Чем коллегии отличались от приказов

admin

Разница между коллегиями и министерствами

Управленческая сфера тесно связана с необходимостью принятия большого количества решений, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь общества. Будущим руководителям и юристам, да и просто деловым людям, будет нелишним знать разницу между министерством и коллегией. Данные объединения существенно отличаются друг от друга, осуществляют собственные функции и выполняют свой набор обязанностей. Разделение полномочий между ними сложилось исторически и обусловлено целым рядом причин.

Определение

Коллегия – это общность людей, объединённых одним профессиональным занятием, созданная для реализации поставленных целей и задач. Данный термин имеет множество значений, обусловленных историческим отрезком времени. Так, в Российской империи коллегии выполняли функции отраслевых органов государственной власти. В настоящий момент данным понятием охватывается круг специализированных совещательных органов, созданных для решения конкретных задач (коллегия судей, адвокатов).

Министерство – орган государственной власти, наделённый широким кругом полномочий и управляющий определённой сферой общественно-правовых отношений. Централизованная система управления предполагает наличие властной вертикали, во главе которой стоит министр (в некоторых странах – директор). Между различными министерствами одного государства поделены сферы влияния на общественную, политическую и экономическую жизнь, дублирование функций крайне нежелательно.

Если мы говорим про исторический аспект, то коллегии в России появились значительно раньше министерств. Их состав был заранее определён и включал в себя, помимо целого ряда должностей, прокурора, который следил за правильностью работы, секретаря, регистратора. Структура министерств Российской империи была создана в соответствии с планом М.Сперанского и постепенно расширялась, по мере развития государства и общества.

В настоящий момент понятие коллегии полностью утратило свой изначальный смысл и превратилось в добровольное объединение людей, созданное для периодического решения определённых вопросов, имеющих значения для круга профессионалов или специалистов. Это может быть сообщество адвокатов, судей, прокурорских работников, сформированное для обсуждения той или иной проблемы и последующего принятия решения. При этом министерства обладают централизованной структурой и являются динамичными, для них характерна вертикаль власти. В коллегии решения принимаются путём переговоров, что существенно снижает скорость их работы.

Разница между коллегиями и приказами

Органы управления в царской России существенно отличались от их нынешних аналогов. Институты власти прошли серьёзный путь от архаичных образований до спланированной системы, призванной ускорить процессы принятия решений. Анализ различий системы приказов и коллегий хорошо отражает динамику развития административной отрасли России и позволяет лучше понять истоки современной бюрократии. Возможно, понимание ошибок прошлого позволит преодолеть определённые проблемы настоящего.

Приказы – органы государственной власти, возникшие в 16-м веке в России и существовавшие до создания коллегий, а позже — министерств. В их состав входили судьи, которые принимали управленческие решения, а также дьяки и подьячие, на которых была возложены технические обязанности (делопроизводство). Количество приказов исчислялось десятками, часть из них заведовала делами царя (Челобитный приказ, Приказ Тайных дел), часть – военной сферой, часть – дворцовыми вопросами, торговыми отношениями и т.д.

Коллегии – органы государственного управления, сформированные по приказу Петра I взамен устаревших приказов и курировавшие широкий круг вопросов. Каждый такой орган обладал штатной структурой, построенной на принципах централизации. На вершине системы находился Главный магистрат, который координировал работу всех коллегий и являлся апелляционной инстанцией, призванной разрешать возникшие споры.

Итак, приказы образовались естественным образом для выполнения государственно-властных функций, переданных государем. Их количество постоянно росло и к началу 18 века уже составляло несколько десятков. Коллегии появились при реализации плана Петра I по централизации власти. Изначально их было 10, но затем к ним прибавились другие органы. Принцип управления в приказе – единоначалие, все важные решения принимались ответственным лицом. Коллегии представляли собой совещательный орган. Все важные решения вырабатывались коллегиально всеми членами органа власти.

Различался и состав учреждений. В приказе был один или несколько судей, дьяки и подьячие. Структура коллегии гораздо сложнее: во главе стоял Сенат, назначавший президента и вице-президентов, советники и асессоры, а также технический персонал (переводчик, регистратор, актуариус, секретарь и другие). Существовали серьёзные требования для службы в такой организации.

Изначально каждая коллегия должна была решать определённый круг вопросов, что исключило бы дублирование функций. Этот принцип был реализован в значительной степени, и эффективность управления по сравнению с приказами существенно возросла.

thedifference.ru

Чем коллегии отличались от приказов

Сенат представлял собой коллегиальный орган, члены которого назначались царем. Из девяти членов Сената только трое были представителями старинной титулованной знати (кн. Долгорукий, кн. Г.И. Волконский, кн. П.А. Голицын), остальные принадлежали к малознатным родам, возвысившимся лишь в CVII в. (Т.Н. Стрешнев, И.А. Мусин-Пушкин), к признанным дельцам (Г.А. Племянников) или дворянам (М.В. Самарин, З.Г. Апухтин, Н.П. Мельницкий). Лишь трое из сенаторов (Мусин-Пушкин, Стрешнев и Племянников) в прошлом были членами Боярской думы. При Сенате была учреждена канцелярия во главе с обер-секретарем. Дополнительные указы 2 и 5 марта 1711 г. определили функции и порядок деятельности Сената, который должен был заботиться о соблюдении правосудия, о государственных доходах и расходах, о явке дворян на службу и т.д. в первые годы существования функции Сената были разнообразны, а компетенция необыкновенно широка. Однако уже в этот период царь не разделял своей власти с Сенатом. Сенат был законосовещательным учреждением, за исключением немногих чрезвычайных случаев, когда в отсутствие царя он играл роль законодательного органа.

Сенат был органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами. Этот надзор осуществляли первоначально созданные в марте 1711 г. фискалы, в задачу которых входило тайно подслушивать, проведывать и доносить обо всех преступлениях, наносящих государству вред, о нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и т.п. За несправедливые доносы фискал не наказывался, а за правильные — получал вознаграждения, равные половине судебного штрафа с уличенного им должностного лица. Фискалами руководил входящий в состав Сената обер-фискал, который поддерживал связь с ними через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата — особое судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов (существовала в 1712-1719 гг.)

В отличие от Боярской думы Сенат уже в первые годы стал бюрократическим учреждением с назначаемыми чиновниками, делопроизводителями и подведомственными учреждениями.

С созданием коллегий их президенты с 1718 г. вошли в состав Сената. Однако в указе от 12 января 1722 г. Петр 1 вынужден был признать присутствие президентов в Сенате нежелательным и неправильным, так как оно затрудняло надзор за коллегиями и отвлекало президентов от непосредственных дел. В составе Сената после этого указа остались президенты лишь четырех коллегий: Иностранной, Военной, Адмиралтейской и временно Берг-коллегии.

Окончив войну с Швецией, Петр мог уделить больше внимания вопросам управления. Вскоре после принятия им титула императора Сенату было запрещено издавать от своего имени общегосударственные законы. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор. Ближайшим помощником генерал-губернатора был обер-прокурор. В коллегии и надворные суды были назначены прокуроры.

Генерал-прокурор получил огромные права, закрепленные законодательно его «Должностью» 27 апреля 1722 г. На него возлагался надзор за всем распорядком работы Сената: он созывал сенаторов, наблюдал за исправностью посещения ими заседаний; ему же подчинялись генерал-фискал и канцелярия Сената. «Предложения» генерал-прокурора оказывали решающее влияние на сенатские приговоры: он имел даже право законодательной инициативы.

Созданный в конце правления Петра I сложный бюрократический государственный аппарат требовал элементарного надзора, органом которого и стал Сенат. Главную роль в осуществлении этого надзора играл генерал-прокурор, который, действуя через подчиненных ему прокуроров и фискалов, выступал как «око царево и стряпчий о делах государственных».

За первые 14 лет существования Сенат из высшего органа управления государством превратился в высший орган надзора за управлением в государстве.

Крупнейшим феодалом-землевладельцем Русского государства оставалась церковь, которая к концу XVII в. все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, что было несовместимо с неограниченной властью монарха.

Когда в 1700 г умер патриарх Андриан, Петр I решил «обождати» с избранием нового патриарха. Временно во главе духовенства был назначен рязанский митрополит Стефан Яворский.

Высокообразованный деятель церкви, поклонник преобразований Петра I, псковский епископ Феофан Прокопович по заданию и с помощью царя составил «Духовный регламент» и научный трактат «Правда воли монаршей», в которых давал теоретическое обоснование абсолютизма. 25 января 1721 г. Петр I утвердил «Духовный регламент», по которому учреждалась Духовная коллегия, преобразованная вскоре (14 февраля) в Святейший правительствующий Синод. 11 мая 1722 г для надзора за деятельностью Синода Петр I назначил обер-прокурора.

Центральные государственные учреждения. В 1699 — 1701 гг. была проведена реформа центрального управления, заключавшаяся в объединении ряда приказов, которые или полностью сливались, или соединялись под начальством одного лица с сохранением аппарата каждого приказа в отдельности. В связи с новыми потребностями страны (особенно с началом Северной войны) возникло несколько новых приказов. К осени 1699 г. насчитывалось 44 приказа, но значительная их часть действовала объединено, составляя 25 самостоятельных учреждений.

Приказы в начале XVIII в. представляли собой пеструю и нестройную систему учреждений с нечеткими функциями и параллелизмом в деятельности, несовершенным делопроизводством, волокитой и грубым произволом должностных лиц. Отдельные отрасли управления (заведование городским сословием, финансами, мануфактурами, горным делом, торговлей и т. д.) были разделены между несколькими приказами Все это тормозило осуществление задач государства в новых исторических условиях, толкало на поиски иных организационных форм центрального государственного аппарата.

Реформа 1718 — 1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела коллегии. Всего было создано 12 коллегий. Важнейшими, «государственными» считались три первых: Иностранных (чужестранных) дел, Военная (Воинская), Адмиралтейская; Камер-, Штатс-контор-, Ревизии заведовали финансовой системой государства; Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии ведали промышленностью и торговлей; Юстиц-коллегия занималась судебной системой, Вотчинная — делами господствующего дворянского сословия и Главный магистрат — управлением городами и делами зарождавшейся буржуазии.

Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но 28 февраля 1720 г был издан обширный (из 56 глав) «Генеральный регламент», определивший единообразие организационного устройства, порядок деятельности и делопроизводства. На протяжении XVIII в. этим законом руководствовались все правительственные учреждения России.

Коллегии отличались от приказов коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, единообразием организационного устройства, делопроизводства и более четкой компетенцией.

Коллегии являлись центральными учреждениями, подчиненными царю и Сенату; коллегиям по разным отраслям управления подчинялся местный аппарат.

www.newreferat.com

Коллегии как органы власти в России

Здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Неизвестный художник третьей четверти XVIII века. По гравюре Е. Г. Внукова с рисунка М. И. Махаева

Органы государственной власти в России не раз претерпевали изменения. Так Пётр I заменил приказы коллегиями. Что такое коллегии? Каковы их компетенции? Почему приказы были заменены коллегиями ? Разберёмся в этом.

Коллегии

Коллегии –это органы центральной государственной власти, которые были утверждены Петром I в 1718-1720 гг. Специально для них было сооружено здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге, которое находится и сейчас на Васильевском острове. Автором проекта был архитектор Д.Трезини.

Преимущества коллегий по сравнению с приказами

Систематизация органов власти, чёткое распределение полномочий ( в приказах часто одни и те же функции выполняло несколько приказов), охват деятельностью коллегий почти всех сфер общественной жизни .

Коллегиальность принятия решений, совещательный характер принятия решений членами коллегий («все лучшее устроение через советы бывает»)

1716- первая попытка создания коллегии – создана Торговая коллегия

1717 – официальное начало складывания коллегиальной системы государственного управления.

1718 – было сформировано 9 коллегий

1720- создание Главного магистрата, который , на правах коллегии, координировал магистраты, их работу.

1720 – образована Юстиц- коллегия Лифляндских и Эстляндских дел

1721- образована Вотчинная коллегия

1722- разделение Берг-мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и мануфактур- коллегию

1726- создана Коллегия экономии

1802 – Александр I заменил коллегии министерствами.

Компетенции коллегий при Петре I

Коллегии

Компетенция

Первые Президенты коллегий при Петре I

www.poznaemvmeste.ru

Политическая система России в 15 — 17 веках (стр. 1 из 2)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ В 15-17 ВЕКАХ

Во 2-ой половине 17 в. развитие государственного строя России переходило от самодержавия с Боярской думой, от сословно-представительской монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму. Абсолютизм — вся власть принадлежит монарху. В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ, но уже с “Соборного уложения” 1649 г. прослеживаются попытки перехода к новым формам организации власти. Появляется титул “самодержец”. В царствование Алексея Михайловича Романова (царев. 1645-1676) Земским собором в 1649 г. было принято “Соборное уложение”, состоявшее из 25 глав, разделенных на 967 статей. 1-9 главы содержали статьи о государственном праве, 10-15 — излагали устройство судопроизводства, 16-20 — формулировали право на холопов, 21-25 — урегулировали второстепенные вопросы. Оно разрешало обмен вотчин на поместья и наоборот, положило начало слиянию бояр и дворян в один класс-сословие. Черносошным крестьянам было запрещено записываться в дворянство, было введено подворное обложение: единицей взимания налогов становился крестьянский или посадский двор. Все сословия были закреплены. С 80-х г. 17 в. прекратился созыв Земских соборов. Были внесены изменения в приказную систему: несколько приказов подчинялись одному лицу, в систему управления на местах: на места посылались воеводы. В 1682 г. было отменено местничество: стал выдвигаться принцип служебного соответствия; был открыт доступ к управлению страной выходцам из дворян и приказных людей. Во 2-ой половине 17 в. были попытки реорганизации армии: собирались полки из простого люда — пехота, конница и смешанного строя. Эти полки собирались только на время войны, а после ее окончания распускались. Произошел конфликт между руководством церкви и государством (Никон доказывал, что “священство” выше “царства”). С 1677 по 1681 Россия воевала с Турцией (правил Федор Алексеевич 1676-1682). В 1681 был заключен Бахчисарайский мирный договор. По нему Днепр становился границей между Россией и Крымским ханством. Левобережная Украина присоединялась к России, земли между Днестром и Бугом считались нейтральными (их нельзя было заселять). В 1682 произошло Московское восстание, которое длилось 3 дня. Власть находилась в руках стрельцов. По их требованию, первым царем был провозглашен Иван, вторым Петр, а до их совершеннолетия назначалась регентша — царевна Софья. Софье обманом удалось казнить начальника Стрелецкого войска Хованского и власть перешла к ней в руки, но фактически правителем был ее фаворит князь В.В. Голицын. В 1686 был заключен “Вечный мир” с Польшей. Русская армия предприняла 2 неудачных похода против Крымского ханства (1687, 1689). После смерти царя Ивана в 1696 установилось единовластие Петра 1. Первое, что сделал Петр, он продолжил войну с Крымом. В 1695 был совершен 1-ый Азовский поход, который был неудачным, а 2-ой в 1696, в результате которого, блокировав Азов с моря, русские войска овладели городом. 1697-1698 — “Великое посольство” Петра 1 в Европу, в ходе его Петр убедился, что сложилась благоприятная обстановка в борьбе за Балтику. Петр прервал поездку, т.к. получил донесение о восстании стрельцов в Москве(1б98). Но еще до приезда Петра мятеж был подавлен правительственными войсками (более 1000 стрельцов были казнены). Стрелецкое войско подлежало расформированию.

Органы государственной власти в XVII веке и в Петровское время

В XVII веке идет процесс укрепления самодержавных институтов по отношению к институтам боярского представительства. В практику входит, что руководители исполнительных органов власти, приказов, отчитываются теперь непосредственно перед царем, а не перед боярами из Думы, сами думские бояре участвуют в работе приказов. Создается Тайный приказ, канцелярия царя, важный орган, вообще неподконтрольный Боярской Думе. Во второй половине XVII века вводятся в практику единоличные законодательные акты Царя, несогласованные с Думой, их число постоянно растет и превышает боярские приговоры-решения более чем в десять раз.

Наряду с потерей властных полномочий Думой, теряют свою роль и Земские собрания. Если принятое на Земском соборе 1649 года Соборное Уложение явилось значительным государственным решением, то уже спустя всего четыре года Земские Соборы становятся совещательными органами при Царе, а после вообще их перестают собирать.

Исполнительные органы власти – приказы – прошли в своем развитии пик расцвета и стали погружаться в пучину бюрократической громостскости. К концу века приказов насчитывалось огромное количество, среди них были как отраслевые, ответственные за какую-либо сферу государственной жизни, так и территориальные, отвечающие за дела территорий. Приказы погрязли в бюрократизме, взятничестве и волоките и превратились в неэффективные органы государственного управления.

Отсутствие морских торговых путей и связей с зарубежными государствами к началу XVII века обусловили некоторое отставание Русского государства от других передовых стран того времени. Неэффективная система государственного управления, основанная на боярской думе и системе приказов, не могла решить эту проблему. Реформа государственного аппарата, проведенная Петром Великим, смогла повысить эффективность государственного управления и решить как проблему выхода к морям, так и проблему технического отставания.

Реформам подверглись функции всех органов государственной власти:

Единоличный орган – царь,

Коллективный орган – Дума,

Центральные органы исполнительной власти – приказы,

Церковь, как орган, частично выполняющий государственные функции,

Местные органы власти.

Царь . Весь предыдущий период истории, начиная со времен призыва на княжение Рюрика и до Петра Великого, основным аспектом существования высшей власти в стране были взаимоотношения двух высших органов государственной власти – единоличного: князя или царя и коллективного, вече или боярской думы. В начале XVII века этот аспект проявился новым качеством – единоличная власть первого должностного лица, царя, полностью подчинила себе коллективный орган и отныне, царь перестал разделять с ним власть, а подчинил его себе и наделял некоторыми полномочиями по своей воле и поручениями.

Боярская дума с первых лет петровского правления стала собираться все реже и реже, ее численность сократилась почти вдвое, внутри Думы выделилась группа бояр, которые образовали промежуточный орган – Консилию – куда ходили и бояре, главы приказов. Позже, по решению царя, и ее функции отошли к Сенату – назначаемому царем совещательному органу. Сам царь, повысив свой статус, принимает титул Императора. Сенат, первоначально, был органом, замещающим царя во время его отсутствия, позже – контрольным органом за работой исполнительных органов власти.

Исполнительные органы государственной власти – приказы – были реформированы в петровское время в коллегии. Приказная система была запутана, насчитывала 44 учреждения, разделяющихся, как по отраслевому, так и по территориальному признаку. Многие приказы пересекались по функциям, имели одного руководителя, частично общий штат. Петр на их месте создал 12 коллегий, важнейшими из которых были три: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская. Коллегии отличались от приказов коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, единообразием организационного устройства, делопроизводства и более четкой компетенцией. Коллегии подчинялись царю, контролировались Сенатом, сами, в свою очередь, управляли местными органами, в рамках своего направления. С 1722 года каждая коллегия имела свой филиал в старой столице – Москве.

Церковь . В 1700 году после смерти Патриарха, Царь Петр решил «обождати» с выбором нового Патриарха и на место главного священника был назначен исполняющим обязанности рязанский митрополит, сторонник царя и высокообразованный деятель. В 1921 году на уровне духовной коллегии был учрежден святейший Синод. Таким образом царь установил самодержавный контроль на только над боярской Думой , но и над Церковью, превратив ее, во многом, в часть государственного аппарата. Действия Петра Великого укладывались в рамки русской традиции, так как в свое время другой единоличный правитель Владимир Великий (Креститель, Красное Солнышко) своей волей придал церкви официальный статус в русском государстве. Святейший Синод во времена Петра контролировался специальным государственным чиновником, обер-прокурором.

Местные органы . Допетровское административное деление не было единообразным, а деятельность местных органов – эффективной. Петр разделил территорию страны на 8 губерний, позже их стало 11. Губернаторы получили чрезвычайные полномочия: каждый из них имел административные, полицейские, финансовые и судебные функции, а также являлся командующим всех войск, расположенных в подведомственной ему губернии. Территории губерний для лучшей управляемости были разделены на провинции. Фактически данная схема не была местным самоуправлением, а была государственным центральным управлением территориями. Собственно местное самоуправление было не сильно развито, но купечество, ремесленники и мелкие торговцы городов получили право выбирать из своей среды бурмистров, объединившихся в бурмистерские (земские) избы, для решения вопросов своего уровня.

Судебные органы. Реформа судебных органов при Петре привела к созданию судов двух иерархий – нижних судов, которые судили сельских и городских жителей, и т. н. надворных, губернских судов, по одному в каждой губернии. Контрольными органами над судами были Юстиц-коллегия, а над ней, высшая инстанция – Сенат. Основной смысл реформы – отделение функций нижних судов от функций управляющей администрации. Разделений функций не прижилось в России и вскоре судебная деятельность вновь перешла к администрации.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИИ 15-17 ВЕКОВ

Социальная структура русского общества 17 века вполне соответствовала феодальным отношениям, устоявшимися в данное время на Руси. Одним из главных, важных и знатных сословий в русском обществе 17 века было боярство. Бояре – были потомками бывших великих и удельных князей. Боярские семьи служили царю, и занимали руководящие должности в государстве, бояре владели большими земельными участками – вотчинами.

mirznanii.com

Это интересно:

  • Отдел опеки по краснодарскому краю Отдел опеки по краснодарскому краю Граждан, обращающихся в Центральный отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю, нередко интересует вопрос: в каких случаях необходимо согласие органа опеки при отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или […]
  • Закон о военнослужащих 76 фз статья 10 Статья 28.10. Исполнение дисциплинарных взысканий 1. Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется. 2. […]
  • Заявление уфмс воронеж Отдел УФМС России по Воронежской области в Коминтерновском районе г. Воронежа Руководство Управления Начальник Викулина Ирина Викторовна Старший инспектор Филимонцева Лариса Петровна График работы по приему населения Прием: Понедельник: 18.00 - 19.45 Вторник: 14.00 - 16.00 Четверг: 14.00 […]
  • Статья об административных правонарушениях несовершеннолетних Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ ст 6.21 (ред. от 23.04.2018) Статья 6.21. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с применением […]
  • Правила моей кухни новая зеландия на русском Правила моей кухни 8 сезон Краткое описание "Правила моей кухни 8 сезон" Кулинарное шоу «Правило моей кухни» продолжает снимать сезон и набирать новых участников. Несколько команд будут между собой соревноваться, в одной команде участвуют два человека. Первом сезоне телешоу отобрали […]
  • Миром правят чувство Миром правят жажда власти, секс и чувство голода? Поделиться Для многих людей жизненный успех определяется местом, которое они занимают в «пищевой цепочке»: ты или хищник, и этим всё сказано, или травоядный. В природе всё подчинено праву сильного. Например, лев, пользуясь положением […]
  • Приказ 837 мвд рф Опубликован Приказ МВД РФ № 707 от 6 сентября 2017 г. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев 6 сентября 2017 года подписал Приказ № 707 от 6.09.2017 года О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрационно-экзаменационной […]
  • Уголовный кодекс 161 ст Статья 161 УК РФ. Грабеж 1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными […]