Какая семья правила миланом с 1277 до 1447 год

admin

Autouristi.ru

  • Home
  • Блог
  • Семья правящая миланом в 1277

Онлайн чтение книги От Рима до Милана

— Мастино II (умер в 1351-м), отец Регины делла Скала, Жены Бернабо Висконти. Она дала свое имя земельному участку, на котором впоследствии построили в Милане знаменитый оперный театр Аа Скала. — Альберто II (умер в 1353-м).

Их сыну, Эрколе II (1508–1558) наследовал сын Эрколе — Альфонсо II (1533–1592). На нем прямая линия рода Эсте завершилась. После кончины Альфонсо II Ватикан взял управление Феррарой в свои руки, предложив в качестве преемника его двоюродного брата. Герцог Модены, Альфонсо IV (1634–1662), был отцом Марии Моденской, супруги английского короля Якова II.

Франческо Сфорца захватил власть в Милане и провозгласил себя четвертым герцогом. Пятым герцогом стал его сын, Галеаццо Мария Сфорца, убитый в 1476 году. Его наследник — Джан Галеаццо Сфорца, был в то время семилетним мальчиком. Он сделался шестым герцогом, хотя фактически страной управлял его дядя, Лодовико иль Моро (1451–1508), при нем Милан достиг наивысшего расцвета. Он женился на Беатриче д’Эсте (1475–1497), а придворным художником сделал Леонардо да Винчи. После безвременной смерти (в 25 лет) Джана Галеаццо Сфорца Лодовико сделался седьмым герцогом Милана, но лишился власти во время французского нашествия в Италию. Умер во французской тюрьме.

1. Бартоломео делла Скала правил менее трех лет. Он стал первым Скалигером, пригласившим в Верону Данте.

В 1494 году французы, вторгшиеся в Италию, выслали Медичи из Флоренции. В1512 году Медичи вернулись. Старшая линия прекратила существование в 1537 году, когда был убит незаконнорожденный Медичи. Младшая ветвь, придя к власти, стала известна в истории как великие герцоги Тосканские. Это были:

Этот род основателей крупнейшей европейской торгово-банковской кампании управлял Флоренцией с 1434 по 1737 год, сначала на правах горожан, позднее — как великие герцоги. Первым великим Медичи был Козимо Старший (1389–1464). Он и его сын, Пьеро Подагрик (1416–1469), а также сын Пьеро, Лоренцо Великолепный (1449–1492), страдали от наследственной подагры. Среди сыновей Лоренцо были Пьеро Неудачник (1471–1503) и Джованни (1475–1521), ставший впоследствии папой Львом X.

Ему наследовали два сына Мастино II: Кангранде II (умер в 1359-м) и Кансиньорио (умер в 1375-м), при сыновьях и внуках которого династия пришла к концу.

Герб Висконти ди Милано

Висконти (Visconti, от vescomes — виконты), итальянский аристократический дом. Первый исторически известный деятель из этого дома был Элипрандо, назначенный в 1037 году миланским вице-графом (vice-comes или visconte); сын его, рыцарь Оттоне, принял отцовский титул как прозвище и назвался Висконти. При поддержке папы Урбана IV Оттон Висконти II (1207-1295), будучи архиепископом Милана, вступил в противоборство с фамилией Делла Торре, в то время правившей Миланом. В 1277 в битве при Дезио войска Делла Торре потерпели поражение, и Оттон стал править единолично, ссылаясь на старинные права миланских архиепископов на светскую власть. В 1287 он передал власть внучатому племяннику Маттео (1250-1332), получившему прозвище Великий (Il Grande) и удостоенного в 1311 году сана императорского викария и миланского графа.

Правнук Маттео Висконти, Джангалеаццо (1347-1402), принял титул герцога Милана и графа Павии в 1395 году, к этому времени владения Висконти распространялись почти на всю северную Италию. Сын его, Филипп Мариа (1391-1447), имел только дочерей, и власть перешла к его зятю Франческо Сфорца. После смерти Филиппа Марии Сфорца унаследовал герцогство, одержав победу над королем Альфонсо V Арагонским. Боковые линии дома Висконти существуют до настоящего времени; к одной из них принадлежит семья известных археологов.

Герб семьи Висконти носит собственное имя Бисцион (Il Biscione). Этот древний герб представляет собой лазурного змея на серебряном фоне, держащего в пасти человека. Этот символ появился в гербе Висконти в 12 столетии во время крестового похода, когда согласно легенде, Оттоне Висконти победил в поединке сарацинского принца и забрал его щит с изображением змеи, глотающей младенца Христа. Рыцарь Оттоне Висконти вернулся в Милан покрытый ратной славой освободителя Священной земли, после чего решил избрать этот символ своим гербом.

Маттео собрал собственную сильную наемную армию, к 1315 ставшую сильнейшей в Северной Италии. Власть Милана распространилась на Павию, Пьяченцу, Бергамо, Новару и другие города севера. Во время правления потомков Маттео Висконти власти Милана подчинились Болонья и Генуя, были возвращены территории, утраченные во время конфликта с папой Иоанном XXII. Из правителей семейства Висконти в 14 веке наиболее известен Галеаццо II (около 1321-1378). Резиденция Висконти находилась в то время в Павии, Галеаццо II основал здесь университет и прославился как покровитель художников и поэтов, в том числе Петрарки. Внутри своих владений представители рода Висконти проводили независимую политику, но их внешняя политика была единой. Они выступали против папства и вели борьбу с Флоренцией.

Висконти Джованни-Баттиста-Антонио (1722-1784) — знаменитый итальянский археолог, друг историка искусства Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768), высоко ценившего его познания и вкус. Висконти сменил этого немецкого ученого в 1768 году в должности главного интенданта римских древностей и принимал существенное участие в устройстве Пио-Клементинского музея.

Висконти Эннио-Квирино (1751-1818) — сын Джованни-Баттиста-Антонио Висконти, с детских лет выказал блестящие способности к словесности и древним языкам и тринадцати лет от роду перевел на итальянский язык стихами «Гекубу» Эврипида; в 1771 году получил место библиотекаря Ватикана, выказал редкую проницательность в исследовании классических древностей. В 1784 году Висконти был назначен консерватором Капитолийского музея, в 1798 занял пост министра внутренних дел Римской республики, бежал во Францию, когда неаполитанцы напали на Рим, был милостиво принят первым консулом Бонапартом в 1799 году и вскоре затем назначен в начальники Музея древностей и картин, устроенного в Лувре. Впоследствии Висконти занимал кафедру археологии в Парижском университете и состоял членом французского института. Главные его сочинения: «Пио-Клементинский музей» (Рим, 1782-1807, 7 томов — труд, предпринятый его отцом, но исполненный всецело им одним, за исключением нескольких частей первого тома, и составивший своим появлением эпоху в художественной археологии), «Музей Кьярамонти» (Рим, 1808, том, служащий дополнением к предыдущему сочинению, «Триопейские, ныне боргезские, греческие надписи» (Рим, 1794); «Габианские памятники виллы Пинчьяна» (Рим, 1797); «Греческая иконография» (Париж, 1808, 3 тома с атласом) и «Римская иконография» (Париж, 1817). Два последних сочинения Висконти были составлены по поручению Наполеона I и великолепно изданы на счет французского правительства. Эннио-Квирино Висконти написал сверх того немало замечательных рассуждений и исследований по различным вопросам классической археологии.

Когда в 1395 году Джангаллеаццо Висконти стал герцогом, он добавил к Бисциону черных орлов (в знак того, что Миланское герцогство являлось частью Священной Римской империи). Герб Милана и дома Висконти, таким образом, стал представлять четырехчастный гербовый щит, два серебряных поля которого занимали змеи и два золотых — орлы.

Короли и королевы Италии: 10 интересных фактов

7. Потомки королевской семьи Италии угодили во многие неурядицы и скандалы. Принц Савойский Виктор-Эммануил (Vittorio Emanuele di Savoia), сын короля Умберто II и потенциальный наследник престола, был арестован в 2006 году по обвинению во взяточничестве. В 1989 году он был приговорен к лишению свободы за убийство 19-летнего немца во время прогулки на яхте, однако был оправдан в ноябре 1991 года.

4. Короли и королевы появились на территории Италии еще задолго до ее объединения. Так, например, некогда Сицилией правили нормандцы – аристократы из северной Франции, а в частности герцог Вильям, который позже занял трон короля Англии и был назван Вильямом Завоевателем. Несмотря на то, что тысячи миль отделяли их от родины, нормандские рыцари смогли завоевать не только Сицилию, но и значительную часть южной Италии. Рожер II (Ruggero II di Sicilia), основатель и король Сицилийского королевства, был лидером крестоносцев.

В 2004 году наследный принц ударил своего кузена Амедео (Amedeo) в лицо во время королевской свадьбы в Испании.

2. Умберто II (Umberto II), также известный как Майский король, занимал трон правителя Италии в течение гораздо меньшего времени, чем он мог ожидать. Спустя месяц после того, как он занял место своего отца, жители страны проголосовали за упразднение монархии. После Умберто жил в изгнании в Португалии 37 лет, в то время как его жена и другие родственники были сосланы в Швейцарию.

6. Представители голубой крови Италии не раз оказывались в центре скандалов. Так, в апреле 1655 года герцог Савойский Эммануил II (Emanuele Filiberto II di Savoia) отдал приказ о начале жестокой резни пьемонтских вальденсов, последователей еретического движения. В 1898 году во время бунта в Милане, целью которого было снижение цен на продукты, королевские власти приказали открыть огонь из пушек по безоружным протестующим, среди которых были женщины и дети.

В 2003 году Виктор-Эммануил заявил, что направленные против евреев законы, принятые Муссолини и подписанные королем Италии, на самом деле не были «такими ужасными», как многие считают.

1. Итальянская королевская семья, Савойская династия (Casa Savoia), – одна из старейших правящих семей в истории. Она имела особое влияние в Италии, пока жители страны не проголосовали за отмену монархии по завершении Второй мировой войны, после того, как было установлено, что королевская семья поддерживали фашистского диктатора Бенито Муссолини (Benito Mussolini). Как только вся правда выплыла наружу, представители Савойской династии были высланы в Швейцарию и лишь в 2002 году их отпрыски смогли вернуться в Италию.

Член правящей семьи в Дубае хочет купить «Милан»

Напомним, ранее европейский орган отклонил добровольно соглашение «Милана», выразив сомнения по поводу платежеспособности новых владельцев.

Член королевской семьи Дубая заинтересовался покупкой «Милана», сообщают итальянские масс-медиа.

Если к этому времени Юнхуну Ли не удастся рефинансировать долг фонду Elliot, то «Дьяволы» могут быть наказаны вплоть до исключения из еврокубков. Но УЕФА не хочет этого, поэтому может перенести решающую встречу на начало июня.

Также источник сообщает, что УЕФА может предоставить «Милану» дополнительное время для поиска банка, готового рефинансировать долг.

В сегодняшнем выпуске Gazzetta dello Sport говорится, что интерес к клубу проявляет Саид Аль Фаласи, один из представителей правящей семьи в Дубае Аль Мактум.

Если долги не будут возвращены в срок (до октября этого года), то «Милан» может перейти в собственность фонда Elliot, который выступает кредитором в сделке. Руководство пытается рефинансировать долг, но пока все попытки терпят неудачи.

В апреле прошлого года миланский клуб перешел от Сильвио Берлускони к китайскому бизнесмену Юнхуну Ли. Однако Ли и его компаньоны не смогли совершить операцию самостоятельно и были вынуждены обратиться к американскому хэдж-фонду Elliot Management с просьбой о займе.

Семья правящая миланом в 1277

Висконти — (Visconti), знатный итальянский род (известен с конца X в.), к которому принадлежали тираны (правители) Милана в 1277 1447 (с 1395 герцоги) … Энциклопедический словарь

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

ВИСКОНТИ — (Visconti) знатный род ломбардских феодалов (известен с кон. 10 в.); в 1277 1447 тираны Милана. Оттон В., архиепископ Милана (с 1262) стал в 1277 властителем города. К нач. 14 в. преемники Оттона, опираясь то на пап, то на императоров, свели на… … Советская историческая энциклопедия

Висконти Л. — Лукино Висконти Luchino Visconti Лукино Висконти Имя при рождении: Висконти ди Модроне Дата рождения: 2 ноября 1906 … Википедия

Висконти — семья швейц. архитекторов и мастеров, два поколения к рых работали в СПб. и пригородах. Первый из них кам. дел мастер Плачидо ВИСКОНТИ (1741 1823) приехал в Россию с сыном Давидом в 1784, работал под рук. Дж. Кваренги на стр ве Англ. дворца в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Висконти — (Visconti), знатный итальянский род (известен с конца 10 в.), к которому принадлежали тираны (правители) Милана в 1277 1447 (с 1395 герцоги). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВИСКОНТИ — (Visconti), знатный итальянский род (известен с конца 10 в.), к которому принадлежали тираны (правители) Милана в 1277 1447 (с 1395 герцоги) … Современная энциклопедия

Династия Медичи: генеалогическое древо, история, тайны династии, знаменитые представители династии Медичи

Существует несколько версий происхождения этого рода. Распространенная городская легенда приписывала родство Медичи врачу Карла Великого – основателя Франкской империи. В самой семье придерживались точки зрения, что их корни восходят к одному из рыцарей, который служил при дворе этого императора.

Первый главой Флорентийской республики в семье Медичи стал Козимо Старый. Он занимал эту должность с 1434 по 1464 год. Ему удалось прийти к власти, воспользовавшись своими деньгами, влиянием и недовольством народа прошлым правительством, которое вводило непосильные налоги и устраивало бесполезные войны. Именно Козимо стал основоположником традиции покровительствовать искусству и другим направлениям Возрождения.

Отношение Лоренцо к Возрождению скоро распространилось на соседние города. Точно такими же темпами стали обустраиваться Венеция, Рим, Неаполь и Милан. Ренессанс напоминал расцвет эпохи Античности, благодаря чему и получил свое название.

Несмотря на влияние на другие страны, основной сферой интересов Медичи всегда была Флоренция – их основный домен и настоящая родина. Упадок Тосканского герцогства начался при Козимо II (1609-1621). Он тратил много денег на войны и конфликты с соседями. Герцог отличался безумными планами по подчинению своих врагов, в том числе испанской короны. В то же время он был известен своей поддержкой Галилея, что продолжало славные традиции Лоренцо Великолепного.

Даже после смерти Козимо во Флоренции продолжала править династия Медичи. Лоренцо Великолепный (его внук) стал самым знаменитым членом семьи. Он родился в 1448 году, а главой республики стал в 1469-м.

Знаменитая династия Медичи чаще всего ассоциируется с итальянской эпохой Возрождения. Выходцы из этой богатой семьи долгое время правили Флоренцией и сделали из нее культурный и научный центр Европы.

В это время во Флоренции сложился заговор, в результате которого должна была пасть династия Медичи. Генеалогическое древо чуть было не оборвалось, однако Лоренцо раскрыл план врагов. Его даже поддержал папа римский Сикст IV. Но даже это не спасло брата Лоренцо Джулиано, который погиб от руки заговорщиков.

autouristi.ru

Какая семья правила Миланом с 1277 до 1447 г?

С 1277 по 1447 Миланом правила семья Висконти.

Фамилия, принадлежащая членам этой семьи, досталась им от двух аристократических родов, живших в Средневековье в Италии. Первый род проживал в республике Пиза в середине XII века и, после того как род достиг своей известности в Пизе и Сардии, его представители стали править в Галлуре. Второй же род, ведет свое начало от Висконти, правивших в Милане в 1277 – 1477 гг.

Именно второй род Висконти наиболее знаменит. В качестве семейной эмблемы миланцами был выбран змей, глотающий младенца. Основатель миланского рода — архиепископ Оттоне Висконти отобрал правление городом в 1277 году у рода Дела Торе. Свое правление Миланом семья начала с простых государей во времена раннего Ренессанса, а после прихода Джан Галлеаццо Висконти, практически объединившего Северную Италию и Тоскану, правители Милана стали герцогами.

Правление рода городом завершилось после кончины в 1477 году Филиппо Мария Висконти. Родственная связь между двумя династиями с одной фамилией не обнаружена до сих пор.

Зачем делают обрезание?

Кем можно работать с юридическим образованием?

Кем становились выпускники школы в Древнем Египте?

ruanswers.ru

Леонардо да Винчи и «Тайная вечеря»

в удобном приложении MyBook

Росс Кинг
Леонардо да Винчи и «Тайная вечеря»

Моему тестю Э. Х. Харрису, отставному командиру эскадрильи Королевских ВВС

Я хотел бы творить чудеса.

LEONARDO AND THE LAST SUPPER

Copyright © 2012 by Ross King

Научный редактор кандидат искусствоведения Максим Костыря

© А. Глебовская, перевод, 2016

© Издание на русском языке. ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2016

Британский писатель и историк Росс Кинг с присущим ему умением создать увлекательное повествование изображает фонтанирующего творческой энергией, полного загадок, несгибаемо-независимого, не находящего применения своему исключительному дарованию Леонардо и с мастерством историка помещает эту удивительную фигуру в контекст эпохи.

Захватывающая история исчезающего шедевра… Кинг прослеживает религиозные, светские, психологические и политические подтексты, зафиксированные в выражениях лиц и положении рук собравшихся за священной трапезой, символическое значение стоящей на столе пищи, просыпанной предателем Иудой соли… книга является впечатляющим примером «реставрации» – автор помогает читателям увидеть «Тайную вечерю» совершенно другими глазами.

Глава 1
Бронзовый конь

Астрологи и предсказатели в один голос твердили: все знаки указывают на приближение бед. В Апулии, на самой пятке Италии, взошли сразу три пылающих солнца. Дальше к северу, в Тоскане, по небу под бой барабанов и звуки труб промчались призрачные всадники на гигантских конях. Во Флоренции монаху-доминиканцу по имени Джироламо Савонарола были видения мечей, явившихся из туч, и черного креста, вставшего над Римом. По всей Италии кровоточили статуи, а женщины производили на свет уродцев.

Эти странные, тревожные события лета 1494 года стали предвестниками больших перемен. В том году, как впоследствии вспоминал один летописец, итальянцам пришлось претерпеть «несчетные и великие беды». [1] Савонарола предрек, что из-за Альп явится грозный завоеватель и повергнет всю Италию в прах. Его мрачное пророчество не замедлило сбыться. В сентябре того же года король Франции Карл VIII переправил через перевал свою тридцатитысячную армию, прошагал через всю Италию и взошел на неаполитанский трон. Выглядел этот бич Божий довольно неказисто: двадцатичетырехлетний король был приземист, близорук и сложен так нескладно, что, по словам историка Франческо Гвиччардини, «больше походил на чудище, чем на человека». [2] Но за внешним уродством и ласковым прозвищем, Карл Любезный, скрывался властелин, обладавший оружием, равного которому по мощи еще не видывали в Европе.

Первую остановку Карл VIII сделал в ломбардском городке Асти, где заложил свои драгоценности, чтобы расплатиться с наемниками; здесь же его приветствовал могучий итальянский союзник, правитель Милана Лодовико Сфорца. Да, поход Карла предсказал Савонарола, но призвал его из-за альпийских хребтов Лодовико. Сорокадвухлетний Лодовико, за темный цвет кожи прозванный Моро (Мавром), был настолько же хорош собой, энергичен и коварен, насколько король Франции был уродлив и слаб. По словам императора Священной Римской империи Максимилиана I, Лодовико превратил Милан – герцогство, которым управлял с 1481 года, сместив с трона своего юного племянника Джангалеаццо, – в подлинный «цвет Италии». [3] Впрочем, Лодовико не ведал покоя. Тестем беспомощного Джангалеаццо был Альфонсо II, новый король Неаполитанский, дочь которого Изабелла скорбела за участь свергнутого мужа и не постыдилась поведать о своих страданиях отцу. Репутацией Альфонсо пользовался прескверной. «Не было еще властителя столь кровавого, жестокого, бесчеловечного, похотливого и алчного», – заявил один французский посланник. [4] Лодовико предупредили: опасайтесь наемных убийц – в Милан, поведал ему один из советников, посланы «на некое дурное дело» [5] неаполитанцы, пользующиеся недоброй славой.

А вот если убрать Альфонсо из Неаполя – правда, для этого нужно убедить Карла VIII не отказываться от притязаний на неаполитанский трон (веком ранее его прапрадед был королем Неаполитанским), – Лодовико в Милане сможет спать спокойно. По словам одного очевидца при французском дворе, он принялся «соблазнять короля Карла… всеми красотами и излишествами Италии». [6]

Герцогство Миланское простиралось на сто километров с севера на юг – от альпийских предгорий до реки По – и на девяносто – с запада на восток. В самом его центре стоял, окруженный глубоким рвом, рассеченный каналами и опоясанный крепкой каменной стеной, сам город Милан. Своим упорством и богатством Лодовико превратил город с населением в сто тысяч человек в величайший из итальянских городов. Могучая крепость с цилиндрическими башнями высилась на северо-восточном конце, а в центре города росли стены нового собора: строительство началось в 1386 году, но и сейчас, по прошествии века, не было завершено даже наполовину. Вдоль мощеных улиц стояли дворцы, фасады их украшали фрески. Один из поэтов утверждал, что в Милан вернулся золотой век, что город Лодовико полон талантливых художников, которые слетаются ко двору герцога, «точно пчелы на мед». [7]

То была вовсе не пустая лесть. С того самого дня, когда в возрасте тринадцати лет Лодовико заказал портрет своего любимого коня, он сделался ревностным меценатом. [8] В Милан, находившийся под его правлением, стекались творческие и научные умы: поэты, живописцы, музыканты и архитекторы, знатоки греческого, латыни и древнееврейского. Возрождены были университеты Милана и соседней Павии. Процветали юриспруденция и медицина. Строились новые здания; над городом парили элегантные купола. Лодовико собственными руками заложил камень в основание прелестной церкви Санта-Мария деи Мираколи прессо Сан-Чельсо.

И тем не менее вердикт летописцев был суров. До того Италия сорок лет наслаждалась относительным миром. Время от времени случались мелкие стычки – например, в 1478 году, когда папа Сикст IV объявил войну Флоренции. Но по большей части итальянские правители силились превзойти друг друга не на поле битвы, а в тонкости художественного вкуса и размахе своих достижений. И вот теперь надвигался новый кровавый прилив. Уговорив Карла VIII с его мощным войском перейти через Альпы, Лодовико Сфорца, сам того не ведая, положил начало – как и предрекали звезды – несчетным и великим бедам.

Мастер Пала Сфорцеска (ок. 1490–1520). Алтарь Сфорца. Фрагмент: коленопреклоненный Лодовико Моро. 1494–1495. Дерево, темпера, масло.

В блистательной когорте талантов при миланском дворе Лодовико Сфорца один художник выделялся особо. «Возрадуйся, Милан, – писал в 1493 году поэт, – ибо в стенах твоих пребывают мужи, наделенные исключительным дарованием, такие как Винчи, чей дар рисовальщика и живописца ставит его выше всех мастеров как древности, так и наших дней». [9]

Этим непревзойденным мастером был Леонардо да Винчи – сорока двух лет от роду, ровесник Лодовико. Родом из Тосканы, он лет двенадцать назад приехал сюда, на север, в поисках славы и, по всей видимости, сделался при дворе Моро фигурой заметной и даже выдающейся. По всем отзывам его ранних биографов, он отличался элегантностью и красотой. Один автор превозносил его «красоту и обаяние». «Природа изобильно одарила его телесной красотой», – вторил другой. «Длинные волосы, длинные ресницы, очень длинная борода, облик, исполненный истинного благородства», – отмечал третий. [10] Помимо этого, Леонардо был наделен недюжинной силой и ловкостью. Говорят, что он мог голыми руками разогнуть подкову, а когда получал отпуск от придворных обязанностей, карабкался по отвесным скалам к северу от озера Комо, на четвереньках проползал мимо огромных валунов и вступал в схватки с «могучими медведями». [11]

Этот совершенный образец мужественности носил почетный титул pictor et ingeniarius ducalis: живописец и инженер герцога. [12] В Милан он приехал в тридцатилетнем возрасте, в надежде заняться здесь проектированием и строительством сокрушительных боевых механизмов – колесниц, пушек и катапульт, которые, как он обещал Моро, «послужат устрашению противника». Надежды его, безусловно, подкреплялись тем, что Милан вел тогда войну с Венецией, – почти семьдесят пять процентов своего колоссального годового дохода Лодовико тратил на военные нужды. Но хотя призраки боев продолжали кружиться у Леонардо в голове, занялся он более мирными и скромными задачами: эскизы костюмов для свадеб и турниров, хитроумные декорации для театральных постановок, портреты любовниц Моро. Он забавлял придворных фокусами – превращал белое вино в красное, изобрел будильник, который будил спящего, подкидывая вверх его ноги. Попадались и вовсе прозаические задания: «дабы нагреть воду для грелки герцогини, – отмечено в его записках, – нужно взять четыре части холодной воды и три части горячей». [13]

Несмотря на такое разнообразие занятий, почти все предшествовавшее десятилетие Леонардо с особым усердием работал над одним заказом – произведением, которое должно было окончательно закрепить за ним репутацию творца, превзошедшего всех мастеров как древности, так и современности. Примерно в 1482 году, незадолго до переезда в Милан, он отправил Лодовико письмо-представление, своего рода резюме, где несколько преувеличил свои возможности. В этом письме он обещал раскрыть Моро все свои секреты, а между делом посулил «приступить к работе над бронзовой конной статуей, которая будет бессмертной славой и вечной честью блаженной памяти отца Вашего и славного дома Сфорца». [14]

Под «бронзовой конной статуей» имелся в виду конный памятник, больше натуральной величины, с помощью которого Лодовико задумал обессмертить подвиги своего покойного отца Франческо Сфорца. Хитроумный солдат удачи (Никколо Макиавелли восхвалял его «великую доблесть» и «вызывающее почтение коварство»), Франческо стал герцогом Миланским в 1450 году, свергнув недолговечное республиканское правительство. [15] Он был сыном человека по имени Муцио Аттендоло, которому однажды в юности случилось рубить лес, а тут мимо проходил военный отряд; приметив крепкого молодца, солдаты зазвали его к себе. Муцио швырнул топор в дерево, загадав про себя: «Воткнется – уйду с ними». Топор воткнулся, и так Муцио сделался наемником; по ходу своей карьеры он успел побывать на службе у всех основных итальянских правителей. Благодаря могучему телосложению и грозному нраву за ним закрепилось прозвище «Сфорца» («sforzare» означает «принуждать») – оно вошло в него накрепко, как топор в дерево.

Франческо Сфорца был столь же доблестным воякой. Путь от солдата до герцога он прошел за девять лет после женитьбы на незаконной дочери одного из своих нанимателей, герцога Миланского Филиппо Марии Висконти. Семья Висконти правила Миланом с 1277 года, а герцогами они стали в 1395-м. Однако в 1447 году, когда Филиппо Мария скончался, не оставив наследника мужского пола, миланские граждане упразднили герцогское правление и провозгласили республику. Два года спустя Франческо, добиваясь для себя герцогского титула, взял Милан в осаду – оставшиеся без пропитания жители в конце концов отказались от республиканских чаяний и в марте 1450 года возложили на бывшего наемника герцогскую корону. Проблем с преемниками у Франческо, в отличие от Филиппо Марии, не возникло – он оставил тридцать детей, одиннадцать из которых были незаконнорожденными. Впрочем, и в браке он породил аж восемь сыновей, и старший, Галеаццо Мария, брат Моро, стал герцогом в 1466 году, после кончины Франческо.

Семейная история Висконти прихотливо разукрашена ересью, безумием и убийствами. Одна из самых достопамятных представительниц этого семейства, монахиня по имени Майфреда, была в 1300 году сожжена на костре за утверждение, что именно она станет следующим римским папой. Джованни Мария Висконти, старший брат Филиппо Марии, науськивал своих псов на людей и кормил человеческим мясом. Филиппо Мария, тучный и безумный, отрезал жене голову. Но даже в этой компании жестокий и беспринципный Галеаццо Мария выделялся особо. Макиавелли впоследствии много распространялся о его чудовищных поступках – о том, что врагов он убивал «исключительно жестокими способами», у летописцев же даже не поднялось перо описать некоторые его деяния. [16] Его подозревали в убийстве не только собственной невесты, но и матери. В 1476 году его наконец прикончил нож наемного убийцы; после него остался восьмилетний сын и наследник Джангалеаццо – малолетний герцог, которого пятью годами позже оттеснил с дороги Лодовико Моро, решивший вопрос о том, кто будет править в Милане, просто: отрубив регенту голову.

Право Лодовико на престол было весьма сомнительным. Строго говоря, он был лишь опекуном и законным представителем племянника, унаследовавшего титул герцога Миланского от отца. В связи с сомнительностью своих притязаний Лодовико всеми силами стремился увековечить память отца. Ученому по имени Джованни Симонетта было заказано описать блистательную карьеру Франческо. Герцог также планировал украсить бальную залу Миланского замка фресками, которые изображали бы героические сцены из жизни Франческо Сфорца. Конная статуя была задумана еще в 1473 году – Галеаццо Мария решил установить ее перед входом в Миланский замок. Проект этот герцог осуществить не успел, но Лодовико возродил его снова, полагая, что бронзовый монумент станет наиболее заметным и величественным памятником отцу.

Преуспевших наемников часто увековечивали после смерти в картинах, книгах и бронзе. Скульптор Донателло отлил бронзовую конную статую венецианского военачальника Эразмо да Нарни, известного как Гаттамелата (медовый кот), – она была установлена на Пьяцца дель Санто в Падуе. В 1489 году еще один флорентийский скульптор, Андреа Верроккьо, учитель Леонардо, начал по заказу венецианцев работу над статуей Бартоломео Коллеони верхом на коне. Но Лодовико виделось произведение еще более грандиозное. Как сообщает один посланник, «его светлость желают нечто из ряда вон выходящее, доселе невиданное». [17]

Леонардо заметил как-то раз, что первое его воспоминание – это птица, и, видимо, ему «было суждено» [18] изучать и описывать птиц. Однако кормчими его судьбы все-таки стали лошади, и именно лошадь, выражаясь фигурально, и привела его в Милан. Согласно одному источнику, примерно в 1482 году Лоренцо Медичи, правитель Флоренции, отправил Леонардо в Милан доставить Лодовико Сфорца особый дипломатический подарок: серебряную лиру, которую Леонардо сам изобрел и на которой, по словам одного из ранних биографов, «играл, как никто». [19] Уникальный музыкальный инструмент имел форму лошадиной головы. Небрежный набросок в одной из рукописей Леонардо показывает, как он мог выглядеть, – зубы лошади служили колками для струн, а бороздки на верхнем нёбе – ладами.

Зная обычай Лоренцо Медичи использовать придворных художников для налаживания дипломатических отношений, в историю с лирой нетрудно поверить. [20] Однако, даже если никакой лиры и не было, несомненно то, что Леонардо отправился на север, в Милан, с целью изобретать оружие или ваять конную статую – судя по всему, во Флоренции таких возможностей ему не представлялось.

Заказ на бронзовую статую Леонардо получил через несколько лет после прибытия в Милан. В 1484 году Лодовико вернулся к этому плану, хотя выбор его не сразу пал на Леонардо. Притом что Леонардо уже находился в Милане, весной 1484 года Лодовико отправил Лоренцо Медичи письмо с вопросом, известен ли тому хоть один скульптор, способный изваять такой монумент. Однако оба виднейших флорентийских скульптора, Верроккьо и Антонио Поллайоло, были на тот момент заняты. «Здесь нет ни одного ваятеля, которым я был бы доволен», – с прискорбием ответствовал Лоренцо. Замолвить словечко за Леонардо он не счел нужным, лишь добавил: «Убежден, что его сиятельство найдет нужного человека». [21]

Итак, Леонардо получил этот заказ за отсутствием более достойных кандидатов – возможно, вскорости после ответа Лоренцо. Он с жаром взялся за работу, хотя, судя по всему, фигура коня занимала его куда больше, чем фигура всадника. Леонардо углубился в изучение анатомии лошади и даже сочинил иллюстрированный (ныне утраченный) трактат на эту тему. Он долгие часы проводил в конюшнях герцога, разглядывая и зарисовывая сицилийских и испанских жеребцов, принадлежавших Лодовико и его приближенным. Одна из заметок гласит: «Флорентинец Морелло синьора Мариоло, крупный конь, дивная шея и очень красивая голова. Белый жеребец, принадлежащий сокольничему, недурной круп; стоит за Порта Комасина». [22]

Леонардо собирался не просто изваять анатомически верную статую; он выбрал чрезвычайно энергичную позу – лошадь поднята на дыбы. Статуя Гаттамелаты работы Донателло изображает знаменитого наемника верхом на мирно шагающем коне, а на монументе Верроккьо – над которым Леонардо, возможно, работал год-другой до отъезда из Флоренции – Коллеони сидит на мощном скакуне с динамично поднятой передней левой ногой. Леонардо задумал более впечатляющую вещь – лошадь взвилась на дыбы, передние ноги рассекают воздух над головой поверженного врага. Кроме того, статуя планировалась огромных размеров. Монумент Донателло в высоту почти четыре метра, Верроккьо – больше четырех, Леонардо же задумал скульптуру, где одна только лошадь будет восьмиметровой, в три раза больше натуральной величины. Она увековечит подвиги Франческо Сфорца, а главное – непревзойденный и безграничный талант ее создателя. До того никто еще не решался ни замыслить, ни изваять столь масштабную статую. Один из современников Леонардо писал: «Повсюду утверждали, что это невозможно». [23]

m.mybook.ru

Это интересно:

  • Секунды с разрешением Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - III 40. Секунды в мажорном ладу В мажорном ладу образуются следующие секунды: малые секунды на III и VII ступенях; большие секунды на I, II, IV, V, VI ступенях. Большие секунды в тональности ДО мажор: Малые секунды в тональности ДО […]
  • Наследование rh-фактора Как наследуется резус-фактор? В ожидании появления маленького чуда в доме, будущие родители начинают задумываться о том, на кого малыш будет похож, какого цвета у него будут глаза, и чью группу крови будущий малыш унаследует. Процесс генетического наследования уникальный и удивительный, […]
  • Уголовного кодекса рсфср 1922 Уголовный Кодекc РСФСР 1922 года (стр. 1 из 2) ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИЛИАЛ МГЮА В ВОЛОГДЕ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ТЕМА: УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР 1922 Г. Выполнил работу студент: курс 1 […]
  • Полномочие трудовых коллективов Трудовые коллективы и их правовой статус Полномочие трудовых коллективов регулируются главами II "Коллективный договор", ХVІ-А "Трудовой коллектив", статьями 52, 140, 142, 152, 153, 223, 252 КЗоТ Украины, разделом IV "Управление предприятием и самоуправление трудового коллектива" Закона […]
  • Система опеки Глава I: Цели и Принципы Глава II: Члены Организации Глава III: Органы Глава IV: Генеральная Ассамблея Глава V: Совет Безопасности Глава VI: Мирное разрешение споров Глава VII: Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии Глава VIII: Региональные […]
  • Дети с овз это по закону Дети с ограниченными возможностями здоровья по закону Коррекционные школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов Коррекционные школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают Детский сад плюс начальная школа Особенности в развитии слишком разные ДЦП – детский […]
  • Уголовный кодекс ст18 Уголовный кодекс Украины Общая часть Раздел I Общие положения Раздел Раздел II ЗАКОН ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Раздел III ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И СТАДИИ Раздел IV ЛИЦО, ПОДЛЕЖИТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ) Раздел V ВИНА И ЕЕ ФОРМЫ Раздел Раздел VI СОУЧАСТИЕ В […]
  • Свода правил 5413330 2011 Свода правил 5413330 2011 Примечание - Степень огнестойкости здания с неотапливаемыми пристройками следует принимать по степени огнестойкости отапливаемой части многоквартирного здания. 7.1.3 Здания степеней огнестойкости I, II и III допускается надстраивать одним мансардным этажом с […]