Правила пунктуации очень простые

admin

Когда ставить запятые перед союзами в английском языке

Вы наверняка замечали, что правила пунктуации в английском и русском языках различны, а порой противоречат друг другу. Например, по правилам английского языка кавычки принято писать вверху — и открывающие, и закрывающие:

In 1975 David Bowie releases his single “Fame”/ ‘Fame’.
В 1975 Дэвид Боуи выпускает свой сингл «Слава».

В русском языке в письме открывающие кавычки ставятся внизу.

Подобные расхождения можно встретить и в правилах использования запятой перед союзами. В этой статье мы расскажем вам о главных и самых частых союзах английского языка, поговорим о понятии ‘clause’ и дадим советы по расстановке запятых.

Что такое запятая и зачем она нужна?

Запятая является знаком препинания и выглядит как / , /. В английском предложении она выполняет несколько функций. Мы перечислим наиболее частое использование запятой:

разделение при перечислении

I love apples, oranges, cinnamon. — Я люблю яблоки, апельсины и корицу.

Очень часто числительные с большим количеством знаков разделяются запятой для большей наглядности:

1,000 — thousand/ тысяча
15, 000, 000 — 15 millions/ 15 миллионов

В русском языке такое разделение если и присутствует, то обозначается точкой.

разделение частей предложения (или по-английски ‘clauses’) перед союзами

В этом случае запятая фиксирует окончание части мысли, дает возможность сделать люфт-паузу и перевести дыхание перед тем, как продолжить изложение.

Союзы и ‘clause’ — что есть что?

Союз в английском языке (Conjunction) так же как и в русском является служебной частью речи, которую мы используем для того, чтобы объединить две или более идей.
С латыни слово ‘conjunction’ можно разложить на:

con + junk = with/ together + join/ вместе + объединить

В случае, когда мы используем союзы с запятыми мы имеем дело в английском языке с частями предложения (clauses). Эти части представляют из себя простые самостоятельные (сочиненные) или зависимые (подчиненные, придаточные) группы. В частях предложения (clauses) всегда есть подлежащее и сказуемое.

Самостоятельные (сочиненные) предложения равные между собой:

I have a fork, but I have no knife. — У меня есть вилка, но у меня нет ножа.

Придаточное предложение подчиняется идее главного:

Let me know when he comes, so I can change the dress.
Дай мне знать, когда он придет, чтобы я успела переодеться.

Английские союзы

В английском языке существует множество союзов, перед которыми может использоваться, а может и НЕ использоваться запятая. Рассмотрим самые встречающиеся союзы:

  • and (и) — объединяет утвердительные предложения
  • but (но) — объединяет предложения, которые противоречат друг другу, либо обозначает исключение чего-либо
  • for (для того, чтобы/ чтобы) — объединяя простые предложения, дает объяснение главному через придаточное, почему то или иное действие необходимо.
  • nor (тоже ни, и… не) — объединяет отрицательные предложения
  • or (или) — обозначает выбор
  • so (поэтому) — обозначает результат, последствия
  • yet (но) — как и союз ‘but’ определяет контраст между предложениями
  • Правила пунктуации перед союзами

    Когда нужно ставить запятую перед союзом в английском предложении

    Если оба предложения являются законченными, то есть каждое имеет подлежащее и сказуемое, то по правилам английской пунктуации необходимо ставить запятую ПЕРЕД союзом:

    He lives in London, and now she lives in London too.
    Он живет в Лондоне, и теперь она тоже живет в Лондоне.

    Это сложное предложение состоит из двух простых, в каждом из которых есть группа подлежащее+сказуемое — he lives/ she lives, поэтому запятая ставится.

    Alan helps his sister, for she cannot finish the sketch herself.
    Алан помогает сестре, потому что она не может сама закончить рисунок.

    В этом предложении мы опять имеем дело с двумя простыми, объединенными союзом ‘for’. Запятая ставится, так как присутствует баланс — в каждом есть группа сильных членов предложения (подлежащее+сказуемое) — Alan helps/ she cannot finish.

    Когда не ставится запятая перед союзом в английском предложении

    Если законченная мысль, то есть группа подлежащее+сказуемое встречаются только в одном предложении, то запятая НЕ ставится:

    I don’t see the highway nor any fitting road.
    Я не вижу ни шоссе, ни какой бы то ни было адекватной дороги.

    В первом предложении мы видим группу подлежащее+сказуемое (I don’t see), в то время как во втором предложении эти слова пропущены, это и не предложение, а фраза — запятая отсутствует.

    В неофициальных текстах запятые иногда ставятся по выбору, но если говорить о правилах пунктуации, это не совсем корректно.

    Знания знаков препинания существенно улучшит ваш письменный английский. Правила написания важны не только в словах, но и между слов, особенно если кто-то из вас захочет пройти международные тестирования, такие как IELTS или TOEFL.

    Желаем вам успехов в обучении!

    Оставить комментарий

    Для комментирования необходимо войти через
    Вконтакте или Facebook.

    begin-english.ru

    Как проверить пунктуацию. Правила пунктуации

    Знаки препинания – очень важные составляющие текста. Человек, не использующий их в письменной речи, рискует сделать так, что те, кому адресован текст, просто-напросто не поймут смысла. Да и читать такое сообщение будет невозможно. Поэтому просто необходимо проверить пунктуацию, как только текст написан. Это не только уважение к адресатам, но и к самому себе, ведь грамотная письменная речь – показатель высокой культуры. В статье разберем, для чего нужна пунктуация, какие существуют основные знаки препинания и какую функцию выполняет каждый из них.

    История возникновения знаков препинания

    Знаки препинания появились не сразу. Изначально тексты были сложны для восприятия, потому что писались без них. То, что необходимо сделать письменные сообщения удобочитаемыми, в Европе первыми поняли французы. Постановку особенных остановок, запятых, они переняли у греков в XV веке.

    Что касается России, то сформулировал мысль о том, для чего нужна пунктуация, впервые Михайло Ломоносов. Правила были выдвинуты им в XVIII веке. Причем, он говорил не только об употреблении запятых, но и восклицательных знаков. Карамзин же ввел в употребление тире и двоеточие.

    Значение пунктуационных знаков

    Какое же назначение знаков препинания? Знание этого — хорошее подспорье, когда нужно проверить текст на пунктуацию.

    Самый важный знак – это точка. Ей пользуются, чтобы отделить одно предложение от другого, она означает окончание минимального сообщения и начало нового. Иногда вместо точки используются знаки, вопросительный или восклицательный. Первый употребляют в тех предложениях, которые содержат в себе вопрос, второй – в эмоционально окрашенных, побудительных.

    Для примера достаточно сравнить три предложения: Наталья Павловна – выдающийся хирург. (спокойная интонация, цель – сообщение факта). – Наталья Павловна – выдающийся хирург? (вопрос). – Да Наталья Павловна – выдающийся хирург! (восторженные чувства).

    Иногда в конце предложения ставится особый знак – многоточие, оно говорит о незаконченности мысли.

    Запятыми мы пользуемся чаще всего. Эти знаки отделяют одни логические отрезки от других, создают перечисления. Без запятых весьма сложно понять смысл предложения. Знаменитая фраза «казнить нельзя помиловать» — яркий тому пример.

    Для того чтобы разъяснить какие-либо факты, используют двоеточие. Также оно может указывать на ряд однородных членов.

    Тире (кстати, это единственное название знака препинания, имеющее иноязычное происхождение — французское) необходимо, когда пропускается союз или какое-либо слово. Также оно указывает на то, что в предложении одна мысль противопоставлена другой.

    Использование точки с запятой крайне редко. Этим знаком соединяют части, совершенно не связанные логически друг с другом.

    Однородные члены

    Теперь разберемся с основными правилами, которые помогут проверить пунктуацию. Одно из самых распространенных – запятые при однородных членах предложения. Напомним, это такие, которые отвечают на один вопрос и относятся к одному члену предложения. Однородными могут быть абсолютно любые составляющие синтаксической единицы.

    Чтобы проверить знаки пунктуации при них, необходимо обращать внимание на союзы, их соединяющие. Если таковых нет – запятая ставится всегда. На лугу росли красные, ярко-желтые, белые цветы.

    Также необходимо поставить пунктуационный знак, если однородные члены соединены попарно. На лугу росли красные и желтые, голубые и белые цветы. Как видим, в этом случае запятая отделяет два однородных определения с союзом и.

    При повторяющихся союзах пунктуационный знак ставится после первого. На лугу росли и красные, и ярко-желтые, и голубые, и белые цветы.

    При однородных членах может стоять обобщающее слово. В таком случае проверить правильность пунктуации поможет определение того, где оно находится. Если до ряда однородных членов, то необходимо поставить двоеточие. После такового – тире. Например: На лугу росли всевозможные цветы: красные, ярко-желтые, голубые и белые. Обобщающее слово цветы употреблено перед однородными определениями. Красные, ярко-желтые, голубые, белые – всевозможные цветы украшали луг.

    Обособление

    Обособление – это особое выделение знаками препинания и интонационно. Проверить пунктуацию при нем поможет поиск определяемого слова. Это нужно в том случае, если речь идет об обособленных определениях. Приведем примеры:

    Стрижи, снующие между деревьями, на лету ловили насекомых. Определяемое слово стрижи употреблено перед обособленным определением (оно выражено причастным оборотом).

    Туристы, уставшие и голодные, вскоре подошли к заброшенной избушке. Определяемое слово туристы стоит перед обособленным определением (оно выражено однородными определениями, соединенными с помощью союза).

    Всегда необходимо ставить запятые при выделении:

  • Деепричастных оборотов. Уйдя в себя, она смогла отвлечься от насущных проблем.
  • Обособленные члены относятся к личному местоимению. Довольные и воодушевленные, мы прибыли к месту соревнований.
  • Приложение всегда обособляется в двух случаях: когда относится к личному местоимению и когда относится к нарицательному существительному. Например: Она, врач высшей категории, была вынуждена пойти на попятную. – Врач высшей категории, она была вынуждена пойти на попятную. Еще пример: Моя тетка, врач высшей категории, вмиг осталась без работы. – Врач высшей категории, моя тетка вмиг осталась без работы.
  • Вводные слова и обращения

    Пунктуация в предложении с вводными конструкциями и обращениями достаточно проста. Нужно просто знать, что это за элементы.

    Когда мы обращаемся к кому-либо, его имя или то, как мы его при этом называем, привлекая внимание, и будет обращением. В предложении оно всегда выделяется запятыми. Ольга Петровна, принесите мне книгу о растениях. – Дорогой дедушка, как ты поживаешь? – Милые братья, давайте защищать свою Родину до конца!

    Проверить пунктуацию в синтаксических единицах с вводными конструкциями можно, правильно выделив их из контекста. Следует помнить, что их назначение – обратить особое внимание на какое-либо высказывание, отделить его от других. Послушай, разве так важно приехать завтра? – Я пойду, наконец, разберусь. – По мнению сотрудников, давно уже следует изменить интерьер офиса.

    Пунктуация в сложноподчиненных предложениях

    Что касается сложных предложений, то постановка запятой между их частями нужна всегда. Со сложноподчиненными дело обстоит проще, потому что их сложно перепутать с какими-либо другими. Какая же в них пунктуация (5 класс – уже то время, когда тема изучается)? Приведем примеры.

  • Я хочу, чтобы вы поскорее переехали в новую квартиру.
  • Она знает, где прячутся все грибы в лесу.
  • Катерина, как только запели первые птицы, поднималась с постели и занималась хозяйством.
  • Пунктуация в сложносочиненных предложениях

    Гораздо сложнее определить сложносочиненное предложение. Чаще всего его путают с простым, у которого в составе есть однородные сказуемые. Очень важно правильно выделить грамматическую основу и понять, сколько их.

    Разберем два примера. Ласточки летали вокруг дома и выписывали в воздухе причудливые фигуры. – Ласточки летали вокруг дома, и присутствующие с восхищением смотрели на их причудливые воздушные фигуры. Первое предложение – простое, в нем однородные сказуемые летали, выписывали соединены союзом и, поэтому запятая не нужна. Второе пример – сложносочиненное предложение, имеют место две грамматические основы: ласточки летали, присутствующие смотрели. Запятая перед и необходима.

    Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях

    Внутри сложного предложения может быть и бессоюзная связь. В таком случае чаще всего ставится запятая, тире или двоеточие, реже – точка с запятой. Разберем такие случаи. Отметим сразу, многое зависит от интонации и общего смысла предложения.

    Библиотека закрылась, все сотрудники уже ушли домой. – Библиотека закрылась – все сотрудники ушли домой. – Все сотрудники ушли домой: библиотека закрылась.

  • Если имеет место обычное перечисление некой последовательности действий, то будет ставиться запятая (первый пример).
  • Когда вторая часть указывает на следствие из первой – необходимо ставить тире (второе предложение).
  • Чтобы раскрыть более подробно содержание первой части, используется двоеточие (последнее предложение).
  • Точка с запятой ставится реже. Ее употребление необходимо, когда в простых частях много осложняющих элементов (они очень распространены).

    Библиотека, находящаяся в парке, закрылась, чтобы провести учет книг; сотрудники остались работать сверхурочно.

    Здесь в первой части находится не только причастный оборот, но еще и этот блок представляет собой сложноподчиненное предложение. Необходимо употребить точку с запятой.

    fb.ru

    Русский язык. Правила пунктуации

    Друзья! Поговорим о русском языке. В своё время очень ярко о русском языке сказал Михаил Васильевич Ломоносов: ему присущи нежность итальянского и великолепие испанского, живость французского и крепость немецкого, богатство и выразительная краткость греческого и латыни. Все знают, что это один из самых сложных языков во всём мире, и самые большие сложности вызывает пунктуация и орфография.

    Правила по основам грамматики здесь —

    Грамотная речь и правильное написание слов и текстов делают человека в глазах других людей высокоинтеллектуальным и незаурядным. Но вот как добиться грамотности? В основе лежит знание правил. Но иногда бывает, что человек может и не зная правил писать грамотно. В этом ему помогает тяга к чтению. Если он привык с детства читать и анализировать прочитанное, в его памяти при написании все пунктуационные знаки препинания становятся на место.

    Но случается и такое, что ребёнок знает правила, но грамотность всё равно хромает. Вроде, и правило выучил назубок, но не понял его.

    Для успешного изучения русского языка важно не только знать правила, т.е. уметь их рассказать, но и выполнять их соответственно написанию. Человек, выучивший правила, но не умеющий их применять, ещё в самом начале пути, ведущего к овладению пунктуацией.

    Правила русской орфографии и пунктуации утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.

    На сегодня эти Правила, установившиеся более, чем полвека назад, – по-прежнему базовый источник для составителей словарей и справочников по русскому языку. На них основаны все многочисленные учебники и пособия для школьников и абитуриентов.

    ПУНКТУАЦИЯ — это собрание правил расстановки знаков препинания, а также сама система знаков препинания.

    Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе, почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя предложения.

    Хотя в русском языке много правил обязательной постановки знаков препинания, данная пунктуация обладает большой гибкостью: существуют различные пунктуационные варианты, которые связаны не только со смыслом, но и со стилистическими особенностями текста.

    Можно не заучивать правила наизусть и при этом грамотно писать? Легко! Прежде всего, надо знать базовую грамматику: предложения простые, осложненные, сложные; однородные и обособленные члены, виды придаточных предложений, вводные и вставные конструкции и т.д. Именно грамматику, а не правила! И именно знать, а не выучить! Вид грамматической конструкции и ее особенности нужно определить еще до того, как вы начали ставить знаки препинания. Тренироваться в этом умении можно постоянно, например, при чтении газет, журналов, художественной литературы.

    Потом надо вспомнить, что пунктуация основна на трех принципах (семантическом, интонационном и грамматическом), а вот все правила ориентированы только на грамматические показатели. Про интонационный принцип никто не вспоминает, в то время как слова «запятая», «знаки препинания» образованы от глагола «пять» — держать и обозначают речевые паузы. В устной речи всегда есть подсказки для постановки пунктуационных знаков, но надо уметь ими пользоваться. Интонационный метод в обычных учебниках не изучается, но попробуйте в Интернете найти «Таблицы по пунктуации новая школа». В этих таблицах (их всего 25 листов) кратко изложены все классические правила, причем в них объясняется и грамматика, и интонация.

    Немного о практике. К примеру, если вы изучаете однородные члены, вы должны знать их определение, вид связи (союзную и бессоюзную), определять на слух перечислительную интонацию (ставим запятые) и влияние различных союзов на интонацию и постановку запятых. Нужно знать, что основное внимание приходится уделять (1) теме однородных и неоднородных определений и обстоятельств при бессоюзной связи и (2) теме одиночных союзов И/ИЛИ, которые исключают перечислительную интонацию, что приводит к отсутствию запятой. Всё это можно назвать информацией, а не правилами (с правилами же надо сверяться, как с готовыми ответами, а не заучивать).

    shkola5sosva.ru

    Правила русской орфографии и пунктуации (1956)

    Пунктуация

    § 164. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже (без связки). Это правило чаще всего применяется, когда сказуемым определяется понятие, выраженное подлежащим, например:

    Дуб – дерево.
    Оптика – раздел физики.
    Москва, Ленинград, Киев, Баку – крупнейшие города СССР.
    Старший брат – мой учитель.
    Старший брат мой – учитель.

    Примечание 1. Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоит отрицание не, то тире не ставится, например:

    Бедность не порок.

    Примечание 2. В вопросительном предложении с главным членом, выраженным местоимением, тире между главными членами не ставится, например:

    § 165. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено формой именительного падежа существительного, а сказуемое неопределенной формой или если оба они выражены неопределенной формой, например:

    Назначение каждого человека – развить в себе все человеческое, общее и насладиться им.

    § 166. Тире ставится перед это, это есть, это значит, вот, если сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже или неопределенной формой, присоединяется посредством этих слов к подлежащему, например:

    Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны.

    § 167. Тире ставится перед обобщающим словом, стоящим после перечисления, например:

    Надежду и пловца – все море поглотило.

    § 168. Тире ставится перед приложением, стоящим в конце предложения:

    1. Если перед приложением можно без изменения смысла его вставить а именно, например:

    Я не слишком люблю это дерево – осину.

    2. Если при приложении есть пояснительные слова и необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения, например:

    Со мною был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.

    § 169. Тире ставится между двумя сказуемыми и между двумя независимыми предложениями, если во втором из них содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первому, например:

    Я вышел, не желая его обидеть, на террасу – и обомлел.

    Примечание 1. Для усиления оттенка неожиданности тире может ставиться после сочинительных союзов, связывающих две части одного предложения, например:

    Проси в субботу расчет и – марш в деревню.

    Примечание 2. Для выражения неожиданности может отделяться посредством тире любая часть предложения, например:

    И щуку бросили – в реку.

    § 170. Тире ставится между двумя предложениями и между двумя однородными членами предложения, соединенными без помощи союзов, для выражения резкой противоположности, например:

    Я царь – я раб, я червь – я бог.

    § 171. Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например:

    Хвалы приманчивы – как их не пожелать?

    § 172. Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например:

    Назвался груздем – полезай в кузов.

      Лес рубят – щепки летят.

      Сам запутался – сам и распутывайся; умел кашу заварить – умей ее и расхлебывать; любишь кататься – люби и саночки возить.

      § 173. Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например:

        Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить?

      Такое распадение часто наблюдается при пропуске какого-нибудь члена предложения (почему ставящееся в этом случае тире называется эллиптическим), например:

      Пусторослеву за верную службу – чижовскую усадьбу, а Чижова – в Сибирь навечно.

    § 174. Посредством тире выделяются:

    1. Предложения и слова, вставляемые в середину предложения с целью пояснения или дополнения его, в тех случаях, когда выделение скобками (см. § 188) может ослабить связь между вставкой и основным предложением, например:

    Тут – делать нечего – друзья поцеловались.

    2. Распространенное приложение, стоящее после определяемого cyществительного, если необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения (о запятых при приложении см. § 152), например:

    Старший урядник – бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу – скомандовал «строиться».

    3. Стоящая в середине предложения группа однородных членов, например:

    Обычно из верховых станиц – Еланской, Вешенской, Мигулинской и Казанской – брали казаков в 11-12-й армейские казачьи полки и в лейб-гвардии Атаманский.

    Примечание. Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно (см. § 160).

    § 175. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное, усиливающее, дополняющее или развивающее главное предложение) или дальнейшую часть того же предложения, например:

    Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный человек, а хороший человек, – муж мой, которого я знала, как самоё себя.

    § 176. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой, которая отделяет главное предложение от предшествующей ему группы придаточных, если надо подчеркнуть распадение единого целого на две части, например:

    Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам.

    § 177. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой для указания перехода от повышения к понижению в периоде, например:

    О, если правда, что в ночи,
    Когда покоятся живые
    И с неба лунные лучи
    Скользят на камни гробовые,
    О, если правда, что тогда
    Пустеют тихие могилы, −
    Я тень зову, я жду Леилы:
    Ко мне, друг мой, сюда, сюда!

    В 1800-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стеклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, – в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики, – когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были еще молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно и не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили коротенькие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков, когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света, – в наивные времена масонских лож, мартинистов, тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, – в губернском городе К. был съезд помещиков, и кончались дворянские выборы.

    § 178. Тире ставится между двумя словами для обозначения пределов пространственных, временных или количественных (в этом случае тире заменяет по смыслу слова «от. до»), например:

    Перелеты СССР – Америка.
    Рукописи XI – XIV вв.

    § 179. Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п., например:

    Физический закон Бойля – Мариотта.
    new.gramota.ru

    Правила пунктуации очень простые

    Написания с отрицанием не

    Вводные замечания. Написание отрицания не зависит от того, является ли не частью слова (приставкой) или отдельным словом — отрицательной частицей. Приставка не- пишется слитно со следующей за ней частью слова, частица не пишется раздельно со следующим за ней словом. Ср., например: Не казнь страшна — страшна твоя немилость (П.); Не лёгкий жребий, не отрадный / Был вынут для тебя судьбой, / И рано с жизнью беспощадной / Вступила ты в неравный бой (Тютч.).

    Трудность для пишущего заключается в разграничении частицы и приставки. Правила построены так, чтобы помочь пишущему разграничить приставку не- и частицу не и на основе этого выбрать слитное їли раздельное написание.

    Частица не выражает отрицание, не создавая нового слова, тогда как с помощью приставки не- создается слово, ср.: Не опытность тому причина, а расчётливость и К беде неопытность ведёт (П.).

    Со словами одних грамматических разрядов не может быть написано только раздельно (см. § 146, пп. 1 — 4), со словами других разрядов — и слитно, и раздельно (см. § 147 — 149). Кроме того, существуют условия, определяющие только слитное написание не вне зависимости от грамматического разряда слов (см. § 145). Только раздельно пишется отрицание не , относящееся к целому словосочетанию (см. § 146, п. 7).

    Слитное написание не

    § 145. Вне зависимости от грамматической принадлежности слова отрицание не пишется слитно в следующих случаях.

    1. Если после не , имеющего отрицательный смысл, следует часть слова, отдельно (без не ) в качестве самостоятельного слова не существующая, напр.:

    существительные: небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;

    прилагательные (а также образованные от них наречия на -о ) : небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;

    глаголы: невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;

    наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто.

    Примечание. Однако по традиции пишутся раздельно: не поздоровиться, не преминуть, не обессудь(те), не обинуясь.

    2. Если часть слова без не в самостоятельном употреблении имеет другое, не связанное с данным словом значение, напр.: неведение (‘неосведомленность’; ведение означает ‘сфера деятельности’, ср.: в его ведении находилось. ) ; недостаток (‘изъян’; достаток означает ‘зажиточность, отсутствие нужды’); несчастье (‘беда’, а не ‘отсутствие счастья’), неважный (‘плохой’; важный означает ‘гордый’ и ‘значительный’); недалёкий (‘не очень умный’; далёкий означает ‘находящийся на большом расстоянии’); недоставать (в значении ‘недостаточно’), неприятель (‘враг’). Ср. также: небывалый случай, неверный свет, невероятное событие, невозможный характер, невольная ложь, негодный мальчишка, немедленный отклик, непосредственная реакция; неровность (в значении ‘неровное место на поверхности’); недаром (в значении ‘не напрасно’).

    3. В составе приставок недо- и небез- ( небес- ) :

    недо- со значением неполноты, недостаточности по сравнению с нормой, напр.: недовес, недоделка, недомерок, недооценка, недочёт; недоспелый, недоразвитый; недовыполнить, недодать, недоедать, недополучить, недосказать, недосмотреть, недосолить, недоспать, недосчитаться;

    Примечание. От глаголов с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и предшествующей частицей не (такие глаголы с частицей не обозначают не доведенное до конца действие). Ср.: Недосмотрел за ребёнком и Не досмотрел до конца пьесу; Они хронически недоедают и Он обычно не доедает свою порцию.

    небез- ( небес- ) со значением умеренной, но достаточно значительной степени признака, напр.: небезызвестный (‘довольно известный’), небезосновательный, небесполезный (‘довольно полезный’), небесплодно (‘довольно результативно’).

    Раздельное написание не

    § 146. Отрицание не пишется раздельно в следующих случаях.

    1. Со всеми формами глаголов (кроме полных причастий; о них см. § 150):

    а) с инфинитивом и спрягаемыми формами, напр.: не знать, не знаю, не знаете, не знал, не знали, не торопишься, не торопимся, не торопись, не нравится, не повезло;

    б) с краткими формами причастий, напр.: не использован, не накрахмалено, не откупорена, не разработаны, не закрыто, не занят, не выпито;

    в) с деепричастиями, напр.: не желая, не отвлекаясь, не спеша, не шутя, не успев, не встретившись.

    Примечание. От деепричастий с частицей не следует отличать: а) наречие немедля (‘сразу, тотчас’), ср.: Немедля приступил к делу и Немедля с ответом, он сел за письмо; б) сложные предлоги несмотря на, невзирая на, ср.: Пришел, несмотря на трудности и Шел, не смотря по сторонам; в) союз несмотря на то, что.

    2. С числительными и счетными существительными, напр.: не один, не два, не пять, не оба, не шестой, не сто, не тысяча, не миллион.

    3. С местоименными словами, напр.: не я, не мне, не ты, не тебя, не он, не тот, не мой, не наше, не их, не кто-нибудь, не такой, не каждый, не всякий, не столько, не так, не всегда, не везде, не своим голосом, сам не свой.

    Примечание 1. Философский термин не-я пишется через дефис.

    Примечание 2. О слитном написании ударной приставки не- в составе неопределенных и отрицательных местоименных слов ( некто, нечто, некоторый, несколько; некого, некогда и т. п.)см. § 134, п. а.

    4. С прилагательными, употребляющимися только в краткой форме: не рад, не должен, не горазд.

    5. С наречиями (кроме образованных от прилагательных с помощью суффикса -о ), а также с неизменяемыми словами, употребляющимися в роли сказуемого, напр.: не вблизи, не вовремя, не вполне, не вправе, не впрок, не всерьёз, не вскользь, не вчера, не досыта, не завтра, не зря, не иначе, не навек, не навсегда, не нарочно, не очень, не позади, не полностью, не сегодня, не слишком, не сверху, не сразу; не жаль, не замужем, не зазорно, не надо.

    Примечание. Есть немногочисленные исключения из этого правила: наречия невдалеке, некстати, незадолго, ненадолго, ненамного могут писаться (как и наречия на -о, образованные от прилагательных, см. § 147 — 148) и слитно и раздельно.

    6. С любыми словами, пишущимися через дефис, напр.: не торгово-промышленный, не научно-исследовательский, не конференц-зал, не социал-демократ, не по-товарищески, не по-русски, не по-нашему.

    7. С любыми сочетаниями слов:

    а) с сочетаниями, состоящими из знаменательных слов (в этих случаях отрицание относится не к тому слову, которое следует за не , а к целому словосочетанию), напр.: не кандидат наук, не гражданин России, не научный сотрудник, не специалист в области филологии, не прямо пропорциональный;

    б) с предложно-падежными сочетаниями, напр.: не для детей, не ради славы, не у них, не по пути, не без основания, не под властью, не по совести, не из робких, не о войне, не в духе, не в состоянии, не в своем уме, не к лицу, не под силу.

    Слитное/раздельное написание не

    Вводные замечания. С существительными, прилагательными (полными и краткими формами и формами сравнительной степени), с наречиями на -о, полными формами причастий не может писаться как слитно, так и раздельно (за исключением случаев, указанных в § 145). В § 147 приводятся условия, выявляющие частицу не (раздельное написание не ) в сочетании с существительными, прилагательными и наречиями, в § 148 — условия, выявляющие приставку «е- (слитное написание не ) в тех же частях речи. Особое правило (§ 150) касается слитного и раздельного написания не с полными формами причастий.

    § 147. С существительными, прилагательными, наречиями на -о отрицание не пишется раздельно в следующих случаях.

    1. В составе конструкций с противопоставлением: не. а, не. но, . а не. В таких конструкциях не может быть только отрицательной частицей, напр.:

    Не счастье, а просто везенье; Сказал не правду, а полуправду ( ср. Сказал неправду); Не любовь, а увлечение ( ср. его нелюбовь к животным);

    Не хороший человек, а скорее дурной ( ср. Нехороший он человек); Заглавие причудливое, а не оригинальное ( ср. неоригинальное заглавие); Не простое яичко, а золотое ( ср. непростой вопрос); Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Он находчив, а не хитёр; Новый приговор не справедливее, а лишь суровее;

    Ты поступил не плохо, а ужасно; Разобраться в этом не просто, а очень просто.

    Так же пишется частица не в конструкциях с противопоставлением и при отсутствии союза а, напр.: Это не развлечение, это урок; Не приятное — захватывающее зрелище; Не дорог подарок — дорога любовь; Он действует не энергичнее — суетливее.

    Примечание. Следует отличать подобные конструкции от противопоставления иного рода, при котором союзы а и но близки по значению к хотя, всё-таки, тем не менее, напр.: Река была неширокая, но полноводная; Он некрасивый, но умный; Она невысока, но стройна; Недорогой подарок, но приятный; Некрасивый, а симпатичный; Неглупый, а скучный. Здесь не отрицается, что река была широкая, что он красивый и т. д., а утверждается, что река неширокая, что он некрасивый и т. д.

    2. В составе конструкций, усиливающих отрицание:

    а) со словами вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, ни- мало не, напр.: Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уни- кален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;

    б) с отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п., напр.: Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;

    в) с союзом ни. ни, напр.: Ни хозяевам, ни гостям не известный мужчина; Не нужный ни мне ни тебе.

    Примечание. Конструкции, усиливающие отрицание, следует отличать от конструкций, подчеркивающих утвердительное значение (см. § 148, п. 4).

    3. В сочетаниях едва ли не. чутьли не. разве не. не далее как. не позже чем. не раньше чем.

    § 148. С существительными, прилагательными, наречиями на -о отрицание не пишется слитно в следующих случаях.

    1. Если слово с не можно заменить близким по значению словом без не . Такая возможность говорит о том, что не — приставка, образующая особое слово, напр.: невмешательство (нейтралитет), неправда (ложь); несерьёзный (легкомысленный), нездоровый (болезненный), неглубокие знания (поверхностные), недружелюбный (враждебный); негромко (тихо), нередко (часто), нелегко (трудно), неблизко (далеко), немало (много).

    2. Если существительные и прилагательные в сочетании с не обозначают непринадлежность к какому-либо разряду лиц или явлений, напр.: неврачи, нефраниузы, немарксисты, нехристиане, неспециалисты, немосквичи, нерусские, недемократы, непоэты, нетермины, неметаллы, нестихи; Нерусский взглянет без любви / На эту бледную, в крови, / Кнутом иссеченную музу (Некр.); Неврач не разберётся в этом; Неспециалистам доклад понравился; Неегиптолог его не поймёт; Нематематику не решить этой задачи; Нелингвист не напишет такой диктант; неакадемические институты, непищевые добавки, невоенные отрасли.

    3. Если перед существительным с не имеется определение или предлог. Наличие этих слов является признаком того, что не с данным существительным образует единое слово, напр.: Уволен за невыход на работу; Во всём виновато вечное моё невезение; К нерасчётливости прибавилась и всегдашняя его нерешительностъ; Все знают о её невоспитанности; Дремлю на балах я, / До них смертельный неохотник (Гр.).

    4. Если при прилагательном, а также при наречии на -о имеются слова очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени — слова со значением степени проявления признака, подчеркивающие утверждение, напр.: очень недобросовестная работа, спал очень неспокойно, стал крайне неактивен и нерасторопен, отвечал крайне невразумительно и неудовлетворительно, весьма незаурядный, весьма необдуманно, чрезвычайно неотзывчивый человек, чрезвычайно неприятно, явно нецелесообразная затея, довольно неудачный финал, достаточно непротиворечиво, вопиюще неграмотный, исключительно небла- гоприятные обстоятельства, в высшей степени неприлично.

    Примечание. Однако такие слова, как абсолютно, совершенно, могут употребляться и в сочетаниях этого типа (подчеркивая утверждение), и при словах, пишущихся с не раздельно (усиливая отрицание, см. § 147, п. 2). Ср., напр.: абсолютно (совершенно) неудачное выступление и он человек абсолютно (совершенно) не старый (возможно синонимичное сочетание вовсе не старый ).

    5. Если при форме сравнительной степени прилагательных и наречий имеются уточняющие наречия, напр.: ещё неинтереснее, гораздо некрасивее, намного неприятнее, всё недоступнее, чуточку непонятнее, а также если форма сравнительной степени употребляется в отрицательных конструкциях типа: нет ничего неудачнее, чем. или в конструкции с союзами чем. тем, напр.: чем незамысловатее, тем лучше; чем дальше, тем неутешительнее.

    Примечание. От ряда прилагательных с приставкой не- и соответствующих наречий формы сравнительной степени не образуются. К ним относятся образования с не- от слов, имеющих формы с суффиксом -е и -ше (напр., небогатый, непростой, негромкий, нетонкий, недалеко ), с ударным суффиксом -ее (напр., несильный, неясный, несложный, невесело ). Поэтому обычны написания не богаче, не проще, не громче, не дальше, не сильнее, неяснее, не веселее.

    Однако очень редко формы сравнительной степени от таких образований с не- встречаются, напр.: Плывучий призрак сделался ещё неяснее (П.); Непроще, скрытнее его не было малого во всех Извалах (Бун.).

    § 149. Во всех прочих случаях (не регламентируемых § 147 — 148) при отсутствии в контексте слов, помогающих распознать отрицание или утверждение и, следовательно, отличить частицу не от приставки не- , пишущий должен проверить, какие слова — усиливающие отрицание или подчеркивающие утверждение — возможны по смыслу в данном контексте.

    При возможности подстановки слов, выражающих противопоставление или усиливающих отрицание ( вовсе, отнюдь и др., см. § 147), не пишется раздельно, напр.: Путь туда (отнюдь) не далёкий; Погода была (нисколько) не жаркая; Он (далеко) не спокоен; Они (ничуть) не виновны; Живут они (вовсе) не богато; Признаться в своей ошибке (вовсе) не унизительно; Уехал, но (отнюдь) не надолго; Может быть, (вовсе) и не плохо, что он туда не попал; Разобраться в этих правилах (ничуть) не легко.

    При возможности подстановки слов, подчеркивающих утверждение ( очень, достаточно и др., см. § 148, п. 4), не пишется слитно, напр.: Путь туда (очень) недалёкий; Живут они (весьма) небогато; Погода была (достаточно) нежаркая; Он (очень) неспокоен; Они (явно) невиновны; Уехал, но (очень) ненадолго; Может быть, (очень) и неплохо, что он туда не попал; Разобраться в этих правилах (весьма) нелегко.

    Примечание. В отличие от причастий (см. § 150), при любых зависимых словах (кроме слов, усиливающих отрицание, см. § 147, п. 2) написание таких прилагательных с не остается слитным, напр.: несвойственная ей роль, незнакомый мне человек, неизвестные ранее стихи, непохожий на сестру мальчик, несклонный к хвастовству, в недоступных для детей местах, остров давно необитаем.

    Таким образом, пишущий должен отдавать себе отчет в том, чтб он хочет выразить: отрицание признака — и тогда написать не отдельно от следующего слова (напр.: он не здоров, не важно, не редки случаи, не случайно, не существенно, не удивительно, не демократическим путём ) или утверждение признака — и тогда написать не слитно (ср.: он нездоров, нередки случаи, неважно, неслучайно, несущественно, неудивительно, недемократическим путем ). От выбора написания будет зависеть и понимание написанного читающими.

    § 150. С полными формами причастий отрицание не пишется раздельно:

    а) если при них имеются зависимые слова, напр.: человек, не гнушающийся никакими средствами; не ведающий, что творит; не заботящийся о пропитании; друзья, не видевшиеся много лет; не подтверждаемая фактами версия; не признанный современниками гений; не опознанный наземными службами объект; не связанный обязательствами; не обязанный подчиняться; не растроганный её слезами; давно не стиранное платье; с весны не крашенная крыша;

    б) в составе конструкций с противопоставлением (см. § 147, п. 1) или конструкций, усиливающих отрицание (см. § 147, п. 2), напр.:

    Это не законченная работа, а какие-то наброски; не знающий, а лишь догадывающийся; не воюющие, а мирно соседствующие страны; не уважаемый — любимый;

    отнюдь не успокоенный, нимало не смущённая, нисколько не обрадованный, никем не замеченный, никогда не унывающий, никем не любимый.

    С полными формами причастий отрицание не пишется слитно:

    а) при отсутствии зависимых слов, напр.: невооружённые солдаты, нераспечатанное письмо, невозвращённые ценности, неработающие пенсионеры, невоюющие стороны, нераспустившийся цветок, нереализованное преимущество, недоказанная теорема, незавершённый роман, непризнанный гений, неопознанный объект, незакрытая дверь, неполитые растения;

    б) в составе конструкций, подчеркивающих утверждение (см. § 148, п. 4), напр.: крайне незаслуженное порицание, весьма необдуманный поступок, явно необоснованные требования.

    orthographia.ru

    Это интересно:

    • Юрист оао ржд Аргументы Apple перевесили риторику РЖД Три инстанции сошлись во мнении, что претензии РЖД из-за появления ее эмблемы в одном из приложений для гаджетов Apple неправомерны. Юристы истца настаивали, что американской компании стоило бы до размещения проверять подобные продукты на нарушение […]
    • Презент континиус правила и примеры таблица Present Continuous — Настоящее продолженное время в английском языке Правила образования Present Continuous в английском языке Утвердительная форма Present Continuous (настоящего продолженного времени) образуется при помощи вспомогательного глагола to be в настоящем времени (am, is, are) […]
    • 116 налог BibleGateway Psalm 115 New International Version (NIV) 1 Not to us, Lord , not to us but to your name be the glory, because of your love and faithfulness. 2 Why do the nations say, “Where is their God?” 3 Our God is in heaven; he does whatever pleases him. 4 But their idols are silver […]
    • Правила собеседования на английском Шпаргалка для собеседования на английском Простые вопросы могут поставить в тупик, если ты к ним не готов. Поэтому перед собеседованием пробегись по шпаргалке стандартных вопросов-ответов, задаваемых на собеседовании в крюинге. Добавляй свои вопросы в комментариях! What's your name? My […]
    • Патент на мобильное приложение Патент на мобильное приложение «Я написал мобильное приложение – хочу патент!» – самая типичная фраза, которую слышит патентовед, когда к нему приходит разработчик. Но не всё так просто. Мобильное приложение – это целый букет технический решений, а значит и потенциальных […]
    • Множественное число в английском правила Множественное число существительных в английском языке. Простые и наглядные правила с упражнениями Привет, дорогие друзья! Множественное число существительных в английском языке – тема несложная, однако и здесь есть свои нюансы, на которые нужно обратить внимание. Единственное число […]
    • В судебную коллегию по гражданским делам верховного суда рф жалоба Образец кассационной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации В Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации121260, г. Москва, ул. Поварская, д.15 От Заявителя: Закрытое акционерное общество «Наименование […]
    • Повторная езда в нетрезвом виде наказание 2018 Повторное лишение прав за управление в нетрезвом виде в 2018 году В 2018 году под повторным лишением прав за алкогольное опьянение понимают ситуацию, при которой автоводителя задерживают во время управления авто в пьяном виде в момент, когда на него еще распространяется предыдущий запрет […]