Расходы на госпошлину в налоговом учете

admin

Оглавление:

28 Апреля 2016 Расходы на госпошлину при покупке недвижимости в налоговом учете

Необходимость отражения или неотражения расходов по уплате госпошлины в первоначальной стоимости недвижимого имущества зависит от конкретной ситуации и вида приобретаемого объекта. При этом в учетной политике лучше закрепить обе возможности учета.

Компании нередко сталкиваются в своей производственной деятельности с моментом, когда необходимо приобрести и, соответственно, оформить в собственность ту или иную недвижимость. С гражданско-правовой точки зрения такие операции обычно не вызывают трудностей. А вот с точки зрения налогового учета имеется спорный вопрос: как и когда отражать расходы на госпошлину, уплачиваемую при приобретении недвижимого имущества? Ни Налоговый кодекс, ни другие нормативно-правовые акты не регулируют его до конца.

Обязанность регистрации права собственности на приобретаемую недвижимость закреплена законодательно (п. 1 ст. 131 ГК РФ; п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ). Государственная пошлина, являющаяся по своей сути федеральным сбором, служит платой за регистрацию данного права и составляет для организаций 22 000 рублей (п. 10 ст. 13, ст. 333.16, 333.17, подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Компании уплачивают ее либо до подачи заявления на регистрацию в бумажной форме, либо после подачи заявления в электронной форме (подп. 5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Первоначальная стоимость приобретаемого недвижимого имущества (основного средства) складывается из всех расходов на его приобретение и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (пп 1, 2 ст. 257 НК РФ). Измениться первоначальная стоимость таких объектов может лишь в исключительных случаях:

  • достройки,
  • дооборудования,
  • реконструкции,
  • модернизации,
  • технического перевооружения,
  • частичной ликвидации.
  • Когда расходы на госпошлину не включают в первоначальную стоимость

    Обычно на практике, компания приобретает «простое» недвижимое имущество и, уже начав им активно пользоваться, занимается регистрационными действиями, в частности, оплачивает государственную пошлину. При этом первоначальная стоимость объекта уже сформирована и он пригоден для использования. В таких случаях нельзя говорить о том, что госпошлина является расходом на приобретение имущества. Ее следует учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Рассмотрим на примере.

    ПРИМЕР
    Компания в июле 2015 г. приобрела земельный участок и расположенное на нем здание. Сразу же с момента покупки она начала пользоваться данным имуществом в своей производственной деятельности. Однако документы на государственную регистрацию права на недвижимое имущество компания подала только в сентябре 2015 г. Государственная пошлина была также заплачена только в сентябре.
    В таком случае государственная пошлина как федеральный сбор будет учитываться в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) и, согласно положению п. 1 ст. 257 НК РФ, не будет включаться в первоначальную стоимость основного средства. При этом ее сумма будет признана расходом на дату начисления, то есть на дату принятия заявления на государственную регистрацию прав (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

    Когда расходы по оплате госпошлины включают в первоначальную стоимость

    На практике также встречаются случаи, когда использование объекта недвижимости невозможно без прохождения процесса государственной регистрации и, соответственно, уплаты государственной пошлины. То есть приобретаемое недвижимое имущество будет доведено до состояния, в котором оно пригодно для использования, только после государственной регистрации права (п. 1 ст. 257 НК РФ).

    В таких ситуациях государственная пошлина будет увеличивать первоначальную стоимость объекта недвижимости. Приведем примеры.

    ПРИМЕР
    Основным видом деятельности компании является предоставление в аренду жилых помещений. Для этих целей она приобрела 10 квартир в жилом доме. Без свидетельства о государственной регистрации права собственности и уплаты госпошлины данные квартиры не могут быть сданы в наем, то есть они не будут пригодны для использования в коммерческой деятельности. Госпошлина должна быть уплачена до ввода квартир в эксплуатацию и включена в их первоначальную стоимость.

    ПРИМЕР
    Производственное коммерческое предприятие приобрело здание, предназначенное для расположения в нем химически опасного производства. Согласно законодательству (п. 4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утв. пост. Правительства РФ от 10.06.2013 № 492) одним из условий получения лицензии на осуществление подобного вида деятельности является наличие права собственности на здания, строения и сооружения, в которых размещаются объекты химически опасного производства. Поэтому без свидетельства о государственной регистрации права собственности и уплаты госпошлины здание не пригодно для использования в производственной деятельности. Госпошлина должна быть уплачена до ввода объекта в эксплуатацию и включена в его первоначальную стоимость.

    Учет расходов на госпошлину с точки зрения контролирующих ведомств

    Позиция Минфина России по учету расходов на госпошлину неоднозначна. В наиболее поздних письмах он разъясняет, что государственная пошлина за регистрацию прав на недвижимую вещь, вне зависимости от необходимости такой регистрации для эксплуатации ОС, включается в ее первоначальную стоимость (письма Минфина России от 08.06.2012 № 03-03-06/1/295, от 12.08.2011 № 03-03-06/1/481, от 04.03.2010 № 03-03-06/1/113, от 18.05.2009 № 03-05-05-01/26, от 27.03.2009 № 03-03-06/1/195, от 01.06.2007 № 03-03-06/2/101). Финансовое ведомство приходит к такому выводу на основании того, что согласно пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма всех расходов на его приобретение.

    В ранних письмах Минфин России приходил к выводу (письма Минфина России от 16.02.2006 № 03-03-04/1/116, от 30.06.2005 № 03-03-04/2/14), что государственная пошлина не включается в первоначальную стоимость объектов основных средств на основании того, что в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, отнесены суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, государственная пошлина как федеральный сбор (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Судебная практика, разрешающая данный вопрос, пока не сложилась. Однако в похожей ситуации, когда налогоплательщики приобретали транспортные средства, тоже требующие процесса государственной регистрации и уплаты госпошлины, арбитры единогласно пришли к выводу, что расходы на регистрацию автотранспорта, в том числе и расходы на уплату государственной пошлины, не увеличивают его первоначальную стоимость. Они учитываются в прочих расходах, так как регистрация в органах ГИБДД не является доведением транспортного средства до состояния пригодности (пост. ФАС УО от 25.11.2008 № Ф09-8694/08-С3, от 30.01.2008 № Ф09-57/08-С3101).

    По нашему мнению, принимать решение, учитывать или не учитывать расходы на уплату госпошлины в первоначальной стоимости объекта, фирмам следует в зависимости от ситуации и вида приобретаемой недвижимости. При этом в своей учетной политике им следует закрепить возможность учета расходов на госпошлину как в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (ст. 257, подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), так и в первоначальной стоимости (если приобретаются соответствующие виды недвижимости) (см. образец).

    Образец отражения в учетной политике порядка учета государственной пошлины

    2.1.1. Определение первоначальной стоимости основных средств
    Определение первоначальной стоимости основных средств, приобретенных за плату
    Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
    При определении первоначальной стоимости основных средств для целей налогообложения следует учитывать следующие особенности:
    — расходы, связанные с внесением платы за регистрацию прав и сделок с недвижимым имуществом, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, при приобретении такого имущества включаются в первоначальную стоимость объектов недвижимости, если они осуществлены до даты включения объекта в состав амортизируемого имущества;
    — в случае если указанные расходы осуществлены после того, как объект введен в эксплуатацию и эксплуатируется, они учитываются в составе косвенных расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
    2.3.3.3. Прочие расходы, связанные с производством и реализацией
    Состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, предусмотрен ст. 264 НК РФ.
    Государственная пошлина
    Расходы общества на уплату государственной пошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество, первоначальная стоимость которого сформирована до момента уплаты государственной пошлины и которое пригодно для использования, учитываются в составе прочих расходов, связанных с реализацией и производством, на дату принятия заявления на государственную регистрацию прав.

    pravcons.ru

    Учет госпошлин бухгалтерском и налоговом учете

    Вопрос

    Зарегистрировали СМИ и заплатили госпошлину, как ее учесть в б/у и н/у

    Ответ

    Бухгалтерский учет госпошлины

    Порядок отражения госпошлины в бухгалтерском учете зависит от причин, по которым она была уплачена. В зависимости от этого и ведется учет госпошлины. Уплата госпошлины может быть обусловлена:

    • приобретением (созданием) отдельных видов имущества или прав;
    • операциями, которые проводятся в рамках основной деятельности организации; операциями, не связанными с основной деятельностью;
    • рассмотрением дела в суде.

    Если организация платит пошлину в ходе текущей деятельности (нотариально заверяет документы, делает их копии, регистрирует договоры и т. д.), при начислении госпошлины сделайте запись:

    ДЕБЕТ 20 (26, 25, 44…) КРЕДИТ 68 субсчет »Государственная пошлина»
    — начислена госпошлина по операциям, связанным с основной деятельностью организации.

    Уплату госпошлины в бюджет отразите записью:

    ДЕБЕТ 68 субсчет »Государственная пошлина» КРЕДИТ 51
    — перечислена госпошлина в бюджет.

    Налоговый учет госпошлины

    В налоговом учете пошлину включают в состав прочих расходов на дату начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Что считать датой начисления пошлины, в законе не сказано. Поэтому надо руководствоваться общими принципами признания расходов. То есть считать моментом начисления дату, когда выполнено три условия.

    Первое — пошлина взимается в соответствии с требованием законодательства. Второе — сумма пошлины определена. Третье — уплата пошлины приводит к уменьшению экономических выгод организации.

    При обращении за совершением регистрационных действий государственную пошлину надо заплатить до подачи документов на регистрацию (подп. 5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ). Но пока регистрационные действия не начались, организация может отказаться от их совершения. И тогда ей обязаны вернуть деньги (подп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ). Это означает, что на дату уплаты сбора у компании нет оснований для его признания в расходах. А датой начисления будет день приема документов на регистрацию.

    Пошлину за регистрацию компании платят до ее создания учредители — физические лица или другие организации (п. »д» ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Поэтому такая пошлина не является расходом вновь созданной компании.

    nalog-expert.ru

    Отражение госпошлины в налоговом учете: 10 ситуаций из практики

    Статьи по теме

    Перечень действий, за совершение которых взимается пошлина, довольно большой. Это и регистрация права собственности на недвижимость, и выдача различных лицензий и разрешений, и постановка автомобиля на учет, и т. д. В зависимости от оснований уплаты сумма госпошлины отражается в налоговом учете по-разному

    Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные и иные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (п. 1 ст. 333.16 НК РФ). Перечень таких действий и размеры госпошлин, уплачиваемых в различных ситуациях, установлены главой 25.3 НК РФ. В Налоговом кодексе не предусмотрено отдельной нормы, которая регламентировала бы порядок учета госпошлины для целей налогообложения прибыли. Казалось бы, ее следует включать в прочие расходы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Ведь госпошлина является одним из федеральных налогов и сборов (п. 10 ст. 13 НК РФ). Но такой вариант ее отражения верен не во всех ситуациях. Проанализируем наиболее распространенные из них.

    Ситуация первая: регистрация прав на объекты недвижимости

    За государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, организация должна уплатить госпошлину в размере 15 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Речь идет о госрегистрации таких прав на недвижимость, как право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления (п. 1 ст. 131 ГК РФ). Кроме того, госрегистрации подлежат ипотека, то есть залог недвижимого имущества, и сервитуты, то есть право ограниченного пользования чужим земельным участком.

    Госпошлина уплачена до ввода объекта в эксплуатацию. Платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю уменьшают налогооблагаемую прибыль организации на основании подпункта 40 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Значит, всю сумму уплаченной госпошлины можно единовременно включить в расходы.

    Однако в Минфине России считают, что так поступать нельзя. Специалисты этого ведомства настаивают на включении суммы госпошлины в первоначальную стоимость объекта недвижимости, за регистрацию прав на который она внесена (п. 2 письма от 04.03.10 № 03-03-06/1/113 , письма от 19.05.09 № 03-05-05-01/26 и от 27.03.09 № 03-03-06/1/195). При этом они ссылаются на пункт 1 статьи 257 НК РФ. В нем говорится, что первоначальная стоимость основного средства складывается из суммы всех расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. Уплата госпошлины непосредственно связана с приобретением прав на такое основное средство, как недвижимость. Значит, его первоначальную стоимость необходимо увеличить на сумму госпошлины.

    Вместе с тем еще несколько лет назад Минфин России занимал более лояльную позицию. Ведомство указывало, что госпошлина относится к федеральным сборам (п. 10 ст. 13 НК РФ). Значит, при расчете налога на прибыль ее следует отражать в составе прочих расходов согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ (письма от 19.10.07 № 03-03-06/1/725 и от 16.02.06 № 03-03-04/1/116).

    Итак, суммы госпошлин могут быть с равными основаниями отнесены одновременно к нескольким группам расходов. Поэтому организация вправе самостоятельно решить , как именно учитывать данные затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ):

    включать единовременно в прочие расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, на основании подпункта 1 или 40 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Но здесь велика вероятность налоговых претензий; увеличивать на сумму госпошлины первоначальную стоимость объекта недвижимости, за регистрацию прав на который она уплачена. В этом случае сумму госпошлины компания будет списывать в расходы по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования объекта (п. 1 ст. 257 НК РФ).

    Сделанный выбор необходимо закрепить в учетной политике, применяемой для целей налогообложения.

    Госпошлина уплачена после ввода объекта в эксплуатацию. В такой ситуации первоначальная стоимость недвижимости не пересматривается. Ведь она не подлежит изменению в связи с регистрацией прав на объект. Данный вывод следует из положений пункта 2 статьи 257 НК РФ, в котором указано, что первоначальная стоимость основных средств изменяется лишь при их достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации и т. п.

    Таким образом, госпошлина за регистрацию прав на недвижимость, уплаченная после ввода ее в эксплуатацию, единовременно включается в прочие расходы . Основанием может являться как подпункт 1 , так и подпункт 40 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

    По мнению Минфина России, в подобном случае госпошлину нужно признавать расходом согласно подпункту 40 пункта 1 статьи 264 НК РФ (письмо от 11.02.11 № 03-03-06/1/89).

    Ситуация вторая: регистрация договора аренды недвижимости

    Договоры аренды и субаренды недвижимого имущества, заключенные на срок не менее одного года, подлежат государственной регистрации. Они считаются заключенными с момента такой регистрации (п. 2 ст. 609 и п. 2 ст. 651 ГК РФ).

    Госпошлину за государственную регистрацию договора аренды или субаренды может полностью уплатить та его сторона, которая подала заявление о регистрации (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Если с заявлением обращаются обе или все стороны договора, каждая из них вносит сумму, которая определяется делением установленной госпошлины на количество сторон договора. Такие разъяснения приведены в письмах Минфина России от 20.07.10 № 03-05-04-03/79 и Росрегистрации от 15.06.07 № 9-1879-СВ .

    Независимо от того, какая из сторон договора и в какой доле уплатила госпошлину, израсходованную сумму она вправе единовременно включить в прочие расходы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

    Нередко инспекторы требуют включать сумму госпошлины в расходы равными частями в течение срока действия договора аренды или субаренды. Но данное требование не отражено в НК РФ. Госпошлина является одним из федеральных налогов и сборов. Поэтому, на наш взгляд, она признается расходом на дату ее начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Такой датой можно считать дату подачи пакета документов на госрегистрацию.

    Ситуация третья: постановка автомобиля на учет в ГИБДД

    Госпошлина, уплаченная за постановку автомобиля на учет в органах ГИБДД, отражается в налоговом учете по тем же принципам, что и госпошлина за регистрацию прав на недвижимость. Организация самостоятельно выбирает один из возможных вариантов ее учета:

    единовременно в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ); равномерно через начисление амортизации в течение срока полезного использования автомобиля, то есть путем увеличения его первоначальной стоимости на сумму госпошлины (п. 1 ст. 257 НК РФ).

    Арбитражные суды , как правило, указывают, что регистрация автомобиля в органах ГИБДД не является доведением его до состояния, пригодного для использования. Значит, расходы на постановку на учет в ГИБДД не должны увеличивать первоначальную стоимость транспортного средства. Всю сумму госпошлины можно единовременно включать в прочие расходы. Примеры подобных судебных решений — постановления ФАС Уральского от 19.01.10 № Ф09-10766/09-С2 и от 30.01.08 № Ф09-57/08-С3 , Центрального от 07.04.06 № А08-601/05-9 округов.

    Ситуация четвертая: обращение в суд с исковым заявлением

    Чтобы подать исковое заявление в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, истец должен уплатить госпошлину. Ее размеры зависят от характера и суммы иска и установлены в статьях 333.19 и 333.21 НК РФ.

    Госпошлина, уплачиваемая при обращении с иском в суд, является частью судебных расходов. Это указано в статье 88 Гражданского процессуального кодекса и статье 101 Арбитражного процессуального кодекса. В налоговом учете судебные расходы включаются в состав внереализационных расходов на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

    Таким образом, госпошлину по судебным искам следует отражать не в прочих, а во внереализационных расходах . Аналогичного мнения придерживается Минфин России (письма от 20.09.10 № 03-03-06/1/597 и от 03.06.10 № 03-03-06/1/373).

    Госпошлина уплачивается до подачи в суд искового заявления. Это указано в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. Учитывая связь между обращением в суд с исковым заявлением и уплатой госпошлины, ее сумму включают во внереализационные расходы единовременно в день подачи иска в суд. Такие же разъяснения приведены в письмах Минфина России от 22.12.08 № 03-03-06/2/176 и от 01.07.05 № 03-03-04/1/37 .

    Ситуация пятая: получение лицензий и различных разрешений

    Лицензия или разрешение (например, разрешение на установку рекламной конструкции или привлечение иностранных работников) выдается на определенный срок. Поэтому налоговики обычно требуют признавать сумму госпошлины, уплаченную за их выдачу, равномерно в течение этого срока. В обоснование своей позиции они ссылаются на пункт 1 статьи 272 НК РФ, в котором закреплен принцип равномерности признания доходов и расходов. Такого же мнения еще несколько лет назад придерживался и Минфин России (письмо от 16.08.07 № 03-03-06/1/569).

    Однако впоследствии финансовое ведомство указало следующее. Нормы пункта 1 статьи 272 НК РФ применяются только к расходам, осуществленным в рамках гражданско-правовых договоров. Их действие не распространяется на налоговый учет расходов, произведенных по иным основаниям, в том числе на расходы в виде госпошлины за выдачу лицензии (письмо Минфина России от 15.10.08 № 03-03-05/132).

    Следовательно, такие расходы не нужно распределять на несколько отчетных или налоговых периодов. При расчете налога на прибыль их можно признать единовременно вместе с другими налогами, начисленными в соответствии с законодательством РФ (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поскольку госпошлина уплачивается до выдачи лицензии или разрешения, она включается в прочие расходы в день подачи заявления и иных документов на их получение (подп. 1 п. 7 ст. 272 и подп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

    Ситуация шестая: оплата услуг нотариуса

    За совершение нотариальных действий, например за удостоверение доверенности, договора или учредительных документов, нотариус взимает госпошлину. Ее размер зависит от двух факторов. Во-первых, от того, государственный или частный нотариус оказывает услугу. Во-вторых, от того, является ли нотариальная форма обязательной в отношении конкретного действия.

    В каких случаях госпошлина из бюджета организации не возвращается

    Согласно подпункту 3 пункта1 и пункту 4 статьи 333.40 НК РФ не подлежит возврату из бюджета госпошлина, уплаченная:

    — при обращении в арбитражный суд, если ответчик добровольно удовлетворил требования истца после того, как суд вынес определение о принятии искового заявления к производству;

    — при обращении в суд общей юрисдикции, если стороны иска заключили мировое соглашение и суд утвердил его;

    — за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если в такой регистрации организации было отказано;

    — за государственную регистрацию ограничений и обременений прав на недвижимое имущество, если в их регистрации было отказано.

    В случае прекращения госрегистрации права, ограничения или обременения права на недвижимое имущество каждой из сторон договора по ее заявлению возвращается половина уплаченной госпошлины.

    При заключении мирового соглашения до принятия арбитражным судом решения истцу возвращается 50% от суммы уплаченной им госпошлины. Данное положение не применяется, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта

    Если за совершение нотариальных действий законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, государственный нотариус взыскивает госпошлину по ставкам, установленным в пункте 1 статьи 333.24 НК РФ. Частный нотариус вправе взимать плату в больших размерах.

    За совершение действий, для которых не предусмотрена обязательная нотариальная форма, и государственный, и частный нотариус взимают нотариальный тариф. Его размеры установлены в статье 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11.02.93 № 4462-1 .

    При расчете налога на прибыль плата государственному или частному нотариусу включается в прочие расходы, но только в пределах тарифов, указанных в статье 333.24 НК РФ или статье 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате. Данное ограничение закреплено в подпункте 16 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Суммы, уплаченные сверх установленных тарифов, в целях налогообложения не учитываются (п. 39 ст. 270 НК РФ).

    Ситуация седьмая: уплата госпошлин, не связанных с деятельностью организации

    Нередко компаниям приходится уплачивать госпошлины, которые напрямую не связаны с их хозяйственной деятельностью. Наиболее распространенный пример — госпошлина за оформление заграничного паспорта для генерального директора или учредителя. Такую госпошлину компания вправе включить в расходы, только если загранпаспорт оформляется руководителю для служебной командировки. Сумма госпошлины в этом случае включается в состав командировочных расходов (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    В иных случаях расходы на уплату госпошлины, не связанные с деятельностью организации, нельзя считать экономически оправданными (п. 1 ст. 252 НК РФ). Значит, они не уменьшают налогооблагаемую прибыль компании.

    Ситуация восьмая: сумма госпошлины возмещена третьим лицом

    В некоторых случаях организация, уплатившая госпошлину, имеет право на ее возмещение. Так, истец, выигравший спор, может просить суд о взыскании с проигравшей стороны госпошлины и иных судебных расходов, понесенных им по данному делу. Судебные расходы взыскиваются исключительно по решению суда. Основание — пункт 1 статьи 110 АПК РФ и пункт 1 статьи 98 ГПК РФ.

    Сумму полученной компенсации компания должна включить во внереализационные доходы (п. 3 ст. 250 НК РФ). Это нужно сделать в тот день, когда вступило в силу решение суда о взыскании госпошлины с ответчика (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

    Ситуация девятая: госпошлина возвращена из бюджета

    В ряде случаев уплаченная госпошлина может быть возвращена плательщику из бюджета. Основания и порядок ее возврата установлены в статье 333.40 НК РФ. В частности, госпошлина подлежит возврату полностью или частично:

    при уплате ее в большем размере, чем предусмотрено нормами НК РФ; прекращении производства по делу; — оставлении судом заявления без рассмотрения; возвращении заявления, жалобы или иного обращения или отказе в их принятии судом; указании в платежном поручении неверного КБК. В этом случае необходимо подтверждение из органа Федерального казначейства о поступлении платежа в бюджет (письмо Минфина России от 30.06.10 № 03-05-06-03/83).

    Кроме того, госпошлина возвращается плательщику, если еще до обращения в уполномоченный орган или к должностному лицу он отказался от совершения юридически значимого действия, за которое пошлина была внесена (подп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ). Например, организация заплатила госпошлину за рассмотрение иска в арбитражном суде, но смогла урегулировать спор без обращения в суд. В такой ситуации уплаченную госпошлину ей должны вернуть.

    Чтобы вернуть госпошлину из бюджета, необходимо подать заявлениеоеевозврате . Поскольку типовая форма такого заявления не утверждена, оно составляется в произвольной форме.

    Заявление следует направить в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена госпошлина (п. 3 ст. 333.40 НК РФ). Определить, куда именно подавать заявление, можно по первым трем цифрам КБК. Эти три цифры соответствуют коду главного администратора платежей в бюджет. Перечень администраторов доходов федерального бюджета в текущем году приведен в приложении № 6 к Федеральному закону от 13.12.10 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

    Допустим, организация намерена вернуть излишне уплаченную или излишне взысканную сумму госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или мировыми судьями. Заявление о возврате госпошлины она должна подать в налоговую инспекцию по месту нахождения суда , в котором рассматривалось дело (абз. 5 п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

    К заявлению о возврате госпошлины необходимо приложить подлинник платежного поручения на уплату пошлины. Если организация просит о частичном возврате пошлины, она прикладывает копию платежного документа (абз. 6 п. 3 ст. 333.40 НК РФ). А если речь идет о возврате госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, к заявлению нужно также приложить решение, определение или справку суда, на основании которых пошлина должна быть возвращена.

    С указанным заявлением можно обратиться в течение трех лет со дня уплаты госпошлины. Вернуть сумму пошлины должны в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате (абз. 8 п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

    Если уплаченную госпошлину организация успела включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, то возвращенную сумму ей следует отразить во внереализационных доходах (п. 8 ст. 250 НК РФ). Сделать это нужно в день вынесения уполномоченным органом, например налоговой инспекцией, решения о возврате госпошлины.

    Другая ситуация — организация уплатила госпошлину, но в состав расходов ее еще не включила. В этом случае возврат госпошлины в налоговом учете не отражается .

    Ситуация десятая: зачет госпошлины в счет другого платежа

    Вместо возврата госпошлины из бюджета организация вправе зачесть излишне уплаченную сумму в счет госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия . Такая возможность предусмотрена в пункте 6 статьи 333.40 НК РФ.

    Зачет проводится на основании заявления плательщика. Его можно подать в течение трех лет со дня уплаты суммы госпошлины в бюджет или со дня принятия судом решения о возврате пошлины из бюджета.

    Заявление о зачете составляют в произвольной форме и направляют в тот уполномоченный орган, в который плательщик обращался за совершением юридически значимого действия. К заявлению необходимо приложить (абз. 2 п. 6 ст. 333.40 НК РФ):

    платежное поручение или квитанцию с подлинной отметкой банка об уплате госпошлины; решение уполномоченного органа, совершающего конкретные юридически значимые действия, либо решение, определение или справку суда, подтверждающие право на возврат госпошлины.

    Допустим, организация собиралась обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд и поэтому уплатила госпошлину. Однако смогла самостоятельно урегулировать спор и не стала подавать иск в суд. Уплаченную сумму она сможет использовать, если в течение ближайших трех лет будет обращаться в арбитражный суд с другим исковым заявлением.

    В данном случае при подаче нового иска компания должна будет составить заявление о зачете госпошлины и приложить к нему оригинал платежного поручения с отметкой банка. Эти документы необходимо направить в налоговую инспекцию по месту нахождения суда , в котором должно было рассматриваться дело, так и не дошедшее до суда. Аналогичный порядок действий приведен в письме Минфина России от 26.10.09 № 03-05-05-03/16 .

    Другой пример — компания подавала заявление и документы на получение лицензии, но ей было отказано в выдаче лицензии. В рассматриваемой ситуации уплаченная сумма госпошлины возврату не подлежит (подп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ). Значит, и зачесть ее в счет других платежей невозможно. Иными словами, ее нельзя будет использовать при повторном обращении с заявлением на получение той же лицензии. Аналогичного мнения придерживается Минфин России (письма от 08.07.11 № 03-05-04-03/47 и от 19.08.10 № 03-05-06-03/97).

    В налоговом учете зачет госпошлины в счет других подобных платежей не отражается

    www.rnk.ru

    Это интересно:

    • Закон 197 от 24122007 Федеральный закон от 23.06.2016 N 197-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах […]
    • Статья 13 закона 44-фз Статья 96 Федерального закона № 44-ФЗ 1. Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения […]
    • Поправки в ук рф ст 228 в 2018 году Поправки в уголовном кодексе после 2018года О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. […]
    • 263 закон фз Федеральный закон от 03.07.2016 N 263-ФЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 7.3 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 7 И 7.3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О […]
    • Самара закон о алкоголе Закон о продаже алкоголя с 8:00 до 23:00 одобрен Самарской губдумой Законопроект, предлагающий разрешить продажу алкоголя на территории Самарской области с 08:00 до 23:00, одобрен и рекомендован к принятию на заседании на заседании комитета по промышленности, предпринимательству и […]
    • Какой штраф за шум после 23 Автор Новая Жизнь 18.05.2016 11:49 Печать Эл. почта Станьте первым комментатором! Законом об административных нарушения Челябинской области «тихий час» установлен с 22 до 6 часов, а в выходные (субботу и воскресенье) и нерабочие праздничные дни – с 23 до 8 часов. В это время […]
    • Закон от 13 января 2018 Постановление Правительства РФ от 13.01.2018 N 7 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075" ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22 ОКТЯБРЯ 2012 Г. N […]
    • Нотариус одесса преображенская Государственные нотариусы Пятая одесская государственная нотариальная контора 65005, г. Одесса, ул. Прохоровская, 20, тел .: (048) 731-19-87, 705-17-72 Вторая одесская государственная нотариальная контора 65011, г. Одесса, ул. Ришельевская, 67, тел .: 705-13-06; 705-13-07; […]