Правила вто по сельскому хозяйству

admin

Правила вто по сельскому хозяйству

Форма внешнеторговых правил

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ)

Ни одна страна не должна устанавливать какие бы то ни было особые преимущества или дискриминационные условия для отдельных государств, кроме тех, что предоставляются остальным – все страны находятся в равных условиях при экспорте (импорте) товаров и услуг

Режим для импортных товаров (услуг) должен быть не менее благоприятным, чем для национальных

Применение санитарных и фитосанитарных мер (СФС)

Обеспечение правомерного применения всеми странами мер СФС исключительно для защиты здоровья человека, животных (санитарных мер) и растений (фитосанитарных мер)

Соглашение по СФС – ВТО. Стандарты: Комиссии Кодекса Алиментариус; Международный Офис по Эпизоотии; Международная Конвенция по Защите Растений

Технические барьеры в торговле (ТБТ)

Охватывает все технические требования и стандарты (кроме требований СФС) и обязывает подписавшие его страны при принятии национальных технических норм (стандартов) не создавать ненужных препятствий в торговле с другими странами

Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ)

Требования по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС)

Содержит с некоторыми исключениями требования, касающиеся предоставления режима благоприятствования и обеспечения охраны интеллектуальной собственности членами ВТО

Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС)

Требования по торговле услугами (ГАТС)

Обязывает участников соглашения предоставлять режим наибольшего благоприятствования в отношении услуг и поставщиков услуг других стран

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)

Таким образом, на основе многосторонней системы ГАТТ / ВТО создана нормативно-правовая база применения тарифных и нетарифных мер в международной торговле не только товарами, но и услугами, торговлей инвестиционных мер, прав интеллектуальной собственности. Многие кодексы, принятые в рамках ГАТТ, превратились в международные обязательства в рамках Соглашения об учреждении ВТО. Основным условием для вступления стран в эту организацию является либерализация внешнеторговой политики, которая предполагает: сближение внутренних цен с мировыми, ослабление нетарифных ограничений, введение единых тарифных ставок и их снижение, отмену протекционистской защиты внутреннего рынка.

studfiles.net

Еще больше интересного ищите на ria.ru

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
    • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

      В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

      ria.ru

      Соглашение по сельскому хозяйству ВТО

      Agreement on Agriculture

      Соглашение по сельскому хозяйству ВТО состоит из преамбулы, 21 статьи и пяти методологических приложений. Оно охватывает вопросы производства и внешней торговли сельскохозяйственными товарами (исключая рыбу и рыбопродукты) и, (включая хлопок, лен, шелк, кожи и шкуры), вводит их в круг товаров, регулируемых правилами ГАТТ-1994.

      Соглашение по сельскому хозяйству – одно из наиболее противоречивых соглашений ВТО. Сельское хозяйство во всех развитых странах существует под защитой многопланового аграрного протекционизма. Интересы США и Евросоюза по поддержке внутреннего сельскохозяйственного производства разнонаправлены. Не менее остры разногласия в этой области развитых и развивающихся государств. В итоге, результаты по снижению уровня аграрного протекционизма оказались более чем скромными.

      Можно выделить четыре главных элемента Соглашения по сельскому хозяйству в области снижения барьеров в торговле. Страны-члены ВТО договорились: связать (консолидировать) ставки пошлин на большинство сельскохозяйственных товаров и снизить их в течение 1995-2000 годов на 36% (развитые страны) и на 24% (развивающиеся страны) в течение десяти лет; заменить нетарифные меры, затрагивающие импорт сельскохозяйственных товаров эквивалентными по ограничительному эффекту таможенными пошлинами (тарификация) и снизить полученные таким путем ставки на 36% (развитые страны) и на 24% — (развивающиеся государства); сократить общий уровень внутренней поддержки производства сельскохозяйственных товаров на 20% (отсчет от уровня 1986-1988 годов, правительствам оставлен выбор мер, которые могут быть сохранены); снизить экспортные субсидии на сельскохозяйственные товары на 34% по стоимости и на 21% по размеру субсидируемого экспорта. После названных сокращений и тарификации ставки пошлин на многие сельскохозяйственные товары составляли от 100% до 400%, а размер внутренней поддержки сельскохозяйственного производства составил 162 млрд. долларов (по основным странам).

      Соглашение вводит в экономическую политику новые методологические понятия: агрегированный показатель внутренней поддержки, тарифный эквивалент, минимальный уровень доступа на рынок и др., которые необходимо учитывать в законодательной практике и во внешнеторговой политике. Статья 5 Соглашения устанавливает специальную систему защитных мер для сельскохозяйственного импорта. Она разрешает любой стране ввести дополнительную пошлину в отношении сельскохозяйственных товаров, если стоимость импорта превысит заранее обусловленный (триггерный) уровень или если цена на этот товар окажется ниже подобного уровня. Соглашение о защитных мерах ВТО не применяется в рамках Соглашения по сельскому хозяйству. В рамках Совета по торговле товарами ВТО действует Комитет по сельскому хозяйству, в круг ведения которого входят все вопросы функционирования Соглашения. В 2000 году в ВТО начат Новый раунд многосторонних торговых переговоров по торговле сельскохозяйственными товарами, в числе вопросов, которого — дальнейшее снижение барьеров в торговле этими товарами.

      www.vavt.ru

      Соглашение по предотгрузочной инспекции

      Предотгрузочная инспекция – практика специализированных частных компаний по проверке партий перевозки, как то: обоснованность цен, количество и качество товара, подготовленного к отправке за рубеж. Процедура предотгрузочной инспекции применяется, как правило, в развивающихся странах с целью защитить национальные финансовые интересы, а также компенсировать недостатки административной инфраструктуры государства.

      В Соглашении по предотгрузочной инспекции вводится требование признания и применения принципов и обязательств по ГАТТ при осуществлении своей деятельности организациями, уполномоченными государством на проведение предотгрузочной инспекции.

      Обязательства, налагаемые на стороны Соглашения, которые применяют на своей территории процедуры предотгрузочной инспекции, включают отказ от дискриминации, прозрачность и предсказуемость правового регулирования и деятельности компаний, осуществляющих предотгрузочную инспекцию, обеспечение защиты конфиденциальной деловой информации и ряд других.

      Обязательства сторон Соглашения, осуществляющих экспорт в субъекты ВТО, на территории которых применяются процедуры предотгрузочной инспекции, составляют: отказ от дискриминации этих субъектов ВТО, незамедлительное опубликование норм и правил, сопряженных с регулированием отношений в сфере торговли с этими субъектами, и обеспечение технической поддержки по их запросам (в связи с процедурами предвывозной проверки).

      Соглашение по правилам происхождения определяет принципы происхождения товаров. Эти правила составляют важную часть правил международной торговли товарами, поскольку в определенных обстоятельствах допускается дискриминация стран-экспортеров.

      В настоящее время в ВТО нет единых правил определения места происхождения товара. В рамках ВТО ведутся работы по гармонизации систем и методов определения места происхождения товаров, программа этих работ определяется соглашением по правилам определения места происхождения товара.

      До тех пор, пока единые правила отсутствуют, Соглашение предусматривает необходимость для договаривающихся сторон введения и закрепления в национальном законодательстве применяющихся на их территории принципов и процедур определения места происхождения товара. Одновременно Соглашение определяет критерии, которые могут применяться при определении места происхождения товара, вплоть до введения унифицированных правил и процедур.

      После унификации правил определения места происхождения товара предполагается, что в качестве места происхождения товара будет рассматриваться либо место его приобретения, либо распределенного в пространстве процесса производства (та территория, где был проведен последний существенный этап производственного процесса).

      Соглашение по сельскому хозяйству

      В рамках ГАТТ 1947 правила, действовавшие в сфере международной торговли продукцией сельского хозяйства, были намного мягче, чем для товаров промышленного производства. Вследствие этого условия торговли продукцией сельского хозяйства были существенно деформированы и не соответствовали принципам либерального рыночного хозяйствования.

      Соглашение по сельскому хозяйству, достигнутое на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров, является первым шагом на пути либерализации международной торговли продукцией сельского хозяйства и преодоления деформаций, накопленных почти за полвека в данном секторе хозяйствования и торговли.

      Целью Соглашения по сельскому хозяйству является реформирование правил и практики торговли сельскохозяйственными товарами и переориентация политики членов ВТО на развитие рыночных отношений в данной сфере.

      В рамках Соглашения приняты новые правила и обязательства в области:

      1) доступа на внутренний рынок. Достигнуто соглашение о преобразовании квот и других мер нетарифного регулирования в тарифы («тарификация») и поэтапное их снижение. В отношении видов сельскохозяйственной продукции, по которым была проведена тарификация, допускается срочное применение защитных мер согласно установленным данным Соглашением правилам и процедурам с целью предотвращения обвального падения цен или резкого притока импорта, что могло бы нанести ущерб сельскохозяйственному производству;

      2) поддержки внутреннего производства и производителей. В Соглашении по сельскому хозяйству предусмотрены меры, направленные на поэтапное снижение поддержки внутренних производителей. Так, Соглашение предусматривает для договаривающихся сторон проведение расчета полного совокупного размера поддержки сельскохозяйственному сектору, оказываемой в среднем ежегодно, и обязывает стороны Соглашения поэтапно снижать ее величину. Обязательства сторон по снижению полного совокупного размера поддержки сельскохозяйственному сектору не распространяются на поддержку, оказываемую в соответствии со ст. 6 и Приложением 2 к данному Соглашению. В соответствии со ст. 6 Соглашения по сельскому хозяйству не подлежат снижению по обязательствам ВТО: капитальные субсидии сельскому хозяйству в развивающихся странах; вложения в низкодоходные или ресурсоемкие сельскохозяйственные производства в развивающихся странах; поддержка, оказываемая сельскохозяйственным производителям в развивающихся странах с целью поощрения их отказа от выращивания культур, являющихся сырьем для производства запрещенных наркотических веществ; поддержка производства специфических видов сельскохозяйственных товаров, которая не превышает 5% (10% для развивающихся стран) полного объема производства этого продукта в соответствующем субъекте ВТО за предыдущий год; поддержка сельскохозяйственного производства, не превышающая 5% (10% для развивающихся стран) полного объема сельскохозяйственного производства в соответствующем субъекте ВТО за предыдущий год; прямые выплаты по программам ограничения производства, не превышающие определенных (максимальных) значений. Приложение 2 к Соглашению устанавливает, какие действия и программы поддержки сельского хозяйства в целом не оказывают влияния на поддержку цен и производство сельхозтоваров. Это финансирование служб и программ исследовательской деятельности в области сельского хозяйства, контроля и профилактики болезней и эпидемий (в том числе служб санитарно-эпидемиологического надзора), услуги по обучению, консультированию и маркетингу, исследовательская деятельность и предоставление услуг в области развития инфраструктуры отрасли, государственные закупки продукции сельского хозяйства для целей обеспечения продовольственной безопасности и иные торговые операции с участием государства, проводящиеся по текущим рыночным ценам, определенные типы выплат производителям;

      3) экспортных субсидий. Соглашение по сельскому хозяйству запрещает введение экспортных субсидий, если они не были оговорены и установлены в графике специальных обязательств участников данного Соглашения. Если экспортные субсидии были внесены в график соответствующего субъекта ВТО, тогда их величина должна поэтапно сокращаться сообразно специальным обязательствам сторон Соглашения как в денежном выражении, так и в количестве отраслей сельского хозяйства, получающих субсидии.

      Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер регулируются вопросы и вводятся правила, которые должны исполняться договаривающимися сторонами при определении требований и контроле безопасности продуктов питания, а также стандартов здоровья растений и животных. Так, договаривающиеся стороны правомочны устанавливать стандарты в области санитарии, однако эти стандарты должны быть научно обоснованными, так как завышение требований в санитарных нормах может стать торговым барьером.

      В соответствии с Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер внутренние (локальные) стандарты должны применяться только в объеме, необходимом для защиты жизни и здоровья человека, животных и растений, и не должны произвольно и неоправданно дискриминировать продукцию субъектов ВТО, в которых наблюдаются в целом сходные условия и требования в области санитарии.

      В рамках данного Соглашения допускается применение различных стандартов, методов и процедур контроля качества продукции, однако нормы и правила оценки качества продукции должны быть установлены в национальном законодательстве. Соглашение предписывает субъектам ВТО уведомлять всех заинтересованных физических и юридических лиц, а также иных членов Соглашения обо всех нововведениях или изменениях правового регулирования в данной области.

      Соглашение допускает применение договаривающимися сторонами правил, принципов, стандартов и рекомендаций в области санитарных и фитосанитарных мер, выработанных в рамках иных международных организаций и соглашений, членство в которых открыто для всех субъектов ВТО.

      studme.org

      Чем обернется вступление России в ВТО для сельского хозяйства страны?

      Одно из поразительных явлений нашей жизни последних лет — необыкновенно
      оживленное обсуждение проблем, связанных с возможным вступлением России
      во Всемирную торговую организацию. Казалось бы, есть вещи поважнее: терроризм, безработица, утрата научно-технического потенциала, безбрежная коррупция, массовая бедность. Все это должно было бы отодвинуть вопрос о вступлении в ВТО на периферию общественного сознания. Однако о ВТО говорят
      и в бизнес-сообществе, и в научных учреждениях, и даже в быту. Аббревиатура
      ВТО стала почти такой же узнаваемой, как ВВП.

      Президент Путин заметил как-то, что ВТО — это не абсолютное благо и не абсолютное зло. Такое высказывание вряд ли может успокаивать, тем более что «благо»
      и «зло» — понятия скорее нравственные, чем экономические. А если эта организация — хотя и не абсолютное, но все-таки «зло», то зачем правительство России стремится как можно скорее к ней присоединиться? А если ВТО — «благо», пусть
      и относительное, то что именно принесет России вступление в ряды ее членов?

      В настоящей статье рассматривается один из сложных аспектов интеграции нашей страны в мировое сообщество, а именно — возможные последствия членства России в ВТО для многострадального российского сельского
      хозяйства.

      История и основные принципы ВТО

      Всемирная торговая организация официально начала функционировать
      с 1 января 1995 года. Однако Генеральное соглашение по тарифам и торговле
      (ГАТТ), которому она обязана своим возникновением, действовало уже давно,
      с 1948 года. Принято считать, что это соглашение способствовало оживлению
      международной торговли. За время его действия объем мирового экспорта товаров увеличился в 15 раз. Тем не менее к середине восьмидесятых годов прошлого столетия стало очевидным, что ГАТТ исчерпало свои возможности. Это
      соглашение не регулировало торговлю услугами, которая быстро преодолевала национальные границы, не учитывало стремительно развивавшиеся процессы глобализации экономики, рост числа региональных торговых соглашений. Начавшиеся в 1986 году переговоры о создании новой Всемирной
      торговой организации продолжались более восьми лет и завершились принятием весной 1994 года Марракешского соглашения об образовании ВТО.

      К 2004 году полноправными членами ВТО были 147 государств мира.
      Среди них Грузия, Кыргызстан, Молдова, Армения, страны Балтии. Около 30 стран, которые ведут переговоры о присоединении к ВТО, получили статус наблюдателей. В их числе Россия, Украина, Беларусь, Казахстан
      и другие государства — участники СНГ (исключение составляют Таджикистан и Туркмения).

      Что составляет институциональную основу ВТО?

      В основе ВТО лежат три базовых соглашения: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами
      (ГАТС), Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Названные документы определили и организационную структуру ВТО. Текущее управление и контроль за реализацией названных соглашений выполняют соответствующие Советы. В их подчинении находятся
      комитеты и рабочие группы. Деятельность Советов координирует Генеральный
      совет, в свою очередь подчиненный высшему органу ВТО — Конференции министров (Министерской конференции), которая проводится не реже одного
      раза в два года.

      Есть ли в ВТО принципы, которым должны следовать все ее члены?

      Особое значение имеют следующие шесть принципов организации международной торговли:

    • обеспечение для ее членов режима наибольшего благоприятствования;
    • содействие процессу либерализации торговли;
    • соблюдение национальных режимов торговли;
    • предсказуемость и прозрачность торговых режимов;
    • создание условий для справедливой конкуренции;
    • предоставление специального и дифференцированного режима для развивающихся стран.
    • Реализуя эти принципы, ВТО и ее рабочие органы выполняют разнообразные функции. В их числе: организация торговых переговоров между членами,
      наблюдение за торговой политикой стран, разрешение международных торговых
      споров, контроль за соблюдением торговых соглашений, заключенных участниками ВТО, прием новых членов, правовое и информационное обеспечение
      международной торговли.

      Какими преимуществами пользуется страна, принятая в члены ВТО?

      Члены ВТО пользуются режимом наибольшего благоприятствования во внешней торговле с другими членами, получают возможность разрешения торговых
      противоречий и конфликтов. Фирмы, выступающие экспортерами на мировых
      рынках в условиях справедливой конкуренции, вынуждены заботиться о снижении издержек, расширении ассортимента и качества продукции, продвижении высоких технологий. Это позитивно влияет на макроэкономические процессы государства — члена ВТО. Конечные потребители в таких странах
      благодаря либерализации внешней торговли получают доступ к разнообразным
      товарам и услугам иностранного происхождения. В результате для них расширяется диапазон выбора и, следовательно, возможности более эффективного
      использования доходов.

      За все преимущества, однако, приходится платить, соблюдая правила, предусмотренные документами этой организации. Крупные страны-импортеры, несомненно, получают выгоды от снижения торговых барьеров, препятствующих
      выходу на рынки других стран. Определенные преимущества получают и ставшие членами ВТО развивающиеся страны, поскольку росту их внешней торговли способствуют специальные и дифференцированные режимы, установленные
      этой организацией.

      Труднее всего приходится государствам, не преодолевшим последствия
      системного кризиса при переходе от централизованно-управляемой экономики
      к рыночной. Для них необходимость либерализации торговли, снижения или
      устранения торговых барьеров, отказ от экспортных субсидий, от квотирования
      импорта и прочих мер протекционистского характера оказывается весьма болезненной. Снижение таможенных пошлин ведет к сокращению доходов государственного бюджета. Для достижения необходимой конкурентоспособности на мировых рынках требуются значительные капитальные вложения в производство
      и инфраструктуру, а это может привести к усилению зависимости от мирового
      финансового рынка. Таковы отягчающие краткосрочные и среднесрочные последствия присоединения государств к ВТО.

      В правительственной Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003–2005) проблемы присоединения к ВТО рассмотрены в специальном разделе. В тексте Программы отмечено: «Страна может стать полноправным членом ВТО, приняв на себя
      комплекс обязательств в области импортных тарифов, уровня субсидирования
      сельского хозяйства (здесь и ниже курсив мой. — Э. К.), доступа на рынок услуг,
      а также в сфере законодательства и практики его применения.

      В ближайшей перспективе необходимо достичь решающего прогресса
      на переговорах с целью выхода на завершение переговоров с основными торговыми партнерами России по будущим обязательствам в области тарифов, услуг
      и сельского хозяйства».

      Как видим, аграрные аспекты вопроса о членстве России в ВТО признаются особо значимыми.

      Основы регулирования международной торговли агропродовольственной продукцией в ВТО

      Правила международной сельскохозяйственной торговли зафиксированы
      в Соглашении по сельскому хозяйству. Это Соглашение было подписано в декабре 1993 года как неотъемлемая часть Заключительного акта по результатам уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Государства — члены
      ВТО приступили к выполнению обязательств, взятых на себя в соответствии
      с Соглашением, с 1 января 1995 года.

      Соглашение определяет следующие основные направления либерализации
      аграрных рынков:

    • обеспечение доступа на национальные рынки импортной агропродовольственной продукции;
    • снижение уровня государственной поддержки, которая искажает условия рыночной конкуренции;
    • постепенное снижение и полная отмена субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции;
    • регулирование санитарных, фитосанитарных, ветеринарных условий торговли.
    • В настоящее время завершается первый этап освоения государствами —
      членами ВТО режимов сельскохозяйственной торговли, которые были определены Соглашением по сельскому хозяйству. Для этого этапа было предусмотрено
      провести тарификацию нетарифных барьеров, снизить импортные пошлины
      в развитых странах на 36 процентов в течение шести лет, а в развивающихся странах — на 24 процента за десять лет; сократить размеры внутренней поддержки
      производителей; сократить экспортные субсидии.

      В 2001 году в рамках ВТО начался новый раунд торговых переговоров, который
      продлится до 2005 года. Из 14 разделов Программы внешнеторговой либерализации,
      принятой на Министерской конференции в г. Дохе (Катар), эксперты считают наиболее важными и сложными три следующих: сельское хозяйство, торговля услугами
      и антидемпинговые процедуры. В декларации Конференции была поставлена цель
      дальнейшей либерализации доступа на рынки сельскохозяйственной продукции,
      существенного сокращения экспортных субсидий вплоть до их полной отмены.

      В результате начатых переговоров сохранят и, возможно, усилят свою роль рычаги воздействия на развитие аграрных рынков, предусмотренные Соглашением по
      сельскому хозяйству, а именно — дальнейшее снижение таможенных барьеров, сокращение уровней государственной поддержки, которые искажают условия конкуренции на рынках, устранение квотирования импорта и субсидирования экспорта.

      Аграрные аспекты переговоров о присоединении России к ВТО

      Россия подала заявление о присоединении к ГАТТ-ВТО в июне 1993 года. Первое заседание рабочей группы по определению условий такого присоединения
      состоялось два года спустя — в июле 1995 года. За восемь лет с начала переговоров прошло уже девять заседаний группы по сельскому хозяйству. В ходе этих переговоров российская сторона получила несколько сотен запросов от членов
      ВТО, на которые были представлены обстоятельные ответы. Но наиболее ответственной формой переговорного процесса являются двухсторонние и многосторонние встречи экспертов, на которых российская сторона стремится отстаивать
      свои национальные интересы. Надо признать, что далеко не всегда она достигает успеха. Одна из причин — жесткая позиция ряда стран-экспортеров, заинтересованных в либерализации доступа своей продукции на российский рынок.

      Особенно это относится к Кэрнской группе стран (Австралия, Новая Зеландия,
      Бразилия, Канада и другие — всего 15 государств). России и другим странам с переходной экономикой не удалось добиться более продолжительного имплементационного периода. Пришлось отступить и в вопросе о базовом периоде для
      расчета мер поддержки и уровня связанных таможенных тарифов.

      Какие условия присоединения к ВТО рассматривались
      на разных стадиях переговорного процесса и при каких
      условиях вступление в ВТО было бы наименее болезненным
      (или даже выгодным) для сельского хозяйства России?

      Признаемся, что ответ на поставленный вопрос (особенно в его первой части) сопряжен с немалыми трудностями. Текущие переговоры обычно не комментируются
      в открытых источниках, их результаты нельзя получить и по линии Секретариата
      ВТО. Поэтому приходится пользоваться экспертными оценками и собственными
      прогнозно-аналитическими разработками, которые автор с коллегами проводит
      в Всероссийский институт аграрный проблем информатики (ВИАПИ) [1].

      Основные вопросы, обсуждаемые на этих переговорах, таковы: поддержка
      сельского хозяйства, доступ на рынок, субсидирование экспорта.

      Что такое государственная поддержка сельского хозяйства?
      Что представляют собой зеленая, желтая и голубая «корзины»?

      Большинство стран оказывает в той или иной форме поддержку своему сельскому хозяйству и сельскому населению. В соответствии с классификацией Соглашения по сельскому хозяйству ВТО принято делить эти меры поддержки на три
      категории, или «корзины».

      В зеленую корзину попадают финансовые расходы государства на программы, которые не оказывают прямого воздействия на увеличение производства
      или условия торговли. Сюда относятся затраты на страхование урожаев, развитие консалтинга и информационного обеспечения в сельской местности, модернизацию сельской инфраструктуры, научные исследования, инвестиционное субсидирование, ветеринарные услуги, выставочное дело и т. п. Правила
      ВТО не покушаются на зеленую корзину. Каждое государство, ведущее переговоры, предоставляет информацию о «наполнении» этой корзины, но не принимает на себя обязательств по ее уменьшению. В России зеленая корзина также
      существует, хотя и в ограниченном масштабе. Некоторые из входящих в нее мер
      являются частью Государственной программы социального развития села, реализуемой с 2004 года. Действуют также программа сохранения и защиты почвенного плодородия, программы по семеноводству и некоторые другие. Одна
      из задач переговорного процесса о присоединении к ВТО — больше «нагрузить»
      зеленую» корзину, включив в нее некоторые меры, которые ранее попадали
      в желтую корзину.

      Появление голубой корзины было вызвано компромиссом между США
      и Европейским союзом, который стремился сохранить право на существенную
      поддержку своего аграрного сектора. К этой корзине отнесены выплаты, направленные на ограничение размеров используемых сельскохозяйственных угодий
      и поголовья скота, а также компенсации при добровольном сокращении фермерами объемов производства. В России в настоящее время подобные меры не
      применяются.

      В желтую корзину включаются меры поддержки, которые, по мысли авторов
      Соглашения по сельскому хозяйству, стимулируют производство и искажают условия внешней торговли. К ним относят все затраты государства, не включенные
      в зеленую и голубую корзины. Затраты государства в рамках этой категории поддержки находят обобщенное выражение в специальном показателе, который называется совокупная мера поддержки (СМП). Государства, ставшие членами ВТО,
      берут обязательства о сокращении в течение определенного периода СМП
      по сравнению с ее исходным уровнем.

      Россия на начальной стадии переговоров представила в качестве исходного
      уровня СМП среднегодовой объем государственной поддержки сельского хозяйства за 1989–1991 годы — 89 миллиардов долларов (при существовавшем в то
      время валютном курсе). В 1998 году были сделаны перерасчеты, и объем СМП
      был снижен до 36 миллиардов долларов, затем — до 16 миллиардов долларов.
      По некоторым сведениям, уровень СМП, предъявленный как основа переговоров, составляет сейчас около 10–12 миллиардов долларов. Заметим, что за последние три года реальная поддержка по сопоставимому кругу выплат сельскому
      хозяйству не превышала 2,2 миллиарда долларов.

      В ходе переговорного процесса государство-претендент выбирает один
      из возможных вариантов обязательств по сокращению СМП. Соглашение по
      сельскому хозяйству рекомендует, например, так или иначе сократить внутреннюю поддержку по сравнению с исходным уровнем в течение шести лет после
      присоединения к ВТО. Другой вариант — сократить поддержку до пятипроцентного уровня от стоимости валовой продукции сельского хозяйства.

      К сожалению, правила ВТО не учитывают существенных различий между
      природно-экономическими условиями сельскохозяйственного производства
      в разных странах. Не учитывается также специфика последнего десятилетия для
      переходных экономик. Между тем в России объем сельскохозяйственного производства сократился за это время почти в два раза, а суммарные размеры внутренней поддержки аграрного сектора уменьшились в 10 раз! В расчете на один
      гектар пашни государственная поддержка снизилась в 1998 году до 35 долларов.
      В США она составляет 340 долларов на гектар, а в ЕС — 1 053 долларов на гектар. В обязательствах США связанная (разрешенная) СМП составляет 19 миллиардов долларов, а фактически в последние годы достигает лишь 15 миллиардов.
      Иначе говоря, США располагают резервом увеличения — четыре миллиарда долларов. Еще больше запас прочности у Канады: имея разрешенный уровень поддержки 4,7 миллиарда долларов, она расходует на поддержку своего сельского
      хозяйства всего 0,8 миллиарда.

      Ученые экономического факультета МГУ высказали вполне обоснованное
      предложение: рассчитывать уровень СМП, исходя из некоторых средних показателей (в расчете на один гектар пашни и на одного занятого в сельском хозяйстве). Пересчет по этому способу дал бы более объективные оценки СМП, в какойто мере уравнивающие конкурентные возможности стран на мировом
      агропродовольственном рынке. Россия в этом случае могла бы иметь разрешенный уровень СМП в 50–60 миллиардов долларов. Разумеется, реальные экономические возможности России пока не позволяют ей достичь такого уровня,
      но он мог бы фигурировать в переговорах как предельная величина.

      Какие обязательства по открытию доступа на свой рынок
      должно взять на себя государство-претендент?

      Схема расчета обязательств одновременно и проста, и коварна. В Соглашении
      по сельскому хозяйству говорится, что базовые таможенные тарифы устанавливаются на уровне среднего показателя за три года, предшествующие началу переговоров (для России это 1992–1994 годы). Зафиксировав эти тарифы, развитые
      страны обязываются снизить их на 36 процентов в течение шести лет, а развивающиеся — на 24 процента в течение десяти лет. В результате определяются так
      называемые связанные импортные тарифы, которые государство — член ВТО
      не должно превышать при импорте агропродовольственной продукции.

      Россия в результате почти двукратного снижения собственного сельскохозяйственного производства была вынуждена в девяностые годы открыть свой рынок
      для импорта продовольствия. Фактически в ней сложился один из самых либеральных торговых режимов. Средневзвешенный таможенный тариф для сельскохозяйственной и продовольственной продукции составил 12–14 процентов.

      Когда придется в соответствии с обязательствами снизить его на треть,
      то связанный тариф составит менее 10 процентов. Это равносильно полному открытию национального рынка для экспорта продукции крупнейших международных фирм и отдельных государств. Следует учесть, что многие страны-экспортеры сохраняют экспортное субсидирование и значительные уровни внутренней поддержки сельского хозяйства. Благодаря этому импортная продукция
      в условиях низких таможенных пошлин будет обладать бесспорными конкурентными преимуществами по сравнению с продукцией отечественного производства. Отметим, что тарифная защита аграрного рынка ЕС составляет сейчас 19,5 процента.

      России следует отстаивать право иметь связанные импортные тарифы
      на уровне, которые приняты в ЕС. Еще более рационально было бы воспользоваться прецедентом, возникшим в связи с приемом в ВТО государств Центральной и Восточной Европы. Известно, что Польша получила право на тариф
      по сельскому хозяйству на уровне 52 процентов, Венгрия — 22 процентов, Румыния — 98 процентов. Это позволяет России добиваться права на 30-процентный
      тариф с последующим его снижением до 20 процентов.

      Не следует забывать, что низкий уровень таможенной защиты — это еще
      и удар по бюджетным доходам от импортных пошлин. Определенным противоядием может служить тарифное квотирование: при нем продукция, ввозимая
      в пределах квоты, облагается сравнительно низкой, а сверх квоты — в несколько
      раз более высокой импортной пошлиной. В 2003 году в России схема тарифного
      квотирования была использована при импорте мяса из стран дальнего зарубежья. Говядина и свинина в пределах квоты облагались по ставке в 15 процентов,
      а сверх квоты — по ставкам соответственно 80 процентов и 60 процентов.

      Тарифное квотирование — один из наиболее сложных пунктов в повестке
      дня переговоров о присоединении к ВТО. Российская сторона настаивает на сохранении этого права по наиболее «чувствительным» видам продукции, которые
      нуждаются в протекционистской защите для оживления собственного производства. ВТО ориентирует своих членов на полный отказ от тарифного квотирования в течение имплементационного периода. Тем не менее 37 государств — членов ВТО применяют эти методы защиты своего рынка по 1 400 продуктовым категориям. Больше всего квотируется ввоз фруктов и овощей, мяса и мясной продукции, молочной продукции, зерна. ЕС применяет тарифное квотирование
      по 87, США — по 54 категориям продукции. Своеобразный рекорд принадлежит
      Норвегии: 232 вида продовольственной продукции. По нашим оценкам, переговорщикам с российской стороны надо добиться права на тарифное квотирование по 50–60 категориям продукции, включая все виды мяса и мясной продукции, растительное масло, некоторые виды овощей и фруктов, сахар.

      России нужно предъявить более веские аргументы, обосновывающие ее право применять так называемые специальные охранные меры (СОМ), служащие
      для тарифной или административной защиты внутреннего рынка от агрессивного экспорта со стороны торговых партнеров. Свое право использовать такие меры зафиксировали 38 членов ВТО применительно к шести тысячам видов агропродовольственной продукции. Однако на практике они применяются не так
      широко. Хотя в рамках нового раунда переговоров о присоединении к ВТО добиваться этого права будет сложнее, Россия должна защищать свои национальные
      интересы.

      Как правила ВТО регулируют экспорт
      агропродовольственной продукции?

      Основное требование ВТО к ее членам — отказ от субсидирования экспорта, поскольку оно нарушает правила торговли и справедливой конкуренции на мировом агропродовольственном рынке. К экспортным субсидиям относят прямые
      выплаты экспортерам по показателям объема экспортируемой продукции; компенсацию части затрат на рекламу, на транспортировку продукции; субсидии
      производству, ориентированному на экспорт продукции, и другие меры. Страны — члены ВТО берут обязательства в течение определенного срока отказаться
      от экспортного субсидирования. Однако 25 стран — членов ВТО пока используют этот метод, оговорив перечень продуктов и предельные сроки применения
      субсидий. Россия заявила о своем стремлении добиться на переходный период
      права на частичную компенсацию транспортных расходов экспортеров российского зерна в связи со значительными расстояниями до границы страны.

      Вместе с тем Россия как крупный импортер агропродовольственной продукции заинтересована в отмене экспортных субсидий. Пресловутые «ножки Буша»
      завоевали большой сегмент российского мясного рынка в значительной мере
      благодаря экспортным субсидиям США. Поэтому России пришлось вводить таможенные квоты, усиливать санитарный контроль. В США эти протекционистские меры окрестили «куриной войной».

      Какие проблемы необходимо решать правительству
      и научному сообществу в ходе присоединения к ВТО?

      Существуют три основные проблемы.

      1. Снижение конкурентоспособности аграрного сектора России на внутреннем
      и внешних рынках (по крайней мере, в первые годы после присоединения к ВТО).

      Как показали исследования ВИАПИ, вступление в ВТО накладывает на новых членов гораздо более жесткие обязательства по либерализации торговли, чем
      те, которые взяли на себя старые члены этой организации. К тому же в переговорном процессе коалиции экспортеров, например страны Кэрнской группы,
      выступают солидарно, а государства — участники СНГ действуют поодиночке,
      что делает их силы неравными. Далее, правила ВТО не предусматривают особых
      режимов для государств с переходной экономикой, которые только выходят
      из тяжелого кризиса. Наконец, одновременное снижение государственной поддержки, открытие рынков и отказ от экспортных субсидий имеет отрицательные
      последствия и для производителей, и для бюджета, и для продовольственной
      безопасности страны.

      Наши расчеты с использованием имитационной экономико-математической модели позволили количественно измерить уровень соответствующих рисков. По данным ВТО, в 2000 году объемы мирового агропродовольственного
      экспорта/импорта равнялись 558 миллиардам долларов. Доля России в экспорте — 1,3 процента, в импорте — 1,9 процентов. Из-за несбалансированности этого сектора внешней торговли Россия ежегодно теряет 3,3 миллиарда долларов.
      Либерализация российского рынка по правилам ВТО приведет к снижению доли России в мировом экспорте до одного процента при одновременном увеличении доли в импорте до 2,3 процента. Стоимость импорта превысит стоимость
      экспорта на 7,3 миллиарда долларов. Этот «прирост» дефицита на 4 миллиарда
      долларов можно интерпретировать как величину суммарного риска, связанного
      со снижением конкурентоспособности аграрного сектора России после присоединения к ВТО на диктуемых в настоящее время условиях. Велика ли эта величина? Она в два раза превышает расходы на сельское хозяйство в консолидированном бюджете РФ и составляет 15 процентов от стоимости валового выпуска
      продукции отрасли.

      В ВИАПИ была разработана имитационная модель торговой политики. Сценарные расчеты по этой модели позволяют определить, как изменится «благосостояние» производителей, потребителей и доходы государственного бюджета
      при изменении торговой политики и мер поддержки. Итоговые оценки таковы.
      При полной либерализации российского рынка благосостояние потребителей
      повысится на два процента, поступления в бюджет за счет снижения импортных
      пошлин сократятся на 24 процента, чистый доход производителей сократится на
      пять процентов.

      Как показывают приведенные результаты, лица, ответственные за ведение переговоров, обязаны отстаивать более жесткие позиции, требуя установления для
      России 30–35-процентного исходного уровня и 18–20-процентного конечного
      уровня тарифной защиты, а также права использования тарифного квотирования
      по чувствительным видам продукции. Меры поддержки, отнесенные к желтой
      корзине, должны быть разрешены на уровне, сопоставимом с США. Если в США
      он составляет 15–18 миллиардов долларов, то для России оптимальный уровень
      поддержки, по нашим расчетам, должен составлять 12–13 миллиардов долларов.
      Фактически в эту сумму закладываются меры повышения конкурентоспособности агропродовольственной продукции и своеобразное страхование рисков.

      2. Интеграция аграрных рынков государств — участников СНГ и формирование
      Общего аграрного рынка.

      Правила ВТО не препятствуют созданию региональных торговых соглашений и союзов. К сожалению, процесс интеграции в СНГ идет довольно тяжело.
      По отношению к ВТО не была выработана согласованная позиция. Четыре государства (Кыргызстан, Грузия, Молдова, Армения) уже стали членами ВТО. Анализ динамики сельского хозяйства и аграрного рынка этих стран не выявил позитивных изменений. По заданию Межправительственного совета СНГ по вопросам АПК нами был подготовлен доклад о координации действий государств — участников СНГ в период присоединения и последующего членства
      в ВТО. Все предложения, высказанные два года назад, не утратили своей актуальности. Можно надеяться, что создание в рамках СНГ Единого экономического пространства четырех крупных государств позволит реализовать принципы
      согласованной аграрной политики. Предлагается наладить регулярную взаимную информацию и консультации о переговорных позициях, о способах решения наиболее сложных вопросов, о реализации обязательств после присоединения к ВТО. Кроме того, России и другим потенциальным членам ВТО следует
      просить государства СНГ, уже вступившие в ВТО, оказывать им содействие, участвуя в рабочих группах, которые ведут переговоры с претендентами.

      3. Научное обеспечение процессов присоединения и последующего членства
      России в ВТО.

      В рекомендациях конференции (Никоновские чтения), организованной
      ВИАПИ в октябре 2003 года и носившей название «Агропродовольственная политика и вступление России в ВТО», определены актуальные направления научных исследований по проблемам внешней торговли и присоединения РФ к ВТО.
      В ходе переговоров о вступлении в ВТО надо сосредоточить усилия на следующих
      направлениях:

    • исследование последствий либерализации агропродовольственного рынка РФ и возможностей снижения рисков для аграрного сектора РФ и СНГ;
    • моделирование вариантов торговой политики (сценарные расчеты);
    • комплексный анализ мер поддержки и условий доступа импортной продукции на рынки РФ и СНГ;
    • научное обеспечение координации действий государств — участников СНГ по выработке согласованных условий вступления в ВТО. После вступления в ВТО предстоит расширить исследования по следующим направлениям:
    • научное обеспечение мероприятий имплементационного периода;
    • создание информационно-аналитического мониторинга для отслеживания реакции агропродовольственного рынка на выполнение обязательств, взятых Россией по линии ВТО;
    • развитие теории многофункциональности сельского хозяйства, которая объективно определяет особую роль аграрного сектора не только в производст венной, но и в социальной, социокультурной, экологической сферах, в сфере безопасности страны. В контексте проблематики ВТО эта теория имеет особое значение, так как позволяет достаточно широко трактовать меры поддержки аграрного сектора и шаги в области торговой политики.
    • Несомненно, развитие теории и практики интеграции аграрных рынков в условиях экономической глобализации позволит объективно оценивать ближайшие и долгосрочные последствия вступления России в ВТО. Вместе с тем не следует считать эту организацию идеальным институтом регулирования мировой
      торговли. К сожалению, она испытывает влияние мощных транснациональных
      корпораций, лоббирующих свои интересы. Несомненно, «музыку» в ВТО заказывают США и в какой-то мере ЕС. Развивающиеся страны и государства с переходной экономикой находятся не в центре, а на периферии этой организации.
      Многие ее процедуры носят слишком формальный, бюрократический характер,
      бывают и случаи дискриминации претендентов на членство в ВТО.

      Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года Джозеф Стиглиц, говоря о ВТО, справедливо отметил: «Эта организация стала наиболее наглядным символом глобальных несправедливостей и лицемерия передовых промышленных
      стран… Проповедуя… необходимость отказа от субсидирования производства, сами они продолжали предоставлять миллиардные субсидии своим фермерам…» [2].

      Итак, хотя в долгосрочной перспективе выгоды от вступления в ВТО, по-видимому, более весомы для России, чем трудности и потери начального периода,
      она должна проявлять известную осторожность в ходе ведущихся сейчас переговоров, действовать с расчетом и оглядкой. Вступать в эту организацию нужно,
      но не любой ценой.

      [1] См. подробнее монографию: Крылатых Э. Н., Строкова О. Г. Аграрные аспекты вступления
      стран СНГ в ВТО // Научные труды ВИАПИ. 2002. Вып. 6, а также сборник статей, изданный
      экономическим факультетом МГУ: ВТО и сельское хозяйство России // М.: ТЕИС, 2003;
      Материалы Никоновской конференции «Агропродовольственная политика и вступление
      России в ВТО». М.: Энциклопедия российских деревень, ВИАПИ, 2003.

      [2] Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции / Пер. с английского Г. Г. Пирогова.
      М.: Мысль, 2003. С. 281.

      www.strana-oz.ru

      Это интересно:

      • Отдел опеки по краснодарскому краю Отдел опеки по краснодарскому краю Граждан, обращающихся в Центральный отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю, нередко интересует вопрос: в каких случаях необходимо согласие органа опеки при отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или […]
      • Закон о военнослужащих 76 фз статья 10 Статья 28.10. Исполнение дисциплинарных взысканий 1. Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется. 2. […]
      • Заявление уфмс воронеж Отдел УФМС России по Воронежской области в Коминтерновском районе г. Воронежа Руководство Управления Начальник Викулина Ирина Викторовна Старший инспектор Филимонцева Лариса Петровна График работы по приему населения Прием: Понедельник: 18.00 - 19.45 Вторник: 14.00 - 16.00 Четверг: 14.00 […]
      • Статья об административных правонарушениях несовершеннолетних Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ ст 6.21 (ред. от 23.04.2018) Статья 6.21. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с применением […]
      • Правила моей кухни новая зеландия на русском Правила моей кухни 8 сезон Краткое описание "Правила моей кухни 8 сезон" Кулинарное шоу «Правило моей кухни» продолжает снимать сезон и набирать новых участников. Несколько команд будут между собой соревноваться, в одной команде участвуют два человека. Первом сезоне телешоу отобрали […]
      • Миром правят чувство Миром правят жажда власти, секс и чувство голода? Поделиться Для многих людей жизненный успех определяется местом, которое они занимают в «пищевой цепочке»: ты или хищник, и этим всё сказано, или травоядный. В природе всё подчинено праву сильного. Например, лев, пользуясь положением […]
      • Приказ 837 мвд рф Опубликован Приказ МВД РФ № 707 от 6 сентября 2017 г. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев 6 сентября 2017 года подписал Приказ № 707 от 6.09.2017 года О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрационно-экзаменационной […]
      • Уголовный кодекс 161 ст Статья 161 УК РФ. Грабеж 1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными […]