (часть третья п.1 Указа № 58), закупки товаров для строительства должны осуществляться с применением нормативных актов, которые прямо регулируют такие отношения, а именно:

Указ № 58;
постановление № 235.

Однако для принятия решения о применении Указа № 58 и постановления № 235, следует обратить внимание, что для определения способа закупки товаров (субподрядчика) (торги или переговоры) учитываются следующие основные критерии:
1. источник финансирования объекта строительства;
2. стоимость каждого вида закупаемых товаров;
3. стоимость строительства объекта;
4. указание заказчиком (организатором) в документах на процедуру закупки и соответственно в договоре строительного подряда обязательность применения процедуры торгов для определения субподрядчика. При отсутствии такого указания по умолчанию согласно части третьей абзаца 2 п.10 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденного постановлением № 235 (далее — Положение о торгах), применяется процедура переговоров.
Таким образом, для подрядчика (генерального подрядчика) является обязательным проведение процедуры подрядных торгов на выбор субподрядчика (субподрядчиков) в случае, если это:

прямо указано в документах по процедуре государственной закупки или
в конкурсной документации, при применении организатором торгов Указа № 58 и постановления № 235 в связи с наличием источников финансирования, указанных в п.1 Указа № 58, и
предусмотрено в заключенном по итогам проведенной процедуры договоре строительного подряда.

В ином случае, применяется процедура переговоров.
Как уже отмечено выше, средства, поступающие на счет подрядчика, являются по определению «иными источниками» для такого подрядчика. В связи с чем, за счет таких «иных источников» финансирования в настоящее время подрядчик применяет процедуру переговоров для:

заключения договоров субподряда генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектно-изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг);
поставки товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями Республики Беларусь по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров РБ;
если подрядные торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися из-за отсутствия необходимого количества претендентов. Применяется в случае, если для подрядчика было обязательным проведение процедуры торгов;
размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг и поставку товаров, осуществляемых в военных целях;
использования подрядчиком — победителем подрядных торгов товаров, являющихся продукцией его дочерних унитарных предприятий, дочерних и зависимых обществ (часть третья п.10 Положения о торгах).

Пунктом 11 Положения о торгах установлено, что если проведение подрядных торгов или переговоров при размещении заказов, необходимых для строительства объектов, не является обязательным, подрядчик вправе назначить и провести их в порядке, предусмотренном Положением о торгах.
В связи с тем, что де-юре средства, получаемые подрядчиком, являются «иными источниками», но эти же средства для целей выбора заказчиком (организатором) подрядчика являются бюджетными средствами, целесообразно и весьма разумно выбранным подрядчиком в случаях, когда нет обязанности применения процедуры торгов и (или) процедуры переговоров, назначать и проводить такие процедуры.
Тем более, что согласно п.6 ст.20 Закона не допускается объединять в предмете государственной закупки или его части (лоте):
технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги), в т.ч. в целях исключения возможности добросовестной конкуренции среди поставщи-ков (подрядчиков, исполнителей);
товары (работы, услуги), включая однородные товары (работы, услуги), сведения о части кото-рых составляют государственные секреты.
Следовательно, при проведении государственной закупки заказчик (организатор) предметом та-кой закупки может сделать выбор подрядчика на строительство объекта, в т.ч. и на закупку необ-ходимых для этого строительства товаров (работ, услуг).
В такой ситуации, у определенного по итогам процедуры государственной закупки подрядчика (генерального подрядчика) возникает, с учетом указанного выше, обязанность применения про-цедуры торгов и переговоров с учетом норм Указа № 58 и постановления № 235. Соответственно, такой подрядчик (генеральный подрядчик) не применяет Закон и постановление № 778, т.к. государственные средства являются таковыми для заказчика (организатора), как первого получателя средств, а для выбранного подрядчика (генерального подрядчика) – эти средства являются «иными источниками».

Антон Богатко, заместитель директора ОДО «ИПМ-Консалт центр права»

www.ipmconsult.by

Закон о закупках в строительстве

Внесены изменения в законодательство, регулирующее закупки в строительстве. С 01.01.2017 г. вступил в силу Указ №380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ №380).

Обязательное проведение торгов

Одно из главных нововведений Указа №380 — значительное сокращение случаев обязательного проведения подрядных торгов при заключении договоров о строительстве. В соответствии с п. 1.4 торги проводятся при строительстве:

  1. жилых домов — при стоимости строительства 6 тыс. базовых величин (БВ) и более;
  2. объектов, финансирование строительства которых полностью или частично осуществляется за счет средств:

а) республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии правительства и кредитов банков Беларуси, правительства, облисполкомов и Минского горисполкома, — при стоимости строительства 6 тыс. БВ и более;

б) госорганизаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в госсобственности, — при стоимости строительства 100 тыс. БВ и более.

Указ от 31.12.2013 г. №591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее — Указ №591), ранее применявшийся к закупкам при строительстве, устанавливал необходимость проведения подрядных торгов при стоимости строительства 100 тыс. БВ и более для всех хозобществ независимо от состава собственников акций (долей). Невозможность проведения процедуры переговоров в случае стоимости строительства, превышающей вышеназванную сумму, также служила сдерживающим фактором для привлечения инвестиций в строительство крупных объектов.

Сохранена обязанность проводить подрядные торги для заключения связанных со строительством договоров, если в соответствии с п. 1.4 Указа №380 они носят обязательный характер. Исключениями, как и прежде, являются:

  • договоры на закупку товаров, если стоимость каждого вида товаров менее 3 тыс. БВ;
  • договоры на выполнение отдельных видов строительных и иных работ, если стоимость каждого вида менее 3 тыс. БВ.
  • Авторский надзор

    Проведение торгов для заключения договора авторского надзора не обязательно в случае ликвидации (прекращения деятельности) разработчика проектной документации или при наличии иных обстоятельств, исключающих его деятельность.

    Права госорганов

    При строительстве госорганам предоставлено право определять без проведения процедур закупок и госзакупок генеральные проектные, подрядные и специализированные организации, подчиненные Министерству по чрезвычайным ситуациям, в отдельных случаях, установленных п. 1.8 Указа №380.

    Закупки не проводятся

    Также расширен перечень случаев, когда не применяется законодательство о закупках при строительстве. Так, требования Указа №380 не распространяются на строительство:

  • одноквартирных и блокированных жилых домов, полностью финансируемых за счет собственных и (или) заемных средств граждан Беларуси, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в республике;
  • объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов;
  • газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом и внутридомовой системы газоснабжения эксплуатируемого жилищного фонда граждан, за счет которых полностью финансируется строительство.
  • Иностранные инвесторы

    В Указе №380 сохранилось прежнее определение «иностранные инвесторы», как и в Указе №591. Несмотря на освобождение от необходимости проведения подрядных торгов для частных компаний, формулировка допускает неоднозначность трактовки правоприменительными органами в случае строительства, заказчиком которого выступало юридическое лицо, привлекающее для строительства заемные средства нерезидента.

    О применении законодательства

    При проведении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве не применяются:

    • Указ от 05.05.2009 г. №232 «О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)»;
    • ст. 57 Закона от 05.07.2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон).
    • Ограничения на «дочек»

      Одним из существенных ограничений, введенных ст. 57 Закона, стал запрет на участие в процедурах закупок при строительстве дочерних унитарных предприятий, дочерних или зависимых хозяйственных обществ, обособленных структурных подразделений (филиалов) организатора. Данная норма вступила в силу с 02.07.2016 г., однако не доказала свою эффективность в строительстве.

      Сроки действия

      Положения Указа №380 распространяются только на отношения, возникшие после его вступления в силу. Так, в соответствии с ч. 2 п. 6 под его действие не подпадают закупки при строительстве, процедуры которых начаты (принято решение заказчика о проведении) или договоры заключены до 01.01.2017 г. В указанных случаях применяется законодательство, действовавшее на момент принятия решения заказчиком / заключения договора.

      Например, если частная компания планирует строительство объекта стоимостью более 100 тыс. БВ и заключила договоры на проектирование, оказание инженерных услуг до 01.01.2017 г., то следует руководствоваться Указом №591. А при завершении работ по проектированию заключение договора генподряда после вышеуказанной даты в рамках строительства объекта возможно с проведением процедуры переговоров.

      Прерогатива правительства

      В соответствии с п. 4 разъяснение порядка применения Указа №380 поручено Совмину.

      Иные изменения законодательства о закупках

      В связи со вступлением в силу Указа №380 также внесены изменения в постановление Совмина от 31.01.2014 г. №88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».

      Перечни показателей для предварительного квалификационного отбора участников торгов и документов об экономическом и финансовом положении участников с 01.01.2017 г. стали закрытыми. Из них также исключены отдельные положения и документы.

      Установлен максимальный размер удельного веса для критерия «цена предложения», который не может превышать 50%.

      Скорректированы условия предоставления обеспечения исполнения договора при предложении участником цены ниже стартовой цены заказа. При этом устанавливается максимальный предел снижения — 15%.

      Дополнены случаи применения преференциальной поправки при проведении подрядных торгов, торгов и переговоров, если участник предложил товары собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников. Размер преференциальной поправки — 25%.

      О своем праве на преференциальную поправку участник должен указать в конкурсном предложении, предложении для переговоров, приложив подтверждающие документы.

      Виталий ТВАРДОВСКИЙ, юрист юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий»

      director.by

      Это интересно:

      • Виды трудовой пенсии в россии Мнение эксперта Общее собрание НАПФ Годовой отчет: всякая-всякая всячина Сегодня мы закончим серию постов про годовой отчет НПФ. Годовой отчет: всякая всячина Продолжаем наш рассказ о годовом отчете НПФ. В прошлые разы мы раскрыли темы бухгалтерской отчетности и специальной […]
      • Основные статистические показатели состояния судимости в россии Статистика Суддепа: главное о судимости в России В последние десять лет неуклонно снижается количество преступлений против собственности, таких как мошенничество, растрата и грабеж. Так, если в 2007 году их совершалось 492 554, то в 2017 году – уже "всего" 263 858. Количество […]
      • Взаимозачет 1с бухгалтерия 30 Как провести взаимозачет в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 между организациями Если в организации есть задолженность перед контрагентом-поставщиком, она может в счет задолженности оказать контрагенту услуги или же поставить товары. Также и контрагент-покупатель может поставить услуги или товары в […]
      • Сколько сейчас ежемесячные детские пособия Суммы детских пособий в 2018 году В соответствии с единым порядком индексации социальных выплат, утвержденным федеральным законом № 444-ФЗ от 19.12.2016 г., с 1 февраля 2018 года основные государственные пособия семьям с детьми будут проиндексированы всего на 2.5% (коэффициент индексации […]
      • Взаимозачет образец из 1с Как провести взаимозачет в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 между организациями Если в организации есть задолженность перед контрагентом-поставщиком, она может в счет задолженности оказать контрагенту услуги или же поставить товары. Также и контрагент-покупатель может поставить услуги или товары в […]
      • Размеры штрафа для несовершеннолетних Размеры штрафа для несовершеннолетних Согласно действующему законодательству штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. Законодатель в ч. 2 ст. 46 УК РФ предусмотрел две разновидности штрафа, который может быть […]
      • Ценных бумаг биржи 2018 закон О рынке ценных бумагСтатья 88. Деятельность фондовой биржи 1. Фондовая биржа вправе организовывать и проводить торги с иными, чем ценные бумаги финансовыми инструментами в соответствии с законодательством Республики Казахстан и внутренними документами фондовой биржи. 2. Фондовая биржа […]
      • Сайты судов харькова Апелляционный суд Харьковской области Адрес: Харьков, пл. Руднева, д.36Телефон: (057) 751 88 58, 751 88 03, 751 88 13Электронный адрес: inbox@hra.court.gov.uaСайт: http://hra.court.gov.ua Режим работы: 09:00 - 18:00 (пн-чт), 09:00 - 16:45 (пт)Перерыв: 13:00-13:45 Хозяйственный суд […]