Наследование по старшинству

admin

23. Указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества. (1714 г.)

В Указе о единонаследии 1714 г. устанавливался единый правовой режим для разных форм землевладения (вотчин и поместий) и вводилось единое понятие «недвижимость». Продажа недвижимости осуществлялась лишь при наличии чрезвычайных обязательств и с уплатой высокой пошлины. Новое правовое понятие «недвижимость» приравнивалось к прежнему- «вотчина»- по объему правомочий. Указ о единонаследии перечислял эти правомочия: продажа по нужде, передача в приданое, по наследству.

Указ запретил заклад недвижимости.

Важнейшие изменения в наследственное право внес указ о единонаследии. Различалось наследование по завещанию и по закону. Наследователь мог завещать недвижимое имущество только одному сыну по выбору. Законодатель пытался внедрить принцип майората (наследовал старший сын). Русская традиция осталась на стороне младшего сына. Практика избрала компромиссный путь наследования одного сына по выбору завещателя. Остальные дети получали доли движимого имущества в рамках завещания. Дочери наследовали недвижимость по завещанию только при отсутствии сыновей. При отсутствии детей недвижимое имущество по завещанию могло быть передано родителям. Указ разрешал завещание в пользу женщины из рода наследователя, но с условием, что муж примет ее родовую фамилию. При отсутствии завещания в силу вступал законный порядок наследования, и майоратный принцип здесь был непререкаем: недвижимость наследовал старший сын, а движимое имущество делилось поровну между остальными сыновьями. При отсутствии сыновей главной наследницей по закону являлась старшая дочь. Если она выходила замуж до смерти отца, главной наследницей становилась следующая по старшинству дочь. При отсутствии детей-старший отец или мать. Указ внес изменения и в семейное право. Был повышен брачный возраст для мужчин-до 20 лет, и женщин-до 17 лет. В брак запрещалось вступать близким родственникам и умалишенным. На вступление молодых людей в брак требовалось согласие родителей и начальства для военнослужащих.

Последствия превращения поместья в наследственное землевладение:

юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия «недвижимая собственность». На ее основе произошла консолидация сословия.

установление института майората, не свойственного русскому праву. Целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила к появлению групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или гражданской линии (недовольство у дворян).

превратив поместье в наследственное землевладение, Указ нашел новый способ привязать дворянство к гос. Службе.

Очень быстро стал формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

24. Петровские преобразования в административном делении России.

Первая губернская реформа 1708 территориальное деление гос-ва: учреждались 8 губерний, по которым были расписаны все уезды и города. 1713 – 1722 – число губерний возросло до 11. во главе губернатор или генерал-губернатор (объединили судебную, военную и административную власть. К 1915 г. сложилась трехзвенная система местного управления и администрации).

Уезд-провинция-губерния. Провинцию возглавил обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. В качестве основного административного, финансового и судебного органа в губернии выступала канцелярия. При губернаторе учреждены ландраты – советы, состоящие из местных дворян. 1715 г. упраздняются уездное и провинциальное деление (с комендантами и обер-комендант). Губерния делилась на «доли» (во главе ландрат).

Петровские преобразования в административном делении России в начале XX в.

С 1708 г. вся территория России было разделена на восемь губерний: Московскую, Ингермаландскую, Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангельскую, Сибирскую.

В 1713 – 1714 гг. было образовано еще три: из Казанской были выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской – Рижская губерния. По губерниям расписывались все уезды и города. Возглавлял губернию губернатор (или генерал-губернатор), осуществляющий административную, судебную и военную власть. У губернаторов были помощники, которые контролировали отрасли управления:

обер-комендант – военное управление;

обер-комиссар и обер-провиантмейстер – губернские и иные сборы;

ландрихтер – губернскую юстицию, финансовые межевые и розыскные дела;

Губернии делились на уезды, которые возглавляли коменданты. Во главе провинций стояли обер-коменданты, непосредственно подчинявшиеся коллегиям (Камер-, Штатс-, контор-, Юстиц, Вотчинной).

К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления – «уезд – провинция — губерния».

С 1719 г. с проведением второй областной реформы территория государства разделилась на 11 губерний и 45 провинций, которые делились на округа-дистрикты. В 1726 г. дистикты были упразднены и воссановлены уезды. Дистриктами управляли земские комиссары. Во главе провинций и уездов стоял воевода – чиновник, назначаемый из центра.

В1718 – 1720 гг. была проведена реформа органов городского самоуправления: создание выборных сословных коллегиальных органов управления – магистратов, руководство которыми осуществлял Главный магистрат. После ликвидации Главного магистрата городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам. В ходе данной реформы в губерниях и уездах избирались земские собрания и управы, которые ведали местными хозяйственными делами, содержанием земских зданий и путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц, мероприятиями по благотворительности, попечением о развитии местной торговли и промышленности, санитарными мерами и др. Указанные собрания являлись выборными органами. Они возглавлялись выборными председателями. Земское собрание и земская управа избирались сроком на три года. Выборы проходили по трем избирательным куриям:

курии уездных землевладельцев, которая состояла из дворян-помещиков;

В 1775 г. было принято Учреждение о губерниях, по которому вся территория Российской империи разделилась на 50 губерний с численностью населения от 300 до 500 тыс. человек каждая. В свою очередь губернии делились на уезды с численностью населения от 30 до 50 тыс. человек.

studfiles.net

Наследование по старшинству

=>>>>> нарождающаяся буржуазия вытесняет дворянство => преобладание антибуржуазной направленности: революционно-демократическое направление ОД.

Дворянство было идеалистами. Главное для них – честь, верность, долг, совесть, справедливость. Социально-утопическая революционно-демократическая идеология.

3) в идеологии революционного движения преобладала идеология социалистического утопизма. Хорошо выражена в программном отношении, в отличие от либерального.

4) в средствах борьбы преобладали нелегитимные насильственные методы борьбы. Т.к. в России до 1905 года не было условий для легальной оппозиции власти (Радищева сослали за 1 книгу, петрашевцы, которые просто собирались в кружки – вечная каторга и т.д.). «У нашей оппозиции такое же жестокое лицо, как и у нашего самодержавия» (Герцен).

Ленин. С 1825 – декабристский период.

1825-1861 – дворянский этап.

1861-1890е годы – разночинский этап.

С 1895 – пролетарский.

Это идеологизированная периодизация.

Современная точка зрения. Конец 18 века – начало ОД. Радищев + просветители 18 века (Новиков, Фонвизин, Попугаев). Кружки, объединявшие политических оппозиционеров – начальная стадия формирования оппозиции власти. Совпадает с переходом от феодализма к капитализму – объективные условия для зарождения оппозиции.

До 1861. Всех участников объединяет борьба за гражданские свободы и отмену крепостного права. Периодизация этого этапа:

1) конец 18 века до 1812 года. Первые кружки.

2) 1815-1825 – зарождение коллегиальных общественно-политических организаций, декабризм.

3) 1825-1861 – все организации объединились. Борьба против крепостного права. Интеллигенция.

4) 1861-1905/1907 – в революцию включаются классы (пролетариат, буржуазия, крестьянство). Борьба за гражданские права и свободы, за углубление либеральных реформ. Особенность – либеральные реформы породили противоречия, на противоречия феодальных пережитков наложились капиталистические отношения, отмена крепостного права привела к еще большему гнету крестьян => недовольство буржуазными отношениями. Господствующая идеология – народничество, особый некапиталистический путь развития России (Толстой – за отмену частной собственности на землю, отрицание буржуазного прогресса, почвинечество – Достоевский).

Лествичное наследование это

Лествичное право

По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город. Такой же лествичный порядок сохранялся и внутри отдельных княжеств, на которые распадалась Киевская Русь. Порядок этот помогал сохранять единство страны, но был неудобен в силу постоянных переездов князей с дружинами из города в город. Кроме того, старшие племянники часто ссорились с младшими дядьями, что вело к междоусобицам.

Те из потомков, чьи отцы не успели побывать на великом княжении, лишались права на очередь (становились изгоями), получали от старших князей уделы в кормление, становясь их наместниками, либо оседали в уделе, который занимал их отец на момент своей смерти.

Поэтому старший в роду сидел в Киеве.

следующие по значению в менее крупных городах.

Женщины к наследованию не допускались.

Княжили в таком порядке:

  • сыновья старшего брата (по старшинству)
  • внуки, правнуки в той же последовательности и т. д.
  • сыновья следующих братьев (по старшинству)
  • старший брат
  • младшие братья по порядку
  • По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город. Такой же лествичный порядок сохранялся и внутри отдельных княжеств, на которые распадалась Киевская Русь.

    Порядок этот помогал сохранять единство страны, но был неудобен в силу постоянных переездов князей с дружинами из города в город.

    Ле́ствичное пра́во (родовой принцип наследования, сеньорат) — обычай княжеского престолонаследия на Руси. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всей страны.

    Поэтому старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. Женщины к наследованию не допускались. Княжили в таком порядке:

    старший братмладшие братья по порядкусыновья старшего брата (по старшинству)сыновья следующих братьев (по старшинству)внуки, правнуки в той же последовательности и т.

    Порядок этот помогал сохранять единство страны, но был неудобен в силу постоянных переездов князей с дружинами из города в город. Кроме того, старшие племянники часто ссорились с младшими дядьями, что вело к междоусобицам.

    Те из потомков, чьи отцы не успели побывать на великом княжении, лишались права на очередь (становились изгоями), получали от старших князей уделы в кормление, становясь их наместниками, либо оседали в уделе, который занимал их отец на момент своей смерти. Кроме института изгойства, были и другие особенности лествичного порядка наследования

    Когда на Киевском престоле менялся великий князь, остальные князья переезжали по старшинству из города в город (из более мелких уделов в более важные), так как и в городах князья сидели по убывающему старшинству: в главных городах сидели старшие братья, во второстепенных – младшие (см.

    табл.). Естественным следствием для этого права были междоусобицы, убийства старших братьев, нарушения лествичных правил. Примерами могут служить следующие ситуации: — Владимир Мономах посадил на великий стол сына Мстислава в обход наследников Святополка Изяславича и Давида Святославича, что привело к междоусобице 1140-х – 1150-х годов; — Всеволод Ольгович сел в Киеве в обход старших двоюродных братьев Давидовичей, хотя его отец не княжил даже в Чернигове (если не считать краткого периода 1004 – 1006); После распада Киевской Руси такой порядок продолжал сохраняться до начала XIV века.

    Путешествие по истории

    Статья «О князе Олеге Вещем кратко » . Малышу было рано управлять государством.

    За него правил Олег Вещий (степень родства с Рюриком учеными точно не установлена) . Можно было бы назвать Олега регентом .

    Но мы знаем, что регентство заканчивалось при совершеннолетии сына прошлого правителя. Кстати, на Руси совершеннолетие наступало не в 18 лет, а сразу после женитьбы. В этом случае, Олег должен был передать престол Игорю.

    Но мы видим другую картину. Князь Игорь женился на Ольге в 903 году, но Олег продолжал править до 912 года.

    Удельно-лествичная система 48

    При нем не только было положено начало внешнеполитическому могуществу тюркютского каганата, но и установлена удельно-лествичная система [см. 50], благодаря которой тюркютская держава могла больше ста лет удерживать первенствующее положение в Азии и соперничать с великими державами VI – VII вв. Смысл системы заключался в следующем.

    Тюркютская держава была создана «длинным копьем и острой саблей». За десять лет (550–560) тюркюты подчинили себе все кочевые племена от Желтого моря до Волги и еще двадцать лет продолжали экспансию. Но эту огромную территорию недостаточно было покорить, надо было ее удержать.

    jiguli-arbat.ru

    Русь во времена правления Владимира Мономаха (Гавриленко И.В.)

    Сценарий открытого урока по истории Отечества 6 класс.

    Гавриленко Инна Викторовна, учитель истории.

    Тема: Русь во времена правления Владимира Мономаха.

    Цель: Изучить Древнерусское государство 11 -12 века, в период правления князя Владимира Мономаха, его внутреннюю и внешнюю политику

    Развивать умения критического мышления, характеризовать исторического деятеля, анализировать исторические явления и события оценивать их значение, выделять причинно-следственные связи, работать с картографическим материалом, историческими документами ( на примере «Статут Владимира Всеволодовича», «Поучение к детям)

    Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа, культурному наследию братских народов, через традиции предков формировать понятие о чувстве долга, патриотизме, взаимопомощи и сострадании.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Оборудование. Учебник 6 класса под редакцией А.В. Торкунова,,карта «Киевская Русь в 11 веке», атлас, контурные карты, электронная презентация урока, экспресс- карточки.

    Базовые понятия, термины: вотчина, бояре, смерды, закупы, рядовичи, челядь, холопы,наследование по старшинству, междоусобицы, половцы, ростовщики, феодальная раздробленность.

    Даты

    1053 рождение князя Владимира Мономаха

    1068, 1113 – восстание киевлян

    1097 – съезд князей в Любече

    1113-1125 киевское правление Владимира Мономаха

    Методы

    Объяснительно — иллюстративный(беседа с элементами лекции, презентация, использование картографического материала)

    Проблемно-поисковый (работа с документом).

    Ход урока

    1 Организационный момент

    2.Актуализация и коррекция опорных знаний, умений учеников

    Добрый день, на сегодняшнем уроке мы продолжаем путешествовать во времена Средневековья. Тема урока: Русь во времена правления Владимира Мономаха. (СЛАД 1).Целью нашего исследования является – изучение Древнерусского государства в период правления Владимир Мономаха его внутренняя и внешняя политика.(СЛАЙД 2)

    Во время урока мы будем давать характеристику исторической личности, анализировать исторический источник, работать с картой. На примере жизни Владимира Мономаха мы оценим значимость единства славянских народов и их культурного наследия. Учитывая современность, тема носит актуальный характер.

    Древнерусское государств в 11 веке это крупнейшее государство Европы. Правители, князья, вместе с дружиной, ходили в походы, защищали свою землю от многочисленных врагов заключали мир, ссорились и мирились. Расширяли грамотность среди населения и утверждали единую религию христианство. Русичи заявляли о себе как вольный, сильный, образованный народ. Прежде чем перейти к рассмотрению новой темы, давайте обратим внимание на предшествующих событиях.(Слайд 3)

    Учитель : На слайде перед нами предстают два наиболее уважаемых князя Руси Владимир Креститель и Ярослав Мудрый. Они родственники Владимира Мономаха.

    Учитель : Почему князя Владимира именуют Креститель? (Он в 988 ввел христианство и провел множество значимых реформ).

    Почему князя Ярослава назвали Мудрым? ( он победил печенегов, построил Софийский собор, написал «Русскую правду», развивал культуру и образование) Поощряем, отмечаем.

    Именно правление этих князей усилило Русь, играло видную роль в международных отношениях. Все вместе они боролись с кочевниками, развивали культуру и надеялись, что единство и мир будут царить в Руси.

    Учитель : (Слайд 4) Обратите внимание на карту периода 11 века. Чем эта карта отличается от предыдущей? (она разноцветная и показывает раскол в государстве).

    Почему это плохо? (потеря обороноспособности государства в условиях опасности со стороны кочевников) Такая ситуация возникла после смерти Ярослава Мудрого.

    3.Изучение нового материала

    Завещание Ярослава, предопределило междоусобицы среди Ярославичей. По завещанию Ярослава Мудрого Русь стала общим наследием его сыновей. Умирая в 1054 году, князь Ярослав Мудрый обратился к своим детям:

    Учитель :ПВЛ была написана Нестором летописцем в 1113 году ( Ученик читает в ПВЛ – ( Метод индивидуальное д/з с опережением)

    « Если будете жить в любви между собой, то бог будет в вас и покорит вам врагов. Если же будете в ненависти жить. В распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов и дедов своих».

    Чего опасалсяЯрослав Мудрый?(опасался раздоров среди сыновей и разделил наследство по «старшинству». (междоусобиц)

    наследованияе).( Слайд 4)

    Учитель : Обратите внимание на схему наследования по старшинству

    Старший Изяслав наследовал самое богатое княжество Киевское, средний Святослав Черниговское, младший Всеволод Переяславское. Таким образом наследовать Киевский престол можно было лишь после смерти старшего брата. Учитель показывает на карте.

    Мир держался 20 лет, в течение которых Ярославичи правили вместе, но единство Древнерусского государства оказалось непрочным. Все князья чувствовали себя временными правителями в своих землях и мечтали получить титул великого киевского князя. Смута и раздоры ослабляли Русь на радость врагам-кочевникам половцам, которые имели свои стоянки в районе Причерноморья, Северского Донца. Это были кочевые племена, поэтому их целью были грабительские походы.

    Учитель ?Метод работа с картографическим материалом). Используя атлас, на контурных картах выделите княжества: Киевское, Черниговское, Переяславское. И территорию, где располагались половецкие стойбища: район Причерноморья, Северский Донец, Дон, обратите внимание это территория нашего края.

    Так случилось и в 1068 году половецкие всадники напали на пограничные со степью русские города. Объединенное войско Ярославичей было разгромлено, князья бежали с поля боя. Возмущенные киевляне подняли восстание и прогнали их.

    Учитель :Обратите внимание на схему наследования (Ярославичи и дети тут же крупно портрет Владимира Мономаха)

    Следуя принципу старшинства, престол занял Святослав, после его смерти Всеволод не нарушил принцип «старшинства» опять вернул его Изяславу. Сам остался в Чернигове, Переяславлем стал управлять его сын Владимир Мономах. Сын же Святослава, Олег, лишенный трона отца ушел в Тмутаракань и призвал половцев. В народе за то, что привел врага, прозвали его Гориславич. Из-за княжеских усобиц, половцы грабили беззащитные города и села, неурожаи привели к голодным бунтам бедных людей, начались грабежи боярских усадеб. Народ страшился «небесных знамений» и « хвостатых звезд» (комет), появившихся на небе. Объявились языческие волхвы, они говорили народу, что все их беды потому, что отвернулись от старых языческих богов. Верившие им поднимали восстания, убивали священников. Ярославичи с трудом наводили порядок. Русская земля изнемогала от княжеских раздоров и половецких набегов.Лидером, который смог ненадолго объединить распадавшуюся на уделы Русь стал В. Мономах (1053- 1125..)

    Его мама Мария была дочерью византийского императора Константина из рода Мономаха, что в переводе означает Единоборец. Интересно, что при крещении ему дали имя Василий. Он выделялся среди братьев. От природы он был красив лицом, невысокого роста, но крепок и силен. Закалял свое тело в военных упражнениях и походах. В 13 лет он уже сел в боевое седло, и вскорости возглавил дружину отца. Отличался не только физической статью, но и образованностью: много читал, цитировал Библию, мог вести богословские беседы. Приметной чертой характера князя было то, что он уважал законы, не имел жажды власти и не хотел встревать в княжеские междоусобицы.

    Он писал: « Это не радость, а горе для всех русских. Ничтожными выглядят злоба и зависть, взаимная ненависть. И что ожидает Русь, если дети ее мертвыми лежат на снежных просторах, если гибнут они о руки друг друга?»

    Запомнился Владимир Мономах как справедливый судья и мудрый правитель, защитник Русской земли от половецких набегов и княжеских усобиц.

    Учитель : Ребята, перечислите, какими качествами правителя обладал князь Владимир Мономах? Учащиеся перечисляют, и качества высвечивается на (экране 5 карта и принципы правления)Эти качества также зафиксированы и в 7 принципах правления Мономаха: единство, закон, дело, милосердие, вера, любовь, знание.

    Качества В. Мономаха

    Образованный, начитанный,

    Справедливый судья, мудрый правитель

    Защитник, уважал закон, против междоусобицы.

    К сожалению, такими качествами обладали не все князья, и междоусобицы ослабляли Русь и в хозяйственном плане и военном. Такое ослабление неминуемо ведет к кризису в государстве.

    Учитель : Какой же путь выхода из кризиса предложил Владимир Мономах? По его инициативе был собран съезд князей в Любече в 1097 году.

    Учитель : Давайте прочтем на стр. 67 учебника о том, как проходил съезд. ( Метод Работа с текстом учебника).

    вопрос 1:Что стало причиной сбора князей в Любече? (возросшая независимость князей, их разобщенность при постоянных набегах половцев, обнищание народа, поиск путей выхода из кризиса)

    Вопрос 2. Какие решения были приняты на съезде? (Сплотиться в борьбе против половцев, Прекратить междоусобицы, наследовать по принципу «от отца к сыну»).

    Учитель: А что пишет летопись):

    « С тех пор объединимся чистосердечно, и будем охранять русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей».

    Этот принцип касался только 3-х Ярославичей и их наследников.

    Вопрос 3: Как вы считаете, все ли князья будут придерживаться этих принципов? (Нет каждый, будет хотеть стать богаче и возвыситься над своими братьями).

    Учитель: Так и произошло. Олег Гориславович напал на Муром и убил сына Владимира Мономаха Изяслава своего крестника. Весть о гибели сына потрясла его, но он справился с чувствами — вместо меча взялся за перо. Он призывал не губить раздорами русскую землю, положить конец кровопролитию, договоримся миром. Но когда это ему не удалось, он действовал решительно и разбил войска Гореславича. Обезвредил внутреннего врага…

    Полководческий талант Владимира Мономаха. (ученики)

    Половцы были сильным противником. Русь страдала от их набегов, тысячи пленных русичей половцы продавали на невольничьих рынках Востока. Владимир Мономах не только организовал борьбу с половцами, а и перешел от обороны к нападению.

    Князь говаривал: « Кочевники быстры. Значит надо быть еще быстрее, они хитры и изворотливы надо быть ещехитрее и бить врага на его территории не разоряя русской земли». (Слайд 6 воины)

    Учитель :Ребята, а какими вы представляете себе воинов 11 века. Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на стр.65 Кто даст описание внешнего вида воинов русичей и половцев?

    Ответ ученика : (описание: половцы это всегда конница, они вооружены: луком и стрелами, саблями, арканом, копьями.)

    Русичи могли быть как пешие, так и конные. На них кольчуга, шлем, вооружены боевыми топорами, мечами, есть лук и стрелы. В бою прикрывают себя и товарища щитом. ( Спасибо за ответ, кто что добавит?)

    Мономах первым из князей стал применять тяжеловооруженную конницу. Она сбивала на землю и затаптывала легковооруженных половцев. Победоносно завершились походы на реках Дон и Северский Донец, В этих походах участвовали не только дружинники, но даже духовенство. Освещало воинство на праведное дело.

    Учитель: (Метод Работа с картой) Учитель показывает реки Северский Донец, Дон где проходили битвы с половцами.

    Князь совершил более 85 победоносных походов против половцев.

    Летописец пишет «Эй, ты Владимир Мономах пил Дон золотым шлемом, завоевав землю их и загнав окаянных половцев в Грузию».

    Киевское княжение Владимира Мономаха (1113-1225)

    В 11 веке бояре стали увеличивать налоги. Народ бедствовал, многие не могли прокормить свои семьи, становились должниками, а потом и бесправными холопами. И вот в 1113 году после смерти князя ростовщика Святополка. Сотни должников: смерды, закупы, рядовичи, челядь, холопы отказались платить по долгам.

    Учитель : (метод работа с терминами).Давайте вспомним, что характеризуют эти термины

    Объясните термины: смерды, закупы, рядовичи, челядь, холопы, бояре, вотчина.

    Простые киевляне подняли восстание против знатных людей и разгромили дворы богатых ростовщиков, бояре и духовенства. В нарушение закона богатые приглашают на киевский престол Владимира Мономаха.

    Летописец: « Приходи, князь, в Киев. Если не придёшь, то знай, что много горя произойдет, пойдут на бояр и монастыри» ( читает ученик)

    Вопрос: Как вы считаете, почему киевляне обратились именно к Владимиру Мономаху? (он был уважаемый всеми сословиями, имел сильную, верную дружину)

    Новый великий князь понимал причины восстаний и издал дополнение к «Русской правде» « Устав Владимира Всеволодовича».

    Учитель : (Метод работа с документом)

    Откройте учебник на стр.69. Изучаем документ, вы должны ответить на вопросы:

    1.Каким образом «Устав…» ограничивал распространение холопства? ( Ответ) Холопом мог стать смерд, не выплативший долг-ссуду, чтобы это не допустить предлагалось обратиться в суд или к князю. Он будет отрабатывать долг, без процентов.

    2.Почему князь и его законы защищали свободных людей? Учитель — Потому, что государству нужны были воины и налогоплательщики, а если они будут холопами, то пострадают и должники и государство.

    Учитель : Благодаря этому правовому документу великому князю удалось на время восстановить единство и спокойствие государства.

    (Слайд 7 карта, чем владел Мономах)

    Посмотрим какие княжества оказались «под рукой» Мономаха.( показывает ученик учитель называет)

    Учитель :обратите внимание на карту он контролировал Турово-Пинское, Киевское, Переяславское, Владимиро — Суздальские земли, Смоленщину, Волынь, Новгород.

    Года правления Мономаха в Киеве (1113-1125) были мирными и спокойными. Он собирал съезды князей, где они на Евангелии присягали жить в мире между собой. Во всех крупных городах он посадил своих наместников и сыновей. Граница оберегалась объединенными войсками. Ремесла и торговля восстанавливались. Это отразилось и на международном авторитете Руси. Многие монархи Европы желали породниться с могущественным князем. Сам Мономах был женат на принцессе из англосаксонской династии Гите. Его родственные связи распространялись в Германии, Венгрии, Швеции, Норвегии, Дании, Византии. Именно из Византии ко двору Мономаха были доставлены дорогие дары среди которых была императорская парадная одежда, знаки императорской власти, в первую очередь – шапка Мономаха. К сожалению, сейчас в Москве в Оружейной плате хранится ее образец 16 века.

    «Поучение к детям».

    О Владимире Мономахе с полной уверенностью можно сказать, что он думал прежде всего о своей стране и народе.

    Кроме того он прекрасно владел словом, обладал высоким литературным талантом. Спустя 1000 лет невозможно без волнения читать написанные им сочинения. И прежде всего «Поучение к детям». Оно адресовано княжеским детям, но в нем содержатся рекомендации по утверждению в жизни общечеловеческих ценностей, добродетелей которые актуальны и сегодня. Хотя написано в 12 веке.

    Учитель : Как вы понимаете значение слова поучение? (Поучение — учить-ученый)

    Обратите внимание, перед вами лежит выписка из «Поучения к детям» ( дети отвечают на вопросы). (Метод комментированное чтение)

    -Мономах пишет: «Слава тебе, Человеколюбец!»

    Учитель : Как вы понимаете Человеколюбец? ( Ответ — Князь призывает всех любить человека).

    Он призывает: « Больного проведайте, человека не пропусти, не поздоровавшись, не сказав доброго слова».

    Учитель : а в вы всегда приветствуете гостей в школе и дома…интересуетесь о здоровье больных одноклассников? Стоит об этом задуматься.

    « При старших молчите, мудрых слушайте, старшим подчиняйтесь, без лукавства разговаривайте, больше думайте, а не словами сыпьте».

    Учитель :как вы понимаете это выражение?

    Хорошо, говорил Мономах, если человек владеет собой, не подчиняется желаниям, может ограничивать их.

    Учитель : а в наше время, от каких желаний стоит отказываться?

    «Научись глазами управлять, тело подчинять, язык удерживать, гнев сдерживать, думы чистые иметь, пробуждать себя на добрые дела». Мономах осуждает лень, он высоко ставит любовь к труду физическому, умственному.

    «Не допускай лени в своем доме и на войне, избегайте пьянства и распутства, в которых гибнет и тело, и душа. Пускай не застает тебя солнце в постели».

    Мономах завещал детям: «Что хорошего умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь».

    За высокую честь В. Мономах считал любовь к Отечеству. Смерть за родную землю признавалась почетной и славной.

    Учитель :Ребята, как вы понимаете слово Отечество? (это происхождение, как у вас есть отчество)

    Поучение Владимира Мономаха стало одним из первых педагогических произведений средневековой Европы. В 1125 году умер Мономах на 73 году жизни в зените своего могущества и славы. Похоронен в церкви Святой Софии.

    (Метод проект рассказывают дети)

    Наш класс заинтересовался «Поучением», особенно его применимостью в современных условиях. Для достижения этой цели была создана экспертная группа, которая провела опрос в классе по следующим вопросам:

    1.Здороваетесь ли вы с незнакомыми людьми?

    2.Всегда ли вы интересуетесь состоянием здоровья заболевших одноклассников?

    3.Всегда ли вы прислушиваетесь к советам старших?

  • Совершаете ли вы добрые поступки?
  • Помогаете ли вы родителям по дому?
  • Во сколько вы просыпаетесь?
  • Результаты освещены в презентации. По итогам проекта был разработан кодекс чести класса и разработана выписка из «Поучения Владимира Мономаха», экземпляр которой вы получите в подарок и дома с родителями еще раз перечитаете учение Мономаха.

    Учитель :Слова Владимира Мономаха его заветы актуальны и сегодня.

    Учитель ? Метод микрофона) Какие методы применял Владимир Мономах, чтобы вывести государство из кризиса и сплотить его? ( отвечают ученики.Усилил авторитет княжеской власти: создал сильное войско, писал законы в которых поддерживал простой народ, уменьшал налоги. Защитил народ от половцев, строил школы, писал книги. Имел поддержку церкви.

    Эти методы не утратили актуальность и сегодня. К сожалению после смерти сына Мономаха Мстислава междоусобицы вновь начались и привели к феодальной раздробленности (т.е. Деления одного государства на отдельные части). Все это ослабило Русь пред лицом смертельной опасности, которым стало монгольское завоевание. Древнерусское государство стало щитом для европейских государств.

    Учитель : (работа по карточкам) Перед вами рабочий лист, подпишите свою фамилию, выполните задания на этом же листе, после проведите самопроверку. ( Слайд) Оцените свою работу: получилось, не получилось, почему не получилось.

    Вложите в контурную карту и отложите на край стола.

    Учитель: Сегодня на уроке мы исследовали древнерусское государство, деятельность князя Владимира Мономаха, изучили его методы выхода из кризиса, на какой- то период ему удалось восстановить свое государство. Он не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, он личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка. Так писал о Владимире Мономахе историк Соловьев С.М.

    Рефлексия.

    Вот и подошло к концу наше путешествие в Древнерусское государство. Перед вами лежат листики разных цветов и это не просто так. Если вы…..все поняли, то

    — Я все понял!! (зеленая)

    — Я ничего не понял (желтая)

    Учитель За сегодняшний урок оценки получают….Кроме этого всем будут выставлены оценки за работу с контурной картой и экспресс-контроль.

    Откройте свои дневники, перепишите с доски домашнее задание

    7.Домашнее задание. Запишите домашнее задание в дневники параграф 8, читать, пересказывать. Заполнить таблицу «термины даты». По желанию. Подготовить доклад по теме «Владимир Мономах – история имени».

    Я рада, что с сегодняшнего урока вы уходите не только с хорошим настроением, но и с приобретенными знаниями.

    Рабочий лист урока по теме: «Русь во времена правления Владимир Мономах»

    При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается.

    (Гай Саллюстий Крип)

    Фамилия, имя _________________________________________________

    Критерии оценивания: 9-10б. – «5», 7-8 б. – «4», 4-6 б. – «3», 0-3б. – «2»

    Задание 1. Прочитайте отрывок из книги «Мир историка Б.А. Рыбакова о Владимире Мономахе, выполните задания и ответьте на вопросы (5б.)

    Б. А. РЫБАКОВ О ВЛАДИМИРЕ МОНОМАХЕ

    Пожалуй, ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Народ сложил о нём многочисленные былины…«Шапка Мономаха» стала символом русского самодержавия, ею короновались все русские цари, вплоть до последнего Романова…

    Владимир получил хорошее образование, которое позволило ему в своей политической борьбе использовать не только меч рыцаря, но и перо писателя.

    Прозвание Мономах Владимир получил в связи с тем, что его мать — принцесса Мария — была дочерью Византийского императора Константина IX Мономаха. Женою Владимира была английская принцесса Гита, дочь короля Гаральда II.

    Победоносные походы против половцев принесли Мономаху широкую славу хорошего организатора и блестящего полководца.

    Владимир прочно держал всю Русь в своих руках, укрепил её внешний авторитет и внутренний порядок. Со смертью Мономаха закончился период единения Русского государства, в скором времени оно расслоилось на полтора десятка самостоятельных княжеств.

    Подчеркните прямой чертой оценку историка Владимира Мономаха. (1б.)

    Задание 2. Решите тест (5б.)

    1.Укажите годы правления князя Владимира Мономаха

    1) 980-1015 г. 2) 1019-1054 гг. 3) 1078-1093 гг. 4) 1113-1125 гг.

