Особенности рассмотрения и разрешения дел возникающих из авторских правоотношений

admin

lcbezymyannyi.ru

Особенности рассмотрения и разрешения дел возникающих из авторских прав

1266) право на переработку произ­ведения, являющуюся одним из способов использования произведения, одним из правомочий, входящих в исключительное право (подп.

9 п. 2 ст. 1270 ГК)

П. Особенности рассмотрения и разрешения дел, возникающих из трудовых правоотношений Тема 6. Общая характеристика дел, возникающих из трудовых Понятие трудового спора.

Индивидуальные и коллективные трудовые споры, их основные признаки. Категории дел, связанных с разрешением индивидуальных трудовых споров.

Организация и компетенция комиссии по трудовым спорам, порядок рассмотрения в КТС индивидуальных трудовых решений, порядок принятия решения и исполнения этого решения.

Пискарев И

(ред.) Особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел (исковое производство)

  1. размером 658,57 КБ

§ 1. Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений 1. Ранее в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР 1964 г.*(116) данное производство носило название «Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений» .

В ГПК законодатель пошел по пути специализации не судов, а судей.

Поэтому административное производство, зафиксированное в Конституции РФ, находит реализацию через производство, возникающее из публичных правоотношений.

Особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений

Особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений Рассмотрение и разрешение арбитражными судами дел, из административных и иных публичных правоотношений, представляет собой вид судопроизводства в рамках единой процессуальной формы рассмотрения и разрешения дел, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

§ 3. Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений 1.

Общие положения В отличие от АПК РФ 1995 г.

законодатель впервые выделил в отдельные главы кодекса положения о порядке рассмотрения арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений. Это связано со сложностью таких дел и их многочисленностью.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

lcbezymyannyi.ru

Особенности разрешения и рассмотрения дел, возникающих из семейных правоотношений

Особенности рассмотрения дела об установлении отцовства.

Рассмотрение дела производится чаще всего по правилам искового производства, редко в особом производстве, как правило связано с установлением факта (связано со смертью).

В исковом производстве всегда рассматриваются требования об исключении записи об отце, произведенной в актовой записи о рождении ребенка. Также в порядке искового производства рассматриваются требования о внесении новой записи об отце ребенка, если заявлены требования третьим лицом.

Подведомственность – исключительно СОЮ.

Подсудность – районный (городской) суд, в части территориальной — альтернативная подсудность, так как иски могут быть предъявлены по месту жительства истца. В случае, если место пребывания не известно, то иск может быть предъявлен в суд по месту его последнего жительства, в соответствии со ст.50 ГПК суд может назначить ответчику адвоката, а также заочное производство и вынесение заочного решения.

Возможно объявление ответчика в розыск, но только если установлено, что заявлено вместе с требованием об установлении отцовства требование о взыскании алиментов.

Иск об установлении отцовства направлен на установление родительских отношений между ребенком и его отцом, который уклоняется от регистрации в ЗАГСе, иногда не знает. Соответственно участником спорного правоотношения выступает ребенок, именно он занимает процессуальное положение истца, несмотря на то, что в большинстве случаев иск подает представитель. В случае смерти ребенка дело прекращается.

В соответствии со ст. СК правом на обращение обладает один из родителе, отец может обратиться с иском об установлении отцовства, если мать отказывается подать иск, либо при отсутствии матери (смерть, неизвестность места нахождения, признания матери недееспособной, лишение родительских прав).

Право требовать установления отцовства обладают: опекун, попечитель, лицо, на иждивении которого находится ребенок, а также сам ребенок по достижении совершеннолетия. Несовершеннолетняя мать ребенка в праве самостоятельно предъявить иск по достижении 14 лет.

В случае прекращения производства заявление возвращается в соответствии с п.1 ч.1 ст. 135 ГПК.

В соответствии с п.9 ППВС №9 при рассмотрении дела об установлении отцовства, в отношении ребенка, отцом которого значится конкретное лицо, то оно должно быть привлечено к участию, так как в случае удовлетворения иска, прежние сведения должны быть аннулированы. Наличие сведений о конкретном отце, не является препятствием для предъявления иска, но в таком случае должно быть дополнительно заявлено требование об аннулировании записи об отце ребенка.

Особенности искового заявления.

Обязательно должны содержаться сведения о ребенке, в зависимости от обстоятельства – время, когда, выдано свидетельство о рождении, основание внесения записи об отце ребенка. Обозначается позиция ответчика по отношению к иску. Указываются фактические обстоятельства, указывающие на возможность появления ребенка. Ссылка на письменные доказательства. В случае, если заявляются требования об алиментах, то указываются соответствующие данные, если заявлены требования об аннулировании записи, то должны быть указаны основания о таком аннулировании в соответствии со ст.51 СК, прилагается свидетельство о рождении. Если в суд с иском обращается не родитель, то доказательства, подтверждающие право на обращение в суд. Указываются ходатайства о направлении экспертизы. Государственной пошлиной не оплачиваются.

Иск о взыскании алиментов, а при заявлении иска фактическим отцом, дополнительно заявляется требование об аннулировании записи.

Особенности подготовки дела к судебному разбирательства.

Целесообразно проведение беседы, предварительного судебного заседания, так как объяснения сторон имеют важно юридическое значение, если ответчики признают иск, высказывают желание подать иск, то суд вправе предложить матери и отцу добровольно установить отцовство. Суд вправе принять как признание иска, суд обязан разъяснить последствия признания иска и вынести решение об удовлетворении иска, Может быть и отказ от иска. По делам данной категории невозможно заключение мирового соглашения.

В качестве третьего лица, привлекается отец ребенка, если таковой имеется.

Предметом доказывания является факт происхождения ребенка от конкретного лица, доказываться может по-разному. Для детей, родившихся до 01.03.96 года, суд должен руководствоваться КоБС и установить:

  1. Наличие супружеских отношений без регистрации брака – совместное проживание, ведение хозяйства.
  2. Совместное воспитание или содержание ребенка.
  3. Наличие доказательств, подтверждающих признание ответчиком отцовства.
  4. Суд принимает доказательства с достоверностью подтверждающие о происхождении ребенка – ст.49 СК.

  5. Копия актовой записи о рождении ребенка – запрашивается судом на стадии подготовки, содержит более полные сведения об основании регистрации.
  6. Копия свидетельства о рождении.
  7. Доказательства происхождения ребенка от конкретного лица, в том числе и экспертиза.
  8. Экспертиза может опровергнуть факт происхождения ребенка от конкретного лица, эта экспертиза основывается на механизме наследования, передаче групп и типов крови.

    В определении о назначении биологической экспертизы суд ставит вопрос:

    — исключается отцовство ответчика по отношению к ребенку или не исключается.

    Генетическая экспертиза или геномная. Эта экспертиза дает прямой и в высшей степени достоверный ответ на вопрос о биологическом происхождении человека. Экспертиза основывается на механизме передачи определенных наследственных признаков, которые образуют уникальную для каждого человека комбинацию. Объектом может быть кровь, иные выделения человека, который позволяет выделить ДНК.

    В определении о назначении такой экспертизы ставится вопрос:

    — исключается или нет отцовство в отношении ребенка?

    — если отцовство не исключается, то какова вероятность того, что полученный результат не является следствием случайного совпадения индивидуализирующих признаков неродственных лиц?

    Могут быть проведены также: судебно-медицинская экспертиза, если ответчик, оспаривая, ссылается на неспособность иметь детей, экспертиза отвечает на 2 вопроса: возможно или нет – воспроизводительная функция?; способность ответчика к половому акту?; судебно-генекологические экспертизы, когда ответчик признает факт совместного проживания с матерью ребенка, но указывает на то, что в период зачатия у ответчика и матери не могло быть полового контакта. Участие в экспертизе в качестве испытуемого является добровольным, но в то же время предусмотрено последствие такого отказа.

    При назначении экспертизы суд обязан разъяснить сторонам последствия отказа от участия в экспертизе по ст.79 ГПК.

    Заключение экспертизы является одним из доказательств, должно быть оценено судом в совокупности с другими доказательствами.

    Срок исковой давности. В отношении детей, родившихся до 01.-3.96 года при предъявлении требования об оспаривании записи об отце ребенка, суд должен учитывать, что в по ст.35 КоБС, момент, когда стало или должно было стать известно о произведенной записи.

    Суд может признать или не признать отцом, тем самым суд признает существовавшие отношения. Пункт 8 ППВС №9. Решение по делу об установлении отцовства не нуждается в принудительном исполнении, органы ЗАГСа вносят изменения на основании решения суда, в резолютивной части должны содержаться необходимые данные о регистрации (место рождения, ФИО, дата рождения, м/ж, гражданство, ФИО ребенка, отчество, которое до установления отцовства, пол, дата, место рождения, дата составления и номер записи, наименование органа ЗАГСа, которым произведена регистрация.

    Возможна альтернативная подсудность при предъявлении иска, вытекающего из деятельности филиала, в этом случае можно обратиться по месту того филиала, в котором он работает.

    Иногда место нахождения и место регистрации филиала не совпадает, тогда по месту нахождения.

    Определение суда СО от 5.02.09 №33-1148/2009

    Истец – лицо, с которым прекращен трудовой договор.

    Ответчик – работодатель, физическое или юридическое лицо.

    Возможно правопреемство в случае реорганизации работодателя, а в случае смерти работника – правопреемство по требованиям о восстановлении на работе не возникает.

    Право защиты в силу статьи 45 ГПК предоставлено прокурору, ВОППО.

    В трудовые отношения гражданин может вступать по достижению 16 лет, с согласия одного из родителей и опп возможно и с 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения – ст.63 ТК.

    Случаи когда наступает специальная дееспособность физических лиц, предоставляют право самостоятельно защищать свои права в суде.

    Суд в тоже время может привлечь к участию в деле представителя несовершеннолетнего.

    Ст.45 ГПК предусматривает участие прокурора по таким делам в форме дачи заключения по делу.

    Особенности искового заявления и срок обращения с иском.

    В иске обязательно должно быть указано:

    1. Наименование конкретной работы – должность, специальность.
    2. Место выполнения трудовой функции – отдел, цех, филиал, сектор.
    3. Время работы у данного работодателя.
    4. Когда издан приказ о расторжении тд.
    5. Каково правовое и фактическое обоснование увольнения, приведенное в приказе.
    6. Собственная позиция.
    7. Если ставится вопрос о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, то должен быть приложен расчет на основании тех данных, которыми располагает истец, или содержится просьба к суду об истребовании необходимой инфы у ответчика.
    8. Прикладывает имеющиеся документы, подтверждающие наличие трудовых отношений с данным работодателем.

      Истец в силу ст.333.16 НК освобожден от уплаты гос.пошлины. В п.4 ППВС №2 разъясняется, что работники при обращении в суд освобождаются от уплаты судебных расходов, в том числе и на проведение экспертизы.

      Работодатель – ответчик не освобождается.

      В силу ст.392 ТК работник имеет право обратиться в суд по спорам об увольнении в течении 1 месяца со дня:

      1. Вручения приказа об увольнении.
      2. Со дня выдачи трудовой книжки.
      3. Со дня, когда он отказался от получения приказа, трудовой книжки.
      4. При пропуске этого срока суд не вправе отказать в принятии или возвратить его.

        П.5 ППВС №2 вопрос о пропуске срока может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком, при этом возражения ответчика могут быть рассмотрены в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья может восстановить его. Установив, что срок пропущен без уважительных причин, то суд принимает решение об отказе в иске в связи с пропуском срока без исследования иных обстоятельств по делу.

        К уважительным причинам относятся те обстоятельства, которые объективно препятствуют работнику обратиться в суд:

        1. Болезнь.
        2. Болезнь близких родственников.
        3. Командировка.
        4. Учеба в другом городе.
        5. Невозможность обращения в суд в следствие стихийных бедствий.
        6. Месячный срок подлежит применению к спору о признании увольнения незаконным.

          В зависимости от конкретного основания увольнения и фактических оснований.

          1. Факт соблюдения или не соблюдения норм законодательства.
          2. Соблюдение работодателем общего порядка оформления прекращения тд.
          3. Средства доказывания любые, разрешенные законом.

            Характерная особенность в том, что доказательства находятся в распоряжении ответчика, поэтому суд обязан оказывать содействие.

            Необходимые доказательства:

            1. Приказ о приеме на работу.
            2. Приказ об увольнении.
            3. Копия трудовой книжки.
            4. Справка о зарплате истца.
            5. Распределение обязанности по доказыванию.

              П.23 ППВС – обязанность доказать законность увольнения и соблюдения порядка возлагается на работодателя.

              Работник доказывает обстоятельства, которые указывают на незаконность его уволнения.

              Иногда бремя сдвигается, если тд расторгнут по инициативе работника и утверждает, что работодатель вынудил написать заявление об увольнении, то обязанность доказать это возлагается на работника.

              В зависимости от снования увольнения вопросы доказывания расписаны в п.28-53 ППВС.

              Распорядительные действия сторон.

              Истец вправе отказаться от восстановления, изменить требование о восстановление на изменении формулировки, в этом случае, если суд придет к обоснованности вывода, взыскивает зарплату.

              Ограничен круг взаимных уступок, на которые могут пойти стороны.

              Уступки возможны, если работник откажется от продолжения работы у данного работодателя, а работодатель согласится изменить формулировку, выплатить средний заработок.

              Особенности судебного разбирательства.

              П.7 ППВС №2 необходимо строго соблюдать установленные сроки рассмотрения трудовых дел.

              Решение суда и особенности его исполнения.

              Признав увольнения незаконным, с нарушением установленного порядка, суд восстанавливает истца на прежнюю работу, в решении указывается конкретное место работы, должность, структурное подразделение, организацию.

              В резолютивной части должна быть указана дата, с которой работник считается восстановленным на работе.

              При вынесении решения о восстановлении, суд взыскивает зарплату за время вынужденного прогула. Необходимо руководствоваться ТК и ППРФ №922. Суду необходимо определить фактически начисленную работнику заработную плату и фактически отработанное им время (количество рабочих дней) за последние 12 месяцев, кроме случаев, когда кд предусмотрен иной период подсчета. Сумма начисленной заработной платы делится на количество рабочих дней в году – средний дневной заработок, затем он умножается на количество дней вынужденного прогула (в рабочих днях). Эти расчеты в мотивировке.

              Суд может и выйти за пределы исковых требований, принять решение о выплате работнику зарплаты за период вынужденного прогула и бес просьбы истца.

              Если при рассмотрении дела, суд установит, что работодатель имел основания для увольнения, но в приказе указал неправильную и не соответствующую закону формулировку, то в этом случае суд обязан изменить формулировку, указать в решении основания и причины увольнения, а при доказанности того, что неправильная формулировка препятствовала поступлению на работу., суд взыскивает средний заработок за время вынужденного прогула.

              Если при рассмотрении дела суд признает увольнение незаконным, но выносить определение об изменении и формулировки, то дата увольнения должна быть изменена. Если на момент вынесения решения работник трудоустроен, то дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую поступлению на новой работу.

              Если с работником был заключен срочный тд, и он был уволен до его истечения, суд восстановить на работе, если срок договора не истек, в противном случае – решение о незаконности увольнения, изменяет формулировку – увольнение в связи с истечение срока действия срочного договора.

              При ликвидации, в отношении ликвидационной комиссии, с которой взыскивается зарплата за вынужденный прогул, изменение формулировки.

              userdocs.ru

              Особенности рассмотрения и разрешения дел вытекающих из авторских правоотношений

              § 1. Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений 1. Ранее в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР 1964 г.*(116) данное производство носило название

              «Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений»

              В ГПК законодатель пошел по пути специализации не судов, а судей. Поэтому административное производство, зафиксированное в Конституции РФ, находит реализацию через производство, возникающее из публичных правоотношений.

              Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, является самостоятельным видом гражданского судопроизводства и имеет специфические черты.

              Во-первых, в исковом производстве присутствует ряд диспозитивных институтов (признание иска, отказ от иска, мировое соглашение и др.).

              В публичном производстве данные институты отсутствуют.

              .К. (ред.) Особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел (исковое производство)

              1. содержит документ формата rtf
              2. Файл формата zip
                1. Добавлен пользователем marina70 15.03.2012 23:00
                2. Скачан 262 пользователями
                3. Отредактирован 18.03.2012 00:44
                4. Издательский дом «Городец», 2005. — 512 с. МГУ, Юридический факультет. Кафедра гражданского процесса.

                  Коллектив авторов: Баскаков Е.Я. Ефимов А.Ф. Жуйков В.М. Иванова С.А. Молчанов В.В. .К. Шерстюк В.М.

                  Введение. Методика определения процессуальных особенностей рассмотрения и разрешения гражданских дел. Применение общих и специальных норм в исковом производстве.

                  Гражданское право В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

                  ГК предусмотрено наряду с личным неимущественным правом на не­прикосновенность произведения (ст. 1266) право на переработку произ­ведения, являющуюся одним из способов использования произведения, одним из правомочий, входящих в исключительное право (подп.

                  9 п. 2 ст. 1270 ГК). Требование о взыскании компенсации носит имущественный харак­тер.

                  Несмотря на то что размер подлежащей взысканию компенсации определяется по усмотрению суда, в исковом заявлении должна быть указана цена иска в твердой сумме. Исходя из размера заявленного тре­бования определяется подлежащая уплате государственная пошлина.

                  РАСПРОДАЖА старинных книг из фонда Библиотеки

                  — подробнее Скоро: доступ к каталогу только после регистрации на сайте — Регистрация Баскаков Е.Я.

                  Ефимов А.Ф. Жуйков В.М. Иванова С.А. Молчанов В.В. Пискарев И.К. Шерстюк В.М.

                  Под ред. Пискарев И.К. Особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел (исковое производство) Оглавление: Введение.

                  5 Раздел I. Методика определения процессуальных особенностей рассмотрения и разрешения гражданских дел Глава 1. Применение общих и специальных норм в исковом производстве. 9 Глава 2. Влияние характера материальных правоотношений на особенности рассмотрения и разрешения гражданских дел.

                  18 Раздел II. Особенности рассмотрения и разрешения дел по спорам, возникающим из гражданских правоотношений Глава 1.

                  Виды, общие и специальные правила производства по делам, возникающим из публичных правоотношений

                  С учетом того, что большинство судебных разбирательств с участием политически активных граждан рассматриваются в судах общей юрисдикции в порядке, установленном для рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений, представляется целесообразным более подробно раскрыть вопросы производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Статьей 245 ГПК закрепляется перечень дел, возникающих из административных правоотношений.

                  Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: — по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; — по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; — по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; — иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

                  40fz-osago.ru

                  Особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений

                  Дела об оспаривании нормативных правовых актов

                  Дела о проверке законности нормативных правовых актов составляют самостоятельную категорию гражданских дел, которые рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Порядок рассмотрения данной категории споров обладает определенной спецификой, вызванной особенностями предмета судебного разбирательства и судебной защиты. Дела об оспаривании нормативных правовых актов носят исключительно публично-правовой характер, где отсутствует гражданско-правовой спор, а предметом судебного разбирательства является правовой конфликт (спор) в сфере нормотворчества. Разрешая этот конфликт, суд оценивает соответствие спорного нормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также проверяет наличие соответствующих полномочий у органа (должностного лица), принявшего спорный акт. Предметом судебной защиты по этим делам является законный интерес заявителя, заключающийся в том, чтобы предотвратить или прекратить действие спорного нормативного акта и тем самым оградить себя от неблагоприятных последствий такого действия.

                  При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов общие правила искового производства применяются с ограничениями, установленными гл. 23—24 ГПК РФ. В данном случае не действует ряд институтов искового производства (обеспечение иска, отказ от иска, мировое соглашение и др.), обладает спецификой процедура судебного разбирательства и вынесения решения, а также порядок пересмотра судебного решения и т. д.

                  Основанием для возбуждения производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов является обращение заинтересованного лица с требованием о признании спорного акта недействующим. Обращение в соответствии с ч. 5 ст. 251 ГПК РФ осуществляется в форме заявления.

                  Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ в суде может быть оспорен принятый и опубликованный в установленном порядке нормативный правовой акт органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. Это означает, что предметом судебного оспаривания могут быть только действующие нормативные правовые акты, которые носят публичный характер. К ним относятся нормативные правовые акты органов (должностных лиц) государственной власти и органов местного самоуправления (схема 36).

                  Схема 36. Предмет оспаривания

                  Суды общей юрисдикции в соответствии с общим правилом подведомственности (п. 4 ч. 1 ст. 22, абз. 2 ст. 245, п. 1-3 ст. 251 ГПК РФ) рассматривают дела об оспаривании любых нормативных правовых актов, за исключением тех, проверка которых Конституцией РФ и соответствующими законами отнесена к компетенции иных судов. В данном случае имеются в виду Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ и арбитражные суды, полномочия которых по проверке нормативных правовых актов носят специальный характер. Соответственно, компетенция судов общей юрисдикции в этой области носит неопределенный или так называемый остаточный характер.

                  К компетенции Конституционного Суда РФ относятся полномочия по разрешению дел о проверке федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций (уставов), а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, ст. 3

                  ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). К подведомственности арбитражных судов отнесена проверка законности нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ). Соответственно иные нормативные правовые акты подлежат оспариванию в суды общей юрисдикции.

                  Правом на оспаривание нормативных правовых актов обладают заинтересованные граждане и организации (схема 37).

                  Гражданин (организация) вправе оспорить только тот нормативный правовой акт, который затрагивает его права или законные интересы, т.е. нарушает их или создает угрозу нарушения. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно содержать указание о том, какие права и свободы гражданина нарушены (могут быть нарушены) этим актом.

                  Судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или прекращает производство по делу, если в заявлении, поданном от имени заявителя, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, абз. 2 ст. 220 ГПК РФ).

                  Если нормативный правовой акт действует в отношении заявителя, например, применен или может быть применен к данному гражданину (организации) в конкретном юридическом деле, то это является объективным показателем того, что данный акт нарушает или может нарушить его права и у заявителя имеется юридический интерес и право на оспаривание данного акта.

                  Схема 37. Субъекты оспаривания

                  С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд общей юрисдикции вправе обратиться также Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция (ч. 2 ст. 251 ГПК РФ).

                  Органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов не только по основаниям нарушения их компетенции (ч. 2 ст. 251 ГПК РФ), но и по основаниям нарушения оспариваемым нормативным правовым актом или его частью других прав местного самоуправления.

                  Следует также иметь в виду, что и региональные органы государственной власти в соответствии с п. «е» ч. 2 ст. 21, п. 5 ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации» могут оспаривать отдельные виды нормативных правовых актов не только по мотивам нарушения компетенции этих органов.

                  Федеральный закон в ряде случаев наделяет правом оспаривания нормативных правовых актов федеральные органы исполнительной власти. Такими полномочиями, в частности, обладают федеральный антимонопольный орган по вопросам нарушения антимонопольного законодательства (ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции»), а также Центральный Банк РФ по вопросам денежно-кредитной политики, относящимся к его ведению (ст. 5 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

                  Нормы процессуального права (ст. 46 ГПК РФ, ст. 53 АПК РФ) в случаях, прямо предусмотренных законом, допускают возможность обращения в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений (организаций) в защиту публичных интересов, а также прав и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

                  Кроме того, правом оспаривания нормативных предписаний обладают также субъекты, наделенные законом полномочиями по защите прав неопределенного круга лиц (органы опеки и попечительства, органы социальной защиты, общества защиты прав потребителей, саморегулируемые организации и др.), которые могут осуществлять эту защиту и в форме оспаривания незаконных нормативных актов, нарушающих права неопределенного круга лиц.

                  Наибольший объем полномочий по оспариванию нормативных правовых актов принадлежит органам прокуратуры, которые осуществляют надзор за состоянием законности в государстве, в том числе и в области нормотворчества.

                  Прокурор вправе оспорить нормативные правовые акты в суде общей юрисдикции или арбитражном суде по любому основанию, позволяющему считать их незаконными.

                  При рассмотрении дела суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта (отдельного положения) нормативному правовому акту большей юридической силы, правомочность (компетентность) органа или должностного лица на принятие данного нормативного акта, а также соблюдение порядка принятия, введения в действие и опубликования спорного акта (схема 38).

                  По результатам рассмотрения дела суд выносит решение, которым либо подтверждает законность спорного нормативного правового акта, либо признает его незаконным, в результате чего спорный акт становится недействующим и не подлежащим применению (схема 39).

                  При признании нормативного предписания соответствующим закону решением суда снимается неопределенность (спорность) законности нормативного правового акта, который был предметом судебного разбирательства. Суд подтверждает, что положения данного акта соответствуют закону или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Поскольку вступившее в законную силу судебное решение приобретает свойство обязательности (ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 АПК РФ), с выводом суда о законности нормативного правового акта должны считаться любые субъекты, его применяющие.

                  Повторное оспаривание такого нормативного правового акта допускается только в том случае, когда в заявлении указываются такие основания, которые объективно не могли быть проверены судом, принявшим решение, вступившее в законную силу (например, когда после рассмотрения дела изменилось законодательство, на соответствие которому проверялись нормативный правовой акт или его часть).

                  Схема 38. Основания проверки спорного нормативного правового акта

                  Схема 39. Правовые последствия судебного решения

                  Правовым последствием признания нормативного правового акта или его отдельных положений недействующим является прекращение его регулирующего воздействия на соответствующие общественные отношения. Судебным решением останавливается реализация такого нормативного акта, он может не исполняться и не соблюдаться субъектами данных правоотношений. Это также означает введение запрета на дальнейшее его применение судами, иными государственными или муниципальными органами и должностными лицами и т.д. Суд, не отменяя, т.е. формально не лишая нормативный правовой акт юридической силы, фактически парализует действие данного акта на неопределенное время. С момента вступления в законную силу судебного решения незаконный нормативный правовой акт становится недействующим и не подлежащим применению.

                  Исполнение решения по делам об оспаривании нормативных актов заключается в первую очередь в том, что текст решения либо сообщение о таком решении обнародуется в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт.

                  studref.com

                  Это интересно:

                  • Историческое развитие понятия закон Возникновение и историческое развитие права. 6 1 Многообразие определений и единство понятий 6 Глава 1. Возникновение и историческое развитие права. 6 1.1 Многообразие определений и единство понятий 6 Античная эпоха10 Средневековье. __^ . 15 Эпоха нового времени._ 20 1.5 […]
                  • Исчисление налога определяется Исчисление социального налога и социальных отчислений у ИП на ОУР в 2018 году Согласно п.1 статьи 484 НК РК на 2018 года объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе […]
                  • Приказ о внесении изменений в ооп ноо Приказ №54 о внесении изменений в ооп ноо и утверждении ооп ноо в новой редакции Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №6 города Маркса 03.02.2012г. ПРИКАЗ № 54 О внесении изменений утверждении ООП НОО в новой редакции В связи с внесением […]
                  • Приказ 969 от 2014 Архив документов за декабрь 2. Консультант Плюс. Раздел содержит документы за декабрь 2. РФ, указы, постановления и т. Приказ Минфина России от 0. N 1. 57н. (ред. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско- Тихоокеанском регионе. Приказ МО РФ от 2013 г. […]
                  • Учебное пособие водителя трамвая Резник М.Я., Черток М.С. Учебное пособие для водителей трамвая 1-го класса Скачивание файла Введите число с картинки: Поделись с друзьями! Москва: изд-во литературы по строительству "Стройиздат", 1964. - 372 с. Книга содержит краткие сведения по электротехнике, механике и […]
                  • Пленума верховного суда рф от 22 апреля 1992 г Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. N 4 "О судебной практике по делам об изнасиловании" (в ред. от 21 декабря 1993 г.) (утратило силу) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. N 4"О судебной практике по делам об изнасиловании"(в редакции от […]
                  • Правила благоустройства территории севастополя Правила благоустройства территории города Севастополя к решению Севастопольского городского Совета от __________2010 г. №____ территории города Севастополя РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Правила благоустройства территории города Севастополя (текстовая часть) (далее - Правила) являются […]
                  • Получить 12 тысяч от материнского капитала Получить 12 тысяч от материнского капитала Как получить остаток от материнского капитала Как получить остаток материнского капитала? далее 1 ответ. Москва Просмотрен 40 раз. Задан 2013-07-18 13:38:29 +0400 в тематике «Пенсии и социальная защита» Если ребенку нет года, на что можно […]