Проблематика преступления и наказания

admin

Сюжет и проблематика

Основой сюжета романа «Преступление и наказание» является убийство, совершенное главным героем. Родион Раскольников – «молодой человек, исключенный из студентов университета» и «живущий в крайней бедности», – за полгода до совершения преступления написал статью, в которой высказал свой принцип разделения людей. Он был убежден в том, что «люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных). и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Своей теорией Раскольников пытался решить вопрос, кто из людей должен жить, а кто умереть.

Замышляя убийство старухи-процентщицы, Раскольников оправдывал себя тем, что на ее деньги он мог бы совершить тысячи добрых дел, а главное избавить от нищеты свою мать и сестру. Одновременно с этим Раскольников стремился проверить, к какому разряду людей, согласно его теории, принадлежит он сам: «Тварь я дрожащая или право имею?» Преодолев все сомнения и переступив через себя, он совершил убийство, но никакие «добрые дела», совершенные им после этого, не оправдали его поступка и не принесли ему ожидаемого удовлетворения.

На протяжении всего повествования не прекращается внутренняя борьба героя с самим собой – в сознании, в подсознании, во сне и наяву. Это борьба проявилась прежде всего в его поступках (оставляет деньги у Мармеладовых, но потом жалеет об этом; на бульваре – пытается спасти девочку, но потом отрекается от нее и т. д.).

В критический момент жизни судьба свела Раскольникова с Соней Мармеладовой. К моменту их встречи он уже был преступником, совершившим убийство, а она продажной женщиной, зарабатывающей на жизнь «желтым билетиком». Каждый из них по-своему переживает свое падение и размышляет над тем, к какому исходу оно может привести в будущем. Но их души еще не очерствели и готовы понять и принять чужую боль. Раскольников сразу понял, что судьба не случайно свела его с Соней, но им вдвоем предстоит пройти тяжелый путь.

Раскольников рассказал Соне о том, что это он убил старуху-процентщицу и Лизавету. Он надеялся, что Соня его морально поддержит, взяв его тяжкий грех на себя. Но «тихая» девушка, живущая по христианским заповедям, разрушила его теорию простой логикой жизни и помогла Раскольникову вернуться к нормальной жизни. Герой нашел в себе силы признаться в совершенном преступлении, за что был осужден и отправлен на каторгу.

Ссыльные презирали и ненавидели Раскольникова, чувствуя, что он считает себя выше и лучше их, хотя в оказавшемся положении все должны быть равны. Но благодаря Соне пришел момент, когда его душа очистилась и возродилась к жизни. Он понял, что искупить все страдания можно только бесконечной любовью. Одновременно с этим поменялось его поведение и отношение к нему окружающих.

За свои убеждения Раскольников заплатил дорогой ценой. Свою теорию он проверил на себе. Фактически он убил других, а духовно – себя. Но под влиянием любви и прощения, воплощенных в образе Сони Мармеладовой, он убедился в ложности своего пути. Любовь Сони спасла его, и благодаря этому он смог переродиться и начать новую жизнь.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

licey.net

«Преступление и наказание»: проблематика. Нравственная проблематика в романе Ф.М.Достоевского

Роман Достоевского «Преступление и наказание», проблематика которого нас интересует, является одним из важнейших образцов русской литературы, поскольку в нем были затронуты глобальные жизненные вопросы и проблемы. Перед читателем раскрывается сложный мир исканий, внутренних переживаний, стремлений героев, которые ведут мучительную борьбу с окружающей несправедливостью и с самими собой. Описывается их духовное падение и следующее за ним возрождение в романе «Преступление и наказание». Проблематика этого произведения заставляет о многом задуматься. Удивительной глубиной раскрытия конфликтов и человеческих характеров поражает этот роман. В нем Ф. М. Достоевский описал возвышенные идеи и стремления. Все это и по сей день волнует множество читателей.

Основные вопросы, которые поднимаются в произведении

Рассказывая историю заблудшей души, впоследствии преображенной, писатель не просто описывает сложный путь, который прошел герой, путь ошибок, терзаний и раскаяния. Ф. М. Достоевский (портрет его представлен в статье) проводит нас противоречивым и трудным путем поиска ответов на нравственные вопросы, близкие всем, но вместе с тем такие сложные.

Почему люди достойные — умные, благородные, честные, добрые — должны погибать в нищете, при этом подвергаясь унижению со стороны глупых, жестоких, подлых, ничтожных людей, живущих в богатстве и роскоши? Чем же провинились бедные дети? Ведь они вынуждены страдать и мучиться от болезней и голода. Что оправдывает существование такого порядка в мире и как его можно изменить? В чем предназначение человека? Почему есть разделение на «право имеющих», которые могут преступать моральные устои, и «тварей дрожащих», которым это запрещено? Все эти вопросы поднимает автор в романе «Преступление и наказание». Проблематика его во многом раскрывается на примере жизненного пути Родиона Раскольникова.

Путь Родиона Раскольникова

Родион Раскольников, герой Достоевского, который не хочет вести жалкое существование среди так называемых «тварей дрожащих», не способных ничего изменить в мире, пытается себя приписать к разряду наполеонов, которым все дозволено, которые презирают действующие законы и могут устанавливать свои. Однако этот путь оказывается не таким простым. Раскрывая историю совершенного Раскольниковым преступления и последующего за ним наказания, Достоевский касается некоторых общих особенностей духовной и общественной жизни, моральных и нравственных проблем, которые стоят перед человечеством.

Роль снов в произведении

Не только трагичностью поражают события романа, но и предельной правдивостью. Благодаря этому волнение и сопереживание в сердцах читателей вызывают терзания героя, его противоречия и нравственные колебания. Говоря о них, Достоевский прибегает к использованию различных литературных приемов, способствующих более глубокому проникновению во внутренний мир героя, позволяющих увидеть главное из того, что заложено в нем. Мотив снов Родиона Раскольникова играет здесь особенную роль. Вспомним, например, страшный сон, который этот герой видел накануне убийства. Родиону приснился ребенок, который смотрит, как загнанную лошадь жестоко избивают. Хозяин в тупой злобе забивает насмерть животное. И в душе Раскольникова, как и в душе каждого из нас, появляется протест против этого неоправданного убийства, возмущение жестокостью, а также сочувствие чужой боли.

Жестокость в реальной жизни

Таким образом, Раскольников на самом деле обладает чуткой, доброй душой. А вот поведение хозяина лошади типично в романе «Преступление и наказание». Проблематика этого эпизода относится, конечно, не только к издевательству над животным. Ведь точно так же жестока, несправедлива и груба жизнь множества людей, которые вынуждены терпеть от хозяев жизни притеснения. Эти жестокие люди унижают, угнетают их, могут даже убить, если захотят. И действительно убивают — морально, если не физически. Ведь что представляет собой существование несчастных людей, подобных Соне Мармеладовой, семье Родиона, если не медленную смерть? Раскольников, проснувшись, ужасается прежде всего не сцене убийства лошади, а задуманному им плану. Природа Родиона бунтует. Однако в его сознании продолжает жить этот замысел. И стремление воплотить его в жизнь только усиливается от тяжелого впечатления, которое на героя оказывает история семьи Мармеладовых.

Раскольников наблюдает гибель семьи, дошедшее до крайней степени унижение Сони, которая вынуждена торговать телом для того, чтобы прокормить брата и сестер. После этого смутные представления Родиона о том, что процентщицу необходимо убить, превращаются в развернутую теорию об избранных и безропотно подчиняющихся.

Раскольников решается осуществить задуманное

Себя Раскольников относит к «избранным» и жаждет доказать это самому себе и окружающим. Возможно, внутренняя борьба этого героя и могла закончиться по-другому. Может быть, он не решился бы все-таки на осуществление своего жестокого плана. Однако именно тогда он узнает еще об одной несправедливости — бедственном положении своей матери, а также о готовности сестры стать жертвой — выйти за нелюбимого замуж. Родиона пугает такое будущее Дуни, напоминающее во многом судьбу Сони. Он не может допустить этого для своей сестры и поэтому принимает решение осуществить задуманное.

Пагубные последствия злодеяния

Проблематика романа «Преступление и наказание» становится еще более глубокой после совершения Родионом преступления. Ведь, убив старуху, Раскольников вынужден лишить жизни и Лизавету, существо ни в чем не повинное. Таким образом, одним убийством не обходится — оно влечет за собой другое. В этой мысли заключается одна из самых важных идей Достоевского. Автор хотел показать, что бесчеловечность и жестокость в единичном случае, независимо от того, чем она была обусловлена, рождает новую бесчеловечность. Она несет в себе пагубные последствия не только для совершившего злодеяние, но и для его окружения. Весь мир меняется, главные устои рушатся. Писатель вместе с тем открывает все-таки перед героем путь, ведущий к спасению, хотя он и лежит через страдание.

Пробуждение совести героя

Все свои принципы, чувства, мысли заставляют переоценить Раскольникова перенесенные им мучения. И в результате этого осмысления пробуждается совесть Родиона. Достоевский здесь показывает, как меняется духовная сфера человека.

Выключение себя из духовной жизни означает преступление законов существования — такова проблематика романа «Преступление и наказание». С Родионом Раскольниковым происходит именно это. Совершив преступление, он становится отчужденным от мира, от общества, одиноким в самобичевании и страданиях. Его сломило как человека это преступление.

Основная идея произведения

Другие образы в романе «Преступление и наказание» позволяют автору глубже раскрыть проблематику произведения. Достоевский основную идею вкладывает в речь следователя Порфирия, который призывает Раскольникова: «Станьте солнцем — и вас увидят». Другими словами, лишь через человечное, высокое, доброе можно возвыситься в мире. Соня чувствует то же самое. К сожалению, этой девушке пришлось на собственном печальном опыте в этом убедиться.

Подводя итог вечным вопросам и нравственным исканиям, автор приводит героя, а с ним и всех нас, к осознанию необходимости жить жизнью настоящей, а не придуманной, как личность утверждаться лишь через доброту и любовь, через служение другим людям и идеалам человечности и справедливости. Таков смысл романа «Преступление и наказание». Никогда не потеряют актуальности идеалы духовной гармонии и истинной гуманности. И сегодня нам близки затронутые автором проблемы. В романе «Преступление и наказание» есть очень важные мысли, которые могут предостеречь читателя от ошибок в жизни и направить его на верный путь.

fb.ru

Проблематика преступления и наказания

Идейно-художественная проблематика

Первоначально роман Диккенса был задуман как «трагедия гордости». Гордость — важное, хотя не единственное качество буржуазного дельца Домби. Но именно эта черта главного героя обусловливается его социальным положением — положением владельца торговой фирмы «Домби и сын».

Несмотря на реалистическую основу, сюжет романа «Домби и сын» строится по закону «рождественских сказок»: под влиянием ударов судьбы, т.е. с внешне реалистической мотивировкой, происходит фантастическое превращение жестокого старика Домби в показательно доброго и чувствительного человека.

Рождественский рассказ, своими корнями уходящий в веру во всякого рода чудеса, происходящие в рождественскую ночь, получил широкое распространение в разных странах в эпоху романтизма.

Чарльз Диккенс считается родоначальником жанра. В середине XIX века он сочинил несколько рождественских повестей и стал публиковать их в декабрьских номерах своих журналов «Домашнее чтение» и «Круглый год».

Диккенс реализуют религиозно-нравственное содержание «рождественского рода литературы» и его основные сюжеты: о духовном проникновении, искуплении и спасении, о возрождении человека, уронившего в себе «образ и подобие Божие», — о «восстановлении падшего образа». Основная «рождественская триада» — это чудо, спасение, дар.

«Рождество, — пишет Диккенс, — это пора, когда громче, нежели в любое иное время года, говорит в нас память обо всех горестях, обидах и страданиях в окружающем нас мире и, так же, как и всё, что мы сами испытали на своем веку, побуждает нас делать добро» Dickens Ch. Collected Papers. Vol 1. London, 1966, p.207.

Рождественская тематика присутствовала в его романах с самого начала — есть она (и это очень важно) даже в «Пиквикском клубе» (Дингли Делл). Но к началу 40-х годов Диккенс был уже готов не просто к яркому красочному изображению рождественского праздника. «Имея позади опыт ранних романов, он мог уже последовательно изложить смысл «рождественской» философии, краеугольного камня его романтического восприятия мира. И в дальнейшем, какой бы реалистически многомерной ни стала картина общества в его романах и какими бы глубокими ни были психологические прозрения, в книгах Диккенса всегда оставалось место «рождественскому» отношению к жизни, надежде на достижение идеала вопреки всем социальным фактам и доводам рассудка» Михальская Н.П.Чарльз Диккенс: Книга для учащихся. М., 1987,с.37.

Философия Диккенса в рождественских повестях по сути своей все та же внесоциальная утопическая философия добра и зла, хотя и несколько измененная. Рождество — особый праздник для англичан, прославляющий дом, семейный очаг, уют. И именно уют становится важной категорией в «рождественской» философии Диккенса. Это вовсе не символ мещанской ограниченности — напротив, это символ весьма возвышенный — ценности человеческого тепла, символ радости, символ отношений, гарантирующих человеку, что он никогда не будет одинок в мире..

Было бы натяжкой сказать, что Диккенсу полностью удался его Новый завет, но что он мыслил свою притчу в духе самоновейшего завета — факт, в чем мы убеждаемся, читая подряд на одной странице, что чудаковатый, душевно щедрый капитан Катль «перед отходом ко сну всегда прочитывал для собственной пользы божественную проповедь, некогда произнесенную на горе», и что «благоговение Роба Точильщика к боговдохновенному писанию. воспитывалось посредством вечных синяков на мозгу, вызванных столкновением со всеми именами всех колен иудиных».

«Домби и сын» стал первым диккенсовским романом, где рождественская притча о силе и торжестве добра гармонично соединилась с глубоким социально-психологическим анализом. Здесь впервые была представлена объемная общественная панорама, нарисовать которую Диккенс попытался еще в «Мартине Чезлвите».

Если бы Диккенс оборвал «Домби и сына» на смерти Поля, то, подобно «Тяжелым временам», получился бы впечатляющий очерк того, как человек, поправший детские чувства, губит одновремённо и свою душу; но Диккенс ставил вопрос шире: он хотел показать, как переламывает жизнь бесчувственного и непреклонного духовного урода, как она воспитывает его, учит любить; и хотел показать этот процесс воспитания на широком общественном фоне,

Перерождение Домби в заботливого отца и деда, нянчившего детей Флоренс, не должно восприниматься как сказочное перерождение скряги Скруджа. Оно подготовлено всем ходом событий этого замечательного произведения. Диккенс-художник гармонически сливается с Диккенсом-философом и гуманистом. Социальное положение определяет нравственный облик Домби, так же как и обстоятельства влияют на изменение его характера Johnson E. Charles Dickens. His Tragedy and Triumph, vol.1, London, 1953, p.105.

1.2.1 Поэтика заглавия

Полное название романа «Торговый дом Домби и Сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт». «В этих трех словах заключался смысл всей жизни мистера Домби. Земля была воздана для Домби и Сына, дабы они могли вести на ней торговые дела, а солнце и луна были созданы, чтобы озарять их своим светом» Названием послужило наименование фирмы мистера Домби, которая является средоточием его жизни, как потом выясняется, ложным. Торговля оптом и в розницу превратила людей в своеобразный товар. У Домби нет сердца: «Домби и Сын часто имели дело с кожей, но никогда с сердцем. Этот модный товар они предоставляли мальчишкам и девчонкам, пансионам и книгам» Диккенс Ч.Торговый дом Домби и Сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт. Роман. В 2 тт. Пер. с англ. А..Кривцовой. — Петрозаводск, 1954, т.1, с.76. Это — важная деталь. Для Диккенса важно отметить важнейший центр христианской антропологии — сердце, куда, согласно богословскому учению, должны быть сведены как в единый центр — “осердечены” — разум и чувства человека.

Название романа дезориентирует читателя — роман «Домби и сын» о дочери Флоренс. Его содержание — отношение мистера Домби к любящей, но не замечаемой им дочери, Флоренс, и эта глубина мельком открывается уже в I главе, в здравице Уолтера Гэя: «Пью за Домби — и Сына — и дочь!» Первая часть книги, повествующая о детстве и смерти первого наследника мистера Домби, искуснейшим образом переплетена со второй, где рассказано о роковом, купленном за деньги втором браке мистера Домби и о крушении его надежд получить второго наследника; вместе обе части и образуют роман, в котором сквозной станет мысль о том, как крушение всех надежд откроет мистеру Домби глаза на любовь его дочери, ни разу за все время не по колебавшуюся, хотя и встречавшую с его стороны только безразличие и презрение.

В конце романа Диккенс вкладывает в уста чудаковатого Тутса слова о возрождении «Домби и сына» на новом уровне. «Так, благодаря его дочери… «взойдет», нет «восстанет во славе новый «Домби и сын» ДиккенсЧ.Торговый дом Домби и Сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт. Роман. В 2 тт. Пер. с англ. А..Кривцовой. — Петрозаводск, 1954, т.2, с.497.

1.2.2 Основной конфликт и его отражение на разных уровнях

Поляризация добра и зла в этом романе осуществляется тонко и продуманно. Носителей доброго гуманистического начала объединяет способность понимать друг друга, помогать в трудную минуту, ощущать потребность в необходимости этой помощи. Таковы Сол Джиле и капитан Катль, Сьюзен Нипер, миссис Ричарде. Зло же сконцентрировано в единомышленниках мистера Домби — миссис Чик, Каркер, миссис Скьютон. Каждая из групп персонажей имеет свою жизненную философию, свои зоны влияния. Но заслуга Диккенса-реалиста в том, что он показывает суть современного ему общества, которое идет по пути технического прогресса, но которому чужды такие понятия, как духовность и сострадание к несчастьям близких. Психологическая характеристика персонажа в этом романе Диккенса значительно усложняется по сравнению с предыдущими.

Недоговоренность в решении конфликта Домби — Каркер и Каркер — Эдит — новая черта поэтики зрелого Диккенса. Викторианские, пуристские нормы морали запрещали писателям изображать интимную сторону жизни, рассуждать о сложностях супружества. Однако, по мере того как искусство Диккенса развивалось и характер виделся как противоречивое, сложное единство, ему становилось тесно в викторианских рамках

В образе Домби показан конфликт, неразрешимое противоречие между социально навязанными и усвоенными Домби установками на «долженствавание», «делание усилия» и истинной природой человека с его потребностью в семье и любви. Главное для Диккенса в этом романе — показать возможность нравственного перерождения человека. Трагедия Домби — трагедия социальная, и выполнена она в бальзаковской манере: в романе показаны взаимоотношения не только человека и общества, но человека и материального мира. Чем меньше общество влияет на человека, тем человечнее и чище он становится. Немалую роль в моральном перерождении Домби суждено было сыграть Флоренс. Ее стойкость и верность, любовь и милосердие, сострадание к чужому горю способствовали возвращению к ней расположения и любви отца. Точнее, Домби, благодаря ей, открыл в себе нерастраченные жизненные силы, способные «сделать усилие», но теперь — во имя добра и человечности.

1.2.3 Элементы символизма

В романах Диккенса всегда есть общий художественный образ, передающий настроение романа, его идею. Это туман в «Холодном доме», тюрьма в «Крошке Доррит». Весьма существенны в поэтике «Домби и сына» образы-символы, которые будут играть важную роль в поздних романах писателя. В «Домби и сыне» это образ моря как символа смерти и заповеданного бессмертия.. Мы чувствуем его могучую стихию, когда умирающий Поль спрашивает: «О чем говорят волны?» Мы видим, как безучастно море к парализованной и умирающей миссис Скьютон: «Она лежит и прислушивается к ропоту океана; но речь его кажется ей непонятной, зловещей, и ужас отражен на ее лице, а когда взгляд ее устремляется вдаль, она не видит ничего, кроме пустынного пространства между небом и землей». В конце этой главы миссис Скью тон умирает, моря простирается уже в мертвое и горькое будущее ее дочери, Эдит, второй супруги мистера Домби.

Железная дорога — главенствующий символ в романе. Символ прогресса, несущий смерть Каркеру.. В художественном отношении особенно удачен символ железной дороги, который превосходно соответствует социальному содержанию романа о судьбе предпринимателя. Для индивидуалиста Домби, боящегося всего нового, железная дорога — сама смерть, но и она же выступает как символ прогресса, который, по убеждению Диккенса, способен улучшить условия жизни народа. С другой, «эпической» стороны, железная дорога должна, по замыслу писателя, пониматься как символ возмездия: под колесами экспресса гибнет негодяй Каркер.

В романе есть и более мелкие, но значимые символы. Символичен обед у мистера Домби, где все блюда подаются исключительно холодными. «Все угрожало зубной болью. Вино оказалось таким нестерпимо холодным. что у мисс Токе вырвался тихий писк, который ей большого труда стоило превратить в «гм». Телятину принесли из такого ледяного чулана, что первый же кусок вызвал у мистера Чика ощущение, словно у него леденеют руки и ноги. Один только мистер Домби оставался невозмутимым. Его можно было бы вывесить для продажи на русской ярмарке как образчик замороженного джентльмена» ДиккенсЧ.Торговый дом Домби и Сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт. Роман. В 2 тт. Пер. с англ. А..Кривцовой. — Петрозаводск, 1954, т.1, с.376. Диккенс создает символ «холодного дома», где нет места душевному теплу.

studbooks.net

28. Преступление и наказание. Проблематика и поэтика.

Общая информация:

Летом 1865, потеряв все свои деньги в казино, не в состоянии оплатить долги кредиторам, и стараясь помочь семье своего брата Михаила, который умер в июле 1864 Достоевский планирует создание романа с центральным образом семьи Мармеладовых под названием «Преступление и наказание». На тему же убийства Достоевского натолкнуло дело Пьера Франсуа Ласьера, французского убийцы-интеллектуала, считавшего, что в его деяниях виновато общество.Роман печатался по частям с января по декабрь 1866 года. Достоевский много работал над романом, торопясь добавить к каждой очередной книжке журнала свежие главы. Вскоре после окончания публикации романа в журнале Достоевский печатает его отдельным изданием: «Роман в шести частях с эпилогом Ф. М. Достоевского. Издание исправленное». Печатался в «Русском Вестнике».

Замысел романа:

Достоевский в письме М.Н.Каткову (редактор «Русского вестника») описывал замысел романа:

«Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек. по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху…

Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он – кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело...

Идею Раскольникова автор увязывает с современной ему исторической эпохой.

Главный герой замышлялся именно как «новый» человек, поддавшийся «недоконченным» идеям. Следуя этим идеям, он доходит до отрицания окружающего мира.

Причины духовного кризиса эпохи Достоевский видел в наступлении периода человеческого уединения, о котором он подробно напишет в «Братьях Карамазовых»:

…впадают в совершенное уединение. всякий уединяется в свою нору, всякий от другого отдаляется, прячется и, что имеет, прячет и кончает тем, что сам от людей отталкивается и сам людей от себя отталкивает.

Уединение Раскольникова в комнатке-гробе оказывается знамением времени

Главный герой:

Задуман как представитель поколения разночинцев 60‑х гг. (легко становились фанатиками идеи).

Недоучившийся студент => достаточно образован, чтобы самостоятельно мыслить. Не имеет четких духовных ориентиров. Знает жизнь только с негативной стороны (одиночество, нищета). Ему чужды вера и нравственные идеалы простых людей. => беззащитен против «отрицательных» идей, ему нечего им противопоставить. Превращается в раба идеи, утратившего свободу выбора: идя на убийство, ощущает себя приговоренным, которого везут на смертную казнь:

«Так, верно, те, которых ведут на казнь, прилепливаются мыслями ко всем предметам, которые им встречаются на дороге», — мелькнуло у него в голове, но только мелькнуло как молния; он сам поскорей погасил эту мысль.

«Каморочное» происхождение идеи предопределяет ее абстрактность и бесчеловечность (эти качества присущи всем тоталитарным теориям в XIX и XX вв.).

Не случайно Достоевский дает Раскольникову следующую характеристику:

…он был уже скептик, он был молод, отвлеченен и, стало быть, жесток.

Однако Раскольников не простой нигилист. Он не строит планов социального переустройства общества и насмехается над социалистами:

Трудолюбивый народ и торговый; «общим счастьем» занимаются. нет, мне жизнь однажды дается, и никогда ее больше не будет: я не хочу дожидаться «всеобщего счастья»

Социализм в понимании Достоевского – попытка человечества «устроиться на земле без Бога», по своему земному разуму.

Раскольников воспринял нигилистические идеи глубже и основательней, нежели его современники-социалисты (социалист Лебезятников представлен карикатурно). Его идея выявляет глубинную сущность нигилизма, заключающуюся в отрицании Бога и возвеличивании «я». . «Если Бога нет, то все дозволено» – вот окончательная формула «высшего нигилизма», которую сформулирует в «Братьях Карамазовых».

Нигилизм губителен, ибо для русских характерны религиозность, невозможность жить без «высшей идеи» и стремление доходить в добре и во зле до «последней черты». Авторскую мысль проводит в романе Свидригайлов, объясняя Дуне преступление Р:

Теперь всё помутилось, то есть, впрочем, оно и никогда в порядке-то особенном не было. Русские люди вообще широкие люди. широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности.

Имя вызывает ассоциацию

  1. с раскольниками – фанатиками веры, добровольно уединившимися ради нее от общества.
  2. со словом«раскол» (раздвоенность между отзывчивым сердцем и теоретизирующим разумом).

Мысль о раздвоенности натуры героя формулирует Разумихин:

…угрюм, мрачен, надменен и горд; мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются.

Проблематика:

Тематика произведения задана не только вечными вопросами, но и конкретно-историческими противоречиями.

Основу романа составляет философская проблематика. Автора занимает проблема свободы человеческой воли. Достоевский заставляет читателя задуматься о том, что такое свобода личности, существуют ли нравственные законы, которые человек не имеет права преступать, и является существование таких законов преградой к счастью.

Раскольников полагает, что именно нравственные законы превращают человека в «тварь дрожащую», мешают ему добиваться цели. Автор вместе с героями пытается ответить на вопрос, имеет ли человек право преступать какие-либо заповеди. Анализирует проблему с разных сторон. В центр повествования выдвинуты фигуры двух преступников. Если Раскольников задумывается не только о счастье своей семьи, но и о собственном счастье, то Соня совершает преступление во имя блага близких. Преступников в романе много больше. Подлежит суду за свои преступления Свидригайлов; Лужин, добропорядочный член общества, является, с точки зрения автора, преступником еще большим, чем Свидригайлов. Герой Достоевского – это прежде всего идейный преступник. Достоевский показывает, что Раскольников совершил преступление сначала в пространстве своего сознания, оно вошло в плоть и кровь героя. Удивительно не то, что он убил процентщицу, удивительно, как не убил мать и сестру. Человек, который намеренно впустил зло в душу, становится опасен: он разрешает себе все. Раскольников окончательно придет к этой мысли, когда встретится с философией Свидригайлова – философией вседозволенности (если Бога нет, то все дозволено).

Нравственная проблема. ПиН- полифонический роман, в котором автор, не навязывая своей точки зрения, тем не менее спорит с преступником. Сюжетом романа опровергает суждения героя. Раскольников начал что-то понимать только на каторге, однако история преображение героя оставлена за рамками романа. Достоевский показывает неправоту героя, разворачивая перед читателем картину нравственных мучений Раскольникова. Картины нравственных мучений доказывают, что герой разорвал связи между собой и миром, близкими. После преступления Раскольников не может видеть близких, они ему неприятны. Чувствует предельное одиночество.

«Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить.

Теория Раскольникова явилась не только следствием общественных проблем, она расценивается как высшее проявление нравственной деградации общества. Теоретически и логически обоснованное разрешение на убийство. Идея носится в воздухе: студент и офицер формулируют ее раньше Раскольникова в беседе, состоявшейся после бильярда (Раскольников подслушивает)

— Из странности. Нет, вот что я тебе скажу. Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести, — с жаром прибавил студент.

Убедительность теории должна устрашать. Изумление выражается устами Разумихина. Антипод Раскольникова: простой разум, основанный на жизненном опыте, уважении и любви к людям, а не на умозрительных построениях

Нет, ты как-нибудь да увлекся! Тут ошибка. Я прочту. Ты увлекся! Ты не можешь так думать. Прочту.

Диссонанс между красотой доводов и неприглядностью убийства Лизаветы, похожей на ребенка

Он бросился на нее с топором; губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда, они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать. И до того эта несчастная Лизавета было проста, забита и напугана раз навсегда, что даже руки не подняла защитить себе лицо…

Помним отношение Достоевского к детям.

Герой воспринимает свое страдание как слабость. С точки зрения автора, терзание Раскольникова есть проявление не слабости, а нравственного начала, которое живет в душе преступника и запрещает человеку использовать зло против зла. Сознание героя отмечено печатью противоречий: с одной стороны, Раскольников испытывает боль за оскорбленных, ненависть к угнетателям, а, с другой стороны, сам желает приобщиться к тем, кто унижает людей, распоряжается их судьбой.

Философия Лужина является воплощением «подлого» расчета, статистического подхода, «подлой арифметики», которую так не приемлет Раскольников.

Петр Петрович Лужин. Своеобразный двойник Раскольникова. Неудачливый жених Дуни. Более откровенный и менее масштабный эгоист, чем Свидригайлов.

Теория «целого кафтана» (пародия на теорию «разумного эгоизма» – популярна в нач. 60-х). Необходимо заботиться только о себе самом, благополучие личности – залог благополучия общества

В разговоре с Раскольниковым, Разумихиным и Зосимовым: Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из того выходило? — продолжал Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, — выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице.

Реакция Раскольникова значима: теория Лужина фактически разрешает убийство:

— Да об чем вы хлопочете? — неожиданно вмешался Раскольников. — По вашей же вышло теории!

— Как так по моей теории?

А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать. С образом Лужина входит тема нравственного состояния общества. Лужин охотно рассказывает о материалах уголовной хроники. Количество преступлений растет. Смысл проблемы уточняет ответная реплика Разумихина о том, как преступник объяснил причины, побудившие к подделке лотерейных билетов, банальным «поскорей захотелось разбогатеть».

Про моральность и добро:

Зло разъединяет людей, любовь и добро соединяют.

Соня блудница, но ее поступок продиктован желанием спасти близких. В отличие от Раскольникова, она не является идейной преступницей и осознает свою греховность. Зло не проникает в ее душу. Соня сопротивляется окружающей среде, не используя оружие зла, чем отличается от Раскольникова.

Соня – цельная личность, она лишена мучительных сомнений (другой тип характера – нерефлексирующий).

Писатель обнаруживает силы, которые позволяют человеку сохранить светлое начало даже в пространстве зла. В мире разврата, грязи можно обнаружить стремление людей к свету, добру – к солнцу.

Символика солнца очень важна. Порфирий Петрович призывает Раскольникова стать солнцем:

Не во времени дело, а в вас самом. Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем.

Солнце становится воплощением добра, истины и красоты. И солнце, и добро освещают мрачную жизнь людей. Автор видит свет и в душе героя, и в мрачном городе. Образы героя и города сопроникают: Петербург в романе символизирует пространство сознания Раскольникова. Граница между внешним и внутренним размывается. Солнце проникает в душу героя, и солнце иногда освещает улицы Петербурга.

О комнате старухи. Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить. » — как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова,

После преступления В эту минуту луч солнца осветил его левый сапог: на носке, который выглядывал из сапога, как будто показались знаки. Он сбросил сапог: «действительно знаки! Весь кончик носка пропитан кровью»; должно быть, он в ту лужу неосторожно тогда ступил.

Чтение героями Евангелия – это смысловой «центр тяжести» романа. В сцене чтения героями притчи о воскрешении Лазаря раскрываются мировоззренческие основы произведения.

Новый Завет принесла Соне Лизавета. Устанавливается духовная связь между убийцей и жертвой, между убийцей и блудницей.

Лизавета и Соня оказываются не просто знакомыми, а персонажами-двойниками. С их образами связана тема юродства, Раскольников обеих назовет юродивыми и себя тоже. В русской культуре это божий человек, который постигает иррациональные начала бытия.

Тема юродства сопряжена с темой «детскости» (характерно для Достоевского) Подчеркивается проявление чистоты, нравственного начала, простодушия, кажущейся наивности во внешности и в поведении взрослого человека. Лизавета, по словам Сони, «Бога узрит», поскольку чиста сердцем. В облике героев Достоевского проступает нечто детское. Детское угадывается и в поведении Раскольникова.

Причта символизирует возможность нравственного возрождения Раскольникова. Внутренний сюжет, заданный библейской традицией, в этой сцене выносится на поверхность.

Основания для сопоставления Раскольникова с Лазарем:

—Раскольников духовно мертв после совершения преступления

—Эпизод с чтением Евангелия отделяет от момента преступления 4 дня (Сестра Цифра «4» постоянно обыгрывается в романе: старуха жила на четвертом этаже; должен выйти на перекресток, поклонится на все четыре стороны.

—Важен и образ гроба: Раскольников воспринимает свою комнату как гроб, благодаря чему параллель с притчей становится более явной.

— Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, — сказала вдруг Пульхерия Александровна, прерывая тягостное молчание, — я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик.

— Квартира. — отвечал он рассеяно. — Да, квартира много способствовала. я об этом тоже думал. А если б вы знали, однако, какую вы странную мысль сейчас сказали, маменька, — прибавил он вдруг, странно усмехнувшись.

—В притче упоминается камень:. Раскольников именно под камнем хранит вещи убитой старухи.

Воскреснет герой на каторге. Под воскресением, возрождением автор понимает покаяние и осознание содеянного.

+ социальная проблематика еще. В романе много неприглядных сцен, обнажающих проблемы общества.

Поэтика:

6 частей + эпилог. Одна из частей посвящена теме преступления, все остальные – теме наказания. Тема возрождения лишь намечена в эпилоге. Архитектоника привлекает внимание к цифровой символике, а именно:

Цифра семь имеет особую значимость:

—Роман фактически семичастен: шесть частей и эпилог. Тема воскресения закономерно дается в эпилоге, то есть в седьмой части.

—Раскольников должен искупить семью годами каторги преступление, которое совершил в семь часов вечера.

—Раскольников узнает, что Лизаветы в семь часов не будет дома.

—Семь лет жил Свидригайлов с Марфой Петровной.

—Семь лет Раскольникову в сцене сна. Цифра «семь» сопутствует герою => герой в чем-то остается тем мальчиком: он способен сопереживать всем, кто мучается.

Плюс еще важна цифра 4, но про нее я уже не буду писать. И так много всего.

Д. строит роман как бы по образу и подобию музыкального произведения. «Главная партия» – история преступления и наказания, преступника и следователя. «Побочные партии» – истории женихов Дуни, двойников Раскольникова, семьи Мармеладовых. «Побочные партии» развиваются параллельно и пересекаются в одной точке романа – в тот момент, когда Лужин хочет оклеветать Сонечку.

Прием двойничества и прием антитезы как принцип организации художественного материала.

Внесюжетные элементы: исповедь, письма, сны

Хронотоп. Пространственно-временная организация материала.

Движение от замкнутого пространства к открытому: в эпилоге появляются образы реки, горизонта и некоего открытого пространства, символизирующего готовность героя прийти вновь к людям, вернуться к жизни, навсегда проститься со своей идеей, ассоциирующейся с замкнутым пространством.

Время то растягивается, то сжимается

Лейтмотивная структура произведения

Большинство формирующих элементов, а именно: сны, внутренние монологи, портреты, двойничество, антитезы итд служат ради психологизма и раскрытия внутреннего мира героя. Цель психологизма- обнаружить противоречия в сознании героя.

М. М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского».

Полифонический роман (противопоставляет монологическому). Герои спорят друг с другом и с самим автором. Голоса их равноправны. Авторский голос – один из многих, и читатель может с ним не соглашаться. Автор предлагает нам слышать все голоса, тогда как Толстой выполняет роль комментатора, судьи и постоянно оценивает героев. Бахтин утверждает, что у Достоевского диалог внесюжетен. Диалог выходит за рамки сюжета, шире, чем сюжет, и потенциально бесконечен.

Роман идей. Все герои – носители идей. Достоевского даже упрекали в том, что идея у него рождается раньше характера героя. Характер – есть иллюстрация идеи. Идею страдания иллюстрирует Миколка; идею бунта с истерикой – Катерина Ивановна; идею одновременного неприятия нищеты и погружения в нее – Мармеладов.

Роман является философским по основному конфликту.

Роман является психологическим

▬ Сам писатель был против такого определения:

Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой

Роман является социальным

Антидетектив (преступник известен с самого начала)

Специфика сюжета:

Определяется своеобразием психологизма Достоевского.

=> Сюжет развивается от катастрофы к катастрофе, герои лишаются стабильности бытия и вынуждены отчаянно искать ответы на неразрешимые вопросы.

  • преступление Раскольникова, приведшее его на порог жизни и смерти,
  • смерть Мармеладова,
  • безумие и смерть Катерины Ивановны
  • самоубийство Свидригайлова.
  • Эпилог – болезнь матери Раскольникова.

Лишь Соне и Раскольникову удается выжить и спастись.

В промежутках между катастрофами происходят напряженные диалоги героев. Выделяются два разговора Раскольникова с Соней, два со Свидригайловым и три с Порфирием Петровичем.

Вторая беседа Раскольникова со следователем (когда тот доводит Раскольникова чуть ли не до помешательства, рассчитывая, что герой выдаст себя) является композиционным центром романа. Разговоры с Соней и Свидригайловым располагаются по одному до и после композиционного центра, обрамляя его.

Краткое содержание:

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесённых его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчётливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчёмную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать. »

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчуждённости с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорблённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведёт его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учёбу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У неё, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удаётся увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Вроде бы отвлечённый разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублёвой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрёк, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчуждённости продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие

webkonspect.com

Это интересно:

  • Правила моей кухни новая зеландия на русском Правила моей кухни 8 сезон Краткое описание "Правила моей кухни 8 сезон" Кулинарное шоу «Правило моей кухни» продолжает снимать сезон и набирать новых участников. Несколько команд будут между собой соревноваться, в одной команде участвуют два человека. Первом сезоне телешоу отобрали […]
  • Досрочное назначение пенсии в 2018 году Досрочная пенсия Кому положена досрочная пенсия в 2018 году? В России гражданин получает возможность выйти на пенсию при наступлении, установленного законом пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55). Однако, в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, возможен […]
  • Приказ 837 мвд рф Опубликован Приказ МВД РФ № 707 от 6 сентября 2017 г. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев 6 сентября 2017 года подписал Приказ № 707 от 6.09.2017 года О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрационно-экзаменационной […]
  • Аудит налога на прибыль Аудит налога на прибыль: последовательность проведения и оформление результатов При подсчете и уплате налогов компании и государство являются заинтересованными лицами и в спорных ситуациях у каждого из них своя правда. Поэтому и действует система налогового аудита, в том числе и для […]
  • Заявление ростелеком на отключение телефона Как отказаться от домашнего телефона Ростелеком В современном мире стационарный аппарат постепенно уходит на второй план. Его место занимают мобильники и смартфоны. Этому способствуют многие причины: повышение абонентской платы, удобство мобильной связи, которая в месяц обходится […]
  • Карта кукуруза кредитный лимит оформить Карта Кукуруза — онлайн заявка на кредит в Евросеть Получить кредит можно не только через банк или МФО, поскольку сейчас доступен популярный продукт Евросети – карта Кукуруза. С ее помощью можно получить займ от ведущих российских банков, а также постоянно пользоваться скидками на товары […]
  • Ставки налогов по упрощенке Какие налоги платит ООО на УСН Большинство обществ с ограниченной ответственностью, работающих в России, функционируют на упрощенной системе налогообложения, которая облегчает администрирование и позволяет снизить расходы компании. В этой статье мы детально разберем, какие налоги платит […]
  • Правила пожарной безопасности для дошкольников Безопасность детей - Защитница Багира Вход на сайт Обучать дошкольника элементарным правилам безопасности надо с самого раннего возраста, даже малыш двух лет от роду уже должен понимать, что в розетку нельзя ничего засовывать, нельзя трогать плиту и грызть провода. Но это тема для […]