Правило слова с мягким знаком в конце

admin

Мягкий знак — правила написания

Мягкий знак – это одна из двух букв русского алфавита, которая не передает никакого звука. Служит она для того, чтобы на письме обозначать мягкость согласных. Так уж сложилось в системе русского языка, что все согласные можно разделить на мягкие и твердые.

Причем, некоторые фонемы могут реализовываться в разных словах и как мягкие, и как твердые, например:

  • Торт и термит: фонема «т» в первом слове реализована твердым звуком «т», во втором – мягким; кобра – кит, барсук – белый, маска – мишка и т.д.
  • Однако есть фонемы, которые всегда:

    а) Только твердые: «ж», «ш», «ц». Эти фонемы не имеют парных мягких;

    б) Только мягкие: «ч», «щ», «й». Эти фонемы не имеют парных твердых.

    Остальные, как уже было сказано выше, могут быть и мягкими, и твердыми – все зависит от слов, в которых эти фонемы реализуются.

    На письме мягкость согласных обозначается двумя способами:

    а) Написанием следом за ними букв, обозначающих гласные звуки, «и», «е», «я», «ю», «ё»;

    б) Написание следом за ними мягкого знака.

    Итак, мягкий знак используется для обозначения на письме мягкости предшествующих ему согласных.

    Существуют три основные позиции:

  • На конце слова: конь, тетрадь, пень, читать, выписать, лошадь, семь и т.д.;
  • В середине слова перед твердой согласной: письмо, кобальт, резьба, косьба, возьму, Вязьма, стрельба, весьма и т.д.;
  • После мягкого согласного «л» перед всеми остальными звуками в словах типа: больно, вельми, мальчик, пальчик, нельзя и т.д.
  • Примечание. Разделительный мягкий знак пишется перед йотированными гласными «е», «ё», «ю», «я» не только для отделения предшествующей согласной от йота, но и для того, чтобы показать двойственность этих гласных. Например, в слове «вьюга» разделительный «ь» выполняет обе функции: отделяет согласный «в» от следующего за ним согласного «й» (йота) и указывает на то, что буква «ю» здесь передает сразу два звука: «й» и «у». То же самое касается слов «вьюн», «курьер», «семья», «ружье», «воробьиный» и др.

    Мягкий знак не пишется в буквосочетаниях «чк», «чн», «нч», «нщ», «рщ», «щн», «ст», «нт»:

  • Дочка, ночной, пончик, каменщик, спорщик, помощник, мостик, фантик.
  • Примечание. Мягкий знак пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед гласным «О»:

    • Бульон, батальон, гильотина, компаньон, миньон, карманьола, павильон, почтальон, шампиньон.
    • Однако, в слове «жульен» мягкий знак пишется перед «е». Написание таких слов нужно просто запомнить.

      gramatik.ru

      Мягкий знак после шипящих: правила и исключения

      Порой мы задумываемся, надо ли ставить мягкий знак после шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

      Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

      Мягкий знак после шипящих — правило постановки

      Ставим мягкий знак:

      1. Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и винительном падеже.
      2. Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

        Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

        2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

        Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

        Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

        Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание – ся, мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

        3. В глаголах единственного числа в повелительном наклонении в окончаниях после шипящих.

        Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

        Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание – ся, мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

        Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

        4. В глаголах, находящихся во множественном числе и повелительном наклонении перед окончаниями – те, — тесь.

        Пример: намажь – намажьте – намажьтесь.

        Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

        5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся.

        Пример слов: печь – печься, лечь – разлечься.

        Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

        6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

        Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

        Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

        Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

        7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

        Пример слов: то бишь, всего лишь.

        В предложении: Ишь какой хулиган!

        Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

        Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

        Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

        2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

        Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж.

        Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

        Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

        Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

        4. В местоимениях с шипящими на конце.

        Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов – части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

        Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил — для более лёгкого запоминания.

        fb.ru

        Мягкий знак (ь) в середине и в конце слов

        1. Записать и прочитать слова.

        I. Мальчик, школьник, воробьи, учительница, борьба, пьёт, пальто, конь, кольцо, шью, фильм, пальчик, капелька, польза, мальва, деревенька, бьёт, альбом, мельница, пень.

        II. День, окунь, вьют, васильки, пузырь, веселье, маленький, беленький, вьюга, красненький, сильный, сталь, колосья, боль, вольный, нельзя, перья, больной, семья.

        III. Только, учитель, тетрадь, чья, чьё, деревья, друзья, медведь, сделать, рисовать, спросить, петь, шесть, семь, восемь, девять, десять.

        2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) в середине.

        1. Коротки зимние деньки! 2. Мальчики побежали в школу. 3. На лепестках розы блестят капельки росы. 4. Река покрылась льдом. 5. Возле дома краснеют яркие мальвы. 6. Маша уронила в реку кольцо. 7. Серенький зайка дрожит от холода. 8. Учительница поставила пятёрку. 9, Я больно ударился о дверь. 10. Корова Зорька щиплет траву. 11. В поле злится вьюга. 12. Над лампой вьются ночные бабочки. 13. Девочки пришли в нарядных платьях.

        1: Прослушать предложения. Записать и прочитать слова с мягким

        знаком (ь) в середине.

        1. Домашние животные приносят большую пользу. 2. В сентябре школьники начинают занятия. 3. Сегодня по телевизору интересный фильм. 4. В ночном небе видны огоньки самолёта. 5. Мама постелила на стол льняную скатерть. 6. У отца сильный характер. 7. В чайнике булькает вода. 8. В траве видны голубенькие глазки незабудок. 9. Отец привёз Настеньке аленький цветочек. 10. Муравьи спешат к своему домику. 11. Ласточки устроили под крышей жильё. 12. Осенью льют дожди. 13. Под елью много хвои.

        2. Выписать в порядке следования названия месяцев, которые заканчиваются мягким знаком (ь). Перевести их на украинский язык.

        В саду щебечут птицы.

        Дуют ветры в феврале,

        Воют в трубах громко.

        В декабре, в декабре

        Все деревья в серебре.

        Рыхлый снег темнеет в марте,

        Тают льдинки на окне.

        Сенокос идёт в июле,

        Где-то гром ворчит порой.

        В октябре, в октябре

        Частый дождик на дворе.

        На дворе звенит капель.

        Ясным утром сентября

        Хлеб молотят сёла.

        Собираем в августе

        Май цветами провожая,

        ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

        Разделить слова с мягким знаком (ь) в конце для переноса.

        Во дворе много работы. Надо полить цветы, вскопать землю. Вчера мы посадили тополь. Мы будем ухаживать за ним. Он вырастет и будет давать хорошую тень. Уже распустилась сирень. Красиво в нашем дворе!

        Целый день шёл снег. К вечеру метель закончилась. Дети начали лепить снежную бабу. На улице быстро стало темнеть. Зимой длинная ночь и короткий день. В пять часов вечера уже темно. Надо уходить домой.

        Сейчас осень. А в моём альбоме лето. Я нарисовал большой букет. В нём нежные ромашки. У них беленькие лепесточки и жёлтенькая серединка. На цветах капельки росы. Хороше вспоминать летние зорьки!

        Вчера был сильный мороз. Наш пруд покрылся льдом. Мальчики надели коньки и пошли кататься. На середине пруда подо льдом пузырьки. Там спят большие рыбы. Нельзя ходить по тонкому льду! Можно провалиться в воду.

        Вот и весенние деньки. Наденька надела тёплое пальто и вышла на крыльцо. На белом снегу появились чёрненькие проталины. Наденьке на щеку упала холодная капелька. Это свесилась с крыши большая сосулька. Она может упасть и больно ударить. Будь осторожен весной!

        Наступила весна. С радостью ждала гостью природа. Отшумели зимние вьюги. Из-под снега виднеются прутья и сучья. Скоро из них будет построено птичье жильё. Ручьями стекает тающий снег. Скоро проснутся муравьи. У ульев закружатся пчёлы. Зашелестят листья на деревьях. Птицы встретят весну радостной трелью.

        idikt.ru

        Мягкий знак на конце наречий после шипящих: правило, примеры

        — Почему грустишь, царевна? Почему печален взгляд?

        И ужимки скоморохов отчего не веселят?

        — Ах, приснился мне царевич, он настолько был пригож,

        И со мной случилось что-то: мне уж замуж невтерпёж.

        Такой разговор мог бы произойти в волшебном Тридевятом царстве, но для нас этот диалог интересен прежде всего тем, что в нём присутствуют примеры, в которых мягкий знак на конце наречий после шипящих отсутствует.

        Орфограмма изучается в 4-м классе

        Очень сложная орфограмма, связанная с шипящими на конце и Ь, подлежит изучению в начальных классах. Дети проходят эту тему в течение всего обучения в начальной школе: сначала в ходе изучения глагола, потом – существительного и прилагательного. А наречия изучаются в последний год начального образования.

        Следовательно, изучает правописание орфограммы «мягкий знак на конце наречий после шипящих» 4 класс. ФГОС предусматривает знакомство с написанием самых распространённых слов, в которых присутствует эта орфограмма, к таким относятся исключения:

        Формирование навыка различения частей речи

        Очень важно сформировать у детей умение различать слова различных частей речи, так как от этого зависит их орфографическая зоркость. Без такого навыка учащиеся не смогут правильно выбирать нужную орфограмму, в том числе и мягкий знак на конце наречий после шипящих.

        Слова удобнее всего будет распределить на группы по частям речи, в этом поможет таблица, в которой, кроме части речи и вопросов, нужно указать условия выбора употребления или неупотребления мягкого знака.

        отвечает на вопросы:

        отвечает на вопросы: каков?

        отвечает на вопросы: что делать?

        отвечает на вопросы: как?

        не 3 скл. — не пишется

        пишется (иск.: замуж, уж, невтерпёж)

        Мягкий знак на конце наречий после шипящих

        Правило написания мягкого знака в данном случае формулируется довольно просто. В качестве примеров наречий приведем слова, заканчивающиеся на шипящий и отвечающие на вопрос: как?

        Как видно из этих примеров, мягкий знак на конце наречий после шипящих пишется, не распространяется это правило только на слова: замуж, невтерпёж, уж.

        Словарная работа

        Очень важно, чтобы дети понимали значение наречий, иначе они их просто не запомнят. Значит, необходимо проводить словарную работу. Для этого возможно использование синонимов:

      3. она выходит замуж — он женится;
      4. вскачь – быстро, скачками;
      5. навзничь – на спину;
      6. наотмашь – с размаху;
      7. настежь – распахнуто до отказа;
      8. невмочь, невтерпёж – терпеть невозможно, очень хочется;
      9. прочь — вон;
      10. сплошь – плотно, очень густо, все подряд;
      11. уж — сейчас, в данный момент.
      12. Для закрепления рекомендуется составить словосочетания с изученными словами в ходе выполнения заданий:

        1. Установите соответствия между словами, которые можно связать по смыслу:

      13. вскачь;
      14. навзничь;
      15. наотмашь;
      16. настежь;
      17. невмочь, невтерпёж;
      18. прочь;
      19. сплошь;
      20. уж.
        • ждать;
        • наступил;
        • покрыл;
        • ушёл;
        • несётся;
        • открыл;
        • упал;
        • ударил.

        2. Составьте с этими словами предложения о школьной жизни на одну из тем:

      21. Мы на уроке.
      22. Мы на перемене.
      23. Мы идём на экскурсию.
      24. Диктант для закрепления

        Когда правописание усвоено, и толкование слов понятно, можно провести контрольный диктант с целью диагностики сформированности навыка правописания орфограммы «мягкий знак на конце наречий после шипящих» и закрепления изученного материала.

        Когда мама выходила замуж, ее младшей сестре было невмочь поскорее увидеть старшую в белоснежном наряде. Вот уж наступил день свадьбы, и сестренка вскачь побежала в комнату невесты. Она настежь распахнула дверь, а там стоял папа. Он был на свадьбе женихом, и пришёл раньше. Он очень хотел жениться на маме, и долго ждать ему было невтерпёж. Он стоял за дверью, и когда та распахнулась, папа упал навзничь и уронил вазу. Весь пол был сплошь залит водой. Но мама не рассердилась, ведь у нее был счастливый день!

        Контрольный тест

        Для применения правила «мягкий знак на конце наречий после шипящих» 4 класс должен обладать целым комплексом знаний и умений. С целью их выявления целесообразно провести тестирование.

        Первое задание — на знание частей речи и умение различать слова по этому признаку. Нужно определить, какое из слов является наречием:

        Второе задание проверяет умение ставить мягкий знак на конце наречий после шипящих. Примеры слов:

        1) настеж(?); 2) проч(?); 3) невтерпёж(?); 4) невмоч(?).

        Третье задание — вставить слова в предложения. Это способствует развитию речи детей и помогает сформировать навык употребления наречий в собственной языковой деятельности:

      25. Я хватаю шляпу и бегу ________ из душных комнат.
      26. Стены были __________ увиты плющом.
      27. Окна в доме были _____________ открыты.
      28. Всадник понёсся ____________ по дороге.
      29. Скорей бы _________ кончился урок.
      30. Мне бегать и прыгать _____________.
      31. Я ударил противника _____________ и выиграл схватку.
      32. Его сестра собиралась _____________ за моего брата.
      33. Под напором волны я повалился ______________ .
      34. Не хватило________ несколько минут, чтобы стать победителем в забеге.
      35. Четвёртое задание поможет обобщить умение правильно ставить мягкий знак на конце слов. Нужно вставить, где необходимо, мягкий знак в предложениях:

      36. Луна меж туч(?) несмело выглянула на миг, и снова скрылась проч(?).
      37. Луч(?) золотой тянется весной, падает на луг, оживляет всё вокруг.
      38. Песок Сахары жгуч(?), он беспощаден и горюч(?).
      39. Со свистом мимо наших крыш(?), как молния, пронёсся стриж(?).
      40. Наотмаш(?) ударило море волной бедный кораблик мой.
      41. Камыш(?) у бережка растёт, малыш(?) его для мамы рвёт.
      42. Дуб вырос высок и могуч(?), под ним сегодня много луж(?).
      43. Отца попросит доч(?) помоч(?), самой ей невмоч(?).
      44. С зарёю проч(?) уходит ноч(?).
      45. Карандаш(?) мой хорош(?), он нарисует мне чертёж(?).
      46. Ответы на задания теста «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»

        Ответ на первое задание:

        Ответ на второе задание:

        1) настежь; 2) прочь; 3) невтерпёж; 4) невмочь.

        Ответ на третье задание:

      47. Я хватаю шляпу и бегу прочь из душных комнат.
      48. Стены были сплошь увиты плющом.
      49. Окна в доме были настежь открыты.
      50. Всадник понёсся вскачь по дороге.
      51. Скорей бы уж кончился урок.
      52. Мне бегать и прыгать невтерпёж.
      53. Я ударил противника наотмашь и выиграл схватку.
      54. Его сестра собиралась замуж за моего брата.
      55. Под напором волны я повалился навзничь.
      56. Не хватило лишь несколько минут, чтобы стать победителем в забеге.
      57. Ответ на четвёртое задание:

      58. Луна меж туч несмело выглянула на миг, и снова скрылась прочь.
      59. Луч золотой тянется весной, падает на луг, оживляет всё вокруг.
      60. Песок Сахары жгуч, он беспощаден и горюч.
      61. Со свистом мимо наших крыш, как молния, пронёсся стриж.
      62. Наотмашь ударило море волной бедный кораблик мой.
      63. Камыш у бережка растёт, малыш его для мамы рвёт.
      64. Дуб вырос высок и могуч, под ним сегодня много луж.
      65. Отца попросит дочь помочь, самой ей справиться невмочь.
      66. С зарёю прочь уходит ночь.
      67. Карандаш мой хорош, он нарисует мне чертёж.
      68. Правило слова с мягким знаком в конце

        Приведённый свод правил русского правописания 1956 года действует до сих пор.

        Твёрдый и мягкий знаки

        Мягкий знак ь

        § 71. Буква ь пишется внутри слова не после приставок для отделения в произношении согласной от следующих за нею и, е, ю, я , например: карьер, вьюн, бурьян, подьячий, семья, ружьё, ночью, рожью, воробьиный, курьёзный, лисье, лисью, лисьи, чья, чьё, чью, пью, шью.

        Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, миньон, павильон, почтальон, шампиньон.

        § 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной , кроме ч, щ (см. § 75), в конце слова, например: пить, темь, конь, и в середине слова перед твёрдой согласной, например: молотьба, просьба, нянька, меньше.
        Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:
      69. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).
      70. Для обозначения мягкости л, например: сельдь, льстить, мельче, пальчик.
      Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч, щ, буква ь не пишется, например: кости, ранний, нянчить, кончик, каменщик.

      Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется , например: иллюзия, гулливый.

      § 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:
    • В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девятьсот, но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т. п.
    • В формах творительного падежа множественного числа, например: детьми, людьми, также четырьмя.
    • В неопределённой форме перед — ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те, например: пить — напиться; исправь — исправься, исправьте; взвесь — взвесься, взвесьте.
    • § 74. Буква ь не пишется:
      1. В прилагательных с суффиксом — ск —, образованных от существительных на ь, например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).
      2. Примечание. Прилагательные сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, июньский, деньской (день-деньской) пишутся с ь; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь , например: юньнаньский (от Юньнань).

        www.therules.ru

        Это интересно:

        • Приказ 837 мвд рф Опубликован Приказ МВД РФ № 707 от 6 сентября 2017 г. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев 6 сентября 2017 года подписал Приказ № 707 от 6.09.2017 года О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрационно-экзаменационной […]
        • Заявление ростелеком на отключение телефона Как отказаться от домашнего телефона Ростелеком В современном мире стационарный аппарат постепенно уходит на второй план. Его место занимают мобильники и смартфоны. Этому способствуют многие причины: повышение абонентской платы, удобство мобильной связи, которая в месяц обходится […]
        • Досрочное назначение пенсии в 2018 году Досрочная пенсия Кому положена досрочная пенсия в 2018 году? В России гражданин получает возможность выйти на пенсию при наступлении, установленного законом пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55). Однако, в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, возможен […]
        • Аудит налога на прибыль Аудит налога на прибыль: последовательность проведения и оформление результатов При подсчете и уплате налогов компании и государство являются заинтересованными лицами и в спорных ситуациях у каждого из них своя правда. Поэтому и действует система налогового аудита, в том числе и для […]
        • Стаж для педагогической пенсии Льготная пенсия для педагогов. Льготная пенсия педагогам дополнительного образования Для некоторых категорий граждан в России предусмотрено наличие льготной трудовой пенсии. Соответственно, есть возможность получения страховых выплат от государства раньше положенного срока (55 для […]
        • Штраф за пересечение 2 сплошных Когда пересечение двойной сплошной карается штрафом (и его размеры), а когда нет? До сих пор состояние дорог в нашей стране большей частью можно считать неудовлетворительным, поэтому у водителей порой не остаётся возможностей передвигаться по ним, не нарушая правила, например, выезжая на […]
        • Возврат товара при быстрой покупке В какие сроки возможен возврат товара Совершив неудачную покупку, многие задумываются о возможности соблюдения срока возврата товара. Условия возврата приобретения и сроки устанавливаются законом о защите прав потребителей (далее – Закон). Здесь учтены интересы обеих сторон, покупателя и […]
        • Аренда транспорта налоги Нужно ли удерживать страховые взносы с аренды автомобиля? Отправить на почту Страховые взносы с аренды автомобиля не начисляются и не уплачиваются арендатором только в том случае, если арендуется авто без экипажа. Если же в аренду взят автомобиль с экипажем, то обязательно придется […]