Основные нормативные акты по налогам и сборам

admin

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах

Законодательство о налогах и сборах — это упорядоченная система норм и правил, содержащихся в законах и регулирующих отношения в сфере налогообложения. Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс. В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов, порядок, особенности и сроки их расчета, начисления и уплаты, налоговые льготы, субъекты (налогоплательщики — физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) и объекты налогообложения (прибыль, доходы, имущество, сделки, финансовые операции и тому подобное), юридическая ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах.

Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации представляет собой трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства; в соответствии с Налоговым кодексом субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Статьей 4 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти , а также органы исполнительной власти субъектов РФ уполномочены принимать нормативно-правовые акты (постановления и разъяснения Правительства РФ, письма и разъяснения Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ) в пределах своей компетенции. Однако акты органов исполнительной власти носят, в основном, разъяснительный характер и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Правило о том, что незнание закона не освобождает от ответственности, знают все. Информационно-правовые системы для бухгалтеров: «Помощник Бухгалтера», «Помощник Бухгалтера бюджетной организации», «Помощник Бухгалтера по бюджетному учету», «Помощник Финансового директора», разработанные консорциумом «Кодекс», позволят вам не только хорошо знать законодательство о налогах и сборах, но и воспользоваться консультациями «Линии профессиональной поддержки». С этими услугами вы всегда будете держать руку на пульсе постоянно меняющегося законодательства. Мы обеспечим вас грамотной, своевременной, достоверной и актуальной профессиональной информационно-правовой поддержкой.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАЛОГАХ И СБОРАХ
И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О НАЛОГАХ И СБОРАХ

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года
Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, —
см. предыдущую редакцию)

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе (пункт дополнен с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, — см.предыдущую редакцию):

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

5) формы и методы налогового контроля (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса «законодательство о налогах и сборах».

www.kodeks.ru

Законодательство о налогах и сборах

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах

Статья 1 НК РФ определяет состав законодательства о налогах и сборах, которое действуют на территории Российской Федерации, и включает в себя:

— законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;

— законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах;

— нормативные правовые акты представительных органов муниципального образования о налогах и сборах.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из:

— Налогового кодекса Российской Федерации.

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

· виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

· основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

· принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

· права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

· формы и методы налогового контроля;

· ответственность за совершение налоговых правонарушений;

· порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц;

— федеральных законов о налогах и сборах (которые приняты в соответствии с НК РФ).

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из:

— законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ;

В пункте 3 статьи 1 НК РФ содержится важное условие для правильного применения норм НК РФ к отношениям по установлению, введению и взиманию сборов — правила НК РФ применяются лишь постольку, поскольку это прямо предусмотрено в самом НК РФ (статья 3, абзац 2 пункта 1 статьи 5, статьи 13, 14, 17, 21 — 23, 58 — 60 НК РФ). На иные отношения (например, по взиманию платежей за загрязнение окружающей среды) действие НК РФ не распространяется (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №284-О).

В пункте 6 комментируемой статьи законодатель обращает внимание на содержание понятия «законодательство о налогах и сборах», используемого в тексте НК РФ — все нормативные правовые акты, касающиеся налогов и сборов, указанные в статье.

С 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2007 года №137-ФЗ в статье 1 НК РФ слова «местного самоуправления» были заменены на слова «муниципальных образований». Данное изменение было внесено в рамках приведения содержания статьи в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Отношения, которые регулирует законодательство о налогах и сборах, (налоговые отношения) носят властный характер, поскольку основаны на властном подчинении одних участников таких отношений другим участникам. На основании пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) (Приложение №2) к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Выделены две группы отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах:

— отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации.

— отношения, которые возникли в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, обжалования неправомерных действий (бездействия) органов налогового контроля и их должностных лиц.

Участники налоговых отношений определены в статье 9 НК РФ.

Круг отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах определен четко. К ним относятся отношения:

— по установлению налогов и сборов. Следует учесть, что налог считается установленным, когда определены налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. При установлении сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам (статья 17 НК РФ);

— по введению налогов и сборов. Налог установленный в соответствии со статьей 17 НК РФ, может быть введен не сразу, а спустя некоторое время;

— по взиманию налогов и сборов. Речь идет как о добровольной уплате налогоплательщиками, так и случаях взыскания (статьи 45 — 48, 52, 54, 57, 58 НК РФ), списания налогов и сборов (статья 59 НК РФ);

— возникающие в процессе налогового контроля (учет налогоплательщика и снятия с учета (статьи 83 — 86 НК), проведения налоговых проверок (статьи 87 — 89, 100 НК РФ), анализа данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий плательщиков и тому подобного (статьи 92, 99 НК РФ);

— возникающие в ходе привлечения плательщиков к ответственности за налоговые правонарушения (статьи 106 — 114, 116 — 135, 137 — 142 НК РФ).

Несмотря на то что налоговые органы являются также и органами осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, НК РФ не регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией (Письмо МНС Российской Федерации от 29 октября 2004 года №09-0-10/4312) (Приложение №117).

Как разъяснил Пленум ВАС Российской Федерации в Постановлении от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (Приложение №130) часть первая НК РФ не подлежит применению к правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Пункт 1 статьи 3 НК РФ воспроизводит положение статьи 57 Конституции Российской Федерации.

На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 3 НК РФ, провозглашая основные начала законодательства о налогах и сборах, фактически является базовой статьей, которая определяет сущность налоговой политики в Российской Федерации и основы российской доктрины налогового права. Налоговая политика России основана на:

— признании всеобщности и равенства налогообложения;

— принципе справедливости и реальной возможности налогоплательщика уплатить налог;

— недопустимости дискриминации налогоплательщиков по политическим, идеологическим, этническим и конфессиональным признакам, независимо от форм собственности, гражданства и места происхождения капитала;

— экономической обоснованности налогообложения конкретным видом налога;

— ясности норм налогового законодательства и толковании их в пользу налогоплательщика.

Принципиальные основы налоговой политики, изложенные в статье 3, прямо влияют на понимание основных начал российского налогового законодательства и права. Налоговое право России является частью российского финансового права, и регулирует только часть государственных доходов, а именно налоговые доходы. Оно не распространяется на другие государственные доходы и распределение финансовых средств.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт «и» части 1 статьи 72); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (часть 3 статьи 75).

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации по этому предмету совместного ведения должны приниматься в соответствии с федеральным законом об общих принципах налогообложения и сборов. Однако и при отсутствии такого закона признание за субъектами Российской Федерации права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не давало бы им автоматически полномочий по решению в полном объеме вопросов, которые касаются данных принципов в части, имеющей универсальное значение как для законодателя в субъектах Российской Федерации, так и для федерального законодателя и в силу этого подлежащей регулированию федеральным законом. Такой вывод следует из части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которой в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации, принятыми по предмету совместного ведения, действует федеральный закон. К такому выводу пришел Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 21 марта 1997 года №5-п (Приложение №133).

Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, предопределенные положениями Конституции Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 статьи 75 устанавливаются исключительно Федеральными законами. К «общим принципам» относятся:

обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику;

единство налоговой системы;

равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона.

Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает важную гарантию защиты прав налогоплательщиков, говоря о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Данная норма, как правило, применяется судами при разрешении споров, тем самым суд констатирует факт наличия пробела или неясности в законодательстве. В связи с этим, Пленумом ВАС РФ (пункт 4 Постановления от 28 февраля 2001 года №5) (Приложение №130) рекомендовано судам при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, оценивать определенность соответствующей нормы.

В статье 4 НК РФ перечислены федеральные органы, которые имеют право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением. Такими органами являются:

Правительство Российской Федерации;

федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов;

федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

исполнительные органы местного самоуправления.

Указанные органы вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела только в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях и в пределах своей компетенции. При этом, издаваемые ими нормативно-правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, а только раскрывать или разъяснять их содержание.

В целях обеспечения проведения единой налоговой (финансовой) политики на территории Российской Федерации устанавливаются конституционные принципы финансовой политики на российском рынке, которые изложены в статьях 74, 75 Конституции Российской Федерации.

Они определяют, что на территории Российской Федерации:

— не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

— ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей;

— денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются;

— защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти;

— система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом;

государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе;

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» эти акты публикуются в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации», «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Конституционные основы государственной финансовой и налоговой политики находят развитие в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, на основе которых составляется План действий Правительства Российской Федерации в области финансовой политики.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Центральным органом по регулированию налогообложения в системе исполнительной власти до недавнего времени являлось Министерство по налогам и сборам Российской Федерации.

Примечание. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС) преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС) с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации. Положение об этом вступило в силу с 28 июля 2004 года. (Указы Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; от 20 мая 2004 года №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).

В тексте НК РФ употребляется понятие «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов», под которым и следует понимать Федеральную налоговую службу (ФНС) при Министерстве финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации имеет как самостоятельные финансово-налоговые полномочия, так и полномочия, осуществляемые исключительно по поручению Правительства Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (Приложение №38).

