Закон о восстановление национальной промышленности

admin

Приказ Минпромторга России от 13.07.2018 N 2751 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минпромторга России от 13 июля 2016 г. N 2380»

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 июля 2018 г. N 2751

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА

СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (ИЗДЕЛИЙ) И СТРОИТЕЛЬНЫХ

КОНСТРУКЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ

СИЛУ ПРИКАЗА МИНПРОМТОРГА РОССИИ ОТ 13 ИЮЛЯ 2016 Г. N 2380

В соответствии с пунктом 4 плана содействия импортозамещению в промышленности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 1936-р, в целях организации в Минпромторге России работы по формированию отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в гражданских отраслях промышленности Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по импортозамещению в промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций Российской Федерации (далее — План).

2. Возложить на Департамент металлургии и материалов (Серватинский П.В.):

а) координацию деятельности предприятий, участвующих в реализации Плана;

б) мониторинг реализации Плана.

3. Возложить на Департамент стратегического развития и корпоративной политики (Ученов А.А.) координацию работ по экспертно-аналитическому и методологическому обеспечению реализации Плана.

4. Административному департаменту (Валуев С.В.) опубликовать План на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

5. Признать утратившим силу приказ Минпромторга России от 13 июля 2016 г. N 2380 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций Российской Федерации».

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря — заместителя Министра Евтухова В.Л.

приказом Минпромторга России

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

rulaws.ru

Концепция индикативного планирования. Государственный дирижизм

После окончания Второй мировой войны многие страны Западной Европы обратились к государственному планированию экономики как к ведущему методу послевоенных преобразований и дальнейшего стимулирования развития народного хозяйства. Главную роль в создании принципиально новой концепции, предполагающей введение элементов управления рыночными процессами, играли экономисты институционального направления. В их числе наиболее заметными были французский экономист Фр.Перру, лауреаты Нобелевской премии голландец Я.Тинберген и швед Г.Мюрдаль.

В разработке концепции государственного планирования экономики, получившего название «индикативного» приняли участие специалисты многих западноевропейских стран, поэтому возможно представить ее в наиболее общем виде. При этом необходимо помнить, что в каждой стране концепция отличалась определенным своеобразием, отражающим особенности исторических, социально-экономических, культурных и других условий этого государства.

Основные принципы индикативного плана. Основу концепции составляет идея «согласованного хозяйства предполагающая добровольное согласие всех заинтересованных субъектов на осуществление задач, содержащихся в плане. При этом предоставляется свобода выбора и принятия решений, сохраняется конкуренция, возможность конфликтов.

План назван индикативным. Это означает что он рекомендательный, указывающий, не предполагающий какой-то специальной ответственности за невыполнение. В то же время, по отношению к рынку, это волевое вмешательство государства, его большее или меньшее влияние на поведение хозяйствующих субъектов, на их выбор. Для государственного сектора применяются и элементы обязательности.

Концепция индикативного плана включает следующие позиции:

а) прогнозирование важнейших процессов на длительную, среднюю или ближайшую перспективу;

б) составление более или менее детальных программ, ориентирующих экономическое развитие в определенных целях. Целями являются, как правило, прирост национального продукта в определенных размерах с учетом социальной и экологической платы за прирост, увеличение занятости, улучшение структуры платежного баланса, преодоление диспропорций (региональных, отраслевых), перестройка структуры национальной экономики и т.п.;

в) определение средств реализации плана. В их числе предусматриваются государственное финансирование капиталовложений, система преференций (кредиты, субсидии, налоговые льготы), т.е. использование закона прибыли. Применяются также заниженные тарифы на государственный транспорт и электроэнергию;

г) выработка экономических, политических и административных мер и создание учреждений (институтов), т.е. механизмов с помощью которого государству предстоит реализовать принятые планы;

д) перманентная корректировка планов и модификация механизма их осуществления.

После Второй мировой войны концепция индикативного планирования экономики претворялась в жизнь в двенадцати странах Европы и в Японии. Во Франции с 1947 г. осуществлялись пятилетние планы. В Голландии с 1948 г. составлялись пятилетние планы, кроме того был разработан долгосрочный прогноз на 1950-1970 гг., а на 1960-1980 проведено «исследование экономических возможностей» страны. В Норвегии с 1949 г. действовали четырехлетние планы, в Швеции с 1948 — пятилетние. Япония с 1948 г. планировала пятилетки. Помимо этих стран, использовали национальное программирование и индикативное планирование экономики после Второй мировой войны Греция, Португалия, Италия, Ирландия, Бельгия, Англия, Исландия, Испания.

Вера в неограниченные возможности научно — технического прогресса, его способность преобразовать общество, государство и самих людей придавала идеям планирования, разрабатываемым институционалистами, необыкновенную привлекательность, сделала их научные труды исключительно популярными в самых широких кругах населения Европы середины XX века.

Французский государственный дирижизм. Создатели французской системы планирования, широко известной как «государственный дирижизм», нашли целый ряд новых дополнительных подходов к проблеме государственного планирования в условиях рыночной экономики. Они сумели учесть особенности социально — экономического и политического положения Франции после Второй мировой войны.

Восстановление экономики, ее модернизация, реконструкция старых и создание новых отраслей производства, ускорение темпов экономического роста и преодоление отставания от уровня производства других развитых стран — все эти задачи невозможно было решить только при помощи прогнозирования, планирования и программирования экономики. Понадобилось государственное управление всем процессом перестройки хозяйства. Государство должно было стать дирижером экономической игры. Так считали французские экономисты, сторонники социологической школы, близкой по основным идеям к институционализму.

Значительную роль в обосновании самой возможности государственного дирижизма в рыночной экономике сыграла концепция рынка, которую разработал глава социологической школы Фр.Перру. В своих работах он отмечал, что современный реально существующий рынок не соответствует идеальным представлениям либеральных экономистов. Механизм свободной конкуренции не выполняет более роли регулятора равновесия, ибо рынок структурно преобразован монополиями и вмешательством других институтов. Поведение экономических агентов обусловлено правилами игры, порождаемой не механизмом обмена товаров, а соотношением сил партнеров по экономической деятельности. Ведя настойчивый поиск истинных дирижеров экономической игры, Перру обосновал необходимость заметного усиления воздействия государства на экономику.

Для претворения в жизнь идей французских экономистов существовали благоприятные объективные условия. В результате послевоенной национализации ряда отраслей промышленности (угольная, железнодорожный транспорт, электроэнергетика и др.), пяти крупных коммерческих банков и целого ряда других объектов в стране сложился значительных размеров государственный сектор, который мог стать и основой, и средством экономических преобразований.

Создавая теоретическую основу для принятия экономических решений в практике планирования, главную задачу сторонники социологической школы видели в том, чтобы добиться структурной перестройки французской экономики, роста концентрации производства и капитала в целях приспособления к внешней конкуренции, обеспечения конкурентоспособности французских товаров на мировом рынке. Одной из важнейших теоретических «находок» Перру и его сподвижников, получивших эффективное применение в практическом построении индикативных планов, был принцип избирательности государственной политики, положенный в основу концепции «государственное участие в формировании новой структуированных точек применения силы». Современные, новейшие отрасли, — считали ее приверженцы, — отрасли тяжелой промышленности, химии, общего машиностроения, нефтепереработки — это моторы, движущие силы прогресса. Они или совершенствуют другие отрасли (например, электроника), или подготавливают массовые нововведения в будущем (такова роль атомной энергетики). Именно развитие этих отраслей-моторов и должно быть целью избирательной политики правительства, ибо они увеличивают масштабы и темпы экономической экспансии нации, модифицируют структуру всей национальной экономики.

В результате подобных действий правительства мог быть обеспечен, по мысли французских экономистов, гармонизированный рост. Однако его непременным условием являлось согласие с экономическими ориентирами правительства всех групп населения, смягчение всех социальных напряжений.

Концепции Фр.Перру и его единомышленников использовались при формировании системы индикативного планирования экономики. В1946 г. был издан декрет о создании во Франции Генерального комиссариата планирования, а в следующем 1947 г. принят план («Монне») на 1947-1950 гг., который был продлен до 1952 г. включительно. Затем в 1953-1957 гг. действовал второй план («Гирша»). Потом последовали третий (19571961), четвертый (1962-1965), пятый (1966-1970), шестой (19711975) и седьмой (1976-1980) планы.

В 60-х — 70-х гг. начался отход государственной экономической политики от ее первоначальных теоретических позиций дирижизма. Исключительную роль в этом сыграли участие Франции в ЕЭС и отказ от традиционного протекционизма. Введение конвертируемости валюты, увеличение свободного движения капитала и рабочей силы существенно затрудняли прежнюю экономическую политику. Усиливалось воздействие конъюнктуры рынка на экономику страны, что ухудшало возможности прогнозирования и предвидения. Но самое главное — укрепились (с большой помощью государства) позиции крупного капитала, который все менее был заинтересован в существенной государственной регламентации. Конъюнктурная политика получила значительное преимущество перед политикой долгосрочного роста.

В последней уже не было особой необходимости. Главные стратегические задачи, связанные с перестройкой структуры экономики и повышением конкурентоспособности французского капитала на мировом рынке были, в основном, решены. Новое время, иные социально-экономические и политические условия, требовали и новой государственной экономической политики. Как и другие страны, Франция в последние десятилетия XX в. предпочла неоклассические концепции, хотя и сохранила некоторые механизмы индикативного планирования.

Новый курс Рузвельта

Особенности мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Кризис начался с паники на Нью-Йоркской бирже 24 октября 1929 г., когда миллионы акций упали в цене на многие миллиарды долларов. Это был крах рынка ценных бумаг. Так неизбежно должны были кончиться биржевые спекуляции акциями и искусственное завышение их курсов, особенно во время экономического бума 1928—1929 гг. Однако крах на бирже был лишь внешним проявлением кризиса в сфере экономики. Этот кризис завершил историческую эволюцию того типа капиталистического хозяйства, который был характерен для конца XIX и начала XX в.

