Правила реакция ионного обмена

admin

Урок по теме «Реакции ионного обмена». 9-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебник: Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 12-е изд. – М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2009. – 191 с.

Цель: сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условий протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.

Задачи:

  • способствовать систематизации понятийного аппарата: ион, растворы, электролиты и неэлектролиты, основные типы реакций в неорганической химии, обратимые реакции, условия протекания реакций ионного обмена до конца
    • 5” — обосновать, доказать;
    • 4” — характеризовать, применить;
    • 3” — рассказать;
  • способствовать совершенствованию специальных предметных умений: составлять полные и сокращенные ионные уравнения;
  • способствовать формированию общеучебных умений:
    • а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать соли и химические реакции, классифицировать, делать выводы);
    • б) учебно-информационных (работать с текстом);
    • в) учебно–организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения заданий планировать работу по организации работы, осуществлять самоконтроль);
    • способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);

    Форма проведения: урок с использованием ИКТ, включением парных, индивидуальных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

    Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

    Использование педагогических технологий: метод эвристического обучения, обучение в сотрудничестве

    I. Организационный момент – 1 мин: мобилизующее начало (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся), информация о цели и ходе урока, мотивация

    Фронтальная беседа (3 мин)

      Что такое реакции обмена? (это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями).
    • Что такое ионы? (это заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов)
    • На какие группы делятся ионы? (катионы – положительные ионы; анионы – отрицательные ионы)
    • Что такое электролитическая диссоциация? (процесс распада молекул электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении)
    • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты (ионы водорода и ионы кислотного остатка)
    • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания? (ионы металла и ионы ОН -1 групп)
    • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли? (ионы металла и ионы кислотного остатка)
    • Таким образом, какие ионы выделяют при электролитической диссоциации? (Н +1 , ОН -1 , Ме +n , кислотный остаток -n )
    • Именно эти ионы находятся в таблице растворимости: (Работа с таблицей растворимости – определение растворимых и нерастворимых веществ)
    • II. Изучение нового материала. Объяснение учителя. 15 мин.

      Реакции обмена протекают между ионами, поэтому называются реакции ионного обмена Выводится определение (слайд 2):

      Реакции ионного обмена идут до конца в трех случаях:

      • если образуется осадок – нерастворимое вещество после реакции)
      • если выделяется газ
      • если образуется вода
      • В остальных случаях реакции обмена являются обратимыми

        Разберем эти случаи поподробнее (случаи разбираются на слайдах и на доске, проводится фронтальная беседа: почему реакция идет, что и почему образуется, как определить образование осадка, газа, воды и т.п.):

        1) Если образуется осадок (слайд 3):

        а) CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2

        б) 2AgNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2AgCl

        в) Na2CO3 + Ca(NO3)2 2NaNO3 + CaCO3

        г) BaCl2 + K2SO4 2KCl + BaSO4

        2) Если выделяется газ (слайд 4):

        а) CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO2 )

        б) Na2SO3 + 2HCl 2NaCl + H2SO3 (H2O + SO2 )

        в) CuS + 2HCl CuCl2 + H2S

        3) Если образуется вода (слайд 5):

        а) CuO + H2SO4 CuSO4 + H2O

        б) Fe(OH)3 + 3HCl FeCl3 + 3H2O

        в) NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O

        4) Если НЕ образуются осадок, газ и вода, то реакции являются обратимыми (слайд 6):

        Обратимые реакции – это реакции, которые при одних и тех же условиях протекают в двух противоположных направлениях

        а) 2NaNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2NaCl

        б) K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl

        в) CuCl2 + Na2SO4 CuSO4 + 2NaCl

        Ионные уравнения (слайды 7, 8, 9):

        Для реакций ионного обмена составляют полные и сокращенные ионные уравнения. При этом на ионы никогда не раскладывают :

        • нерастворимые вещества (см. таблицу растворимости);
        • оксиды;
        • воду;
        • газы
        • 1) Запишем молекулярное уравнение и уравняем его:

          CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2

          2) Разложим на ионы все, что возможно и затем сократим одинаковые ионы в обоих частях уравнения:

          Cu +2 + SO4 -2 + 2Na +1 + 2OH -1 2Na +1 + SO4 -2 + Cu(OH)2 (полное ионное уравнение)

          3) Запишем то, что получилось:

          Cu +2 + 2OH -1 Cu(OH)2 (сокращенное ионное уравнение)

          Другие примеры составления ионных уравнений (разбираются с пояснениями):

          CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO2)

          CaCO3 + 2H +1 + 2NO3 -1 Ca +2 + 2NO3 -1 + H2O + CO2

          CaCO3 + 2H +1 Ca +2 + H2O + CO2

          CuS + 2HCl CuCl2 + H2S

          CuS + 2H +1 + 2Cl -1 Cu +2 + 2Cl -1 + H2S

          CuS + 2H +1 Cu +2 + H2S

          NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O

          Na +1 + OH -1 + H +1 + NO3 -1 Na +1 + NO3 -1 + H2O

          K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl

          3K +1 + PO4 -3 + 3Na +1 + 3Cl -1 3Na +1 + PO4 -3 + 3K +1 + 3Cl -1

          Вывод: сокращенного ионного уравнения нет, следовательно, у обратимых реакций нет сокращенных ионных уравнений

          III. Закрепление изученного материала (20 мин)

          Учащимся предлагается выполнить задания в парах. Каждое задание предлагается на слайде и проверяется на следующем слайде (слайдах).

          Задание 1 (Слайд 10)

          Саша и Алеша делали домашнее задание. Они составили уравнения реакций, но случайно на лист бумаги пролили чернила. Помогите ученикам восстановить запись. Составьте к восстановленным

          Проверка задания 1 (слайды 11, 12).

          1) NaOH + HCl NaCl + H2O

          Na +1 + OH -1 + H +1 + Cl -1 Na +1 + Cl -1 + H2O

          OH -1 + H +1 H2O

          2) MgCl2 + Na2SO3 MgSO3 + 2NaCl

          Mg +2 + 2Cl -1 + 2Na +1 + SO3 -2 MgSO3 + 2Na +1 +2Cl -1

          Mg +2 + SO3 -2 MgSO3

          3) K2SO3 + 2HNO3 2KNO3 + H2O + SO2

          2K +1 + SO3 -2 + 2H +1 + 2NO3 -1 2K +1 + 2NO3 -1 + H2O + SO2

          SO3 -2 + 2H +1 H2O + SO2

          4) ZnSO4 + 2NaOH Zn(OH)2 + Na2SO4

          Zn +2 + SO4 -2 + 2Na +1 + 2OH -1 2Na +1 + SO4 -2 + Zn(OH)2

          Zn +2 + 2OH -1 Zn(OH)2

          5) Al(OH)3 + 3HNO3 Al(NO3)3 + 3H2O

          Al(OH)3 + 3H +1 + 3NO3 -1 Al +3 + 3NO3 -1 + 3H2O

          Al(OH)3 + 3H +1 Al +3 + 3H2O

          6) CaCO3 + 2 HCl CaCl2 + H2O + CO2

          CaCO3 + 2H +1 + 2Cl -1 Ca +2 + 2Cl -1 + H2O + CO2

          CaCO3 + 2H +1 Ca +2 + H2O + CO2

          Задание 2. (слайд 13):

          Полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2,3,4,5 дети должны будут сделать дома)

          Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям “расколдовать” колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.

          Проверка задания 2 (слайд 14):

          СаСО3 + 2HCl CaCl2 + H2O + CO2

          Задание 3 (слайд 15):

          Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.

          Проверка задания 3 (слайд 16):

          H2SO4 + Ba(OH)2 BaSO4 + 2H2O

          Задание 4 (слайд 17):

          Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, CuOH)2 H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.

          Проверка задания 4 (слайд 18):

          Cu(OH)2 + H2SO4 CuSO4 + 2H2O

          Задание 5 (слайд 19):

          Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились. И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода. Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго. А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3, K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. помогите русалке получить углекислый газ.

          Проверка задания 5 (слайд 20):

          BаСО3 + 2HCl BaCl2 + H2O + CO2

          IV. На следующем уроке мы продолжим разбирать тему “Реакции ионного обмена” и напишем небольшую проверочную работу, а сейчас .

          Домашнее задание (слайд 21):

          Параграф 4 упр. 1, 2, 3 стр. 22 и . не забудьте составить полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2, 3, 4, 5, решенным в классе, иначе Ваша помощь сказочным персонажам не будет полной.

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          8. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

          Реакция ионного обмена — один из видов химических реакций, характеризующаяся выделением в продукты реакции воды, газа или осадка. Химические реакции в растворах электролитов (кислот, оснований и солей) протекают при участии ионов. Если такие реакции не сопровождаются изменением степеней окисления, они называются реакциями двойного обмена.

          Реакцию обмена в растворе принято изображать тремя уравнениями: молекулярным, полным ионным и сокращённым ионным. В ионном уравнении слабые электролиты, газы и малорастворимые вещества изображают молекулярными формулами.

          1. При написании ионных уравнений следует обязательно руководствоваться таблицей растворимости кислот, оснований и солей в воде, то есть обязательно проверять растворимость реагентов и продуктов, отмечая это в уравнениях.

          2. Следует иметь в виду, что реакции двойного обмена между солями с образованием осадков протекают во всех тех случаях, когда растворимость реагентов выше, чем растворимость одного из продуктов.

          3. Для получения малорастворимого вещества всегда надо выбирать хорошо растворимые реагенты и использовать достаточно концентрированные растворы.

          Для составления уравнений реакций ионного обмена необходимо помнить следующее:

          1. Диссоциации не подвергаются: оксиды, газообразные вещества, вода, нерастворимые в воде соединения

          2. Реакция ионного обмена идёт до конца если образуется: газ, осадок, вода

          sites.google.com

          Правила реакция ионного обмена

          Гидроксид алюминия записывается в виде молекулы, поскольку является слабым электролитом (алюминий не относится к щелочным или щелочно-земельным металлам, поскольку расположен в третье группе периодической системы Менделеева); серную кислоту записываю в виде ионов, поскольку она относится к шести сильным кислотам, перечисленным ранее; сульфат алюминия – растворимая соль и поэтому записывается в виде ионов, поскольку является сильным электролитом; вода – слабый электролит.

          В данной реакции и справа, и слева присутствуют слабые электролиты(Al(OH)3 и НОН), но равновесие реакции смещено вправо, поскольку вода является более слабым электролитом.

          6 Находят в левой и правой частях ионного уравнения подобные члены с одинаковыми знаками и исключают их из уравнения, а затем записывают полученное сокращенное ионное уравнение, которое выражает сущность реакции:

          2Al(OH)3 + 6H + + 3SO4 2 – → 2Al 3+ + 3SO4 2 – + 6HOH;

          2Al(OH)3 + 6H + → 2Al 3+ + 6HOH.

          В тех случаях, когда нет ионов, которые могут связываться между собой с образованием осадка, газа, малодиссоциированных соединений (H2O) или комплексных ионов реакции обмена обратимы. Например,

          NaNO3 + KCl NaCl + KNO3;

          Na + + NO3 – + K + + Cl – Na + + Cl – + K + + NO3 – .

          Как видно из приведенного уравнения, вещества присутствуют в растворе в виде свободных ионов. В этом случае, при составлении молекулярного уравнения записывают следующее:

          NaNO3 + KCl → .

          studfiles.net

          1.4.6. Реакции ионного обмена.

          Реакции ионного обмена — реакции в водных растворах между электролитами, протекающие без изменений степеней окисления образующих их элементов

          Необходимым условием протекания реакции между электролитами (солями, кислотами и основаниями) является образование малодиссоциирующего вещества (вода, слабая кислота, гидроксид аммония), осадка или газа.

          Расcмотрим реакцию, в результате которой образуется вода. К таким реакциям относятся все реакции между любой кислотой и любым основанием. Например, взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом калия:

          Исходные вещества, т.е. азотная кислота и гидроксид калия, а также один из продуктов, а именно нитрат калия, являются сильными электролитами, т.е. в водном растворе они существуют практически только в виде ионов. Образовавшаяся вода относится к слабым электролитам, т.е. практически не распадается на ионы. Таким образом, более точно переписать уравнение выше можно, указав реальное состояние веществ в водном растворе, т.е. в виде ионов:

          Как можно заметить из уравнения (2), что до реакции, что после в растворе находятся ионы NO3 − и K + . Другими словами, по сути, нитрат-ионы и ионы калия никак не участвовали в реакции. Реакция произошла только благодаря объединению частиц H + и OH − в молекулы воды. Таким образом, произведя алгебраически сокращение одинаковых ионов в уравнении (2):

          Уравнения вида (3) называют сокращенными ионными уравнениями, вида (2) — полными ионными уравнениями, а вида (1) — молекулярными уравнениями реакций.

          Фактически ионное уравнение реакции максимально отражает ее суть, именно то, благодаря чему становится возможным ее протекание. Следует отметить, что одному сокращенному ионному уравнению могут соответствовать множество различных реакций. Действительно, если взять, к примеру, не азотную кислоту, а соляную, а вместо гидроксида калия использовать, скажем, гидроксид бария, мы имеем следующее молекулярное уравнение реакции:

          Соляная кислота, гидроксид бария и хлорид бария являются сильными электролитами, то есть существуют в растворе преимущественно в виде ионов. Вода, как уже обсуждалось выше, – слабый электролит, то есть существует в растворе практически только в виде молекул. Таким образом, полное ионное уравнение данной реакции будет выглядеть следующим образом:

          2H + + 2Cl − + Ba 2+ + 2OH − = Ba 2+ + 2Cl − + 2H2O

          Сократим одинаковые ионы слева и справа и получим:

          Разделив и левую и правую часть на 2, получим:

          Полученное сокращенное ионное уравнение полностью совпадает с сокращенными ионным уравнением взаимодействия азотной кислоты и гидроксида калия.

          При составлении ионных уравнений в виде ионов записывают только формулы:

          1) сильных кислот (HCl, HBr, HI, H2SO4, HNO3, HClO4 ) (список сильных кислот надо выучить!)

          2) сильных оснований (гидроксиды щелочных (ЩМ) и щелочно-земельных металлов(ЩЗМ))

          3) растворимых солей

          В молекулярном виде записывают формулы:

          2) Слабых кислот (H2S, H2CO3, HF, HCN, CH3COOH (и др. практически все органические))

          3) Слабых оcнований (NH4OH и практически все гидроксиды металлов кроме ЩМ и ЩЗМ

          4) Малорастворимых солей (↓) («М» или «Н» в таблице растворимости).

          5) Оксидов (и др. веществ, не являющихся электролитами)

          Попробуем записать уравнение между гидроксидом железа (III) и серной кислотой. В молекулярном виде уравнение их взаимодействия записывается следующим образом:

          Гидроксиду железа (III) соответствует в таблице растворимости обозначение «Н», что говорит нам о его нерастворимости, т.е. в ионном уравнении его надо записывать целиком, т.е. как Fe(OH)3 . Серная кислота растворима и относится к сильным электролитам, то есть существует в растворе преимущественно в продиссоциированном состоянии. Сульфат железа (III), как и практически все другие соли, относится к сильным электролитам, и, поскольку он растворим в воде, в ионном уравнении его нужно писать в виде ионов. Учитывая все вышесказанное, получаем полное ионное уравнение следующего вида:

          Сократив сульфат-ионы слева и справа, получаем:

          разделив обе части уравнения на 2 получаем сокращенное ионное уравнение:

          Теперь давайте рассмотрим реакцию ионного обмена, в результате которой образуется осадок. Например, взаимодействие двух растворимых солей :

          Все три соли – карбонат натрия, хлорид кальция, хлорид натрия и карбонат кальция (да-да, и он тоже) – относятся к сильным электролитам и все, кроме карбоната кальция, растворимы в воде, т.е. есть участвуют в данной реакции в виде ионов:

          2Na + + CO3 2- + Ca 2+ + 2Cl − = CaCO3↓+ 2Na + + 2Cl −

          Сократив одинаковые ионы слева и справа в данном уравнении, получим сокращенное ионное:

          Последнее уравнение отображает причину взаимодействия растворов карбоната натрия и хлорида кальция. Ионы кальция и карбонат-ионы объединяются в нейтральные молекулы карбоната кальция, которые, соединяясь друг с другом, порождают мелкие кристаллы осадка CaCO3 ионного строения.

          Примечание важное для сдачи ЕГЭ по химии

          Чтобы реакция соли1 с солью2 протекала, помимо базовых требований к протеканиям ионных реакций (газ, осадок или вода в продуктах реакции), на такие реакции накладывается еще одно требование – исходные соли должны быть растворимы. То есть, например,

          реакция не идет, хотя FeS – потенциально мог бы дать осадок, т.к. нерастворим. Причина того что реакция не идет – нерастворимость одной из исходных солей (CuS).

          протекает, так как карбонат кальция нерастворим и исходные соли растворимы.

          То же самое касается взаимодействия солей с основаниями. Помимо базовых требований к протеканию реакций ионного обмена, для того чтобы соль с основанием реагировали необходима растворимость их обоих. Таким образом:

          т.к. Cu(OH)2 нерастворим, хотя потенциальный продукт CuS был бы осадком.

          А вот реакция между NaOH и Cu(NO3)2 протекает, так оба исходных вещества растворимы и дают осадок Cu(OH)2:

          Внимание! Ни в коем случае не распространяйте требование растворимости исходных веществ дальше реакций соль1+ соль2 и соль + основание.

          Например, с кислотами выполнение этого требования не обязательно. В частности, все растворимые кислоты прекрасно реагируют со всеми карбонатами, в том числе нерастворимыми.

          1)Соль1+ соль2 — реакция идет если исходные соли растворимы, а в продуктах есть осадок

          2) Соль + гидроксид металла – реакция идет, если в исходные вещества растворимы и в продуктах есть садок или гидроксид аммония.

          Рассмотрим третье условие протекания реакций ионного обмена – образование газа. Строго говоря, только в результате ионного обмена образование газа возможно лишь в редких случаях, например, при образовании газообразного сероводорода:

          В большинстве же остальных случаев газ образуется в результате разложения одного из продуктов реакции ионного обмена. Например, нужно точно знать в рамках ЕГЭ, что с образованием газа в виду неустойчивости разлагаются такие продукты, как H2CO3, NH4OH и H2SO3:

          Другими словами, если в результате ионного обмена образуются угольная кислота, гидроксид аммония или сернистая кислота, реакция ионного обмена протекает благодаря образованию газообразного продукта:

          Запишем ионные уравнения для всех указанных выше реакций, приводящих к образованию газов. 1) Для реакции:

          В ионном виде будут записываться сульфид калия и бромид калия, т.к. являются растворимыми солями, а также бромоводородная кислота, т.к. относится к сильным кислотам. Сероводород же, являясь малорастворимым и плохо диссоциирцющим на ионы газом, запишется в молекулярном виде:

          2K + + S 2- + 2H + + 2Br — = 2K + + 2Br — + H2S↑

          Сократив одинаковые ионы получаем:

          2) Для уравнения:

          В ионном виде запишутся Na2CO3, Na2SO4 как хорошо растворимые соли и H2SO4 как сильная кислота. Вода является малодиссоциирующим веществом, а CO2 и вовсе неэлектролит, поэтому их формулы будут записываться в молекулярном виде:

          3) для уравнения:

          Молекулы воды и аммиака запишутся целиком, а NH4NO3, KNO3 и KOH запишутся в ионном виде , т.к. все нитраты являются хорошо растворимыми солями, а KOH является гидроксидом щелочного металла, т.е. сильным основанием:

          Полное и сокращенное уравнение будут иметь вид:

          2Na + + SO3 2- + 2H + + 2Cl − = 2Na + + 2Cl − + H2O + SO2

          scienceforyou.ru

          Это интересно:

          • Купля продажа авто чебоксары Продажа квартир — Чебоксары 5 283 объявления Агентство отмечено «Знаком качества» Domofond.ru Пожаловаться на объявление Ваши отзывы важны для нас. Пожалуйста, заполните форму, это поможет нам улучшить качество объявлений. www.domofond.ru Купля продажа авто чебоксары Автоновости […]
          • Отдел опеки и попечительства в смоленске УОИП Администрации Города Смоленска информация актуальна на 16.07.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Госзакупки Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Сведения Росстата Сведения о регистрации в […]
          • Суды города тобольска Тобольский городской судТюменской области С 8 :00 до 17 :15 Перерыв на обед С 12 :00 до 13 :00 Состав мировых судей г.Тобольска Бондаренко Ольга Анатольевна Попова Наталья Олеговна Жукова Виктория Сергеевна Шишкин Андрей Николаевич Зайцева Надежда Владимировна Гл.специалист (помощник […]
          • Мировые суды в нижнем тагиле Расстояние от центра: 3.5 км. -8 ✉ Адрес Свердловская обл., Нижний Тагил г., ул. Огаркова, 5 ☎ Телефон +7 (3435) 41-63-98 ⌚ Часы работы вт 10:00-15:00; чт 15:00-18:00 +7 (3435) 41-84-32 +7 (3435) 41-84-58 +7 (3435) 41-84-40 ⌚ Часы работы пн-ср 09:00-17:00, перерыв […]
          • Пенсия маркет отзывы НПФ Электроэнергетики: доходность 2018 года, отзывы Негосударственный пенсионный фонд Электроэнергетики неизменно входит в первую пятёрку крупнейших российских компаний подобного направления. На финансовом рынке России фонд функционирует уже более 17лет. Фонд непрестанно занимается […]
          • Получить 12 тысяч от материнского капитала Получить 12 тысяч от материнского капитала Как получить остаток от материнского капитала Как получить остаток материнского капитала? далее 1 ответ. Москва Просмотрен 40 раз. Задан 2013-07-18 13:38:29 +0400 в тематике «Пенсии и социальная защита» Если ребенку нет года, на что можно […]
          • Закон дальтона для смеси Все формулы Все формулы по физике и математике Темы по физике Механика (56) Кинематика (19) Динамика и статика (32) Гидростатика (5) Молекулярная физика (25) Уравнение состояния (3) Термодинамика (15) Броуновское движение (6) Прочие формулы по молекулярной физике (1) […]
          • Пенсии в калининграде в 2018 Пенсионное обеспечение для жителей Калининграда и Калининградской области в 2018 году Уровень жизни россиян отличается в зависимости от региона проживания. Субъекты Федерации по-разному подходят к организации экономического развития, да и условия у них неодинаковы. Государство взяло на […]