Закона о прокуратуре проект

admin

Проект нового Закона «О прокуратуре» одобрен депутатами

31 мая 2017 года, Астана. На пленарном заседании Мажилиса Парламента одобрен проект Закона Республики Казахстан «О прокуратуре».

Законопроект внесен в Мажилис Парламента по законодательной инициативе Главы государства.

Проект Закона является логическим продолжением реализации конституционной реформы и определяет пределы высшего надзора.

Презентуя законопроект, Генпрокурор Жакип Асанов поблагодарил депутатов за поддержку поправок в статью 83 Конституции в ходе конституционной реформы, в которой чётко определены основные задачи прокуратуры. Это – высший надзор, представление интересов государства в суде и осуществление уголовного преследования.

В законопроекте определены пределы и формы высшего надзора, уточнены его основные направления, установлены границы высшего надзора за соблюдением законности в деятельности государственных органов и субъектов предпринимательства.

В целом, принципы и задачи ведомства, определенные законопроектом, не претерпели существенных изменений. Ими были и остаются защита прав граждан, соблюдение законности и координация правоохранительной деятельности.

Согласно законопроекту существенно сужаются основания для проверок госорганов.

Госорганы будут проверяться в двух случаях: если какой-нибудь орган нарушил права лиц, которые не могут самостоятельно защищать себя и права неограниченного круга лиц; если есть угроза необратимых последствий жизни и здоровью человека либо безопасности государства. И даже при наличии указанных оснований прокурор сможет назначить проверку лишь тогда, когда установит, что уполномоченный орган не принял должных мер.

Такие же ограничения коснулись порядка рассмотрения обращений граждан.

Прокуроры станут рассматривать обращения только в случаях, если человек сам себя не может защитить, когда нарушаются права неограниченного круга лиц либо есть угроза необратимых последствий для человека или государства и при этом заявители не находят решения своего вопроса в уполномоченном органе.

Все иные обращения будут направляться в орган, который уполномочен их рассматривать. Наряду с этим у граждан сохраняется право обжаловать любое действие госоргана в суд.

Скорректирована система правовых актов прокурора.

Акты разделены на две группы – акты надзора и акты реагирования.

Из актов прокурорского надзора (реагирования) исключены «предостережение» и «предписание». Изменено содержание разъяснения закона. Данный правовой акт будет вноситься в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения правонарушений, а также при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Определены виды правовых актов, не подлежащих опротестованию, установлены основания и последствия принятия актов прокурорского надзора. Принудительное исполнение актов надзора (реагирования) будет осуществляться только в судебном порядке.

Изложены полномочия (права и обязанности) прокурора, его ответственность, установлены права и обязанности проверяемых субъектов, сроки проверок, условия их продления Генеральным Прокурором.

В законопроекте определено, что функции представительства интересов государства в суде и уголовного преследования органы прокуратуры осуществляют на основании УПК, ГПК и КоАП. В отдельную главу выделены иные направления деятельности прокуратуры.

Депутаты высоко оценили содержание нового проекта, отметив, что при таком подходе будет исключена подмена функций госорганов, необоснованное назначение проверок прокурорами, а также разграничится зона ответственности уполномоченных органов и прокуроров.

Пресс-служба Генеральной прокуратуры РК

prokuror.gov.kz

Закона о прокуратуре проект

Поправки в Федеральный закон о прокуратуре изменяют порядок назначения на должность прокурорских работников

В рамках приведения законодательства в соответствие с новой редакцией Конституции РФ Президент РФ внес 21 июля в Государственную Думу РФ проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Указанный законопроект предусматривает изменение требований к кандидатам на должность Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов, прокуроров городов и районов, а так же приравненных к ним прокуроров, устраняя разночтения с Конституцией, изменившей порядок назначения прокурорских работников.

Законопроект устанавливает дополнительное требование к кандидату на должность Генерального прокурора РФ – возраст не моложе 35 лет и не менее 10 лет работы в надзорном ведомстве на должностях, где предусмотрено присвоение классных чинов. Для прокуроров субъекта Федерации возрастной ценз остается на прежнем уровне, а профессиональный увеличивается с пяти до семи лет, но уже обязательно в прокуратуре с классным чином.

Возрастной ценз для городских, районных и приравненных к ним прокуроров повышается до 27 лет (сейчас 25), из которых пять лет – работа в прокуратуре. Однако в порядке исключения на эти посты может быть назначен и гражданин моложе либо имеющий стаж службы менее пяти лет в прокуратуре на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, или стаж работы в органах государственной власти на должностях, требующих высшего юридического образования.

Изменится и порядок назначения на должность и освобождения от должности заместителей Генерального прокурора. С момента принятия законопроекта они будут назначаться и освобождаться от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ (в настоящей редакции закона о прокуратуре представления в Совет Федерации вносятся Генеральным прокурором РФ).

Проект Федерального закона предусматривает участие Президента РФ в процедуре назначения на должность и освобождения от должности прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров. В отличие от существующего на данный момент порядка, в будущем данные прокурорские работники будут назначаться Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованного с субъектом РФ.

Порядок назначения на должность и освобождения от должности прокуроров городов и районов, а также приравненных к ним прокуроров, останется прежним, кандидатуры соответствующих прокуроров будут утверждаться Генеральным прокурором РФ.

Законопроект определяет пятилетний срок полномочий прокуроров субъектов РФ и прокуроров городов и районов, а также приравненных к ним прокуроров. По результатам проводимой аттестации Генеральный прокурор РФ сможет обращаться к Президенту РФ о продлении полномочий прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров, а в отношении прокуроров городов и приравненных к ним прокуроров будет самостоятельно принимать решение о продлении их полномочий. В любом случае продление прокурорских полномочий допускается на пятилетний срок.

Также законопроект предусматривает сокращение полномочий Генерального прокурора РФ по наложению дисциплинарных взысканий на отдельные категории сотрудников прокуратуры (например, он будет не вправе понижать в классном чине прокурорских работников, если данный чин был присвоен им Президентом РФ).

Фактически данные изменения направлены на ограничение самостоятельности фигуры Генерального прокурора в рамках системы прокуратуры и его роли в принятии кадровых решений. Полагаем, что данные изменения могут положительно сказаться на усилении независимости прокуроров субъектов и приравненных к ним прокуроров от руководства Генеральной прокуратуры, что должно выступить дополнительной гарантией реализации их функционала.

С текстом законопроекта № 573510-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» можно ознакомиться по ссылке:

artdelex.ru

Юристы проанализировали проект нового закона «О прокуратуре»

Прийняття нового закону «Про прокуратуру» є надзвичайно нагальною потребою та значимим питанням для реформування системи кримінальної юстиції в цілому. Крім того, Україна прийняла на себе обов’язки щодо виконання рекомендацій Парламентської асамблеї Ради Європи та Венеціанської комісії щодо створення прокуратури європейського зразка.

Аналізуючи проект Закону України «Про прокуратуру», підготовлений Адміністрацією Президента України, направлений 2 серпня 2013 року до Венеціанської комісії, можна дійти висновку, що загалом рекомендації ПАРЕ, в т.ч. пункт 9 «З огляду на системні недоліки судової системи, Асамблея шкодує через те, що Україна не реформувала прокуратуру у відповідності до норм Ради Європи, в той час як ця реформа є одним із зобов’язань прийнятих під час її вступу. Внаслідок цього прокуратура залишається надзвичайно сильно централізованою інституцією з надмірними повноваженнями», — були враховані.

Перше, на що звертається увага, це те, що даний законопроект виключив функцію загального нагляду, якою володіє сьогодні прокуратура на підставі ст. 1 діючого Закону, що являється безумовним прогресивним моментом даного законопроекту та виключає можливість дублювання функцій прокуратури з іншими гілками влади: виконавчою та судовою.

Ст. 2 запропонованого законопроекту визначає функції прокуратури, які повністю дублюються з функціями, визначеними у ст. 121 Конституції України та зводяться до здійснення підтримання державного обвинувачення в суді, представництва інтересів громадянина або держави в суді у випадках, визначених законом, здійснення нагляду за додержанням законів органами, які проводять оперативно-розшукову діяльність, дізнання, досудове слідство та нагляду за додержанням законів при виконанні судових рішень у кримінальних справах, а також при застосуванні інших заходів примусового характеру, пов’язаних з обмеженням особистої свободи громадян.

Також пропонованим законопроектом вилучена функція з проведення досудового слідства, однак пропонується в порядку нагляду надавати письмові вказівки органам, які проводять оперативно-розшукову діяльність, дізнання та досудове слідство, які є обов’язковими для цих органів і підлягають негайному виконанню.

Таким чином, у прокуратури залишається виключно функція процесуального керівництва, без дублювання функцій щодо безпосереднього здійснення дізнання та досудового розслідування.

Новелою законопроекту є введення вимог щодо добору кандидатів на посаду прокурора, складання ними кваліфікаційних іспитів, проходження спеціальної підготовки та введення конкурентних засад на зайняття посади.

Пропонований законопроект визначає конкретні підстави для відповідальності прокурора, встановлюється процедура дисциплінарного провадження та порядок притягнення до відповідальності прокурора.

Вищевказане є безумовним позитивом законопроекту, оскільки показує вектор направленості до суттєвого реформування прокуратури в цілому та окремо введення нового образу прокурора — особи, яка має вищу освіту, відповідний стаж роботи, значні кваліфікаційні переваги над іншими кандидатами на посаду та пройшла спеціальну підготовку.

Також, законопроектом питання щодо оскарження притягнення до дисциплінарної відповідальності прокурорів відноситься до компетенції адміністративного суду та Вищої ради юстиції, що також підтверджує спробу законотворців відмежувати прокуратуру від інших гілок влади, прирівняти прокурора за статусом практично до судді та закріпити за ним виключно функції контролю та нагляду у кримінальній юстиції.

Крім того, автори законопроекту пропонують внесення змін до спеціальних нормативно-правових актів з метою позбавлення прокуратури функції нагляду та подання протестів у сферах, які не відносяться до кримінальної юстиції. З прийняттям вказаного закону прокурори позбавляться прав на подання протестів та нагляд у таких сферах, як порушення митного, трудового законодавства, норм про охорону здоров’я, тощо. Враховуючи те, що саме ці функції і перетворили прокуратуру на орган, який прямо чи опосередковано мав вплив практично на всі сфери діяльності в країні, такі суттєві зміни мають припинити вплив на діяльність профільних контролюючих органів та суб’єктів господарювання, залишивши функції контролю у сферах не пов’язаних з кримінальними правопорушеннями спеціально створеним контролюючим органами, таким як Міндоходів та зборів, МОЗ, тощо.

Однією з позитивних пропозицій, також слід відмітити і зміни до Закону України «Про виконавче провадження», згідно з якими зникає пріоритетне ставлення до дій прокурора, а саме лише факт подання ним касаційної скарги, як підстава для зупинення виконавчого провадження. Залишиться єдина загальна норма, згідно якої тільки процесуальне рішення суду касаційної інстанції щодо зупинення провадження і буде підставою для відповідних дій виконавця.

Водночас, позбавляючи прокуратуру непритаманних їх функцій, автори посилюють механізми реалізації основних функцій прокуратури — нагляду. Зокрема, вони пропонують ввести кримінальну відповідальність за умисне систематичне невиконання законних вказівок прокурора не тільки слідчими, а й працівниками оперативних підрозділів під час здійснення оперативно-розшукової діяльності, яким прокурори, як за діючої редакції Закону України «Про прокуратуру» так і новою мають право на надання таких вказівок.

Окрім цього, вже стало майже традицією української законотворчості, що автори законопроекту, поміж змін до законів, які регулюють діяльність прокуратури, пропонують інші зміни, прямо не пов’язані з правами та обов’язками прокурорів.

В першу чергу, слід звернути увагу на запропоновані зміни до статті 87 КПК України щодо недопустимості доказів у кримінальному провадженні.

Діюча редакція статті встановлює, що недопустимими доказами суд має визнавати діяння, а саме допит особи як свідка, якщо згодом ця особа буде визнана підозрюваним чи обвинуваченим. За змінами, запропонованими авторами проекту, зникає можливість оскарження процесуальної дії (допиту), як необхідної передумови для визнання згодом отриманих під час цієї дії доказів недопустимими, а з’являється пряма норма, яка без оскарження процесуальної дії, напряму надає можливість виключити з числа допустимих доказів докази, які отримані із показань свідка, який згодом був визнаний підозрюваним чи обвинуваченим. Оцінити чи є це позитивним моментом чи негативним наразі важко, оскільки з одного боку це начебто скорочення процедури визнання доказу недопустимим, а з іншого — фактичне позбавлення можливості притягнути до дисциплінарної відповідальності слідчого (прокурора) за істотне порушення прав та свобод людини і громадянина.

Крім того, пропонується недопустимими визнавати також докази, які були отримані після початку кримінального провадження шляхом реалізації органами досудового розслідування чи прокуратури своїх повноважень, не передбачених КПК України для забезпечення досудового розслідування кримінальних правопорушень.

Також суттєві зміни пропонується внести до нормативно-правових актів, що стосуються діяльності Вищої ради юстиції.

Авторами законопроекту, по-перше, запропоновано судом першої інстанції, який розглядатиме скарги на рішення ВРЮ та кваліфікаційно-дисциплінарних комісії суддів, і згодом КДК прокурорів, замість Вищого адміністративного суду України визначити Київський апеляційний адміністративний суд з правом оскарження прийнятого рішення до ВАСУ. Такі зміни забезпечать право особи на перегляд прийнятих рішень принаймні в апеляційному порядку, а також мають сприяти значному розвантаженню суддів ВАСУ.

По-друге, пропонується змінити склад суб’єктів, які мають право подавати до ВРЮ звернення стосовно порушення вимог законодавства щодо несумісності суддів та прокурорів. Надання права на такі звернення виключно Вищій кваліфікаційній комісії судді України, кваліфікаційно-дисциплінарної комісії прокурорів за умови, що такі рішення щодо несумісності були прийняті за результатами дисциплінарних проваджень, безумовно є позитивними змінами, які будуть сприяти обмеженню впливу як народних депутатів, так і голів вищих судів на діяльність судді або прокурора.

І на останок, не можна не відмітити зміни, які знову ж таки не мають жодного відношення до змін до закону України «Про прокуратуру», але суттєво вплинуть як на адвокатів, так і на осіб, які мають намір отримати право на зайняття адвокатською діяльність.

По-перше пропонується збільшити центри надання безоплатної вторинної правової допомоги та вже з 01 липня 2014 року, замість 01 січня 2017 року, повністю забезпечити надання населенню безоплатної вторинної правової допомоги.

По-друге, болісне для всіх майбутніх адвокатів питання щодо порядку проходження стажування знову ж такі піддається законодавчим змінам. Однак, що приємно, позитивним. В разі набрання чинності вказаним проектом закону майбутній адвокат матиме право самостійного вибору адвоката під керівництвом якого буде проводитись стажування, а для осіб, які працюють помічниками адвокатів, період зарахування цього трудового стажу для звільнення від проходження стажування, збільшився з 2-х до 3-х років.

По-третє, доповнена норма, згідно якої адвокат має право безперешкодного входу до приміщень підприємств для ознайомлення з необхідними для адвокатської діяльності документами та матеріалами. Нажаль, враховуючи те, що наразі у свідомості суспільства, в т.ч. посадових осіб підприємств, адвокат за своїми правами навіть близько не асоціюються з правами прокурорів, слідчих та навіть оперативних працівників, говорити про те, що права адвоката реально стають симетричними правам прокурора зарано, оскільки відсутній механізм реалізації даного права.

По-четверте, адвокати матимуть право на безоплатний доступ до інформаційних баз даних державних органів, органів місцевого самоврядування, пенсійного фонду України, тощо. Сподіваємося, що такі зміни будуть внесені і в спеціальні нормативно-правові акти, щоб дійсно забезпечити таке задеклароване право адвоката, а не залишиться ще однією законною можливістю без законного механізму її реалізації.

Враховуючи вищевикладене, хочеться зазначити, що найголовнішим фактором, який забезпечить дійсно задекларовану кардинальну реформу органів прокуратури, буде в першу чергу, саме зміна у свідомості самих прокурорів про те, що вони позбавляються своїх необмежених повноважень у сферах, не пов’язаних з кримінальною юстицією і, як це закріплено в Конституції України, повинні виконувати виключно функції, передбачені статтею 121.

jurliga.ligazakon.ua

Федеральный закон о прокуратуре РФ

в Ваш юрист 0 0 Просмотров

Федеральный закон о прокуратуре Российской Федерации структура, общие положение, комментарии по разделам и статьям. Возможность закон о прокуратуре РФ в последней редакции совершенно бесплатно и просто.

Прокуратура РФ представляет собой централизованную систему органов, которые осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории Российской Федерации, а также выполняющие другие функции, предусмотренные федеральными законами. Полномочия и деятельность органов прокуратуры РФ определяется конкретным законодательными документами, среди которых Конституция РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» N 2202-1 от 17.01.1992 года.

Прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти и исполняет свои полномочия независимо от законодательных, исполнительных и судебных органов власти.

Структура и общие положения

Данный законодательный документ направлен на обеспечение верховенства закона, а также единства и укрепления законности в вопросах защиты прав и свобод граждан.

В своей структуре ФЗ «О прокуратуре РФ» содержит 7 разделов и 54 статьи. Раздел I Общие положения дает определение Прокуратуре РФ, как централизованной системе надзора, стоящей на страже законных интересов общества. Статьями 3-4 определены правовые основы и принципы деятельности органа, исходя из которых: сотрудники прокуратуры должны быть независимы и осуществлять свою деятельность согласно в той мере, в которой это возможно. Недопустимость вмешательства в работу органов прокуратуры, а также обязательность исполнения законных требований прокурора зафиксированы в статьях 5-6 закона.

Особенности прокурорского надзора

Система и организация Прокуратуры РФ осуществляется согласно статьям 11-20.1 Федерального закона, в них прописаны система органов, а также порядок назначения прокуроров на должность, их полномочия. Особого внимания заслуживает раздел III законодательного документа, где раскрывается основа деятельности сотрудников работы на основе инструментов воздействия в целях сохранения законности при соблюдении Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории России.
Проверки соблюдения и исполнения законов проводятся органами прокуратуры на основании поступившей информации о фактах нарушения закона.

Раздел 3 закона включает в себя 4 главы:

  • глава 1. Надзор за исполнением законов
  • глава 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
  • глава 3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также, дознание и предварительное следствие
  • глава 4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание.

Каждая из глав определяет предмет надзора, полномочия органов прокуратуры, а также меры воздействия, которые могут быть предприняты для устранения нарушения действующего законодательства. Так, органом прокуратуры может быть принесен протест на действия органов или должностных лиц, внесено представление об устранении нарушений закона, вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении или направлено предостережение о недопустимости нарушении закона.

Кадровые и иные вопросы в прокуратуре

Статьями 35-39 ФЗ определены вопросы участия прокурора в рассмотрении дел судами, в том числе, порядок опротестования судебных решений и возможность отзыва таких протестов.

Раздел V является самым большим фрагментом законодательного документа, он освещает вопросы кадров органов прокуратуры. Статьями регламентируется порядок приема сотрудников на работу, определяются требования к лицам, назначаемым на должность прокурора, а также формы дисциплинарной ответственности, причины увольнения и порядок применения взысканий, привлечения к административной и уголовной ответственности.

Разделы VI-VII раскрывают особенности организации деятельности военной прокуратуры, а также иные вопросы в деятельности прокуратуры Российской Федерации. Федеральный закон о прокуратуре полностью можно на нашем сайте совершенно бесплатно.

supershops-life.ru

Новости: Закон «О ПРОКУРАТУРЕ»: что на самом деле приняли депутаты

Дата: 15 октября 2014 в 13:07 2014-10-15T13:07:02+06:00 Категория: Происшествия

Когда был подготовлен очередной проект Закона «о прокуратуре», синие мундиры пригорюнились: «Ведь кое-кто может и сесть». Нюансы нового закона «О прокуратуре» и как должна измениться «жизнь» прокуроров «по-новому». «Бабок» у прокуроров станет меньше, но «лапа» останется та же. Попытка реформировать прокуратуру была запланирована еще в 2013 году. Тогда написанный законопроект даже прошел Венецианскую комиссию, но был остановлен на пути в Верховную Раду командой генпрокурора Пшонки. Да и сами депутаты не особенно спешили принимать такой закон, как этого требовал Евросоюз. Теперь, когда в Донбассе война и силовые ведомства деморализованы, у новой власти есть шанс довести таки реформу прокуратуры, а вслед за ней и реформы других ведомств до логического завершения.

Согласно новому закону, у прокуроров отнимаются многие функции. В частности, прокуратура лишается функции общего надзора. Само словосочетание «общий надзор» пахнет нафталином из прошлого – из Советского Союза, когда ещё всё было общим – государственным, когда и прокурор, и другие контролирующие органы могли проверять любые госучреждения и выявлять растраты.

Несмотря на то, что уже давно предприятия, по большому счёту, в частных руках, это не останавливает прокуроров расхаживать на любое из них и «проверять», соответствует ли его деятельность законодательству. Но вот теперь возможностей для «левака» у прокуроров станет однозначно меньше, ведь контролирующие органы, типа налоговой, справятся и без прокурорских. Впрочем, от этого планируют сделать «худыми» только прокурорские кошельки. Предпринимателям же, к которым придут с очередной проверкой, будет всё равно, кому давать на «лапу»: прокурору, милиционеру или налоговику.

Значит ли это, что прокуроры освободят хлебные места для «прессования» и «доения» предпринимателей и физлиц для других контролирующих органов?

По новому законопроекту надзорная функция будет выполняться прокуратурой только в форме представительства в суде интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц, или в форме судебного представительства интересов государства в случае, если защита этих интересов не осуществляет, или ненадлежащим образом осуществляет орган государственной власти, орган местного самоуправления. Прокуроры сосредоточатся на поддержке обвинения в уголовных производствах, надзором за законностью в деятельности органов следствия и за деятельностью при исполнении наказаний по судебным приговорам.

При этом, статья 2 законопроекта, которая определяет функции прокуратуры не воспроизводит положений статьи 121 Конституции Украины. В частности, в ней отсутствует надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами.

В то же время, глава Консультативного совета при Генеральной прокуратуре Владимир Бойко заявляет: «Если же будет принят новый закон «О прокуратуре» и отменена надзорная функция, это будет катастрофа. В Украине нет иного контролирующего органа. Когда сторонники таких изменений ссылаются на европейский опыт, говоря, что прокуратура в других странах не имеет надзорной функции, они забывают, что там есть иные контролирующие органы».

Также он пророчит «моментальный развал государства», если будет принят законопроект в том виде, в котором он есть сейчас. «Обратите внимание, те депутаты, которые выступают за отмену надзорных функций и много об этом говорят, потом сами же направляют депутатские обращения в Генеральную прокуратуру по тому или иному вопросу, просят проконтролировать, проверить, так как больше обратиться некуда. Нет иного контролирующего органа», — сетует Бойко.

Однако, «Прокурорская правда» предполагает, что как раз в контролирующих органах у нас в стране недостатка нет, как и нет иллюзии по поводу того, что снятие надзорной функции с прокуроров изменит всю правоохранительную систему.

У Яремы замов поубавится, а «без бумажки» и Генпрокурор прокурору — не указ

Как утверждает Борис Малышев — эксперт Реанимационного пакета реформ, по новому Закону «о прокуратуре» у генпрокурора Яремы не должно быть больше двух заместителей, хотя на сайте ВР в новом законопроекте «О прокуратуре» всё же на 2 зама у Яремы должно быть больше. Хотя, учитывая, что на сегодня у генпрокурора вообще их восемь, то и четыре зама не так уж много.

Вместе с тем, новый законопроект не содержит норму о максимальном количестве прокуроров в Генеральной прокуратуре, местных и региональных прокуратурах. По словам Бориса Малышева, это можно было бы сделать, «установив коэффициенты в зависимости от количества населения на территории, подведомственной определенному органу прокуратуры».

Интересно, что будут делать с многочисленными замами прокуроров областей? Например, в Сумской области, у областного прокурора их аж 6!

Также, по новому закону прокуроры освободятся от «пресса» начальства, им, так сказать, будут предоставлены новые гарантии независимости. На деле это значит, что никакие устные поручения, просьбы начальства прокурор выполнять не обязан до получения письменных указаний. В новом законопроекте чётко записано: «прокурор не обязан выполнять приказы и указания прокурора высшего уровня, которые вызывают у него сомнение в законности, а также явно преступные распоряжения или указания».

Если в поручениях прокуроров высшего уровня прокурор распознает незаконность, то он имеет право обратиться за защитой в орган прокурорского самоуправления — Совет прокуроров. Введение дополнительных независимых от руководства прокуратуры Совета прокуроров и отдельной квалификационно-дисциплинарной комиссии – это инновация законопроекта. Похоже, что работать два этих органа самоуправления будут в плотной «завязке».

Так, Совет прокуроров будет рекомендовать назначение и увольнение прокуроров с административных должностей, защищать прокуроров от незаконного влияния, в том числе, со стороны руководящего состава. А квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров, в свою очередь, будет выбирать кандидатов на должность прокурора, участвовать в переводе прокуроров из одного органа прокуратуры к другому, рассматривать жалобы / заявления о совершении прокурором дисциплинарного проступка и осуществлять дисциплинарное производство.

Некоторые положения закона у многих экспертов вызывают возражения. Всё тот же Малышев называет «антиконституционным» положение о том, что «кандидаты от Уполномоченного по правам человека в состав квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров должны быть согласованы соответствующим комитетом Верховной Рады».

Законом предусмотрено минимизацию влияния на деятельность Совета прокуроров и квалификационно-дисциплинарной комиссии со стороны руководящего состава прокуратуры. Оба органа избираются путем тайного голосования Всеукраинской конференцией работников прокуратуры. Причём, представители Генеральной прокуратуры составляют абсолютное меньшинство. Сможет ли эта мера уберечь прокуроров от «кумовства» на должностях, и «семейных подрядов», когда папа-прокурор хочет, чтобы сынок тоже прокурором стал?

В состав Совета прокуроров входят 13 человек, только два из которых являются представителями ГПУ. Кроме того, два члена являются представителями юридических вузов. Членом Совета прокуроров не может стать прокурор, который занимает административную должность, или входит в состав квалификационно-дисциплинарной комиссии.

А квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров состоит из пяти прокуроров, двух ученых, одного адвоката, трех представителей Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека — правозащитников, представителей общественных организаций. Членом Комиссии не может быть назначен народный депутат Украины, работник органа исполнительной власти, СБУ, милиции, работник Национальной академии прокуратуры Украины, судья, а также прокурор, который находится на административной должности.

Кадровая «встряска» для прокуроров

Законописцы анонсируют прозрачный и конкурсный порядок приема на работу прокуроров. Он будет включать рейтинговый подход к определению кандидатов, открытые объявления об имеющихся вакансиях, сдачи экзамена в форме анонимного тестирования и профессиональной подготовке в Национальной академии прокуратуры. Также, на конкурсной и прозрачной основе будет происходить перевод прокуроров из одной прокуратуры в другую.

Кроме того, по закону будет установлен определенный размер зарплаты прокурору. В 2015 году минимальный оклад равен 10 минимальных заработных плат, а с 2017 года 12 минимальных заработных плат, плюс доплаты за выслугу лет и за административную должность.

Урезаются всё премии. У руководящего состава органов прокуратуры не будет инструмента давления на подчиненных путем произвольного назначения им премий или лишения определенных доплат.

Что интересно, раздел VI проекта, который предусматривает дисциплинарную ответственность прокурора, содержит понятие «дисциплинарный проступок». Однако, проект не дает чёткого определения этого понятия, не раскрывает его сущность, а также не определяет соответствующие признаки, что на практике только приведет к произвольному толкованию. Возникает просто «когнитивный диссонанс» при мысли, что может попасть под трактовку этого «дисциплинарного проступка». Вот, скажем, если прокуроры убирают неугодных, а «своих» на места ставят, когда мафию «крышуют», когда «афёрки» с землёй проворачивают – это всё проступки или что-то системное уже? Отсутствие законодательного определения этих вопросов 100% приведёт к нарушению принципа юридической определенности.

Кто у нас сегодня прокурор?

Интересна 42-я статья законопроекта «О прокуратуре». Она подменяет конституционную терминологию и признает существующую должность Генерального прокурора Украины «административной». Если следовать «букве» Закона, то при таком законодательном подходе освобождение генпрокурора от административной должности или прекращение его полномочий на административной должности не прекращает его полномочий прокурора!

Кроме того, реализация статьи 51, по которой «лицо, освобожденное от должности Генерального прокурора Украины, освобождается от должности прокурора по основаниям, определенным пунктами 1 — 3, 5 — 7 части первой настоящей статьи», потребует официального толкования в контексте временного существования внештатного прокурора. Намеренно ли законодатели организовуют квази-институт внештатного прокурора с сохранением гарантий материального, социального и бытового обеспечения, предусмотренных законодательством для прокуроров и предоставляют уволенному лицу с административной должности в прокуратуре преимущественное право на замещение вакантной должности прокурора в системе органов прокуратуры?

Как раз в «тему» экс-генпрокурор Украины Святослав Пискун сделал «пассаж» в сторону нынешнего руководителя Генпрокуратуры. «Такое впечатление, что те, кто пишут сегодняшние законы и принимают их, никогда в жизни не читали Конституцию Украины. Ничего, что у нас два генеральных прокурора в Украине – Махницкий и Ярема? Потому что Махницкий не снят с должности генерального прокурора, ведь не было согласия Верховной Рады на его снятие. Ничего?! Нормально?! А если я пойду в суд и восстановлюсь, у нас будет три генпрокурора одновременно», – заявил Пискун.

Исходя из выше изложенного, «Прокурорская правда» хочет поинтересоваться:

— что де-факто принесёт реформа новой прокуратуры нашей стране: реальные и качественные изменения в её работе, или просто изменение финансовых потоков и выполнение «сугубо в зале Верховной Рады» тех требований, которые ждёт от нас Европа?

— поставит ли новый закон «точку» в системе формирования команды Яремы «под себя» и закрепления силового блока за собой Президентом Петром Порошенко?

— не означают ли все эти «преобразования» прокуратуры продолжением курса «режима Януковича»?

aqparat.info

Это интересно:

  • Заполнение декларации по усн при ликвидации Заполнение декларации по УСН при ликвидации организации Добрый день!Нужно дублировать цифры. На титульном листе Вы поставите код налогового периода 50 "Последний налоговый период при ликвидации организации" и период прекращения деятельности 23 (3 квартал).Согласно Порядка […]
  • Как оформить поступление автомобиля Как оприходовать основные средства в 1С 8.3 — пошаговая инструкция Основными средствами является то имущество, которое используется как средства труда при производстве товаров, оказании услуг, либо выполнении работ более года. Обратите внимание, что с начала 2016 года минимальный размер […]
  • Как подать иск о снижении размера алиментов Снижение размера алиментов Алименты могут быть уменьшены – это факт. На это надеются все плательщики, и этого боятся все получатели алиментов. Для уменьшения размера алиментов нужны серьезные основания. Заинтересованная сторона должна собрать все необходимые документы, составить […]
  • Алименты в твердой денежной сумме судебная практика исковое заявление Алименты в твердой денежной сумме – расчет и индексация, практика Вопросы материального обеспечения родственников и иных лиц, перечень которых предоставляет законодатель, весьма актуальны в современных условиях. Имеются в виду алименты, причем в отличие от распространенного […]
  • Здание арбитражного суда рф Здание арбитражного суда рф В церемонии открытия принял участие президент Татарстана Рустам Минниханов. Сегодня его торжественно открыли Президент Татарстана и председатель Верховного суда России kazan24.ru » Предприниматели из города Набережные Челны часто разрешают свои споры в этом […]
  • Претензии в 1с 83 Расчеты по претензиям — проводки Претензия может быть выставлена покупателем поставщику, если: нарушены договорные обязательства; выявлена недостача поступивших ценностей; в документах поступления обнаружены арифметические ошибки. Для расчета по предъявленным поставщику или […]
  • Увольнение в связи со смертью работника запись в трудовой образец Увольнение работника в связи со смертью Иногда нестандартная жизненная ситуация ставит неопытного работника отдела кадров предприятия в тупик и заставляет искать информацию о том, как правильно оформить увольнение умершего сотрудника. Законодательно правовая норма прекращения трудовых […]
  • Сторнировать возврат Сторно документов и регистров в 1С 8.3 (8.2) Бухгалтерия Каждый бухгалтер наверняка встречался с такой проблемой, что нужно удалить ошибочный документ в прошлом периоде. Но период уже закрыт, отчетность сдана. Для таких случаев в 1С 8.3 (как и в 1С 8.2) предусмотрена операция сторно. Она […]