Экономический кризис 1929—1933 гг. был необычным. Циклический кризис перепроизводства совпал со структурным кризисом и с низшей точкой так называемой длинной волны в развитии капитализма. Русский ученый Н. Д. Кондратьев еще в 20-е гг. разработал теорию длинных волн развития капитализма. Под длинными волнами подразумеваются периодические колебания экономической активности продолжительностью 40—60 лет. Такие колебания отмечаются с конца XVIII в., и на 1929—1933 г. приходится, как считают экономисты, 4-я волна в низшей фазе. В эти периоды с полувековым интервалом происходит смена технической и технологической базы экономики и распространение ее на все отрасли хозяйства. Новая техника и технология, созданные в 20-е и 30-е гг., могли обеспечить массовое производство, но этот процесс обновления не мог выйти на уровень подъема без обеспечения условий массового потребления. Для массового производства нужен был массовый покупатель. Другая острая проблема, обнаженная кризисом, — его небывало затяжной характер (пять лет!). Это свидетельствовало о том, что традиционный рыночный механизм выхода из кризиса не работает и, следовательно, рыночный механизм автоматического выхода из кризиса должен быть дополнен механизмами государственного регулирования. Наконец, кризис породил небывало огромную безработицу, угрозу голода для многих сотен тысяч людей, опасность спонтанных бунтов и восстаний, т. е. обострились социальные проблемы, решение которых было возможно только с изменением социальных функций государства.

Пути выхода из кризиса. В конечном счете все дискуссии сводились к главному вопросу —о роли государства, государственной собственности, государственном регулировании

Особенность экономического кризиса в США. К началу 30-х гг. США стали признанным экономическим центром капиталистического мира, олицетворением технического прогресса. Зрелость капитализма именно здесь объясняет наибольшую силу экономического кризиса. Традиционный тип хозяйства себя исчерпал. С 1929 по 1932 г. объем промышленного производства сократился почти на 50%, работы лишились около 13 млн. человек. Большую остроту приобрели социальные проблемы. Система страхования по безработице, организация социального вспомоществования, кроме церковной благотворительности, в стране отсутствовали. Идеология «твердого индивидуализма» исходила из признания того, что каждый за свои беды несет ответственность сам. Ответственность государства за судьбы людей фактически не признавалась. Считалось, что социальная помощь государства подрывает основы «американизма». Идеология индивидуализма определяла политику бездействия центральных и местных властей в годы кризиса, отсутствие общегосударственного социального законодательства.

Кризис в США, в капиталистическом мире означал конец эпохи старого капитализма. Глубина кризиса, его всемирный масштаб требовали принятия чрезвычайных и масштабных мер. Требования к государству «Что-то надо делать!» исходили не только от широких масс бедствующего населения, но и из среды даже самого крупного американского бизнеса, напуганного масштабами экономического краха и угрозой развала самой системы.

В эти годы в США у власти находилась республиканская партия. Президент Герберт Гувер, преуспевающий в прошлом горный инженер и предприниматель, оказался на посту главы государства в 1928 г. благодаря своим деловым качествам, склонности к филантропии, верному служению бизнесу на предшествующей должности министра торговли. Гувер отстаивал принципы индивидуализма и либерализма ХIХ в. о невмешательстве государства в дела бизнеса. В 1931 г. в условиях массовой безработицы он отказался даже рассматривать предложения об организации общественных работ. Единственной крупной мерой, с которой согласился Гувер, было создание Реконструктивной финансовой корпорации (РФК). Эта правительственная организация занималась предоставлением банкам, железным дорогам, страховым компаниям займов. Гувер продолжал утверждать, что «процветание» вот-вот вернется, оно за углом. Но американцы перестали верить и понимать своего президента.

Летом 1932 г. ветераны войны начали поход на Вашингтон, требуя повышения пенсий. Войска под командованием генерала Д. Макартура разрушили палаточный городок ветеранов на берегу Потомака и разогнали их. Такая реакция властей вполне соответствовала общему курсу правительственной политики. В такой обстановке развернулась избирательная кампания 1932 г.

Президент Франклин Д. Рузвельт. На выборах президента в ноябре 1932 г. против Гувера выступал кандидат от демократической партии Франклин Делано Рузвельт.

Франклин Рузвельт родился в 1882 г. Окончил Гарвардский университет.. В 1910 г. был избран в сенат штата Нью-Йорк. В правительстве В. Вильсона был заместителем морского министра, членом американской делегации на Парижской мирной конференции. В 1921 г. заболел детским параличом и остался на всю жизнь инвалидом с парализованными ногами. В 1928 г. Рузвельт был избран губернатором штата Нью-Йорк, что обычно считалось преддверием в Белый дом. Имел значительное наследственное состояние, в том числе крупное имение Гайд-парк. Рузвельт, оказался единственным американским президентом, который избирался на этот пост 4 раза подряд (1932, 1936, 1940, 1944). Уже это означало его исключительную роль в истории США.

