Полномочие трудовых коллективов

admin

Трудовые коллективы и их правовой статус

Полномочие трудовых коллективов регулируются главами II «Коллективный договор», ХVІ-А «Трудовой коллектив», статьями 52, 140, 142, 152, 153, 223, 252 КЗоТ Украины, разделом IV «Управление предприятием и самоуправление трудового коллектива» Закона Украины «О предприятиях в Украине», законами Украины «Об охране труда», «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)», «О приватизации государственного имущества» от19 февраля 1997 г. №90/ 97-ВР, «Об аренде государственного и коммунального имущества». До принятия Закона Украины «О трудовых коллективах» действует Закон СССР от 17 июня 1983 г. «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями».

В соответствии со ст. 252-1 КЗоТ Украины и п. 1 ст. 15 Закона Украины «О предприятиях в Украине» трудовой коллектив предприятия образовывают все граждане, которые своей работой принимают участие в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, которые регулируют трудовое отношения работника с предприятием. Заслуживает поддержки норма проекта Закона Украины «О трудовых коллективах», которая предусматривает участие в реализации полномочий трудового коллектива бывших работников предприятия, которые вышли на пенсию, уволенных в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, за состоянием здоровья.

Накануне принятия Закона Украины «О трудовых коллективах» и нового Трудового кодекса все вопросы правового регулирования деятельности трудовых коллективов нуждаются в переоценке в направлении ориентации их на рыночные отношения и демократические принципы. Из таких позиций нужно рассматривать не только конкретные полномочия трудового коллектива, его права и обязанности, а прежде всего самое понятие трудового коллектива.

Очевидно, в основу конкретных предложений необходимо положить объективные общественные интересы работодателя и нанимаемых работников. В процессе производства можно выделить две группы таких интересов: общие (совпадающие) и противоположные. Трудовой коллектив имеет общие, совпадающие интересы с владельцем (работодателем) в стратегическом вопросе о получении по возможности большей прибыли, в эффективной организации производства, в отборе квалифицированных и добросовестных кадров, в обеспечении внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, соблюдении техники безопасности, охраны труда. Противоположные интересы лежат в основе распределения прибыли, оплаты труда, отчислений из прибыли на мероприятия по внедрению новых защитных технических средств, безопасности работы, безвредных и безопасных технологий; финансирование из прибыли мероприятий по социально-бытовому обслуживанию работников, предоставление дополнительных трудовых льгот. Зона неспівпадання социальных интересов довольно большая, и традиционно в общественном сознании и в правовом регулировании эти субъекты находятся по разные стороны социальных «баррикад». Итак, с приведенного довольно явным образом видно, что понятие «трудовой коллектив» должны охватывать только нанимаемых работников, которые работают по трудовому договору. Причем речь идет о работниках, которые продолжительное время работают на предприятии, поскольку соглашения, которые принимаются при участии трудового коллектива, как правило, имеют долгодействующий характер. Учитывая это лица, которые выполняют для предприятия разовые работы по гражданско-правовым договорам, в состав трудового коллектива не должны включаться.

Выходя же из приведенного выше законодательного определения, в трудовой коллектив включаются все работающие на предприятии, а также и работающие собственники, трудовые отношения которых возникают из членства и имеют настолько существенную специфику, которые выходят за рамки трудового права (обоснование это положение изложено в главе 1 данного учебника). Очевидно, невозможно в таком варианте обеспечить надлежащее заключение коллективного договора, так как смешивание сторон приводит в непригодность сам принцип социального партнерства и превращает такое соглашение в декларацию.

Закон Украины «О предприятиях в Украине» устанавливает два вида трудовых коллективов в зависимости от формы собственности, на которой основано предприятие: трудовой коллектив с правом найма рабочей силы (т.е. трудовой коллектив работающих собственников); трудовой коллектив государственного и другого предприятия, в котором доля государства или местного совета представляет в стоимости имущества более как 50%. В связи с этим различают и полномочие этих видов трудовых коллективов.

В соответствии со ст. 15 Закона Украины «О предприятиях в Украине» трудовой коллектив с правом найма рабочей силы:

— рассматривает и утверждает проект коллективного договора;

— рассматривает и решает согласно уставу предприятия витания самоуправления трудового коллектива;

— определяет и утверждает перечень и порядок предоставления работникам предприятия социальных льгот;

— принимает участие в материальном и моральном стимулировании продуктивной работы, делает авансы изобретательскую и рационализаторскую деятельность, возбуждает ходатайство о представлении работников к государственным наградам.

Трудовой коллектив государственного и другого предприятия, в котором доля государства или местного совета в стоимости имущества представляет более как 50%:

— вместе с владельцем решает вопрос о вступлении и выход предприятия из объединение предприятий;

— принимает решение об аренде предприятия, создание на основе трудового коллектива органа для перехода на аренду и выкупа предприятия.

С такой моделью согласиться нельзя. В первом случае речь идет о коллективном собственнике, и вся перечисленная регламентация его прав охватывается полномочиями работающих собственников самостоятельно решать вопрос организации, управление работой, предоставление самым себе льгот. Очевидно, такой коллектив может и должен урегулировать вопрос установления коллективных условий работы в локальном нормативно-правовом акте. Но этот акт никак не может быть признан коллективным договором в том значении, которое вытекает из законодательства. Здесь также имеет место договорное регулирование работы, но совладельцы договариваются между собой, так как в одном человеке совмещают и владельцев, и работников. Их работа не может быть признана зависимой, нанимаемой. Это работа самостоятельная, «на себя» и » для себя».

Что же к второму виду трудового коллектива государственного или коммунального предприятия, то нельзя согласиться с ограничением его прав, поскольку наиболее значительные полномочия — рассматривать с владельцем изменения и дополнение к уставу предприятия, совместно с владельцем предприятия определять условия найма руководителя, принимать участие в решении вопросов о выделении с состава предприятия одного или нескольких структурных подразделов для создания нового предприятия — прекращено Декретом Кабинета Министров Украины №8-92 от 15 декабря 1992 г. Лишение трудового коллектива важных прав служит еще одним средством усиления правового положения работодателя, неконтрольованості его управленческих решений, исключает право трудового коллектива принимать участие в распределении прибыли, поскольку эти вопросы предполагаются именно в уставе предприятия, который согласно действующему законодательству утверждается владельцем предприятия. И хотя для государственных предприятий устав утверждается владельцем имущества при участии трудового коллектива (ст. 9 Закона Украины «О предприятиях»), во многих случаях предприятие создается, а работники еще не нанятые и никаким чином не могут влиять на положение устава предприятия. В таких условиях выделения средств из прибыли на социальные нужды носит характер благотворительности со стороны владельца, который в корне неправильно, противоречит принципам социального партнерства и унижает человеческое достоинство работников.

Действующим законодательством о работе предусмотренные полномочия трудового коллектива в установлении коллективных условий работы, заключении коллективного договора, установлении рабочего времени, обеспечении трудовой дисциплины, утверждении правил внутреннего трудового распорядка, одобрении комплексных планов относительно улучшения охраны труда и контроля за их выполнением, образовании комиссии по трудовым спорам на предприятии. В ст. 252-5 КЗоТ установлены принципы материальной заинтересованности трудового коллектива в результатах хозяйственной деятельности. Зачисление работников к бригаде должно проводиться с согласия членов трудового коллектива бригады. Распределение коллективного заработка в бригаде осуществляется с применением коэффициента трудового участия.

Закон Украины «О предприятиях в Украине» устанавливает, что все вопросы социального развития, включая улучшение условий работы, жизнь и здоровье, гарантии обязательного медицинского страхования членов трудового коллектива и их семей, решаются трудовым коллективом при участии владельца согласно уставу предприятия коллективным договором и законодательными актами Украины. Пенсионеры и инвалиды, которые работали к выходу на пенсию на предприятии, пользуются равным с его работниками медицинским обслуживанием, обеспечиваются жильем, путевками в оздоровительные и профилактические учреждения. Предприятие обязанное постоянно улучшать условия работы и быта женщин, подростков, женщин, которые имеют малолетних детей. Предприятия обеспечивают определенное количество рабочих мест в счет брони для трудоустройства инвалидов, безработных за направлением службы занятости (ст. 26).

Законодательство предусматривает права трудовых коллективов относительно обретения права собственности на имущество своего предприятия, а также право на аренду имущества государственных предприятий.

Согласно Закону Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» (Ведомости Верховной Рады Украины. — 1995. — №15. — Ст. 99; Правительственный курьер. — 1998. — 20 января. — №12) трудовой коллектив предприятия имеет право постановлять решение об аренде целостного имущественного комплекса предприятия, его структурного подраздела и создать хозяйственное общество с этой целью (ст. 7 Закона) на протяжении 15 дней после получения сообщения Фонда государственного имущества Украины. Решение об аренде считается принятым, если за него проголосовало больше половины членов трудового коллектива предприятия. Созданное членами трудового коллектива хозяйственное общество имеет преобладающее право над другими физическими и юридическими лицами на заключение договора аренды имущества того государственного предприятия, структурного подраздела, где создано это общество (ст.8 Закона).

Арендатор имеет право выкупа арендованного имущества согласно законодательству по вопросам приватизации (ст. 25).

Для общего участия в приватизации предприятия члены трудового коллектива имеют право создать хозяйственное общество, которое основывается на основе решения общего собрания, в которому принимало участие больше 50% работников предприятия или их уполномоченных представителей (ст. 8 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» (в ред. Закона от 19 февраля 1997 г. №90) // Голос Украины. — 1997. -№49). Члены организации арендаторов, члены трудового коллектива предприятия, созданного арендатором, а также бывшие работники объекта приватизации, которые вышли на пенсию, уволенные по п. 1 ст. 40 КЗоТ и не работают с момента освобождения на других предприятиях, лица, которые имеют право согласно законодательству возвратить на предыдущее место работы на этом предприятии, а также инвалиды, уволенные в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, имеют право на льготное приобретение акций: первоочередное приобретение акций на сумму и за счет приватизационного имущественного сертификата и дополнительно на половину его суммы. Работники предприятия, которое приватизируется, имеют право объединиться для выкупа контрольного пакета акций.

Хозяйственное общество, в состав которого вошло не меньше 50% работников предприятия, пользуются приоритетным правом выкупа, а также — на рассрочку платежа на срок не больше 1 года с первичным взносом не меньше 30% цены. Руководители, их заместители, главные специалисты и руководители структурных подразделов государственных предприятий, которые превращаются в открытые акционерные общества, имеют право приобретать акции на сумму до 5% уставного фонда общества с отсрочкой оплаты на 1 год после приобретения акций работниками. На приватизированном предприятии не допускается освобождение работников по инициативе нового собственника на протяжении 6 месяцев.

Коллективный договор, заключенный на таком предприятии, сохраняет свое действие на протяжении срока его действия, но не более 1 года. В этот период стороны должны начать переговоры о заключении нового коллективного договора.

В процессе установления новых условий, изменения существующих социально-экономических условий работы, заключение или изменения коллективного договора, соглашения, их выполнение, применение законодательства о работе между работодателем и трудовым коллективом могут возникать споры. Закон Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 3 марта 1998 г. определил полномочие трудового коллектива нанимаемых работников относительно формулирования коллективных требований, а также установил процедуру их рассмотрения. В ст. 18 Закона предусмотрен право работников на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов. Порядок проводки забастовки регламентируется Законом (Голос Украины. — 1998. — 31 марта).

В международной практике трудовые коллективы активно участвуют в управлении предприятиями. Права в этой сфере включают право на информацию, право на консультацию — на обсуждение действий администрации и предложение альтернативных решений, право на участие в принятии решений относительно стратегии развития предприятий, хозяйственной деятельности, кадровой политики, инвестиционной деятельности, на управление социальными учреждениями на предприятии, на установление критериев введения новых методов оплаты труда, размеров премий (Киселев Й.Я. Цит. раб. — С. 140-145).

Давно известно в практике делового менеджмента, что фирмы, которые процветают, свой успех строят не на отстранении трудового коллектива от владельца, а, наоборот, на активном сотрудничестве, соучастия, партнерстве этих сторон. В Украине же как законодательство, так и практика его применения пока рассматривают институт трудового коллектива как формальную дань демократическим веянием. Права его урезаны, проект Закона «О трудовых коллективах» продолжительное время не принимается. Такое отношение со стороны законодателя тяжело понять. Полномочие трудового коллектива, его правовой статус должны найти надлежащее закрепление в специальном законе, причем эти полномочия должны отвечать международным стандартам.

Пересмотренная Европейская социальная хартия, которая была подписана государствами — членами Совета Европы 3 мая 1996 г. в Страсбурге, а 7 мая 1999 г. — подписанная Украиной и подготовка к ратификации которой ведется в Украине, предусматривает комплекс индивидуальных и коллективных трудовых прав в сфере нанимаемой работы. К коллективным трудовым правам Пересмотренная хартия относит следующие: право всех работников и работодателей на свободу объединения в национальные или международные организации для защиты своих экономических и социальных интересов (ст. 5); право работников и работодателей на заключение коллективных договоров (ст. 6); право работников принимать участие в определении и улучшении условий работы и производственной среды на предприятии (ст. 22); право представителей от работников на защиту от действий, которые наносят им ущерб, и на создание надлежащих условий для выполнения ими своих обязанностей (ст. 28); право работников на информацию и консультации во время коллективного освобождения (ст. 29).

Полномочие трудового коллектива всех видов предприятий в Украине, на которые используется нанимаемая работа, реализуются, если другое не предусмотренное уставом, общим собранием (конференцией) и их выборным органом, члены которого избираются тайным голосованием на собрании (конференции) трудового коллектива сроком на 2-3 года не меньше чем 1/3 голосов.

Компетенция и полномочия трудового коллектива и его выборных органов определяются в уставе предприятия. В уставе предприятия определяется и орган, который имеет право представлять интересы трудового коллектива (совет трудового коллектива, совет предприятия, профсоюзный комитет и прочие). Заслуживает внимания и реанимация забытых у нас производственных совещаний, которые успешно функционируют за рубежом. Актуальным есть вопросы о размежевании прав трудовых коллективов и профсоюзов на производстве. Эта проблема не новая для трудового права Украины. В конце 80-х — начала 90-х лет она была чрезвычайно острой в связи с введением Законом СССР «О государственном предприятии» такого органа трудового коллектива как совет трудового коллектива. Решению этой проблемы много усилий отдал известный украинский ученый профессор Р.И. Кондратьєв (см. Кондратьев Р.И. Закон в государственном предприятии и права трудовых коллективов. — К.: Высшая школа, 1988; Кондратьєв Р.И. Совет трудового коллектива: которые ее полномочие // Советское право. — 1990. — №4). Выводы и предложения ученого о критериях размежевания компетенции профкома и ради трудового коллектива, об общем принципе направленности деятельности профсоюзов на защиту прав работников, а трудовых коллективов — на решение производственных вопросов остаются актуальными и полезными сегодня, особенно накануне принятия Закона Украины «О трудовых коллективах».

yurist-online.com

Мего-Інфо — Юридична бібліотека №1

Юридична бібліотека України

Популярні розділи

Всього на сайті:

Дисертацій з права онлайн: 62

Підручників з права онлайн: 37

НПК кодексів України онлайн: 16

Коментарі кодексів

Доставка БЕСПЛАТНО. Со склада

Галузі права

  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 410.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 410.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 344.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 344.
  • Умовивикористання матеріалу. З питання авторського права звертайтеся на:mego-infoo@yandex.ru.
  • Статья 2521. Трудовой коллектив предприятия

    Трудовой коллектив предприятия образуют все граждане, которые своим трудом участвуют в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием.

    Полномочия трудового коллектива определяются законодательством.

  • Законодательство Украины остается на позиции признания единого трудового коллектива. Его образуют граждане, которые своим трудом принимают участие в его деятельности на основании трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием. Под другими формами не следует понимать гражданско-правовые формы, поскольку при за­ключении таких договоров стороны не вступают в трудовые правоотношения. Остается признать, что под другими правовыми формами, регулирующими трудовые отношения работника с предприятием, понимается членство в производственных кооперативах и фермерских хозяйствах. Но однозначно вопрос о том, является ли членство непо­средственным основанием трудовых правоотношений, нигде не решен. Так, Верховный Суд твердо стоит на позиции признания членства в производственных кооперативах и коллективных сельскохозяйственных предприятиях непосредственным основанием трудовых правоотношений.
  • Комментируемая статья не дифференцирует трудовой коллектив на работников- собственников (или участников собственности) и работников, не принимающих уча­стия в собственности предприятия. Наемные работники вынуждены мириться с такой ситуацией. Если работники-собственники ущемляют их интересы (например, при заключении коллективного договора), наемные работники могут создать отдельный профсоюз для отстаивания своих интересов.
  • Из состава трудового коллектива не исключается даже руководитель предприятия, который назначается (избирается, принимается) для управления трудовой деятельно­стью коллектива и, как правило, противостоит трудовому коллективу при заключении коллективного договора как вторая его сторона.
  • В ст. 2521 КЗоТ и следующих статьях Кодекса законов о труде речь идет лишь о трудовом коллективе предприятия. Это не означает, что законодательство Украины о труде не признает права трудовых коллективов учреждений и организаций. Однако исторически сложилось, что в Кодекс законов о труде были включены только поло­жения, касающиеся трудовых коллективов предприятия.
  • В Украине сохраняет силу Закон СССР «О трудовых коллективах и повы­шении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» [567] в части, не противоречащей законодательству Украины. Специфика данного Закона заключается в том, что он был принят в период так называемого зрелого социализма. Отсюда — декларативность положений Закона. Он вроде бы дает трудовым коллек­тивам определенные полномочия, но соответствующие положения этого акта не имеют признаков формальной определенности, субъективных прав трудовому коллективу не предоставляют.
  • Закон «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприя­тиями, учреждениями, организациями» [567] распространяется на трудовые коллек­тивы предприятий, учреждений, организаций. На трудовые коллективы структурных подразделений предприятий, учреждений, организаций он распространяется в рамках компетенции этих подразделений. В частности, право применять общественные взы­скания за нарушение трудовой дисциплины принадлежит и трудовым коллективам тех структурных подразделений, которые входят в большие подразделения и не являются непосредственно структурными подразделениями предприятия.
  • Из всех полномочий трудовых коллективов, о которых идет речь в Законе «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» [567], реальное значение имеют лишь полномочия в обеспечении трудовой дисциплины, в частности, утверждать правила внутреннего трудового распорядка (это полномочие включено в текст ст. 142 КЗоТ), применять общественные взыскания, передавать на рассмотрение товарищеского суда материалы о нарушителях трудовой дисциплины, ставить вопрос о привлечении нарушителей трудовой дисциплины к ответственности.
    1. Основной организационной формой осуществления трудовыми коллективами своих полномочий является собрание (конференция). Допускается проведение собра­ний (конференций) трудовых коллективов по структурным подразделениям (цехам, отделам, участкам, бригадам и т. п.). Конференция проводится, если созыв собрания усложнен по причинам многосменности работы, территориальной обособленности структурных подразделений и т. п. При проведении конференции должна быть над­лежащим образом утверждена норма представительства на конференции от трудовых коллективов структурных подразделений, избрания делегатов на конференцию должно быть надлежащим образом проведено и оформлено.
    2. Предусмотрено проведение собраний (конференций) трудовых коллективов по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

    3. Собрание коллектива считается правомочными, если в нем принимает участие больше половины членов трудового коллектива, а конференция — не менее двух третей делегатов. Решение на собрании (конференции) трудового коллектива прини­маются открытым голосованием большинством голосов участников собрания (делега­тов конференции). Это — общее правило, установленное ст. 21 Закона «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» [567]. При проведении собраний по структурным подразделениям ре­зультаты голосования на собраниях по структурным подразделениям суммируются, т. е. результаты голосования определяются в целом по предприятию. Даже единогласное отклонение собраниями трудовых коллективов отдельных подразделений какого-либо решения не будет иметь юридического значения, если на собрании трудовых коллек­тивов в каждом подразделении присутствовало больше половины всех членов соот­ветствующих трудовых коллективов, а в целом по предприятию за соответствующее решение проголосовало больше половины членов трудового коллектива предприятия, принимавших участие в собраниях трудового коллектива предприятия, проводившихся по структурным подразделениям.

    mego.info

    5. Полномочия трудовых коллективов

    Трудовой коллектив предприятия независимо от его организационно-правовой формы:

    – решает вопрос о необходимости заключения с администрацией коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект;

    – рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом предприятия;

    – определяет перечень и порядок предоставления работникам предприятия социальных льгот из фондов трудового коллектива;

    – определяет и регулирует фонды и условия деятельности на предприятии общественных организаций;

    – решает иные вопросы в соответствии с коллективным договором.

    Трудовой коллектив предприятия, в имуществе которого вклад государства или муниципалитета составляет более 50%:

    – рассматривает и утверждает совместно с учредителем изменения и дополнения, вносимые в устав предприятия;

    – определяет совместно с учредителем предприятия условия контракта при найме руководителя;

    – принимает решение о выделении из состава предприятия одного или нескольких структурных подразделений для создания нового предприятия;

    – участвует в решении вопроса об изменении формы собственности предприятия в соответствии и в пределах, установленных законодательством РФ.

    Порядок и формы осуществления полномочий трудового коллектива определяются в соответствии с законодательством РФ.

    Взаимоотношения трудового коллектива с работодателем, охрана труда, социальное развитие, участие работников в прибыли предприятия регулируются законодательством РФ.

    6. Понятие охраны труда, основные положения действующего законодательства Российской Федерации об охране труда

    Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Действие настоящего законодательства распространяется на:

    – работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

    – членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

    – студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;

    – военнослужащих, направляемых на работу в организации;

    – граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях. На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    Государственные нормативные требования охраны труда

    Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

    Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

    Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда

    Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машины, механизмы и другое производственное оборудование, технологические процессы должны соответствовать требованиям охраны труда.

    Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в части первой настоящей статьи проектов требованиям охраны труда.

    Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

    Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

    В случае использования новых или не применяемых в организации ранее вредных или опасных веществ работодатель обязан до начала использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.

    Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.

    Ответственность за нарушение требований охраны труда

    Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

    Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда

    Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной инспекции труда и ее территориальных органов при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда.

    studfiles.net

    Это интересно:

    • Ставки по водному налогу 2018 год Актуально на: 17 мая 2017 г. Налоговые ставки по водному налогу установлены Налоговым кодексом (ст. 333.12 НК РФ). Налоговые ставки водного налога устанавливаются по экономическим районам и бассейнам рек, озер, морей. Также размер ставки зависит от вида использования водного […]
    • Закон 52-оз статья 37 Закон Свердловской области от 14 июня 2005 г. N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" Закон Свердловской области от 14 июня 2005 г. N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" С изменениями и дополнениями […]
    • Приказ о домах офицеров ПРИКАЗ Минобороны РФ от 17.06.1997 n 235 О ДОМАХ ОФИЦЕРОВ, ОФИЦЕРСКИХ КЛУБАХ И КЛУБАХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДОМАХ ОФИЦЕРОВ И КЛУБАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ […]
    • Усн 6 с наемными работниками уменьшение налога Усн 6 с наемными работниками уменьшение налога Уведомление о переходе на УСН необходимо предоставить в ИФНС в течение 30 дней со дня регистрации ИП. Сдача отчетности в Инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС): 1) Декларацию по УСН в срок не позднее 30 апреля следующего года (1 раз в […]
    • Моральный ущерб с фирмы Моральный вред и защита деловой репутации: в каком случае юридические лица могут требовать компенсацию? 17 августа ВС РФ принял акт, который должен послужить судам ориентиром при рассмотрении дел о возмещении юридическим лицам морального вреда (Определение ВС РФ от 17 августа 2015 г. № […]
    • Статье 17 закона 212-фз Федеральный закон от 17.12.1999 N 212-ФЗ (ред. от 25.10.2007) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" 17 ноября 1999 года Статья 1. Внести в […]
    • Обзор верховного суда за 2005 "ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА IV КВАРТАЛ 2005 ГОДА" 1. Взыскание алиментов за прошедший период на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа. Определением областного […]
    • Закон рб 130-3 от 04012014 Закон РБ 130-З 04.01.2014 О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ января 2014 г. № 130-З О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь Принят Палатой представителей 16 декабря 2013 года Одобрен Советом […]