Анализ по законам хаммурапи

admin


ВАВИЛОНИЯ

Вавилония в XVIII в. до н. э.
Общая характеристика законов Хаммурапи

Естественно, что для Вавилонского государства стало неприемлемым древнее право Шумера, восходящее ещё к законодательной деятельности царей III династии Ура. Необходимость создания нового свода законов для своего государства сознавал уже второй царь I вавилонской династии — Сумулаилу, о законах которого упоминают документы его преемников.

Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Какое большое значение придавал Хаммурапи своей законодательной деятельности, видно уже из того, что он приступил к ней в самом начале своего правления; 2-й год его царствования назван годом, когда “он установил право стране”. Правда, этот ранний сборник законов не дошёл до нас; известные науке законы Хаммурапи относятся уже к концу его царствования.

Эти законы были увековечены на большом чёрном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображён царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”. Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. Среди них упоминаются города крайнего юга во главе с Ларсой, а также города по среднему течению Евфрата и Тигра — Мари, Ашшур, Ниневия и др. Следовательно, базальтовый столб с законами Хаммурапи был воздвигнут им уже после победы над Римсином и подчинения государств, расположенных по среднему течению Евфрата и Тигра, т. е. в начале 30-х годов его правления. Надо полагать, что копии законов были изготовлены для всех крупных городов его царства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением.

Памятник сохранился, в общем, хорошо. Лишь статьи последних столбцов лицевой стороны были стёрты. Очевидно, это было сделано по повелению эламского царя, перевёзшего после своего вторжения в Двуречье этот памятник из Вавилонии в Сузы, где он и был найден. На основании сохранившихся следов можно установить, что на выскобленном месте было начертано 35 статей, а всего в памятнике насчитывается 282 статьи. На основании различных копий, найденных в раскопанных древних библиотеках Ниневии, Ниппура, Вавилона и др., можно восстановить большую часть уничтоженных эламским завоевателем статей.

Законы Хаммурапи охватывают многочисленные правовые вопросы современного ему вавилонского общества.

Первые 5 статей (нумерация статей установлена современными учёными) посвящены вопросам судопроизводства.

Статьи 6—13 определяют наказание за кражу и указывают способы установления кражи.

Статьи 14—20 направлены против кражи детей и рабов и против укрывательства беглых рабов. Здесь же устанавливается размер награды за поимку беглого раба.

В статьях 21—25 рассматриваются разнообразные случаи грабежа.

Статьи 26—41 регулируют обязанности и права воинов, причём особенно детально разбираются вопросы их землевладения.

Статьи 42—47 определяют права и обязанности лиц, арендующих землю.

Следующие пять статей (48—52) устанавливают пределы права ростовщика на урожай заложенного ему поля.

Статьи 53—56 налагают кару за небрежное использование ирригационной сети.

Статьи 57—58 защищают владельцев полей от ущерба, наносимого стадами.

Статьи 59—66 решают различные вопросы, связанные с владением садами, в том числе и вопрос о праве ростовщика на урожай сада его должника.

Следующие статьи, содержавшиеся в разрушенных столбцах надписи, были посвящены отчасти вопросам владения домами и строительными участками, отчасти различным видам ростовщичества.

К ним примыкают статьи 100—107, говорящие о купцах — тамкарах и их помощниках.

Корчмы, являвшиеся вместе с тем и вертепами, рассматриваются в статьях 108—111.

Праву хранения и долговому праву, связанному с обеспечением займа личностью членов семьи должника, посвящены статьи 112—126.

Очень большое место (статьи 127—195) занимает семейное право.

Отдел, содержащий статьи 196—225, устанавливает размер кары за телесные повреждения.

Статьи 226 и 227 оберегают рабовладельца от умышленного уничтожения клейма на принадлежавшем ему рабе.

Вопросы, связанные с работой архитекторов и судостроителей, рассматривают статьи 228—235.

Разнообразные виды найма обстоятельно разобраны в статьях 236—277.

Заключительные статьи содержат постановления о рабах.

Законодательство Хаммурапи, как и законодательство Исина, Ларсы и Эшнунны, не содержит указаний на вмешательство богов. Исключение составляют лишь статьи 2 и 132, допускающие по отношению к человеку, обвинённому в колдовстве, или к замужней женщине, обвинённой в прелюбодеянии, применение так называемого “божьего суда”. К далёкому прошлому восходят постановления о каре за телесные повреждения согласно принципу “око за око, зуб за зуб”. Законодательство царя Хаммурапи расширило применение этого принципа и по отношению к врачу за повреждение при неудачной операции и к строителю за неудачную постройку; если, например, обрушившийся дом убивал хозяина, то умерщвлялся строитель, а если в этом случае погибал сын хозяина, то умерщвлялся сын строителя.

Законы царя Хаммурапи надлежит признать одним из самых значительных памятников правовой мысли древневосточного общества. Это первый известный нам во всемирной истории подробный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность, эксплуатацию человека человеком.

Изучение законов Хаммурапи в связи с сохранившимися царскими и частными письмами, а также частноправовыми документами того времени даёт возможность определить общественный строй Вавилонии, а вместе с тем и направление мероприятий царской власти, отражённых в этом законодательстве. В законах Хаммурапи отчётливо проступает классовый характер законодательства Вавилонского царства. Государство установлением суровых наказаний защищало рабовладельцев от “строптивого” раба. За телесное повреждение, причинённое чужому рабу, требовалось, как и по отношению к скоту, возмещение убытка его собственнику. Виновный в убийстве раба давал взамен его собственнику другого раба. Рабы, подобно скоту, могли продаваться без каких-либо ограничений. Семейное положение раба при этом не учитывалось. При продаже раба закон заботился лишь о том, чтобы охранить покупателя от обмана со стороны продавца. Законодательство защищало рабовладельцев от кражи рабов и от укрывательства беглых рабов. Смертная казнь грозила не только укравшему, но и укрывателю раба. Жестокая кара угрожала также за уничтожение знака рабства на рабе. В отдельной рабовладельческой семье обычно имелось от 2 до 5 рабов, но засвидетельствованы случаи, когда число рабов достигало нескольких десятков. Частноправовые документы говорят о самых различных сделках, связанных с рабами: купле, дарении, мене, найме и передаче по завещанию. Рабы пополнялись при Хаммурапи из числа “преступников”, из числа военнопленных, а также купленных в соседних областях. Средняя цена раба составляла 150—250 г серебра.

Источник: «Всемирная история» Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953.

ancient.gerodot.ru

NationsHistory

История наций и народов

Общая характеристика законов Хаммурапи

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления: это был год, когда царь «установил право стране». Эта кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

«Законы Хаммурапи» были найдены в 1901-1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) и хранятся Лувре. Черный базальтовый столб, на котором эти законы были высечены архаической клинописью, очевидно, был захвачен в качестве трофея эламитами. На верху лицевой стороны столба изображен царь, в молитвенной позе стоящий перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда, который, восседая на троне, вручает ему данные законы. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Далее царь перечисляет свои титулы, прославляет свое величие, отмечает благодеяния, которые были оказаны им городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые касаются уголовного права, судопроизводства, нарушения права собственности, прав воинов, права владения недвижимостью, торговли, залогового права, семейного права, членовредительства, работы зодчих и кораблестроителей, найма рабочей силы и рабства. В заключении царь перечисляет свой заслуги перед государством, призывает благословение на голову тех царей, которые будут выполнять законы и посылает грозные проклятья на тех, кто не будет их соблюдать или решиться их отменить.

Всего статей насчитывалось первоначально 282, но на найденном в Сузах столбе нашли до нас только 247; 35 статей, написанных на лицевой стороне столба, были выскоблены, вероятно, по приказу царя-победителя, который, возможно, собирался начертать здесь реляцию о своей победе. Недостающие статьи восстанавливаются на основе фрагметов глиняных табличек, найденных в Сузах и других местах, особенно в знаменитой библиотеке Ашшурбанапала. Кроме того в ряде мест найдены копии кодекса, которыми древневавилонские писцы и судьи пользовались в целях обучения, а также в судебной практике.

При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Язык законов – классический Вавилонский диалект аккадского. Введение и заключение составлены в ритмической форме.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты, и по своей категоричности они не предусматривают разнообразных явлений жизни.

Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от многих других кодификаций, характеризует почти полное отсутствие сакрально- религиозных мотивировок преступлений и религиозных санкций за их совершение.

Политика Фридриха II Штауфена
В 1212 г. папа Иннокентий III помог Фридриху II Штауфену занять германский престол. К этому времени немецкие князья настолько уже укрепили свою независимость, что не могло быть и речи о их реальном подчинении императорской власти. Поэтому Фридрих II (1212— 1250)—один из наиболее образованных монархов средневековья — подобных целей и не .

Итоги Второй Мировой войны и внешняя политика Великобритании
Предыстория внешнеполитической обстановки второй половины ХХ века, безусловно, находится в постверсальском глобальном мире, когда после мирного окончания Первой мировой войны бывшие союзники по Антанте усиленно начали, согласно терминологии Т.Гоббса, «взаимно вредить друг другу». В качестве одного из результатов военного противостояния .

Политика Штауфенов
После смерти Генриха V князья избрали королем герцога Саксонии Лотаря III (1125—1137). Не располагая достаточными силами, чтобы подчинить своей власти феодалов всей страны, этот король занимался преимущественно делами Саксонского герцогства, стараясь расширить его за счет захвата соседних славянских земель. Он выдал свою дочь за баварск .

www.nationshistory.ru

Суть «Законов Хаммурапи»

Кодекс Хаммурапи или Законы Хаммурапи – это один из древнейших сводов законов, дошедших до наших времен. Это кодекс законов старовавилонского периода (ХХ – ХVI вв. до н. э.). Приблизительно был составлен в средине XVIII века во время правления царя Хаммурапи.

Открытие свода законов

Английский археолог Генри Лэйард в 1853 году нашел глиняную табличку, где было написано имя царя Хаммурапи. Уже тогда ряд историков предположили, что на этой клинописной табличке написан свод законов – один первых сводов законов человеческой цивилизации.
Разгадать, что же было написано на этой табличке смогли лишь в 1881 году. Тогда стало известно, что Хаммурапи был не только тем царем, который объединил месопотамские государства в мощную цивилизацию, но и был великим законодателем.
В библиотеке царя Ашшурбанипала были найден еще свод законов, и историки долгое время считали, что именно его руке они и принадлежали, но дальнейшие исследования показали, что они принадлежат царю Хаммурапи.

Публикация древнего документа и его переводы

В конце XIX века начались раскопки французских археологов на территории Персии. Главным на этих раскопках был назначен известный египтолог по имени Жак де Морган. Он проводил раскопки на месте, где в эпоху Древней Месопотамии лежал город под названием Элам.
В 1901 году было сделано великое открытие – найдет столб (точнее один из его обломков), сделанный из черного камня. Совсем скоро были найдены еще два обломка столба. Сложив все его части, археологи увидели перед собой стелу с текстом. Для исследования этого памятника, его отправили в Лувр. В 1902 году удалось расшифровать название стелы – «Кодекс законов царя Вавилона – Хаммурапи». В конце 1902 года текст кодекса уже был переведен на множество европейских языков. В 1904 году появилось два русских перевода «Кодекса Хаммурапи».
Открытие этого документа было великим открытием, ведь тогда наиболее древними сводами законов считались римские и даже более поздние документы. Но теперь был найден документ, которому около 4 тыс. лет. Проанализировав документ, некоторые ученые пришли к выводу, что он является предшественников другого свода законов – «Законов Моисея».
Также данное открытие подтверждает тот факт, что некоторые предписания Библии попросту были скопированы с более ранних документов. Законы Хаммурапи повели много интересной и важной информации о экономике, праве, строении древнего общества Месопотамии. Многие историки называют Законы Хаммурапи не только один из важнейших документов Древнего Востоке, но и мировой истории в целом.

Суть законов Хаммурапи: основные положения

Сам документ – это стела высотой в 2, 25 метра с базальта. Вес этой стелы составляет целых 4 тонны. Как уже говорилось, законы были написаны в средине XVIII века до Рождества Христового – в последние годы царствования Хаммурапи.
Часть лицевой стороны и вся задняя часть стелы состоят из столбцов – законов. Читаются от вершины до ее основания. Столбы состоят из строк. На данный момент сохранилось 1638 строк, хотя изначально их было больше. Остальные были уничтожены в результате разрушения породы.
Интересно, но то как был написан весь текст, намекает на то, что он был поставлен не сколько для того, чтобы его могли прочитать (так как написан он был для этого мягко говоря – неудобно), а для того, чтобы продемонстрировать саму волю царя. Мощная стела говорила о том, что это свод законов и с ним нужно считаться. Для непосредственного применения законы Хаммурапи использовались с помощью глиняных табличек.
Схематически весь текст был разделен на 282 параграфа. Каждое словосочетание, которое начиналось со слова «если», считалось отдельным параграфом, то есть постановление – отдельный закон.
Законы Хаммурапи следует разделать на восемь различных групп:
• Отправление правосудия;
• Охрана имущества царских людей, общинников, храма и в конце концов, самого царя;
• Защита собственности, которую получили от царя за верную службу;
• Различные операции с недвижимостью;
• Коммерческие операции и торговля;
• Наследственное и семейное право;
• Преступления против людей;
• Коммерческие операции с движимым имуществом;
Документ также дает четкие данные о разделении общества. Следуя нему, оно делилось на три сословия: свободные общинники, царские люди и конечно же, рабы.
Конечно, можно еще долго говорить о каждой группе законов и на это ушло бы еще несколько часов, как минимум. Но пришло время сделать выводы.
Законы Хаммурапи, как мы узнали – один из важнейших правовых документов в мировой истории. И даже более того, он скорее всего – первый правовой документ. Его роль огромная: он позволяет понять, что же из себя представляло общество Месопотамии, какими законами они руководились, какие роли были отведены каждому сословию и тому подобное.

www.istmira.com

Общие особенности законодательства древневосточных цивилизаций

Факторы, повлиявшие на формирование древневосточного законодательства. Анализ законов Хаммурапи, Среднеассирийских и Хеттских законов. Семейное право в законах Хаммурапи, Среднеассирийских и Хеттских законах. Право наследования и брачно-семейное право.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Социально-политический строй Древне-Вавилонского государства. Текст Законов Хаммурапи. Право собственности, обязательственное и гражданское право. Семейное право, семейно-брачные отношения и наследование. Уголовное право и процесс по Законам Хаммурапи.

реферат [25,6 K], добавлен 27.11.2012

История Вавилона того времени. История нахождения «Кодекса Хаммурапи». Судебники — первые законы. Законы Хаммурапи — шестого царя первой вавилонской династии. Структура судебника. Брачно-семейное право. Наследственное право.

реферат [20,0 K], добавлен 07.12.2006

Источники права стран Древнего Востока. Характеристика «Законов Хаммурапи». Социальная структура и правовое положение основных групп населения по ним. Брачно-семейное право, преступления, наказания, суд и процесс. Золотая булла 1356 г. Саксонское зерцало.

контрольная работа [39,1 K], добавлен 17.06.2016

Законность брака в Вавилоне определялась по соблюдению особых юридических формальностей. Законы Хаммурапи и вопрос об имущественных отношениях между супругами. Заключительные требования «Законов Хаммурапи». Характеристика Вестминстерского статута.

контрольная работа [37,1 K], добавлен 13.10.2010

Государственный строй Вавилона. История создания и особенности Законов Хаммурапи, характеристика права Вавилона с их позиции. Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений, уголовное право. Осуждение всего, что нарушало целостность семьи.

реферат [62,5 K], добавлен 19.10.2012

Общая характеристика законника Хаммурапи и законов Ману. Изучение норм Законника, регулирующих отношения собственности, брачно-семейные и обязательственные отношения. Уголовное право и уголовный процесс, преступление и гражданское правонарушение.

курсовая работа [43,9 K], добавлен 26.06.2012

Законы Хаммурапи как свод законов рабовладельческого государства. Основные черты рабовладельческого права по законам Хаммурапи. Система «разделения властей» и система «сдержек и противовесов» по Конституции США 1797 г. Особенности Билля о правах 1791 г.

контрольная работа [22,1 K], добавлен 06.10.2011

Сущность понятия «право» — системы установленных государством общеобязательных правил поведения, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Правовые особенности свода законов Хаммурапи. Конституция — основной закон государства.

творческая работа [23,5 K], добавлен 28.11.2010

Теоретический анализ важнейших памятников права стран Древнего Востока. Характеристика социальных и брачных отношений, указанных в Законах Хаммурапи. Изучение свода законов Ману, как произведения древнеиндийского права. Демократия и право античной Греции.

реферат [32,2 K], добавлен 25.05.2010

Законы царя Хаммурапи. Регулирование имущественных отношений, купли, аренды. Брачно-семейные отношения и наследование. Уголовные преступления и наказания. Источники древнего индийского права. Особенности Законов Ману и Хаммурапи, их сходства и различия.

презентация [368,0 K], добавлен 27.11.2014

revolution.allbest.ru

Анализ по законам хаммурапи

В прологе к своим «Законам» Хаммурапи дает оценку себе как властителю, широко используя при этом мифологические образы и высокие эпитеты. Студенты должны попытаться разъ­яснить смысл этих образов и эпитетов, показав, какие идеоло­гические концепции о сущности государственной власти и ее функциях в обществе выражает пролог.

После этого рекомендуется обратиться к эпилогу «Законов», поскольку в нем развиваются идеи, провозглашенные в проло­ге. При анализе содержания эпилога особое внимание следует уделить той характеристике, которую Хаммурапи дает здесь своим «Законам». Слова Хаммурапи, приводимые в эпилоге, сви­детельствуют о том, что его решение начертать текст «Законов» на стеле не было случайным — оно было продиктовано совершенно определенными представлениями вавилонского правите­ля о сущности своих «Законов», об их роли в общественной жиз­ни. Студенты должны рассказать, в чем заключается суть этих представлений.

Обращаясь к основному тексту «Зшсоиои Хаммурапи», не­обходимо в первую очередь ответить ни вопрос, есть ли в нем ка­кой-нибудь порядок в расположении правовых норм. Если поря­док все же обнаруживается, то каков он? Далее необходимо ос­тановиться на вопросе о происхождении этих норм, а именно: являются ли они записью обычаев, судебных решений или же их источник — воля исключительно одного Хаммурапи, возжелав­шего по-своему переустроить общественные отношения в Вави­лоне.

Свои «Законы» Хаммурапи представляет в прологе и эпи­логе к ним как воплощение справедливости. Студенты должны определить при анализе их основного текста, чем является та­кая характеристика «Законов» — просто идеологическим мифом или же отражением реальности. Что такое справедливость в понимании Хаммурапи? Действительно ли содержание «Законов Хаммурапи» пронизано началами справедливости?

Общая характеристика любого правового памятника пред­полагает, помимо прочего, характеристику его правовых норм. Рассматривая основной текст «Законов Хаммурапи», необходимо обратить внимание на форму их изложения. Какова она — ка­зуистична или абстрактна? Используются ли в данном правовом памятнике при изложении норм какие-либо абстрактные юри­дические понятия?

Для древневосточных обществ закономерностью является тесная связь правовой культуры с религией. Обнаруживается ли влияние религии на правовые нормы в «Законах Хаммурапи»? Если да, то в чем выражается это влияние? Каков его характер?

После ответа на указанные вопросы можно предпринять по­пытку определить, основываясь строго на тексте «Законов Хам­мурапи», юридическую природу данного памятника, настоящую цель его создания.

Второй вопрос. При обсуждении этого вопроса на семинар­ском занятии необходимо в первую очередь

назвать те социальные группы, статус которых юридически оформляется в «Законах Хаммурапи». Сделать это не просто. Для обозначения различных групп населения в переводах тек­ста «Законов» на русский язык широко используются термины языка оригинала, такие как, например: «редум», «баирум», «там-кар», «мушкенум» и др. При этом в самих «Законах» не дается специальных определений данных терминов. К тому же многие из них употребляются редко — не более чем в трех-четырех статьях. Поэтому подлинное их значение не может быть уста­новлено в полном объеме. Однако с учетом контекста, в котором применяются указанные термины, а также с помощью сравни­тельного метода вполне можно установить, какую категорию на­селения каждый из них обозначает. По роду занятий это могут быть землевладельцы, купцы или же государственные служа­щие, жрецы; по месту в общественной иерархии — высшие или низшие классы.

Особое внимание следует обратить на термин «человек», ис­пользуемый в русском переводе текста «Законов Хаммурапи». Данный термин выступает здесь, по меньшей мере, в трех зна­чениях. В большинстве статей он обозначает лично свободного общинника, владельца земельным участком, способного покупать серебро, золото, рабов, домашний скот. Это первое значение тер­мина «человек». В некоторых статьях он равнозначен термину «физическое лицо», обозначая человека, индивида как такового. Это его второе значение. И, наконец, в ряде случаев термином «человек» называется представитель определенной социальной группы. В этих случаях он противопоставляется члену другой социальной группы, состоящей из мушкенумов. Таково третье значение рассматриваемого термина. Студенты должны отыс­кать в тексте «Законов Хаммурапи» статьи, показывающие каж­дое из указанных трех значений термина «человек».

Рассматривая правовой статус таких социальных групп, как редумы, тамкары и мушкенумы, необходимо обратить внимание на их обязанности по отношению к государству. Характер воз­ложенных на них повинностей в пользу государства во многом определял и характер их правового статуса, место в обществен­ной иерархии. Студенты должны привести конкретные статьи «Законов Хаммурапи», иллюстрирующие отмеченную законо­мерность.

Наиболее отчетливо различия в правовом положении соци­альных групп вавилонского общества проявляются в статьях «Законов», определяющих наказания за те или иные преступле­ния. Студенты должны найти эти статьи и на конкретных при­мерах показать суть указанных различий.

Лица, относящиеся к группе несвободного населения, в рус­ском переводе текста «Законов Хаммурапи» именуются рабами. При анализе норм, закрепляющих правовой статус данной со­циальной группы, следует учесть, что в «Законах» говорится о различных категориях рабов. Студенты должны назвать эти ка­тегории и при этом определить, существуют ли какие-либо раз-линия в их правовом положении. Если да, то между какими ка­тегориями рабов, и в чем заключаются эти различия»

При описании правового положении рабов необходимо об­ратить внимание на следующие статьи «бакшиш Хаммураппи»: 7, 171, 175, 176, 199 и 247, 205, 213, 214, 2;И, 21.1 и 282, 278 282. Какие выводы о правовом положении paбов можно сделать из содержания указанных статей?

Третий вопрос. Нормы брачно-семейного права занимают в «Законах Хаммурапи» почти четвертую часть основного текста. Они расположены здесь компактно со 12Я-ой по 193 статью. К сфере брачно-семейпого права можно отнести также статьи 194 и 195 рассматриваемого сборника, хоти зафиксированные здесь нормы имеют одновременно ярко выраженный уголовно-правовой характер, поскольку в них идет речь о пре­ступлениях и наказаниях за преступления. Уголовно-правовы­ми по своему характеру являются и другие статьи указанной части «Законов» — они также посвящены преступлениям и на­казаниям. Их присутствие в группе норм брачно-семейного пра­ва свидетельствует о том, что в вавилонском обществе предпри­нимались особые меры по защите устоев семьи.

«Законы Хаммурапи» выражают определенные представле­ния о природе и цели брака. Как можно определить юридичес­кую природу и цель брака по нормам рассматриваемого право­вого памятника? Нормы «Законов Хаммурапи» устанавливают, что заключенный брак будет действительным лишь при соблю­дении определенных условий. Какие это условия? При каких обстоятельствах возможен развод супругов?

После ответа на указанные вопросы следует, основываясь на конкретных статьях «Законов Хаммурапи», определить права и обязанности супругов. При этом в оценке правового положе­ния мужа и жены необходимо избегать односторонности. К при­меру, описывая статус замужней женщины, необходимо специ­ально остановиться на предусмотренных для нее нормами «За­конов» гарантиях материального содержания. Студенты должны выявить эти нормы в тексте изучаемого правового памятника.

При анализе имущественных прав и обязанностей супругов следует обратить внимание на статьи 159—164, в которых идет речь о брачном выкупе и приданом супруги, а также на статью 150, где говорится об имуществе, перешедшем от мужа к жене по договору дарения. Какова юридическая природа этих катего­рий имущества? Как меняется статус приданого в различных обстоятельствах? «Законы Хаммурапи» содержат также нормы, регулирую­щие взаимоотношения родителей и детей. Эти нормы ограничи­вают власть родителей над детьми. В чем состоят данные огра­ничения?

Каково правовое положение приемных детей по «Законам Хаммурапи»?

К нормам, регулирующим взаимоотношения родителей и детей, тесно примыкают правила наследования детьми имуще­ства их отца. Какой порядок наследования имущества родите­лей детьми устанавливают «Законы Хаммурапи»? Может ли отец отстранить сына от наследования семейного имущества?

Четвертый вопрос. Институты вещного права — это в первую очередь институты права собственности, владения или держания, то есть совокупности правовых норм, закрепляющих те или иные вещи во власти ка­кого-либо субъекта права — будь это отдельный индивид или объединение индивидов (корпорация, товарищество, община).

В Вавилоне, как и во всех других древних странах, главной вещью, составлявшей фундамент благосостояния индивида, се­мьи и общества в целом, выступала земля. В силу такого свое­го значения земельные участки становились объектом сложней­ших правоотношений, в которых вещные права индивида опре­делялись во многом в зависимости от его места в общественной иерархии, они тесно переплетались с личными его повинностями в пользу государства или общины.

Содержание «Законов Хаммурапи» ясно свидетельствует о том, что земельные участки являлись в вавилонском обществе предметом гражданского оборота — они могли продаваться, сда­ваться в аренду, обмениваться, передаваться по наследству, быть предметом залога (см., например: ст. 39—42). Следователь­но, здесь был вполне развит институт права собственности на землю. Вместе с тем, однако, осуществление этого права имело некоторые правовые ограничения. Студенты должны вниматель­но прочитать статьи «Законов Хаммурапи», в которых идет речь о земельных участках, и найти указанные ограничения. Необхо­димо четко определить те условия, при которых по «Законам Хаммурапи» можно было совершить куплю-продажу земли, сдать земельный участок в аренду, сделать его предметом дого­вора мены, передать по наследству, отдать в залог.

Текст изучаемого правового памятника показывает, что земля могла быть объектом не только права собственности, но и других вещных прав. Студенты должны самостоятельно определить характер этих прав. Особое внимание следует при этом уделить институту служебного держания — нормам, которые устанавливали вещные права на земельные участки, получен­ные от правителя за государственную службу. «Законы Хаммурапи» зафиксировали несколько разновидностей таких вещных прав, которым сопутствует обязанность нести государственную службу. Какие разновидности института служебного держания можно обнаружить в тексте «Законов»? Что они собой представ­ляют и чем друг от друга отличаются?

Помимо земельных участков, объектом права собственнос­ти, служебного держания и других вещных прав по «Законам Хаммурапи» могли выступать также иные материальные пред­меты (дом, сад, скот, рабы, драгоценные металлы, продукты и т. д.). Студенты должны проанализировать конкретные статьи, в которых идет речь о вещных правах на эти предметы, и сде­лать соответствующие выводы.

После рассмотрения всего комплекса норм «Законов Хам­мурапи», закрепляющих те или иные материальные предметы во власти индивида, общины или правителя, следует перейти к анализу статей, в которых идет речь о договорах. В первую оче­редь необходимо установить, какие виды договоров нашли свое отражение в тексте изучаемого правового памятника. Затем сту­денты должны дать описание условий тех договоров, которые упоминаются здесь наиболее часто. К их числу относятся дого­вор купли-продажи, аренды, найма, займа, хранения и др. «За­коны Хаммурапи» показывают, что государственная власть ши­роко вмешивалась в договорные отношения частных лиц, огра­ничивая их свободу в выборе условий договоров определенны­ми рамками. В чем конкретно проявлялось вмешательство госу­дарства в указанную сферу?

Какие правила устанавливаются в рассматриваемом право­вом памятнике относительно договора купли-продажи?

«Законы Хаммурапи» предусматривают не только имуще­ственную, но и личную ответственность должника перед креди­тором. В чем заключалась указанная ответственность? Вместе с тем, нормы «Законов» содержат определенные ограничения вла­сти кредитора над должником. В чем состоит суть этих ограни­чений?

Какие правила устанавливаются относительно договора аренды? Какими правами обладает арендатор? В чем состоят его обязанности?

Как регулируется договор найма? Какими правами обладает наемный работник? Каковы его обязанности? Какие правила установлены в «Законах Хаммурапи» отно­сительно договора хранения? При каких условиях данный дого­вор считается юридически действительным?

Пятый вопрос. Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует иметь в виду, что в «Законах Хам­мурапи» отсутствует строгая грань между уголовным преступ­лением и гражданским правонарушением. Под преступлением здесь понимается, как правило, действие, причинившее тот или иной материальный ущерб — будь то: кража или нанесение те­лесного увечья. Соответственно наказание выступает часто в форме возмещения причиненного материального ущерба. Сту­денты должны привести конкретные статьи «Законов», отража­ющие такое понимание преступления и наказания.

После этого необходимо остановиться на конкретных видах преступлений и наказаний, встречающихся в тексте изучаемого правового памятника.

Особое внимание при изучении рассматриваемого вопроса следует уделить факторам, определяющим назначение того или иного наказания. Студенты должны установить, учитывается ли при этом «Законами Хаммурапи» фактор вины правонарушите­ля, различаются ли между собой умышленные и неосторожные преступления, выделяются ли различные стадии совершения преступления, формы соучастия в преступном деянии. Необхо­димо также определить, какое влияние на назначение наказания оказывает принадлежность преступника и потерпевшего к той или иной социальной группе.

«Законы Хаммурапи» знают принцип талиона при назначе­нии наказания. В чем смысл, данного принципа. Каковы его до­стоинства и недостатки? В каких случаях он применяется по «Законам Хаммурапи»? Можно ли считать принципом талиона принцип, примененный при назначении наказания в ст. 230 «За­конов»?

Шестой вопрос «Законы Хаммурапи» мало говорят о суде и судебном процессе — им посвящено не бо­лее десяти статей (3—5, 9—13). Тем не менее, по содержанию этих статей можно сделать ряд выводов относительно характера вавилонского суда и судебного процесса. В частности, можно утверждать, что помимо суда, отправлявшегося правителем в его дворце, в вавилонском обществе времен Хаммурапи суще­ствовали судебные органы и более низкого уровня. Судей мог­ли снять с должности за нарушение правил судопроизводства. Текст «Законов Хаммурапи» зафиксировал порядок привода

ответчика и свидетелей в суд, различные способы доказывания тех или иных фактов сторонами судебного процесса. Студенты должны описать эти аспекты судебного процесса на основании соответствующих статей правового памятника.

Статья 2 «Законов Хаммурапи» содержит описание так на­зываемого «божьего суда». В чем состоит цель и смысл такого «суда»?

studfiles.net

Это интересно:

  • Дача взятки состав и виды этого преступления Дача взятки состав и виды этого преступления Статья 291 УК. Дача взятки 1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за […]
  • Сколько получают пенсию на 3 группе Пенсия по инвалидности 3 группы в 2018 году Те граждане, кто в силу состояния своего здоровья, не может боле трудиться по своей профессии, но способен выполнять другую, более простую работу либо работать по своей первоначальной специальности, но в облегченном режиме, относятся к III […]
  • Копия заявлений в школу Образец заявления на работу в школу Неплохой шаблон документа послужит, чтобы сохранить время для тщательной обработки бумаги. Важные документы имеют критичные поля для данных. Чтобы заполнить их правильно требуется рассмотреть принцип. Проще всего сделать это прочитав шаблон, […]
  • Наследование rh-фактора Как наследуется резус-фактор? В ожидании появления маленького чуда в доме, будущие родители начинают задумываться о том, на кого малыш будет похож, какого цвета у него будут глаза, и чью группу крови будущий малыш унаследует. Процесс генетического наследования уникальный и удивительный, […]
  • Нотариус на дом в вологде Нотариусы в Вологде Объявления в Вологде Нотариальные конторы в Вологде Предшественников современных нотариусов можно было встретить в древнем Египте, Греции и Риме. Правда, назывались профессии этих чиновников иначе, но суть деятельности была приблизительно такая же, как и у […]
  • Гарантии прав кредиторов при брачном договоре Гарантии прав кредиторов при брачном договоре ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К СЕМЕЙНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ" Раздел III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 марта 2010 […]
  • Правила устройства и эксплуатации технологических трубопроводов ПБ 03-585-03. Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов. Постановление Госгортехнадзора РФ от 10 июня 2003 г. N 80"Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатациитехнологических трубопроводов" Госгортехнадзор России постановляет:1. Утвердить […]
  • Начисление административного штрафа проводки На организацию наложен штраф по ст. 19.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Постановление по делу об административном правонарушении датировано сентябрем 2012 года (III квартал), а в бухгалтерию оно поступило после сдачи бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2012 года. […]