В ходе избирательной кампании Гувер не выдвинул новой программы. Рузвельт напротив, внял общему требованию перемен и в одной из речей произнес фразу: «Я обещаю американскому народу новый курс». Это броское слово «новый курс» («нью дил») стало популярным лозунгом и названием политики, которая наполнилась реальным содержанием только в так называемый период «ста дней» реформ в марте-июне 1933 г., когда новый президент провел через конгресс целый пакет законов..

Реформы «нового курса». Новые функции государства. В марте начала работу первая сессия конгресса. В течение трех месяцев конгресс принял множество законов. Суть их состояла в невероятных для Америки и капиталистического мира масштабах государственного регулирования экономики. Все меры носили чрезвычайный характер и американский размах, а также печать личной смелости и решительности президента. При новом президенте был создан «мозговой трест» из соратников-реформаторов, профессоров Колумбийского университета, бизнесменов, которые сумели показать президенту, сколь гибельным для системы оказался разрыв между массовым производством и низкой покупательной способностью американцев, сколь опасна для американской капиталистической системы безудержная конкуренция корпораций.

Первыми мерами президента стали стабилизация банковской системы и организация помощи безработным, создание соответствующих государственных учреждений по оказанию помощи в федеральном масштабе, в штатах и муниципалитетах. Для этих целей была создана Чрезвычайная федеральная организация помощи, которая ассигновала 500 млн. долларов для распределения среди нуждающихся. Важной мерой, которой Рузвельт гордился, было создание для безработной молодежи городов лагерей в лесных районах. Эта программа называлась Гражданским корпусом сохранения резервов. В лагерях размещалось ежегодно до 500 тыс. безработных молодых людей, которые получали кров, питание, одежду и один доллар в день. Они занимались лесопосадками, расчисткой лесов, мелиорацией, рытьем прудов, благоустройством национальных парков и заповедников, строительством дорог, мостов и т. п. В частности, от границ Канады до штата Техас была создана лесозащитная полоса, на которой было высажено 200 млн. деревьев.

Другим «детищем» Рузвельта стал грандиозный проект комплексного экономического развития целого географического района, охватывающего семь южных штатов в долине реки Теннесси. Когда-то на этих землях были хлопковые плантации, но истощилась почва, вырубка лесов усилила эрозию. Рузвельт предполагал возродить этот бедствующий регион путем организации мощной государственной корпорации, которая построит на реке каскад электростанций, поведет борьбу с эрозией почв, создаст лесозащитные полосы, окажет помощь бедствующим фермерам, обеспечит людей работой и в конечном счете поднимет их благосостояние. В море частного бизнеса появилась мощная государственная корпорация, преобразившая долину Теннесси. Было построено 25 электростанций, река стала судоходной, поднялись молодые леса, была остановлена эрозия почвы, люди стали жить лучше.

Необходимость временных мер помощи хорошо сознавалась, но как преодолеть главную причину хаоса — необузданную конкуренцию? Как восстановить функционирование экономики? В частности, предлагалось ввести меры принудительного картелирования. Рузвельт ухватился за эту идею. Так появился Закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА).

Закон о восстановлении промышленности состоял из трех частей. Первая часть предусматривала введение «кодексов честной конкуренции». Предприниматели той или иной отрасли садились за один стол и вырабатывали такие условия производства продукции, которые ставили их в равное положение. Это было принудительное ограничение конкуренции. В то же время цены и объем производства определялись с учетом объема рынка, что создавало возможность реализации произведенной продукции. «Кодексы честной конкуренции» утверждались президентом и становились законом. Такие кодексы охватывали 95% промышленности США. Баланс между объемом производства и объемом потребительского рынка стал отправной точкой выхода промышленности из кризиса.

Второй раздел НИРА регулировал отношения между предпринимателями и рабочими. Одна из статей закона предусматривала признание профсоюзов, права рабочих вести переговоры и заключать коллективные соглашения с предпринимателями об условиях найма и труда. Предпринимателям запрещалось создавать «свои» компанейские профсоюзы и прибегать к «нечестной трудовой практике». Это дало мощный толчок образованию в США производственных профсоюзов и вводило коллективно-договорную практику регулирования трудовых отношений.

В 1935 г. на основе статей НИРА был принят Акт о трудовых отношениях (закон Вагнера), который признал принципы коллективно-договорной практики в качестве национальной политики США и механизма регулирования конфликтующих интересов рабочих и предпринимателей.

Третья часть антикризисных мер предусматривала крупные ассигнования на общественные работы и строительство государственных промышленных, военных и других объектов.

Следующим важным законодательным актом стал закон о регулировании сельского хозяйства, который предусматривал материальную помощь фермерским хозяйствам, премии за сокращение посевов, скупку продукции ферм с тем, чтобы сократить разрыв в ценах на сельхозпродукцию и продукцию промышленности.

Закон НИРА и закон о регулировании сельского хозяйства вводились на два года, после чего они были признаны Верховным судом неконституционными, нарушающими принципы свободного предпринимательства. Если в разгар кризиса бизнес мирился с государственным регулированием, то улучшение экономической ситуации, начавшийся выход из кризиса вызвали волну протестов предпринимателей. Против Рузвельта ополчилась и большая пресса. Политика Рузвельта стала расцениваться как покушение на принципы свободного предпринимательства, американизма и философию индивидуализма. Упреки шли с разных сторон. Одни указывали на общность принципов политики Рузвельта с принципами корпоративного государства в фашистской Италии. Другие упрекали его в насаждении социализма и коммунизма.

Во время президентской избирательной кампании 1936 г. против Рузвельта выступали достаточно мощные силы — крупный бизнес, раздраженный государственным регулированием, большинство газет, сторонники республиканской партии и других правых политических группировок, объединившихся в так называемую Союзную лигу. Они обрушивались на все меры и законы «нового курса», включая социальное обеспечение. Однако в 1936 г. Ф. Рузвельта вновь поддержало большинство избирателей, составивших как бы народный фронт, противостоявший правым.

studfiles.net

Закон о восстановление национальной промышленности

Для чего Вам нужна «База судебных решений»?
смотри подробнее

Анализ информации, содержащейся в базе, поможет юристу предусмотреть последствия принимаемых им юридических решений и не доводить дело до суда.

Помогает выстроить грамотную стратегию судебного процесса на основе изучения и анализа уже имеющихся в базе решений по аналогичным делам.

Помогает проверить «чистоту» партнеров и контрагентов:

  • — принимал ли участие в судебных разбирательствах?
  • — в качестве кого? (Истец, ответчик, третье лицо и т.п.)
  • — по каким делам?
  • — выиграл или проиграл?
  • Самая полная база – более 7 000 000 документов

    База содержит дела:

    • — гражданского судопроизводства
    • — административного производства
    • — уголовные дела открытого судебного производства
    • Простой и удобный поиск документов:

      • — по территории
      • — по суду
      • — по дате
      • — по типу
      • — по номеру дела
      • — по сторонам
      • — по судье
      • Мы разработали специальный вид поиска – ПОИСК ПО КОНТЕКСТУ, с помощью которого производится поиск в тексте судебных документов по заданным словам
        Все документы сгруппированы по отдельным делам, что экономит время при изучении конкретного судебного дела
        К каждому делу прикреплена информационная карточка, которая содержит краткую информацию по делу – номер, дату, суд, судью, тип дела, стороны, историю процесса с указанием даты и произведенного действия.

        Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им.
        Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ»

        Для чего Вам нужен раздел «Ответы государственных органов»?
        смотри подробнее

        1. Ответы государственных органов на конкретные вопросы граждан и организаций по различным отраслям деятельности.
        2. Ваш практический источник применения норм права.
        3. Официальная позиция государственных органов в конкретных правовых ситуациях требующих решений.

        В разделе содержатся все ответы государственных органов, которые размещены на портале «Открытый диалог» Электронного правительства Республики Казахстан.
        Вопросы-ответы включаются в ИС «ПАРАГРАФ» в неизменном виде в соответствии с оригиналом, что позволит Вам ссылаться на них при возникновении ситуаций, требующих подтверждений и обоснования Вашей позиции (при взаимодействии с государственными органами в том числе).
        В отличие от портала Электронного правительства, ответы госорганов раздела ИС «ПАРАГРАФ» снабжены дополнительными поисковыми механизмами, позволяющими осуществлять поиск по:

        • — тематике;
        • — дате;
        • — автору;
        • — номеру вопроса;

        а также вести полномасштабный контекстный поиск в вопросах и ответах – как отдельных слов, так и фраз в виде словосочетания.

        Уверены, новые возможности ИС «ПАРАГРАФ» сделают Вашу работу еще более эффективной и плодотворной!

        online.zakon.kz

        США выделят «космическую» сумму на восстановление Донбасса

        Сегодня, 15 мая, в США должны принять окончательное решение о выделении гуманитарной помощи прифронтовым территориям в размере 125 миллионов долларов.

        С этой целью в Украину прилетел спецпредставитель США Курт Уолкер, который недавно получил расширенные дипломатические полномочия. Он собирается встретиться с нашими военными, представителями общественных организаций и местными жителями, которые пострадали от российской агрессии.

        Уолкер озвучил, что в его планы входит оценка ситуации на передовой и планируемые объемы гуманитарной помощи на восстановление разрушенного региона.

        Напомним, что в конце прошлого года президент США Дональд Трамп подписал » Закон о защите национальной обороны», поддержали обе палаты Конгресса. В Законе говорилось об оборонительных мероприятиях и расходах бюджета.

        На 2018 год предполагается финансирование оборонных мероприятий на сумму около 700 миллиардов долларов. Эта тема заняла место в топ-новостях, поскольку документ предусматривает немало пунктов, которые имеют непосредственное отношение к Украине. В частности, выделение 350 миллионов долларов США на помощь в сфере безопасности, включая «оборонную летальную помощь».

        trueweek.com

        Ареопаг промышленного ренессанса

        Нужно бежать со всех ног,

        чтобы только оставаться на месте,

        а чтобы куда-то попасть,

        нужно бежать, как минимум, вдвое быстрее!

        В Украине на протяжении 10 лет остается стабильно низкой доля инновационных предприятий в промышленности – 18% против 50% в ЕС. Поскольку передовые технологии являются главным источником модернизации, конкуренции и устойчивого экономического роста, очевидно, что без изменения системы администрирования развитием промышленности, шансы попасть в «Клуб богатых стран» ничтожно малы.

        «Нет того нового обычая, который не был бы старым»

        В 1975 г. главы государств и правительств приняли под эгидой ЮНИДО Лимскую декларацию, признав, что индустриализация является движущей силой экономического роста и социального развития. Тем не менее, большинство стран взяли тогда курс на постиндустриальное общество. Значительное влияние на этот выбор оказал широко рекламированный миф о том, что подъем экономики возможен исключительно через переориентацию на перспективные секторы услуг и на постепенное сворачивание материального производства. «Масла в огонь» подлил и так называемый «Вашингтонский консенсус» – рекомендованный МВФ и Мировым банком свод правил экономической политики, направленный на усиление рыночных сил и снижение роли государства.

        Финансовый кризис 2008–2009 гг. и дальнейшая стагнация экономики отрезвили сторонников такого выбора, заставив искать новые, эффективные политические меры и осуществлять необходимые для этого институциональные преобразования. Парадоксально, но потребовалось почти 40 лет, чтобы подтвердить правильность постулатов Лимской декларации. Группа экспертов высокого уровня, сформированная ООН для выработки рекомендаций по развитию мировой экономики на период после 2015 г., признала ключевую роль индустриализации, внедрения инноваций, инвестиции в инфраструктуру в устойчивом росте и создании рабочих мест.

        Очевидно, что потрясения последних лет привели к радикальным изменениям как в понимании целесообразности государственного вмешательства для ускорения роста, так и в признание факта, что без такого вмешательства успех догоняющего развития маловероятен. Свидетельством служит вывод Дж. Стиглица и Дж. Ифу Лин в работе «Революция промышленной политики: роль правительства за рамками идеологии»: «Слепая вера в магические добродетели рыночных сил, где рациональные агенты естественно создают оптимальные условия для устойчивого экономического роста, опровергнута глобальной рецессией и необходимостью введения со стороны правительств быстрых мер реагирования для преодолении кризиса».

        Государство скрытого развития

        США традиционно позиционируют себя как государство, не практикующее промышленную политику. В американском обществе до недавних пор господствовал консенсус, что такая политика, являясь синонимом интервенции государства, снижает эффективность рыночной конкуренции и подрывает культуру предпринимательства. Как отмечает профессор Лондонской школы экономики Р.Уэйд, «американское правительство прямо и косвенно, а также через такие организации, как Мировой банк и ВТО, уже давно заявило остальному миру словами нобелевского лауреата в области экономики Гери Беккера: «лучшая промышленная политика – та, которой вообще нет».

        Однако, из выступления Главы Национального экономического совета при Белом Доме в 2012 г. стало очевидным изменение риторики: «Главный интерес Америки заключается в ренессансе национальной перерабатывающей промышленности», поскольку она является «ключевым компонентом конкурентоспособной и инновационной экономики». По словам Р. Уэйда, это первый случай, когда ключевая фигура администрации Президента публично позитивно высказалась относительно промышленности и необходимости инициирования мероприятий в интересах производственного сектора. Впоследствии в стране были приняты меры, формально не связанные с промышленной политикой, поскольку их цель заключалась в недопущении банкротств и широкомасштабной безработицы. Однако, по сути, многие из них ориентированы на сохранение и усиление позиций страны как глобального технологического лидера промышленного производства.

        По мнению специалистов ЮНКТАД, подходы США к реализации промышленной политики представляют собой соединение «государства-предпринимателя» и «государства-координатора». Как предприниматель правительство принимает основные риски и играет ведущую роль в формировании рынков в части коммерциализации новых технологий. Также государство доминирует в финансировании рискованных исследований, играя роль катализатора технологических инноваций. Как «государство-координатор» США создают сети между разными субъектами инновационной системы. Учитывая такой характер американской промышленной политики и при этом отсутствие явного единого учреждения, которое бы отвечало за эту политику, США называют «государством скрытого развития» (hidden developmental state).

        Впрочем, на самом деле ключевую роль в процессе разработки и общей координации промышленно-инновационной политики играет Национальный институт стандартов и технологий Минторга США (NIST). Как официальный регент Президентских инициатив, NIST реализует меры по повышению производительности и добавленной стоимости через партнерство государства и бизнеса, которое ускоряет развитие технологий и их коммерциализацию.

        В рамках реализации этих инициатив в 2009 г. был принят Закон «О восстановлении и реинвестировании американской экономики», краткосрочная цель которого – смягчение негативных последствий «большой рецессии», а долгосрочная – использование вертикальных мер промышленной политики для укрепления национальной перерабатывающей промышленности и повышения ее международной конкурентоспособности.

        В 2012 г. Совет по науке и технологиям Администрации Президента США обнародовал «Национальный стратегический план для передовой перерабатывающей промышленности», на исполнение которого в 2013 г. начато создание Национальной сети для промышленных инноваций на принципах государственно-частного партнерства. До 2020 г. планируется создать 45 технологических институтов специализированных компетенций. В числе первых – Институт инноваций в производстве Power America, основным направлением деятельности которого является разработка передовых технологических процессов с применением широкозонных полупроводников; Институт инноваций в производстве в области передовых композитных материалов; Американский институт инноваций в производстве в области интегрированной фотоники.

        Для усиления инициатив по инновационному развитию производств Совет по науке и технологиям при Президенте США обнародовал Доклад «Ускорение передовой перерабатывающей промышленности США». Документ рекомендовал разработать национальную стратегию обеспечения ведущей роли экономики США в сфере передовых промышленных технологий, включающую перечень приоритетных направлений и мер содействия на всех стадиях развития. В Стратегии развития американских инноваций, принятой в 2015 г., также акцентируется внимание на технологиях передового промышленного производства.

        Очевидно, что США системно поддерживают национальный производственный сектор инструментами активизации инноваций и преимущественно вертикальными мерами политики, что обеспечивает стране устойчивое промышленное развитие.

        В отличие от США, где табу на промышленную политику сознательно введено политическими элитами страны, в Европе его никогда не было. Основы реализации промышленной политики заложены еще в Договоре о функционировании Европейского Сообщества 1957 г. Несмотря на такую установку, европейские страны формировали основы экономического развития под влиянием идей построения постиндустриального общества, что стало одной из причин утраты их позиций на мировых товарных рынках в конкурентной борьбе с новыми индустриальными странами.

        Пытаясь наверстать упущенное, Европейская комиссия в 2010–2012 гг. сформулировала главные приоритеты промышленной политики Еврозоны и разработала соответствующие рекомендации странам – ее членам. В документах «Промышленная политика: укрепление конкурентоспособности», «Сильная европейская промышленность для роста и восстановления экономики» и других определены ориентиры модернизации и механизмы их реализации.

        Принятая в начале 2010 г. стратегия социально-экономического развития «Европа 2020» обозначила цели ЕС в вопросах промышленности и инноваций до 2020г. Специализированная программа «Горизонт 2020» также определила одним из приоритетов «Индустриальное лидерство».

        Демонстрацией консенсуса высокого уровня по вопросам видения рычагов экономического роста в ЕС стала статья «Новая индустриальная политика Европы», опубликованная в газете «The Wall Street Journal». Её подписали министры пяти стран ЕС – Испании, Португалии, Италии, Франции, Германии. Главный месседж – сильная, восстановленная и усовершенствованная промышленная база обеспечит экономическое восстановление Европы.

        Акценты расставил «Deutsche Bank» в докладе «Реиндустриализация Европы», указав членам ЕС на необходимость любой ценой увеличить долю промышленного сектора в их экономиках. Для этого каждой стране было рекомендовано проанализировать собственные специфические проблемы и принять соответствующий курс. Путеводителем стал документ «К европейскому промышленному ренессансу», презентованный Европейской комиссией в 2014г. – до 2020 г. Европа должна увеличить долю промышленности в ВВП с нынешних 15% до 20%. Поэтому Европейская комиссия обращается с настойчивым призывом к странам – членам ЕС признать центральную роль промышленности в создании рабочих мест и экономическом росте, а также рекомендует им интегрировать вопросы конкурентоспособности промышленности во все сферы национальной политики. Руководство ЕС подчеркивает, что промышленную модернизацию следует осуществлять за счет инвестиций в инновации и новые технологии, в производственные ресурсы и развитие навыков. Помощью в этом должно стать развитие деловой атмосферы в Европе благодаря мерам по упрощению законодательной базы и повышению эффективности государственного управления на уровне ЕС и на национальном уровне.

        Решение этих задач правительства возложили на компетентные органы. Во Франции даже создали специализированное министерство с оригинальным названием – Министерство промышленного возрождения (сегодня это Министерство экономики и финансов). В Великобритании подобные функции выполняет Министерство по делам бизнеса, инноваций и профподготовки. Оно отвечает за разработку политики в сферах бизнеса и предпринимательства, стратегии и механизмов развития промышленности на принципах государственно-частного партнерства. В Германии – Федеральное министерство по экономике и энергетике, в частности Генеральный директорат промышленной политики, связанный с вопросами производства инвестиционных и потребительских товаров, сырьевыми материалами, обороны и безопасности, автомобилестроением, аэрокосмической промышленностью и прочим.

        Администратор роста

        В Украине, в отличии от упомянутых стран, нет структуры, «заточенной» под промышленно-инновационное развитие экономики. Функции формирования и реализации промышленной политики возложены на Минэкономразвития, а инновационной – на Министерство образования и науки. В таких условиях проблематично системно использовать рычаги влияния. А без них доля перерабатывающей промышленности в ВВП продолжит 25-ти летнее падение. Это уже привело к непоправимой потере ряда компетенций, а также к утрате многих позиций национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках.

        Осознание этих рисков должно побудить государство усилить координирующую функцию и создать структуру, способную эффективно использовать внутренние ресурсы и привлекать внешние для усиления производственного потенциала. Она должна стать администратором и катализатором роста, своеобразным «ареопагом» в решении ряда стратегических и тактических вопросов, обеспечивающих эффективную промышленную политику на инновационных началах.

        Очевидно, что в стране назрела необходимость в Министерстве промышленно-инновационного развития (Минпроминноваций) – качественно нового, многофункционального органа государственного управления индустрией, способного объединять инструменты промышленной, технологической и инновационной политики с политикой в сфере образования и человеческих ресурсов в целях повышения конкурентоспособности и достижения первенства на рынке.

        Во-первых, координация. Сегодня из-за отсутствия координации и координатора действий министерств, ведомств и других государственных и частных субъектов инновационно-промышленного развития неэффективно используются имеющиеся ресурсы. Как лебедь, рак и щука они разрабатывают программы и стратегии собственного инновационного развития, конкурируя за привлечение государственных средств, а в результате, как говорится «воз и ныне там».

        Во-вторых, стратегический маркетинг. Для принятия важнейших решений по развитию отечественной промышленности крайне важно понимание глобальных тенденций, определяющих предложение и спрос на товары и услуги, а также направлений развития технологий. Это требует организации сбора, обработки и анализа стратегической информации, без которой невозможно принять адекватные решение о масштабе финансовых, кадровых и прочих ресурсов для достижения цели.

        В третьих, целеполагание. Без него любые вливания государственно-частного капитала будут иметь такой же эффект, как ирригация поля садовой лейкой. Неспособность выделить из длинного списка «приоритетных задач» первоочередные, приведет к дальнейшему распорошиванию ресурсов, отдалит ожидаемые результаты, подорвет доверие к политике инновационного развития промышленности и политиков, которые возьмутся её реализовывать.

        Итак, ключевая цель нового органа – создание благоприятных рамочных условий для технологических инноваций, инвестиций и производства на промышленных предприятиях, а также организация новых инновационно активных промышленных единиц, ориентированных на выпуск высокотехнологичных конкурентоспособных товаров с высокой добавленной стоимостью.

        Структура Минпроминноваций должна формироваться не по отраслевому, а по функциональному принципу в решении проблем промышленного развития и придерживаться следующих приоритетов:

        • разработка стратегии инновационного развития промышленности Украины на принципах здорового протекционизма и стимулирующих преференций в сотрудничестве с бизнес средой, научными и общественными кругами с учетом конъюнктуры внутреннего та внешнего рынков; мониторинг выполнения задач стратегии, внесение корректив, исходя из новых вызовов;
        • координация планов промышленного развития регионов Украины с учетом их потребностей и потенциала, корреляция с задачами национальной стратегии развития промышленности;
        • содействие инновационному развитию малых и средних предприятий, а также реализации стратегических планов «технологических чемпионов» национальной промышленности;
        • учреждение государственного финансового агента развития инноваций и поддержки малых и средних предприятий в промышленности с широким спектром функций (от формализации идеи и технико-экономического обоснования проекта к финансированию его ключевых стадий, патентованию изобретений и поиску партнеров) накшталт французского BPI France;
        • реформирование существующих и создание новых научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов по примеру американской Национальной сети для промышленных инноваций на принципах государственно-частного партнерства; инициирование запуска научно-технических программ, направленных на создание технологических инноваций, которые повысят конкурентоспособность производственного сектора;
        • содействие подготовке трудовых ресурсов и их профессионального состава с учетом текущих и будущих потребностей промышленности; формирование когорты инвестиционных менеджеров и экспертов промышленно-инновационных проектов.
        • Минпроминноваций должен изменить систему администрирования промышленным развитием страны. Принципы функционирования «ареопага промышленного ренессанса» требуют профессиональной дискуссии, в которой стоит опираться не только на современный зарубежный опыт, но и учитывать вызовы, стоящие сегодня перед Украиной. Как это было в Германии после окончания второй мировой войны, когда создали Федеральное министерство по делам плана Маршалла, просуществовавшее до 1969 г. пока не выполнило свою функцию.

          lb.ua

          Это интересно:

          • Закон об аудиторских организациях Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 1 июля, 13, 28 декабря 2010 г., 4 мая, 1, 11 июля, 21 ноября 2011 […]
          • 184 фед закон Федеральный закон "О техническом регулировании" Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ"О техническом регулировании" 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 ноября, 30 декабря 2009 г., 28 сентября 2010 г., 21 июля, 30 ноября, 6 декабря 2011 г., 28 […]
          • Федеральный закон 112 от 05052014 Федеральный закон № 112-ФЗ от 23 апреля 2018 года РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской […]
          • Закон о счетоводстве Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ"О семеноводстве" С изменениями и дополнениями от: 10 января 2003 г., 9 мая 2005 г., 16 октября 2006 г., 8 ноября 2007 г., 30 декабря 2008 г., […]
          • Федеральный закон садоводов Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ"О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" С […]
          • Закон 2124 рф Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 20 июля 2000 […]
          • Приказ фст 101-э Приказ ФСТ России от 20.06.2014 N 1010-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" от 20 июня 2014 […]
          • Приказом 866 Приказ ФСТ России от 30.05.2014 N 866-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" ФЕДЕРАЛЬНАЯ […]