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №1024-р «О переподчинении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» (Приложение №44) в подчинение Федеральной налоговой службы отнесены ранее упраздненные, реорганизованные и иные федеральные органы исполнительной власти — управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня МНС России и территориальные органы ФСФО России.

В настоящее время ФНС и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №506 «Об утверждении Положения о федеральной налоговой службе») (далее- Положение №506).

Указанным Положением №506, установлено, что ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Кроме того, ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС и ее территориальные органы — управления ФНС по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня (далее — налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

В Положении №506 определены права ФНС и пределы осуществляемых полномочий в установленной сфере деятельности, в частности:

— ФНС принимает решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

— ФНС не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Статья 5 НК РФ определяет действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, по общему правилу они вступают в силу:

— не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Официальным опубликованием федеральных законов считается публикация их в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

— не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени (квартал, полугодие) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма, подлежащая уплате (статьи 53 — 55 НК РФ). Если для одного и того же налога в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов (пункт 3 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 28 февраля 2001 года №5) (Приложение №130).

По общему правилу акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Пункт 1 статьи 5 разграничивает процедуры вступления в силу законодательства о налогах и законодательства о сборах. Специальные правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах изложены в абзаце 3 пункта 1 статьи 5 НК РФ:

1) для федеральных законов, вносящих изменения в текст самого НК РФ, но лишь те изменения, которые касаются установления новых налогов и сборов. Обязанность по уплате налогов и сборов возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства и считаются установленными с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих их уплату (статья 44 НК РФ);

2) для законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, а также актов представительных органов местного самоуправления по налогам и сборам. Обратите внимание на важный момент в данной статье, в ней предусмотрены только те акты, которые устанавливают новые налоги и сборы. Речь идет о любых актах законодательства субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актах органов местного самоуправления, вносящих изменения в местные и региональные налоги и сборы.

Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в абзаце 3 пункта 1 статьи 5 вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ, по сути дублирующим положение части 2 статьи 57 Конституции Российской Федерации — акты законодательства о налогах и сборах не имеют обратной силы, если они:

— устанавливают новые налоги и (или) сборы (не имеет обратной силы, например, закон, устанавливающий новые объекты налогообложения, налоговую базу, ставку, период, порядок исчисления и уплаты налога);

— повышают налоговые ставки (статья 53 НК РФ);

— устанавливают новые или отягчают ранее действовавшие виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (статьи 116 — 129.1 НК РФ);

— устанавливают новые обязанности плательщиков и иных участников налоговых отношений (статья 9, статья 23, статьи 24 — 37 НК РФ).

Пункт 3 статьи 5 НК РФ, не вступая в противоречие с вышеназванным правилом, допускает возможность распространения действия «актов налогового законодательства о налогах и сборах» на отношения, возникшие до вступления законодательных актов в законную силу, если они:

— устраняют ответственность за налоговые правонарушения. При этом правонарушитель, не привлеченный к ответственности к моменту вступления в силу такого акта, освобождается от нее, а дела о правонарушениях, не оконченные производством к моменту вступления в силу такого акта, подлежат прекращению (статьи 101 — 105 НК РФ);

— смягчают меру ответственности. Смягчение ответственности может выражаться в уменьшении размера налоговой санкции (статья 114 НК РФ);

— устанавливают дополнительные гарантии защиты прав плательщиков налогов и сборов и их представителей. Дополнительными считаются такие гарантии, которые до этого прямо не были предусмотрены в нормах ни самого НК РФ, ни других актов законодательства о налогах и сборах.

В пункте 4 статьи 5 НК РФ содержится диспозитивное правило о том, что могут иметь обратную силу следующие «акты законодательства о налогах и сборах», но только, если в них имеется прямое на то указание:

— отменяющие налоги и (или) сборы. С момента вступления в силу такого акта прекращается обязанность по уплате налогов и сборов (пункт 1 статья 44 НК РФ);

— снижающие размеры ставок налогов и сборов. В ряде случаев такие ставки могут устанавливаться Правительством Российской Федерации (абзац 2 статья 53 НК РФ) в порядке и пределах, определяемых НК РФ. В этих случаях, под действие правил статьи 5 подпадают и подобного рода акты Правительства Российской Федерации;

— устраняющие обязанности плательщиков, а также налоговых агентов, их представителей. Круг этих обязанностей указан в статьях 23 — 29 НК РФ, а также в актах законодательства, посвященных отдельным видам налогов и сборов;

— иным образом улучшающие положение плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов, их представителей (статья 64 НК РФ допускает возможность применять рассрочки или отсрочки в уплате конкретного налога и сбора).

Приведем пример из судебной практики.

Законом субъекта Российской Федерации в июле 2004 года были введены налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. Моментом вступления указанного закона в силу было установлено 1 января 2004 года, то есть закону была придана обратная сила.

Прокурор оспорил данное положение закона, так как, по его мнению, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Поэтому введение закона в действие с 1 января 2004 года противоречит НК РФ.

Как указал Верховный суд Российской Федерации в своем Определении от 9 ноября 2005 года №46-Г05-21, правила пункта 1 статьи 5 НК РФ действуют, если иное не предусмотрено этой же статьей. Пунктом 4 статьи 5 НК РФ предусмотрена возможность придания обратной силы законам в случае, если они улучшают положение налогоплательщика. Поскольку оспариваемый нормативный акт улучшает положение налогоплательщиков (устанавливает дополнительные льготы), законодатель в силу прямого указания федерального закона вправе был придать оспариваемому акту обратную силу.

Положения комментируемой статьи распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Таким образом, органы местного самоуправления также обязаны публиковать в средствах массовой информации принимаемые ими нормативные правовые акты о налогах и сборах.

К нормативным правовым актам о налогах и сборах относится законодательство о налогах и сборах, указанное в статье 1 НК РФ, и нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 статьи 4 НК РФ.

Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, который:

— издан органом, не имеющим, согласно статям 1 и 4 НК РФ, право издавать подобного рода акты. В НК РФ указан круг органов, наделенных указанным правом:

— Государственная Дума Российской Федерации, с одобрения Совета Федерации, — принимает Федеральный закон по налогам и сборам;

— законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации — принимают в соответствии с НК РФ законы (иные правовые акты) по региональным налогам и сборам (пункт 4 статьи 1, пункт 3 статьи 12, статья 14 НК РФ);

— представительные органы муниципальных образований — принимают акты о местных налогах в пределах, установленных НК РФ (пункт 5 статьи 1, пункт 4 статьи 12, статья 15 НК РФ);

— федеральные органы исполнительной власти (ФНС, ГТК РФ и другие), аналогичные органы субъектов Российской Федерации и исполнительные органы местного самоуправления издают нормативные правовые акты по налогам и сборам только в случаях, предусмотренных законодательством (статья 1 НК РФ), и лишь по вопросам, которые не могут изменять или дополнять законодательство (статья 4 НК РФ).

Нормативный правовой акт признается не соответствующим НК РФ, если он:

— отменяет или ограничивает права плательщиков (статья 19 НК РФ), налоговых агентов (статья 24 НК РФ), их представителей (статьи 26 — 29 НК РФ), либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные НК РФ;

— вводит обязанности, не предусмотренные НК РФ, или изменяет, определенное НК РФ содержание обязанностей участников налоговых отношений, иных лиц, указанных в НК РФ. Обязанности этих субъектов определены статьей 23, пунктом 3 статьи 24, статьями 26 — 29, 32, 34, 34.2 НК РФ НК РФ. Примерами действий налоговых органов, осуществление которых предписано НК РФ, могут служить: приостановление операций по счетам налогоплательщиков и налоговых агентов в банке; арест имущества; возврат излишне взысканного налога, сбора, пени; учет налогоплательщиков; обращение с иском о взыскании налоговой санкции и так далее;

— разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ:

установление дискриминационного характера налога и сбора (пункт 2 статьи 3 НК РФ);

установление налога и сбора, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав (пункт 3 статьи 3 НК РФ);

изменение сроков уплаты налога и сбора в случаях, указанных в статье 62 НК РФ;

— запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

— запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

— разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;

— изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ (подпункт 7 пункта 1 статьи 6 НК РФ);

— изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК РФ (эти институты, понятия и термины указаны в статье 11 НК РФ);

— иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

Для признания нормативного правового акта о налогах и сборах не соответствующим НК РФ достаточно наличие хотя бы одного из обстоятельств, упомянутых в пункте 1 статьи 6. Но если суд установит наличие нескольких обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 6, то он, принимая решение о несоответствии акта НК РФ, должен указать каждое из этих обстоятельств.

В пункте 3 статьи 6 НК РФ установлено, что по общему правилу нормативный правовой акт признается не соответствующим НК РФ в судебном порядке.

При этом, законодатель предоставляет возможность органам исполнительной власти (в том числе Правительству Российской Федерации) или местного самоуправления (либо их вышестоящему органу), при наличии достаточных оснований, самим отменить или изменить ими же принятый нормативный акт. Но воспользоваться этим правом допускается лишь до начала процедуры судебного рассмотрения вопроса об отмене (изменении) акта.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, в вышестоящий налоговый орган или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд (статьи 137 и 138 НК РФ).

Налогоплательщики контролируются практически всеми видами финансового контроля. Налоговый, таможенный, бюджетный, валютный, банковский контроль, контроль за денежным обращением и расчетами являются разновидностями финансового контроля.

Для осуществления финансового контроля Федеральная таможенная служба Российской Федерации, Банк России (и так далее) издают собственные нормативные акты, в которых затрагиваются не только ведомственные интересы, но и интересы участников смежных правоотношений. НК РФ фактически дает право считать не соответствующими законодательству о налогах и сборах нормативные акты иных отраслей права, если их термины не согласуются с содержанием понятий, используемых в НК РФ, или противоречат ему иным образом.

В связи с чем, во избежание правовых конфликтов, положение пункта 4 комментируемой статьи указывает, что при регулировании порядка взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, применяются положения, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации.

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (пункт 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с общепринятой международной практикой — международные договоры или соглашения, ратифицированные в установленном порядке сторонами, имеют приоритет над национальным законодательством. При коллизии норм международного договора и национального законодательства применяются нормы международного договора. Данный порядок распространяется на все соглашения и конвенции об избежании двойного налогообложения, которые Российская Федерация заключила с другими государствами. Данная норма имеет важное значение при исчислении и уплате налогов от источников за пределами Российской Федерации для налогоплательщиков резидентов Российской Федерации и от источников в Российской Федерации для налогоплательщиков нерезидентов Российской Федерации. Международные налоговые соглашения регулируют налогообложение международных перевозок, дивидендов, процентов, доходов от недвижимого имущества, доходов от продажи недвижимого и движимого имущества, доходов от авторских прав и лицензий, доходов от работы по найму, пенсий и иные вопросы.

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

www.audit-it.ru

Это интересно:

  • Понятия гражданства способы приобретения Все о способах получения гражданства РФ: понятие, госпрограммы и соглашения Гражданство Российской Федерации – очень важный документ для каждого жителя страны. Каким образом и почему его необходимо иметь? Какие есть пути получения? Прежде чем подробно разобраться в процедуре получения […]
  • Процентная ставка налога на недвижимость 2018 Налог на недвижимость - 2018 физических и юридических лиц Сборник "Налог на недвижимость": 01. Объект налогообложения 02. Плательщики 03. База налогообложения 04. Льготы 05. Ставки налога 06. Начисление налога:06.1. Для физических лиц; 06.2. Для юридических лиц ;06.3. В […]
  • Образец заявления для рвп 2014 Образец заполнения заявления на разрешение на временное проживание (РВП) Разрешение на временное проживание позволяет иностранному или лицу без гражданства легально находиться на территории России. Обязательным является обращение гражданина в ФМС РФ для подачи прошения. Заявление на РВП […]
  • Оплата госпошлины при смене юр адреса Госпошлина за смену юридического адреса Поскольку смена юридического адреса — процесс многоэтапный, следует учитывать, что госпошлину, возможно, придется уплачивать не только за непосредственную госрегистрацию изменений, но и за оформление прав на объект и его адрес, по которому будет […]
  • Заявление о выписке егрип Заявление с просьбой предоставить сведения из ЕГРИП Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в РФ ведется Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей […]
  • Заявление не возражаю Как выглядит образец заявления на прием на работу и является ли оно обязательным документом? Как написать его правильно? Трудоустройство нового сотрудника сопряжено с предоставлением в кадровую службу перечня обязательных документов, который включает медицинские данные, информацию об […]
  • Как оформить хозблок в собственность Как оформить квартиру в собственность (детали оформления права)? Как оформить квартиру в собственность: порядок действий, необходимые документы, нюансы регистрации права собственности на квартиру в новостройке, ответы на самые популярные вопросы, возникающие у счастливых обладателей […]
  • Можно ли оспорить право собственности Как признать приватизацию квартиры недействительной и можно ли оспорить ее через 12 лет? Нормативно-правовой акт, принятый 4 апреля 1991 года, имеет силу закона и подразумевает возможность передачи занимаемой жилой площади в собственность проживающих граждан, т.е. приватизацию. Данное […]