    2.Что стало непосредственным следствием Любечского съезда князей?

    1) кратковременное ограничение княжеских усобиц

    2) перенос столицы из Киева во Владимир

    3) военный поход на Византию

    4) принятие нового общерусского свода законов

    3.Что нового в законодательство вносил «Устав Владимира Мономаха»?

    1) установление правила «божьего суда» для раскрытия преступлений

    2) ограничение кровной мести

    3) запрет обращения свободных людей в холопов за долги

    4) наказания за преступления против княжеской собственности

    4.В конце XI-XIII в. на русские земли совершали постоянные набеги племена

    1) половцев 2) аваров 3) гуннов 4) печенегов

    5.Чем характеризовалось правление Владимира Мономаха в Киеве?

    1) опустошением русских земель в результате набегов половцев

    2) временным восстановлением единства древнерусского государства

    3) массовым обращением свободных людей в холопство

    4) постоянными конфликтами князя с киевскими боярами из-за власти

    Лист самооценки урока

    Получилось

    Не получилось

    Почему не получилось

    Моя оценка за урок: ________

    Выписка «Поучение к детям» Владимира Мономаха.

    1. Слава тебе Человеколюбец!
    2. Больного проведайте, человека не пропусти, не поздоровавшись, не сказав доброго слова.
    3. При старших молчите, мудрых слушайте, старшим подчиняйтесь, без лукавства разговаривайте, больше думайте, а не словами сыпьте.
    4. Научитесь словами управлять, тело подчинять, язык удерживать. Гнев сдерживать, думы чистые иметь, пробуждать себя н добрые дела.
    5. Не допускай лени в своем доме и на войне, избегай пьянств и распутства, в которых гибнет и тело и душа. Пускай не застанет тебя солнце в постели.
    6. Что хорошего умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
    7. Великая честь защита Отечества.
    8. Методы управления государством Владимир Мономах

    9. Усилил авторитет власти.
    10. Следил за исполнением законности и правопорядка.
    11. Создал сильное войско.
    12. Использовал передовую тактику борьбы с кочевниками и победил их.
    13. Уменьшил налоги, запретил из смердов за долги делать холопов, чем облегчил жизнь народу.
    14. Политика князя носила гуманный характер.
    15. Способствовал развитию образования, культуры.
    16. Расширял международные связи.
    17. Действовал при поддержке и одобрения православной церкви.
    18. 10.Был мир, спокойствие, уверенность в завтрашнем дне.
    19. lugaschool54.com

      Это интересно:

      • Отдел опеки по краснодарскому краю Отдел опеки по краснодарскому краю Граждан, обращающихся в Центральный отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю, нередко интересует вопрос: в каких случаях необходимо согласие органа опеки при отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или […]
      • Закон о военнослужащих 76 фз статья 10 Статья 28.10. Исполнение дисциплинарных взысканий 1. Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется. 2. […]
      • Заявление уфмс воронеж Отдел УФМС России по Воронежской области в Коминтерновском районе г. Воронежа Руководство Управления Начальник Викулина Ирина Викторовна Старший инспектор Филимонцева Лариса Петровна График работы по приему населения Прием: Понедельник: 18.00 - 19.45 Вторник: 14.00 - 16.00 Четверг: 14.00 […]
      • Закон как источники римского права 3. Источники римского права. Источники РЧП будут рассмотрены в порядке их хронологического появления. Исторически первым источником права как и любом раннеклассовом обществе был обычай. Обычай – это повторяющаяся и типичная в повседневном социальном поведении норма, которой […]
      • Правила моей кухни новая зеландия на русском Правила моей кухни 8 сезон Краткое описание "Правила моей кухни 8 сезон" Кулинарное шоу «Правило моей кухни» продолжает снимать сезон и набирать новых участников. Несколько команд будут между собой соревноваться, в одной команде участвуют два человека. Первом сезоне телешоу отобрали […]
      • Статья об административных правонарушениях несовершеннолетних Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ ст 6.21 (ред. от 23.04.2018) Статья 6.21. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с применением […]
      • Оформить карту нова-банк Касса нова банк алматы кредиты Банк kassa nova | филиалы ул. Курмангазы 61 а, уг. Нурмакова, 156, уг. Толе би; пр-т алтынсарина, 27 уг. Частный займ в питере срочно займы срочно! Банки города алматы каталог банков казахстана. Все банки города алматы - 050057, г. Клочкова, 132 (ул - банк […]
      • Миром правят чувство Миром правят жажда власти, секс и чувство голода? Поделиться Для многих людей жизненный успех определяется местом, которое они занимают в «пищевой цепочке»: ты или хищник, и этим всё сказано, или травоядный. В природе всё подчинено праву сильного. Например, лев, пользуясь положением […]