Формы собственности в экологическом праве

admin

Гражданско-правовая ответственность в экологическом праве

Нужно говорить о возмещении вреда, причём в первую очередь вреда, причинённого ОС.

Вред, причинённый ОС – это сложная правовая дефиниция, поскольку речь идёт о негативных изменениях в состоянии ОС. Фактически мы говорим о причинении антропогенного вреда природному объекту. С т.з. действующего законодательства. Вред, причинённый ОС подлежит возмещением в полном объёме и по возможности причинителем вреда (средств причинителя может на хватить на возмещение и не всегда удается найти причинителя).

Ущерб: реальный ущерб и убытки. Вред может быть причинён как правомерно, так и неправомерно.

В зависимости от этого решается вопрос об ответственности и методики исчисления вреда. Например, предприятие получает нормативы на выброс вредных веществ. Нормативы не превышены, но загрязнение всё равно происходит. Поэтому говорить о ГПО здесь неуместно.

Противоправное: причинению вреда способствовало противоправное деяние.

Объекты: Экологический ущерб, жизнь и здоровье граждан; имущество физ и юридических лиц.

Если причинитель вреда неизвестен: то возмещение вреда за счёт федерального бюджета – в первую очередь – по жизни и здоровью, во вторую очередь – возмещение экологического вреда; имущественный вред не возмещается.

Способы возмещения вреда:

  • В денежной форме. Средства, которые таким образом д.б. потрачены на восстановление природного объекта, перечисляются на счёт Минприродресурсов.
  • В натуральной форме. Вред так возмещается очень редко.
  • Способы исчисления различны. ФЗ «Об охране ОС»: исчисление происходит по таксам и методикам. Если таковых нет, то нужно производить исчисление по фактическим затратам.

    student-pravo.ru

    Формы собственности в экологическом праве

    Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотр

    txt fb2 ePub html

    на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

    Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по экологическому праву. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по экологическому праву — и никакой экзамен вам не страшен!

    Не нашли что искали?

    Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

    Природопользование – это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природно

    Понятие права собственности на природные ресурсы, его виды

    Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Земли, которые не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, представляют собой государственную собственность.

    Собственник земли и других природных ресурсов владеет, пользуется и распоряжается ими свободно при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Однако основные правомочия собственника на природные объекты и ресурсы могут быть ограничены в силу их особой значимости для общества. Прежде всего это обусловлено социальными и экологическими причинами.

    Право собственности на природные ресурсы – возможность владения, пользования и распоряжения данными природными ресурсами.

    В объективном смысле право собственности охватывает правовые нормы, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности материальных ценностей определенным физическим и юридическим лицам.

    Правомочие владения – установленная законом фактическая принадлежность материальных ценностей конкретному лицу.

    Правомочие пользования – основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд.

    Правомочие распоряжения – предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей.

    Все три перечисленные правомочия должны быть в наличии у собственника одновременно. Это необходимо для права собственности.

    Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов экологических отношений.

    Собственник вправе получать доходы от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

    Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:

    1) право частной собственности;

    2) право государственной собственности:

    а) федеральная собственность;

    б) собственность субъектов Федерации;

    3) право муниципальной собственности.

    Приватизация природных объектов – это один из способов приобретения права собственности на них. Иными словами, приватизация – это переход природных объектов и ресурсов, которые находятся в государственной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

    Похожие вопросы

    • Экологическое правоПонятиеправасобственностинаприродные.
      Понятиеправасобственностинаприродныересурсы, еговиды. Земля и другие природныересурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории.
    • Экологическое правоПонятиеправа природопользования, еговиды.
      Понятиеправасобственностинаприродныересурсы, еговиды.
      Правовые формы использованиии природныхресурсов. Использование природныхресурсов представляет собой эксплуатацию природныхресурсов, вовлечени.
    • Шпаргалки по экологическому праву
      Понятиеправасобственностинаприродныересурсы, еговиды. Земля и другие природныересурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности наро. подробнее ».
    • Экологическое право — Субъекты и объекты экологических правоотношений
      Понятиеправасобственностинаприродныересурсы, еговиды.
      Конституцией РФ предусмотрено, что земля и другие природныересурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов.
    • Земельное правоПонятие и общая характеристика права.
      Понятие и общая характеристика правасобственностина землю в РФ.
      к той или иной категории земель Отношения собственностинаприродныересурсы регулируются: 1)
      на трех перечисленных Особенность правасобственностина землю в России — видыправ на.
    • Правоведение — Понятие и общая характеристика правасобственности.
      Правособственностина землю в объективном смысле — это совокупность правовых норм, регулирующих отн. Понятие и общая характеристика правасобственностина землю в РФ.
    • Наследственное правоПонятие и общая характеристика права.
      Понятие и общая характеристика правасобственностина землю в РФ.
      к той или иной категории земель Отношения собственностинаприродныересурсы регулируются: 1)
      на трех перечисленных Особенность правасобственностина землю в России — видыправ на.
    • . Понятие и общая характеристика правасобственностина землю в РФ
      Правособственностина землю в объективном смысле — это совокупность правовых норм, регулирующих отн. Понятие и общая характеристика правасобственностина землю в РФ.
    • Экологическое правоПонятие экологического права, история.
      Понятие экологического права, история его развития и становления. Экологическое право является одной из отраслей российского права.
      Земля и другие природныересурсы становятся объектами хозяйственного оборота.
    • Земельное право — Формы земельной собственности по субъектному.
      Понятие и общая характеристика правасобственностина землю в РФ.
      Согласно Конституции РФ земля и другие природныересурсы могут находиться в частной
      образования В соответствии с ГК РФ виды объектов гражданских прав, находящихся в.

    найдено похожих страниц:10

    cribs.me

    1. Понятие права собственности на природные ресурсы

    Собственность как экономическая категория является наиболее эффективным и гарантированным средством реализации экономических интересов граждан и общества в целом. Экономические отношения собственности определяют отношение участников производства к предметам производства (к орудиям, средствам, результатам труда). В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает права собственности как юридическая категория.

    Права собственности на природные ресурсы можно рассматривать:

    1. Как правовой институт, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих отношение собственности на природные ресурсы. Эти отношения образуют предмет ряда отраслей: конституционного, гражданского, экологического и природоресурсных (земельного, водного, лесного и т.д.) и др. Поэтому институт собственности на природные ресурсы является комплексным (в него включаются нормы различных отраслей права). Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы образуют право собственности в объективном смысле.

    2. Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению отдельными компонентами природы и их частями. Субъективное право собственности определяет сущность и содержание юридического отношения собственности над природными ресурсами.

    3. Право собственности можно рассматривать как правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами по поводу ресурсов природы.

    2. Формы права собственности на природные ресурсы

    Точка зрения Е.А. Суханова: на самом деле юридически есть лишь одно право собственности, т.е. право субъекта распространять свои правомочия владения, пользования и распоряжения на некий объект, охраняемое законом от посягательства третьих лиц. При этом у этого права субъекты могут быть разные – индивидуальные (физические лица или юридические лица) и публично-правовые образования, и при реализации такого подхода Суханов предлагает выделять только частную и публичную формы собственности.

    В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

    3. Право государственной собственности на природные ресурсы

    Большая часть ресурсов природы находится в государственной собственности, которая подразделяется на 2 вида:

    1. Федеральная собственность (собственность РФ);

    2. Собственность субъектов РФ (можно встретить термин «региональная собственность»).

    Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ и субъектам РФ, при этом чёткого принципа разграничения имущества между РФ и субъектами РФ в экологическом праве нет. Например, недра находятся в исключительной государственной собственности, при этом закон предусматривает возможность:

    а) Передачи месторождения общераспространённых полезных ископаемых в собственность субъектов РФ;

    б) Передачи геометризованных блоков недр (участок под земной поверхностью, параметры которого измеряются в трёхмерной системе единиц: высота, широта и длина) на баланс муниципального образования, если он используется для транспортных и хозяйственных нужд муниципального образования. например, та часть недр, которая занята метрополитеном, территориально эти объекты используют ресурсы недр, поэтому геометризованный блок недр может быть передан на баланс муниципального образования. при этом право собственности у муниципального образования на этот блок недр не возникает.

    От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции. Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями на праве постоянного бессрочного пользования без права распоряжения этими природными ресурсами.

    К федеральным природным ресурсам относятся:

    1. Земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ;

    2. Земельные участки, занятые федеральными объектами связи, космической деятельности; историко-культурного наследия;

    3. Земельные участки, водные и иные природные объекты в границах государственных природных заповедников и национальных парков;

    4. Виды животных и растений, занесённые в Красную Книгу РФ;

    5. Государственный фонд недр;

    6. Водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ, пограничные и транспортные водные объекты;

    7. Иные природные ресурсы по соглашению органов власти РФ и субъектов РФ.

    studfiles.net

    Реализация прав собственности на природные ресурсы и объекты

    Для надлежащего законодательного и иного правового регулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов принципиальное значение имеет провозглашение и реализация прав собственности на природные ресурсы и управления ими. Актами Верховного Совета РСФСР 1991 г., указами Президента РФ 1993 г., ВК, ЛК, ЗК, ФЗ о недрах и иными федеральными законами намечены направления разграничения собственности на природные ресурсы на собственность государственную (Федерации и субъектов РФ), муниципальную и частную. В настоящее время организуется и осуществляется легальное и фактическое размежевание земель и иных природных ресурсов и объектов в пределах Российской Федерации [1] .

    Включение земельных участков, некоторых категорий водных объектов, зеленых насаждений и иной растительности, ряда объектов животного мира, добытых полезных ископаемых в гражданский оборот, согласно ст. 129 ГК («в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах»), повышает ответственность не только собственников за экологическое состояние своего имущества и его воздействие на окружающую среду, но и Федерации за рынок природных объектов, за единое экономическое и экологическое пространство в этой области и их законодательное и прочее правовое регулирование, обеспечение законных конкуренции и свободы экономической и экологической деятельности без присущих порой этим процессам крайностей с учетом накопленного за десятилетия положительного опыта [2] .

    Для целей охраны окружающей среды важное значение приобретают не только законодательное гарантирование прав и обязанностей собственников природных объектов и участков, но и разграничение сфер и функций управления природопользованием, охраной окружающей среды, которые могут осуществляться не только собственниками и в их интересах, но и обществом, государством – в интересах народов, проживающих на соответствующей территории.

    Обращает на себя внимание отсутствие в Конституции упоминания о животном мире и атмосферном воздухе: федеральные законы об их охране приняты соответственно в 1995 и 1999 гг.; в 2009 г. принят ФЗ об охоте; в субъектах РФ действуют законы об охоте и охотничьем хозяйстве, об ограничении загрязнений автомобильным транспортом. Этими законами устанавливаются права собственности публичных образований, юридических и физических лиц на природные ресурсы и объекты, но проблемы реализации их прав не только не сходят с повестки дня, а постоянно возрастают вследствие активизации процесса разграничения этих прав [3] .

    Размежевание прав собственности на природные ресурсы на государственную (федеральную, субъектов РФ), муниципальную и частную собственность служит основным используемым способом разграничения природоохранных и природоресурсных полномочий Федерации и ее субъектов, организации их правотворческой деятельности при административной реформе. При этом во многом копируется положительный опыт разграничения публичной собственности на федеральную и региональную в североамериканской, германской, швейцарской федерациях.

    Но там федерации имеют другую историю становления, носят преимущественно договорный, а не конституционный, как у нас, характер. При всей целесообразности и перспективности творческого внедрения в экологические отношения зарубежного опыта гражданско- правовых, имущественных начал, неуклюжесть и неуместная скорость их освоения, неподготовленность общественного мнения и правовой культуры граждан и должностных лиц дают себя знать постоянно.

    Разграничение законодательной компетенции и функций управления в области охраны окружающей среды только или преимущественно по формам собственности на природные ресурсы не окажет решающего влияния на ее сохранение и улучшение. Само владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, согласно ст. 36 Конституции и 209 ГК, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Не случайно Правительство РФ призвано обеспечивать проведение единой государственной политики в области экологии, согласно ст. 114 Конституции.

    Дискуссии вокруг конституционной формулы об использовании и охране природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, идущие почти полтора десятилетия, получили разрешение в виде толкования Конституционного Суда РФ в постановлении от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”» [4] .

    Конституционный Суд РФ признал, что субъект РФ не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы на своей территории, которое ограничивает их использование в интересах всех народов РФ, поскольку этим нарушается суверенитет РФ.

    В области охраны окружающей природной среды и природопользования Федерация должна явить свои преимущества при учете географических, климатических, природных, социально-экономических и иных действительных, а не мнимых особенностей субъектов РФ, при осознании того, что природа, как и экологическая безопасность, – общее благо, не имеющее административных и государственных границ. Еще в древнем Риме солнце, море и текущая вода принадлежали всем.

    Усиление общенациональных начал природопользования, охрана и выкуп государством наиболее ценных природных ресурсов при сохранении и уважении прав частных владельцев происходят в других развитых странах, взявших на вооружение плановое, рациональное ведение природопользования, провозглашение и защиту социальных, экологических и иных прав и свобод своих граждан. Деградация и истощение природных ресурсов, всей окружающей среды имеют не только региональный, и даже все чаще не национальный, а глобальный, всемирный характер. Эти проблемы обсуждаются на международных форумах в Стокгольме (1972), Рио-де-Жанейро (1992), Иоханесбурге (2002). Они не могут не учитываться и при обсуждении проблем дальнейшего совершенствования российского экологического законодательства с учетом признанных Россией международных требований и правил.

    Разграничение прав собственности на природные ресурсы и объекты привело к активному правотворчеству субъектов РФ в области экологии, используют свои полномочия в соответствии со ст. 73 и 76 Конституции.

    Во-первых, это опережающее правотворчество по вопросам совместного ведения, не урегулированным в федеральном законодательстве.

    Первая половина 1990-х гг. была периодом разработки и принятия в субъектах РФ законов об экологической экспертизе из-за отсутствия аналогичного федерального закона. Ряд положений этих региональных актов получил свое подтверждение и развитие в ФЗ об экологической экспертизе. После его принятия субъекты РФ приводили свои аналогичные законы в соответствие с ним, но ряд положений, не противоречащих федеральному закону, продолжает действовать. Например, заслуживает внимания предписания Закона Республики Коми «Об организации, сочетании и гласности государственной и общественной экологической экспертизы».

    В ряде субъектов Федерации разработаны и приняты нормативные правовые акты на темы, по которым ведется законопроектная работа в Государственной Думе РФ: об экологическом страховании, о государственной политике в области экологического воспитания и образования, об экологическом аудите, об экологическом предпринимательстве, о зеленом фонде городов. В Республике Саха (Якутия) до принятия в 2001 г. КоАП действовал Закон Республики Саха (Якутия) от 27.03.1993 № I426-XII «Об административной ответственности за экологические правонарушения» [5] . В ряде субъектов РФ разрабатывались, принимались и действовали акты об обеспечении в городах и иных населенных пунктах владельцами автотранспорта требований к выхлопным газам автомобилей, об охране домашних животных, о поддержании в городах тишины в ночное время.

    Во-вторых, правотворчество субъектов Федерации направляется на принятие законов и иных нормативных правовых актов в соответствии с федеральными законами и отведенной в них компетенции субъектов Федерации. Так, на основании ФЗ о недрах большинство субъектов Федерации урегулировали добычу, охрану и использование общераспространенных полезных ископаемых – глины, песка, торфа, щебня.

    Во всех субъектах РФ на основании типового положения 1980-х гг. и в соответствии с ФЗ о животном мире разработаны и приняты региональные правила охоты, а в соответствии с ВК – правила пользования маломерными судами и их учета. В них фиксируются природоохранные требования как общего характера, так и – в значительной мере исходя из предметов регулирования – местной специфики.

    Активно ведется правотворчество субъектов РФ по организации и обустройству парков, заказников, памятников природы регионального и местного значения, находящихся в собственности субъектов, в соответствии с ФЗ об особо охраняемых природных территориях, предусматривающим возможности и порядок их создания и функционирования на федеральном, региональном и местном уровнях за счет соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.

    Особую группу природоохранных актов субъектов РФ составляют акты, принимаемые в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции. Обширное поле деятельности представляют конкретизация и размежевание экологической компетенции региональных и муниципальных органов, создания и функционирования комитетов и иных органов природных ресурсов, организации экологической экспертизы, контроля поднадзорных объектов, заключения соглашений об использовании прав собственности на природные ресурсы и объекты [6] . В Санкт-Петербурге, Москве и ряде других мегаполисов приняты законы о защите зеленых насаждений в этих городах. Разрабатываются законы субъектов РФ о растительном мире, не являющемся лесом.

    Полномочия субъектов РФ вне пределов ведения, предусмотренного в ст. 71 и 72 Конституции, составляют значительный массив в области охраны окружающей среды и природопользования и используются до настоящего времени недостаточно из-за недостаточной культуры правотворчества и ненадлежащей развитости в теоретическом и практическом смыслах экологической составляющей правовой системы РФ. Принятие субъектами нормативных правовых актов о регулировании прав собственности на природные ресурсы и объекты и по иным экологическим вопросам должно обусловливаться не столько желанием обозначить свою суверенность, как это случилось с Экологическим кодексом Башкортостана, дублирующим ФЗ об охране окружающей природной среды, сколько необходимостью регулировать нерешенные экологические неперсонифицированные проблемы, имеющие общий характер, не исчерпывающиеся исполнением.

    Разграничение законодательной компетенции Федерации и субъектов РФ в области охраны окружающей среды на современном этапе позволяет в основном регулировать возникающие природоохранные и природоресурсные проблемы в достаточной и необходимой мере. Нельзя, однако, допускать их накопления и, признавая необходимость стабилизации экологического права и законодательства, надо осуществлять их своевременную и профессиональную модернизацию с учетом социального, экономического и технического развития страны.

    • [1] Комментарий к закону «О разграничении государственной собственности на землю» / под ред. С. А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2002. С. 4–19.
    • [2] Гражданское право. Общая часть: курс лекций / под ред. О. Н. Садикова. М., 2003. С. 23-54.
    • [3]Игнатьева, И. А. Теория и практика систематизации экологического законодательства России. М.: МГУ. 2007; Реализация прав собственности на природные ресурсы / рук. авт. коллектива С. А. Боголюбов. М.: ИЗиСП; Юристъ, 2007.
    • [4] Собр. законодательства РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.
    • [5] Якутские ведомости. 1993. № 9.
    • [6]Васильева, М. И. Региональная экологическая политика. Правовые аспекты. М.: Центр экологической политики России, 2001; Васильева, М. И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: МГУ, 2003; Законодательство России в XXI веке. М.: ИЗиСП, 2002. С. 136–172; Бринчук, Μ. М. Концепция развития экологического законодательства Российской Федерации. М.; СПб.: ИГиП РАН; изд. Юридического института, 2009; Анисимов, А. П., Рыженков, А. Я., Черноморец, А. Е. Экологическое право России: учебник. М.: Юрайт, 2009.
    • studme.org

      ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

      Понятие и формы права собственности на природные ресурсы

      Собственность на природные ресурсы имеет определяющее значение в системе обществен­ных отношений по природопользованию и охра­не окружающей природной среды.

      Право собственности как юридическая кате­гория может пониматься в двух значениях — субъективном и объективном.

      Право собственности в субъективном смыс­ле — это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ре­сурсами. В объективном смысле право собствен­ности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представ­ляет собой совокупность правовых норм, кото­рые закрепляют принадлежность природных ре­сурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими.

      Право собственности на природные ресурсы установлено в Конституции РФ (ст. 9, 36), Гражданском кодексе РФ (ст. 129, 209, 212), актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ре­сурсов: Лесном кодексе РФ (ст. 19), Водном ко­дексе РФ (ст. 34, 35), Законе РФ «О недрах» (ст. 1-2), Федеральном Законе «О животном ми­ре» (ст. 4) и др.

      Осуществляемые в нашей стране реформы, направленные на формирование рыночной эко­номики, затрагивают в первую очередь отноше­ния собственности. Конституция РФ и действующее законодательство исходят из признания многообразия и равноправия различных форм собственности. В настоящее время в Российской Федера­ции юридически признаются и защищаются государственная, муниципаль­ная, частная и иные формы собственности на природные ресурсы.

      Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы

      Классификация основных форм собственности на природные ресурсы проводится по его субъектам, в качестве которых могут выступать государ­ство (Российская Федерация и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица.

      Крупнейшим собственником природных богатств нашей страны является российское государство. В соответствии с законодательством ему принадле­жат большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящих­ся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кро­ме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения).

      Понятие и состав фондов природных ресурсов как объектов права госу­дарственной собственности раскрываются в земельном, лесном, водном за­конодательстве, законодательстве о недрах и т. д. и рассматриваются в соот­ветствующих темах данного учебного пособия.

      Наиболее важная часть природных объектов находится в федеральной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из при­знака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлени­ем функций федеральных органов государственной власти, либо располо­женные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной эко­номической зоны РФ * . В частности, такими объектами являются:

      * См. Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16 декабря 1993 № 2144; ст. 2-1 3акона «О недрах», ст. 36 Водного кодекса РФ, ст. 19 Лесного Кодекса РФ; ст. 4 Федерального Закона «О животном мире»? ст. 2 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях».

      — земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществ­ления других функций федеральных органов государственной власти;

      — земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транс­портными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

      — земельные участки и другие природные объекты государственных при­родных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;

      — виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

      — виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпа­дающим под действие международных договоров;

      — месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударствен­ное значение;

      — лесной фонд РФ и леса на землях обороны;

      — водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъек­тов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние мор­ские воды, территориальное море РФ;

      — естественные ресурсы морской экономической зоны и континенталь­ного шельфа РФ;

      — иные природные ресурсы по взаимной договоренности Российской Федерации и ее субъектов.

      В муниципальной собственности — собственности муниципальных обра­зований (городов, районов, поселков и т. д.) — могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.

      Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объек­ты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточ­ные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность -деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предприни­мательской деятельности и др.

      Данные виды природных объектов являются неотъемлемой принадлеж­ностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и граж­данского законодательства.

      Содержание права собственности на природные ресурсы

      В содержание права собственности на природные ресурсы входят право­мочия владения, пользования и распоряжения.

      Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

      Право пользования — это юридическая возможность извлекать из при­родного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяй­ственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

      Право распоряжения предполагает возможность в установленных зако­ном пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

      Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противореча­щие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

      Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со специфи­кой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъек­тов (государство, организации, граждане).

      Природные ресурсы — особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхожде­ния, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостоя­ния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природ­ные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как осно­ва жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

      Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом — сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование от­ношений собственности на природные ресурсы, установление законодатель­ных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как от­мечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружаю­щей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль го­сударства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безо­пасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы * .

      * См. Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996 № 440, разд. 2.

      Учитывая большую экологическую и социально-экономическую цен­ность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владе­ние, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допус­кается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Граж­данского кодекса РФ).

      В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъек­ты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и вос­производству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредно­го влияния своей деятельности.

      Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоря­жения природными ресурсами, которые выражаются в определении его осо­бого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания эконо­мических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земель­ных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вооб­ще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

      Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или во­обще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ гово­рится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объек­там, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерыв­ного движения и водообмена (ст. 31).

      Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и поль­зования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятель­ности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуще­ствляется государством в основном через управленческие функции его ком­петентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной ок­ружающей природной среды и др.

      Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владе­нию, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособно­сти, определенной в уставах и других учредительных документах.

      Не останавливайтесь, читайте дальше:

      rudiplom.ru

      Это интересно:

      • Получение гражданства натурализация Оформление и получение гражданства Великобритании Получить гражданство Великобритании сложно, но все-таки можно. Причем в этой стране больше предложений для иммигрантов, чем в остальных европейских странах. В последнее время поток желающих жить в Англии значительно уменьшился, но это […]
      • Жалоба на нового директора Особенности подачи жалобы на директора школы в 2018 году В школе ребенок проводит большую часть своего времени. Директор, администрация и педагогический состав учреждения должен быть для детей примером, образцом профессионализма и компетентности. Нередко представления далеки от идеалов. […]
      • Сроки восстановления гражданства Порядок восстановления российского гражданства в 2018 году Законодательством Российской Федерации предусмотрены несколько способов получения гражданства. И одним из них является восстановление в гражданстве РФ – процедура, благодаря которой стать гражданином России может тот, кто уже […]
      • Спортивная страховка россия Спортивная страховка Подходит для спортивных секций и детских и взрослых спортивных соревнований, оплата картой на сайте, оригинал полиса на email — всего за 2 минуты Страховые полисы принимаются всеми федерациями: Преимущества Как купить спортивную страховку? Купить страховку с […]
      • Заявления на премию пример Представление на премирование: образец для подражания Документально оформить решение поощрить сотрудника работодателю поможет представление на премию. Этим может заниматься непосредственный руководитель человека, а также начальник кадровой службы. Виды возможных поощрений Статья 191 […]
      • Страховка жизни при страховании машины Обязательно ли страхование жизни при страховании автомобиля Каждый автовладелец при эксплуатации своего транспортного средства должен иметь действующий полис ОСАГО. В настоящее время сложилась такая ситуация, что приобрести автогражданку можно только с дополнительными услугами. Чаще […]
      • Работа юристом брест Работа юристом брест Главное Разделы Бизнес Все новости Бреста Лучшие материалы Бреста Курсы валют и бизнес в Бресте Граница, Web-камеры, таможня Гостей за последние 5 мин.: 481 Максимум сегодня - 873 в 09:10Статистика комментариев на сайте: Вчера 452, […]
      • Заявление о прекращении полномочий руководителя Составляем решение о прекращении полномочий директора (образец 2018) Учредитель общества решил досрочно уволить генерального директора. Теперь все нужно правильно оформить. Перед расторжением трудового договора следует составить решение учредителя о прекращении полномочий директора. […]