Стандарт издания учебных пособий

admin

Стандарт издания учебных пособий

Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной монографии. Об этих особенностях и требованиях предъявляемых к учебным изданиям ведущими Учебно-методическими объединениями и пойдет речь ниже.

Начнем с определения понятия «учебное издание». Согласно ГОСТ 7.60-2003 учебное издание — это «Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».

Этот же ГОСТ выделяет следующие виды учебных изданий:

  • учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
  • учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
  • рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
  • самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
  • хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
  • практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
  • задачник: Практикум, содержащий учебные задачи.
  • учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.
  • учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.
  • В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. читаем «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО.

    Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме».

    Таким образом, первая особенность учебного издания – это требования соответствия названия и содержания учебника наименованию дисциплины федеральной компоненты ФГОС ВПО (портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования — http://fgosvo.ru и портал «Российское образование» — http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm)

    Второй особенностью учебного издания, по сравнению с монографией является наличие методического аппарата, который может включать:

  • вопросы к каждому параграфу учебника, отражающие его структуру и позволяющие закрепить прочитанный материал;
  • задания к семинарскому занятию;
  • задания для самостоятельной работы дома;
  • разбор конкретных ситуаций на примерах из практики;
  • различные виды тестов;
  • задание по поиску (подбору) и обзору литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
  • задание для выполнения домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;
  • задание для подготовки к контрольной работе и аттестациям;
  • темы рефератов (эссе, докладов, научных статей) по заданной проблеме и т.д.

Методический аппарат может быт рассчитан как на студентов, так и на помощь преподавателю в проведение занятий.

Также учебное издание может быт дополнено различными справочными материалами – словарем, глоссарием, нормативными актами, образцами и примерами документов и т.д.

Следующая особенность учебного издания, это требования к его содержанию. Если монография в обязательном порядке должна содержать определенную новизну и результаты авторских исследований, то учебное издание может представлять собой компиляцию различных источников. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. Также учебное издание должно обладать таким качеством как наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.

Структура учебного издания может быть такой:

Оглавление (обратите внимание – именно оглавление, а не содержание), Как правило, располагается в начале издания.

Введение или/и предисловие. Учебное издание может включать и введение, и предисловие, или, только введение, как чаще всего и бывает. Введение должно включать цели изучения дисциплины и учебную информацию, по содержанию и объему дисциплины необходимую и достаточную для реализации требований конкретного государственного образовательного стандарта (учитываются часы и цели изучения дисциплины). Также модно указать компетенции на приобретение, которых направлено изучение дисциплины и т.д.

Предисловие (согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это сопроводительная статья, помещаемая в начале издания, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. В нём может быть изложено краткое содержание каждой главы.

Введение (опять же согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это структурная часть основного текста издания, которая является его начальной главой и вводит читателя в суть проблематики произведения.

Согласно того же ГОСТа, на который мы уже неоднократно ссылались, самая крупная часть текста — это раздел. Он делится на главы, которые в свою очередь подразделяются на параграфы (§).

Можно порекомендовать следующую структуру учебного издания – раздел соответствует одной зачетной единице, параграфы в разделе соответствуют темам рабочей программы.

Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников.

Автору, написавшему достойный учебник, как правило, хочется получить гриф учебно-методического объединения о том, что данное учебное издание допущено (или Рекомендовано) УМО в качестве учебника (электронного учебника) или учебного пособия (электронного учебного пособия) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению (специальности) подготовки ВПО. Соблюдая рекомендуемые нами правила подготовки учебных изданий Вы легко справитесь с этой задачей!

В заключение дадим несколько советов, на что следует обратить внимание, что бы свести к минимуму поправки, вносимые в текст редакторами и корректорами.

1. Оглавление – должно быть единообразным. В самом конце работы над рукописью необходимо сличить с текстом правильность нумерации страниц и названий частей текста с оглавлением. Название ни одной из частей текста не должно совпадать с названием самого произведения. Оглавление должно быть удачно решено графически, что бы читателю было удобно им пользоваться.

2. Необходимо проверить нумерацию всех рисунков, таблиц и формул по тексту. Сличить есть ли ссылка на КАЖДЫЙ рисунок или таблицу в тексте, и присутствуют ли в рукописи рисунки и таблицы на которые есть ссылки в тексте.

3. Список литературы – если список объемный и включает источники разного типа, его лучше разбить на разделы.

4. Расшифровывайте все аббревиатуры при первом использовании. Не перегружайте текст аббревиатурами, особенно состоящими из двух букв. Это затрудняет восприятие текста читателями. Не употребляйте аббревиатуры в заголовках.

5. Избегайте слишком многократного повторения в ссылках «Там же. С. 220». Такими ссылками неудобно пользоваться читателю. Особенно если полная ссылка на источник была за много страниц до «Там же. С.220».

6. Рукопись необходимо хорошо ВЫЧИТАТЬ. Опытные редакторы не вычитывают рукописи с экрана компьютера, они распечатывают текст и читают его с перерывами, по нескольку страниц. Компьютер не всегда может выявить ошибку в тесте. Обратили внимание, при наборе текста Word не подчеркнул красным слово «тесте», хотя речь идет, конечно, не о мучном изделии, а о тексте. Такие ошибки можно заметить только при внимательной вычитке. Если автор не хочет этим заниматься, соответственно необходимо оплатить работу над рукописью корректора.

izd-mn.com

СТАНДАРТ НА ВИД ИЗДАНИЯ УЧЕБНИК, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, КУРС ЛЕКЦИЙ

Транскрипт

1 1/21 (редакция 2012 года)

2 2/21 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящий стандарт разработан с целью повышения качества методического обеспечения учебного процесса в ФГБОУ ВПО НГУЭУ. Настоящий стандарт распространяется на такие виды изданий, как учебник, учебное пособие и курс лекций. В настоящем стандарте используются следующие основные термины с соответствующими определениями: Учебник (по ГОСТ ) учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Структура учебника определяются в соответствии с ГОС по дисциплине и учебной программой, которую учебник должен полностью охватывать. По характеру информации вузовский учебник близок к монографии, но представленная в нем информация содержит не оригинальный, а апробированный и дидактически обработанный материал 1. Учебное пособие (по ГОСТ ) учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие является базовым для всех форм и технологий обучения изданием, предназначенным для реализации требований к минимуму содержания, уровню подготовки и методике освоения знаний, умений и навыков слушателями учебной дисциплины, определенных государственным 1 См.: Подготовка учебных изданий в вузе : справ. пособие / сост. : Л. М. Кицына, И. С. Сковородина ; Омск. гос. ун-т. Омск, С. 13.

3 стандартом и учебными планами направлений и специальностей, по которым ведется подготовка в НГУЭУ. Учебные пособия издаются в целях организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины, для углубления, расширения и лучшего усвоения материала, изложенного в учебнике 2. Курс лекций 3 3/21 включает лекции одного автора по дисциплине или взаимосвязанные между собой лекции нескольких авторов по дисциплине и излагает в основном новый оригинальный материал, на основе которого впоследствии может быть создано учебное пособие. Курс лекций авторская работа, раскрывающая конкретные проблемы, ставящая спорные вопросы, отражающая собственную позицию автора. Соблюдение требования настоящего стандарта являются обязательным при подготовке указанных видов изданий. 2. АППАРАТ УЧЕБНОЙ КНИГИ Структура учебника, учебного пособия включает следующие обязательные элементы: титульные листы, прикнижная аннотация, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список. В качестве дополнительных элементов учебное пособие может включать предисловие, приложения, словарь терминов, список условных сокращений и т.п. 2 Там же. 3 Данный вид издания в ГОСТ не закреплен. Определение приведено по: Редакторская подготовка изданий: учеб. / С. Г. Антонова и др. ; Моск. гос. ун-т печати. М. : Изд-во МГУП, С. 250.

4 2.1. Титульные листы Титульный лист (титульная страница) с выходными сведениями необходимый элемент книжного аппарата. Титульный лист главный источник сведений об издании (прил. 1). Название учебного издания должно соответствовать названию дисциплины Аннотация Прикнижная аннотация элемент аппарата книги, в которой дается краткая характеристика издания с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Аннотация оформляется согласно ГОСТ «Реферат и аннотация. Общие требования» и помещается на обороте титула. Цель аннотации дать возможность установить основное содержание и назначение издания, дать сведения об особенностях и достоинствах книги. В учебных изданиях необходимо указывать, программе какой дисциплины соответствует учебное пособие, и обязательно приводить читательский адрес с указанием направления и профиля подготовки, а также междисциплинарные связи в рамках реализуемых ООП. Рекомендуемый средний объем аннотации 500 печатных знаков. Текст аннотации должен быть лаконичен, без второстепенной информации, без дублирования оглавления и предисловия. 4/21

5 2.3. Оглавление Оглавление важный элемент справочно-сопроводительного аппарата издания, который дает общее представление о тематике учебного издания, его структуре, соподчиненности рубрик и их взаимосвязи. Оглавление включает в себя заголовки всех уровней деления. В дидактическом плане глава, как правило, соотносима с разделом программы курса, параграф с темой. В оглавлении курса лекций допустимо в качестве заголовка указывать «лекция» (с указанием порядкового номера) При работе над оглавлением учебной книги целесообразно использовать наиболее полный вид оглавления (с указанием, например, не только глав, но и параграфов) для удобства работы студента. Возможны различные варианты оформления оглавления (прил. 2). 5/ Предисловие Предисловие это элемент аппарата издания. Его может написать как автор, так и рецензент, редактор или кто-то по заказу. Задача предисловия в учебной книге охарактеризовать значение издания в учебном процессе по данной специальности и учебному курсу (дисциплине), а также основные отличия настоящего издания от имеющихся (предшествующих). В предисловии допустимо: определить цель (назначение) издания, его место и роль в учебном процессе; рассказать о принципах отбора материала и построения книги; обозначить позицию автора по важнейшим аспектам

6 дисциплины. Кроме того, в предисловии можно выразить благодарность лицам, принимавшим участие в создании книги. Предисловие учебного издания может содержать методические указания по работе с книгой, при этом необходимо: 6/21 описать особенности предлагаемого издания, указывающие на его новизну и актуальность; программой; изложить учебные цели дисциплины в соответствии с рабочей прокомментировать структуру, состав и содержание учебных элементов, привлекая внимание к наиболее важным аспектам и проблемам; отдельных тем; дать рекомендации по изучению как дисциплины в целом, так и ее охарактеризовать работу с дополнительными информационными источниками (хрестоматиями, видеоматериалами, нормативно-справочной литературой); разъяснить возможности самопроверки и особенности внешнего контроля знаний, смысл специальных символов (пиктограмм); осветить специфику и последовательность выполнения заданий Введение Введение, в отличие от предисловия, не является элементом аппарата издания, это элемент основного текста, представляющий собой вступительную часть авторского текста, и написать его может только сам автор

7 Основная задача введения ввести в содержание, проблематику учебной дисциплины и подготовить читателя (студента) к восприятию материала. Во введении могут быть раскрыты следующие аспекты: предметная область дисциплины; актуальность учебной дисциплины; значимость (научная, практическая и т.п.) учебной дисциплины; содержательная характеристика учебной дисциплины; 7/21 краткий исторический обзор, характеристика современного состояния, тенденций, перспектив развития рассматриваемых вопросов; обзор методологии, принципов, систем базовых понятий. Рекомендуемый объем введения 4,5 5 тыс. знаков Основная часть Основная часть учебного пособия должна состоять из совокупности учебных элементов тем, оформленных в виде разделов и/или глав, лекций (см. п. 2.3). Учебный материал должен быть распределен по темам по-возможности равномерно. Структура учебного материала каждой темы должна включать учебный текст; контрольные вопросы и задания 4 ; библиографический список (список может быть расположен в конце главы или раздела на усмотрение автора). 4 В структуру курса лекций допустимо не включать контрольные вопросы.

8 Основной (учебный) текст 8/21 это дидактически и методически обработанный систематизированный материал, он является главным источником информации и обеспечивает наиболее полное усвоение нового знания. Важнейшие требования к основному тексту учебного пособия: полнота отражения учебного предмета, которая регламентируется рабочей программой; корректность использования понятийного аппарата дисциплины, что означает его соответствие тем определениям и трактовкам, которые общеприняты в данной области научных знаний; научность и достоверность представленной информации. Кроме основного теоретического материала в учебный текст должны быть включены пояснительные и дополнительные материалы. К пояснительным материалам относятся термины и определения, а также авторские пояснения к тексту и дополнения к нему. Пояснительные материалы раскрывают и уточняют отдельные положения основного текста. Они должны отвечать следующим требованиям: пояснения; связь с основным текстом; целесообразность отбора положений дисциплины, требующих соответствие содержания и объема решаемым задачам; доступность для соответствующей категории читателей. Термины, впервые употребляемые в данном тексте либо используемые в ином смысле, выделяются в тексте жирным курсивом.

9 Под т е р м и н о м понимается слово или сочетание слов, являющихся точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области знания или конкретной сферы человеческой деятельности. Под п о н я т и е м логически расчлененную мысль, отображающую общие и существенные признаки предметов и явлений. Авторские пояснения и дополнения текста целесообразно оформлять в виде подстрочных примечаний, если они: носят второстепенный характер; могут разорвать нить повествования; неоправданно усложняют фразу; не позволяют так подчеркнуть, выделить мысль, как при использовании примечания; велики по объему, но при этом относятся к одному слову или словосочетанию. Подстрочные примечания, равно как и подстрочные библиографические ссылки размещаются внизу страницы, для знака сноски применяются арабские цифры, нумерация постраничная. Ссылки оформляются в соответствии с ГОСТ «Библиографическая ссылка». Включение дополнительных материалов расширяет границы предметной области за счет введения материалов исторического, общекультурного, статистического и иного информационного характера. Дополнительные текстовые материалы (примеры; обширные цитаты) рекомендуется отделять от основного текста пробелами или обозначать пиктограммой на полях, значение которой оговорить в предисловии, в 9/21

10 10/21 методических указаниях с книгой. Дополнительная информация набирается кеглем, на пункт ниже основного. Особым видом дополнительного текста являются иллюстрации, таблицы и формулы, которые вводятся для обеспечения наглядности текста, выявления связей между объектами и процессами, разъяснения, углубления смысла текста, для помощи в запоминании и усвоении знаний. Под и л л ю с т р а ц и е й понимается цветной или черно-белый рисунок, карта, чертеж, схема, график, диаграмма и другие виды изобразительных элементов. Под т а б л и ц е й понимается печатный материал, сгруппированный в виде нескольких столбцов (граф) и строк, имеющих самостоятельные заголовки и отделенных друг от друга вертикальными линиями. Общие требования к иллюстрационному материалу: целесообразность включения иллюстраций; соответствие их отобранным для демонстрации фрагментам текста; оформление иллюстраций и таблиц в рукописи должны соответствовать Общим требованиям к рукописям, поступающим в ОРПЭ УМР; высокое качество иллюстраций (наглядность, эстетические свойства). Внутритекстовые ссылки на иллюстрации и таблицы обязательны (прил. 3). Автор обязан приложить к электронной версии рукописи отдельные файлы предлагаемых иллюстраций. Элементы рисунка должны быть сгруппированы и привязаны к тексту. При плохом качестве сканированных фотографий, репродукций редакция вправе потребовать предоставление оригинала.

11 2.7. Контрольные вопросы и задания 11/21 Контрольные вопросы это важная составляющая аппарата учебного издания и дидактической системы, обязательный элемент учебного текста. Контрольные вопросы и задания направлены на достижение следующих целей обучения: проверку понимания понятийного аппарата; воспроизводство фактического материала; раскрытие причинно-следственных, временных и иных связей; выделение главного, сравнение, доказательство, конкретизация, обобщение и др. Различают три основных типа вопросов и заданий: репродуктивные на закрепление знаний с опорой в основном на репродуктивную функцию мышления; аналитические на развитие логического и творческого мышления продуктивные на применение полученных знаний (прил. 4). Контрольные вопросы и задания должны иметь нумерацию и располагаться сразу после основного текста. Рекомендуемое количество контрольных вопросов в конце темы 8 10.

12 2.8. Библиографический список 12/21 Библиографический список в учебном издании должен включать литературу, рекомендуемую автором для более глубокого освоения содержания дисциплины. Библиографический список размещается в конце каждой главы и состоит из двух частей: списка основной и дополнительной литературы. В список основной литературы включаются издания, имеющиеся в фондах библиотеки НГУЭУ, изданные в последние 5 10 лет, в зависимости от цикла дисциплин (ОГСЭД 5 лет, все остальные 10 лет). Предпочтение должно отдаваться пособиям, имеющим гриф УМО или НМС, Минобрнауки РФ, других федеральных органов исполнительной власти и др. В учебное издание следует включать наиболее авторитетные источники, которые дополняют учебный материал, расширяя и углубляя знания студентов. Указание на отдельные части (страницы) предлагаемых библиографических источников обязательно. Список дополнительной литературы может включать помимо учебных официальные, справочно-библиографические, периодические и научные издания. Оформление библиографического списка должно соответствовать требованиям ГОСТ (см. «Общие требования к рукописям, поступающим в ОРПЭ УМР»).

13 2.9. Заключение 13/21 Заключение необходимая структурная часть текста учебной книги, синтезная, обобщающая часть в изучении учебной дисциплины. Кроме того, это и завершающая часть авторского текста. Главная задача заключения обобщить учебный материал, сделать основные выводы. В заключении могут быть раскрыты следующие аспекты: пособия; подведение итогов; обобщения информации, изложенной в основной части учебного основные выводы и тенденции развития учебной дисциплины; краткая характеристика основных нерешенных проблем; рекомендации по дальнейшему изучению дисциплины путем самостоятельного овладения специальной литературой Приложения Приложение не является обязательным элементом учебного издания. В приложениях помещается материал, разъясняющий и дополняющий основной учебный текст, служащий для его углубления и содержащий информацию, выходящую за рамки программного материала. В качестве приложений могут быть приведены те или иные документы, письма, свидетельства очевидцев, биографические и научные материалы, статистические и справочные, иллюстративные данные и авторские комментарии к ним.

14 14/21 В случае использования автором приложений обязательным условием является наличие ссылок в тексте на эти приложения. 3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Антонова, С. Г. Современная учебная книга : создание учеб. лит. нового поколения : учеб. пособие / С. Г. Антонова, Л. Г. Тюрина. М. : Сервис, с. 2. Буга, П. Г. Создание учебных книг для вузов : справ. пособие / П. Г. Буга. М. : Изд-во МГУ, с. 3. Гречихин, А. А. Вузовская учебная книга: типология, стандартизация, компьютеризация : учеб.-метод. пособие в помощь авт. и ред. / А. А. Гречихин, Ю. Г. Древс ; Ин-т «Открытое о-во». М. : Логос : Моск. гос. ун-т печати, с. 4. Издательства в процессе перемен: пробл. и перспективы развития учеб. и науч. книгоиздания в высш. шк. и его нормат.-правовое регулирование : сб. / Ин-т «Открытое о-во» ; Моск. гос. ун-т печати. М. : Логос, с. 5. Мильчин, А. Э. Справочник издателя и автора : редакционно-изд. оформление издания / А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. 2-е изд., испр. и доп. М. : ОЛМА-Пресс, с. 6. Редактирование отдельных видов литературы / под ред. Н. М. Сикорского. М. : Книга, с. 7. Смирнова, Е. В. Издательская деятельность в современном вузе: орг. основы и особенности ред. процесса : учеб.-метод. пособие / Е. В. Смирнова, З. Н. Федотова. М. : Логос : МГУП, с.

15 15/21 Приложение 1 Форма титульного листа и оборота титула учебного издания Министерство образования и науки Российской Федерации Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» И. О. Фамилия Название учебной дисциплины Вид издания для студентов (форма обучения, технология обучения) по специальности (номер и название специальности) Место и год издания

16 ББК Министерство образования и науки Российской Федерации 16/21 Издается в соответствии с планом НГУЭУ Рецензенты: И. О. Фамилия должность, ученая степень, ученое звание, наименование организации; И. О. Фамилия должность, ученая степень, ученое звание, наименование организации (внешний рецензент не должен работать по совместительству и по договорам в НГУЭУ) Фамилия, И. О. Название произведения : вид издания / И. О. Фамилия; Новосиб. гос ун-т экономики и управления Новосибирск : объем с. ISBN Аннотация краткая характеристика издания с точки зрения содержания, назначения, формы и т.д. Аннотация отражает новизну, тип произведения, сообщает читательский адрес. Она может носить рекомендательный характер и должна быть подготовлена так, чтобы ее можно было использовать для рекламы и информации об издании. В аннотации к учебному изданию указывается дисциплина, для обеспечения которой данная работа предназначена, специальность, форма обучения и т.п. Объем аннотации не более 16 строк (500 знаков), включая название. ISBN ББК НГУЭУ и год издания

17 17/21 Приложение 2 Классический вариант: Предисловие Введение Раздел I. Название Глава 1. Название 1. Название 2. Название Глава 2. Название 1. Название 2. Название Заключение Библиографический список Приложения Современный вариант: Предисловие Введение 1. Название 1.1. Название 1.2. название 2. Название 2.1. Название 2.2. Название Заключение Библиографический список Приложения Варианты оформления оглавления

18 Внутритекстовые ссылки на элементы издания 18/21 Приложение 3 Для экономии места принято сокращать книговедческие термины при цифровых номерах и литерах. Например: глава гл. (см. в гл. 5) подпункт подп. (подп. 8а) подраздел подразд. (см. подразд. 4) приложение прил. (прил. 7) пример прим. (прим. 12) пункт п. в п. 4 раздел разд. разд. А рисунок рис. на рис. 7 смотри см. см. в прил. 9 столбец стб. см. стб. 89 страница с. на с. 15; на с таблица табл. в табл. 56 и табл Не рекомендуется: употреблять для указания на ссылку самостоятельное предложение или отдельную фразу. Например: Ход лучей можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 26. Экономичнее и удобнее для восприятия, когда ссылка дается в скобках после текста, с которым она логически связана, и заключается только в указании на номер того элемента, к которому отсылает читателя. Например: Ход лучей можно представить в виде схемы (рис. 26). употреблять в ссылке слово см. в первичных ссылках на нумерованный элемент издания, когда такой элемент следует непосредственно за ссылкой. Если таблица или иллюстрация являются частью текста, ссылка на них обязательна: читатель должен знать, когда и в связи с чем ему надлежит прочитать таблицу или обратиться к иллюстрации. Кроме того, при верстке эти элементы не всегда могут быть размещены непосредственно после текста, к которому они относятся, и только ссылка может указать читателю их место.

19 19/21 Приложение 4 Примерный перечень стандартных оборотов речи, используемых при формулировке контрольных вопросов, и правила составления вопросов Функция вопроса-задания Оборот речи (маркер) Закрепление знаний Развитие логического и творческого мышления Применение полученных знаний Дайте определение понятия Перечислите виды (типы, приемы ) Опишите метод (назначение, состояние ) Дайте характеристику Как называется Каково назначение Обоснуйте необходимость (актуальность, роль, место, значение ) В чем заключается сущность Чем вызвана необходимость От чего зависит Оцените надежность (вероятность, способность, перспективы ) Укажите состав Выделите составные элементы Объясните, в чем разница между Укажите принципиальные различия Каковы существенные особенности Приведите пример Составьте перечень Сравните Пользуясь таблицей (схемой, рисунком), определите

20 Правила составления вопросов 20/21 Правила составления вопросов должны учитывать два аспекта: выбор содержания вопросов и их оформление 5. Содержание вопросов: 1.1. Понимание фактов, их связей и обобщений. Рекомендуется следующая последовательность: а) воспроизведение фактического материала; б) раскрытие причинно-следственных, временных и других связей; в) обобщение и систематизация знаний. Эта последовательность соответствует логике усвоения знаний, поэтому она обоснована и психологически Понимание на всех уровнях слов, предложений, отрывков текста, текста в целом. Степень сложности вопроса напрямую зависит от величины отрывка текста, который следует обобщить и понять, для того чтобы ответить на вопрос Репродуктивные и творческие вопросы необходимо составлять в определенной пропорции. Творческие вопросы ориентированы: на выделение главного, сравнение, обобщение, доказательство, конкретизацию и т. п. При этом характер вопроса определяется на основе анализа текста. Так, обобщающий вопрос будет репродуктивным, если это обобщение уже дано в тексте Необходимо составлять независимые вопросы. Если ответ на один вопрос можно найти в другом вопросе, то учащийся не станет читать текст учебника Нельзя задавать вопросы, для ответа на которые нет материала в тексте учебника. Оформление вопросов. 5 См.: Гречихин А. А., Древс Ю. Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация : учеб.-метод. пособ. в помощь авт. и ред. М.: Логос : Моск. ун-т печати, С

21 21/ Вопросы должны быть точными, ясными и короткими. Именно этим можно обеспечить их понимание. В вопросах не должно быть незнакомых слов, сложных конструкций, лишних деталей. Вопрос должен быть однозначным. Лучше формулировать его в утвердительной форме она легче воспринимается, чем отрицательная Не следует повторять в вопросах словосочетания из текста. Такой вопрос уже показывает, каким предложением может быть дан ответ. На такие вопросы можно правильно ответить и без глубокого понимания текста В вопросах следует избегать обобщающих (все, всегда, никто, никогда и т. п.) и неопределенных (обыкновенно, иногда, часто и т. д.) слов. Утверждения с обобщающими словами часто являются неправильными, утверждения с неопределенными словами правильными. Потому на вопросы с такими словами легко ответить Хорошо составленные вопросы с альтернативными ответами позволяют проверить ход мыслей учащихся, ставят их перед проблемой выбора, активизируют умственную деятельность, экономят время при оценивании ответа Вопросы, предполагающие короткие ответы, позволяют легче оценить и выставить более объективную оценку Учитывая сказанное, можно предложить распределять вопросызадания по тексту, исходя из их функции. Так, репродуктивные вопросы могут закреплять материал определенного отрывка и помещаться в тексте раздела сразу по его окончании. Вопросы, обобщающие материал и предполагающие анализ, целесообразно размещать в конце параграфа или главы.

docplayer.ru

Это интересно:

  • Налог 13 за квартиру Можно ли пенсионеру вернуть подоходный налог 13% с покупки квартиры? Жильё можно построить, или, к примеру, принять в дар, а также можно купить. Существуют различные варианты приобретения, то есть: единовременный расчёт или ипотечная программа кредитования. И можно обнаружить применимую […]
  • Право на получение детских пособий Порядок оформления детских пособий На основании федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» выплачиваются следующие виды социальных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в […]
  • Претензия страховая не платит Страховая отказывается платить по КАСКО Следующая статья: АИС ОСАГО КАСКО – дополнительное страхование, которое способно дать гарантию получения компенсационной выплаты при наступлении страхового случая. Но если страховая компания отказывается платить по полису КАСКО, как […]
  • Закон мвд 247 ФЗ “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ” Федеральный закон под номером 247 о социальной защите и гарантиях сотрудников полиции распространяется на тех работников МВД, которые имеют соответствующие звания и работают в федеральных органах исполнительной власти. […]
  • Расписка в получении денег в залог образец Образец расписки в получении денег в долг. Рекомендации по оформлению займа РАСПИСКА г. Минск, Республика Беларусь. Седьмое июля две тысячи четырнадцатого года. Я, заёмщик — Егоров Сергей Фирсович, 20.02.1980 г.р., паспорт МР № 2222222, выдан Октябрьским РУВД г. Минска, […]
  • Деньги за расписку махачкала Деньги за расписку махачкала - взять денежный кредит в банке; - взять деньги в микрофинансовой организации; - взять деньги в долг под расписку и проценты. Еслы Вы выберите первый вариант - взять кредит в банке, то Вам потребуется собрать кучу документов и справок с места работы, […]
  • Учет федеральных субсидий Предоставление и учет целевых субсидий Автор: Л. Ларцева Каковы порядок и условия предоставления целевых субсидий учреждениям культуры? Как отразить в бухгалтерском учете операции по начислению, поступлению таких субсидий, а также возврат в бюджет неиспользованных остатков средств […]
  • Доплата к пенсиям по старости Фиксированная выплата к страховой пенсии Фиксированная выплата — это часть суммы пенсионного обеспечения гражданина, которая устанавливается к страховой пенсии (по старости, инвалидности или потере кормильца). Она представляет собой фиксированную величину, устанавливаемую государством и […]