Правило на еле ере

admin

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Орфография в русском языке — это правила написания слов. Т.е. под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.

Орфограммы:

1. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных (Употребление больших (заглавных) букв).

В конце коридора я увидел Сашу с его щенком Пипином.

2. Безударная гласная буква в корне слова проверяемая и непроверяемая (Безударная гласная в корне).

морской — мо́ре, пенал — проверочного слова нет

3. Парная по звонкости — глухости согласная в корне (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова)

кадка — кадушка, друг — дру́га

4. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу (Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ — в разных частях слова)

живет, шипение, чадо, чаща, чудеса, щука

5. Буквосочетания -оро-, -оло-, -ере- , -еле- (Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ)

ворона, волосы, перепелка

6. Буквосочетания -чк-, -чн-: мягкий знак не пишется (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

кочка, конечно, закончить, банщик

аллея, суббота, класс, Марианна

9. Правописание предлогов (Предлог)

по, за, от, над, чрез, из

об локоть, без ума, за стеклом

побежал, забежал, прибежал

12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

капель, вкусненький, день

13. Мягкий знак в неопределенной форме глаголов перед -СЯ (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

14. Разделительные мягкий и твердый знаки (Разделительный мягкий и твердый знак)

обезьянка, объезд, шампиньон

15. Мягкий знак после шипящих в именах существительных (Грамматический мягкий знак)

16. Мягкий знак во 2-м лице единственного числа глаголов (Грамматический мягкий знак)

любишь, обнимаешься, споешь

18. Падежные окончания прилагательных

19. Правописание суффиксов

20. Правописание «не» с глаголами

Поделись с друзьями в социальных сетях:

budu5.com

Гласные в корне

Повторение орфографии

Чередование полногласных и неполногласных сочетаний
оро – ра, оло – ла, оло – ле, ере – ре

Задание 1. Сформулируйте правило правописания гласных а, о, е в словах с этими сочетаниями, примените его в данных словах.

Охл_ждать, х_л_дильник, г_р_да, огр_ждать, гр_жданин, зд_р_вье, др_весина, поздр_вление, заг_р_дить, др_гоценный, д_р_гой, огл_вление.

Задание 2. Запишите данные слова парами: вратарь – ворота.

1) Краткий, град, брег, чреда, младший, власяница, брадобрей.
2) Бородач, город, берег, коротко, чередование, молодец, волосатый.

Задание 3. На слух (можно читать дважды) определите слова с этими сочетаниями, запишите, приведите к ним пару.

1) Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся.

2) Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой.

3) Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате.

4) Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех.

5) . Море вдруг
всколыхнулося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые.

6) Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами.

7) И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.

8) Мать с младенцем спасена.

9) Вкруг нее стоит грозная стража
На плечах топорики держат.

10) И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных.

Задание 4. Подберите к словам однокоренные с полногласием.

Прах, кладезь (мудрости), млечный (сок), отвращение, пленительный, бразды (пушистые), власяница, чрезмерно, посредственно, небрежный.

Задание 5. Найдите и выпишите все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

1) Хоттабыч взял Вольку за руку и поставил его рядом с собой на самой середине ковра. 2) Все бросили пить чай и прохладительные напитки и бросились смотреть на бородатого ребенка. 3) В тот же миг он оказался рядом со стариком Хоттабычем, как мы будем для краткости называть нашего знакомого. 4) Варвара Степановна снова обратилась к Вольке. 5) «Да будет благословен день твоего рождения!» – растроганно провозгласил Хоттабыч. 6) Что бы тебе хотелось сейчас, о драгоценнейший зрачок моего глаза? 7) Володя – это Владимир?

Задание 6. Подберите к словам неполногласные пары.

Городить, сторож, порошок, воротиться, посторониться, здоровайся, схоронить, ворона, борода, коротышка, мороженое.

Проверяемая гласная в корне

1) Что такое корень? 2) Родственны ли слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части? 3) Как надо подбирать родственные слова? (Находить без приставок или с другими приставками.) 4) Что такое чередование? 5) Какие беглые гласные вам известны, с чем они чередуются? 6) В чем трудность подстановки однокоренного «контрольного» слова? (В схожести разных корней, – значит, при проверке надо определять лексическое значение корней.) 7) Попробуйте различать пары:

старожил и сторожил;
посвятить и посветить;
примеряя и примиряя;
умолять и умалять;

отварить и отворить;
утешить и утихать;
разредить и разрядить;
развивается и развевается.

Задание 1. Подберите родственные слова, расставьте ударения.

Образец: изнеможение – изнемочь, может, возможно, беспомощный.

Подразумевать, натощак, объединение, обращение, неудивительно, ободрять, непроницаемый, закоренелый, опровергать, окончательно, преподаватель.

Задание 2. Из каждой тройки исключите неродственные слова.

1) Жаркое, жаровня, раскаленный; 2) ветер, вихрь, безветренный; 3) сосна, дерево, древесина; 4) бегущий, мчащийся, бегун; 5) учить, зубрить, ученый; 6) сожаление, сочувствие, жалость.

Задание 3. Дается два «родственника», подберите к ним слово без приставки или с другой приставкой, найдите корень.

1) Невежа, невежественный; 2) связывать, связист; 3) закат, закатился; 4) подставка, остановился; 5) объединять, соединение.

Задание 4. Данные слова вставьте в словосочетания, чтобы «высветилось» их значение.

Спеши – спиши, проредить – разрядить, примирить – примерять, развивается – развевается, поласкать – полоскать, поседеть – посидеть, сторожил – старожил, посвятить – посветить, запевать – запивать.

Задание 5. Спишите, обозначив корень, приведите проверочное слово.

Зак_лить, зак_лоть, пок_рять, уг_дать, приг_дится, сож_ление, др_жать, др_знить, потр_сение, созр_вание, изм_рение, прим_рение, сост_влять, перед_вать, прис_дание, зас_делся, пос_девший (от горя), изв_нение.

Охр_нять, огр_дить, вл_стелин, ук_р_тить, затв_рять, пол_скать (белье), ощ_тинился, пот_желел, пож_лел, оч_рован, разд_вать, уд_вительно, сохр_нить, пот_снился, вып_дали, усп_вать, напр_жение, запр_гать, ед_ница.

А. Лес, лестница, лесничий.
Б. Водила, водица, водитель.
В. Левый, лев, налево.

Г. Честный, чесночный, чеснок.
Д. Седло, седловина, седина.
Е. Смешной, смешать, смешить.

Игра «СЛОВЕСНЫЙ МЯЧ»

Проводящий игру бросает мяч ученику и называет слово с безударной гласной в корне, тот ловит мяч, называет проверочное слово и бросает мяч назад.

Увядать, увидеть, сплотить, оплатить, обвевает, преломить, раскалить, расколоть, протащить, выбежал, развитой, развевался (на ветру), винтовка, сочетание, завещание, поредел, впечатление, выдавать.

Чередующаяся гласная в корне

1) На какие группы делятся чередующиеся гласные в корне?
2) Назовите корни, выбор а или о у которых зависит от последующей согласной.
3) Вспомните и перечислите исключения из этого правила.
4) В каких трех корнях в безударном положении пишется о, а в двух – а?
5) Назовите исключения к четырем корням этой группы.
6) От чего зависит выбор е и и в девяти корнях следующей группы?
7) Назовите их и два корня, где выбор о или а зависит от того же.
8) Какие особенности имеют слова: рассчитать и расчет, считать и сочетание?
9) Как можно различить написание в корнях -мок- – -мак- и -ровн- – -равн-?
10) Знаете ли вы исключения этой группы?

1) Подберите к данным словам однокоренные с чередующейся гласной:

возраст
заросли
выскочка
скачками

вычет
блистать
плавунчик
почитать

излагать
сложение
касаться
выстилать

избирать
застели
сжигаю
вытерла

откланяться
склонение
неприкосновенный
выжег

2) Объясните, чем различаются корни слов в парах:

блещет – блистать
выскочил – поскачет
сочетание – сосчитать
зарянка – озарить

выгорать – выгарки
касательная – коснусь
поплавок – пловчиха
побирушка – соберу

3) В каком ряду все слова однокоренные?

А. Растущий, прорастал, простейший, росточек.
Б. Простачок, выросли, оросили, подрастать.
В. Роскошный, расти, растает, растворимы.
Г. Растительный, водоросли, ростовщик, ростовский.
Д. Зарастать, расти, растяпа, растрепан.

4) К глаголам совершенного вида подберите пару несовершенного.

Занять, внять, сжать, примять, начать, помнить, вынуть, взять (налог).

5) Запишите под диктовку, сверьте с записью на доске.

Скакун, выскочил, проскакал, прискочил, скачу, скачками, отскочил, доскакала, доскачу, подскачу, подскочу.

(Какова разница между последними словами? Запишите неопределенную форму глаголов, дайте лексическое толкование их.)

6) Поработайте с гласными, которыми командует смысл.

А. Запишите, как назвать предметы, равные по весу, по возрасту, имеющие одинаковые права.
Б. Замените одним словом: безразличный ко всему, имеющий одинаковые права, действующие с одинаковой силой, сутки, в которых день и ночь одинаковы.
В. Вставьте гласную: р_вномерное движение, на ср_внительно малой высоте, старается удержать р_вновесие.

7) Выборочный диктант. Отгадайте загадки (устно), выпишите слова с чередующейся гласной.

а) Постелю рогожку, посею горошку,
положу калач, никому не взять. (Небо, звезды, месяц.)

б) Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце.)

в) Белый Тихон с неба спихан.
Где пробегает – ковром устилает. (Снег.)

г) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

д) Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха.)

е) Летают, кружатся, на землю ложатся,
С земли не встают и тут пропадут. (Листья.)

ж) Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. (Морковь.)

з) Чудо с чудом сошлось кругом:
дыр много, а выскочить некуда. (Решето.)

и) Захочу, так поклонюсь, а поленюсь, так повалюсь. (Топор.)

к) Пришла из лесу птичница кур посчитать. (Лиса.)

л) Летит орлица по синему небу:
крылья распластает, солнышко застилает. (Туча.)

8) Распределительный диктант: в левый столбик – слова с чередующейся гласной, а в правый – с «чужой» орфограммой. Какая она? Можно ли проверить?

Сидеть, отпереть, загорать, примерять (платье), умертвить, половина, косичка, коснуться, отрасль, росинка, выросла, нарастание, убегать, убирать, зарничка, промокашка, равнина, побирушка, начинать, сочетаться, наклонился, скачки, изложу, полагаю, творение, косоворотка, прогорает.

9) Объясните разницу в написании слов.

Сильно вымокнуть – обмакнуть сухарь в чай;
над уровнем моря – решить уравнение;
хорошая плавучесть – российские пловцы;
выровнять строй – равняйся на лучших;
промочил ноги – помакай в мед хлеб;
уровень воды – наравне с веком;
реши уравнение – заровняй яму.

10) От глагола скачу (искл.) образуйте новые глаголы с помощью приставок: пере-, об-, до-, под-, от-, за-, вы-. Запишите их, все время проверяя гласную 2-м или 3-м лицом этого же глагола.

11) Запишите под диктовку, сверьте с записью на доске.

Уравновешенный, равномерный шаг, равнинные леса, выровненная площадка, держать равнение, сровнять с землей, не сравнить ни с чем, весеннее равноденствие, ровесницы-девчонки, несравненная красота, равнение на героев, уравнять в правах, ровнять край юбки.

12) Вспомните все исключения в блоке «Гласные в корне» и напишите диктант исключений.

Контрольные карточки

Карточка 1

Задание. Вставьте о или а, обозначьте орфограмму.

Сапоги пром_кают, вым_кшие р_сточки, м_кни в молоко, обм_кнуть в чернила, ужас(?)ная м_крота, пром_кашка, нам_чить белье, булка разм_кает, пом_кай, накл_нившись, к_снусь м_крицы, зам_чили попл_вок, ра_м_кропогодилось, неср_внимые уро_вни, неср_вненная р_внина.

Карточка 2

1. Ур_внять, ср_внять, зар_внять.
2. Прим_рение, вым_рание, ум_рание.
3. Соч_тание, выч_тание, прич_тание.

4. Обм_кнуть, вым_кнуть, пром_кнуть.
5. Сотв_рение, ут_варь, тв_рец.
6. Поск_чу, выск_чу, переск_чу.

Карточка 3

1. Акац_я, ц_ния, ц_пка.
2. Попл_вок, пл_вец, пл_вунец.
3. Заб_ри, выб_рай, приб_русь.

4. Приг_рь, уг_р, г_рение.
5. Чащ_ба, уч_ба, трущ_ба.
6. Р_стает, зар_стет, выр_стает.

Карточка 4

Задание 1. Распределите в три колонки: проверяемые гласные, непроверяемые, чередующиеся.

Поп_лнять, прис_дать, в_лнение, вп_чатление, изб_ратели, прик_саться, пос_деть (от горя), пол_жение, вым_кнуть, пл_вчиха, прим_рять (платье), к_нфета, к_торый, ум_рающий, инт_ресный, ст_рожилы (Воронежа), подст_лать, подск_чил, выр_стаю, сг_рел, з_ревать, ур_внение, в_теран, узн_вать, зад_вать, выд_вать, оп_реться, покл_нись.

Задание 2. Запишите десять слов, в которых после ц пишется ы.

Карточка 5

Задание 1. Выпишите те слова, где после шипящих пишется ё, обоснуйте ваш выбор.

Ш_пот, ш_рох, щ_лка, ж_лчь, ч_ткий, ож_г руку, ш_рник, ж_кей, ж_лудь, расч_сывать, щ_голь, крыж_вник, чащ_ба, ш_рты, ш_ковая, щ_тка, ж_рнов, ш_коладный, из Ш_тландии, пош_л, ч_кнутый, чуж_й, ч_рточка, печ_нка, ш_лк.

Задание 2. Распределите в два столбика. С проверяемой гласной в корне и с чередующейся в корне.

Отв_рить в_рота, отв_рить макароны, разл_жить, р_сли, выст_рать, прот_реть, запр_женная, пок_рить, в_ршину, претв_рить м_чту, прор_стающий, заск_чил, сж_гать, бракосоч_тание, бл_стящий, заст_лать, за выч_том, к_сательная, зав_днелся, ув_дание (листьев), несг_раемый, з_рница, натв_рил, скл_нись.

Карточка 6

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

скл_нить голову
затв_рить окно
продукты сг_рания
з_ревать с удочкой
сг_ревший дотла
соб_райся в путь

обж_гающее пламя
сл_гать песни
оп_реться о п_рила
удач(?)ное соч_тание
ст_реть написанное
заст_лать полы

накл_нение глагола
ск_ковая лошадь
на всем ск_ку
ск_чками бежал
зеленая отр_сль
р_дился в Р_стове

Задание 2. Подберите и запишите однокоренные слова с е после шипящих.

Желудевый, щетина, шептать, желтеть, черта, щель, шерсть, пчела, жернова, сошедший, чело, челнок, желчь, жена, шелковистый, зачеркнуть.

Карточка 7

Задание 1. Распределите по группам: а) зависит от согласной, б) зависит от ударения, в) зависит от суффикса -а-.

Рассч_таю, изл_гать, накл_ниться, предл_жение, подск_чивший, зам_рание, оз_рение, р_стовщик, уг_релый, выск_чка, Р_стислав, не к_сайся, ск_чками, выд_рнуть, заст_лить, выч_таемое, тв_рение, пром_чу, пробл_ск, р_стение.

Задание 2. Спишите, объясните условия выбора гласной.

Ц_трусовый, ц_ганка, ц_ферблат, для куниц_, ц_корий, из-за дверц_, ц_кличный, ц_пной, оц_нить, из ц_гейки, акац_я, ц_клоп, панц_рь, ц_пки.

Карточка 8

Задание 1. Распределите в три колонки: с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласной в корне.

Ф_соль, приб_рать, ор_шать, акв_рель, р_стение, с_лат, расст_лить, распрод_вать, к_тлета, пок_зался, непром_каемый, прик_снулся, к_росин, зап_саться, на прот_жении, раст_рание, прил_гательное, р_внина, зап_чатать, заг_рать, з_ревая, пл_вучая, ск_чу, подск_чить, ур_внение, зар_внять.

Задание 2. Запишите десять слов, где в корне после шипящего под ударением пишется о.

Карточка 9

Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограммы: проверяемые и чередующиеся гласные в корне. Образец: помирить – мир, замереть – нет суффикса -а-, росточек – искл.

Выл_пленный, з_рницы, выр_сший, посв_тить фонарем, посв_тить стихи, р_вес(?)ники, оз_ренный, неприм_римость, вым_рающие, разв_вать во_бражение, выст_ранное, ст_рожил сад, ст_рожил Воронежа, прил_жение, укр_щенный зверь, р_стительность, б_жал ск_чками, поб_рушка, прик_сновение, р_стовские дети.

Задание 2. Объясните разницу в написании.

Карточка 10

Задание 1. Вставьте о или а, обозначьте орфограмму в корне.

Неср_внимые ур_вни, раств_рить, заж_гание, р_вновесие, расст_лающаяся д_лина, ск_чок.

Задание 2. Запишите все исключения к чередующимся гласным в корне.

Карточка 11

Задание 1. Распределите в два столбика: проверяемые ударением (с проверочным словом) и с чередующейся гласной. Корни обозначьте.

Заг_релись на з_ре, ум_лял о пр_щении, попросил препод_вателя, выт_реть листочки р_стения, прор_стающее з_рно, рано пос_девшие ст_рожилы, заг_релый пл_вец, прин_сти изв_нения, пол_скать выст_ранное б_лье, посв_тить стихи р_вес(?)никам, р_сли в ор_нжерее, распол_житься на н_члег, ра(?)ч_таться с д_лжниками, заст_лить с_фу, обм_рять овраг, обм_рать от страха.

Задание 2. Запишите исключения на правило ы – и после ц в корне.

Карточка 12

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Пл_вец, пр_коснуться, заж_гание, изл_жение, утв_рь, к_сательно, изл_гать, поб_рушка, приг_ревший, приг_рь, притв_рился, оз_рилось, ур_внение, выр_внять, прир_внять, переск_кать, разр_стание, р_стовщический, пром_кать, пом_кать, пл_вуны, заст_лет, ум_ротворение, вым_ршие, бл_снуть, ра_ст_латься, вым_рающие, ум_рли, поз_ревать (с удочкой), р_внина.

Задание 2. Найдите третье лишнее.

А. Зач_тка, реш_тка, трещ_тка.
Б. Пш_нная, крыж_венная, ж_ванная.

В. Маж_рный, ч_порный, ч_рствый.
Г. Ш_рох, ш_пот, ш_мпол.

Карточка 13

Задание 1. Спишите, вставив пропущенные буквы и обозначив морфемы, подчеркните слова с чередующейся гласной в корне.

Зас_дание, отп_рла, заг_релся, прим_рять платье, ум_ртвить, пол_вина, к_саться, к_совато повесил, отр_слевая, р_систый, зар_стаю, уб_гать, насл_ждение, прил_жение, изб_ратель, поб_рушка, р_стки, заг_рать, пл_вцы, прекл_нение, з_рницы, на выг_рках, ур_вень, выст_лешь, м_ровой.

Задание 2. Составьте четыре примера игры «Третий лишний» на правописание ы – и после ц в корне слова.

Контрольный словарный диктант

Обмакнуть кисть в краску, выскочить из-за поворота, заровнять неровный край, посвящаются предъюбилейным торжествам, с бесстрашным циркачом, не прекословить старшим, не подчиняться превратностям судьбы, превратно истолковывать, пробираться по неизвестной местности, участвуют в состязании пловцов, в роскошной коллекции произведений искусства, приостановиться в нерешительности, собираются в прекрасном трехэтажном здании, растереться холщовым полотенцем, замираешь от непрерывного крика, подыскал ростовщика, приобретешь великолепный непромокаемый плащ с капюшоном, придать причудливую форму статуэтке, неверно рассчитал чертеж, собачонка с шелковой шерсткой, пребывать в недоумении, приотстать на железнодорожном разъезде, пристраивают придел к церкви, не принимает во внимание никаких объяснений, не используем преимущества, приближается к расстилающимся зарослям, презирать за бесчестный поступок, привстать на цыпочках, пренебрегать безынтересной работой, прибывать в расположение армии, преодолел пресложное препятствие, достиг ценой сверхъестественных усилий, касается панциря прелестного черепашонка, почти коснулся зарянки, когда зоревал на заре.

Блок «Правописание согласных в словах»

1. Вспомните опознавательные признаки орфограммы «Согласные в корне слова»:

1) на конце слова,
2) на стыке согласных.

2. Составляем алгоритм написания согласного звука буквой:

1) подберите однокоренное слово, чтобы за согласным встала гласная или л, м, н, р, в (в сильной позиции);
2) если нельзя, то вспомните исключения на правила;
3) или найдите в словаре;
4) при долготе согласного звука сделайте морфемный разбор слова.

Коллективные упражнения

1. Выборочный диктант. Запишите слова с непроизносимой согласной, объясните их написание.

Поздняя осень. Грачи улетели.
Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она.
И шествуя важно, в спокойствии чинном лошадку ведет под уздцы мужичок.
И сам про себя удалую, хвастливую песню поет.
Мороз и солнце! День чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный.

2. Как проверить написание одинаково звучащих слов?

Кузнечный моло_ – совсем еще моло_;
мелкая изморо_ь – серебристая изморо_ь;
глубокий пру_ – гибкий пру_;
быстро ро_ – кусты ро_;
приехал на съе_ – он быстро съе_;
све_ти по лес_нице – све_ти сено;
ве_кий довод – вя_кий грунт.

3. Вставьте пропущенные буквы, в скобках дайте проверочное слово или пометку искл.

Ус_ный ответ, ужас_ный случай, шес_надцать километров, уча_ствовать в игре, трос_никовые заросли, че_ствовать ветерана, громоз_кий шкаф, загадочно безмол_ствовать, плес_нуть водой, свис_нул собаке, праз_ничный вечер, обе ровес_ницы, мои сверс_ники.

4. Объясните написание фонетически схожих слов.

Костный мозг – косный человек;
громко свистнуть – свиснуть с ветки;
искусный мастер – искусственный цветок;
шефствовать над малышами – важно шествовать.

5. Замените одним словом, объясните написание.

Принять участие, испытывать чувства, осуществлять власть, издать хруст, имеющий хорошую скорость, сгоревший на костре, звук, образованный с помощью голоса и шума, произнесенный с большим чувством.

6. Объясните написание.

яства – явственно, свистнет – блеснет, лестница – колесница, участвуя – сочувствуя, шефствовать – шествовать, чувствую – чествую, ровесник – сверстник, дрожжи – визжи.

7. Запишите данные слова в три колонки в зависимости от вставленной буквы: ж, з, д, приведите рядом проверочное слово.

Тетра_ка, засте_ка, лоды_ка, у_кий, коври_ка, во_ка, сма_ка, сла_кое_ка, фля_ка, сороконо_ка, громоз_кий, площа_ка, развя_ка, скла_чина, вя_кий.

8. Слова с удвоенным ж содержатся в загадке: «Кто жжет, жужжит и держит вожжи, ест можжевельник и пьет дрожжи?». Образуйте от этих слов как можно больше однокоренных слов и запишите их.

Запишите 12 слов, в которых появляется удвоенная согласная на стыке морфем – приставки и корня или корня и суффикса.

10. Как можно объяснить следующие строчки:

И ужасно, и опасно букву т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно букву т писать уместно!

Карточка № 1

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните их.

1) Слово не стрела, а к сер_цу льнет. 2) Счас_ливая дочь в отца, а сын – в мать. 3) Если б знал, где упасть, так соломки бы подос_лал. 4) Из кос_лявой рыбки уха сладка. 5) Искус_ного человека зовут мастером на все руки. 6) Пуд – шес_на_цать килограммов.

Задание 2. Запишите двенадцать слов с удвоенной согласной.

Карточка № 2

Задание 1. Вставьте, где необходимо, согласную, проверьте по образцу:

У_кий проли_, оплатить издер_ки, потерян сле_, целительная ма_ь, ре_ьба по дереву, ло_кий акроба_, доблес_ный рыцарь, зеленое пас_бище, уез_ный городок, опас_ный возраст, древес_ный уголь, крохотная лес_ничка, плес_нул в лицо, свис_нул собаке.

Задание 2. Подчеркните «лишнее» слово.

А. Уса_ьба, сва_ьба, моло_ьба.
Б. Фля_ка, ча_ка, ру_ка.
В. Плес_нула, хлес_нула, блес_нула.

Карточка № 3

Задание 1. Вставьте согласную, где необходимо.

Потерянная варе_ка, ярос_ный натиск, трагическая развя_ка, искус_ный мастер, гнус_ный поступок, тру_ка мира, ледяной айсбер_, мой рю_за_, низкий бере_, иску_твенный жемчу_, задребе_жал на во_зале.

Задание 2. Образуйте с помощью приставок (об-, про-, за-, раз(о)-, под-) новые слова от глаголов жжет и жужжит (ся).

Карточка № 4

Задание 1. Подберите к данным существительным однокоренные прилагательные, запишите, выделив орфограмму.

Ненастье, крепость, бескорыстие, гигант, доблесть, счастье, ужас, чудеса, поверхность, должность, известие, крест, зависть, депутат.

Задание 2. Вставьте пропущенные гласные, проверьте по образцу. Образец: выдохнуть – вдох, старожил – старый житель.

Зап_вать лекарство, зап_вать песню, ст_рожил склад, ум_лял о пощаде, ум_лял достоинство, зал_зать на дерево, зал_зать раны, зав_рить чай, отв_рить картофель, отв_рить окно, оч_ровательная улыбка, соед_нять.

Карточка № 5

Задание 1. Вставьте согласную (если нужно), запишите проверочное слово.

уч_стник событий
у_кий к_ридор
блес_нул ярко
навес_ной замок

здра_ствуйте
шес_на_цатилетние
сверс_ники
ровес_ницы

ро_кие про_ьбы
жу_кая история
ме_кий наво_чик
справка из пре_сы

Задание 2. Напишите словарный диктант из двадцати слов-исключений в данном блоке и непроверяемые согласные в корне слова.

Карточка № 6

Задание 1. Впишите данные слова в таблицу.

rus.1september.ru

Правило на еле ере

1. Написання ненаголошених [е] та [и] перевіряємо наголосом: весна, бо вéсни; далеч, бо далéкий; велич, бо велúкий) непримиренний, бо мир; шести, бо шéстеро.

Але це правило незастосовне до слів, у коренях яких відбувається чергування [е] з [и] (див. § 25).

1. Шелестіли [шéлест, шелéснути], хиталися [хúткість] віти. (В.Сосюра.) 2. Соловейко на калині то затихав [тúхо], то щебетав [щéбет, щебéче]. (Т.Шевченко.) 3. Яке мале у яблука зерно [зéрна], а виростає [вúріс] дерево [дерéва] із нього. (О.Підсуха.) 4. Безмежна далеч [далéкий], неосяжна шир! (Т.Масенко.) 5. Велич [велúкий] не в стражданнях, а в перемозі над ними. (П.Загребельний.) 6. Під веселкою [вéсело] у голубіні голуби летять [лет]. (В.Лучук.)

2. Пишемо е, якщо при змінюванні неясний звук випадає: серпень, бо серпня; палець, бо пальця; шевця, бо швець; справедливий, бо правда.

Але треба мати на увазі, що в кількох дієслівних коренях випадає ненаголошений [и], а саме: згинати — зігну, відтинати — відітну, напинати — напну, починати — почну, розминати — розімну, засинати — засну, вмикати — увімкну, проривати — прорву.

1. Веселе сонечко [сонце] ховалось в веселих хмарах весняних. (Т.Шевченко.) 2. Запливає вересень [вересня] у затоку жовтня. (Б.Олійник.) 3. Колихає жита вітерець [вітру] над Дніпром. (П. Тичина.) 4. Схололі в хмарах крапельки [крапля] води перлинами котилися в сади. (М.Бажан.) 5. З тихим плескотом на берег рине хвилечка [хвилька] перлиста. (Леся Українка.) 6. Часом я засинав [виняток] ще до вечері. (О.Довженко.)

3. Пишемо е, якщо при змінюванні неясний звук чергується з [і]: осені, бо осінь; каменя, бо камінь; летіти, бо літати; гребенястий, бо гребінь; скатерть, бо скатірка (див. § 29, пп. 1,2).

Але це правило незастосовне до слів дитина — діти, сидіти — сідати, звисати — звіситися і злипатися — зліпитися, у яких [і] чергується з [и].

1. Сонечко встало, прокинулось ясне, грає вогнем, променіє [промінь]. (Леся Українка.) 2. Шумлять дуби в степу широкім, моя тут юність протекла [протікати]. (Л.Забашта.) 3. Пахне гіркотою осені [осінь]. (Ю.Яновський.) 4. Було тихо, ніжно струменіло [струмінь] на землю місячне проміння. (Ю.Збанацький.) 5. Бринить колискова, дзвенить [дзвінко] колискова, то тиха й задумлива матері [матір] мова. (Л.Первомайський.)

4. Пишемо е в сполученнях -ере-, -еле-: перейти, передгір’я, береза, пелехатий, пелена. Але на межі кореня й суфікса може бути також сполучення -ери-, -ели-: перина (пер+ина), меливо (мел+иво), великий (вел+икий).

1. Придорожня береза вже гойдала на плакучих гілках зелений димок брості. (М.Стельмах.) 2. Зустрілись ми серед гаю, де зі скелі б’є джерело. (І.Вирган.) 3. Край берега у затишку прив’язані човни. (Л.Глібов.) 4. По Дніпру біліють вередливі піскуваті мілини. (І.Нечуй-Левицький.) 5. Полум’я билось у вітрі величезним [великий] червоним птахом. (О.Гончар.)

5. Пишемо и у відкритих складах -ри-, -ли- у словах бриніти, бриньчати (хоч бренькати), гриміти, дрижати, кривавий, криниця, кришити, стриміти, тривати, тривога, глитати, тривожити.

1. Звідкілясь вихопився тривожним поривом свіжий вітрець. (О.Донченко.) 2. Розгримілися громи — і земля під пшеницями задрижала. (Марко Черемшина.) 3. Чули ви, як напровесні рано жайворонкова пісня бриніла (Леся Українка.) 4. Бринить, немов струна, в моїй душі чекання. (Д.Павличко.) 5. Виходить дівчина із хати води в криниці набирати. (А.Малишко.)

6. У деяких словах (переважно іншомовних) написання е та и ніяких не перевіряється: апельсин, бензин, бетон, декада, делегат, демократія, колектив, левада, легенда, леміш, математика, медаль, пенал, ремонт, рецепт, тепер, тремтіти, чекати; директор, диригент, кишеня, лимон, минуле, пиріг, шинель і т. д. Написання таких слів треба запам’ятати.

1. Сучасне завжди на дорозі з минулого в майбутнє. (О.Довженко.) 2. Зубами чорними зубил рубають ромби брил, бетон громадять в кучугури. (М.Бажан.) 3. Диригент змахнув паличкою. У музикантів надулись щоки. (О.Донченко.) 4. Зорі тремтять в нічній прохолоді. (М.Коцюбинський.) 5. Ось апельсини, лимони в підвалі, жовті, пахучі. (А.Тесленко.)

7. Про розрізнення е та и в закінченнях дієслів див. §§ 69 — 70.

82. У ліву колонку випишіть слова з вставленою буквою и, у праву — з вставленою буквою е.

Бл..зенько, ос..литися, справ..дливий, д..ректор, греб..лька, зш..вати, дал..ч, неприм..ренний, зв..чайний, сп..нити, квіт..нь, дж..рело, кр..ниця, зн..сти, в’єтнам..ць, заст..лати, ущ..мити, зат..кти, оц..нкований, ос..ледець, ст..лити, відд..рати, дят..л.

Ключ. Підкресліть у кожному слові другу від початку букву. З цих букв прочитаєте вислів Ю. Фучика.

83. Перепишіть, вставляючи пропущені букви е та и.

I. 1. А з..мля л..жить м..дова, а поля пожаті мріють, на городах достиг..ють гарбузи з..леноребрі. (М.Рильський.) 2. Бр..нять, як море, зорані лани, (Д.Павличко.) 3. Он зірка в небі прол..тіла, погасла зірка в в..шині. (В.Сосюра.) 4. Кр..ло зорі рум’янить тучі у голубій дал..ч..ні. (В.Сосюра.) 5. Ум..раючий промінь сонця падає на б..резу, кр..вавить білу кору. (А.Шиян.) 6. Т..че вода в синє море, та не в..тікає. (Т.Шевченко.) 7. З темного моря білява хвил..чка до побережного кам..ня горнеться. (Леся Українка.) 8. Часом то за мрію річки кр..ваві люди прол..вають. (Леся Українка.)

II. 1. Люди д..вуються, що я в..села. 2. Квіток було назр..ваєм та позаквітчуємось, як молоді, та до самого двору тими вінками в..л..чаємось. 3. Помалу усе панночка на свій лад п..р..вернула. 4. Прийду було її вб..рати, то вже якої наруги я од неї не нат..рплюся! 5. Вона м..не й щ..пає, і штирхає, і гр..бінцем м..не скородить, і водою зл..ває. 6. Л..жу та все собі думаю: «Таке молоде, а таке нем..лосердне, Господи!» 7. Увеч..рі, см..рком уже, в..ртаються з панщини люди потомлені. 8. Люди прокидались і лягали плачучи, проклинаючи. (Марко Вовчок. «Інститутка».)

84. Перекладіть на українську мову. Порівняйте правопис е та и в російській і українській мовах.

1. Листва на березах была еще почти вся зеленая. (І.Тургенєв.) 2. Вода заблестела, как расплавленный металл. (В.Шишков.) 3. Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. (М.Гоголь.) 4. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце. (Л.Толстой.)

ЮЩУК І. П. Практикум з правопису української мови.— 4-те вид.— К.: Освіта, 2000.— 254 с.

filologukraine.ucoz.ua

Это интересно:

  • Заявление о ликвидации 2018 Как подать заявление о ликвидации ООО? Если учредители юридического лица по каким-либо причинам решили прекратить деятельность ООО, то им следует учесть все нюансы этой процедуры, чтобы не совершить ошибок. Неправильная ликвидация может привести к тому, что собственники будут отвечать по […]
  • Нотариус горбушина светлана серафимовна Нотариус горбушина светлана серафимовна Нотариус САО Горбушина Светлана Серафимовна г. Москва, м. Алтуфьево; Дмитровское шоссе, 149 т. +7 (495) 483-06-45 Нотариус САО Бирюкова Ольга Михайловна г. Москва, м. Аэропорт; Часовая ул., 9 т. +7 (495) 152-44-81 Нотариус САО Фатыхова Светлана […]
  • Правила продажи товара потребителю Правила продажи товара Общая информация!1.1. Отношения между покупателями и продавцом при продаже непродовольственного товара, список моделей продукции указан в разделе «Продукция» данного сайта (далее именуемый «Товар») регулируются: • Законом Российской Федерации «О защите прав […]
  • Образец заявления для рвп 2014 Образец заполнения заявления на разрешение на временное проживание (РВП) Разрешение на временное проживание позволяет иностранному или лицу без гражданства легально находиться на территории России. Обязательным является обращение гражданина в ФМС РФ для подачи прошения. Заявление на РВП […]
  • Как правильно заполнить заявление на возврат денег Как правильно составить заявление на налоговый вычет за лечение? Гражданин Российской Федерации, потративший деньги на лечение, имеет возможность вернуть часть затраченных средств в виде социального налогового вычета. Подобные вычеты предоставляются не в форме живых денег, а путем […]
  • Экология на предприятии приказы Форум инженеров по охране труда Беларуси Приказы по охране окружающей среды Guest_Алена_* 13 Дек 2010 admin 13 Дек 2010 Вы когда приказ по назначении ответственных пишете, то контроль за исполнением приказа по любому возлагаете на определенное должностное лицо. У нас, конкретно, - это […]
  • Налог на дивиденды с ооо Как выплачивать дивиденды учредителям ООО в 2017 году? ООО имеет целый ряд преимуществ перед ИП: в частности, это касается того факта, что учредители общества с ограниченной ответственностью не отвечают по долгам фирмы собственным имуществом. Кроме того, такой тип организации позволяет […]
  • Правила перевозки детей до 12 лет автомобиле Новые правила перевозки детей в автомобилях с 1 января 2017 года Упрощенный порядок перевозки детей. Проект нового закона Обновление от 03.07.2017 года Изменения касаются запрета оставлять детей дошкольного возраста в автомобиле одних, без присмотра взрослых, также, предусмотрено […]