Права граждан рф в административном праве и государственном управлении

admin

Права граждан рф в административном праве и государственном управлении

5.5. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Права граждан в сфере государственного управления это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Виды прав граждан в сфере государственного управления:

1) на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

2) на поступление на государственную службу;

3) на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно;

4) на свободу передвижения;

5) на неприкосновенность личности;

6) на неприкосновенность жилища;

7) на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

8) на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;

9) на изменение фамилии и имени;

10) на свободу передвижения;

11) на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

12) на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

13) на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

14) на образование;

15) на охрану здоровья;

16) вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе;

17) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами;

18) на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления – это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

www.e-reading.mobi

Права, обязанности и гарантии прав граждан в сфере государственного управления

Административные права и обязанности граждан чрезвычайно разнообразны. Они возникают в самых различных сферах общественных отношений: в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в области образования, здравоохранения и социальной защиты, на государственной и муниципальной службе, при подаче любых обращений в органы публичной администрации, при проведении контрольных и надзорных мероприятий, в случаях привлечения к административной ответственности и т.д.

Административные права граждан можно с определенной долей условности распределить по трем большим группам.

Права граждан на участие в государственном управлении. В ст. 32 Конституции РФ закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Этот комплекс прав граждан обеспечивает их правовое воздействие на органы публичной администрации.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Граждане имеют право своевременно и полностью получать пенсионное обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Граждане имеют право на выбор места работы, в частности, путем бесплатного посредничества органов службы занятости. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости. Гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. не может быть ограничен доступ к: нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а информации о состоянии окружающей среды;

· Права граждан на защиту:

§ право на административную жалобу;

§ право на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

§ право на необходимую оборону;

§ право на защиту в производстве по делам об административных правонарушениях.

Административные обязанности граждан не менее многочисленны. Все граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, санитарные правила и нормы, правила благоустройства населенных пунктов, сохранять природу и окружающую среду, регистрироваться по месту жительства и месту пребывания.

Законодательство о воинской обязанности и военной службе обязывает отдельные категории граждан Российской Федерации состоять на воинском учете, проходить военную службу по призыву и военные сборы, участвовать в мобилизационных мероприятиях. На владельцев транспортных средств распространяется военно-транспортная обязанность.

Разнообразные административные обязанности возникают у граждан в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. При осуществлении предпринимательской деятельности граждане обязаны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей в органах Федеральной налоговой службы, в установленных законом случаях — получить лицензию (разрешение) на осуществление отдельных видов деятельности, обеспечить сертификацию продукции, безопасность товаров, работ и услуг. Граждане-предприниматели обязаны в установленных законом случаях и объеме предоставлять информацию и документы о своей деятельности органам государственной власти и органам местного самоуправления, допускать должностных лиц для осуществления государственного контроля (надзора) и т.д.

Изначальным и универсальным гарантом прав человека может быть только закон.

Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов.

Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:

— положения, содержащиеся в законе, должны соответствовать экономической и политической ситуации в стране, а также обладать юридической стабильностью;

— содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;

— определять круг государственных органов и должностных лиц, на которые возложены обязанности создавать условия для реализации прав и свобод;

— предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав и свобод граждан.

Для обеспечения административно-правовых гарантий прав и свобод граждан сформулированы следующие положения:

— в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина;

— ограничение прав возможно только при наличии определенных обстоятельств и должно быть установлено законодательством;

— определен перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению вообще (право на жизнь);

— любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, не могут применяться без официального опубликования.

Организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида:

Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Поэтому судебные гарантии прав человека выдвигаются на первый план. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

К ведению судов отнесены разнообразные категории дел, так или иначе затрагивающих права и свободы человека.

Усиливается влияние судов на укрепление законности в правотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Административные гарантии реализуются во внесудебном порядке органами государственного управления в рамках управленческой компетенции.

Роль органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц в реализации прав и свобод граждан, выполнение ими своих обязанностей определяется тем, что Они занимаются непосредственным исполнением законов, а также наделены обширными юрисдикционными полномочиями, использование которых часто имеет адресатом права, свободы и обязанности граждан.

admin-laws.ru

2.1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закрепленную Конституцией Российской Федерации. В этом смысле конституционные права и обязанности приобретают реальное значение, когда они трансформируются в административно-правовые. Конституционное положение о том, что права и свободы че­ловека и гражданина являются непосредственно действующими, не исключает того, что конституционные права предполагают ту ли иную степень участия административного права в правовом механиз­ме их реализации. Возникновение права собственности, например, ча­сто удостоверяется юридическим документом, выдаваемым уполномо­ченным на это административным правом органом или должностным лицом. Конституционный запрет на насилие «уживается» с правом работника милиции применять физическую силу, специальные сред­ства в случаях угрозы жизни людей, общественной безопасности.

Права и обязанности граждан по содержанию можно изначально подразделить на две группы:

а) статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны. Они имеют универсальное значение, поскольку не увязываются с теми или иными сферами общества. Таких прав немного, но с точки зрения своего содержания они стоят особняком и не могут быть объединены в группы с другими правами. Например, право на жизнь, право на пользование родным языком, за­прет на высылку гражданина Российской Федерации за ее пределы или выдачу его другому государству, запрет на принудительный труд и др.;

б) адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться. Они делятся: на личные (личная неприкосновен­ность, неприкосновенность частной жизни); социально-экономи­ческие (право частной собственности, право на незапрещенную зако­ном предпринимательскую деятельность и др.); социальные (право на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья и др.);

социально-культурные (право на свободу литературного, художест­венного творчества, на участие в культурной жизни и др.); полити­ческие права и свободы (право на свободу слова, право проводить соб­рания, митинги и т.д.).

Административное право влияет на осуществление конституци­онных прав, обязанностей и свобод граждан в разной степени. В пов­седневной жизни некоторые из них реализуются вне каких-либо пра­воотношений.

Наиболее значительно влияние административного права на осу­ществление тех прав, свобод и обязанностей, процесс которого пред­полагает конкретизацию конституционных положений, взаимо­действие граждан с управленческими структурами, контроль с их сто­роны за соблюдением конституционного принципа: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы, других лиц».

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются прежде всего следующие права, свободы и обязанности.

1.Право граждан участвовать в управлении государством как не­посредственно, так и через своих представителей. Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В результате гражданин может стать соучастником либо непосредственным субъектом управ­ленческой деятельности. Гражданин может участвовать в управлении делами государства, реализуя право доступа к государственной служ­бе. В установленных случаях гражданин на договорных началах мо­жет быть представителем государства в органах управления коммер­ческих организаций, в уставном капитале которых имеется доля госу­дарственной собственности.

2. Право граждан на объединение, включая право создавать про­фессиональные союзы для защиты своих интересов. Администра­тивная правосубъектность общественных объединений, в частности их; взаимоотношения с гражданами, а также с органами государственного; управления и местного самоуправления, детализируется в специально изданных правовых актах (см. главу 10).;

3. Право граждан проводить собрании, митинги, демонстрации шествия и пикетирование. Конституция Российской Федераций 1978 года предусматривала уведомительный порядок их проведения, В Конституции Российской Федерации 1993 года такой записи нет, как и нет решения о его отмене или изменении.

Порядок реализации указанного права регламентируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 года «О поряд­ке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР»,* Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 года «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».** Они определяют порядок подачи и рассмотрения уведомления о прове­дении соответствующих мероприятий, их ограничения, ответственность лиц, виновных в нарушении порядка проведения собраний, митингов и других массовых акций.

*Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 31 Ст. 504.

** Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 22. Ст. 1216.

Особенности проведения массовых акций в Москве предусмотре­ны Временным положением о порядке уведомления органов исполни­тельной власти Москвы о проведении митингов, уличных шествий, де­монстраций и пикетирования на улицах, площадях и иных открытых общественных местах Москвы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 мая 1993 года. В частности установлено, что уполномоченные (организаторы) массовой акции не вправе про­водить ее, если уведомление не было подано в установленный срок (не ранее пятнадцати и не позднее десяти дней до намеченной даты прове­дения массовой акции), или не было принято, и обязаны прекратить ее подготовку. Временное положение содержит перечень оснований, по которым уведомление может быть не принято. Например, если мас­совая акция противоречит принципам Декларации прав и свобод че­ловека и гражданина и общепринятым нормам общественной морали и нравственности; в уведомлении отсутствуют обязательства уполно­моченных (организаторов) обеспечивать общественный порядок, а также если они или уполномочившие их организации неоднократно не выполняли взятые на себя обязательства по ранее проводившимся массовым акциям и др.

4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные орга­ны и органы местного самоуправления (см. § 4 данной главы).

5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Основания и порядок применения административного задер­жания, а также административного ареста урегулированы законода­тельством об административных правонарушениях. В отдельных слу­чаях допускается административное задержание на срок до 10 суток. Теперь сроки административного задержания предстоит привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

Что касается личной неприкосновенности, то право на нее не охватывается случаями, когда поведение гражданина является противоправным. К гражданам, совершившим правонарушения, мо­жет быть применено физическое насилие и иные меры принуждения в целях пресечения правонарушения, обеспечения производства по де­лу и обеспечения выполнения постановления о применении взы­скания (применение приемов борьбы, личный досмотр и др.).

6. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на оснований судебного решения.

Законодательством предоставлено право проникать в жилище против воли проживающих в них лиц, например: работникам милиции в установленных случаях; уполномоченным должностным лицам налоговой инспекции в отдельных случаях, связанных с контролем соблюдения налогового законодательства; уполномоченным должностным лицам налоговой полиции — в жилые помещения используемые налогоплательщитком для извлечения дохода (прибыли) и обследовать их с целью выполнения налоговой полицией возложенных на нее задач; военнослужащие внутренних войск — при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что в жилище совершено или совершается преступление либо произошел несчастный случай.

7. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации. Они предусмотрены Положением о паспортной системе в СССР,* утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года в той части, в которой оно не противоречит Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242—1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».** Этим законом вместо прописки вводится регистрация граждан и устанавливается порядок ее осущест­вления.

* СП СССР. 1974. № 74. Ст. 109.

** Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховной Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1227.

В настоящее время ограничения данного права в пределах Российской федерации допускается только в соответствии с указан­ным законом. Процедуры и «технология», связанные с обеспечением этого закона и решением соответствующих вопросов, определены Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713.* Данным постановлением одновременно утвержден перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.

*Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 30. Ст. 2939.

Правовыми актами субъектов Российской Федерации вышеназванные закон и Правила адаптируются к конкретным условиям, регламентируя организацию практического осуществления регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.

Лица, находящиеся на территории Российской Федерации, могут свободно выезжать за ее пределы. Правом беспрепятственного возвра­щения в Российскую Федерацию обладают только ее граждане. Поря­док реализации этих конституционных прав регламентируется Феде­ральным законом, принятым Государственной Думой 18 июля 1996 года, «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».* Им регламентируется порядок осуществ­ления указанных прав как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами и лицами без гражданства.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. Ст. 4029.

Данным законом предусмотрены основания и порядок ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации, а также устанавливается, что он не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию. Выезд граж­данина Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав.

Въезд и выезд граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина за пределами Российской Федерации. Такими основными докумен­тами являются паспорт, дипломатический паспорт, служебный пас­порт, паспорт моряка (удостоверение моряка). Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется указанным законом.

Иностранные граждане и лица без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны предъявить действительные доку­менты, удостоверяющие их личность и признаваемые в Российской Федерации в этом качестве, и визу, выданную дипломатическим представительством или консульским учреждением за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено меж­дународным договором Российской Федерации.

Случаи возможных временных ограничений права гражданина Российской Федерации на выезд оговорены в самом законе и касаются они лиц, обладающих сведениями, которые относятся законом Российской Федерации о государственной тайне к сведениям особой важности и совершенно секретным. При этом возможность временно­го ограничения должна быть оговорена в трудовом договоре (контрак­те). Кроме того, ограничен определенными сроками выезд за границу лиц, призванных на военную службу; задержанных по подозрению в совершении преступления либо привлеченных в качестве обвиняе­мых; осужденных за совершение преступления; уклоняющихся от исполнения обязательств, наложенных судом; сообщивших о себе заведомоложные сведения при оформлении документов для выезда.

8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным спо­собом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень таких сведений определяется федеральным законом.

Осуществление этого права регламентируется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации»*, а также отдельными Указами Президента Российской Федерации, направленными на обеспечение этого права. При Президенте действует Суд по информационным делам.

* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 7. Ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 170; 1996. № 1. Ст. 4.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к госу­дарственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах без­опасности Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне».*

*Российская газета. 1993. 21 сентября.

9. Право граждан на возмещение государством вреда, причине­нного незаконными действиями (или бездействием) органов государ­ственной власти или их должностных лиц, закреплено в ст. 53 Конституции Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ предус­матривает право граждан на возмещение вреда, причиненного также органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Вред, причиненный гражданину незаконными действиями (без­действием) указанных органов и должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правово­му акту акта государственного органа или органа местного самоуправ­ления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. По этим же основаниям и в та­ком же порядке подлежит возмещению вред, причиненный граж­данину в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры. Однако вред, причине­нный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о не­выезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципаль­ного образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц этих правоохранительных органов, а также суда. Порядок возме­щения вреда в таких случаях должен определяться законом.

Возмещение вреда гражданину в рассмотренных случаях по своей сути представляет собой один из гражданско-правовых способов, во-первых, защиты законных прав и интересов граждан, а, во-вторых, укрепления законности в деятельности органов государственной влас­ти и местного самоуправления, а также их должностных лиц во взаи­моотношениях с гражданами. При этом следует иметь в виду, что в широком смысле органы прокуратуры, суда также относятся к орга­нам государственной власти, а их ответственность выделяется исходя из специфики выполняемых ими функций.

Для правильного понимания значения этих и иных консти­туционных прав для реальной жизни людей необходимо иметь в виду, что:

во-первых, права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и за­конных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопас­ности государства. Но понимание «меры», «необходимости», «целей» может быть различным и всегда привязано к их пониманию заинтересованными властными структурами;

во-вторых, закрепление ряда прав сопровождается бланкетными нормами, предусматривающими издание закона, регламентирующего возможность и режим их осуществления (например, случаи проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц, перечень сведений, составляющих государственную тайну и т.д.), определяется федеральными законами;

в-третьих, ограничения некоторых прав возможно на основании судебного решения (например, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т.д.); но такие решения в свою очередь должны быть основаны на законе;

в-четвертых, многие права закрепляются без подобных оговорок, однако их осуществление будет невозможно без издания закона, устанавливающего режим и механизм их осуществления (например, право на передвижение, право на объединение, право на благоприятную окружающую среду и др.);

в-пятых, ряд положений Конституции Российской федерации, посвященных правам, в действительности представляет собой декларации, провозглашающие цели, к которым необходимо стремиться.

Из всего этого следует, что осуществление провозглашенных в Конституции Российской Федерации 1993 года прав потребует обнов­ления или издания новых законов, отвечающих реальным условиям социально-экономической и общественно-политической обстановки в обществе.

Конституция Российской Федерации содержит принципиально важную оговорку о том, что перечисление в ней основных прав и сво­бод не должно толковаться как отрицание или умаление других обще­признанных прав и свобод человека и гражданина. За их пределами граждане Российской Федерации имеют и другие права, в том числе и входящие в содержание их административно-правового статуса. Например, право на изменение фамилии, имени и отчества, право на управление транспортными средствами, право на донорство, на приобретение оружия и др.

Граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеют право на изме­нение фамилии, имени и отчества. Этот вопрос решается по инициа­тиве самих граждан органами загса в соответствии с Законом СССР от 3 июля 1991 г. «О порядке перемены гражданами СССР фамилий, имен и отчеств».* Не допускается изменение фамилии, имени и отче­ства, если заинтересованное в этом лицо находится под следствием, судом или у него имеется судимость, а также в случае возражения со стороны заинтересованных государственных органов.

* Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 29. Ст. 839.

Право на донорство крови и ее компонентов закреплено Законом Российской Федерации от 9 июня 1993 года, Законом Российской Фе­дерации от 22 декабря 1992 года «О трансплантации органов и (или) тканей человека».*

*Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 2, Ст. 62; № 28, Ст. 1064.

Граждане Российской Федерации имеют право на приобретение оружия. Данное право и основные принципы его реализации закреп­лены федеральным законом от 13 декабря 1996 года «Об оружии». За­кон определяет субъектов, имеющих право на приобретение оружия, а также виды оружия, которые каждый из них может приобретать. В ча­стности, определенные виды оружия могут приобретать граждане, достигшие 18-летнего возраста. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут снизить этот возраст на два года. Для приобретения оружия гражданин должен получить лицензию в органах внутренних дел по месту жительства. Лицензия не выдастся гражданам Российской Федерации: не достигшим возра­ста, установленного законом «Об оружии»; не представившим меди­цинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием; имеющим судимость за совершение умышленного преступ­ления; отбывающим наказание за совершенное преступление; со­вершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления; не имеющим постоянного места жительства; не представившим в органы внутренних дел документы, подтвержда­ющие прохождение проверки знания правил безопасного обращения с оружием, и другие документы.

Граждане Российской Федерации, имея права, вместе с тем вы­полняют возложенные на них законом обязанности. Конституция Российской Федерации акцентирует внимание на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан. К ним Конституция относит обязан­ность платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным бо­гатствам; защищать Отечество. Этот весьма ограниченный круг обязанностей в действительности гораздо многообразнее в силу того, что обязанностью граждан является соблюдение Конституции Российской Федерации и законов. Законность и правопорядок предпо­лагают, чтобы граждане не только в полной мере могли использовать данные им права и свободы, но и с наилучшим результатом выпол­няли свои обязанности.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административно­го права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

В систему административного права входит значительное число норм, устанавливающих правовой режим охраны собственности, пользования природными ресурсами, охраны окружающей среды, сох­ранения культурных ценностей, образования, охраны здоровья. Вид­ное место занимают нормы, касающиеся охраны общественного по­рядка и общественной безопасности, борьбы с антиобщественными поступками. Соблюдение их является важнейшей обязанностью граж­дан.

Конкретный объем обязанностей граждан в отдельных сферах определяется многочисленными нормативными актами, содержащими административно-правовые нормы по данному вопросу.

Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выпол­нения, злоупотребление своими правами влечет возможность приме­нения мер правового воздействия. В необходимых случаях уполномо­ченные на то органы государственной власти, местного самоуправле­ния и их должностные лица привлекают граждан к администра­тивной, уголовной, гражданско-правовой ответственности в зависи­мости от характера совершенного правонарушения.

Процесс реализации гражданами субъективных прав и юриди­ческих обязанностей, закрепленных нормами административного права, предполагает совершение ими юридических действий. Они делятся на правомерные и неправомерные. Правомерные действия граждан могут быть связаны как с их правами, так и с обязанностями. К право­мерным действиям, связанным с реализацией гражданами своих прав, относятся такие, которые направлены на:

а) фактическое использование прав (например, обучение в университете, предполагающее посещение занятий, сдачу экзаменов);

б) приобретение законных прав (например, подача заявления о поступлении в вуз);

в) защиту нарушенных прав (подача жалобы). Правомерные действия, вытекающие из обязанностей, выражаются в добровольном их выполнении, соблюдении требований законности.

Неправомерные действия граждан образуют административные правонарушения, влекущие административное принуждение. При­чинение административным правонарушением материального ущерба может повлечь за собой наряду с административной гражданско-пра­вовую ответственность.

Правомерные действия граждан и совершенные ими адми­нистративные правонарушения влекут возникновение, изменение или прекращение конкретных административных правоотношений.

§ 1. Что регулирует административное право? Изложенные позиции подводят к чисто … Как уже отмечалось, существует особая отрасль правовой системы Российской Федерации, основным.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с … К содержанию книги: Административное право. Смотрите также. . огромное разнообразие специальных.

Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности.

Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично-правовой характер.

Административное право практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управленческие.

К содержанию книги: Административное право России. Смотрите также: Административное право Административное право. Экологический контроль.

Поэтому административное право ограничивается лишь определением структуры . Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того, .

www.bibliotekar.ru

Это интересно:

  • Правила моей кухни новая зеландия на русском Правила моей кухни 8 сезон Краткое описание "Правила моей кухни 8 сезон" Кулинарное шоу «Правило моей кухни» продолжает снимать сезон и набирать новых участников. Несколько команд будут между собой соревноваться, в одной команде участвуют два человека. Первом сезоне телешоу отобрали […]
  • Досрочное назначение пенсии в 2018 году Досрочная пенсия Кому положена досрочная пенсия в 2018 году? В России гражданин получает возможность выйти на пенсию при наступлении, установленного законом пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55). Однако, в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, возможен […]
  • Приказ 837 мвд рф Опубликован Приказ МВД РФ № 707 от 6 сентября 2017 г. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев 6 сентября 2017 года подписал Приказ № 707 от 6.09.2017 года О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрационно-экзаменационной […]
  • Аудит налога на прибыль Аудит налога на прибыль: последовательность проведения и оформление результатов При подсчете и уплате налогов компании и государство являются заинтересованными лицами и в спорных ситуациях у каждого из них своя правда. Поэтому и действует система налогового аудита, в том числе и для […]
  • Заявление ростелеком на отключение телефона Как отказаться от домашнего телефона Ростелеком В современном мире стационарный аппарат постепенно уходит на второй план. Его место занимают мобильники и смартфоны. Этому способствуют многие причины: повышение абонентской платы, удобство мобильной связи, которая в месяц обходится […]
  • Карта кукуруза кредитный лимит оформить Карта Кукуруза — онлайн заявка на кредит в Евросеть Получить кредит можно не только через банк или МФО, поскольку сейчас доступен популярный продукт Евросети – карта Кукуруза. С ее помощью можно получить займ от ведущих российских банков, а также постоянно пользоваться скидками на товары […]
  • Ставки налогов по упрощенке Какие налоги платит ООО на УСН Большинство обществ с ограниченной ответственностью, работающих в России, функционируют на упрощенной системе налогообложения, которая облегчает администрирование и позволяет снизить расходы компании. В этой статье мы детально разберем, какие налоги платит […]
  • Правила пожарной безопасности для дошкольников Безопасность детей - Защитница Багира Вход на сайт Обучать дошкольника элементарным правилам безопасности надо с самого раннего возраста, даже малыш двух лет от роду уже должен понимать, что в розетку нельзя ничего засовывать, нельзя трогать плиту и грызть провода. Но это тема для […]