Закон в сфере межнациональных отношений

admin

Государственная политика в сфере межнациональных отношений (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1. Понятие и сущность государственной политики в сфере межнациональных отношений 7
1.2. Нормативно-правовая база государственной политики в сфере межнациональных отношений 16
1.3. Управление государственной политикой в сфере межнациональных отношений в Российской Федерации 25

2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ 33
2.1. Общая характеристика деятельности отдела межнациональных отношений Министерства культуры, печати и по делам национальностей 33
2.2. Анализ деятельности по реализации государственной политики в сфере межнациональных отношений в РМЭ 46
2.3. Оценка основных проблем в области реализации государственной политики в сфере межнациональных отношений в РМЭ 63

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 77
3.1. Мониторинг межнациональных отношений 77
3.2. Формирование условий для удовлетворения прав личности на свободу вероисповедания, творчества и участия в культурной жизни, реализацию и развитие своей этнокультурной самобытности 85
3.3. Распространение и укрепление в обществе толерантности социальных установок и стереотипов 97

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 108

ВВЕДЕНИЕ

Государственная политика является важным регулятором общественных отношений, в том числе и этнических. Такие тенденции, как ксенофобия, антисемитизм, проявления национализма в одной из жесточайших его форм — фашизма, обусловливают стремление противопоставить этим негативным тенденциям в области этнических отношений рациональную политику, направленную на снижение напряженности межнациональной конфронтации, защиту интересов этноса, блокирование негативных процессов развития рассматриваемых общественных отношений. Важным элементом такой политики выступает криминологическая политика.

В России за последние несколько лет наблюдается всплеск таких радикально-национальных движений, одни из которых, учитывая ее полиэтничность и многосубъектность, направлены на поддержание своих землячеств в том или ином субъекте РФ, нередко путем противоправных действий и ущемления прав титульного этноса, другие, напротив, направлены на усиление позиций организаций так называемого националистического характера, совершающих противоправные действия в отношении представителей малых этнических групп, чаще всего иностранцев, дискриминируемых членами таких организаций по расовой принадлежности. На наш взгляд, те нормы права, которые регулируют отношения в данной сфере, должны быть реальными, то есть соблюдаться и исполняться неукоснительно. В современной России нельзя игнорировать малейшие проявления межнациональной напряженности, учитывая ее полиэтничность и основные демократические принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации [1].

Недопустимым является попрания прав нетитульных этносов в субъектах Российской Федерации, учитывая федеративное устройство России. Государственная политика в сфере межнациональных отношений должна, прежде всего, способствовать нейтрализации таких негативных проявлений современного общества, как фашизм, ксенофобия, русофобия, кавказофобия, ущемление прав тех или иных народов – как титульных в данном конкретном субъекте Российской Федерации, так и тех, которые бок о бок с титульным народом строили и развивали на протяжении многих лет этот регион.

Важным элементом государственной политики в сфере межнациональных отношений является участие молодежных и иных политических партий, общественных объединений и СМИ в решении вопросов, касающихся национальной, этнической идентичности, с учетом исторической особенности и современных тенденций для минимизации негативных проявлений в области национальных отношений, которым в настоящее время подвержено мировое сообщество. Ведь именно многонациональность, мультикультурность и полиэтничность на фоне ярко выраженной этнической идентичности по отношению к конкретному этносу являются глобальными и универсальными характеристиками современного мира. Все это определяет актуальность темы данной работы.

Целью работы является изучение государственной политики в сфере межнациональных отношений.

Соответственно, задачами работы стали:

— изучить теоретические и правовые основы государственной национальной политики в Российской Федерации;

— проанализировать эффективность реализации государственной национальной политики на примере Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл;

— рассмотреть основные направления совершенствования государственной национальной политики.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие и сущность государственной политики в сфере межнациональных отношений

Национальная политика — политика государства по отношению к различным национальностям внутри страны. В разное время и в разных странах может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.), искусственной ассимиляции до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства. Основные этапы национальной политики в Российской Федерации:

1917-1918 — Признание права наций на полное самоопределение вплоть до отделения. Признание государственной независимости Финляндии, Польши, Украины, Турецкой Армении и т. д. Создание первых национальных автономий в составе РСФСР. Народный комиссариат по делам национальностей.

1920-1921 — Создание в результате победы в гражданской войне национальных Советских республик.

1922 — Образование СССР. Ликвидация Народного комиссариата по делам национальностей.

1924-1925 — Национально-государственное размежевание в Средней Азии. Повышение статуса некоторых национально-территориальных образований: автономная республика в составе РСФСР -> национальная советская республика.

1920-30-е — Развитие форм национальной автономии. Культурная революция. Период «коренизации» и «языкового строительства».

1936 — Принятие Конституции СССР. Завершение «переходного периода от капитализма к социализму».

1938 — Начало обязательного изучения русского языка в школе. Насильственное введение кириллицы вместо латинского шрифта, который до этого использовался тюркскими народами СССР.

1937-1944 — Депортация народов.

1955 — Снятие спецпреселенцев с учёта.

1958 — Родители получили право выбирать язык обучения для своих детей (и многие предпочли русский).

1964, 1972 — Указы о восстановлении прав депортированных народов.

1977 — Принятие Конституции СССР. Построение «развитого социалистического общества». Создание «новой исторической общности людей — советского народа».

1991 — Закон РСФСР о реабилитации репрессированных народов.

1993 — Принятие Конституции Российской Федерации. Признание многонациональной структуры общества. Конституционное признание прав коренных малочисленных народов. Декларирована свобода в определении и указании своей национальной принадлежности, а также свобода выбора языка общения, воспитания, обучения и творчества.

2006 — Образование Пермского края. Начало укрупнения некоторых российских регионов за счет национальных образований.

Российская Федерация является многонациональным государством, в котором наряду с русским народом проживают народы более чем 170 национальностей. От их самочувствия зависят в конечном итоге единство и целостность Российского государства. Поэтому одной из основополагающих составляющих внутренней политики государства является политика по созданию условий для свободного национально-культурного развития всех народов Российской Федерации [23, c.12]. Такое положение вытекает из Конституции Российской Федерации, где сказано, что в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области национального развития (п. «е» ст. 71).

Первым шагом в этом направлении стало принятие в 1996 г. Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909, определившей систему современных взглядов, принципов и приоритетов в целях всестороннего учета интересов народов России при решении конкретных задач в сфере национальных отношений, координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по реализации российскими народами своих национально-культурных запросов и потребностей. Концепция должна была стать ориентиром для органов государственной власти и местного самоуправления при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений [23, c.14].

Более того, предполагалось, что положения Концепции государственной национальной политики найдут свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и соответствующих актах органов местного самоуправления. В период 1998 — 2004 гг. Государственная Дума приняла ряд законов по регулированию межнациональных отношений — о национально-культурной автономии, о гарантиях прав коренных малочисленных народов и др. Однако системного подхода в создании единого правового механизма в сфере регулирования межнациональных отношений достичь не удалось.

Прежде всего, потому, что на государственном уровне еще не утвердился системный, взвешенный взгляд на национальный вопрос, не создан необходимый современный правовой механизм, призванный регулировать различные стороны национальных отношений. Мешало этому и отсутствие основополагающего документа: правового акта, в котором бы на язык закона были трансформированы положения Концепции

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета.- 21.01.2009.
2. Конституция Республики Марий Эл от 24.06.1995 (ред. от 04.10.2006) // Марийская правда.- 07.07.1995.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 22.07.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 25.- ст. 2954.
4. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: федер. закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от 13.05.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 18.- ст. 2208.
5. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севере, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: федер. закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства РФ.- 2006.- N 30.- ст. 3122.
6. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: федер. закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- ст. 1972.
7. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: федер. закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 18.07.2006) // Собрание законодательства РФ.- 2006.- N 22.- ст. 2670.
8. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 10.08.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 42.- ст. 5005.
9. Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.06.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 40.- ст. 3822.
10. Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 26.01.2005 N 40 (ред. от 05.06.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 5.- ст. 390.
11. Об утверждении Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл: указ Президента Республики Марий Эл от 13.12.1997 № 47-З // Собрание законодательства Республики Марий Эл.- № 1.- 1998.- ст. 63-78.
12. О республиканской целевой программе «Развитие этнокультурных и межнациональных отношений в Республике Марий Эл (2004-2008 годы): Закон Республики Марий Эл от 09.03.2004 № 12-З (ред. от 28.04.2007) // Собрание законодательства Республики Марий Эл.- №4.- 2007.- ст. 116.
13. Абдуллаев, М.Н. Некоторые вопросы совершенствования нормативно-правовой базы по регулированию межнациональных отношений / М.Н. Абдуллаев // Юридический мир.- 2007.- №12.- С. 5-27.
14. Башкунов, А.А. Социально-политическая безопасность региона Российской Федерации: состояние и тенденции / А.А. Башкунов // Право и политика.- 2007.- N 8.- C. 41-53.
15. Бекишиева, С.Р. Правовая система Дагестана: вопросы теории и практики: Монография / С.Р. Бекишева.- Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2005.- 223 с.
16. Биктимирова, З.З. Безопасность в концепции развития человека / З.З. Биктимирова // Общественные науки и современность.- 2004.- №6.- С. 135-136.
17. Бондарь, Н.С. Конституционное право как средство разрешения межнациональных конфликтов / Н.С. Бондарь // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран: Материалы научно-практической конференции.- Москва.- 2005.- Изд-во Моск. Ун-та.- 378 с.
18. Васильева, Л.Н. Комментарий к закону Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (постатейный) / Л.Н. Васильева.- М.: Юстицинформ, 2007.- 347 с.
19. Васильева, Л.Н. Регулирование прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов: опыт Российской Федерации / Л.Н. Васильева // Журнал российского права.- 2005.- N 6.- C. 45-63.
20. Глухарева, Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование) / Л.И. Глухарева.- М.: ФБК-Пресс, 2003.- 355 с.
21. Дзидзоев, В.Д. Федеральное устройство России: опыт, специфика, особенности, перспективы развития / В.Д. Дзидоев.- Россия и Кавказ: история и современность: Материалы научной конференции.- Владикавказ: ППП им. В.А. Гассиева, 2005.- 560 с.
22. Доровских, Е.М. Русский язык: совершенствование правового регулирования / Е.М. Доровских // Журнал российского права.- 2007.- N4.- C.29-45.
23. Дубровин, Ю.Д. О государственном регулировании межнациональных отношений в Российской Федерации / Ю.Д. Дубровин // Государственная власть и местное самоуправление.- 2007.- № 2.- C. 12-20.
24. Зайцев, С. Противодействие экстремизму / С. Зайцев // Законность.- 2007.- N 10.- C. 7-22.
25. Зубарев, С.М. Контроль за деятельности государственных гражданских служащих: вопросы теории и правового регулирования / С.М. Зубарев.- М.: Юрайт.- 2007.- 451 с.
26. История Марийской АССР. Т. I. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революция.- Йошкар-Ола, 1986.- 496 с.
27. Калякин, О.А. Этносоциальная безопасность: проблемы и реализация / О.А. Калякин // Безопасность бизнеса.- 2006.- N 4.- C. 11-18.
28. Кардашова, И.Б. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации: сущность, задачи / И.Б. Кардашова // Российский следователь.- 2006.- N 1.- С. 18-27.
29. Касьяненко, М.А. Девиантное поведение некоторых представителей национальных меньшинств как фактор, обусловливающий межнациональные конфликты / М.А. Касьяненко // Юридический мир.- 2006.- N 11.- C. 50-66.
30. Киреев, А.С. Политико-правовые основы профилактики этнополитического экстремизма: дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. Наук / А.С. Киреев.- М., 2003.- 169 с.
31. Ковригина, М.В. Обеспечение прав национальных меньшинств в демократическом государстве / М.В. Ковригина // Международное публичное и частное право.- 2007.- № 5.- С. 19-26.
32. Напсо, М.Б. Коллективное право на национальную идентичность или культурные права индивида / М.Б. Напсо // Право и политика.- 2007.- №12.- С. 14-18.
33. Никитин, В.И. Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект / В.И. Никитин // Выступление на парламентских слушаниях Государственной Думы 7 апреля 2003 г.- СПС КонсультантПлюс.
34. О совершенствовании правового регулирования в сфере государственной национальной политики // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.- 2007.- №17(334).- С.36-37.
35. Оздамиров, А.З. Какое территориальное устройство нужно России? / А.З. Оздамиров // История государства и права.- 2007.- N 16.- С. 19-30.
36. Павлович, А.А. Культурная политика современной России / А.А. Павлович // Культура: управление, экономика, право.- 2007.- N 2.- C.33-43.
37. Права и свободы народов в современной истории международного права (Сборник документов).- Казань, 1995.- 392 с.
38. Рекомендации парламентских слушаний на тему «О совершенствовании правового регулирования в сфере государственной национальной политик» // Государственная власть и местное самоуправление.- 2007.- N10.- C. 34-68.
39. Религиозные объединения Российской Федерации. Справочник / Под ред. М.М. Прусака, В.В. Борщева.- М.: Республика, 2006.- 376 c.
40. Республика Марий Эл в цифрах.- Йошкар-Ола, 2008.- 260 с.
41. Соловьев, В.С. Многонациональность – наше богатство / В.С. Соловьев.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1991.- 128 с.
42. Торшин, А.П. Укрепление межнациональных отношений – важнейшая задача современной России / А.П. Торшин // Государственная власть и местное самоуправление.- 2007.- №10.- С. 7-21.
43. Трофимова, И.Н. Некоторые аспекты развития местного самоуправления в условиях регионализации Российской Федерации / И.Н. Трофимова // Государственная власть и местное самоуправление.- 2006.- N 5.- С. 22-31.
44. Ухов, В.Ю. О некоторых проблемах совершенствования концепции национальной безопасности Российской Федерации / В.Ю. Ухов // Российский следователь.- 2006.- N 2.- C.9-25.
45. Филатов, С. Языческое возрождение. Поволжская религиозная альтернатива / С. Филатов // Дружба народов.- 2000.- № 5.- С. 1-12.
46. Филатов, С. Язычество. Рождение или возрождение? / С. Филатов // Дружба народов.- 1996.- № 3.- С. 5-15.
47. Филиппов, В.Р., Закон и этничность. Аналитический отчет о результатах экспертного исследования концептуальных подходов к законодательному регулированию этнических процессов в столичном мегаполисе (/ В.Р. Филиппов, Е.И. Филиппова.- М.: Стик, 2008.- 274 с.
48. Ширяева, Г.С. Актуализация этнических процессов в обществе, тенденции этнокультурного развития / Г.С. Ширяева // http://www.lib.cap.ru/d_conf28.asp
49. Шкалина, Е.Г. Современный марийский язык: проблемы и возможности / Е.Г. Шкалина // Финно-угорский вестник. Информационный бюллетень.- № 4 (23).- 2001.- C. 34.
50. Юсуповский, А.М. Стратегические проблемы национального развития: к сравнительному анализу приоритетов государственной национальной политики / А.М. Юсуповский // Государственная власть и местное самоуправление».- 2008.- № 4.- C. 10-25.
51. Ярославцев, В.Г. Предложения по совершенствованию механизма защиты от посягательства на национальное равноправие в России, СНГ и бывших республиках СССР / В.Г. Ярославцев // Материалы конференции. Российский комитет адвокатов.- СПб., 2003.- С. 43.

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета.- 21.01.2009.

2. Конституция Республики Марий Эл от 24.06.1995 (ред. от 04.10.2006) // Марийская правда.- 07.07.1995.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 22.07.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 25.- ст. 2954.

4. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: федер. закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от 13.05.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 18.- ст. 2208.

5. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севере, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: федер. закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства РФ.- 2006.- N 30.- ст. 3122.

6. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: федер. закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- ст. 1972.

7. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: федер. закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 18.07.2006) // Собрание законодательства РФ.- 2006.- N 22.- ст. 2670.

8. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 10.08.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 42.- ст. 5005.

9. Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.06.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 40.- ст. 3822.

10. Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 26.01.2005 N 40 (ред. от 05.06.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 5.- ст. 390.

11. Об утверждении Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл: указ Президента Республики Марий Эл от 13.12.1997 № 47-З // Собрание законодательства Республики Марий Эл.- № 1.- 1998.- ст. 63-78.

12. О республиканской целевой программе «Развитие этнокультурных и межнациональных отношений в Республике Марий Эл (2004-2008 годы): Закон Республики Марий Эл от 09.03.2004 № 12-З (ред. от 28.04.2007) // Собрание законодательства Республики Марий Эл.- №4.- 2007.- ст. 116.

13. Абдуллаев, М.Н. Некоторые вопросы совершенствования нормативно-правовой базы по регулированию межнациональных отношений / М.Н. Абдуллаев // Юридический мир.- 2007.- №12.- С. 5-27.

14. Башкунов, А.А. Социально-политическая безопасность региона Российской Федерации: состояние и тенденции / А.А. Башкунов // Право и политика.- 2007.- N 8.- C . 41-53.

15. Бекишиева, С.Р. Правовая система Дагестана: вопросы теории и практики: Монография / С.Р. Бекишева.- Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2005.- 223 с.

16. Биктимирова, З.З. Безопасность в концепции развития человека / З.З. Биктимирова // Общественные науки и современность.- 2004.- №6.- С. 135-136.

17. Бондарь, Н.С. Конституционное право как средство разрешения межнациональных конфликтов / Н.С. Бондарь // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран: Материалы научно-практической конференции.- Москва.- 2005.- Изд-во Моск. Ун-та.- 378 с.

18. Васильева, Л.Н. Комментарий к закону Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (постатейный) / Л.Н. Васильева.- М.: Юстицинформ, 2007.- 347 с.

19. Васильева, Л.Н. Регулирование прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов: опыт Российской Федерации / Л.Н. Васильева // Журнал российского права.- 2005.- N 6.- C . 45-63.

20. Глухарева, Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование) / Л.И. Глухарева.- М.: ФБК-Пресс, 2003.- 355 с.

21. Дзидзоев, В.Д. Федеральное устройство России: опыт, специфика, особенности, перспективы развития / В.Д. Дзидоев.- Россия и Кавказ: история и современность: Материалы научной конференции.- Владикавказ: ППП им. В.А. Гассиева, 2005.- 560 с.

22. Доровских, Е.М. Русский язык: совершенствование правового регулирования / Е.М. Доровских // Журнал российского права.- 2007.- N4.- C .29-45.

23. Дубровин, Ю.Д. О государственном регулировании межнациональных отношений в Российской Федерации / Ю.Д. Дубровин // Государственная власть и местное самоуправление.- 2007.- № 2.- C . 12-20.

24. Зайцев, С. Противодействие экстремизму / С. Зайцев // Законность.- 2007.- N 10.- C . 7-22.

25. Зубарев, С.М. Контроль за деятельности государственных гражданских служащих: вопросы теории и правового регулирования / С.М. Зубарев.- М.: Юрайт.- 2007.- 451 с.

26. История Марийской АССР. Т. I. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революция.- Йошкар-Ола, 1986.- 496 с.

27. Калякин, О.А. Этносоциальная безопасность: проблемы и реализация / О.А. Калякин // Безопасность бизнеса.- 2006.- N 4.- C . 11-18.

28. Кардашова, И.Б. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации: сущность, задачи / И.Б. Кардашова // Российский следователь.- 2006.- N 1.- С. 18-27.

29. Касьяненко, М.А. Девиантное поведение некоторых представителей национальных меньшинств как фактор, обусловливающий межнациональные конфликты / М.А. Касьяненко // Юридический мир.- 2006.- N 11.- C . 50-66.

30. Киреев, А.С. Политико-правовые основы профилактики этнополитического экстремизма: дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. Наук / А.С. Киреев.- М., 2003.- 169 с.

31. Ковригина, М.В. Обеспечение прав национальных меньшинств в демократическом государстве / М.В. Ковригина // Международное публичное и частное право.- 2007.- № 5.- С. 19-26.

32. Напсо, М.Б. Коллективное право на национальную идентичность или культурные права индивида / М.Б. Напсо // Право и политика.- 2007.- №12.- С. 14-18.

33. Никитин, В.И. Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект / В.И. Никитин // Выступление на парламентских слушаниях Государственной Думы 7 апреля 2003 г.- СПС КонсультантПлюс.

34. О совершенствовании правового регулирования в сфере государственной национальной политики // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.- 2007.- №17(334).- С.36-37.

35. Оздамиров, А.З. Какое территориальное устройство нужно России? / А.З. Оздамиров // История государства и права.- 2007.- N 16.- С. 19-30.

36. Павлович, А.А. Культурная политика современной России / А.А. Павлович // Культура: управление, экономика, право.- 2007.- N 2.- C .33-43.

37. Права и свободы народов в современной истории международного права (Сборник документов).- Казань, 1995.- 392 с.

38. Рекомендации парламентских слушаний на тему «О совершенствовании правового регулирования в сфере государственной национальной политик» // Государственная власть и местное самоуправление.- 2007.- N10.- C . 34-68.

39. Религиозные объединения Российской Федерации. Справочник / Под ред. М.М. Прусака, В.В. Борщева.- М.: Республика , 200 6.- 376 c .

40. Республика Марий Эл в цифрах.- Йошкар-Ола, 2008.- 260 с.

41. Соловьев, В.С. Многонациональность – наше богатство / В.С. Соловьев.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1991.- 128 с.

42. Торшин, А.П. Укрепление межнациональных отношений – важнейшая задача современной России / А.П. Торшин // Государственная власть и местное самоуправление.- 2007.- №10.- С. 7-21.

43. Трофимова, И.Н. Некоторые аспекты развития местного самоуправления в условиях регионализации Российской Федерации / И.Н. Трофимова // Государственная власть и местное самоуправление.- 2006.- N 5.- С. 22-31.

44. Ухов, В.Ю. О некоторых проблемах совершенствования концепции национальной безопасности Российской Федерации / В.Ю. Ухов // Российский следователь.- 2006.- N 2.- C .9-25.

45. Филатов, С. Языческое возрождение. Поволжская религиозная альтернатива / С. Филатов // Дружба народов.- 2000.- № 5.- С. 1-12.

46. Филатов, С. Язычество. Рождение или возрождение? / С. Филатов // Дружба народов.- 1996.- № 3.- С. 5-15.

47. Филиппов, В.Р., Закон и этничность. Аналитический отчет о результатах экспертного исследования концептуальных подходов к законодательному регулированию этнических процессов в столичном мегаполисе (/ В.Р. Филиппов, Е.И. Филиппова.- М.: Стик, 2008.- 274 с.

48. Ширяева, Г.С. Актуализация этнических процессов в обществе, тенденции этнокультурного развития / Г.С. Ширяева // http :// www . lib . cap . ru / d _ conf 28. asp

49. Шкалина, Е.Г. Современный марийский язык: проблемы и возможности / Е.Г. Шкалина // Финно-угорский вестник. Информационный бюллетень.- № 4 (23).- 2001.- C . 34.

50. Юсуповский, А.М. Стратегические проблемы национального развития: к сравнительному анализу приоритетов государственной национальной политики / А.М. Юсуповский // Государственная власть и местное самоуправление».- 2008.- № 4.- C . 10-25.

51. Ярославцев, В.Г. Предложения по совершенствованию механизма защиты от посягательства на национальное равноправие в России, СНГ и бывших республиках СССР / В.Г. Ярославцев // Материалы конференции. Российский комитет адвокатов.- СПб., 2003.- С. 43.

diplomkurs.ru

Государственное регулирование межнациональных отношений в Российской Федерации

Правовое регулирование межнациональных отношений на международном и внутригосударственном уровне. Государственная национальная политика Российской Федерации

Переходя от характеристики общих положений, к рассмотрению конкретных мер государственного регулирования в интересующей нас области, в первую очередь следует остановиться на правовой базе такого регулирования.

Стоит отметить, что существование и развитие данного вида общественных отношений в рамках государства всегда было связано с понятием государственного суверенитета и нередко даже противопоставлялось ему. В этом случае возникало понятие национального суверенитета как «полновластия нации, ее политической свободы, возможности самоопределения для сохранения своей самобытности, языка, культуры, истории». Столкновение государственного и национального суверенитетов нередко приводило к социальным проблемам, что в первую очередь отражалось на межнациональных отношениях в таком государстве.

При этом стоит отметить, что осознание своих национальных способностей является закономерным этапом развития нации, поэтому главная задача государства в этой ситуации заключается в создании благоприятных условий для развития каждой нации, постепенного и бесконфликтного включения народов в многонациональный процесс, локализации любых проявлений национализма или великодержавности. В первую очередь, это должно выражаться в принятых в стране нормативно-правовых актах.

Говоря о правовой базе регулирования межнациональных отношений в Российской Федерации, в первую очередь следует отметить общие принципы, закрепленные в Конституции РФ. Принцип равенства прав всех лиц, вне зависимости от их национальной или расовой принадлежности, закрепленный в части 2 статьи 19 Конституции уже упоминался нами ранее. Еще один важнейший принцип — запрет на совершение каких-либо действий, направленных на разжигание национальной или религиозной розни, представлен в части 5 статьи 13 и части 2 статьи 29 этого акта.

Положения статьи 26 Конституции РФ в свою очередь учитывают те характерные особенности межнациональных отношений в России, о которых шла речь в пункте 1.1 данной курсовой работы. В частности, часть 1 этой статьи закрепляет право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность, но при этом также содержит и запрет на принуждение к такому определению или указанию.

Важным также является указание на то, что регулирование и защита прав национальных меньшинств (как одна из наиболее проблемных областей в рамках межэтнических отношений) является предметом ведения Российской Федерации (хотя защита также может осуществляться и совместно с субъектами РФ). Указанное положение недвусмысленно подтверждает приоритет государства в разрешении проблемных национальных вопросов.

Стоит отметить, что большинство законов федерального уровня, так или иначе связанных со сферой межэтнических отношений, направлены либо на поддержку национальных меньшинств (например, Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»), либо на противодействие национализму и экстремизму (например, ФЗ от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности»).

В этих нормативно-правовых актах просматриваются общемировые тенденции в урегулировании национального вопроса. Например, национально-культурная автономия характерна для многих зарубежных государств с унитарной формой территориально-государственного устройства (Италия, Испания, Франция, ряд восточноевропейских государств). При этом под данным термином принято понимать особую форму национально-культурного самоопределения, представляющую собой объединение лиц, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Надо сказать, что все правовые акты РФ, касающиеся национальных отношений, принимаются на основе общепризнанных принципов и норм международного права и во исполнение части 4 статьи 15 Конституции РФ. В этом отношении особо стоит отметить Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Протоколы к ней (в особенности, Протокол № 12 от 4 ноября 2000 года), а также Концепцию формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах СНГ от 31 мая 2007 года и ряд двусторонних международных договоров с участием России.

Что касается подзаконных нормативно-правовых актов, то здесь особое внимание следует обратить на Указ Президента РФ «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 года № 803. Глава 5 указанных Положений содержит в себе ряд общих мер государственного и духовного характера в национально-этнической сфере. Так, в сфере региональной политики должны быть обеспечены условия для формирования учитывающей национальную специфику модели федеративного устройства, принятия соответствующей правовой базы, создания специализированных органов государственной власти (центральных и субъектов РФ) по урегулированию межнациональных конфликтов и так далее. На наш взгляд, указанные действия определены слишком обобщенно и размыто, а срок их реализации, как показывает практика, чрезвычайно затянут.

Еще одним актом в рассматриваемой области является Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», в котором указаны более конкретные меры в исследуемой сфере. Данным Указом утверждается необходимость образования при главе государства Совета по межнациональным отношениям (речь о нем пойдет в следующем пункте данной главы) и введения остро необходимых норм миграционного законодательства, касающихся обязательного экзамена по русскому языку для трудящихся-мигрантов и разработки проектов законов об увеличении уголовной и административной ответственности за нарушение миграционного законодательства. Также важным является поручение Правительству РФ «разработки комплекса мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти Российской Федерации по предупреждению межнациональных конфликтов». Особое значение среди таких мер, на наш взгляд, имеет создание механизмов системного мониторинга состояния межнациональных отношений.

Также в подпункте «б» пункта 1 рассматриваемого Указа утверждается необходимость разработки новой национальной политики, которая действительно была разработана и принята в форме Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года № 1666. Рассмотрим данный акт подробнее.

Стратегия государственной национальной политики РФ представляет собой систему современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации соответствующей политики России. Пункт 5 Стратегии определяет основные вопросы в сфере межнациональных отношений, требующие особого внимания со стороны государственных и муниципальных органов власти. К ним относятся:

1) сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности;

2) обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;

3) создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

4) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией.

Как мы видим, государство все же учло наиболее актуальные проблемы в сфере межэтнических отношений и взяло курс на их преодоление. При этом в ходе разработки рассматриваемого документа, был также осуществлен предварительный мониторинг состояния общественных отношений в исследуемой нами области. Среди негативных факторов, выявленных в процессе такого мониторинга, упоминаются:

1) высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;

2) размывание традиционных нравственных ценностей народов России;

3) правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;

4) недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов;

5) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов и так далее.

На преодоление указанных негативных факторов планируется направить меры по совершенствованию государственного управления в сфере межнациональных отношений, призванные способствовать гармонизации таких отношений, обеспечить социально-экономическую, воспитательную и культурную базу такой гармонизации. При этом особые усилия должны быть предприняты в сфере охраны русского языка как официального государственного языка Российской Федерации, а также языков иных народов, проживающих на ее территории.

Эффективность реализации государственной национальной политики во многом зависит от согласованности действий государственных и муниципальных органов власти и институтов гражданского общества, вследствие чего этому вопросу также уделяется достаточно много места в Стратегии. Среди конкретных мер в интересующей нас сфере упоминаются:

1) разработка и утверждение Правительством Российской Федерации основных характеристик (индикаторов), позволяющих оценивать состояние межнациональных отношений в стране, а также эффективность деятельности органов власти различных уровней в реализации национальной политики РФ;

2) осуществление Правительством РФ контроля за ходом реализации Стратегии и представление ежегодных докладов Президенту России по итогам осуществления такого контроля (с учетом докладов субъектов РФ).

На наш взгляд, сам факт разработки и принятия долгосрочной Стратегии государственной национальной политики уже указывает на появление положительной тенденции — государство, наконец, взяло курс на решение застарелых правовых и управленческих проблем в области межэтнических отношений. В ходе анализа предыдущего опыта деятельности государства в рассматриваемой области, у нас создалось впечатление, что комплексный и масштабный характер указанных вопросов вызывал своеобразный страх у законодателя, выражением которого являлось обобщение и недостаточное регулирование национального вопроса. Хочется верить, что с принятием Стратегии ситуация в этой области кардинальным образом изменится.

Говоря о правовой базе регулирования межнациональных отношений, нельзя не упомянуть также о том, что, не смотря на приоритет федерации в разрешении вопросов, возникающих в этой области, органы государственной власти субъектов РФ, а также муниципальные органы, не только могут, но и должны содействовать гармонизации межэтнических отношений. В том числе, такое содействие осуществляется и на уровне нормативно-правовых актов этих органов. Такие акты существуют, но, к сожалению, как правило, ограничиваются лишь общими указаниями на необходимость грамотного регулирования национального вопроса без предложения конкретных и хоть сколько-нибудь эффективных мер в этой области.

studbooks.net

Это интересно:

  • Согласно налоговому кодексу рф налог на прибыль Налоговый кодекс для начинающих ОГЛАВЛЕНИЕ: Налог на прибыль организаций. Глава 25 НК РФ. Упрощенная система налогообложения (УСН). Глава 26.2 НК РФ. Налог на добавленную стоимость (НДС). Глава 21 НК РФ. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Глава 26.3 НК РФ. Налог на доходы […]
  • Тема брачный договор Брачный договор: понятие, форма, содержание Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Институт права, социального управления и безопасности Кафедра гражданского права Тема: «Брачный договор: понятие, форма, содержание» Очной формы […]
  • Приказ по отпуску по рецептам Приказ по отпуску по рецептам МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 14 декабря 2005 года N 785 О порядке отпуска лекарственных средств (с изменениями на 22 апреля 2014 года)____________________________________________________________________Утратил […]
  • Федеральный закон 46-фз ст12 Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ"О лицензировании отдельных видов деятельности" С изменениями и дополнениями от: 18 июля, 19 октября, 21 ноября 2011 г., 25 […]
  • Хранение лекарственных средств в аптеке приказ 706н Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ от 23 августа 2010 г. N 706н об утверждении правил хранения лекарственных средств (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2010 N 1221н) В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 12 апреля […]
  • Закон о гражданстве от 28 ноября 1991 Закон рф от 28 ноября 1991 г. N 1948-I "о гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.) Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 июля 2002 г., за исключением пунктов "а"- "в" статьи […]
  • 374 приказ мвд 374 приказ мвд В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 146; 1997, N 26, ст. 2952; 1998, N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348) и во исполнение Постановления […]
  • Приказ минздравсоцразвития россии от 17 декабря 2010 г No 1122н Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 N 1122н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ НОРМ БЕСПЛАТНОЙ ВЫДАЧИ РАБОТНИКАМ СМЫВАЮЩИХ И (ИЛИ) ОБЕЗВРЕЖИВАЮЩИХ СРЕДСТВ И СТАНДАРТА БЕЗОПАСНОСТИ […]