Школьная форма закон об образовании

admin

Школьная форма: все «за» и «против»

Для системы образования России 2013 год стал настоящим потрясением: мало того, что вступил в силу новый закон «Об образовании», который, кстати, можно смело назвать одним из самых скандальных (не ругал и не обсуждал его только ленивый), так еще и в школах снова ввели школьную форму. И если обсуждение и критика закона «Об образовании» несколько стихли, то споры вокруг школьной формы не утихают до сих пор.

Для системы образования России 2013 год стал настоящим потрясением: мало того, что вступил в силу новый закон «Об образовании», который, кстати, можно смело назвать одним из самых скандальных (не ругал и не обсуждал его только ленивый), так еще и в школах снова ввели школьную форму. И если обсуждение и критика закона «Об образовании» несколько стихли, то споры вокруг школьной формы не утихают до сих пор.

Предлагаем Вам подборку наиболее весомых аргументов, которые выдвигаются как со стороны сторонников спецодежды для школьников, так и со стороны ее ярых критиков.

Предистория спора

Внешний вид человека (а значит и его одежда) выступает как определенный показатель его принадлежности к какой-либо группе социума. Именно одежда визуально указывает на профессию. Допустим, у врача — это белый халат, у милиционера — форменная одежда. При этом абсолютно никто не выступает против ношения спецодежды. Поэтому возникает вполне резонный вопрос: а почему с помощью школьной формы нельзя выделить учеников общеобразовательный учреждений?

Ведь многие забывают, что в дореволюционные времена гимназическая форма была необходимым атрибутом ученика. Ее носили не только в стенах учебного заведения, но и за его пределами. Форма выступала в качестве знака важности, культурности, благонравия. Эту же функцию выполняла и более привычная большинству из нас школьная форма советского типа. Подчеркнем, школьная форма не уравнивала детей, поскольку даже в советское время существовало несколько вариантов школьной формы, а позволяла выделить школьников, как отдельное сообщество.

Аргументы противников школьной формы

Те, кто выступает против введения школьной формы, утверждают, что специальная одежда для школьников мешает детям проявлять свою индивидуальность. Среди основных утверждений критиков можно выделить такие наиболее яркие высказывания, как: «Это анахронизм. Форма была в советских школах, а сегодня не актуальна, потому что не нужно всех уравнивать», «Форма в школах — это наказание для многих детей! По большей части она не комфортна, не красива, и не качественна», «Является довольно затратной вещью из-за быстрого роста детей. При этом, цена абсолютно не соответствует качеству».

То есть, основным доводом противников школьной формы является то, что она будет мешать самовыражению учеников (качество, стоимость и комфортность школьной формы мы опустим, поскольку выбор фасона, цвета, материала и т.д. во многом зависит от родителей, а потому может варьироваться).

Не спорим, самовыражение в одежде — вещь не только хорошая, но и нужная. Однако не стоит забывать и о чувстве меры. Например, одной из негласных проблем многих общеобразовательных школ является внешний вид подростковых неформальных групп, а именно — их своеобразная одежда и специальная атрибутика. Молодые люди активно пользуются правом выбора одежды и демонстрируют свою принадлежность к той или иной группе. Причем иногда эта демонстрация доходит до абсурда: ученик может позволить себе прийти на урок в цепях, неумытый и не расчесанный.

Специалисты уверены, что эксцентричный внешний вид школьников – это скорее протест, чем самовыражение. А ведь в школу приходят получать знания, а не протестовать. Четко определить время для проявления протестов и получения знаний как раз и помогает школьная форма.

Аргументы сторонников школьной формы

Теперь рассмотрим основные аргументы противоположной стороны, а именно сторонников формы для учеников. Они уверены, что в школе самое главное — учебный процесс. Если дети перестанут отвлекаться на внешний вид, то все их внимание будет направлено на достижение успехов в учебе. Вот что говорят родители, ратующие за введение школьной формы: «Это хорошо, что есть школьная форма. Моя дочурка не затрачивает свое время на выбор наряда перед тем, как идти на учебу», «Я считаю, форма помогает сосредотачиваться на учебе».

Утверждение, что форма организовывает детей, конечно, справедливо. Но стоит сделать небольшие оговорки. Введение одной лишь школьной формы на дисциплину целиком никак не повлияет, а когда форма выступает в комплексной системе работы с ребятами — это уже довольно действенный способ настроить учеников на учебный процесс.

Также сторонники школьной формы убеждены, что спецодежда для школьников особенно важную роль играет в жизни учащихся начальных классов. Для ребенка школа — особенное место, к которому необходимо специальное отношение, специальное поведение и специальная одежда. Школьная форма помогает сформировать внутреннее понимание ребенка того, что он — ученик. А поскольку школьная форма в данном случае выступает в качестве одного из показателей принадлежности к взрослой школьной жизни, младшеклассники носят ее с большим удовольствием.

Вместо заключения

Ошибочно полагать, что задача школьной формы — сгладить материальное неравенство детей. Если следовать такой идее, то стоит запретить и разноцветные ручки, и сотовые телефоны, и украшения. Школьная форма наделена скорее символической функцией, позволяющей выделить период обучения в школе, как один из самых важных и значимых периодов в жизни каждого человека.

Противникам школьной формы хочется сказать, что школьная форма ни в коей мере не препятствует самовыражению ученика (тем более, что каких-то строгих ограничений по фасону, цвету или комплектности сегодня не существует). Просто у него появится возможность проявить свою индивидуальность не посредством одежды. а через собственные достижения в учебе.

fulledu.ru

Закон о введении школьной формы от 2016 года

Какой будет единая школьная форма

Комментарии:

Могу ли отказаться от единой формы в школе, если есть возможность приобрести её по цене ниже, чем предлагают поставщики.

Вот только не понятно, как будут обеспечиваться школьной формой дети из многодетных или малоимущих семей?

Господи отмените вы эти кружева и стразы на школьной одежде

Почему нельзя одевать шорты мальчикам ?

Опять под одну гребёнку.
Ну это тоже вечно не продлится… Любое навязанное действие люди терпят некоторе время, а потом скидывают с себя резко, в виде революции или чего-то подобного.

Почему администрация школы требует приобретать форму именно в единого производителя, мы же можем пошить из подобного материала то же,но в разы дешевле?

У нас в школе в прошлом году была форма: пиджак, юбка, белая блузка, зимой брюки. В этом году : черное платье, белый и черный фартук. Если девочка приходит в юбке и пиджаке — ругают, оставляют мыть полы в классе. У меня ощущение, что попала в прошлый век. Что делать с бюрократией в школе?

Сейчас похолодало. Учитель говорит: -Носите теплые колготки, гамаши, ретузы, что угодно, но с школьным платьем. Была на классном собрании. Родители в ужасе. С классным руководителем разговаривать бесполезно. Завтра идём к директору…

Конечно, опять делают стадо овец, как написано в комменте выше. Задолбали

Школьная форма — это унизительно. Это нарушение гарантированного ребёнку права на свободу творчества и самовыражения.

Школьная форма — это замечательно! Теперь дети больше времени будут уделять образованию, а не смотреть, кто в чем, сегодня пришел. Еще бы учителей в форму одели! Форму УЧИТЕЛЯМ.

Согласна с Анной и Юрием. Однако, если будет разрешен деловой стиль, или же форма, как в Японии, то не так уж это будет и унизительно. В нашей школе есть форма, но она делового покроя, а девочки, они выдумщицы, всегда с ней что-либо сделают.))

ЕЩЕ БЫ ВЫДЕЛЯЛИСЬ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА НА ШКОЛЬНУЮ ФОРМУ ИЗ БЮДЖЕТА, ХОТЯ БЫ 20 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ.ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВВОДИТЬ ШКОЛЬНУЮ ФОРМУ СПРОСИТЬ НАДО У РОДИТЕЛЕЙ, ЕСЛИ У НИХ НА НЕЕ СРЕДСТВА? В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ, ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА ВСЯ ДАТИРОВАЛАСЬ И СТОИЛА КОПЕЙКИ. А СЕЙЧАС, ЧТОБЫ ОДЕТЬ РЕБЕНКА В ШКОЛУ НУЖНО ВСЕЙ СЕМЬЕ ОТКАЗЫВАТЬ СЕБЕ В САМОМ НЕОБХОДИМОМ!

Ирина,по вашему,форма что-то меняет?!
Это все от самого ребенка зависит и от желания учиться,а не от одежды…
Мне кажется,что было бы лучше если носили одежду нейтральных цветов.
Например,мне уже надоели придирки учителей,если они увидят рисунок на кофте или же если рубашка не белого цвета ,а бежевого…Это уже слишком!
Почему-то все говорят,что не нужно бояться выражать свою точку зрения,не нужно бояться быть самим собой и т.п.
А сами с самого детства детей загоняют в определенные рамки…Зря это все…

Школьная форма конечно же хорошо, это не нарушение гарантированного ребёнку права на свободу творчества и самовыражения, так как школа, это своеобразная работа для ребёнка, если Вы работник гос. учреждения, разве Вы ходите на работу в чём попало? Нет, Вы ходите в том, что принято в данном учреждении, так в чём тут то проблема?? Единственную проблему, которую я вижу, это отсутствие дотаций со стороны государства, так как школы всё же государственные учреждения и не у всех родителей существуют средства на покупку формы (иной раз 3-4 раза в год).

Вчем принято ходить на заседание суда прокурору (явилась как на пляж в шотрах,топике и сланцах),а вы про гос. учереждения говорите, учителя сами ходят в чем попало, а от детей требуют форму. Дети тоже не стадо баранов и все видят, а потом задают вопросы почему учительница ходит в брюках, а им нельзя. Я против конкретной школьной формы, я за деловой стиль одежды.

На форму нужны деньги, а на другую одежду, в которой ходят дети в школу не надо разве денег, они же , дети, не в трусах ходят. А самовыражаться нужно в творчестве, учёбе, в спорте, а не в тряпках. Если девушка пришла в школу в чулках в клетку и в кожаных шортах, на каблуках 14 см. вот это самовыражение. Да ей уже не до учёбы

я читаю и глазам не верю. Ведь мы родители — это поколение, которое так рвалось прочь от этих штампов. мы бунтовали, писали письма об отмене школьной формы и ходили в школу через туалет на первом этаже, чтобы обойти завуча на входе! У вас всех что не так было? Юлия, в гос учреждения действительно ходят в определенной одежде, но это с нашими детьми случится позже, когда они вырастут и выберут сферу деятельности. А представьте как это может травмировать детей творческого склада, которые пойдут в творческие профессии, пойдут в те сферы, где нет дресскода, получается мы их ужимаем с самого детства. Цель -стереть неравенство!! Какое лицемерие. Ведь дети крутых чиновников и бизнесменов все равно нке учатся в обычных школах. И в наши времена форма эту проблему не решала, все равно все знали , что Машенько дочка директора мясокомбината, а Катенька -медсестры и поликлиники, потому что есть еще обувь, сумки, куртки, косметика и т.д., а главное отношение учителей -вот над чем надо работать. Цель всей этой программы обеспечить заказами неконкурентную и чахлую легкую промышленность. Включите здравый смысл. Дети должны самовыражаться, это всегда вызывает некоторый протест у взрослых, но это закон жизни. и чем больше вы будете давить тем больше дети будут сопротивляться. Вот так и возникают непоправимые конфликты и непонимание. Вспомните себя, услышьте своих детей. Нам сказали и мы опять все как бараны пошли выполнять.

привет всем! я присоединяюсь к Марине и Юле. в нашем например регионе очень много семей многодетных и малообеспеченных, даже есть крайне бедные!! Мое мнение-пусть лицеи гимназии носят свои фирменные одежды

«Одежда учащихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим нормам, месту проведения занятий, погоде, температурному режиму помещения. Стиль одежды – общепринятый деловой. Форма для школьников должна носить светский характер. Недопустима одежда, обувь и аксессуары с травмирующей фурнитурой, неформальной символикой, пропагандирующей противоправное поведение и употребление психоактивных веществ.»

С этим я бы согласилась. Но ведь на деле начинаются «извращения» с цветом и формой. Можно только отнотонные пастельных тонов блуз и рубанки. Мальчик пришел в костюме с рубашкой темно-вишневого цвета — нельзя такой цвет. Девочка пришла в костюме с блузкой мятного цвета — нельзя. В мелкую клетку нельзя, в мелкий рисунок — нельзя. БРЕД. от школы уже тошнит.
Давайте и учителей тоже «нарядим» в эту форму. Мы же посещаем одно учреждение, все должны быть равны.

Пусть учителя начнут с себя и оденутся согласно этикету: белый верх, темный низ.
Тогда и будет порядок.

А у нас требуют ходить только в телесных колготках девочкам! Мол , по Уставу школы так положено такой бред!

уважаемые родители! Я работаю в школе и являюсь тем самым учителем о котором вы все в основном позволяете себе высказываться не то что неуважительно, а с пренебрежением. Я за то, чтобы ваши дети ходили в одежде делового стиля, т.к. часто мы наблюдаем их в непотребном виде. Грязные, мятые т.п. Научитесь уважать тех, кто проводит больше времени с вашими детьми, чем вы. Мы все разные, но не забывайте, что вы тоже не ангелы. А форма должна быть, она дисциплинирует и не отвлекает от учебы.

Школьная форма в принципе бред! Зачем это надо? Какая разница в чем дети ходят, главно чтобы учились! Моей дочери классная руководительница запрещает ходить в брюках ходить в брюках!Зимой. В -30°C!Совсем с ума по сходили.

Пока взрослые кошельками соревнуются, рассуждая о самовыражении, дети страдают от социального неравенства, вы у детей спросите. Главное что бы форма была не Китайская или Киргизская дешёвка, как большинство населения сейчас одета, думая что они покупали приличные вещи. А самовыражение в старших классах выглядит вульгарней девок на панели.

государство вечно какую то чушь придумывает, раз ввели форму то выдавайте на нее средства или саму форму, а то ввели, а родители хоть воровать иди чтобы ее потом купить.

У нас учителя говорят об этом законе, хотя в школе даже не утверждено никакого нормативно-правогого акта о форме!

Здравствуйте, участники дискуссии! Давайте попробуем разобраться без отвращения к школе. Ведь каждый из вас стал тем, кем стал, только благодаря школе.Введение формы — это не возвращение в стадо, это, если хотите, способ дисциплинирования, которых не так уж и много в арсенале школы. Любой психолог скажет, что вольная (а не деловая) одежда расслабляет, что яркие цвета являются раздражителями и негативно влияют на психику человека, занятого умственным трудом (а что делают дети в школе?), не нужно забывать и об ограничениях, связанных с возрастом тех, для кого вводится форма. ну, ведь пока всё так?!

Я продолжу. Разве в школе главное — форма? Отпустите эту «проблему», вам же станет легче, и дети не будут жить в школе с ПОСТОЯННЫМ негативом. Здоровье своих детей поберегите, ведь все болезни от нервов. А вы задумывались об этой стороне вопроса? Пока вы со мной согласны? Всё логично?

Далее. Наблюдения показывают, что почему-то болезненнее реагируют на форму родители, а уж потом это передаётся детям. Так родители толкают своих чад на путь нарушения положений школьного Устава, являющихся для ученика данной школы Законом. А потом сетуем на неисполнение Законов в обществе. А кто получается виноватым?! Вот вам что такое форма.
А ещё: как правило, родители, которых волнует образование и успешность ребёнка, о форме и не думают, они вместе с ним живут интересной школьной жизнью (а детям в школе интересно, даже если учёба даётся с трудом), помогают ему в учёбе, дружат с его друзьями и УВАЖАЮТ учителей, без которых в мире не было бы ни одной профессии… Да, я уже более 40 лет работаю учителем, люблю свою работу и детей. И очень меня расстраивают подобные высказывания из уст моих выпускников (А ведь многие из вас по возрасту годятся…)

И немного в заключение. Со стороны: А если ребёнок творческий, то каково ему в форме? а кроме риторики — каково? (Вы были маленькие и глупые, вот и лазили через туалет, но опять же не надо так о целом поколении-то). Дайте денег на форму! — Но ведь не форму вы покупаете, тоже недёшево. А сколько раз в неделю вы меняете одежду? 2 — 3. тогда это дороже формы. Ну и так далее. А то всё выше написанное неконструктивно, нецивильно, необоснованно, очень попахивает базарной заварушкой

Давайте писать в министерство об отмене. Считаю что это очередная лозейка для корупции. По типу прописей и обязательном навязывании нам этого вида услуги.

Отмените вы уже эту форму от европейского стиля. У нас есть свой стиль одежды. Форма с фартуком для девочек

Школьная форма это еще один повод подзаработать на родителях. Принимая такие акты Правительство РФ само провоцирует коррупцию в образовательных рядах. Так в большинстве учебных учреждений если ты своего ребенка одел в фасон другой школьной формы, то он автамотически переходит в разряд изгоев, со стороны администрации школы. Прискорбно…

Прежде чем одеть детей в форму, всех учителей в единую форму.пускай покажут пример

Знаете,без формы будет лучше. Ибо нам зимой запрещено носить кофты. Обувь обязательно школьная (т.е балетки, туфли.)

У нас вообще ситуация такова, Старшая учится в 3 классе. Цвет формы когда она пошла в первый класс в 2015г. был объявлен темно синий. Директор так и сказала что у нашей школы цвет формы темно -синий! Ладно, синий так синий. Одела свою дочь красиво и решила вложиться в форму по полной, т.к. на подходе вторая дочь первоклашка))
А далее происходит следующее….
Цвет формы для вновь поступивших на сентябрь 2016г. Директор меняет на серый! И опят с категоричностью утверждая что теперь будет только серый.
Ну вот добралась до главного.
Вчера 30.01.2018г была на собрании первоклашек на 2018г. и О боги. Цвет формы нам объявили синий в серую клетку.
На мой вопрос Директору школы:
— Куда мне девать хорошую отличную форму (2 сарафана, 2 юбки, пиджак и жакет темно — синего цвета) от старшей дочки. Мне было сказано! Цитирую!
«Копите деньги! У вас время еще есть!»
А! и главное! Купить форму мы должны только в указанном месте, где велено самим Директором школы. И даже блузки парадные и обычные водолазки на повсидневку — только там.
Гнев мой зашкаливает! Старшая выросла из формы за три года, ей надо на 4 и 5 класс купить синюю форму, а вот младшая идет в эту же школу — мне надо одеть её в синий в серую клетку. Атасссс Товарищи.

mosadvokat.org

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья называет формы получения образования и формы обучения. Следует, сказать, что отчасти положения комментируемой статьи 17 Закона Об образовании России не являются новыми, поскольку Закон N 3266-1 закрепил в своих положениях самостоятельную ст. 10, именуемую как «Формы получения образования». Между тем, отдельных положений о формах обучения ранее действующее законодательство не содержало.

Комментируемой статьей вводятся формы получения образования и формы обучения.

Форм получения образования две:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Формы обучения разделяются по формам получения образования:

в организациях осуществляющих образовательную деятельность — в очной, очно-заочной или заочной форме;

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность — в форме семейного образования и самообразования.

При системном анализе норм Закона, однако, можно выделить также надомное обучение, как форму обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (статья 66 Закона Об образовании в Российской Федерации).

Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возможно в научных организациях, в иных юридических лицах, где создается подразделение, осуществляющее образовательную деятельность, на производстве, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организациях социального обслуживания (ст. 31, 73 Закона). Если речь идет о нахождении ребенка в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или организациях, осуществляющих социальное обслуживание, то получение им начального общего, основного общего, среднего общего образования в указанных организациях обеспечивается в том случае, если получение образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно) (ст. 76 Закона).

В Законе N 3266-1 формой обучения являлся и экстернат. С принятием Закона N 279-ФЗ он более перестал быть формой обучения и трансформировался в институт, обеспечивающий государственную итоговую аттестацию в аккредитованных образовательных организациях обучавшихся в форме семейного образования или самообразования, либо в неаккредитованных образовательных организациях.

По-прежнему существует надомное обучение — для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В Законе оно нашло отражение, между тем как ранее, до его принятия, существовало только на уровне подзаконного регулирования. Соответствующие подзаконные акты и инструктивные письма сохранили свою значимость и сегодня: постановление Правительства РФ от 18.07.1996 г. N 861 (ред. от 04.09.2012 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях», письмо Минобразования РФ от 28.02.2003 г. N 27/2643-6, письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 г. N 29/1470-6, письмо Минобразования РСФСР от 14.11.1988 г. N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

Указанные акты касаются вопросов функционирования школ надомного обучения.

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по-прежнему осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Выбор формы обучения предусматривается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретной специальности и направлению подготовки и обусловливается возможностью получения образования по такой специальности в очно-заочной или заочной форме.

До момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 «Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается» и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1473 «Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается».

Образовательная организация реализует образовательную программу в дозволенной форме, а выбор формы обучения осуществляется обучающимся (его родителями). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

Поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, то данные органы должны вести и учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Итогом обучения в форме самообразования или семейного образования является итоговая аттестация в порядке экстерна в аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Закон устанавливает бесплатность такой аттестации по школьным программам, поскольку государство в соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации гарантирует бесплатность и общедоступность основного общего образования. В форме самообразования возможно профессиональное обучение. Получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования ребенком возможно в семье.

Помимо права на итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся в форме самообразования и семейного образования вправе проходить и промежуточную аттестацию.

Однако в соответствии со ст. 58 Закона прохождение промежуточной аттестации обязательно для обучающихся в форме семейного образования. Если промежуточный контроль не пройден, ученик приобретает академическую задолженность, которую должен ликвидировать. В свою очередь, образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования, обязаны создать ему условия для ликвидации академической задолженности и проконтролировать своевременность ее ликвидации.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Порядок прохождения аттестации указанными обучающимися устанавливается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. По вопросу итоговой аттестации до момента принятия нового акта действует приказ Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната», который определяет, что государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. На данный момент взамен указанного уже действует Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 28.11.2008 г. N 362.

Экстерны пользуются теми же правами, что и лица, проходящие итоговую аттестацию в результате обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Это означает, в том числе, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации.

Если обучающийся получает дошкольное образование в форме семейного образования, то родители (законные представители) таких обучающихся, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната» экстерн имеет право:

получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);

брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;

посещать лабораторные и практические занятия;

принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

Законом предусматривается возможность сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Сочетание может быть обусловлено образовательной программой, по которой обучается лицо, либо переходом с одной формы образования или обучения на другую, например, при непрохождении аттестации обучающимся и появлении, тем самым, академической задолженности.

Формы получения образования и формы обучения по некоторым уровням образования определяются Законом. Так, Закон об образовании предусматривает, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. А среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Такое выделение среднего образования объясняется возрастом обучающихся, который уже позволяет осуществлять обучение самостоятельно, без родительского «вмешательства». До этого момента обучение вне образовательной организации осуществляется с родительским «участием» (семейное образование). Получение школьного образования возможно и на дому (см. комментарий к п. 1 данной статьи), в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющей лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющей социальное обслуживание.

Помимо этого формы образования и обучения определяются по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. При этом ориентиром до момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 «Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается» и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 г. N 1473 «Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается».

Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Пункт 6 ст. 73 Закона N 273-ФЗ конкретизирует это положение, указывая, что профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно).

zakonobobrazovanii.ru

Это интересно:

  • Приказ 837 мвд рф Опубликован Приказ МВД РФ № 707 от 6 сентября 2017 г. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев 6 сентября 2017 года подписал Приказ № 707 от 6.09.2017 года О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрационно-экзаменационной […]
  • Материнский капитал сумма на 2014 год Материнский капитал в 2014 году В 2014 году программа «Материнский капитал» продолжает свое действие. Данная программа предусматривает предоставление финансовой помощи семьям, в которые родился или усыновлен второй или последующий ребенок. После вопроса об отмене маткапитала, поднятого в […]
  • Заявление в белтелеком Заявление БЕЛТЕЛЕКОМ Оптоволокно, интеренет, телефон 1.Необходимо скачать заявление; 2. заполнить его по образцу; 3. передать председателю кооператива. образец и бланк заявления смотри ниже в комментариях Для тех кто не в теме:) - заявлений надо собрать максимальное количество дабы […]
  • Не будет находится в залоге у продавца Что делать, если купил машину, а она находится в залоге В связи с изменениями в законодательстве (Приказ МВД №605 от 7 августа 2013 г., вступивший в полную силу в 2014 г.), автовладельцы вправе не снимать авто с регистрационного учета в ГИБДД, если они его продают. Сменить собственника […]
  • Форма отчета по субсидиям Материальный отчет по форме М-19 Составление материального отчета по форме М-19 востребовано в основном в крупных компаниях строительного направления. Данный отчет относится к первичной документации и должен оформляться строго определенным образом. Кто заполняет материальный […]
  • Доплата к пенсиям по старости Фиксированная выплата к страховой пенсии Фиксированная выплата — это часть суммы пенсионного обеспечения гражданина, которая устанавливается к страховой пенсии (по старости, инвалидности или потере кормильца). Она представляет собой фиксированную величину, устанавливаемую государством и […]
  • Приказ о противодействии коррупции в образовательных учреждениях Приказ об утверждении Положения о противодействии коррупции Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад «Колосок» с.Устинкино ПРИКАЗ от 28 мая 2014 года № 32-1 «Об утверждении Положения о противодействии коррупции Муниципального […]
  • Закон ульяновской области о земле Законодательство Ульяновской области Наименование документа Реквизиты О РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (скачать) N059-ЗО от 17.11.2003 г. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ […]