Причины преступления и наказания раскольникова

admin

Каковы причины преступления Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

«Преступление и наказание» — одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского. Автор попытался решить в нем множество проблем: от социальных и нравственных до философских. Как отмечал Фёдор Михайлович, его новый роман – это «психологический отчет одного преступления», которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет не об обычном уголовном преступлении. Раскольников — не просто убийца. Это «идеологическое» преступление, где преступник – мыслитель и философ. Мир Достоевского противоречив, «за» и «против» находятся в постоянной борьбе — и в душах героев, и в отношении к ним автора.

Двойственно относится к Раскольникову и сам автор. С одной стороны, он сочувствует способности героя глобально ставить вопросы бытия, исследовать самого себя и наделяет Раскольникова впечатлениями, которые были родственны его собственной душе.

Честность Раскольникова помогает нам понять, что причины его преступления кроются не только в страшных социальных условиях, которые действительно угнетают человека, но и в отчуждении от людей, от которых он ожидает зла, и в добрые их намерения не верит.

Сестру и мать Родион обвиняет в шиллеровском прекраснодушии. Таким образом, мы видим, что на преступление Раскольников идет не из героического желания осчастливить бедных, хотя он им сочувствует, и не из любви к человечеству.

У Раскольникова есть своя вина, которая ведет к преступлению. Она противоположна вине Мармеладова, который хочет, чтобы его любили. Раскольников исходит из презрения к людям, которых он считает «тварями дрожащими». Он человек отдельный, отчужденный от других людей, интересующийся больше не миром, а собой.
Почему Достоевский дал ему эту фамилию и такое имя? Отчуждение от людей, обрубание связей с ними, раскол – вот суть героя. Совершив убийство, Раскольников ещё более отделён от человечества: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его…».

Жестокое неприятие друзей, даже таких преданных, как Разумихин, приводит Раскольникова к жажде одиночества. «Вы все надоели мне смертельно, и я хочу быть один», — спокойно отвечает Раскольников на взволнованную речь Разумихина, в смятении и беспокойстве за друга ищущего выход. Раскольников грубо отказывается от благодеяний не только из гордости, но и из-за равнодушия к жизни. Раскольников «никого не любит, может, и никого не полюбит». Разумихин, любя друга, возмущён его отщепенством: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нём два противоположные характера сменяются».

Закрытость, жизнь «про себя» – признак гордости и недоверия к людям – сопровождают всю жизнь Раскольникова в романе. Выходя из дома, задумав чёрное дело, он крадётся осторожно, неслышно, как кошка. Но так было и раньше, когда он учился в университете. Примечательно, что Раскольников, пребывая в университете, почти не имел друзей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него вскоре все отвернулись. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это героя уважали, но никто не любил. Впрочем, рассудочность, жестокий рационализм героя не отменяют трепет чувств, который рождается из несогласованности его побуждений.

Теория, основу которой Родион подслушал в трактире у студента, сродни натуре Раскольникова. Отчуждение от людей, презрение к ним и сухой рационализм говорят о неслучайности идеи, которая так захватила Раскольникова, что странная мысль «наклёвывалась в его голове, как из яйца цыплёнок».

О теории Раскольникова мы поначалу узнаём из уст Порфирия Петровича, заинтересовавшегося статьёй Раскольникова: «Все люди как-то разделяются на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенные должны жить в послушании и не иметь права преступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон – собственно, потому что они необыкновенные». Право на преступление, по теории Раскольникова, даётся природным неравенством людей. Но Родион не соглашается с этим примитивом, он тут же вступает в спор с Порфирием, выдвигая более высокие причины права на преступление. Высокие цели оправдывают в глазах героя любые средства, вплоть до кровопролития.

И в конце романа Раскольников остаётся пылким приверженцем своей теории, даже готовясь сделать явку с повинной. Объясняя Дуне, почему его великолепный замысел обратился в глупость, Раскольников оправдывает себя. Он хотел добра людям, хотел сделать тысячи добрых дел: «…ну, я решительно не понимаю: почему лупить в людей бомбами, правильною осадой, более почётная форма. ».

В эпилоге романа, через полтора года после преступления, эгоцентризм Раскольникова, скрывшего на суде истинные причины преступления, не развеян случившимся. Герой «углублён в самого себя и ото всех как бы заперся». Таким образом, роман Достоевского убеждает нас в том, что не столько социальные условия, сколько нравственное заблуждение, утрата человечности ведут к преступлению.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

www.litra.ru

Каковы причины преступления Раскольникова по роману Федора Достоевского Преступление и наказание

В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим.

Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен». Его поступки, высказывания, переживания выдают в нем высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Родион воспринимает чужую боль немного острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, он дает деньги на похороны Мармеладова, которого едва знает. С презрением он относится к тем, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Разумихин – преданный друг Раскольникова, и Соня – несчастная жертва гниющего общества – восхищаются им. Даже его преступление не может поколебать эти чувства. С уважением относится к нему следователь Порфирий Петрович, человек умный, раньше других догадавшийся о его преступлении.

Как же могло так случиться, что такой человек совершает чудовищное злодеяние? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за «униженных и оскорбленных», совершил убийство «по теории», которая была рождена социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Сам раскольников находится в нищенском состоянии, на каждом своем шагу он видит нищету и унижение близких ему людей, таких же «униженных и оскорбленных», как и он сам. Условия жизни, в которых приходится существовать молодому человеку, и породили антигуманную теорию «крови по совести», а теория вылилась в преступление.

Сама идея «убийства по совести» родилась у Раскольникова уже давно. Он рассказывает, что ее принципы изложены им в статье, которую опубликовал некоторое время назад. От простой теории до ее осуществления на практике Родиону пришлось сделать всего несколько шагов. В последние три дня перед преступлением он сталкивается с тремя человеческими трагедиями, которые и толкают его на преступную тропу.

В отвратительном, грязном трактире, под крики пьяных, слушает раскольников исповедь Мармеладова о своей жизни, о том, как он опустился на дно, пропил все, что у него было, обрек на нищенское существование свою семью. И теперь старшая дочь Сонечка вынуждена работать на улице, чтобы хоть как‑то помочь семье. Этот рассказ производит на Родиона большое впечатление. Его бунтующая душа не может смириться с такими трагедиями. По его мнению, человек не должен смиряться и терпеть, а должен выйти за преграды, переступить их.

Но чем больше Родион анализирует свое преступление и те нравственные мучения, происходящие в нем после него, тем больше понимает, что он «не переступил, на этой стороне остался». Он не выдержал испытания на «необыкновенного» человека.

Читатель не может не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление.

Причины преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказания») (стр. 1 из 4)

Причины преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказания»)

I.Обоснование выбора темы

II. Образ Петербурга

IV. Положение семьи

V. Сострадание к «униженным» и «оскорбленным»

VI. Гордость героя

VII. Одиночество Раскольникова

VIII. Теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих»

X.Список используемой литературы

I. Обоснование выбора темы

Ф.М. Достоевский является одним из моих самых любимых писателей. Его творчество очень актуально в настоящее время; открыв страницы его романов, можно найти там ответы на многие интересующие вопросы. Ни одно произведение Достоевского не может оставить равнодушным. Он был непревзойденным мастером «больных сцен»; без словесных нажимов умел достичь огромной силы впечатления отбором жизненных явлений, от которых цепенеешь в ужасе и над которыми глубоко задумываешься. Писатель всегда изображал не устоявшиеся в жизни явления, а находящиеся в движении, разноконтрастные, конфликтные. В центре каждого большого романа Достоевского стоит одна необыкновенная, загадочная личность. Человек, «стоящий на краю пропасти», доведенный до отчаяния интересовал писателя своей психологией: что способствовало тому, что он оказался на этой грани; как можно помочь ему; есть ли предел его падению? Никто, кроме Достоевского, на мой взгляд, не смог так достоверно раскрыть перед читателем внутренний мир человека, всю его сложность и показать самые потаенные уголки его души. Но также он уделял большое внимание занимательности повествования, был непревзойденным мастером острой, авантюрной фабулы, захватывающей читателя.

Одним из интереснейших произведений Ф.М. Достоевского, да и всей русской литературы, является роман «Преступление и наказание». Достаточно открыть первую страницу, как невольно и незаметно втягиваешься в стремительный ритм этого произведения. Повествование построено так, что в продолжении всего романа напряженно следишь за каждым движением воспаленной мысли главного героя — Родиона Романовича Раскольникова, за одинокими блужданиями его души, за лихорадочной сменой решений и противоречивых поступков. Я заинтересовалась изменением внутреннего мира Раскольникова, повлекшим за собой ужасный поступок – убийство старухи–процентщицы — и причинами, вызвавшими эти изменения. Именно поэтому я выбрала эту тему для своего реферата. Я хочу разобраться, что подтолкнуло главного героя к совершению преступления. Все, что послужило мотивами убийства Родиона Раскольникова, построено на глубоких, запутанных противоречиях, в которых мне предстоит разобраться в ходе этой работы.

Одной из причин ужасного поступка Раскольникова является атмосфера жизни. Для Родиона — это Петербург. Но не тот Петербург, который видит турист, осматривая достопримечательности…

Петербург — город-вампир. Он пьет жизненные соки из людей, которые в него приезжают. Так случилось и с главным героем романа. Когда он только приехал сюда, он еще оставался тем славным мальчиком из детства. Но атмосфера этого мертвого, безликого, холодного, страшного города постепенно оказывает негативое влияние на психику Раскольникова.

Природы здесь почти нет, а если и встречается, только акцентируется ее отсутствие в остальных местах. Исчезли из поля зрения дворцы, «изукрашенные в зелени» дачи, кружево оград. За весь роман Петербург только однажды предстает перед героем частичкой своей красоты: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…». Но величественный вид Исаакиевского собора и Зимнего дворца нем для Раскольникова, который привык к другому Петербургу. Мрачные давящие здания, тесные дворы-колодцы, узкие улочки, мрачные закоулки, канавы с грязной водой – это город бедноты. Петербург предстает перед нами как город контрастов, где непреодолимая бездна разделяет «людей в каретах», которые живут там, где нет ни вони, ни духоты, ни распивочных, где во дворах растут красивые цветы, и все кажется безмятежным, и таких, как Раскольников. Этот город-двойник имеет «державный, строгий вид», но за внешним великолепием скрывается ужасная внутренняя сторона. И это в определенной степени заставляет героя задуматься над несправедливостью жизни.

Действие романа разворачивается летом. Постоянно удушающая жара, вонь, грязь царят повсюду и производят тягостное впечатление. На каждом шагу встречаются распивочные, трактиры и публичные дома, огромное количество мертвецки пьяных людей, «поминутно попадавшихся, несмотря на буднее время», продажных женщин. По ночам, когда посетители начинают покидать кабаки, главный герой постоянно просыпается от пьяных криков. Духота и толкотня на улицах действуют угнетающе. Дышать пыльным, «зараженным городом» воздухом просто невозможно. «… жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич и… вонь… известная каждому петербуржцу…» В этом городе не ощущается присутствие живой воды. Томимые жаждой, мучимые палящим солнцем и духотой бродят по городу его обитатели, всюду натыкаясь лишь на серый камень. Но как только кому-то захочется топиться — немедленно появляется река, возникает из небытия высокий мост, с которого так удобно броситься вниз головой. Даже реки в Петербурге не явление природы, не прекрасное Божье творение, а скованная злой волей города его часть, лживое перевоплощение серого камня.

И Раскольников страдает от созерцания такого городского «пейзажа», испытывает чувство «глубочайшего омерзения». Автор подчеркивает, что такая атмосфера никогда не покидает Петербург в летнее время, используя подобное описание во второй части и дальше: «…духота была чрезвычайная и, кроме того, до тошноты било в нос свежею краской на тухлой олифе». Но отвратительны не только тесные улицы, переулки, речки. Не менее ужасны и те «клетки», в которых живут герои романа. Создающая ощущение безысходности, жалкая каморка Раскольникова, в которой всегда царит полутьма, похожа на шкаф. Сырая, «низкая, что вот-вот стукнешься головой», она до того мала, что можно лежа на кровати открыть защелку двери; а «низкие потолки и тесные комнаты», по словам самого героя, «душу и ум теснят». Как гроб видится нам постель Раскольникова, которую сплошь покрывают лохмотья. Именно здесь героя начали посещать страшные мысли, вылившиеся впоследствии в бесчеловечную теорию.

В описаниях Петербурга Достоевский в основном использует желтый цвет – символ болезни. «Небольшая комната… с желтыми обоями. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева…» (описание комнаты старухи). И в каморке Раскольникова «желтенькие пыльные обои», отставшие от стены, которые вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломая ее. А на улице – желто-серые, пыльные, высокие дома со «слепыми окнами». Этот ядовитый цвет усиливает атмосферу нездоровья, болезненности, расстройства. Даже люди носят на себе его отпечаток (бледно-желтый цвет лица Раскольникова, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтое платье утопленницы). Сам грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. Губительная и нездоровая атмосфера петербургских домов с выбитыми стеклами, с черными, облитыми помоями лестницами, оставляющими гнетущее впечатление, площадок и грязных площадей приносит мрачные мысли. Главные качества изображенного в романе пространства – теснота и узость. Герой, попавший сюда, чувствует духовную пустоту и одиночество. Этот город враждебен человеку, он создает ощущение безысходности. Жизнь приобретает здесь фантастические, уродливые очертания, а реальность кажется кошмарным видением. «Редко где найдется столько… резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге». Петербург — город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей, порождение сверхчеловеческого гения великого Петра, дерзнувшего бросить вызов самой природе. Точно так же собирается бросить вызов человеческой природе Родион Раскольников. Атмосфера безысходности, уныния и отчаяния, царящая здесь, обретает зловещие черты в воспаленном мозгу бедного юноши. Мы видим, что Петербург в романе — не просто фон, на котором разворачиваются события. Это тоже своеобразное «действующее лицо» — город, который давит, душит, навевает странные видения, внушает безумные идеи. Он будто подталкивает Раскольникова преступить законы совести, помогает крепнуть и все больше углубляться в его сознание безнравственной идее. В этих условиях и начинается постепенное «падение» героя.

III. Бедность героя

В Петербург Раскольников приехал, чтобы, закончив учебу в университете, стать юристом, уважаемым в обществе человеком. Но надежда на светлое будущее рушится очень быстро. Он попадает в атмосферу полной нищеты и болезненно ощущает унизительность своего положения.

Герой ютится в убогой каморке. Ему даже нечем заплатить за существование в этой клетке, находясь в которой «становилось жутко, а взор и мысли невольно просили простору». Родион «был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться», поэтому он постоянно старался «проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице… чтобы никто не видел». Раскольников страдает от постоянного недоедания, иногда не ест по нескольку дней, питается вчерашним супом, которым из милости кормит его служанка хозяйки квартиры. Одет Раскольников в лохмотья; все у него дырявое, все в прорехах, в пятнах. Шляпа (высокий цилиндр) – рыжая, с отвисшими полями; брюки с бахрамой. Один раз, когда он шел по улице, ему даже подали пятак. «Он был задавлен бедностью… до того худо одет, что иной, даже привычный человек посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Родион зарабатывал гроши, переводя различные статьи и давая уроки, получал скудную материальную поддержку от матери и сестры, живших в провинции. Но скоро из-за отсутствия средств Раскольникову приходится оставить учебу, он влезает в долги. Умирая с голоду, Родион закладывает у ростовщицы Алены Ивановны последние ценные вещи под чудовищные проценты, лишь изредка получая за это жалкие ссуды. И в этот момент у него и появляется мысль об убийстве.

mirznanii.com

Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание»)

Еще одним ударом стало письмо матери, сообщившей, что сестра Дуня готова выйти за нелюбимого и противного ей человека. Подобно Соне, она готова пожертвовать собой ради своего брата и матери. Встреча с Соней становится для него последним толчком, после которого он и идет на убийство старухи, которая воспринимается им как воплощение жестокости окружающего мира.

Для Раскольникова убийство старухи становится своего рода проверкой. Сможет ли он выдержать испытание кровью? Вошь ли он, как все, или же человек? Поэтому для Раскольникова человеком становится только тот, кто может переступить через кровь, а все остальные приравниваются к «тварям дрожащим».

Достоевский, как настоящий психолог, с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести для героя – наказание намного сильнее, чем наказания каторгой.

school-essay.ru

Причины преступления Раскольникова

Отсутствие денег, это только фон преступления. Раскольников возомнил себя избранным, выдающимся человеком, а старуха для него — ничтожество, через которое можно перешагнуть в светлую жизнь.
Та же история с жителями СССР. Плюнем на пенсионеров, оставим умирать с голоду матросов на о. Русский, пусть те, кто нам дал образование помучаются от зарплаты до зарплаты, разворуем кабели в лифтах и на железной дороге.. .
Главное, что убив и украв можно обрести свободу и независимость.
Таков идеал интеллигента почти всех времён и народов в развитом обществе.

Не получилось. Не получилось в одиночку. Может бригадой получится. Всегда можно договориться, а братаны?

У Раскольникова существовала теория, согласно которой все люди разделялись на «право имеющих» и «тварей дрожащих». К первым он, к примеру, относил Наполеона. Такие люди могут переступить через кровь, через труп, для того, чтобы изменить во благо человечество. Если бы Наполеону заявили, дескать, для того, чтобы приобрести всемирное господство — будь добр, убей старушку — он бы убил, без лишних слов. Эти люди — некие избранники.

Вторые же, твари дрожащие, должны лишь только жить в качестве фона, питаться и размножаться. К этому и сводится их социальная роль. Не думать о многом, сидеть и помалкивать.

Вот Раскольников и размышлял над этим. Жаркими июльскими днями, когда духота Петербурга подкрадывалась к самым затаённым уголкам его сознания, когда стены его комнаты словно бы давили на его голову.. . Ошибочно полагать, что Раскольников убил ради денег — он их спрятал под камнем. Раскольников убил — для себя. Чтобы узнать, тварь ли он дрожащая, или же право имеет. Он убил «бесполезную вошь», «старую и зловредную». Он вообще считал, что это чёрт старуху убил, а Раскольников-то себя убил. Ведь если уж он начал задаваться таким вопросом — имеет ли право убивать, то уж конечно точно не имеет. Конечно, и он сам тварь дрожащая.

В общем-то, название романа многолико, и преступлением можно считать не только убийство Алёны Ивановны, но духовное падение Раскольникова, его роковая ошибка, его ужасающее заблуждение. А наказанием — его нравственные муки. Не потому, что раскаялся. А потому, что ошибся в себе.

otvet.mail.ru

Это интересно:

  • Отдел опеки по краснодарскому краю Отдел опеки по краснодарскому краю Граждан, обращающихся в Центральный отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю, нередко интересует вопрос: в каких случаях необходимо согласие органа опеки при отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или […]
  • Закон о военнослужащих 76 фз статья 10 Статья 28.10. Исполнение дисциплинарных взысканий 1. Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется. 2. […]
  • Заявление уфмс воронеж Отдел УФМС России по Воронежской области в Коминтерновском районе г. Воронежа Руководство Управления Начальник Викулина Ирина Викторовна Старший инспектор Филимонцева Лариса Петровна График работы по приему населения Прием: Понедельник: 18.00 - 19.45 Вторник: 14.00 - 16.00 Четверг: 14.00 […]
  • Статья об административных правонарушениях несовершеннолетних Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ ст 6.21 (ред. от 23.04.2018) Статья 6.21. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с применением […]
  • Правила моей кухни новая зеландия на русском Правила моей кухни 8 сезон Краткое описание "Правила моей кухни 8 сезон" Кулинарное шоу «Правило моей кухни» продолжает снимать сезон и набирать новых участников. Несколько команд будут между собой соревноваться, в одной команде участвуют два человека. Первом сезоне телешоу отобрали […]
  • Миром правят чувство Миром правят жажда власти, секс и чувство голода? Поделиться Для многих людей жизненный успех определяется местом, которое они занимают в «пищевой цепочке»: ты или хищник, и этим всё сказано, или травоядный. В природе всё подчинено праву сильного. Например, лев, пользуясь положением […]
  • Приказ 837 мвд рф Опубликован Приказ МВД РФ № 707 от 6 сентября 2017 г. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев 6 сентября 2017 года подписал Приказ № 707 от 6.09.2017 года О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрационно-экзаменационной […]
  • Уголовный кодекс 161 ст Статья 161 УК РФ. Грабеж 1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными […]