Закон об авиации рк

admin

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 20 декабря 1995 года №2697

Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации Республики Казахстан

(по состоянию на 19 марта 2010 года)

Глава 1 Общие положения

Аварийно-спасательные работы — это комплекс мероприятий, направленных на своевременное оказание помощи потерпевшим.

Авиакомпания — юридическое лицо, имеющее действующий сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов.

Авиационная безопасность — нормальная и безопасная деятельность авиации, обеспечиваемая предупреждением и предотвращением актов незаконного вмешательства в ее деятельность.

Незаконное вмешательство в деятельность авиации — противоправное действие или бездействие, посягающее на нормальную и безопасную деятельность авиации, повлекшее несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна или создавшее угрозу наступления таких последствий.

Авиационные работы — специализированные операции, выполняемые средствами авиации в отдельных отраслях хозяйства в целях обеспечения технологических и производственных процессов заказчиков (в сельском хозяйстве, строительстве, обслуживании экспедиций и т.д.), а также для проведения экспериментальных и научноисследовательских работ, санитарных и природоохранных мероприятий, оказания медицинской помощи населению, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Происшествие авиационное — событие, происшедшее при использовании воздушного судна в целях выполнения полета, связанное с нарушением нормального функционирования этого судна, его экипажа, другого авиационного персонала или связанное с воздействием внешних условий и приведшее к гибели людей, значительному повреждению, разрушению или утрате воздушного судна.

Инцидент авиационный — событие, происшедшее при использовании воздушного судна в целях выполнения полета, связанное с нарушением нормального функционирования этого судна, его экипажа, другого авиационного персонала или связанное с воздействием внешних условий, но не приведшее к авиационному происшествию.

Авиация как отрасль — это все виды организаций, деятельность которых направлена на создание условий и использование воздушного пространства человеком с помощью воздушных судов.

Авиация Республики Казахстан подразделяется на экспериментальную, государственную и гражданскую.

Гражданская авиация — авиация, не входящая в состав экспериментальной и государственной авиации и используемая в целях:

а) перевозки пассажиров, багажа, груза и почты (воздушные перевозки);

б) выполнения авиационных работ;

в) проведения учебных, спортивных, культурно-просветительных мероприятий, развития технического творчества;

г) удовлетворения личных потребностей эксплуатанта воздушного судна;

д) проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, оказания помощи в случае стихийных бедствий.

Гражданская авиация, используемая в указанных целях за плату или по найму, признается коммерческой авиацией.

Гражданская авиация, находящаяся в собственности физических или юридических лиц и используемая в указанных целях не за плату и не по найму, признается авиацией общего назначения.

Сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов — документ, выданный уполномоченным органом, удостоверяющий соответствие эксплуатанта требованиям, установленным правилами сертификации эксплуатантов гражданских воздушных судов.

Воздушное судно, терпящее бедствие, — воздушное судно, которому или находящимся на борту которого людям угрожает непосредственная опасность либо с которым потеряна радиосвязь и неизвестно местонахождение этого судна.

Сверхлегкая авиация — гражданская авиация, использующая сверхлегкие летательные аппараты, другие воздушные суда спортивного назначения и любительской конструкции, аэростатические аппараты и вспомогательные устройства с максимальной массой не более двух тысяч семисот килограмм.

Аэродром — земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.

Сертификат годности аэродрома — документ, выданный уполномоченным органом, удостоверяющий соответствие аэродрома нормам годности к эксплуатации аэродромов.

Аэронавигационная организация — организация, осуществляющая обслуживание воздушного движения, обеспечивающая аэронавигационной и метеорологической информацией.

Аэропорт — комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, другие сооружения, а также необходимое оборудование.

Контролируемая зона аэропорта — рабочая площадь аэропорта, аэродрома, объектов аэронавигационного обеспечения полетов и прилегающая к ним территория, служебные здания, строения, склады, доступ в которые контролируется службой авиационной безопасности.

Аэропортовская деятельность — деятельность, осуществляемая физическими и юридическими лицами, связанная с обеспечением воздушных перевозок, авиационной безопасности и безопасности полетов в аэропортах.

Воздушная трасса — воздушное пространство в виде коридора, предназначенное для полетов воздушных судов и контролируемое аэронавигационными устройствами системы управления воздушным движением.

Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности.

Фрахтовщик — воздушный перевозчик, передающий за плату другой стороне (фрахтователю) всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почты или других целей.

Фрахтователь — физическое или юридическое лицо, заключившее за плату договор с воздушным перевозчиком о передаче в его пользование всей вместимости или части вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почты или других целей.

Полет воздушного судна — перемещение воздушного судна по земной (водной) поверхности и в воздушном пространстве от начала разбега при взлете (отрыва от земной или водной поверхности при вертикальном взлете) до окончания пробега (освобождение взлетно-посадочной полосы без остановки) или касания земной (водной) поверхности при вертикальной посадке.

Воздушная навигация — прикладная наука о вождении воздушного судна по программной траектории.

Перевозчик воздушный — физическое или юридическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющее на это соответствующее разрешение, выданное в установленном порядке.

Единая авиационная поисково-спасательная служба (ЕАПСС)авиационные службы поиска и спасения, аварийно-спасательные и парашютные службы министерств, ведомств и авиакомпаний, которым принадлежат воздушные судна.

Пассажир — любое лицо, пользующееся воздушным транспортом в соответствии с заключенным договором с перевозчиком.

Воздушное пространство Республики Казахстан — воздушное пространство над сухопутной и водной территории Республики Казахстан, в том числе над ее территориальными водами.

Воздушное судно, потерпевшее бедствие, — воздушное судно, получившее при взлете, посадке или падении серьезное повреждение или полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома.

Государственная авиация — авиация, находящаяся в ведении Министерства обороны, внутренних войск Министерства внутренних дел, Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, а также по решению Правительства в ведении других государственных органов.

Навигационные системы — навигационные средства, представляющие совокупность нескольких бортовых устройств с различными принципами действия, а также средств, основанных на совместном использовании бортового и наземного оборудования.

Навигационные средства — специальные технические устройства, позволяющие получать необходимую информацию для целей самолетовождения.

Эксплуатант — физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области.

Расследование — процесс, который включает сбор и анализ информации, подготовку заключений, включая установление причин и выработку рекомендаций по обеспечению безопасности, проводимый в целях предотвращения авиационных происшествий.

Уполномоченный орган — орган государственного управления, осуществляющий в пределах своей компетенции реализацию государственной политики в области гражданской авиации, государственный контроль и надзор, координацию и регулирование деятельности гражданской и экспериментальной авиации и использование воздушного пространства Республики Казахстан.

Нормы летной годности — это требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентов, направленных на обеспечение безопасности полетов.

Сертификат летной годности — документ, выданный уполномоченным органом, на основании сертификата типа, удостоверяющий соответствие гражданского воздушного судна нормам летной годности.

Сертификат типа — документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий соответствие нормам летной годности типа воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта новых типов.

base.spinform.ru

от 15 июля 2010 года №339-IV ЗРК

Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации

(В редакции Законов Республики Казахстан от 06.01.2011 г. №378-IV ЗРК, 01.03.2011 г. №414-IV ЗРК, 05.07.2011 г. №452-IV ЗРК, 27.04.2012 г. №15-V ЗРК, 10.07.2012 г. №34-V ЗРК, 10.07.2012 г. №36-V ЗРК, 03.07.2013 г. №121-V ЗРК, 04.07.2013 г. №132-V ЗРК, 11.04.2014 г. №189-V ЗРК, 04.07.2014 г. №233-V ЗРК, 29.09.2014 г. №239-V ЗРК, 29.12.2014 г. №269-V ЗРК, 27.10.2015 г. №363-V ЗРК (см. сроки вступления в силу), 29.10.2015 г. №376-V ЗРК, 03.12.2015 г. №433-V ЗРК, 04.12.2015 г. №435-V ЗРК, 09.04.2016 г. №499-V ЗРК, 28.12.2016 г. №34-VI ЗРК, 10.05.2017 г. №64-VI ЗРК, 13.06.2017 г. №69-VI ЗРК, 03.07.2017 г. №86-VI ЗРК, 11.07.2017 г. №91-VI ЗРК, 25.12.2017 г. №122-VI ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с использованием воздушного пространства Республики Казахстан и деятельностью авиации, и определяет порядок использования воздушного пространства и деятельности авиации в целях охраны жизни и здоровья человека, окружающей среды, интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей экономики Республики Казахстан, физических и юридических лиц в авиационных услугах.

(Преамбула документа изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10.05.2017 г. №64-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) аварийно-спасательные работы — комплекс мероприятий, направленных на своевременное оказание помощи терпящим бедствие или потерпевшим;

2) авиакомпания — юридическое лицо, имеющее сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов;

3) свидетельство на авиамаршрут — документ на право использования авиационного маршрута для выполнения регулярных рейсов;

4) авиация — все виды организаций, деятельность которых направлена на создание условий и использование воздушного пространства человеком с помощью воздушных судов;

5) авиационные работы — специализированные операции, выполняемые эксплуатантом с применением гражданских воздушных судов в интересах других физических и (или) юридических лиц;

6) авиационная безопасность — защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, которая достигается путем реализации комплекса мер и привлечения людских и материальных ресурсов;

6-1) обзор состояния авиационной безопасности — оценка потребностей в сфере безопасности, включающая выявление уязвимых мест, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства, и выработку рекомендаций относительно корректирующих действий;

7) авиационная деятельность — все виды деятельности, направленные на создание условий и использование воздушного пространства человеком с помощью воздушных судов;

8) авиационные услуги — услуги гражданской авиации, связанные с организацией и обеспечением воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почтовых отправлений и выполнением авиационных работ за плату или по найму;

9) незаконное вмешательство в деятельность авиации — противоправное действие, посягающее на безопасную деятельность авиации, повлекшее несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна или создавшее угрозу наступления таких последствий;

10) авиационный маршрут (авиамаршрут) — географическое описание или комбинация географических описаний земной поверхности, над которой осуществляется воздушное сообщение между пунктами авиаперевозок;

10-1) авиационный медицинский центр — юридическое лицо, осуществляющее медицинское освидетельствование в сфере гражданской авиации;

10-2) сертификат авиационного медицинского центра — документ установленного образца, удостоверяющий соответствие авиационного медицинского центра сертификационным требованиям;

10-3) авиационный медицинский эксперт — физическое лицо, которое имеет сертификат авиационного медицинского эксперта, участвующее в обеспечении безопасности полетов путем проведения медицинского освидетельствования;

10-4) сертификат авиационного медицинского эксперта — документ установленного образца, наделяющий авиационного медицинского эксперта правом проводить медицинское освидетельствование и выдавать медицинский сертификат;

11) авиационный учебный центр — юридическое лицо, осуществляющее подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня авиационного персонала;

12) сертификат авиационного учебного центра — документ установленного образца, удостоверяющий соответствие авиационной учебной организации сертификационным требованиям;

13) сертификат по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники — документ установленного образца, удостоверяющий соответствие организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники сертификационным требованиям;

14) авиационный персонал — физические лица, имеющие специальную и (или) профессиональную подготовку, осуществляющие деятельность по выполнению и обеспечению полетов воздушных судов, воздушных перевозок и авиационных работ, техническому обслуживанию воздушных судов, организации и обслуживанию воздушного движения, управлению воздушным движением;

14-1) авиационный хаб — авиатранспортный узловой аэропорт, имеющий необходимую инфраструктуру для организации стыковочных рейсов, который используется авиакомпаниями как промежуточный пункт для доставки пассажиров, багажа, почтовых отправлений и грузов к месту назначения;

15) аэродромный участок автомобильной дороги — определенный уполномоченным органом в сфере государственной авиации участок автомобильной дороги, используемый для взлета и посадки воздушных судов государственной авиации при решении служебно-боевых задач и задач боевой подготовки;

16) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;

16-1) международные организации в сфере гражданской авиации — международные организации, осуществляющие деятельность в сфере гражданской авиации и принимающие авиационные правила, направленные на обеспечение безопасности, регулярности, эффективности и регулирование других вопросов воздушного транспорта;

17) авиационные правила международной организации в сфере гражданской авиации — требование, регламентирующее организацию и осуществление отдельных аспектов деятельности гражданской авиации, принятое международной организацией в сфере гражданской авиации;

18) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10.07.2012 г. №36-V ЗРК

19) сертификат организации по обеспечению горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов — документ установленного образца, удостоверяющий соответствие организации по обеспечению горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов сертификационным требованиям;

19-1) система гражданско-военной координации — комплекс мероприятий, направленных на безопасное и эффективное использование воздушного пространства всеми видами авиации;

20) сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов — документ, выданный уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, удостоверяющий соответствие эксплуатанта Правилам сертификации эксплуатантов гражданских воздушных судов и сертификационным требованиям;

21) свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна — документ установленного образца, выданный уполномоченным органом в сфере гражданской авиации и подтверждающий внесение гражданского воздушного судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Казахстан;

22) сертификат летной годности гражданского воздушного судна — документ, выданный уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, удостоверяющий соответствие гражданского воздушного судна нормам летной годности;

23) воздушное судно, потерпевшее бедствие, — воздушное судно, получившее при рулении, взлете, посадке или падении серьезное повреждение или полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома;

24) воздушное судно, терпящее бедствие, — воздушное судно, которому или находящимся на борту которого людям угрожает непосредственная опасность либо с которым потеряна радиосвязь и неизвестно местонахождение этого судна;

25) особо важные полеты — статус, присваиваемый уполномоченными Правительством Республики Казахстан государственными органами полетам воздушных судов, а также маршрутам (рейсам) их следования при воздушных перевозках охраняемых лиц Республики Казахстан;

26) аэроклуб — юридическое лицо, которое использует аэродром (вертодром), аэропорт на праве собственности либо иных законных основаниях и обеспечивает в случаях, предусмотренных настоящим Законом, деятельность эксплуатантов авиации общего назначения;

27) аэронавигационная информация — информация, полученная в результате сбора, анализа и обработки данных для целей обеспечения полетов воздушных судов, обслуживания воздушного движения и управления воздушным движением;

28) документ аэронавигационной информации — документ, который содержит информацию, имеющую важное значение для выполнения полетов, обслуживания воздушного движения и управления воздушным движением, утвержденный и опубликованный в установленном порядке;

28-1) аэронавигационное обслуживание — деятельность, которая включает организацию воздушного движения, предоставление систем связи, навигации и наблюдения, метеорологическое и поисково-спасательное обеспечение полетов, предоставление аэронавигационной информации.

Эти виды обслуживания предоставляются пользователям воздушного пространства на всех этапах полета (подход, в районе аэродрома и на маршруте);

29) поставщик аэронавигационного обслуживания — юридическое лицо, обеспечивающее организацию воздушного движения и (или) другое аэронавигационное обслуживание;

29-1) сертификат поставщика аэронавигационного обслуживания — документ установленного образца, удостоверяющий соответствие поставщика аэронавигационного обслуживания сертификационным требованиям;

30) аэродром — определенный участок земной или водной поверхности (включая здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности воздушных судов;

31) сертификат годности аэродрома (вертодрома) — документ, выданный уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, удостоверяющий соответствие аэродрома (вертодрома) нормам годности к их эксплуатации;

32) приаэродромная территория — территория земной поверхности с центром в контрольной точке аэродрома и радиусом, определяемым уполномоченными органами в сферах гражданской и государственной авиации;

33) аэродромный метеорологический орган — служба, расположенная на аэродроме, предназначенная для метеорологического обеспечения полетов воздушных судов;

34) аэродромное движение — движение воздушных судов и транспортных средств на площади маневрирования аэродрома, а также полеты всех воздушных судов в районе аэродрома;

35) контрольная точка аэродрома — точка, определяющая географическое местоположение аэродрома;

36) аэропорт — комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, другие необходимые сооружения и оборудование;

37) аэропортовская деятельность — деятельность, осуществляемая физическими и (или) юридическими лицами в аэропортах, связанная с обеспечением воздушных перевозок, авиационных работ, безопасности полетов и авиационной безопасности;

38) сертификат организации по досмотру службой авиационной безопасности аэропорта — документ установленного образца, удостоверяющий соответствие организации досмотра службой авиационной безопасности аэропорта сертификационным требованиям;

39) контролируемая зона аэропорта — рабочая площадь аэропорта (аэродрома), прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется;

40) воздушное судно — аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности;

41) фрахтовщик — воздушный перевозчик, который в соответствии с договором фрахтования (чартера) передает за плату другой стороне (фрахтователю) всю вместимость или часть вместимости одного воздушного судна (или нескольких судов) с экипажем на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почтовых отправлений или других целей и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации;

42) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2013 г. №132-V ЗРК

43) фрахтователь — физическое или юридическое лицо, заключившее договор фрахтования (чартера) с воздушным перевозчиком (фрахтовщиком) о передаче в его пользование всей вместимости или части вместимости одного воздушного судна (или нескольких судов) с экипажем на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почтовых отправлений или других целей;

44) максимальная сертифицированная взлетная масса воздушного судна — максимальная допустимая взлетная масса воздушного судна, указанная в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации гражданского воздушного судна;

45) полет воздушного судна — перемещение воздушного судна по земной (водной) поверхности и в воздушном пространстве от начала разбега при взлете (отрыва от земной или водной поверхности при вертикальном взлете) до окончания пробега (освобождения взлетно-посадочной полосы без остановки) или касания земной (водной) поверхности при вертикальной посадке;

46) режим использования воздушного пространства — временный порядок использования отдельных элементов структуры воздушного пространства Республики Казахстан, устанавливаемый для осуществления деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;

47) воздушное движение — движение воздушных судов, находящихся в полете и на площади маневрирования аэродрома;

48) обслуживание воздушного движения — полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение, диспетчерское обслуживание воздушного движения (районное диспетчерское обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода или аэродромное диспетчерское обслуживание);

49) орган обслуживания воздушного движения — орган диспетчерского обслуживания воздушного движения, центр полетной информации или пункт сбора донесений, касающихся обслуживания воздушного движения поставщиком аэронавигационного обслуживания;

50) управление воздушным движением — комплексный процесс планирования, координирования, обеспечения полетов, непосредственное управление движением воздушных судов на земле и в воздухе, а также контроль за соблюдением установленного режима полетов и порядка использования воздушного пространства;

51) орган управления воздушным движением — центр управления или пункт управления государственной авиации, осуществляющий управление воздушным движением в пределах своей компетенции и в установленных для него зонах и районах;

51-1) организация воздушного движения — осуществляемая безопасным, экономичным и эффективным образом динамичная и интегрированная организация воздушного движения и воздушного пространства, включая обслуживание воздушного движения, организацию воздушного пространства и организацию потоков воздушного движения, путем предоставления средств и непрерывного обслуживания в сотрудничестве со всеми сторонами и с использованием бортовых и наземных функций;

52) воздушные перевозки — деятельность физических и юридических лиц по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений воздушными судами;

53) воздушная трасса — контролируемое воздушное пространство (или его часть) в виде коридора;

53-1) договор фрахтования (чартера) — договор перевозки (фрахта), по которому арендодатель (фрахтовщик) обязан предоставить арендатору (фрахтователю) всю вместимость или часть вместимости одного воздушного судна (или нескольких судов) за плату во временное владение и пользование на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почтовых отправлений или других целей и оказывать своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации;

(Подпункт 53-1) статьи 1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2013 г. №132-V ЗРК)

53-2) бортовой самописец — любой самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна в качестве дополнительного источника сведений для проведения расследования авиационного происшествия или инцидента;

54) зона ответственности — воздушное пространство определенных размеров, в котором орган обслуживания воздушного движения или орган управления воздушным движением осуществляет свои функции;

54-1) поставщик услуг наземного обслуживания — физическое или юридическое лицо, оказывающее услуги наземного обслуживания на территории аэропорта, за исключением эксплуатанта аэропорта и авиакомпании, самостоятельно обслуживающей свои воздушные суда, пассажиров, багаж, груз и почту;

55) пассажир — физическое лицо, не входящее в состав экипажа и перевозимое на воздушном судне в соответствии с договором воздушной перевозки или на иных законных основаниях;

55-1) инспекторское предписание — акт индивидуального характера, выданный государственным авиационным инспектором уполномоченного органа в сфере гражданской авиации по результатам государственного контроля и надзора физическим или юридическим лицам для устранения выявленных нарушений;

56) член кабинного экипажа — лицо, относящееся к авиационному персоналу, которое в интересах безопасности и в целях обслуживания пассажиров и (или) перевозки грузов выполняет обязанности на борту воздушного судна, поручаемые ему эксплуатантом или командиром воздушного судна, но не являющееся членом летного экипажа;

57) коммерческая воздушная перевозка — деятельность юридических лиц по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений гражданскими воздушными судами за плату или по найму в соответствии с договором воздушной перевозки;

57-1) охраняемая зона ограниченного доступа — участки контролируемой зоны аэропорта, определенные зонами наивысшего риска, в которых, помимо контролирования доступа, применяются другие меры контроля в целях безопасности;

58) Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Казахстан — документ, в котором производится государственная регистрация гражданских воздушных судов Республики Казахстан, прав на них;

59) воздушное пространство Республики Казахстан — воздушное пространство над сухопутной и водной территорией Республики Казахстан, в том числе над ее территориальными водами;

60) Реестр воздушных судов государственной авиации Республики Казахстан — документ, в котором производится государственная регистрация воздушных судов государственной авиации Республики Казахстан;

60-1) безотзывное полномочие — полномочие физического или юридического лица, в пользу которого дано право предъявлять требования на исключение из Государственного реестра гражданских воздушных судов Республики Казахстан (дерегистрацию) и вывоз воздушного судна в соответствии с Протоколом по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования;

(Подпункт 60-1) статьи 1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2013 г. №132-V ЗРК)

61) опасная зона — воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого в определенные периоды времени может осуществляться деятельность, представляющая опасность для полетов воздушных судов;

62) посадочная площадка — участок земли, льда, поверхности воды, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

63) запасной аэродром — аэродром, на который может следовать воздушное судно в том случае, если невозможно или нецелесообразно следовать на аэродром намеченной посадки или производить на нем посадку;

63-1) медицинский осмотр — установление или подтверждение наличия или отсутствия у авиационного персонала заболевания, определение состояния здоровья, а также временной нетрудоспособности, профессиональной пригодности к работе в заступаемую смену;

63-2) медицинский сертификат — документ установленного образца, выдаваемый по положительным результатам медицинского освидетельствования, подтверждающий соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к годности по состоянию здоровья, и обеспечивающий допуск к профессиональной деятельности;

63-3) орган контроля и надзора за деятельностью государственной авиации — структурное подразделение уполномоченного органа в сфере государственной авиации, осуществляющее государственный контроль и надзор за деятельностью государственной авиации;

64) уполномоченный орган в сфере государственной авиации — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности государственной авиации;

65) метеорологическая информация — метеорологическая сводка, анализ, прогноз и любое другое сообщение, касающиеся фактических или ожидаемых метеорологических условий, предназначенные для пользователей воздушного пространства;

65-1) инструктивный материал — документ, включающий описание процессов и процедур, предназначенный для государственных авиационных инспекторов уполномоченного органа в сфере гражданской авиации, в целях единообразного применения законодательства Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) при проведении сертификации, осуществлении контроля и надзора, а также отнесения несоответствий сертификационным требованиям к различным категориям;

66) эксплуатант — физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области;

66-1) беспилотный летательный аппарат — воздушное судно, выполняющее полет без пилота (экипажа) на борту и управляемое в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов;

67) расследование — процесс, проводимый с целью предотвращения авиационного происшествия или инцидента, который включает в себя сбор и анализ информации, подготовку заключений, включая установление его причин и (или) сопутствующих факторов, и выработку рекомендаций по обеспечению безопасности;

68) нерегулярный рейс (полет) — рейс (полет), не являющийся регулярным и выполняемый для определенного заказчика с целью воздушной перевозки или без таковой;

68-1) постоянный надзор — вид государственного надзора за соблюдением установленных требований прошедшими сертификацию физическими и юридическими лицами в целях предоставления населению безопасных авиационных услуг;

(Подпункт 68-1) статьи 1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2013 г. №132-V ЗРК)

69) регулярный рейс — рейс, выполняемый в соответствии с установленным и опубликованным авиакомпанией расписанием;

(Подпункт 69) статьи 1 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2013 г. №132-V ЗРК)

70) запретная зона — воздушное пространство установленных размеров над территорией Республики Казахстан, в пределах которого выполнение полетов воздушных судов без специального разрешения запрещено;

71) вертолет — воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакции воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении;

72) вертодром — аэродром или определенный участок поверхности на сооружении, предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения вертолетов по этой поверхности;

72-1) единый оператор по предоставлению вертолетных услуг — юридическое лицо, имеющее материально-технические ресурсы, воздушные суда и квалифицированных специалистов, являющееся субъектом гражданской авиации;

73) временный аэродром — аэродром, предназначенный для обеспечения полетов воздушных судов в определенный период года, не имеющий стационарных сооружений и оборудования, подлежащий учету в установленном порядке;

74) самолет — воздушное судно тяжелее воздуха, приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого в полете создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета;

75) летная годность — техническое состояние воздушного судна, соответствующее летно-техническим характеристикам, которые обеспечивают его безопасность и летное качество;

76) нормы летной годности — требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентов, направленных на обеспечение безопасности полетов;

76-1) директива по летной годности — информация, направленная на поддержание летной годности воздушного судна, включая двигатели и воздушные винты, обеспечение безопасной эксплуатации воздушного судна, а также требования в отношении модификации, замены комплектующих или в проведении проверки воздушного судна и (или) внесении поправок в его эксплуатационные ограничения и в руководство по эксплуатации;

77) план полета — определенные сведения о намеченном полете или части полета воздушного судна, представляемые пилотом, экипажем или эксплуатантом органам обслуживания воздушного движения и (или) управления воздушным движением;

78) безопасность полета — комплекс мер, обеспечивающих безопасное проведение полетов, при котором риск причинения вреда жизни или здоровью людей или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска;

78-1) летные испытания — полет, выполняемый для определения характеристик воздушного судна, силовых установок, авиационного и специального оборудования, вооружения и другой авиационной техники, исследований в области аэродинамики и прочности воздушных судов, а также их систем и (или) для определения соответствия гражданской авиационной техники требованиям летной годности;

(Подпункт 78-1) статьи 1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2013 г. №132-V ЗРК)

79) член летного экипажа — лицо, относящееся к авиационному персоналу, имеющее действующее свидетельство авиационного персонала, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение полетного времени;

80) зона ограничения полетов — воздушное пространство установленных размеров над территорией Республики Казахстан, в пределах которого полеты воздушных судов ограничены определенными условиями;

81) сертификат типа — документ, подтверждающий соответствие нормам летной годности конструкции типа гражданского воздушного судна;

81-1) Международная организация гражданской авиации (ИКАО) — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, устанавливающее международные нормы, необходимые для обеспечения безопасности, надежности и эффективности воздушного сообщения, и осуществляющее координацию международного сотрудничества во всех областях, связанных с гражданской авиацией;

81-2) стандарт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) — требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается необходимым для обеспечения безопасности или регулярности международной аэронавигации, принимаемое Международной организацией гражданской авиации (ИКАО);

81-3) рекомендуемая практика Международной организации гражданской авиации (ИКАО) — требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается желательным в интересах безопасности, регулярности или эффективности международной аэронавигации, принимаемое Международной организацией гражданской авиации (ИКАО);

82) международный аэропорт — аэропорт, обеспечивающий международные воздушные перевозки, в котором организован таможенный, пограничный и санитарно-карантинный контроль;

83) международная воздушная перевозка — воздушная перевозка, при выполнении которой пункты отправления и назначения независимо от того, имеется или нет перерыв в перевозке или перегрузке, расположены на:

территории двух или более государств;

территории одного государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства;

84) временное управление эксплуатантом аэропорта, допущенного к осуществлению авиарейсов в международном сообщении, — принудительное проведение комплекса административных, юридических, финансовых, организационно-технических и других мероприятий и процедур в отношении эксплуатанта аэропорта, допущенного к осуществлению авиарейсов в международном сообщении;

85) международный полет — полет воздушного судна, при котором воздушное судно пересекает границу иностранного государства;

85-1) поисково-спасательные работы — комплекс мероприятий, проводимых с целью поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, потерпевших бедствие, а также поиска и оказания помощи людям при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

(Подпункт 85-1) статьи 1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2013 г. №132-V ЗРК)

86) член экипажа — лицо, относящееся к авиационному персоналу, назначенное для выполнения определенных обязанностей на борту воздушного судна в течение полетного времени;

87) удостоверение члена экипажа — документ установленного образца, который выдается членам экипажа, инженерно-техническому составу, обеспечивающим техническое сопровождение полетов, и персоналу, обеспечивающему безопасность гражданского воздушного судна в полете.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Казахстан от 27.10.2015 г. №363-V ЗРК, 04.12.2015 г. №435-V ЗРК, 09.04.2016 г. №499-V ЗРК, 10.05.2017 г. №64-VI ЗРК, 13.06.2017 г. №69-VI ЗРК)

Статья 2. Суверенитет Республики Казахстан над воздушным пространством

1. Республике Казахстан принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством, расположенным над сухопутной и водной территорией Республики Казахстан и ее территориальными водами.

2. Воздушное пространство Республики Казахстан является частью ее государственной территории.

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан, регулирующее использование воздушного пространства Республики Казахстан и деятельность авиации

1. Законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на:

1) пользователей воздушного пространства Республики Казахстан;

2) государственную, гражданскую и экспериментальную авиацию в пределах Республики Казахстан;

3) государственные и гражданские воздушные суда Республики Казахстан во время их нахождения за пределами Республики Казахстан, если законами страны пребывания воздушного судна не предусмотрено иное.

Статья 5. Право собственности на средства авиации

Воздушные суда, аэродромы, вертодромы, аэропорты, технические средства и другое имущество, необходимые для организации, выполнения, обслуживания и обеспечения полетов воздушных судов, могут находиться в государственной и (или) частной собственности.

Статья 6. Виды авиации

1. Авиация Республики Казахстан подразделяется на государственную, гражданскую и экспериментальную.

2. Государственной авиацией является авиация, находящаяся в ведении уполномоченного органа в сфере государственной авиации, органов внутренних дел, Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, а также других государственных органов по решению Правительства Республики Казахстан и используемая в целях обороны, безопасности государства, охраны общественного порядка.

3. Гражданской авиацией признается авиация, не входящая в состав экспериментальной и государственной авиации, используемая в целях:

1) перевозки пассажиров, багажа, груза и почтовых отправлений (воздушные перевозки);

2) выполнения авиационных работ;

3) проведения учебных, спортивных, культурно-просветительных мероприятий, развития технического творчества;

4) удовлетворения личных потребностей эксплуатанта воздушного судна;

5) проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, оказания помощи в случае стихийных бедствий;

6) предоставления аэронавигационного обслуживания;

7) технического обслуживания и ремонта воздушных судов;

8) осуществления аэропортовской деятельности и (или) аэродромного (вертодромного) обслуживания;

9) проектирования аэродромов и объектов гражданской авиации.

Гражданская авиация, используемая в целях, указанных в подпунктах 1), 2) и 5) настоящего пункта, за плату или по найму, признается коммерческой авиацией.

Гражданская авиация, находящаяся в собственности физических и (или) юридических лиц и используемая в целях, указанных в подпунктах 1), 2) и 5) настоящего пункта, не за плату и не по найму, а также в целях, указанных в подпунктах 3) и 4) настоящего пункта, признается авиацией общего назначения.

Гражданская авиация, использующая воздушные суда с максимальной сертифицированной взлетной массой менее пяти тысяч семисот килограмм, в том числе вертолеты с максимальной сертифицированной взлетной массой менее трех тысяч ста восьмидесяти килограмм, признается легкой авиацией.

Гражданская авиация, использующая воздушные суда с максимальной сертифицированной взлетной массой менее семисот пятидесяти килограмм, другие летательные аппараты и вспомогательные устройства, признается сверхлегкой авиацией.

4. Экспериментальной авиацией признается авиация, предназначенная для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ и испытаний в области авиационной и другой техники.

Статья 7. Применение стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а также авиационных правил других международных организаций в сфере гражданской авиации

1. Применение стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) на территории Республики Казахстан осуществляется путем принятия соответствующих нормативных правовых актов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, внесения необходимых изменений и дополнений в них либо с указанием в них ссылок по применению конкретных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

2. Авиационные правила международных организаций в сфере гражданской авиации могут применяться на территории Республики Казахстан, если они не противоречат законодательству Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, и требования, предусмотренные указанными авиационными правилами, не могут быть ниже, чем требования, изложенные в стандартах Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Действие абзаца четвертого подпункта 3) пункта 6 приостановлено до 1 января 2020 года, в период приостановления данный абзац действует в редакции пункта 2 статьи 2 настоящего Закона

Отдельные требования, содержащиеся в авиационных правилах международных организаций в сфере гражданской авиации, могут быть включены в законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации.

Эксплуатант воздушного судна гражданской авиации, тип которого сертифицирован авиационными властями иностранного государства, вправе применять авиационные правила международных организаций в сфере гражданской авиации на английском языке.

3. Авиационные стандарты международных организаций в сфере гражданской авиации не относятся к нормативным документам по стандартизации, регулирование которых осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10.05.2017 г. №64-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Государственное регулирование и контроль в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации


Статья 8. Государственное регулирование в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации

1. Задачами государственного регулирования использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации являются:

1) обеспечение безопасного использования воздушного пространства Республики Казахстан его пользователями, выполнение полетов без угрозы жизни или здоровью людей, окружающей среде, интересам государства;

2) установление общих принципов осуществления деятельности, связанной с использованием воздушного пространства и выполнением полетов;

3) удовлетворение потребностей экономики Республики Казахстан и граждан в авиационных услугах.

2. Государственное регулирование использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации в пределах своей компетенции осуществляют Правительство Республики Казахстан, уполномоченные органы в сферах гражданской и государственной авиации.

Статья 9. Государственный контроль и надзор в области использования воздушного пространства

1. Государственный контроль и надзор в области использования воздушного пространства осуществляется в целях предотвращения и (или) прекращения, и (или) пресечения нарушения порядка использования воздушного пространства Республики Казахстан.

2. Государственный контроль и надзор в области использования воздушного пространства осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

Статья 10. Государственный контроль и надзор за деятельностью авиации

1. Государственный контроль и надзор за деятельностью государственной авиации осуществляется на предмет соблюдения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере использования воздушного пространства и деятельности авиации.

2. Государственный контроль и надзор за деятельностью гражданской, экспериментальной и государственной авиации осуществляют уполномоченные органы в сферах гражданской и государственной авиации.

3. Порядок проведения государственного контроля и надзора за деятельностью государственной авиации по вопросам безопасности полетов определяется уполномоченным органом в сфере государственной авиации.

4. Государственный контроль и надзор за деятельностью гражданской и экспериментальной авиации осуществляется уполномоченным органом в сфере гражданской авиации в форме:

1) проверок организаций гражданской авиации, порядок проведения которых определяется Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, за исключением проверок, предусмотренных подпунктом 2) настоящего пункта;

2) проверок за соблюдением физическими и юридическими лицами требований безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности, порядок проведения которых определяется настоящим Законом;

3) иных форм контроля и надзора, включающих наблюдение и анализ деятельности физических и юридических лиц по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.

(Пункт 4 статьи 10 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2013 г. №132-V ЗРК)

5. Наблюдение и анализ деятельности физических и юридических лиц по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности, а также в целях выполнения рекомендаций по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов осуществляются на основании информации, документов и материалов, предоставленных физическими и юридическими лицами уполномоченному органу в сфере гражданской авиации в соответствии с требованиями настоящего Закона.

(Пункт 5 статьи 10 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2013 г. №132-V ЗРК)

6. По итогам проверок и иных форм контроля и надзора должностными лицами уполномоченного органа в сфере гражданской авиации могут быть составлены итоговые документы (акты, инспекторские предписания) и приняты меры воздействия, предусмотренные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Казахстан от 29.10.2015 г. №376-V ЗРК, 13.06.2017 г. №69-VI ЗРК)

Статья 10-1. Виды проверок за соблюдением физическими и юридическими лицами требований безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности

1. Проверки физических и юридических лиц за соблюдением ими требований безопасности полетов воздушных судов (далее — безопасность полетов) и авиационной безопасности делятся на следующие виды:

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Это интересно:

  • Приказ фст 101-э Приказ ФСТ России от 20.06.2014 N 1010-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" от 20 июня 2014 […]
  • Форма собственности муниципальная код ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ (в ред изменения N 1/99) Russian classification of configurations property Дата введения 2000-01-01 Общероссийский классификатор форм собственности (далее - ОКФС) входит в состав Единой системы классификации и кодирования […]
  • Приказы по информатизации Приказы по информатизации Приказ Минкомсвязи России «Об утверждении плана информатизации Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» Приложения к документу МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ […]
  • На социальное обслуживание имеют право граждане Социальное обслуживание по новым правилам 25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о […]
  • Пособия на ребенка омская область Пособия на ребенка в Омской области Жителям Омской области при рождении ребенка предоставляются государственные выплаты, размер и порядок предоставления данных выплат устанавливается федеральным законодательством. Оформить эти пособия официально трудоустроенные родители могут только у […]
  • Приказ минобразования об итоговой аттестации Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 августа 2013 г. N 968 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования" Изменения и […]
  • Пособие за 3 ребенка в 2018 году в челябинске Выплаты и пособия на ребенка в Челябинской области и Челябинске в 2018 году Пособия и выплаты на детей в регионах Выплаты и пособия на ребенка в Челябинской области и Челябинске в 2018 году Детские пособия установлены Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных […]
  • Пленум верховного суда о судебном решении РАЗЪЯСНЕНИЯ ВС РФ О СОСТАВЛЕНИИ И СОДЕРЖАНИИ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ, УСЛОВИЙ ЕГО ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ, СООТВЕТСТВИИ СОДЕРЖАНИЮ ИСКА И ТРЕБОВАНИЯМ СТОРОН, СРОКОВ ВЫНЕСЕНИЯ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ. ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 декабря 2003 г. N 23 О судебном […]