Закон о штрафах в торговле

admin

Штрафы за нарушение Закона о торговле в соответствии с КоАП РФ

Комментарий к поправкам в КоАП РФ о нарушениях Закона о торговле. Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2010 N 411-ФЗ

31 декабря 2010 г. у руководства торговых сетей, обычных магазинов, а также их поставщиков продовольствия (в том числе производителей) было совсем не праздничное настроение. Вступили в силу поправки в КоАП РФ (Статьи 14.40, 14.41, 14.42 КоАП РФ; ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 411-ФЗ), которыми установлены беспрецедентные штрафы за нарушение требований к договорам поставки продовольствия и правил их заключения, предусмотренных Законом о торговле (Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон)).

Штраф за некоторые нарушения для организаций может достигать 5 млн руб. (Часть 1 ст. 3.5, ч. 1, 2 ст. 14.40, ст. 14.42 КоАП РФ). Причем когда речь идет о невыполнении требований Закона к договорам поставки, то штраф может налагаться:
— за каждый «порочный» договор. А таких договоров даже у небольших магазинов и оптовиков может быть десятки и сотни;
— за нарушение каждого конкретного требования к договору поставки. А таких требований в Законе много, и, следовательно, когда компания допустит в договоре два промаха, то и оштрафовать ее смогут сразу по двум основаниям.
Поэтому даже единственный «порочный» договор, о котором стало известно Федеральной антимонопольной службе, может сильно ударить по бюджету крупной торговой сети или оптовика. Что уж говорить о малых компаниях — после «удачной» проверки ФАС они могут смело закрываться. К слову, региональные управления ФАС уже начали проверять на соблюдение антимонопольных требований Закона договоры торговых сетей и их поставщиков (Часть 2 ст. 16 Закона; п. 5.3.6 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Кого оштрафуют

Учтите, что торговая сеть — это вовсе не обязательно гигант розницы. Если у организации или предпринимателя есть два магазина или ларька, то они уже владельцы торговой сети в понимании Закона (Пункты 4, 8 ст. 2 Закона; примечание 2 к ст. 14.42 КоАП РФ). Также и поставщики продовольствия — это не только крупные производители, оптовики, но и, например, мелкие хлебопекарни и небольшие фермерские хозяйства. И даже если вашей компании, не занимающейся торговлей, случайно попало на баланс продовольствие (например, партия тушенки в качестве отступного от должника, с которого больше и взять нечего), то при его продаже вы тоже обязаны выполнить все требования Закона о торговле (Пункт 1 ст. 2 Закона).

Торговые нарушения

Больше всего шансов заполучить штраф за торговые нарушения у тех компаний и предпринимателей, на которых пожалуются в ФАС их контрагенты. Служба сразу составит протокол или возбудит дело об административном правонарушении (Часть 1 ст. 28.2, ч. 1 ст. 28.3, ст. 23.48, п. 3 ч. 1, ч. 3, п. п. 3, 4 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
Однако и прекрасные отношения с контрагентами не оградят вас от внимания ФАС. Ведь служба в рамках антимонопольного контроля имеет право при проведении плановой проверки запросить у производителя, поставщика или розничного торговца копии договоров поставки продовольствия (Статья 16 Закона; ч. 1 ст. 25, ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Теперь пришла пора огласить «ценник» за нарушения Закона о торговле (Примечание 3 к ст. 14.42 КоАП РФ).

1. Непредоставление информации потенциальному поставщику (покупателю)

Как подстраховаться
1. Вы можете открыть собственный интернет-сайт и размещать там требуемую Законом информацию или просто выдавать эту информацию по запросу потенциальных контрагентов (Части 1, 2 ст. 9 Закона). В последнем случае внимательно просматривайте поступающую к вам корреспонденцию — в ней могут оказаться такие запросы.
2. Административная ответственность для поставщиков продовольствия установлена за непредоставление информации любому контрагенту. Однако по Закону поставщик обязан предоставлять информацию только торговым сетям.

Приходит ФАС и кусает (Часть 1 ст. 14.41 КоАП РФ; ч. 1 ст. 9 Закона):
— руководителя торговой сети — на 20 — 40 тыс. руб.;
— организацию, владеющую торговой сетью (далее — торговая сеть), — на 300 — 500 тыс. руб.
Также могут наказать и поставщика (и его руководителя), если он отказывает торговой сети в предоставлении информации о существенных условиях договора поставки, условиях отбора покупателей, качестве и безопасности товаров (Часть 2 ст. 14.41 КоАП РФ; ч. 2 ст. 9 Закона).

2. Создание торговой сетью (ее поставщиком) дискриминационных условий для поставщика (покупателя)

Как подстраховаться
Суды понимают под дискриминацией, в частности:
— включение в договор с отдельными контрагентами условия о взимании платы за невыполнение плана по объему закупок, если такая плата от других контрагентов не требуется (Постановление ФАС ДВО от 26.01.2009 N Ф03-6424/2008);
— необоснованный отказ от заключения договора, например со ссылкой на малый объем приобретаемого/поставляемого товара (Постановления ФАС МО от 30.04.2010 N КА-А40/3857-10).

Приходит ФАС и кусает (Часть 1 ст. 14.40 КоАП РФ):
— руководителя торговой сети — на 20 — 40 тыс. руб.;
— торговую сеть — на 2 — 5 млн руб.
Точно также могут наказать и поставщика торговой сети (и его руководителя), если он, например, необоснованно устанавливает для некоторых покупателей более высокие цены (Постановления ФАС СЗО от 02.08.2010 по делу N А56-62505/2009).
А если поставщик или торговая сеть занимают доминирующее положение на рынке, то к ним применяется ответственность, установленная ст. ст. 14.31, 14.31.1 КоАП РФ.

Как поступают крупные сети
Требования к поставщикам и существенные условия договора единые. Поставщики конкурируют только по цене и качеству товара.

Примечание
Дискриминационные условия — условия, которыми контрагент поставлен в неравное положение по сравнению с другими контрагентами (Пункт 8 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ).

3. Навязывание торговой сетью (ее поставщиком) запрещенных Законом условий договора

Как подстраховаться
К запрещенным Законом условиям договора ФАС может отнести:
— условия, прямо запрещенные Законом, в частности (Статья 9 Закона):
— о выплате бонуса «за объем» в размере свыше 10%;
— о запрете уступки прав по договору;
— условия, которые запрещено только навязывать, например (Статья 13 Закона):
— о запрете на заключение договоров с другими субъектами, в частности на аналогичных условиях;
— об обратном выкупе нереализованных товаров (кроме разрешенных законодательством случаев).

Приходит ФАС и кусает (Часть 2 ст. 14.40 КоАП РФ; пп. «ж», «и» п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона):
— руководителя торговой сети или поставщика — на 30 — 50 тыс. руб.;
— торговую сеть или поставщика — на 2,5 — 5 млн руб.
Штрафуют только навязывавшую сторону.

Примечание
Под навязыванием условий договора ФАС понимает, в числе прочего, направление торговой организацией (предпринимателем) контрагенту договора с невыгодными условиями, которые им отклоняются, однако эти организация или предприниматель отказываются или уклоняются от подписания договора без этих условий (Письмо ФАС России от 15.07.2010 N ИА/22313). То есть оштрафовать могут и тогда, когда договор так и не был заключен. Если договор с запрещенными условиями подписан контрагентом без возражений, то о навязывании речи идти не должно.

4. Оптовая торговля продовольствием по договорам комиссии

Как подстраховаться
1. Запрет касается (Пункт 3 ч. 1 ст. 13 Закона):
— приобретения торговой сетью оптом продовольствия:
(или) в качестве комитента;
(или) у комиссионера, если об этом известно торговой сети;
— продажи торговой сети оптом продовольствия:
(или) приобретенного через комиссионера;
(или) в качестве комиссионера.
2. Запрет не распространяется на такие сделки с продовольствием:
— продажа через комиссионера не торговым сетям;
— покупка через комиссионера не для продажи торговым сетям;
— продажа через комиссионера — торговую сеть, продающую товар комитента в розницу.
3. Если поставщик или торговая сеть не знает о «комиссионном» статусе своего контрагента, то оштрафовать их нельзя (Части 1, 2 ст. 2.1, примечание к ст. 14.40 КоАП РФ).

Приходит ФАС и кусает (Часть 3 ст. 14.40 КоАП РФ):
— руководителей торговой сети и поставщика — на 10 — 50 тыс. руб.;
— торговую сеть и поставщика — на 1,5 — 4,5 млн руб.

Примечание.
Для штрафа совсем не обязательно, чтобы договор назывался договором комиссии. Достаточно, чтобы он, например, обязывал поставщика приобрести товар за счет торговой сети (Пункт 1 ст. 990 ГК РФ; примечание 3 к ст. 14.42 КоАП РФ; п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона).
При этом карается не само заключение договора комиссии или иного договора, содержащего существенные условия договора комиссии, а именно осуществление торговли по нему, то есть совершение поставок.

5. Бонус «за объем» свыше 10% от цены приобретенного продовольствия

Как подстраховаться
1. Для привлечения к ответственности необязательно, чтобы незаконный бонус был выплачен. Достаточно его упоминания в договоре.
2. В Перечень социально значимых товаров, выплата бонуса за покупку которых вообще не допускается, входят следующие товары со сроком годности менее 10 дней: мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров), молоко питьевое пастеризованное 2,5 — 3,2% жирности, хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки, из пшеничной муки (Часть 5 ст. 9 Закона).

Приходит ФАС и кусает (Часть 1 ст. 14.42 КоАП РФ):
— руководителей покупателя и поставщика — на 20 — 40 тыс. руб.;
— покупателя и поставщика — на 1 — 5 млн руб.

Как поступают крупные сети
В договорах указывают, что бонус выплачивают исходя из стоимости всех поставок по договору за определенный месяц. Максимальный размер бонуса не может превышать 10% (Часть 4 ст. 9 Закона).

6. Включение в договор поставки вознаграждения за его исполнение/изменение

Как подстраховаться
Дополнительные вознаграждения покупателю или поставщику продовольствия могут выплачиваться только за оказание каких-либо дополнительных услуг по отдельному договору. Это может быть плата за маркетинговые, транспортные, рекламные и иные подобные услуги.

Приходит ФАС и кусает (Часть 2 ст. 14.42 КоАП РФ):
— руководителя покупателя — на 20 — 40 тыс. руб.;
— покупателя — на 1 — 5 млн руб.
Оштрафовать могут и поставщика продовольствия, и его руководителя.

Как поступают крупные сети
От любых не предусмотренных Законом платежей и «бонусов» в договорах поставки отказались. Взамен предусмотрели жесткую систему штрафов для поставщиков — за несвоевременную поставку, поставку некачественных товаров и т.д. (до 100% от стоимости поставки). А рекламные, транспортные и прочие услуги оказываются по отдельным договорам.

Примечание
Запрет на такие вознаграждения распространяется на все (!) договоры поставки продовольствия — и на сделки между поставщиком и торговой сетью, и на сделки между оптовиками, и на сделки между производителем продовольствия и оптовиком (Часть 6 ст. 9 Закона). Для штрафа достаточно указания дополнительных вознаграждений в договоре поставки, а не их фактической выплаты.

7. Сверхнормативные сроки оплаты в договоре

Как подстраховаться
1. Для штрафа достаточно лишь указания в договоре сверхнормативных сроков оплаты, а не фактической сверхнормативной оплаты продовольствия.
2. Предельные сроки оплаты распространяются на всех поставщиков и покупателей продовольствия, даже если они не имеют никаких отношений с торговыми сетями.
3. За нарушение установленных Законом сроков оплаты продовольствия административный штраф не установлен. При просрочке оплаты поставщик может требовать (Пункт 6 Постановления Пленума ВС РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998):
(или) договорную неустойку (штраф, пеню);
(или) проценты по ст. 395 ГК РФ.

Приходит ФАС и кусает (Часть 3 ст. 14.42 КоАП РФ):
— руководителей поставщика и покупателя — на 20 — 40 тыс. руб.;
— поставщика и покупателя — на 1 — 5 млн руб.

Примечание
Предельные сроки оплаты продовольствия составляют (со дня приемки товаров покупателем) (Часть 7 ст. 9 Закона):
— 10 рабочих дней — для товаров сроком годности менее 10 дней;
— 30 календарных дней — при сроке годности от 10 до 30 дней;
— 45 календарных дней — при сроке годности свыше 30 дней и для алкогольной продукции.

8. Включение в договор поставки условий об оказании услуг по продвижению товара

Как подстраховаться
1. Для штрафа достаточно включить условие об оказании дополнительных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, в сам договор поставки. Фактического их оказания не требуется.
2. Самый простой способ избежать штрафа — заключить отдельный договор на оказание таких услуг (рекламных, по приоритетной выкладке и оформлению товаров, маркетинговых и т.п.).
3. Учтите, что, по мнению ФАС, договором поставки также не может устанавливаться отдельная плата и за развоз товаров по магазинам. Так что такие услуги тоже лучше оказывать по отдельному договору.

Приходит ФАС и кусает (Часть 5 ст. 14.42 КоАП РФ; ч. 11, 12 ст. 9 Закона):
— руководителей поставщика и покупателя — на 20 — 40 тыс. руб.;
— поставщика и покупателя — на 1 — 5 млн руб.

9. Понуждение к «рекламному» договору при заключении договора поставки

Как подстраховаться
Для штрафа необязательно даже заключение договора поставки продовольствия. Будет достаточно, если ФАС докажет факт понуждения (по аналогии с навязыванием).

Приходит ФАС и кусает (Часть 6 ст. 14.42 КоАП РФ; ч. 12 ст. 9 Закона):
— руководителя покупателя — на 30 — 50 тыс. руб.;
— покупателя — на 3 — 5 млн руб.
Оштрафовать за это нарушение могут и поставщика (и его руководителя), но штрафуют только сторону, понуждавшую к заключению такого договора.

Как поступают крупные сети
В типовых договорах есть указание на то, что «стороны вправе заключать иные соглашения в целях увеличения объема продаж». Но многие сети вообще отказались от оказания дополнительных услуг поставщикам.

10. Включение в договор запрета на уступку прав по договору или ответственности за такую уступку

Как подстраховаться
Для штрафа достаточно лишь указания в договоре поставки продовольствия такого запрета или ответственности за уступку.

Приходит ФАС и кусает (Часть 4 ст. 14.42 КоАП РФ; ч. 10 ст. 9 Закона):
— руководителя поставщика и покупателя — на 20 — 40 тыс. руб.;
— поставщика и покупателя — на 1 — 5 млн руб.

Как поступают крупные сети
Уступку своих долгов в договоре не запрещают. Более того, для удобства поставщиков приводят в приложении к договору примерную форму уведомления об уступке долга.

Итоговый «счет» на штрафы:
Наш буржуй (организация — владелец торговой сети) допустил 10 различных нарушений Закона о торговле, за каждое из которых предусмотрен отдельный штраф по КоАП РФ. И совокупная сумма штрафов за них может составить 45 млн руб.! И это не считая штрафов, налагаемых на руководителя торговой сети.
Крестьянин (организация — оптовый поставщик продовольствия в торговую сеть) допустил минимум шесть нарушений. Для него совокупная сумма штрафов может составить 29,5 млн руб. (также не считая штрафов на руководителя организации-поставщика).
Обратите внимание, что если поставщик или покупатель являются индивидуальными предпринимателями, то они отвечают за все эти нарушения как должностные лица (руководители), а не как юридические лица (Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Налоговые последствия нарушения Закона о торговле

Помимо огромных административных штрафов, нужно помнить и о налоговых рисках нарушения Закона о торговле. Ведь налоговики наверняка будут исключать из налоговых расходов организаций и предпринимателей вознаграждения:
— комиссионера, если приобретенное или проданное через него продовольствие поставлено в торговую сеть;
— за объем в части, превышающей 10% от цены приобретенного продовольствия (по социально значимым товарам — любого вознаграждения);
— за выполнение условий договора поставки продовольствия или его изменение;
— за оказание услуг по продвижению продовольственных товаров, предусмотренных договором поставки, а не отдельным договором (Письмо Минфина России от 19.02.2010 N 03-03-06/1/85).
Мотив для этих претензий один — раз такие вознаграждения запрещены Законом, то и для целей налогообложения они учитываться не могут. Обычно такой вывод аргументируют тем, что расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством (Пункт 1 ст. 252 НК РФ). Следовательно, если условие договора, предусматривающее выплату такого вознаграждения, не соответствует Закону, то и расход в виде этого вознаграждения документально не подтвержден.
Конечно, вы можете не согласиться с решением об исключении этих расходов из расчета налоговой базы, но правды вам однозначно придется искать в суде. Как вы понимаете, аргумент тут, по сути, один — невыполнение требований других отраслей законодательства не влияет на возможность учесть расходы для целей налогообложения, если иное не предусмотрено НК РФ. А НК РФ пока не запрещает учитывать в расходах запрещенные Законом о торговле вознаграждения.
И естественно, суммы взысканных административных штрафов в налоговых расходах учесть не получится (Пункт 2 ст. 270 НК РФ).

В общем, если вы — средняя или тем более малая компания, связанная с рынком продовольствия, то мы рекомендуем вам:
— еще раз внимательно изучить наш материал и избегать нарушений Закона о торговле;
— ориентироваться на типовые договоры поставок крупных торговых сетей, «подстроив» их к своей ситуации. Скорее всего, эти типовые договоры согласованы с ФАС и она не увидела в них нарушения Закона;
— следить за практикой привлечения к ответственности за нарушения Закона о торговле, о которой будем рассказывать и мы.

www.mosuruslugi.ru

Избежать миллионных штрафов: что изменилось в законах о внешней торговле весной 2018 года

Что нужно знать предпринимателям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью.

Материал подготовлен при поддержке банка для предпринимателей «Точка»

Весной 2018 года в силу вступило несколько поправок и инструкций в сфере валютного контроля. С их помощью Центробанк планирует облегчить жизнь предпринимателей. Но некоторые процедуры упростили, а другие — наоборот, ужесточили.

Чтобы не платить многомиллионные штрафы, стоит знать три вещи.

Нужно указывать сроки исполнения обязательств в контракте. И соблюдать их

Во всех контрактах, заключенных с иностранными компаниями с 14 мая 2018 года, необходимо указывать сроки исполнения обязательств. Сроки получения денег на свой счет в российском банке по экспортному контракту и договору предоставления займа нерезиденту, сроки поступления товара, оказания услуг, а также возврата авансовых платежей по импортному контракту.

Без этой информации договор будет недействительным

Банк его не примет и не проведёт валютную операцию. И даже если сроки для сторон не важны, их всё равно придется указывать в договоре.

Представим, что российская компания покупает плюшевых медведей в Китае. В контракте прописано, что миллион рублей она переведёт 1 июля, а товар поступит 1 августа. Если что-то пошло не так, и медведей 1 августа почему-то не получили, компании придётся сделать все возможное, чтобы вернуть эти деньги от иностранного партнера в срок возврата аванса, указанный в договоре.

Иначе банк зафиксирует нарушение, за которое грозит штраф в размере от 75% до 100% от суммы, выведенной из России. Даже если товар за эти деньги не пришёл.

Что это значит для предпринимателя

Придётся договариваться с иностранными компаниями о сроках и строго следить, чтобы они не нарушались.

Банки сообщают Центробанку о нарушениях в три раза чаще

Банк, в котором обслуживается российская компания, выступает агентом валютного контроля. Он обязан выявлять нарушения и предоставлять информацию о них в Центробанк. Если раньше это делали раз в месяц, то с 1 марта 2018 года — каждые десять дней.

До изменений в законе банки отправляли только информацию о самом клиенте и факте нарушения. Теперь они передают и подтверждающие документы. Это ускоряет делопроизводство и, как следствие, постановления о штрафах.

Что это значит для предпринимателя

Придётся строже следить за соблюдением всех законов. Риск получить штраф увеличивается.

Таможня и налоговая получают копии контрактов

Банки обязаны ставить на учёт все крупные контракты, которые заключены с иностранными компаниями. Есть определённые пороги по сумме обязательств. Для экспортных внешнеторговых договоров — от 6 млн рублей, для импортных контрактов и договоров найма — от 3 млн.

С 1 марта 2018 года банки отправляют в Центробанк не только информацию о постановке контракта на учет, но и копию контракта. Затем всё это передают в Федеральную таможенную службу (ФТС) и Федеральную налоговую службу (ФНС). Так им будет проще выявлять изменения в тексте контракта.

В банк нужно отправлять финальную версию контракта, в котором больше ничего не изменится . Надзорным органам стало проще выявлять нарушения.

Как вести дела с иностранными компаниями и ничего не нарушить

Первое, что нужно сделать — открыть валютный счет в банке. Чтобы заниматься бизнесом и не отвлекаться на решение проблем с законом, важно выбрать банк, который разъяснит все тонкости.

В банке для предпринимателей «Точка» можно обратиться к своему помощнику по валютным сделкам. Он подскажет, как правильно оформить контракт, ещё до его заключения, поможет избежать штрафов и заранее предупредит о сроках представления документов.

vc.ru

В России приняли закон о штрафах за обход интернет-блокировок

Принятый Госдумой РФ закон об административной ответственности за обход блокировок в интернете предполагает штрафы не только за неподключение к базе запрещенных сайтов, но и за непредоставление данных о нарушителях.

Государственная дума РФ приняла 5 июня в третьем, окончательном, чтении законопроект, который предусматривает штрафы за обход блокировок в интернете. Об этом сообщается на сайте ведомства.

Список запрещенных сайтов, за которые будут нести административную ответственность, планируется разместить в федеральной информационной системе, подключение к ней станет для поисковиков обязательным.

За неподключение операторов поисковых систем к этой базе предполагаются штрафы от 3 тыс. руб. (около 1600 грн) с отдельных граждан до 700 тыс. руб. (порядка 370 тыс. грн) с юридических лиц.

Закон также предусматривает административную ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление в Роскомнадзор провайдером данных, позволяющих идентифицировать нарушителя. Штрафы – от 10 тыс. до 300 тыс. руб.

Документ вступит в силу через три месяца после официальной публикации.

В Российской Федерации нормы о блокировке интернет-ресурсов действуют с 2012 года. Под предлогом защиты детей «от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в РФ ввели норму о внесудебной блокировке сайтов, которые распространяют «экстремистскую информацию» и призывы к массовым беспорядкам. Право блокировать сайты получили, кроме судов, Генпрокуратура России, налоговая служба, Роскомнадзор и Роспотребнадзор, МВД и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. На основании этого закона Генпрокуратура РФ закрыла оппозиционные информационные сайты «Грани.ру», «Каспаров.ру», «Ежедневный журнал».

1 ноября 2017 года в России вступил в силу закон, которым запрещается использование анонимайзеров и VPN-сервисов.

m.gordonua.com

Новый закон о торговле и общепите — новые правила?

Правовое регулирование сферы торговли и общепита претерпевает значительные изменения в связи со вступлением в силу с 22 июля 2014 года Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 №128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее — Закон).

Общие положения

В Закон включены новые термины ранее не имевшие законодательного определения (например, торговая сеть, сеть общественного питания). Также Законом закреплены изменённые определения некоторых терминов, которые ранее содержались в иных НПА (например, группа товаров).

Наиболее существенными новшествами являются введение Законом определённых требований к договорам, по которым осуществляются поставки продовольственных товаров субъектам торговли и общественного питания, а также требования к самим субъектам торговли, общественного питания и поставщикам товаров (ст.12 и ст.36 Закона).

Так, торговая сеть, крупный магазин, субъект общественного питания, а также поставщики продовольственных товаров указанным субъектам обязаны обеспечивать взаимный доступ к информации об условиях отбора контрагента и другой информации, направленной на защиту конкуренции и необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки товаров, путем размещения соответствующей информации на своих сайтах в сети Интернет или путем представления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Торговым сетям, крупным магазинам, сетям общественного питания, запрещается понуждать поставщика продовольственных товаров, поставляющего товар в торговые сети или крупные магазины, к заключению договоров на приобретение последним нереализованных продовольственных товаров, срок годности (срок хранения) которых истек, а также включать в такие договоры условие о возврате поставщику товаров, не проданных по истечении определенного срока.

Законом введён запрет на осуществление поставки продовольственных товаров субъектам торговли, общественного питания, имеющим сети или крупные магазины, по договорам комиссии, поручения либо смешанным (с элементами вышеуказанных) договорам.

Теперь для оказания субъектом торговли поставщику маркетинговых, рекламных услуг и т.д. связанных с поставляемым товаром сторонам необходимо заключать отдельный гражданско-правовой договор на оказание таких услуг. Ранее допускалось предусматривать соответствующие положения непосредственно в договорах на поставку продовольственных товаров.

Введен запрет на установление в любых договорах вознаграждений субъектам торговли за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, например: разгрузка транспорта, приемка продовольственных товаров по количеству и качеству, перемещение к месту хранения, подготовка продовольственных товаров к продаже, фасовка, выкладка продовольственных товаров в торговом зале и на торговом оборудовании, продажа продовольственных товаров и обслуживание покупателей.

Установлены правила определения сроков оплаты продовольственных товаров в случае, когда договором поставки таких товаров предусмотрена отсрочка платежа. В частности, сроки оплаты зависят от срока годности (хранения) товаров и исчисляются в календарных днях со дня приемки товаров субъектом торговли.

Собственники информационных ресурсов, оказывающие субъектам торговли услуги, связанные с осуществлением розничной торговли через интернет-магазин обязаны при заключении договора истребовать у субъекта торговли сведения подтверждающие регистрацию интернет-магазина в Торговом реестре, направлять субъекту торговли, замечания и предложения о работе такого субъекта торговли для рассмотрения, принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства Республики Беларусь о защите прав потребителей.

Установлены требования к созданию стационарных торговых объектов (в том числе торговых центров, рынков), стационарных объектов общественного питания, в частности упорядочено создание стационарных торговых объектов и объектов общественного питания в зависимости от их площади (числа мест).

Законом установлены требования к созданию торговых центров и организации их работы, а также перечислены обязанности администрации торгового центра. Предусмотрено, что для размещения розничных торговых и иных объектов заключаются договоры: аренды, смешанные (содержащие элементы договора аренды), безвозмездного пользования помещениями (их частями).

Закон определил, что создавать фирменные магазины и секции могут не только товаропроизводители, но и иные субъекты торговли. Также регламентированы требования к деятельности таких магазинов и секций.

Гражданско-правовые договоры, содержащие условия, не соответствующие требованиям пунктов 3 — 7 статьи 12, подпункта 2.2 пункта 2 статьи 26 Закона, подлежат приведению в соответствие с ним в течение трех месяцев после вступления в силу Закона (до 22 октября 2014 года). До приведения в соответствие с Законом гражданско-правовые договоры действуют в части, не противоречащей Закону (п. 3 ст. 34 Закона).

Стоит отметить, что практика мониторинга товарных рынков и пресечения неконкуретных соглашений существовала и до принятия Закона: конкурентные правила к торговле изложены в общих положениях Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», которые в полной мере распространяются и на сферу розничной торговли с особенностями, установленными Законом о торговле.

Обращаем Ваше внимание, что контроль за исполнением конкурентных статей Закона о торговле – компетенция антимонопольных органов, а не Министерства торговли.

Указ № 114, предусматривающий ответственность за нарушение правил конкуренции не предоставляет полномочий Минторгу и его подразделениям на составление протоколов и ведение административного процесса. Нарушение конкурентных норм Закона не является нарушением правил торговли.

Если у вас возникли какие-то вопросы по теме комментария, за дополнительной информацией обращайтесь к адвокату и партнёру Адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнёры» Татьяне Игнатовской, либо к старшему юристу Сергею Чисятякову

spplaw.by

Это интересно:

  • Проверок нотариусов Обзор практики проведения проверок нотариального делопроизводства частнопрактикующих нотариусов, осуществляемых территориальными органами Минюста России, действующими в субъектах Российской Федерации Южного федерального округа, существующих проблемах и мерах по их разрешению практики […]
  • Закону 835-н МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 28 сентября 2010 г. N 835 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 К ПРИКАЗУ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11 ЯНВАРЯ 2005 Г. N 82 "О ЦЕНТРАЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ […]
  • Взыскание материального ущерба и морального вреда Исковое заявление о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда В Ивановский районный суд Ивановской области Истец: Иванова Мария Ивановна, адрес: Ивановская область, Ивановкий район, с. Ивановка, Ул. Ивановка, д.1 тел. 89000000000 Ответчик: Петров Петр Петрович, адрес: […]
  • Пу 5 корректировка по стажу Корректирующие сведения по формам СЗВ-6/СПВ-1 1. Общие требования 1.1 Корректирующая форма СЗВ-6-1(2), тип сведений - КОРР, создается только на тех застрахованных лиц, на которых ранее была представлена неверная исходная форма СЗВ-6-1(2), тип сведений - ИСХД (иначе просто нечего […]
  • Прокурором внесено представление Прокуратура Белгородской области В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. 308024, г. Белгород, ул. Горького, […]
  • Минимальная пенсия в районе крайнего севера Пенсия военнослужащего переехавшего из района крайнего севера Военнослужащему в районе крайнего севера (Камчатский край)начислена пенсия. При переезде на постоянное место жительства в другие регионы России, сохраняется ли районный коэффициент? Ответы юристов (4) К сожалению северная […]
  • Инструкция по составлению планов ликвидации аварии на угольных шахтах Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах I. Общие положения 1. Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах (далее — Инструкция) разработана в соответствии с […]
  • Приказ минюста и минфина Приказ Минфина России от 28.02.2018 N 35н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н" РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ […]