Консультация для родителей поощрение и наказание ребенка в семье

admin

Родительское собрание «Поощрение и наказание ребенка в семье»

Светлана Аникина
Родительское собрание «Поощрение и наказание ребенка в семье»

Родительское собрание

«Поощрение и наказание ребенка в семье»

Форма проведения: круглый стол.

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их.

1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье;

2. Содействие сплочению педагогического и родительского коллектива;

3. Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;

4. Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;

5. Подведение итогов совместной деятельности педагогов и родителей.

Предварительная работа: Анкетирование для родителей «Наказание ребенка в семье»

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители, бабушки и дедушки! Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, — о проблеме целесообразности применения поощрения и наказаний.

И мне бы хотелось начать тематическое собрание примером из жизненной ситуации.

Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В итоге он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец его спросил:

— Будешь еще так делать?

— Нет, — ответил малыш.

— А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.

— Да, за то, что кашлял, — ответил ребенок (обсуждение).

В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеют право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребенка – означает нарушить его права. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Оценивать только поступки, действия, говорить ребенку не «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Ты жестокий», а «Ты поступил жестоко». Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.

Результаты проведенного анкетирования родителей.

Наказание и поощрение – два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера. Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрением. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения. В процессе воспитания приходится прибегать и к наказаниям.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.

Но надо помнить, что чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияния на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ждать положительного результата.

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

Наказания не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать.

Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко по отношению к ровесникам и даже взрослым они проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы или совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания.

Пожалуйста, помните следующее:

— Вы можете ошибиться. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.

— контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения Ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае Ваши мысли станут его мыслями, Ваши стремления станут его стремлениями.

Педагогические ситуации: родителям предлагаются ситуации для обсуждение.

1. Ребенок что-то испортил, стащил, напакостил. Родители узнали об этом спустя два месяца. Как вы поступите?

2. Диалог матери с ребенком:

— Если ты не перестанешь грубить, я поставлю тебя в угол!

— Как ты разговариваешь с матерью!

-Ты считаешь, что можно так разговаривать со взрослыми?

Будет ли эффект от такого наказания?

3. Диалог матери с ребенком:

— Сережа, почему ты опоздал?

— Мам, мы лепили огромного снеговика.

— Значит, для тебя какой-то снеговик важнее матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.

— Мам, мы могли проиграть мальчишкам из дома напротив!

— Ничего не хочу слышать! За то что не пришел, когда обещал, вынеси мусор и помети пол!

Справедливо ли наказание?

4. В магазине ребенок просит у мамы купить игрушку, мама отказывает ему. Ребенок начинает громко плакать и требовать игрушку у мамы. Какие действия со стороны мамы могут последовать? Предложите позитивный и негативный выход из ситуации.

5. Во время обеда ребенок постоянно вертится. В результате он проливает тарелку с супом. Как отреагирует мама? Предложите позитивный и негативный выход из ситуации.

Виды наказаний и их последствия

1. Физическая агрессия – намеренное причинение вреда, нанесение физического и психологического ущерба, связанное с переживанием боли, страхом перед болью, унижение личности ребенка.

Последствия: рост агрессивности, склонность к насилию.

2. Вербальная агрессия – порицания, упреки, ворчливость, осуждения, прямая и косвенная негативная оценка личности ребенка.

Последствия: нарушение личностного развития, связанное с формированием у ребенка низкой самооценки, зависимости, тревожности, неуверенности в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти

3. Аффективное воздействие – гнев, ярость, крик.

Последствия: потеря ребенком чувствительности, способности к эмпатии, вызывают чувство страха. Защитная реакция приводит к потере чувствительности к крику, повышенному тону, родительским окрикам. Теряется авторитет родителя.

4. Лишение родительской любви – избегание контактов с ребенком, стремление родителя уйти, покинуть помещение, в котором находится ребенок, демонстративная изоляция от ребенка.

Последствия: вызывает у ребенка переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности.

Воспитательный эффект данного вида наказания достигается при соблюдении следующих условий:

• наличие стабильной эмоциональной связи ребенка и родителя;

родитель в открытой и ясной форме сообщает ребенку, что его негативное эмоциональное переживание относится не к личности ребенка, а к его поступку. При этом используется техника сообщения: «Мне очень неприятен твой поступок…», «Мне обидно…».

Данным видом наказания нельзя злоупотреблять.

5. Ограничение активности ребенка – поставить в «угол», запереть в комнате, посадить ребенка на стульчик и не разрешать вставать, лишить прогулки и т. п.

Последствия: вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости от взрослого, провоцирует развитие пассивности или безынициативности либо негативизма и протестных реакций

6. Лишение благ и привилегий – лишение материальных благ, сладкого, просмотра передач и т. д. Отрицательные моменты данного вида наказания обусловлены жестко заданной позицией власти и доминирования родителя.

Подводя итог собрания, мне бы хотелось, чтобы Вы назвали педагогически оправданные наказания.

К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже:

• Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

• Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

• Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.

Рефлексия. Родители высказывают свое впечатление по теме собрания, была ли полезна данная информация.

В заключение нашего собрания хочу предложить Вам памятку «Искусство наказывать и прощать». Она поможет Вам, ответив на многие Ваши вопросы.

Список использованной литературы:

1. Алексеева Е. Е. О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста /Дошкольная педагогика. – 2006.

2. Бурмистрова Е. Воспитание подростков в многодетной семье / М – 2010.

3. Дель О. Хвала похвале? / М –2006.

4. Дементьева Л. Ты против? / М – 2008.

5. Дьяченко О. М. Что такое хорошо и что такое плохо / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева // Психологические особенности развития дошкольников / М — 2009.

6. Шишова Т. Не бросайте слов на ветер… или Как воспитать ответственность / М – 2006.

10. Конвенция о правах ребёнка.

Памятка «Искусство наказывать и поощрять»

— Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

— Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые.

Наказывать легче, воспитывать труднее.

— Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

— Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

— Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

— Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

— Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.

— Если есть сомнение, наказывать или нет, — не наказывайте!

— Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

• Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

• Упрямство – свидетельство желания быть независимым;

• Агрессия — ребенок ищет способ самозащиты;

• Суета, беготня – ребенок дает выход энергии

Анкета для родителей «Наказание ребенка в семье»

Уважаемые родители! Как Вы считаете, целесообразно ли применять наказания в воспитании Вашего ребенка Да, Нет (подчеркнуть).

Если «Да», то ответе, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Наказание происходит потому, что ___

2. Мне приходится наказывать ребенка, когда ___

3. Какие наказания применяли к Вам родители в детстве (нужное подчеркнуть пощечина, ремень, шлепок, били кулаками, ставили в угол, не разговаривали, лишали удовольствий, другое ___

4. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку? ___

5. Какие наказания Вы реально применяете по отношению к ребенку?

6. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка? ___

7. Повысить на него голос? ___

8. За что, в какой ситуации Вы можете ударить своего ребенка? ___

9. Что раздражает Вас в вашем ребенке? ___

10. Что раздражает Вас в самом себе? ___

11. Кто из родителей заполнил анкету? Мама, Папа, Бабушка (Подчеркнуть)

Анкета анонимна, надеемся на Ваши искренние ответы. Они помогут Вам разобраться в системе отношений, которую Вы строите со своим ребенком.

Городское родительское собрание «Профилактика асоциального поведения ребенка-дошкольника в семье» Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады Вас видеть на нашем общегородском собрании. И сегодняшнюю нашу встречу мне хотелось.

Консультация «Дисциплина. Поощрение и наказание» Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 п. Дубовое» Прутникова Наталия Станиславовна Научить ребенка дисциплине.

Поощрение и наказание Поощрение и наказание «за» или «против». В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение.

Родительское собрание «Поощрение и наказание» Поощрение и наказание детей в семье. (доклад + презентация для родительского собрания) Цель: познакомить родителей с видами поощрения и.

Родительское собрание «Одиночество ребенка в семье» Цель: формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка и изменения уровня родительских притязаний. Задачи: определить роль.

Родительское собрание «Поощрение и наказание в семье» Родительское собрание «Поощрение и наказание в семье» Цели и задачи: 1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.

Родительское собрание «Роль отца в воспитании детей в семье» Ведущий. Здравствуйте, дорогие папы! Мы рады видеть вас сегодня в стенах нашего учреждения. Нам очень приятно, что в вашем занятом графике.

Родительское собрание с элементами тренинга «Гиперактивный ребенок в семье» Конспект Родительского собрания с элементами тренинга ТЕМА:Гиперактивный ребенок в семье. (СЛ 1) ЗАДАЧИ: (СЛ 2) Познакомить родителей с термином.

Родительское собрание «В каждой семье свои традиции» Родительское собрание: «В каждой семье свои традиции» Воспитатель: Алейникова Надежда Михайловна МБДОУ-Детский сад 11 Г. Лысьва Пермский.

Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье» Родительское собрание. Тема: «Экологическое воспитание в семье» Воспитатели: Оленикова М. А Абакумова Л. М. Цель: Создать.

www.maam.ru

Консультация на тему:
Консультация для родителей «Поощрение и наказание детей в семье».

Цели:

Донести до сознания родителей, что наказание и поощрение не должны идти во вред ребенку.

Развивать педагогическое мышление и такт родителей.

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Поощрение и наказание детей в семье».

Донести до сознания родителей, что жестокое обращение с детьми недопустимо; что лучше лишний раз похвалить ребенка, чем его наказать.

Учить родителей прислушиваться к мнению своих детей.

3. Практические рекомендации.

Анкета для родителей:

— Можно ли воспитывать ребёнка без наказаний?

— Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?

— Как реагирует ваш ребенок на наказание?

— Как вы себя ведете по отношению к ребенку после того, как наказали его?

— Какие меры воздействия на ребёнка вы в вашей семье считаете наказанием?

— Какие меры наказания в вашей семье исключены?

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят!», и т.д. Это не просто слова. Это метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребёнку нужно повиноваться. Но они забывают или совсем не думают, о том, что их свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве. Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, что в их силе их слабость: убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязывать ему свою волю и заставить его подчиниться родителям.

Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Памятка: «Как поощрять ребёнка в семье»

  • Используйте чаще выражение «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, новый год и т.д.
  • Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.

Это особенно важно помнить родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними.

Правило второе
Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Родители прежде всего должны определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя».

Правило третье
Родительские требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка.

Потребность в движении, познании, упражнении –это естественная и важная потребность ребенка .Им гораздо больше чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия- это все равно ,что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о то, чтоб направить ее в верное русло.

Правило четвертое
Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованны взрослыми между собой.
Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа другое бабушка-третье.

Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях, что делать если ребенок, не смотря ни на какие ухищрения не подчиняется?
Время от времени возникают ситуации, требующие вашего непосредственного вмешательства и контроля.

Наказание приносит пользу и не причиняет вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Если вы наказываете ребенка, поддавшись внезапному всплеску раздражения, то это однозначно нарушение правил игры и ничего хорошего из этого не последует ни для ребенка, ни для вас.

3.Наказывайте только за конкретный проступок

4. Будьте искренни

Как же наказывать? Каждый для себя решает сам. Единого эталона здесь не существует. Конечно, все зависит от возраста ребенка.
Часто родители наказывают четырех-, пятилетних детей тем, что отнимают у них игрушки и привилегии. Такие наказания имеют смысл, когда плохое поведение было непосредственно связано с тем, что у ребенка отняли.

Перед тем как наказать ребенка, родители должны предупредить его, если он не изменит своего поведения, то лишится игрушки. Не следует отнимать игрушку или лишать привилегии на длительное время. В этом случае ребенок будет думать не о собственном плохом поведении, а о несправедливости родителей. Смысл такого наказания заключается в том, чтобы показать ребенку связь между баловством, велосипедом и его утратой. Как правило, такие связи помогают предотвратить повторения неправильных поступков.

Наказания бывают:
Физическое наказание.
Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе перед болью. Значительная часть родителей традиционно считает, что физическое наказание — довольно эффективный способ воздействия на детей.
В некоторых семьях порка является основной мерой воспитания. Обычно ее применяют тогда, когда другие, более мягкие меры, такие как просьбы, уговоры, угрозы, не дают желаемых результатов. Порка действительно помогает подчинить ребенка воле родителей. Но при помощи физического наказания можно всегда достичь определенной цели и оказать влияние на кого угодно, а уж тем более, если речь идет о ребенке, т. е. значительно более слабом и практически беззащитном человеке.

Такой метод воспитания нужно применять, учитывая возраст ребенка и индивидуальные черты характера. Чрезмерно чувствительный, легко ранимый малыш может испугаться, что родители перестали его любить. Если же ребенок поверит в это, наказание следует считать вредным, неподходящим для него. В раннем возрасте дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых.

Эта форма наказания ограничивает поведение ребенка. Например, можно отказать ему в возможности пойти в театр, цирк, зоопарк, запретить общение с товарищами, лишить возможности играть с любимыми игрушками, то есть отказать в привычных удовольствиях. Подобные методы воздействия примитивны, но часто ошибочны.
При использовании этого метода можно добиться положительного результата только в том случае, если сам ребенок считает это наказание справедливым и согласен с ним.

1. Гиппенрейтер Ю.А «Общаться с ребенком. Как?» АСТ, 2008 г.

3. Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятие. Игры». Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001.

4 . Рылеева. Е.В. «Путешествие в мир эмоций». М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

nsportal.ru

Консультация для родителей. Поощрение и наказание детей в семье.

Консультация для родителей.

Материал может быть использован для родителей и детей разного возраста с соответствующей корректировкой.

Поощрение и наказание детей в семье.

1. Выяснение проблемы.

1.Выяснение проблемы: здесь у каждого психолога свой арсенал.

2.Консультирование и практические рекомендации.

Можно творчески, как отправным,воспользоваться следующим материалом:

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своём мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания своё мнение. Так, в отношении детей и родителей приходит отчуждённость. Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребёнка. Он становится неискренним, живым, прячет своё истинное лицо до определённого времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой.

Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с воспитателем, боясь сказать что-нибудь не так.

А как обстоит дело с поощрением? Оно как воспитательное средство более действенно. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие и закрепляет их. Лучшая награда для ребенка – сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это. Основное средство поощрение – это слово взрослого, обращенное к ребенку, похвала.

Педагогическая ценность «материального» выражения поощрения, столь распространенного в семье – весьма сомнительна, она больше похожа на шантаж, чем на средство воспитания личности ребенка, такое воспитание построено на принципе – «ты — мне, я — тебе». Такой стиль Е.В.Субботский называет прагматическим. Подобное общение формирует у детей прагматическое поведение: соблюдение норм и правил лишь в условиях внешнего контроля.

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку, и когда он моет посуду, и когда играет со своими игрушками.
  • Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время игры, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег затраченных на подарок.
  • Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учётом возможностей своей семьи.
  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.
  • Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье безконфликтную дисциплину. Данные правила прописаны в книге Гиппенрейтер Ю.Б «Общаться с ребенком. Как?»

    Правило первое
    Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого.

    Правило пятое
    Тон, в котором сообщается требование или запрет., должен скорее быть дружественно-разъяснительным , а не повелительным.
    Любой запрет желаемого для ребенка труден, если он произносится сердитым и властным тоном.
    Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз.

    По возможности предупреждайте ребенка заранее, за что и как он может быть наказан.

    Внимание: не запугивайте, не угрожайте, а предупреждайте!

    2. Давши слово — держись. Обещали — выполняйте, то есть наказывайте.
    Родители, полагающие, что бесконечные предупреждения и угрозы наказания лучше, чем сами наказания, ошибаются. Бесконечное выяснение отношений с ребенком на одну и ту же тему — не лучший способ проводить время. К тому же, если вы только постоянно грозитесь наказать, но никогда не приводите свою угрозу в исполнение, ребенок может заподозрить, что вы не слишком уверены в себе и в справедливости того правила, которое пытаетесь отстаивать таким неубедительным образом. «Я тебя сто раз предупреждала! Теперь предупреждаю в сто первый и последний, а в следующий раз уже обязательно накажу!» — в подобном послании нет никакой полезной информации для ребенка.

    Главный принцип такого вмешательства заключается в том, чтобы не страдали ни самооценка, ни уверенность в себе, а наказание принесло реальную пользу. Надо очень ясно представлять себе, что, зачем и почему вы делаете, а также понимать, чем именно было вызвано «наказуемое» поведение ребенка. Если он разлил воду на полу, потому что хотел помочь вам полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку, — это повод не для наказания, а для покупки маленькой и легкой лейки.

    А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое прежде уже было однозначно запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания. При этом важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен.

    Если уж наказывать — так от души! Не в том смысле, что очень сильно, а в том, что искренне, то есть лишь тогда, когда у вас есть твердая внутренняя уверенность: в данный момент можно поступить только так и не иначе.

    Перед тем как наказать ребенка, родители должны предупредить его, если он не изменит своего поведения, то лишится игрушки.

    Не следует отнимать игрушку или лишать привилегии на длительное время. В этом случае ребенок будет думать не о собственном плохом поведении, а о несправедливости родителей. Смысл такого наказания заключается в том, чтобы показать ребенку связь между баловством, велосипедом и его утратой. Как правило, такие связи помогают предотвратить повторения неправильных поступков.

    Важно помнить:Наказать всегда проще, чем разобраться в поступке ребенка.

    Если говорить о наказании, то оно вовсе не действие со стороны наказывающего, а то, что происходит в наказываемом ребенке. То, что он при этом переживает. С точки зрения психологии это хорошо всем известное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавится и никогда не переживать.

    Традиционно наказание рассматривается как такое воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать — значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины , раскаяния.

    Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями. Без этого чувства наказанные всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так «хладнокровно» наказывает. Взрослый оказывается в роли надсмотрщика, который высек провинившегося, но тот за собой никакой вины не видит.

    Во многих семьях преувеличивается значение наказания. А часто необдуманное их применение приносит только вред. Случается, что родители применяют физические наказания, которые педагогикой резко осуждаются. Эти родители считают их «Безобидной» мерой: «Ведь только отшлепаешь его, а иногда лишь погрозишь ремешком – зато он боится и слушается».

    Таким родителям следует напомнить, что любое физическое наказание отрицательно действует на нервную систему ребенка, а значит, вредит и его здоровью. Главное же – физическое наказание унижает его личность, человеческое достоинство. Все передовые педагоги прошлого страстно протестовали против применения любых физических наказаний. Современные педагоги и психологи отрицают физическое наказание как метод воздействия на ребенка.

    В начале ХХ1 века о физических наказаниях заговорили и на международном уровне, что отразилось в «Конвенции о правах ребенка». Дело в том, что многим родителям не хватает элементарных знаний об особенностях развития маленького ребенка.

    Применяя физическое наказание, у родителей не хватает настойчивости, терпения, и они избирают более быстрый и простой, на их взгляд, путь воздействия, не сознавая, что приносят огромный вред ребенку.

    Многие современные педагоги утверждают, что любое наказание имеет тройное значение.

    Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. Ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разобранную вещь…

    Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл.

    Но третье, и по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.

    Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с воспитательной точки зрения наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, приносит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.

    Однако далеко не всякий детский поступок требует наказания.

    Следует иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть причиной проступка ( например , недостаточная координация движений, эмоциональность, несбалансированность процессов возбуждения и торможения, подражательность, любознательность и многое другое). Поэтому иногда достаточно ограничиться репликой, замечанием. Часто ребенок своим поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии и утешении со стороны взрослых, чем в наказании.

    Очень распространенной формой наказания детей в семье является лишение ребенка части родительской любви. Эта форма действует очень сильно, поэтому применять ее нужно осторожно. Она может быть как полезной, так и повлечь за собой серьезные проблемы и для детей, и для взрослых.

    Суть наказания сводится к тому, что родители меняют привычный стиль отношений с детьми. Ребенок по-прежнему продолжает получать необходимую родительскую заботу, но лишается доли внимания и проявления родительской любви. Это наказание может дать эффективные результаты только в том случае, если между ребенком и родителями существовали действительно близкие отношения, основанные на доверии, любви и взаимном уважении. Если же этого не было, то такая форма наказания результата не даст, поскольку ребенку нечего будет терять.

    Отказ или отсрочка удовольствий

    Эта форма наказания ограничивает поведение ребенка. Например, можно отказать ему в возможности пойти в театр, цирк, зоопарк, запретить общение с товарищами, лишить возможности играть с любимыми игрушками, то есть отказать в привычных удовольствиях. Подобные методы воздействия примитивны, но часто ошибочны.
    При использовании этого метода можно добиться положительного результата только в том случае, если сам ребенок считает это наказание справедливым и согласен с ним.Метод очень действенный с дошкольного возраста.

    Многие ученые считают, что взрослые должны овладеть искусством прощать (З.Матейчик, Е.В.Субботский, Б.Спок и другие).

    Прощение – это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать и переживать новые поступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

    Но и здесь следует избегать крайностей.

    А.В.Петровский считал, что «Сакраментальное всепрощающее: «Ничего, он еще маленький!» — ничем не оправданная подачка взрослого, которая способна только испортить малыша». Никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с готовностью прощать все – значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром.

    Для выяснения проблемы можно использовать:

    — Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?

    — Принимайте ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребенка или делаете в одиночку?

    — Как долго помнит ваш ребенок наказание?

    Можно предложить детям сочинить рассказ по теме: «Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей …»

    Отдельно оформляются выдержки из рассказов детей о тех наказаниях, которые он хотел бы исключить из сегодняшней жизни. Важным показателем этих рассказов является то, что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами периодически страдают.

    «Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнём, это очень больно, и тогда дети плачут. Мне их жалко».

    «Если бы я был волшебником, я бы делал дома без уголков. Детей частот ставят в угол. Я это знаю. Ведь я волшебник».

    «Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».

    Можно оформить плакат с мнением детей о поощрениях в их доме.

    Меня хвалят, если …

    Мне дарят подарки, если…

    Мне разрешают…, если …

    2. Степина Н. М. «В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.: Айрис — Дидактика. Москва, 2004.

    4. Т.А.Куликова «Семейная педагогика и домашнее воспитание».

    5 . Рылеева. Е.В. «Путешествие в мир эмоций». М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

    m.b17.ru

    Это интересно:

    • Правила моей кухни новая зеландия на русском Правила моей кухни 8 сезон Краткое описание "Правила моей кухни 8 сезон" Кулинарное шоу «Правило моей кухни» продолжает снимать сезон и набирать новых участников. Несколько команд будут между собой соревноваться, в одной команде участвуют два человека. Первом сезоне телешоу отобрали […]
    • Налоговая системафункции налогов Список ИФНС Москвы с реквизитами Современная налоговая система считает своей точкой отсчета 1991 год, когда и были, собственно, организованы такие структуры, как ИФНС. В самом крупном городе РФ – столице, ведут свою работу с налогоплательщиками на данный момент ряд инспекций, если быть […]
    • Вступление постановления о наложении административного штрафа в законную силу Срок оплаты штрафа постановление было обжаловано в арбитражный суд. который отказал в удовлетворении жалобы.С какого момента считать 60 дней с момента вынесения постановления или решения суда Ответы юристов (2) Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа […]
    • Претензия страховая не платит Страховая отказывается платить по КАСКО Следующая статья: АИС ОСАГО КАСКО – дополнительное страхование, которое способно дать гарантию получения компенсационной выплаты при наступлении страхового случая. Но если страховая компания отказывается платить по полису КАСКО, как […]
    • Черновского районного суда Черновский районный суд г. Читы: Выпускники 9 классов побывали на экскурсии в суде Сотрудники Черновского районного суда г. Читы провели 11 мая ознакомительную экскурсию для школьников, во время которой они смогли принять участие в ролевой игре «Судебный процесс по уголовному […]
    • Спор о границах участков с соседями Как разрешить спор с соседями о межевании земельного участка и наложении границ? Как составить исковое заявление? Большинство людей не представляет что такое межевание и для чего оно нужно вообще. Да и зачем, ведь пользовались же землей всю жизнь без этого, зачем сейчас […]
    • Военный юрист саратов Военные юристы в Саратове Всего найдено военных юристов: 39 Ваш Юрист 2.1 1-е место в рейтинге Саратов, ул. Большая Казачья, 23/27 Военный юрист 0.0 2-е место в рейтинге Саратов, просп. 50 лет Октября, 110а, корп.8 Юридическая консультация 0.0 3-е место в рейтинге Саратов, ул. Осипова, […]
    • Заявления на запись в детский сад Текущее состояние очереди в детские сады на 21.07.2018 Уважаемые родители! По всем возникающим вопросам о работе информационной системы "Дошкольник" просим: 1. Воспользоваться интернет-приёмной - https://www.krskstate.ru/priem для того, чтобы оформить официальное обращение в […]