Цицерон диалоги о законе

admin

мне очень жаль, но выйти на нужный файл не получится. Причин может быть несколько.

С октября 2016 года все мои собственные тексты, кроме катехизических, я с сайта убрал, а ссылки на них остались, к сожалению. Если будет время, уберу и ссылки. Может, со временем появятся на сайте http://yakov.works.

Лучше всего, если Вы запросили файл из директории Z. Эта директория не выкладывается на сервер, там тексты, авторы которых против размещения их сочинений в открытом доступе. Так что всё правильно. Текстов таких немного.

Хуже, если случился сбой в интернете. Но самое плохое — если у меня на сайте неверная ссылка. Это бывает, простите. Я буду признателен, если Вы пришлете мне письмо с указанием на эту ссылку — поправлю в первую очередь, коли она кому-то понадобилась.

Но, прежде чем писать мне, выйдите на первую страницу — вот щелкните под надписи «ко входу» — и посмотрите нужного Вам автора по именному указателю. Иногда с других сайтов ссылки ведут на место, откуда файл перемещён, и проверка по указателю помогает установить его нынешнее место.

krotov.info

Оглавление:

Цицерон. Участник процесса зарождения римской философии

Связи с общественностью и реклама — 102 гр.

Цицерон. Участник процесса зарождения римской философии

* 1. Введение
* 2. Общественно-политическая деятельность Цицерона
* 3. Философское мировоззрение Цицерона
* 4. Заключение

Одним из ярких и насыщенных образов был Марк Туллий Цицерон. Он один из участников зарождения римской философии. Но эта сторона его деятельности наименее известна и почитаема. Он, прежде всего, известен как оратор — его имя стало нарицательным, менее известен как политический деятель. Он вошел в историю мировой культуры как представитель ораторского искусства и римской литературы, как блестящий стилист. Как политический деятель он имеет отношение к той эпохе и к тем событиям, которые интересуют, прежде всего, историков и политологов. Философский же аспект его деятельности остается менее явным.

Традиционно сложилось так, что никто не спорит о достоинствах Цицерона как оратора и ритора. Но постоянно ведутся споры вокруг Цицерона — философа.

Именно по причине того, что в основном Цицерон рассматривается как оратор, появилось желание узнать о нем как о философе. Составить полное мнение о его мировоззрении невозможно без анализа всей его деятельности.

Таким образом, Цицерон — римский оратор, философ и государственный деятель. Как по внутренним причинам (разносторонности его способностей и деятельности), так и по внешним (обилию источников), это — самая богатая из всех завещанных нам древним миром личностей.

Глава 1. Общественно-политическая деятельность Цицерона

Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н.э.) — оратор, писатель, философ и государственный деятель. Он стоял у истоков повествовательной римской прозы.

Цицерон был приверженцем свободы и республики, он защищал свои идеалы в обличительных речах, которые в литературе принято называть жанром «хулы» или «поношения».

Начало ораторско-адвокатской деятельности Цицерона приходится на годы тирании (82 — 79 гг.) Суллы (римский государственный деятель и военачальник, диктатор (82 до н. э.-80 до н. э.), основоположник сулланской партии и главный соперник Мария, организатор кровавых проскрипций).

Одну из первых своих речей, дошедших до нас, «В защиту Росция», Цицерон произнес в порицание вольноотпущенника и любимца упомянутого выше диктатора, что было рискованным шагом во время, когда Сулла широко использовал проскрипционные казни (проскрипция (лат. proscriptio от proscribere — «письменно обнародовать, оглашать») — в Древнем Риме — список лиц, объявленных вне закона). Опасаясь мести диктатора, выигравший процесс Цицерон отправился в Афины, где продолжил изучать философию и риторику. Это первый вынужденный пятилетний перерыв в общественной деятельности Цицерона. Он сумел обратить его себе на пользу, посвятив время самообразованию и намного расширив свой культурный горизонт.

Вершина политической деятельности Цицерона — его консульство в 63 — 64 гг., когда он смело и красноречиво выступает против нового претендента в тираны — Катилины.

Его избранию в консулы способствовало то, что его соперник, Катилина, открыто говорил о своей готовности к революционным преобразованиям в случае получения должности консула. Это сильно обеспокоило римлян, и предпочтение было в итоге отдано Цицерону.

После поражения на выборах, Катилина начал готовить заговор с целью захвата власти, который Цицерону удалось раскрыть. Четырьмя сенатскими речами против Катилины, считающимися образцами ораторского искусства, Цицерон вынудил Катилину бежать из Рима в Этрурию. В последовавшем заседании Сената, которым он руководил, было решено арестовать и казнить без суда тех заговорщиков, которые остались в Риме, так как они представляли собой слишком большую угрозу государству, и обычные в таких случаях меры — домашний арест или ссылка — были бы недостаточно эффективны.

Четыре речи Цицерона против Катилины — лучшие из дошедших до нас пятидесяти восьми речей. После разоблачение заговора против республики, Цицерон приобретает большое политическое влияние.

Но вскоре ему приходится сложить с себя консульское звание и покинуть Рим.

Это вторая вынужденная пауза в общественной деятельности Цицерона. В это период он создает трактаты «Об ораторе», «О законе», «О государстве». Его волнуют главным образом политические, общественные, государственные проблемы.

Как пишет Чанышев А.Н. в «Философии Древнего мира» — «Цицерон все еще ставит на первое место именно гражданственную функцию философии и науки, он их не разделяет и тем более не противопоставляет, подчеркивая в своем трактате (I. XX, 33), что римлянам следует изучать те «науки, которые могут сделать. [граждан] полезными государству. «Науки» (философия для него тоже наука) только тогда имеют смысл, если благодаря им граждане становятся лучше, счастливее, полезнее своему отечеству».

Третий период вынужденной общественной бездеятельности Цицерона наступает, когда распадается Первый Триумвират (Красс, Помпей, Цезарь). В итоге к власти приходит Цезарь. Он прощает Цицерона, который поддерживал Помпея, и отправляет того в ссылку.

В этот период Цицерон активно занимается писательским творчеством. Он создает трактаты «О природе богов», «О пределах добра и зла», «Академика», «Катон, или О старости», «Лелий, или О дружбе», «Тускуланские беседы».

«Поздний Цицерон не ограничивает себя общественной проблематикой и обращается к философии как к таковой. Он ставит перед собой благородную задачу — донести до римлян греческую философию, сделать ее максимально занимательной, показать, что философия возможна не только на греческом, но и на латинском языке» (Чанышев А.Н.).

Но для Цицерона остается главной общественная деятельность, и когда возникает возможность к ней вернуться, он ее воспользовался. Это произошло после убийства Цезаря. Таким образом, он вернулся от «чистой» философии к философии гражданской, а от нее к общественной деятельности.

После смерти Цезаря возникает борьба за власть между Марком Антонием и молодым Октавианом, наследником Цезаря, он принял сторону последнего, считая, что сможет манипулировать юношей и с его помощью добиться власти. Цицерон решает, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена. С целью ослабления позиции Антония, он произнес 14 направленных против него речей, которые он назвал «филиппиками» по аналогии с речами Демосфена, в которых он обличал Филиппа Македонского. Однако, когда Октавиан, благодаря поддержке, оказанной ему Цицероном, пришёл к власти, он заключил союз с Антонием и Лепидом, образовав Второй Триумвират. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза.

Цицерон был убит при попытке к бегству в декабре 43 г до н. э.

Глава 2. Философское мировоззрение Цицерона

Первая глава подводит к пониманию того, что философская деятельность не была для Цицерона на первом месте. Главным образом его всегда волновали общественные, государственные, политические проблемы. Он занимался философией лишь в периоды общественно-политического бездействия.

Цицерон как философ представляет собой явление настолько оригинальное в смысле первичного творчества философской мысли, сколько индивидуальное и самостоятельное в смысле выборки начал греческой философии и соединение их в единое целое, органическое, запечатленное личным суждением.

Большинство исследователей разделяют работы Цицерона на три категории:

— сочинения, развивающие учение о государстве;

— сочинения, трактующие чисто философские проблемы (теория познания, этика, теологические вопросы) — теоретическая философия;

— сочинения, посвященные обсуждению вопросов прикладной, практической морали — практическая философия.

К первой группе следует отнести диалоги «О государстве», «О законах», к последней — «Катон, или О старости», «Лелий, или О дружбе», ко второй же — все остальные философские произведения Цицерона.

Этого же мнения придерживается Утченко С.Л., автор книги «Цицерон и его время». Просмотрев некоторые из сочинений Цицерона, я согласилась с такой классификацией, хотя она, как и любая другая будет условна.

Политике посвящены два крупных сочинения, которые сохранены далеко не в своем первоначальном объеме: «О государстве», в шести книгах, и «О законах», не менее пяти книг. Эти трактаты написаны в первый период общественного бездействия Цицерона.

В трактате «О государстве» обсуждается вопрос о лучшей форме государства. Установив принцип, что лучшая форма государства предполагает гармоническое слияние трех основных начал — монархического, аристократического и демократического — автор находит, что наиболее приближается к этому идеалу римская конституция (первая книга). «(XXIII, 41) [Я считаю] . наилучшим государственным устройством такое, которое, с соблюдением надлежащей меры будучи составлено из трех видов власти — царской, власти оптиматов и народной, и не возбуждает, наказывая, жестоких и злобных чувств . (Ноний, 342, 28)» Цицерон. Во второй дается исторически обзор развития этой конституции; в третьей происходит спор о том, должна ли справедливость быть основанием государства или нет. Решив спор в пользу справедливости, Цицерон толкует о воспитательной роли государства (четвертая книга). В пятой характеризуется республиканский руководитель государства. Содержание шестой книги нам неизвестно; сохраненный конец ее содержит знаменитый «Сон Сципиона о небесной жизни добрых».

Сочинение «О законах» составляет приложение к предыдущему и содержит законы, соответствующие лучшей форме государства, так как таковой было признано римское государство, то и законы даются римские, с незначительными изменениями против существующих. Отсюда важность этого сочинения как источника сведений о римской конституции. Нам сохранены только три первые книги; из них первая посвящена обсуждению основных вопросов (как вселенная, ввиду общности природы всех своих составных частей, держится и зиждется на их взаимном соответствии, так все люди, объединенные природой, враждуют между собой вследствие злонравия своего и не понимают, что они родственны по крови и находятся под одной и той же защитой. Если бы люди это соблюдали, они вели бы поистине жизнь божественную (Лактанций, Instit. div., V, 8, 10)), вторая — сакральной администрации, третья — государственному праву.

Почти во всех философских сочинениях Цицерона выдержана диалогическая форма, исключение составляют лишь сочинения «О роке» (форма доклада), «Парадоксы» (форма так называемая «диатрибы», т. е. оживленного рассуждения автора, который сам себе предлагает вопросы и отвечает на них) и «Об обязанностях» (форма послания отца сыну).

В теоретической философии на вопрос имеются ли критерии для различия реальных представлений от нереальных, Цицерон отвечает отрицательно («Академика.»). Переходя от теории познании к метафизике, Цицерон ставит вопрос о божестве, его бытии и естестве. По мнения Цицерона, голос сердца нам говорит о существовании божества, но разум не может привести выдерживающие критику доказательства в его пользу («О природе богов»). К метафизике, затем, относится вопрос о необходимости и свободе воли, другими словами, о роке. Цицерон отвергает идею рока не только в форме, известной как фатализм, но и признает принцип свободы воли («О роке»).

«. в ряде своих философских диалогов Цицерон полемизирует как против целых направлений, так и против отдельных философов и их положений. Например, в диалоге «О государстве» наряду с самой высокой оценкой Платона можно встретить прямые и открытые выпады против него. Цицерон здесь (устами Сципиона) заявляет: ему легче следовать избранной теме, показав римское государство на различных стадиях его развития, чем рассуждать о каком-то вымышленном государстве, как это делает Сократ у Платона. В дальнейшем полемика против Платона перерастает в полемику вообще против греческих образцов и канонов. В других трактатах Цицерона (например, «О природе богов», «О предвидении», «О судьбе») мы уже наблюдали его критическое отношение к целым философским школам — к эпикуреизму, стоицизму и, наоборот, его симпатии к новой Академии. Что касается этих симпатий, то впервые о них он заявил довольно рано, в 63 г., и не в философском трактате, а в одной из уже известных нам речей, где он всячески высмеивал учение стоиков» Утченко С.Л.

Практическая философия Цицерона посвящена ответу на вопрос «Как жить?». Ответ этот дает нам та же природа, которая дала нам и самую жизнь: «Кто следует руководительству природы, тот никогда не будет заблуждаться». Этот стоический принцип Цицерон ставит во главу угла своей практической философии. Если бы человек был предоставлен влиянию одной только природы, то он бы ни в чьих наставлениях не нуждался; но так как воспитание и среда извратили его природные наклонности, то нужна руководительница, которая бы разъяснила ему голос природы, и эта руководительница — философия (практическая). Природу, однако, следует понимать не в ее примитивности, а в ее совершенстве. Усовершенствованная природа человека — это его разум. Понятая так природа сказывается в четырех основных стремлениях человеческой души: 1) стремлении к познанию, 2) стремлении к общительности («социальном инстинкте»), 3) стремлении к первенству и 4) стремлении к порядку и гармонии. Этим четырем стремлениям соответствуют четыре кардинальных добродетели: мудрость, справедливость, мужество и умеренность (= уравновешенность), из коих последняя состоит в согласованности «общей натуры» человека как такового с «личной натурой» каждого человека в отдельности: «Человек всячески должен стремиться к сохранению и развитию личных черт своего характера, поскольку они не порочны» (индивидуализм Цицерона). Каждое из четырех стремлений является источником особого круга обязанностей; из них, однако, стремление к первенству, склонно заменять соображения нравственного долга соображением практической пользы, а последнее, в свою очередь, склонно скрещиваться с соображением нравственного долга и требует поэтому особого исследования. Стремление к общительности заставляет нас служить людям; стремление к первенству склоняет нас к тому, чтобы заставлять людей служить нам. Самых грозные враги человека: старость, боль и смерть. В «Тускуланских беседах» Цицерон задает риторический вопрос: «Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть?». Однако, не стоит сводить проблематику Цицерона к проблеме жизни и смерти, потому что он пытается убедить себя в том, что смерть не страшна. Дружба и слава — два высших блага жизни, следует, однако, в обоих случаях отличать истинную дружбу и истинную славу от ложной — от лести в первом, популярности во втором случае. Истинная дружба и истинная слава имеют своим основанием и условием добродетель («Лелий» и «О славе») — ту же добродетель, которая является для нас источником обязанностей и дает нам возможность торжествовать над врагами нашей жизни («Тускунские беседы», V).

В завершении моей работы необходимо дать общую оценку философии Цицерона. Сам Цицерон не скрывал, что отдельные части философского знания заимствованы им у его предшественников. Он видел своя заслугу лишь в том, что он на своем собственном языке передал учения и исследования своих предшественников. Известно высказывание Цицерона по поводу своих собственных философских трудов в одном из писем Аттику: «Что касается латинского языка, не беспокойся. Ты спросишь: как пишешь ты подобные вещи? Но ведь это — копии, они не доставляют мне особого труда. Я лишь подыскиваю слова, а ими я располагаю в изобилии».

Римская философия ведет свое начало с Цицерона, а с нею — и философия романтизированного Запада.

В первой главе реферата рассказывается об общественно-политической деятельности Цицерона. Я не ставила перед собой задачи полностью изложить его биографию. Я лишь обозначила основные периоды его философской творческой активности, и что к ним вело.

Для написания реферата я выбрала Цицерона, так как, на мой взгляд, его основная деятельность напрямую связанна с деятельностью PR-специалиста. Одна из целей PR — достижение и понимание со стороны общества, завоевание доверия. Цицерон своими сочинениями не раз убеждал других в своей правоте. Например, в 70-ом г. до н.э. каскад его речей против Гая Вереса, наместника Сицилии, поднял такую волну возмущения, что правитель был вынужден еще до окончания суда отправиться в изгнание.

Своими выступлениями Цицерон создавал общественное мнение, в то время как оно является объектом деятельности в PR.

В наше время исследователи перестали ограничиваться изучением Цицерона лишь как оратора и видного общественного деятеля, сейчас его философское мировоззрение стало изучаться также внимательно.

Так, например, Утченко С.Л., говорит: «. это наименее известный, наименее «почитаемый» аспект его деятельности. Уточняя теперь это утверждение, мы должны сделать по крайней мере две оговорки. Во-первых, следует подчеркнуть, что в давно сложившемся и общепринятом мнении о Цицероне-философе как о малосамостоятельном мыслителе, как об эклектике виноват в значительной мере сам Цицерон. Во-вторых, подобное отношение существовало далеко не всегда: в эпоху утверждения и распространения христианства, христианской литературы философские труды Цицерона котировались как раз чрезвычайно высоко».

Как сказано в работе, Цицерон считал вполне возможным и правомерным соединять отдельные, с его точки зрения наиболее правильные, черты различных философских систем. Примерами этого могут послужить его трактаты «О границах добра и зла», «Об обязанностях».

Не только Утченко С.Л. высоко оценивает философскую деятельность Цицерона. Майоров Г.Г. считает, что «. величайшее значение Цицерона как философа состоит в том, что он, как никто другой из его современников, включая даже Лукреция и Саллюстия, выразил в своих книгах римскую самобытность, передал в них тот особый комплекс идей и представлений, который сложился под воздействием исторических факторов той эпохи в особое римское самосознание, отличное от самосознания греков, но все такое же античное. Достигнув зрелости, это самосознание требовало своего выражения в культуре вообще и в философии в частности. И оно нашло своего наилучшего выразителя именно в Цицероне».

Я считаю, что Цицерон предстает перед нами как незаурядный мыслитель. И соглашусь с тем, что философия Цицерона представляет большую ценность. Нельзя отрицать, что он внес ощутимый вклад в развитие человеческого общества, его материального и духовного бытия.

* 1. Утченко С.Л. Цицерон и его время. — М. : Мысль, 1986. — 352 с.
* 2. Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. — М., 1994. — 174 с.
* 3. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. Для вузов. — М. : Высш. шк., 2001. — 703 с.

www.taby27.ru

Краткая биография Марка Туллия Цицерона (3 января 106 до н. э. — 7 декабря 43 до н. э.).

Марк Туллий Цицерон – выдающийся древнеримский оратор, политик, философ, писатель. Семейство его принадлежало к сословию всадников. Родился в 106 г. до н. э., 3 января, в городке Арпинум. Чтобы сыновья смогли получить достойное образование, отец перевез их в Рим, когда Цицерону было 15. Природный талант красноречия и усердные занятия не прошли даром: ораторское мастерство Цицерона не осталось незамеченным.

Его первое публичное выступление состоялось в 81 или в 80 г. до н. э. и было посвящено одному из любимцев диктатора Суллы. За этим могли последовать гонения, поэтому Цицерон перебрался в Афины, где уделял особое внимание изучению риторики и философии. Когда Сулла умер, Цицерон возвратился в Рим, стал выступать на судебных процессах защитником. В 75 г. до н. э. его избрали квестором и отправили на Сицилию. Будучи честным и справедливым чиновником, он завоевал у местного населения огромный авторитет, однако на его репутации в Риме это практически не сказалось.

Известным человеком Цицерон стал в 70 г. до н. э. после участия в громком процессе, т.н. деле Верреса. Несмотря на все ухищрения оппонентов, Цицерон блестяще справился со своей миссией, и благодаря его выступлениям обвиняемому в вымогательстве Верресу пришлось покинуть город. В 69 г. до н. э. состоялось избрание Цицерона эдилом, еще через 3 года – претором. К этому периоду относится первая речь сугубо политического содержания. В ней он выступил с поддержкой закона одного из народных трибунов, добивавшегося, чтобы Помпей в войне с Митридатом получил чрезвычайные полномочия.

Очередной вехой в политической биографии Цицерона стало избрание его в 63 г. до н. э. консулом. Его соперником на выборах был Катилина, настроенный на революционные преобразования и во многом поэтому проигравший. Находясь на этой должности, Цицерон выступал против законопроекта, в рамках которого предлагалось раздать беднейшим гражданам землю и создать для этих целей особую комиссию. Чтобы победить на выборах 62 г. до н.э,. Катилина замыслил заговор, который был успешно раскрыт Цицероном. Его четыре речи в сенате против соперника считаются образцом искусства красноречия. Катилина спасся бегством, а другие заговорщики были казнены. Влияние Цицерона, его слава в это время достигли апогея, его называли отцом отечества, но в то же время, если верить Плутарху, его склонность к самовосхвалению, постоянное припоминание заслуг в раскрытии заговора Катилины возбудили во многих гражданах неприязнь к нему и даже ненависть.

Во время т.н. первого триумвирата Цицерон не поддался искушению выступить на стороне союзников и остался верен республиканским идеалам. Один из его оппонентов, трибун Клодий, добился того, что в 58 г. до н. э., в апреле, Цицерон отправился в добровольное изгнание, его дом сожгли, а имущество конфисковали. В это время у него не раз возникали мысли о самоубийстве, однако вскоре Помпей добился того, чтобы Цицерона возвратили из ссылки.

Возвратившись домой, Цицерон не стал активно участвовать в политической жизни, отдавая предпочтение литературе и адвокатской практике. В 55 г. до н. э. появляется его диалог «Об ораторе», еще через год он начинает работать над трудом «О государстве». Во время гражданской войны оратор попытался выступить примирителем Цезаря и Помпея, но приход любого из них к власти считал для государства плачевным исходом. Приняв сторону Помпея, он после сражения при Форсале (48 г. до н. э.) не стал командовать его войском и переехал в Брундизий, где произошла его встреча с Цезарем. Несмотря на то, что тот его простил, Цицерон, будучи не готовым смириться с диктатурой, углубился в сочинения и переводы, и в его творческой биографии это время оказалось самым насыщенным.

В 44 г. до н. э., после того, как Цезарь был убит, Цицерон предпринял попытку вернуться в большую политику, полагая, что у государства еще есть шанс вернуть республику. В противостоянии между Марком Антонием и наследником Цезаря Октавианом Цицерон встал на сторону второго, видя в нем более легкий объект для влияния. Произнесенные против Антония 14 речей вошли в историю как филиппики. После того как Октавиан пришел к власти, Антонию удалось включить Цицерона в списки врагов народа, и 7 декабря 43 г. до н. э. он был убит неподалеку от Кайеты.

Творческое наследие оратора дошло до наших дней в виде 58 речей судебного и политического содержания, 19 трактатов, посвященных политике и риторике, философии, а также более 800 писем. Все его сочинения являются ценным источником сведений о нескольких драматичных страницах в истории Рима.

www.wisdoms.ru

Цицерон диалоги о законе

Содержание :

Речь в защиту Публия Квинкция

На 26 году жизни (в 81 году до Р. X.) Марк Туллий Цицерон впервые выступил с публичной речью как адвокат Публия Квинкция в процессе о наследстве и одержал великую победу: он, молодой человек, восторжествовал в этом первом своем процессе над адвокатом противника, знаменитым Гортензием.

Речь в защиту Росция из Америй

Ещё более важна по своему содержанию речь в защиту Росция из Америя, произнесенная Цицероном в следующем году. Отец Росция, богатый землевладелец из умбрийского муниципального города Америя, был убит двумя родственниками, которые потом подкупили Хрисогона, любимого отпущенника Суллы (тогдашнего правителя Рима) и при его помощи отняли наследство у сына своей жертвы. Мошенники хотели убить и самого Росция. Не сумев сделать это, они возложили на него вину за смерть отца. (Подробнее – см. в отдельной статье Речь Цицерона в защиту Росция из Америя.)

Бюст Цицерона. Середина I в. н. э.

Автор фото — commons.wikimedia.org/wiki/User:Glauco92

Путешествие Цицерона в Грецию и его речи против Гая Верреса

Незадолго до смерти Суллы (в 79 году до Р. Х.) Цицерон уехал в Грецию не столько потому, что опасался его гнева, как это говорит Плутарх, сколько для поправления своего ослабевшего здоровья и для того, чтобы продолжать учиться. Полгода он прожил в Афинах, слушая там вместе со своим другом Аттиком лекции философов, потом поехал в Родос и посетил некоторые города Малой Азии, везде пополняя свое образование. Обогатившись знаниями, он через два года (в 77 году) вернулся в Рим, чтобы посвятить себя общественной деятельности. Он был выбран в квесторы (76), исполнял обязанности этой должности в одном из двух квесторских округов Сицилии – Лилибейском. Своею честностью Цицерон приобрел такое уважение сицилийцев, что позже, когда он был избран курульным эдилом, они просили его выступить их адвокатом по их жалобе на Гая Верреса, который бывши три года (73–70) пропретором Сицилии, страшно злоупотреблял своею властью, совершал все беззакония и злодейства, до каких могут довести бессовестного правителя алчность, сладострастие и жестокость. (Подробнее об этом – см. в отдельной статье Речи Цицерона против Верреса.)

Речь о предоставлении империя Гнею Помпею (О Манилиевом законе)

После этого Цицерон произнес несколько речей по процессам, частных людей (например, в защиту актера Росция). В 66 году он был выбран претором и произнес первую свою политическую речь в народном собрании за закон Манилия, передавший Помпею начальство в войне с Митридатом и предоставлявший ему чрезвычайно широкие полномочия. Эта речь – панегирик Помпею, которого Цицерон украшает всевозможными похвальными качествами.

Речь за Клуэнция

В том же году он произнес речь за Клуэнция, который был обвинен матерью в отравлении отчима; в ней Цицерон рисует ужасную картину испорченности, внесенной междоусобными войнами в семейный быт.

Речи за Корнелия

От двух речей за Корнелия, бывшего народного трибуна, обвиненного в политическом преступлении, до нас дошли только отрывки – но сам Цицерон причислял эти речи к самым лучшим из всех, написанных им.

Речи о земельном законе Публия Сервилия Рулла

Блестящую ораторскую деятельность он проявил в год своего консульства (63 до Р. Х.). В начале его он произнес три речи против аграрного закона, предложенного народным трибуном Публием Сервилием Руллом. Они дошли до нас. Цицерон достиг полного успеха, предложение Рулла было отвергнуто, но оно было лишь предисловием к аграрным законам Цезаря. Цицерон принял авангард за главное войско и щедро наделял себя похвалами за избавление государства от аграрного потрясения.

Речь в защиту Гая Рабирия

Речами против Рулла, а затем речью за сенатора Рабирия, старика, обвиненного народным трибуном Титом Лабиеном в убийстве Сатурнина, и борьбой против предложения возвратить политические права сыновьям людей, которые были подвергнуты проскрипциям во времена Суллы, Цицерон приобрел расположение оптиматов (римской знати). Он стал теперь в их ряды, потому они деятельно поддерживали его в главном деле консульства – борьбе с Катилиной. (См. отдельную статью – Речи Цицерона против Катилины.)

Речь за Луция Лициния Мурену

Ко времени его консульства относится и речь за Луция Лициния Мурену. Тот был избран консулом на следующий год, но Сервий Сульпиций Руф и Катон Младший подвергли его обвинению в приобретении голосов на выборах подкупом. Цицерон защищал Мурену.

Речь в защиту Публия Корнелия Суллы

В следующем (62) году Цицерон защищал Публия Корнелия Суллу, подвергшегося обвинению в сообщничестве с Катилиной, и сумел доказать его невинность.

Речь в защиту поэта Авла Лициния Архия

В 61 году он защищал своего учителя и друга, поэта Архия, который подвергся обвинению в том, что незаконно присвоил себе право римского гражданства. Прославление наук и поэзии в этой речи придало ей очень большую знаменитость.

Речь в защиту Луция Валерия Флакка

Следующие годы Цицерона были омрачены нападками знаменитого демагога Клодия. Почти единственный памятник его общественной деятельности в это время – речь за Луция Валерий Флакка, который был претором в год его консульства, а теперь (в 59 году) подвергся обвинению во взяточничестве при управлении провинцией Азией; речь Цицерона доставила ему оправдание.

Изгнание Цицерона из Рима. Его речи по возвращении из изгнания

Казнив ранее сообщников Катилины, Цицерон потом подвергся за это сильным несчастьям. Он был на время изгнан из Рима, лишился своих домов и имений. Письма его к жене и к другу Аттику показывают, что он был очень опечален этим; у него недоставало характера выносить горе с достоинством; он плакал, проклинал свою жизнь. По возвращении в Рим Цицерон говорил много речей: защищал свои интересы, действовал в пользу помогавших его возвращению, боролся против своих врагов, особенно против Клодия. До нас дошла речь «о доме», в которой доказывается, что разрушенный городской его дом должен быть восстановлен; впрочем, подлинность этой речи сомнительна.

Триумф Цицерона (его возвращение в Рим из изгнания). Художник Франчабиджо, ок. 1520

Речь в защиту Публия Сестия

В благодарность Помпею, Цицерон защищал предложение, чтоб тому было поручено заведование доставкою хлеба в Рим. Он защищал Публия Сестия, который, будучи раньше народным трибуном, действовал в его пользу, а теперь (56 г.) подвергся обвинению в нарушении общественного спокойствия; Цицерон добился оправдания Сестия. К этому делу относится и речь против Ватиния выступавшего свидетелем против Сестия.

Речь в защиту Марка Целия Руфа

Речью за Целия Руфа Цицерон опроверг обвинение против него в нарушении общественного порядка и в умысле на жизнь бывшей его любовницы, Клодии, сестры демагога Клодия. Защищая Целия, Цицерон сильно нападает на своих врагов.

Речь в защиту Корнелия Бальба

Речью за Корнелия Бальба, у которого было оспариваемо право римского гражданства, данное ему Помпеем, и речью о консульских провинциях Цицерон старался заслужить расположение первых триумвиров (Помпея, Красса и Цезаря).

Речь против Пизона («О консульских провинциях»)

Речь против Пизона была новым выражением его смертельной ненависти к сообщникам Клодия (начало этой речи дошло до нас в испорченном виде). В год, когда Цицерон был изгнан, Пизон был консулом и не мешал буйствам Клодия; теперь по влиянию Цицерона у него было отнято управление Македонией. Он нападал за это на Цицерона. Цицерон произнес в сенате речь, в которой превозносил себя и нападал на Пизона, забывая всякую меру.

Свою ненависть к противникам Цицерон сдерживал лишь в угождение триумвирам; по их желанию он даже сказал речь в защиту Ватиния, на которого прежде нападал.

Речи в защиту Гнея Планция и Рабирия Постума

Речи, произнесенные им в 54 году в защиту Гнея Планция и Рабирия Постума, тоже имеют связь с его изгнанием. Когда он покинул Италию, Планций, бывший квестором в Фессалонике, принял его под свою защиту; теперь Планций подвергся обвинению в том, что для получения эдильства возбуждал беспорядки посредством клубов, называвшихся содалициями; Цицерон защищал его, и он был оправдан.

Рабирий, приемный сын сенатора, которого прежде защищал Цицерон, содействовал возвращению Цицерона из изгнания, а теперь был вместе с Габинием обвинен во взяточничестве при экспедиции в Египет. Цицерон защищал его, но не достиг оправдания ему: он должен был, подобно Габинию, удалиться в изгнание.

Речь в защиту Тита Анния Милона

Когда Клодий был убит Милоном, Цицерон принял на себя защиту Милона – человека, которому более всех был обязан своим возвращением из ссылки. Но крики приверженцев Клодия, окружавших трибунал, так запугали его, что он, говорят, совершенно растерялся. Милон был осужден на изгнание. Цицерон переработал речь, приготовленную для произнесения в суде. В новом своем виде она стала одним из блистательнейших произведений римского красноречия. «Если бы Марк Туллий говорил так на суде, то мне не пришлось бы лакомиться прекрасною рыбою в Массилии», – сказал, как передают древние писатели, Милон, прочитав присланную ему Цицероном переработанную речь.

Проконсульство Цицерона в Киликии

В 51 и 50 годах Цицерон был проконсулом в Киликии. Поход в Аманские горы доставил ему от воинов титул императора («уважаемого полководца»); но желанного триумфа ему не было дано. Хорошей администрацией и бескорыстием он заслужил признательность обедневшей провинции. Благодаря его правосудию, честности и кротости, её население оправилось. Между прочим, он отказался послать эдилам пантер для игр; он не хотел обременять жителей провинции трудами и издержками на ловлю этих зверей.

Речь по поводу возвращения Марка Клавдия Марцелла

В 49–46 годы, когда свирепствовала междоусобная война, ораторской деятельности Цицерона не было места в Риме. В это опасное время он держал себя очень робко. Когда Цезарь (после победы при Тапсе) дозволил, по просьбе сената, возвратиться в Рим жившему в Митилене республиканцу Марку Марцеллу, Цицерон воспользовался этим случаем, чтобы выразить свою преданность диктатору и произнес в сенате речь, благодаря Цезаря за милость к Марцеллу. Марцелл поехал в Рим в следующем году, но на пути был убит в Пирее. – Некоторые ученые сомневались в подлинности дошедшей до нас «Речи за Марцелла»; но их сомнения неосновательны.

Средневековая миниатюра к рукописи речи Цицерона «В защиту Марцелла». 1445-1450

Речь в защиту Квинта Лигария

Ту же цель имела речь за Лигария, произнесенная перед Цезарем на форуме. Лигарий сражался против Цезаря в Африке и был за это подвергнут изгнанию. Цицерон сумел выпросить прощение ему. Вступаться за Лигария было очень трудно; речь за него – одна из самых лучших у Цицерона. Через два года Лигарий стал одним из убийц Юлия Цезаря.

Речь в защиту царя Дейотара

В следующем (45) году Цицерон произнес в доме Цезаря речь за своего старого друга, царя малоазиатской Галатии Дейотара, который был обвинен своим внуком Кастором и подкупленным слугою в злоумышлении против жизни императора. Цезарь отложил решение. Дейотар вовсе не заслуживал похвал, какими превозносил его Цицерон; он был правитель алчный и жестокий. Мать и отец того внука, который обвинял его, были убиты им. В битве при Филиппах его полководец Аминта, находившийся в войске Брута, передался Антонию. Дейотар, доживший до очень глубокой старости, умер через два года после этой битвы; часть его царства наследовал внук, бывший его обвинителем, другую получил Аминта в награду за измену Бруту.

Филиппики против Марка Антония

Тремя этими последними речами Цицерон как будто бы показывал, что примирился с установлением монархии. Но смерть Цезаря дала ему опять важное политическое значение, и он принял виднейшее участие в борьбе сената против рвавшегося к диктатуре Антония. Цицерон подготовил 14 речей против Антония, которые по энергии и патетике сравнивали с речами Демосфена против Филиппа Македонского и потому назвали Филиппиками. (См. о них в отдельной статье Филиппики Цицерона против Антония.) Именно за эти речи Антоний, соединившийся потом против сената с Октавианом, приказал убить Цицерона.

Мы знаем по заглавиям сто цицероновских речей. 56 из них сохранились в полном или почти полном своем виде, от 20 других дошли до нас отрывки.

rushist.com

Это интересно:

  • Шотландия как получить гражданство Как уехать в Шотландию на ПМЖ Достаточно один раз приехать в Шотландию, чтобы влюбиться в неё. Красивые горные пейзажи, кельтская культура, неповторимая музыка. Это независимое государство в составе Англии. Привлекательная она не только для туристов, но и для эмигрантов. Многие […]
  • Платежное поручение налоги с зарплаты Образцы заполнения платежных поручений 2017-2018 С 30 ноября 2016 года заплатить налоги за организацию сможет "иное лицо" (т.е. кто угодно). Но при этом это лицо не может требовать возврат уплаченных сумм. Платежным поручением или платежка - документ банку от имени владельца (клиента) […]
  • Новое в налоге на имущество организаций в 2018 Изменения в налоге на имущество для юр и физлиц Какие изменения в налоговом законодательстве ждут физических и юридических лиц касаемо налога на имущество? Разбираем корректировку конкретных статей НК РФ. В НК РФ произошли небольшие изменения, относящиеся к налогообложению имущества, об […]
  • Налога на недвижимость самара Налог на имущество (недвижимость) в Самаре в 2018-2017 году Порядок, ставки и сроки уплаты налога на имущество в г. Самаре Самарской области на 2017-2018 год установлены решением Думы городского округа Самара от 24.11.2014 N 482 "О налоге на имущество физических лиц" (с изменениями, […]
  • Закон 53 о патентной системе налогообложения Закон Москвы о патентной системе налогообложения Поговорим о предпринимателях, которые применяют или собираются применять патенты в своей деятельности. Закон Москвы о патентной системе налогообложения в 2017 году претерпел существенные изменения. Суть перемен Правительство часто меняет […]
  • Налог 15 с пенсий Парламент отменил налогообложение пенсий ниже 10 740 гривен 2 июня у депутатов был насыщенный день: помимо сложнейшей дискуссии и принятия судебной реформы, они таки смогли рассмотреть вопрос налогообложения пенсий. Отметим, что в народе часто путают, какие именно пенсии облагаются […]
  • Едем в россию страховка Порядок и правила въезда в Россию с территории Украины Сложившаяся практика показывает, что въезд в Россию с Украины – цель десятков тысяч мигрантов, приезжающих на заработки, стремящихся встретиться с роднёй. Наши страны всегда были близки не только территориально, но и по духу. А […]
  • Налог на прибыль и внереализационные расходы Актуально на: 29 апреля 2016 г. Внереализационные расходы – это расходы, необходимые для ведения деятельности организации, не связанные прямо с производством и реализацией. Так, внереализационными расходами являются: проценты по долговым обязательствам любого вида – кредитам, займам, […]