Противоречия в правящей элиты

admin

8 Современная элита

Современная российская элита: генезис, основные группы, проблемы и перспективы

Современная социология делит элиту на три группы, которые пересекаются между собой. политическая элита – это прежде всего правящая элита в обществе и та часть оппозиционного слоя, которая предъявляет претензии на властные функции. Поле действия политической элиты – борьба за власть.

Бизнес-элита – это тоже элита, но не всегда претендующая на власть. Хотя в данной сфере существует экономическая власть, которая заставляет людей действовать в определенном направлении, не прибегая к открытому использованию политического ресурса. В этом и состоит притягательность экономической элиты, один из мотивов ее деятельности.

И, наконец, интеллектуальная элита. Пожалуй, на данном этапе будет лучше, если мы разделим понятия элиты интеллектуальной и элиты культурной. По сфере своей деятельности – политика, экономика, культура – здесь выступают такие группы субъектного характера, которые в предлагаемых условиях, при участии масс в преобразовании общества, конструируют это общество определенным образом и обеспечивают баланс общественных отношений и их воспроизводство. Можно дать следующее определение интеллектуальной элиты: это та часть общества, которая производит рациональность во всех иных областях деятельности.

Группы интеллектуальной элиты:

Первая группа – интеллектуалы, которые осмысливают и объясняют социальные, политические, экономические проблемы, события и процессы, происходящие в обществе. В эту группу входят ученые, журналисты, политики и другие профессионалы.

Вторую группу составляют ученые, которые своими исследованиями и разработками способствуют научно-техническому прогрессу страны, поддержанию мирового престижа России, особенно в области инновационных технологий. Они вносят реальный вклад в развитие промышленности и экономики страны.

В третью группу входят профессионалы с высоким уровнем компетентности, опытом и практическим мышлением, способностью к принятию решений в условиях неопределенности, быстрых изменений. Это – инженеры, управленцы разного уровня и профиля, гражданского, военного масштаба, предприятия, города, губернии и т. д. И именно от их интеллектуального уровня зависит успех разного рода инициатив в локальных сферах и на отдельных участках социальной экономической жизни нашей страны.

К четвертой группе я отношу деятелей системы образования, педагогов, которые сами составляют интеллектуальный потенциал страны и выращивают интеллектуальный потенциал следующего поколения. Своей деятельностью они не только передают соответствующие знания, но и ищут отвечающие современным требованиям способы мышления.

Причины снижения интеллектуального потенциала России: финансовая необеспеченность науки и, как следствие, миграция ученых; неоптимальное сочетание учеными педагогической и научной деятельности; архаичная или неэффективная организация науки по множеству позиций и направлений; отсутствие стратегического подхода к приоритетности научно-технических проблем и направлений. И, наконец, самой главной причиной является падение престижа интеллектуалов. Есть и внутренние личностные и психологические причины: неудовлетворенность своим профессиональным социальным положением, незащищенность и др.

Население состоит из двух слоев: нижний слой, непричастный к элите; высший слой — элита, делящаяся на правящую и не правящую. В основе социального разделения лежит неустранимая неравномерность распределения богатств. Борьба за передел богатства и власти, даже когда в ней участвуют массы, приводит лишь к смене одного правящего меньшинства другим.

Элита общества — это социальный слой, обладающий таким положением в обществе и такими качествами, которые позволяют ему управлять обществом, либо оказывать существенное воздействие на процесс управления им, влиять (позитивно или негативно) на ценностные ориентации и поведенческие стереотипы в обществе и, в конечном счете, более активно, результативнее, чем все другие слои общества, участвовать в формировании тенденций развития общества, одновременно обладая гораздо большим, чем другие группы, суверенитетом в формировании своего собственного положения.

Акцентируем внимание на политической элите.

Во-первых, сюда относится правящая элита, выполняющая государственные функции в органах законодательной и исполнительной власти различного уровня.

Во-вторых, политическая элита включает и лидеров политических партий и движений, общественных организаций, которые не участвуют в исполнении государственных обязанностей непосредственно, но оказывают существенное воздействие на принятие политических решений.

В третьих, к политической элите, несомненно, относятся руководители значимых в обществе средств массовой информации, крупные предприниматели и банкиры, известные ученые в области общественных наук.

В-четвертых, непросто определить границы элиты в целом и отдельных ее групп. Одни и те же индивиды могут быть отнесены одновременно к различным элитам, например, бизнесмены, причастные к экономической и государственной деятельности, или же — только к экономической, но влияющие на политические решения высшего государственного руководства.

В правящей элите можно выделить следующие основные функциональные группы: правительство, парламент, региональная бизнес-элита.

Элита — сложное образование; отдельные группы элиты (элит) могут находиться в более или менее острых и даже антагонистических конфликтах. Основные источники таких конфликтов: конкуренция за статус, за допуск к власти, противоречия и конфликты внеэлитных социальных групп, интересы которых представляет та или иная группа элиты (та или иная элита).

Существуют два типа внутриэлитных связей: доминирования (господства) и координации (согласования), которые могут действовать одновременно.

Этапы развития политической элиты в России

1917начало 20-х годов. Приход к власти профессиональных революционеров — ленинской гвардии и подмена институтов государственной власти партийными инстанциями, т.е. установление монопольной власти компартии.

Начало 20-хконец 30-х годов. Превращение правящей элиты в господствующий класс советского общества. Развитие института «номенклатуры» — иерархии должностей, назначение на которые требует согласования с партийными инстанциями. Замена профессиональных революционеров партийной номенклатурой.

Начало 40-хсередина 80-х годов. Сохранение однородности политической элиты, постепенное (начиная с середины 60-х) ее вырождение, старение номенклатуры, замедление ротации элиты, что сопутствовало к началу 80-х годов «застою» экономики.

Начало перестройки1990 г. Обновление союзной политической элиты путем замены номенклатурного назначения легитимной процедурой выборов. Повышение роли республик СССР в политическом процессе, иначе говоря, падение роли центра и возвышение окраин. Уход компартии на периферию политической жизни.

Таким образом, современная политическая элита России начала формироваться в начале 90-х. Различают 2 этапа формирования постсоветской элиты: «ельцинский» и «путинский»

Рассмотрим «ельцинский» этап.

Начало было положено 29 мая 1990г., когда Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б. Ельцин, который взял на себя и функции главы государства.

Особенности эволюции политической элиты «путинского» периода

Путин стал победителем конкурса претендентов в ходе операции «Преемник» по двум причинам: несомненная лояльность Президенту РФ (свидетельством чему была позиция Путина на посту главы ФСБ) и решимость в защите бывшего патрона А. Собчака, обвиненного в коррупции. Эти качества в восприятии Ельцина были критически важны, поскольку обеспечение безопасности и неприкосновенности (личной и ближайшего окружения) после отставки в связи с небезупречностью достояния уходившей эпохи было решающим критерием выбора.

С вступлением в должность нового энергичного президента, несмотря на ожидания широких слоев населения, быстрых и кардинальных перемен в высших правящих элитах не произошло.

В начальный период первого правления Владимира Путина высшая политэлита, казалось, оставалась прежней. Но в политических недрах постепенно начиналась борьба между ельцинской элитой и новой, которая вошла в социологический и журналистский обиход как «питерская».

Стремление президента деприватизировать государственную власть неизбежно было сопряжено с урезанием власти тех, чьи полномочия при Ельцине разрослись за счет полномочий федеральной политической элиты. Это экономические и региональные элиты. Существенное снижение влияния этих двух категорий элит стало стратегической линией Путина в области внутренней политики. Если региональные элиты практически без боя приняли новые правила игры, то, стремление подчинить крупный бизнес, как и следовало ожидать, сопровождалось острой борьбой. Перипетии отношений бизнеса и власти (нашедшие отражение, в частности, в противостоянии «силовиков» и «либералов») не просто стали основной интригой «путинского» президентства, но предстали новым этапом развития центральной коллизии постсоветской политики — противостояния бюрократии и олигархии.

История отношений государства с крупным бизнесом при Путине включает два этапа.

При Путине основным источником пополнения элиты стала военная и гражданская бюрократия.

Произошел массовый приток в федеральную политическую элиту сослуживцев Путина по работе в КГБ и питерской мэрии. Именно эти обстоятельства определили наиболее заметную тенденцию обновления политической элиты при Путине — возрастание численности бывших и действующих сотрудников военных и специальных ведомств.

Главными отличительными чертами путинской элиты стали снижение доли «интеллектуалов», имеющих ученую степень (при Б.Ельцине — 52,5%, при В.Путине — 20,9%), уменьшение и без того крайне низкого представительства женщин в элите (с 2,9% до 1,7%), «провинциализация» элиты и резкое увеличение числа военных, которых стали называть «силовиками».

Таким образом, наиболее значимыми социальными категориями элиты при Путине стали военные и предприниматели. И если в течение первого срока ключевые посты главы Администрации Президента РФ и главы Правительства РФ занимали ельцинские кадры, то команда второго срока Путина практически полностью состоит из его выдвиженцев.

«Путинский» этап характеризуется устранением причин, которые привели к разрушению управленческой вертикали при Б.Ельцине. Новый президент вернул федеральному центру значительный объем власти над регионами, расширил базу поддержки центра на местах и наметил пути для восстановления действия механизмов управления территориями, при этом формально не нарушая демократических принципов. Была создана управляемая, упорядоченная система исполнительной власти. Если при Б.Ельцине власть рассредоточивалась, перемещаясь от центра к регионам, то при В.Путине власть снова стала возвращаться в центр, центробежные тенденции уступили место центростремительным.

Отсюда приход Д.Медведева к власти состоялся в ситуации «дворцовой», при полном отсутствии элитной конкуренции. И новому президенту приходиться иметь дело с представителями политической и экономической элиты, которые ориентируются не на нового главу государства, а на могущественного премьер-министра и руководить государственным аппаратом, в котором доминируют преданные Путину люди, в число которых входит и сам Медведев.

В этом ключе особенно интересен проект Медведева по формированию кадрового резерва — списка из 1000 человек, которые в будущем будут учитываться при распределении постов в верхушке госаппарата. Очевидно, что это шаг преследует не только официальную цель обновления и омоложения правящей элиты страны. Гораздо более важным является то, что с помощью этого списка Медведев сможет продвигать по карьерной лестнице людей, которые своим восхождением будут обязаны лично ему.

Очевидно ещё и то, что В.Путин, отказавшись от третьего срока разрушил консенсус элит и создал предпосылки для «гражданской войны элит».

Таким образом, за шесть лет перестройки структура власти в СССР претерпела существенные изменения.

Особенности современной российской элиты

Одной из важных особенностей правящей элиты является социальный состав и ее динамика.

Существенным отличием элиты путинского призыва является омоложение правящего слоя, причем, средний возраст высшего руководства выше представителей региональной элиты.

Одно из характерных проявлений таких связей в среде современной политической элиты — клановость и землячество.

Остановимся на некоторых особенностях клановости, присущей российской политической элите.

Клановость порождает местничество, т.е. стремление соблюдать только свои узкоместные интересы (в ущерб общему делу). Другая сторона клановости — отсутствие целенаправленной государственной деятельности властных структур, невозможность реализации перспективных программ, т.к. с уходом должностных лиц меняется и их команда. Правительство как набор самостоятельных игроков не способно генерировать прогнозируемую экономическую политику — оно нуждается в обновлении. Особый интерес представляет предпринимательский слой, не только начинающий входить в российскую политическую элиту, но и влияющий на поведение элиты и расстановку политических сл.

Многие представители элиты прямо связаны с сомнительной или незаконной деятельностью. По мнению директора ФБР, в нынешней России особенно криминальная активность отличается в сфере финансовых спекуляций, манипулировании банковской системой, в незаконных мошеннических операциях с государственной собственностью.

многие представители правящей политической элиты, ответственные за принятие экономических и политических решений, напрямую вовлечены в незаконный бизнес.

Идеологическая раздробленность нашей политической элиты, неумение, а возможно, и отсутствие единого стремления к консолидации, одна из основных ее особенностей.

Ныне в России наличествует широкий спектр оппозиционных Президенту и правительству объединений. Некогда целостная (но не монолитная) номенклатура все более разделяется на конкурирующие, а порой и открыто конфликтующие центры власти: легислатуры — администрации; бюрократия — директорам промышленных предприятий; банкиры. К этим расходящимся ветвям постноменклатурной элиты нужно добавить выросший предпринимательский слой, а также организованную преступность, являющуюся, как выше доказано, не отдельным локализованным центром, а разветвленным паразитарным образованием, пронизывающим управленческие и экономические структуры.

Однако, несмотря на означенный «развод» различных нынешних фракций бывшей номенклатуры, они остаются пока связанными, причем не только общим происхождением, личными отношениями, но и институционально.

studfiles.net

ТРАНСФОРМАЦИИ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ПАРТИЙНОЙ ЭЛИТЫ В РАННЕСОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЮГА РОССИИ)

Полный текст:

В статье выявлен состав и строение большевистской партийной элиты раннесоветского общества по материалам Юга России на основе позиционного анализа, раскрыты тенденции трансформации элитных групп, определена роль их трансформаций в институционализации политического режима 1920-х гг. Слияние функций правящей РКП(б) и государства вызывалось отказом от разделения властей, подавлением оппозиции, партийным контролем над общественными организациями и средствами информации. РКП(б) к середине 1920-х гг. завершила эволюцию от союза добровольных единомышленников к централизованной иерархической структуре, имеющей три функциональных уровня: рядовых членов-исполнителей, бюрократии (профессиональных управленцев) и правящей элиты. Большевистские организации Северо-Кавказского края имели разнородную социальную базу ‒ «иногородних», беднейших крестьян, рабочих, служащих и маргинальных слоев. На Юге России ярче всего выявилась не только сущность партийно-государственной системы власти, но и выдающиеся способности правящей элиты использовать противоречия (особенно сословное неравноправие, разрыв в уровне развития местностей, запрос на модернизацию) ради сохранения абсолютной власти любой ценой.

Ключ. слова

доктор исторических наук, доктор политических наук, профессор, кафедра политологии и политического управления

Список литературы

1. Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы. 1917–1921. ‒ М.: Ин-т рос. истории РАН, 2000.

2. Кислицын С.А. Эволюция и поражение большевистской элиты. ‒ Ростов н/Д: Изд-во НМЦ «Логос», 1995.

3. Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: власть и массы. ‒ М.: Русское книгоиздательское товарищество – история, 1997.

4. Леонов С.В. Рождение советской империи: государство и идеология. 1917–1922 гг. М.: Диалог – МГУ, 1997.

5. Тяжельникова B.C. Состав партийных организаций в конце 20-х годов (Опыт количественного анализа по материалам Всесоюзной партийной переписи 1927 г.) // Вопросы истории КПСС. ‒ 1990. ‒ № 1. ‒ С. 70-81.

6. Березкина О.С. Революционная элита переходного периода (1921–1927) // Свободная мысль. ‒ 1997. ‒ № 11. ‒ С. 56-80.

7. Ленин В.И. – Н.И. Бухарину. 11 окт. 1920 г. // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 51. ‒ С. 298-299.

8. Ленин В.И. Планы брошюры «О продовольственном налоге» // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 43. ‒ С. 379-387.

9. Десятый съезд РКП(б): март 1921 года: Стеногр. отчет. ‒ М.: Госполитиздат, 1962.

10. Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. ‒ С. 1-108.

11. Известия ЦК РКП(б). ‒ 1920. ‒ № 24. ‒ С. 5.

12. Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. ‒ С. 1-104.

13. Ленин В.И. Об условиях приема новых членов в партию // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. ‒ С. 17-21.

14. Ленин В.И. II Всероссийский съезд горнорабочих 25 января–2 февраля 1921 г. Доклад о роли и задачах профессиональных союзов на заседании коммунистической фракции съезда 23 января // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. ‒ С. 245-255.

15. XII Всероссийская конференция Р.К.П. (большевиков) 4-7 августа 1922 г. ‒ М.: Изд-во Моск. комитета РКП(б), 1923.

16. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 64. Oп. 1. Д. 4. Л. 143, 63.

17. Серебрякова Т.Е. Деятельность Северо-Кавказского крайкома (1924–1934 гг.). Дис. . канд. ист. наук. ‒ Ростов н/Д, 1990.

18. Всероссийская перепись членов РКП(б) 1922 года. ‒ М.: Изд-во ЦК РКП(б), 1923. Вып. 4.

19. Девятый съезд РКП(б). Март-апрель 1920 г. Протоколы. ‒ М.: Госполитиздат, 1960.

20. Тяжельникова B.C. Состав партийных организаций в конце 20-х годов // Вопросы истории КПСС. ‒ 1990. ‒ № 1. ‒ С. 70-81.

21. Центр документации по новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 7. Оп. 1. Д. 843. Л. 65а, 73-74.

22. Всесоюзная перепись населения 1926 г. Окончательные итоги. ‒ М.: Изд-во ЦСУ СССР, 1928. Т. V.

23. Северо-Кавказская краевая организация ВКП(б) в цифрах. ‒ Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кав. крайкома РКП (б),

24. Вып. III; 1930. Вып 10.

25. Казачество Северо-Кавказского края. Итоги переписи населения 1926 г. ‒ Ростов н/Д: Сев.-Кав. краев. стат. управл., 1928.

26. Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. ‒ М.: Советская Россия; МП «Октябрь», 1991.

27. Коржихина Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия // Вопросы истории. ‒ 1993. ‒ № 7. ‒ С. 25-38.

28. Афанасьев М.Н. Государство и номенклатура // Политические исследования. ‒ 1996. ‒ № 2. ‒ С. 68-74.

29. Бадовский Д.В. Трансформация политической элиты в России – от «организации профессиональных революционеров» к «партии власти» // Политические исследования. ‒ 1994. ‒ № 6. ‒ С. 42-58.

30. Бубнов А.С. ВКП(б). ‒ М.; Л.: Госиздат, 1931.

31. Партийное строительство. ‒ 1930. ‒ № 11-12. ‒ С. 32.

32. Руководящие кадры РКП(б) и их распределение. ‒ М.: Гос. изд-во; ЦК РКП (б), 1927.

33. Известия ЦК РКП(б). 1921 ‒ № 3. ‒ С. 42-44.

34. Одиннадцатый съезд РКП(б): Март – апрель 1922 года. Стеногр. отчет. ‒ М.: Госполитиздат, 1961.

35. Чистка Донской организации (Официальный отчет комиссии) // Известия Донкома РКП(б). ‒ Ростов н/Д, 1921. ‒ № 6. ‒ С. 14-15.

36. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 13. Д. 989. Л. 112, 26, 32; Ф. 65. Оп. 1. Д. 4. Л.15.

37. Первая Юго-Восточная краевая конференция РКП(б) (Стеногр. отчет) (25-28 марта 1923 г.). ‒ Ростов н/Д: Изд-во Юго-Востбюро ЦК РКП (б), 1923.

38. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1986). 9-е изд., испр. и доп. ‒ М.: Политиздат, 1983. Т. 3.

39. РКП(б) в цифрах. ‒ М.: Статотдел ЦК РКП (б), 1924. Вып. 1.

40. Вилкова В.П. Ленинский призыв // Правда. ‒ 1989. ‒ 5 мая.

41. ЦДНИРО. Ф. 7. Oп. 1. Д. 99. Л. 25.

42. Сталин И.В. Об итогах XIII съезда РКП(б): Доклад на курсах секретарей укомов при ЦК РКП(б) 17 июня 1924 года // Сталин И.В. Соч. ‒ М.: ОГИЗ, 1947. Т. 6. ‒ С. 234-260.

43. Известия ЦК ВКП(б). ‒ 1927. ‒ № 24-25. ‒ С. 5; ‒ № 40. ‒ С. 7.

44. Партийная работа на Юго-Востоке. ‒ Ростов н/Д: Изд-во Юго-Востбюро ЦК РКП (б), 1924.

45. Центр документации по новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК). Ф. 2816. On. 1. Д. 289. Л. 41.

46. В.Н. О выходах из партии // Известия Сев.-Кав. крайкома ВКП(б). ‒ Ростов н/Д, 1927. ‒ № 4 (14). ‒ С. 7.

47. О добровольных и механических выходах из партии по Севкавкраю // Известия Сев.-Кав. крайкома ВКП(б). ‒ Ростов н/Д,1929. ‒ № 4 (57). ‒ С. 22-23.

48. ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 843. Л. 65а, 73-74.

49. ЦДНИКК. Ф. 12. On. 1. Д. 134. Л. 28.

Дополнительные файлы

Для цитирования: БАРАНОВ А.В. ТРАНСФОРМАЦИИ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ПАРТИЙНОЙ ЭЛИТЫ В РАННЕСОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЮГА РОССИИ). Историческая и социально-образовательная мысль. 2015;7(8):14-21. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2015-7-8-14-21

For citation: BARANOV A.V. TRANSFORMATIONS OF THE BOLSHEVIK PARTY ELITE IN THE EARLY SOVIET SOCIETY (ON THE MATERIALS OF THE SOUTH OF RUSSIA). Historical and social-educational ideas. 2015;7(8):14-21. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2015-7-8-14-21

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

www.hist-edu.ru

Национальные интересы Америки… Сирийский кризис вытащил наружу серьезные противоречия в правящей элите США…

Если бы открытый удар по Сирии соответствовал национальным интересам США, то американцы не замедлили бы его совершить. Но в ситуации с Сирией Белый дом натолкнулся на своего главного врага – самого себя… Сегодня уже стало окончательно ясно, что Белый дом не собирается пересекать красную линию, как Барак Обама в августе 2012 г. назвал применение химического оружия сирийской властью. Масштабная кампания в США по созданию негативного общественного мнения против атаки Сирии, затягивание с принятием окончательного решения по этому вопросу в конгрессе, принятие Обамой предложения России о международном контроле сирийского химического оружия вместо ракетной атаки, — за маской непреклонности все это были знаки нежелания Белого дома втягивать себя в новую военную авантюру, которая не принесет США ничего, кроме новых проблем…

Национальные интересы превыше всего…

Одной из отличительных черт внешнеполитического поведения США является экспансионизм, то есть расширение зоны своего влияния на регионы, которые входят в область их интересов. С начала XIX века до второй половины ХХ эти интересы расширились с зоны Западного полушария до планетарного масштаба. После окончания Второй мировой войны и вплоть до сегодняшнего дня Америка претендует на роль мирового гегемона, и каждый уголок нашего неспокойного мира тем или иным образом связан с национальными интересами этой страны.

Ближний Восток, богатый огромными нефтяными и газовыми запасами, освоение которого американским капиталом началось в 1920-х гг., со второй половины ХХ века оказался уже в зоне жизненно – подчеркиваем – жизненно важных интересов Соединенных Штатов. «Американская политика пахнет нефтью», и Ближний Восток — это мощная всемирная кладовая нефти и газа.

Стоять в стороне от ближневосточных углеводородов американские монополии, действительно, не могли и не могут. Их постоянное присутствие в этом регионе с переменным успехом насчитывает чуть менее века. Однако время не стоит на месте, и участие американцев в делах Ближнего Востока постепенно меняет свои масштабы и формы.

Так, когда в конце 1960-х – начале 1970-х гг. на фоне роста антиколониального движения арабские государства одно за другим начали требовать возвращения контроля над нефтедобычей в свои руки объем капиталовложений Америки в нефть региона значительно уменьшился, в 1974 г., составив всего 5,3%. Взрывоопасная политическая обстановка в регионе вызвала один из крупнейших энергетических кризисов капиталистической системы. На тот момент США, как и СССР, было выгодно сделать все, чтобы сохранить порядок в этом регионе, даже за счет уступок арабским странам.

Сегодня ситуация приняла иной вид. После неудачных попыток навязать свой мировой порядок за последние несколько десятилетий Соединенные Штаты сильно истощили свои возможности влияния на мировые процессы. Американский прагматизм, опьяневший от внезапно свалившейся свободы рук в начале 1990-х гг., дал осечку. Внешний долг Америки составляет заоблачную цифру, более 17 трлн долларов! И эта цифра продолжает расти. Американцы больше не могут позволить крупные затраты на проведение выгодной себе политики в регионе. Не имея возможности играть активную роль, США вынуждены отойти, и в этой связи главной задачей они видят сохранить хоть какое-то подобие контроля над нефтяными путями и развитием ситуации на Ближнем Востоке в целом. Даже за счет создания взрывоопасной обстановки в регионе.

Таким образом, задача не допустить усиления влияния соперников Америки на Ближнем Востоке на период временного отступления США является сегодня национальным интересом этого государства, то есть таким интересом, который разделяют все ведущие экономические и политические группы Соединенных Штатов.

Другой вопрос – это методы, которыми этот интерес должен претворяться в жизнь. Здесь, как показывают последние события вокруг сирийского кризиса, внутри американского политического истеблишмента существуют серьезные противоречия.

«Мутные воды» Ближнего Востока…

Обратимся теперь к внутренней ситуации в регионе, чтобы оценить баланс сил, на котором пытаются играть США.

«Ситуация, которая сегодня сложилась на Ближнем Востоке – это «мутная вода», в которой каждый стремится поймать свою рыбку», — рассказала доктор исторических наук, профессор кафедры востоковедения УрФУ Гульнара Валиахметова.

По мнению эксперта, основной проблемой Ближнего Востока на протяжении последних 30 лет является вакуум лидерства, который образовался еще в начале 1980-х гг.: «Крупные державы оспаривают свое лидерство, а малые тем или иным образом лавируют в этой борьбе. В 1980-х гг. сложился треугольник государств-лидеров – это Иран, Ирак и Саудовская Аравия. С начала 1990-х гг., после того как Ирак и Иран истощили друг друга в многолетней войне, на первый план выдвинулась Саудовская Аравия, постепенно к ней присоединился Египет. В последнее десятилетие серьезную заявку на лидерство сделала демократическая и динамично развивающаяся Турция, в регионального «тяжеловеса» превратился Иран. В свою очередь, возрождавшийся Ирак, напротив, оказался окончательно «добит»в 2003 г., а Египет – во время «арабской весны». Таким образом, сегодня мы имеем трех неравнозначных претендентов на лидерство на Ближнем Востоке – это Саудовская Аравия, Турция и Иран».

Саудовская Аравия, несмотря на экономическую мощь, базирующуюся на нефтяных запасах, в реальности имеет слабые позиции в регионе, а ее гарантии безопасности зависят от внешнего игрока, Соединенных Штатов.

Иран на этом фоне имеет гораздо более сильные позиции. «Шиитский Иран, — продолжает Гульнара Валиахметова, — в отличие от Саудовской Аравии, независим и проводит последовательную антиамериканскую, антиизраильскую политику, жестко поддерживая Палестину. Его идеи имеют высокий авторитет среди «арабской улицы», что представляет его главную опасность для правящих элит арабских государств. Кроме того, шииты составляют значительную часть населения в соседнем с ним Ираке, около 60%, а также в Саудовской Аравии, Кувейте, Бахрейне. И неизвестно, какая сила в этой борьбе в итоге перевесит – арабская или исламская солидарность».

Потеря Сирии, по мнению специалиста по международным отношениям, эксперта фонда Карнеги Карима Саджапура, Ирану крайне невыгодна по двум основным причинам: «Со времен Исламской революции 1979 г. Сирия оставалась единственным последовательным союзником Тегерана… И хотя за последние 30 лет тактические интересы Ирана и Сирии иногда расходились, по макростратегическим вопросам оба режима чаще всего действовали в унисон». С другой стороны, «в географическом плане Сирия представляет собой мост, связывающий Иран с шиитской военизированной организацией «Хизбалла» в Ливане, одним из «алмазов» в короне иранской революции. Сирия и «Хизбалла» – критически важные элементы иранского «альянса сопротивления»… Учитывая, что подавляющее большинство населения Сирии составляют арабы-сунниты, Тегеран страшит перспектива образования в этой стране суннитского конфессионального режима, союзного Саудовской Аравии или Соединенным Штатам и враждебного шиитскому Ирану».

Даже без прямой военной поддержки Сирии, Иран, пользующийся авторитетом среди «арабской улицы», той, которая начала «арабскую весну», при необходимости может воззвать к ней перед лицом угрозы усиления американского влияния в регионе. Это повлечет за собой новую волну межнациональных и религиозных столкновений, рост экстремизма и насилия на всем Ближнем Востоке.

Тем не менее, падение режима Асада с точки зрения ослабления Ирана, несмотря на непредсказуемые последствия, выгодно многим политическим игрокам, расставляющим свои шахматные фигуры на Ближнем Востоке, в первую очередь Саудовской Аравии, Израилю и Соединенным Штатам, каждый из которых видит свои интересы в смене политического режима в Сирии.

Саудовская Аравия, претендующая на роль регионального лидера, стремится блокироваться против Ирана с третьим крупным игроком региона, Турцией, «тюркским суннитским государством, которое также имеет привлекательный для арабского мира вид. Таким его делают экономические успехи и высокий уровень демократичности турецкого общества в условиях правления происламских политических сил, — отмечает Гульнара Валиахметова. — Сирия же в этой ситуации является шагом на пути к наступлению на Иран».

Израиль старается прямо не вмешиваться в эти игры, но его интерес в ослаблении Ирана, ведущего непрерывную и последовательную борьбу с «сионистским государством», несомненен. Смещение Башара Асада путем военной интервенции со стороны США и других государств в идеале было бы лучшим сценарием развития ситуации, ведь наступление на Иран тогда стало бы лишь вопросом времени. Хотя с другой стороны, в случае обострения ситуации в Сирии серьезной опасности могут подвергнуться северные рубежи Израиля, Голанские высоты, имеющие исключительное стратегическое значение в системе безопасности этого государства.

Для США проведение военной операции на территории Сирии, напротив, ничем хорошим обернуться не может. Помимо того, что Америка фактически окажется на одной стороне с «Аль-Каидой», боевики которой находятся в рядах сирийской оппозиции (это давно вызывает много нареканий в сторону участия США в конфликте), операция потребует колоссальных экономических затрат.

Несмотря на уверения Обамы, одной бомбардировкой, хоть и самой мощной и точной, свергнуть режимБашара Асада невозможно. По словам эксперта-востоковеда из УрФУ Гульнары Валиахметовой, Асад и сирийская армия – это единая сила, и поэтому договориться с армией по примеру Египта периода «арабской весны», где армия взяла на себя роль стабилизатора, у Запада не получится. Свержение Асада равнозначно сносу всей политической системы, и, учитывая высокую популярность Асада в Сирии, без масштабных военных действий добиться этого будет невозможно.

Кроме того, открытое военное вмешательство в сирийские дела может вызвать непредсказуемую реакцию со стороны Ирана, имеющего, как отмечалось выше, широкую поддержку на «арабской улице» и финансируемой им ливанской «Хизбаллы». Кому-кому, а Ирану действительно есть что терять в этом конфликте и по-настоящему есть за что бороться. Не учитывать этот фактор при планировании открытой агрессии против Сирии – значит допускать серьезный просчет в стратегии.

Таким образом, как таковое падение режима Асада вполне вписывается в систему национальных интересов США, но с одной оговоркой – не за счет интересов США.

Ближневосточный «друг» Америки…

Тем не менее, 30 августа президент Обама делает громогласное заявление о том, что в связи с использованием 21 августа химического оружия сирийскими властями Соединенные Штаты Америки намерены нанести по Сирии бомбовый удар. Почему он это сделал?

«У США не было выбора, — поделился своими мыслями директор центра американистики УрФУ, кандидат исторических наук Дмитрий Победаш. — Представляете, Асад, «подлый диктатор», подавляет сирийское население уже с 1980-х г., как здесь поступить иначе? Плюс усиливается и шиитский Иран, что смертельно опасно для такого верного и преданного союзника США, как Израиль. Мало того, что он верный и преданный союзник. Часть политической элиты США ассоциирует себя с Израилем: «Мы правильный, избранный народ, который должен отстаивать правильные ценности, и мы не можем предать Израиль». Некоторые американские руководители поддерживают эту страну из таких идеологических соображений.

Но кроме этого, есть мощное произраильское лобби, причем это не еврейский заговор. Два республиканских автора, Стивен Уолт и Джон Маршеймер, писали: «На Ближнем Востоке все нас ненавидят из-за нашей поддержки Израиля. Поддержка Израиля противоречит национальным интересам США. Почему мы идем поперек национальных интересов? Потому что у нас очень мощное произраильское лобби, не обязательно сионистское, но которое проталкивает интересы Израиля. И другого такого альтернативного лобби нет, поэтому наша политика такая однобокая, и мы обслуживаем Израиль»».

Вот так и разошлись повод и причина. Инцидент с использованием химического оружия в пригороде Дамаска, в котором до сих пор не ясно, применил это оружие Асад или боевики (правительство Асада уверено, что боевики), стал «красной линией», по сути, формальным поводом, заставившим Белый дом объявить о своем решении покарать «злостного диктатора». Но самим США это, как представляется, совершенно невыгодно, и под давлением реальных условий, идущих вразрез с американскими интересами, Обама в итоге нашел другой повод, уже чтобы отказаться это делать. Россия, с этой точки зрения, оказала ему неоценимую помощь, предложив вместо атаки взять сирийское химическое оружие под международный контроль.

С другой стороны, переход «красной линии» и следующее за ним начало военной операции против Сирии по инициативе США стало бы реализацией очень удобного для ближневосточного друга Америки, Израиля, сценария. Ведь тогда вся работа по ликвидации режима Асада была бы сделана чужими руками, позволяя Израилю не вмешиваться в эту историю и формально оставаться в стороне.

Но каким бы мощным ни было влияние произраильской группировки на формирование внешнеполитического курса Белого дома, на одном произраильском лобби политическая элита Америки не заканчивается, и в сложный момент отпор, пусть даже в виде классического саботажа, этому лобби был дан. И хотя президент США, находясь под его давлением, был вынужден объявить о решении атаковать Сирию, активные действия предприняты не были. Напротив, было сделано все, чтобы от этого обещания уйти. Именно об этом 11 сентября на страницах одной из влиятельных американских газет «Нью-Йорк Таймс» сказал израильский аналитик, член Вашингтонского института Ближнего Востока, работающий в Иерусалиме, Эхуд Яари: у израильских властей «присутствует сильное чувство того, что президент (Обама) ищет любую возможность избежать пересечения «красной линии», которую он сам же и прочертил».

Покой им только снится…

Тем не менее, несмотря на успехи российской дипломатии в урегулировании возникшей острой ситуации, Америка от своих интересов в сирийском кризисе не отреклась. И, разумно отказавшись от нанесения прямой ракетной атаки, продолжает вместе с Саудовской Аравией снабжать повстанцев оружием, о чем 12 сентября сообщала «Нью-Йорк Таймс». Эти действия должны были происходить скрытно, по крайней мере, издание назвало их «тайными». Но, как мы уже убедились, мощная политическая группировка в США желает развития иного сценария и готова сделать многое, чтобы спровоцировать открытый конфликт. А так как независимых СМИ не существует, видимо, именно поэтому эта информация была опубликована в том же изданием, которое за день до этого обвиняло Обаму в непоследовательности и предательстве своего израильского союзника.

В этом же контексте воспринимается и история разоблачения фальшивой «доктора наук» Элизабет Обейги. «Доктор» Обейги, представившись опытным востоковедом, в статье, опубликованной недавно в другом ведущем американском издании, известном своим милитаристским духом, «Уолл Стрит Джорнэл», обосновывала тезис о том, что сирийская оппозиция не имеет ничего общего с «Аль-Каидой». Статья прошла бы незамеченной, если бы ее не процитировал в своем выступлении в поддержку нанесения военного удара и поддержки повстанцев Джон Керри. «Липа» была быстро разоблачена, а очередной «аргумент» сторонников интервенции повернут против них самих.

Вот так те противоречия, которые сегодня существуют внутри правящей элиты Америки по поводу средств и методов обеспечения своих интересов, благодаря сирийскому кризису вылезли наружу и стали видны, как говорится, невооруженным глазом. Но если о решении открыто атаковать Сирию можно уже забыть, то как развернутся события дальше – и на Ближнем Востоке, и полях сражений внутри американского истеблишмента – покажет только время.

Противоречивое заявление президента США выглядит странным и непоследовательным и совершенно очевидно ставит под сомнение положение Обамы как национального лидера. Лидеру можно простить многое, кроме слабости. Отказ брать на себя ответственность за принятое решение и попытка разделить его с максимально широким кругом участников – это несомненная слабость… Однако не менее очевидно, что Обама столкнулся с неприятной для себя ситуацией. В американской элите не просто нет единства по ключевым вопросам внешней политики – она расколота. Без выработки компромисса любые дальнейшие шаги будут лишь усугублять этот раскол… В этой ситуации Обама … Читать дальше »

www.discred.ru

Это интересно:

  • Возмещение земельного налога Официальный сайт Кричевского УКПП "Коммунальник" Просмотров: 285 Автор: Admin Дата: 2-03-2018, 15:54 О возмещении земельного налога Кратко о возмещении нанимателями, собственниками жилых помещений, нежилых помещений суммы земельного налога Наниматели, собственники жилых […]
  • Приказ годовая инвентаризация Руководства, Инструкции, Бланки Новые файлы приказ на годовую инвентаризацию образец Приказ на инвентаризацию образец 2015 Приказ на инвентаризацию образец 2014 скачать бесплатно Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации. Форма ИНВ-22. […]
  • Приказ 587 мвд рф новая редакция Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ МВД РФ от 29.06.2005 N 511 (ред. от 15.10.2012 с изменениями, вступившими в силу с 24.02.2013) "ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В […]
  • Приказ 2520 от 22122010 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ ФТС РФ от 22.12.2010 N 2520 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ЗАЯВЛЕНИЯ ПЛАТЕЛЬЩИКА О ВОЗВРАТЕ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ЗАЯВЛЕНИЯ ПЛАТЕЛЬЩИКА О ВОЗВРАТЕ (ЗАЧЕТЕ) ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ИЛИ […]
  • Лицензии патенты ноу-хау патенты, лицензии, НОУ-ХАУ Справочник поставщиков На данной странице представлен каталог всех предприятий, предлагающих указанную продукцию. Всего организаций в разделе: 5 ВНИПИ МОРНЕФТЕГАЗ Отрасль деятельности: Химическая и нефтеперерабатывающая промышленность Услуги: проектные и […]
  • Свод правил сп 413130 2009 Свод правил 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования." МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ […]
  • Заявление енвд-2 образец Заявление ЕНВД 2 в 2017 году для ИП Всем доброго времени суток! Я продолжаю писать статьи на тему налога ЕНВД и одним из самых первых вопросов который возникает – это “Как встать на налог ЕНВД”. В прошлой статье я уже описал процесс постановки на налог ЕНВД для организаций (ООО), сегодня […]
  • О правоохранительных органах рф закон ъБЛПОПДБФЕМШУФЧП П РТБЧППИТБОЙФЕМШОЩИ ПТЗБОБИ - ЬФП УПЧПЛХРОПУФШ ЪБЛПОПЧ Й ЙОЩИ РТБЧПЧЩИ БЛФПЧ тж Й УХВЯЕЛФПЧ тж, Б ФБЛЦЕ НЕЦДХОБТПДОЩЕ ДПЗПЧПТЩ, УПДЕТЦБЭЙЕ ОПТНЩ П РТБЧППИТБОЙФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. оПТНБФЙЧОЩЕ БЛФЩ ТБЪМЙЮБАФУС Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ АТЙДЙЮЕУЛПК УЙМЩ Й ЙИ УПДЕТЦБОЙС. чУЕ […]