Особенности стран опек

admin

Особенности стран опек

ОПЕК – история образования, развитие, современное состояние

Второй кризис, разразившийся в 1979 году был еще опасней. В Иране произошла революция, а с 1 апреля ОПЕК увеличил цены на 14,5 %. Это привело к тому, что рыночная цена выросла до 14,6 долл. за баррель. С июля картель повысил цены еще на 15 %. Затем последовал захват Ираном западных заложников и разрыв отношений с США. В то же время действия Саудовской Аравии привели к росту цен с 19 до 26 долл. за баррель. В 1980 году ситуацию обострила Ирано-Иракская война. Смесь Saudi Light выросла до 34 долларов за баррель, достигнув своего исторического максимума.

После этого на нефтяном рынке в течении 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть. Однако когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти – до 18 млн барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. Ее результатом стало то, что в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза – с 27 до 12 долл. за баррель.

Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции “Буря в пустыне”, завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны, продолжающейся по сей день.

2. Особенности экономического развития стран ОПЕК и Саудовской Аравии.

Одной из главных проблем развивающихся стран ОПЕК является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно.

Второй и, на мой взгляд, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства.

Нефть определяет все современное состояние страны, которую часто называют «нефтяным королевством», и для этого имеются основания. Извлекаемые запасы нефти на начало 2000 года оцениваются в 261,2 млрд. барр. (37,3 млрд. т.), что составляет 25.9% мировых запасов. Для сравнения: доля нефтяных запасов Ирака составляет 9.9%, Кувейта – 9.6, Абу-Даби – 9.1, Ирана – 8.8, Венесуэлы – 6.4, России – 4.9%. По подсчетам экспертов, при существующем уровне добычи в 8 млн. барр. в день имеющихся запасов может хватить примерно на 84 года, в то время как Кувейту при современном уровне добычи менее 1 млн. барр. – на 100 лет. Стоит заметить, что в недрах королевства имеются и запасы природного газа объемом 5300 млрд. куб. м., что составляет 3.8% мировых запасов. Тем не менее это не означает для саудовцев возможности безмятежно ловить бьющие из-под земли нефтедоллары. Дело в том, что длительное господство американских нефтяных компаний привело к быстрому исчерпанию наиболее рентабельных саудовских месторождений Гавар, Абкайк, Барри и несколько других с легкой и сверхлегкой нефтью. Безудержная эксплуатация естественно фонтанирующих скважин повлекла за собой перспективу их досрочного истощения. После национализации крупнейшей нефтяной компании АРАМКО американские специалисты признали, что при сохранении темпов добычи 70-х годов на уровне более 9 млн. баррелей в день истощение нефтяных запасов королевства наступит через 36 лет, а при возможном уровне 12 млн. баррелей – через 15-20 лет. Это повлекло за собой пересмотр нефтяной политики королевства и стабилизацию уровня добычи нефти.

Но саудовцы не всегда считаются с потолком, установленным ОПЕК для королевства. Так, в начале 90-ъ годов саудовская квота составляла 8 млн. барр., а добывалось в среднем 8.05 млн. баррелей. В 1997 году квота возросла до 8.76 млн. барр., в июне 1998 года саудовцы согласились с понижением уровня до 8.023 млн. барр., но фактически добывали 8.23 млн.; в марте 1999 года квота была в 7.438 млн., а реальный уровень добычи – 7.65 млн.

Государство сохраняет под своим контролем почти всё нефтяное хозяйство. Нефтяные поступления обеспечивают основную часть доходов государства: из их общего объема в 1999 году 147 млрд. сауд. реалов (39.3 млрд. долл.) нефтяной сектор дал 100 млрд., а ненефтяной – 47 млрд.

www.newreferat.com

Древний город Серпухов

Город Серпухов — административный, деловой и культурный центр южного района Московской области. Город знаменитый и древний, которому почти 660 лет.

Впервые Серпухов упоминается в завещании московского князя Ивана Калиты (1339 г.) как наследное впадение младшего сына Андрея. Следующий Cерпуховский князь по прозвищу Хоробрый прославил город как соратник Дмитрия Донского, решивший со своим Засадным полком исход Куликовской битвы. Серпухов, находящийся на пересечении дорог, на стыке Московской, Тульской и Калужской земель (в деревне Дракино петух поет на три губернии), в месте слияния рек Нары и Оки, успешно развивается как торгово-промышленный центр.

С середины 19 в. Серпухов — крупнейший текстильный центр Московской губернии. Сейчас ведущими отраслями промышленности города являются машиностроение и металлообработка, текстильная и пищевая промышленность. Заводы города: «Конденсатор», «Нефтеаппаратприбор», «Гидростройдеталь», механический, инструментальный, кузнечно-прессового оборудования, автозавод СеАЗ. ОАО «Серпуховский автомобильный завод» выпускает легковые автомобили «Ока», автобусы, троллейбусы, прицепы к автомобилям и тракторам. Работают также Хлопчатобумажный комбинат, тонкосуконное производственное объединение, кожевенный завод. Ватная, чулочная, бумажная, мебельная фабрики. ЗАО «Серпуховский текстиль» предлагает широкий выбор тканей. Развито производство стройматериалов. Работают также предприятия пищевой промышленности. В городе есть Высшее учебное заведение — Серпуховской военный институт ракетных войск.

Богатые серпуховские купцы, зажиточные обыватели оставили в наследство неповторимый облик старого города: церкви и больницы, мосты, текстильные фабрики, жилые и торговые дома — неброский, но милый сердцу городской пейзаж. Красота окружающей спокойной и ласковой среднерусской природы воспета поэтами и художниками. Старый город застроен одно — и двух- этажными каменными и деревянными домами, каждый дом — как человек со своим характером, со своим лицом. Что-то уже бережно восстановлено, что-то еще ждет новых толковых хозяев…

Серпухов — город знаменитых монастырей и чудесных храмов. Мужской Высоцкий монастырь, основанный Сергием Радонежским, известен на всю Русь. Здесь хранится Чудотворная икона Богоматери «Hеупиваемая Чаша», которая исцеляет заблудшие души алкашей и наркоманов. За чудом приезжают паломники со всей России, «ближнего'' и даже «дальнего'' зарубежья. При монастыре есть странноприимный дом, куда можно попроситься переночевать.

Говоря о городских достопримечательностях, нельзя не упомянуть Серпуховский краеведческий музей, обладающий уникальной картинной галереей (говорят, второй, после Третьяковки!).

Город просто переполнен архитектурными чудесами. Особенно интересен Храмовый комплекс возле «Красной горки'' (где до 1937 года стоял Серпуховский Кремль, разобранный на строительство Московского метро). Hа горе, в белом Троицком соборе — музей архитектуры города. Hедалеко от Горки возвышается величественный «Hикола Белый'' — один из самых больших и вместительных храмов Подмосковья.

Нет ни одной недели в году, чтобы в Серпухове не проводились конкурсы, концерты, фестивали, вернисажи, литературные праздники, спортивные состязания. Разнообразна и колоритна картина современной художественной жизни города. Многочисленные персональные и групповые выставки произведений местных живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно — прикладного искусства регулярно устраиваются в городском выставочном зале. В радиусе 30 км от города находятся музеи-усадьбы Поленово и чеховское Мелихово, город-музей Таруса, За день вы сумеете съездить в Ясную Поляну, посмотрев ещё и город Тулу. Обязательно побывайте в расположенных совсем рядом городах науки Пущине и Протвине. А ещё не пропустите изумительный музей природы — Приокско-Террасный заповедник, где среди богатейшей флоры и фауны мирно пасутся могучие зубры.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта statya

all-referats.com

Экономическое развитие стран ОПЕК (на примере Саудовской Аравии) (стр. 1 из 4)

1. Общие положения.

1.1. Определение ОПЕК

1.2. История создания ОПЕК

1.3. Цели создания

1.4. Страны-члены ОПЕК на сегодняшний день

1.5. Общие проблемы развития стран ОПЕК

2. Особенности экономического развития стран ОПЕК на примере Саудовской Аравии.

2.1. Индустриализация. Национализация частных иностранных компаний.

2.2. Роль государства в реформах.

2.3. Роль иностранных работников на саудовском рынке труда. Формирование национальной системы образования

3. Противоречия в развитии Саудовской Аравии и стран ОПЕК.

В настоящей работе моей целью является показать особенности и противоречия, свойственные экономическому развитию стран ОПЕК, а конкретно одной из них – Саудовской Аравии, так как именно ее развитие наиболее ярко иллюстрирует особенности экономического становления хозяйств других нефтяных держав.

Этот вопрос в настоящее время является актуальным, так как все развитие России сейчас финансируется за счет доходов от экспорта нефти и других минерально-сырьевых ресурсов. Опыт стран, которые на протяжении нескольких десятилетий жили только за счет аналогичных доходов, поможет нам понять путь, по которому следует направлять развитие Росси, чтобы будущее было как можно «светлее».

Многие экономисты современности обращают свое внимание на развитие стран ОПЕК, на уровень мировых цен на нефть, на политику, осуществляемую этой организацией. Мировая цена на нефть определяет Российский бюджет, определяет, жить нам хорошо, или придется опять брать столь обременительные кредиты за рубежом.

Поэтому я считаю, что следует рассмотреть экономику ОПЕК и понять основные проблемы, с которыми сталкиваются страны-члены этой организации на своем пути; основные задачи, которые следует решить государствам, чтобы приблизиться к уровню развитых стран.

Общие положения об организации стран-экспортеров нефти.

ОПЕК (организация стран-экспортеров нефти ) (Organization of the Petroleum Exporting Countries) – добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов.

Стремясь активизировать борьбу против нефтяных мо­нополий, развивающиеся страны—экспортеры жидкого топлива пришли к выводу о необходимости объединить свои силы и противопоставить организации монополий свою собственную. В 1960 году в Багдаде главные постав­щики нефти на мировой рынок—Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия— основали Организацию стран—экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).

Инициатором создания организации была Венесуэла—наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополий назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствовали ирако-саудовское соглашение о согласовании Нефтяной политики в 1953 году и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Венесуэлы.

Непосредственным импульсом, приведшим к созданию ассоциации экспортеров нефти, было очередное снижение справочных цен в 1959 году со стороны Международного нефтяного картеля, а также введение ограничений на импорт нефти в США.

На сегодняшний день в ОПЕК входят: Алжир (с 1969 г.), Индонезия (с 1962 г.), Ирак (с 1960 г.), Иран (с 1960 г.), Кувейт (с 1960 г.), Ливан (с 1962 г.), Нигерия (с 1971 г.), Катар (с 1961 г.), Саудовская Аравия (с 1960 г.), Объединенные Арабские Эмираты (с 1967 г.) и Венесуэла (с 1960 г.). Итого 11 государств (Габон прекратил свое членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году.

Основными целями создания Организации являются:

· Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.

· Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.

· Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.

· Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения:

1) устойчивых доходов стран-производителей нефти;

2) эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей;

3) справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;

4) Охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

5) сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

В ОПЕК входят ведущие страны-производители нефти, и в связи с этим их экономическое развитие значительно отличается от развития других стран мира. Все в этом развитии подчинено одной цели – достичь как можно более высоких темпов добычи и реализации нефти на мировом рынке. Экономика этих стран развивается в зависимости от рыночной конъюнктуры цен на нефть и поэтому является показательным примером развития страны с «Добывающей» экономикой. Такой страной на данный момент является и Россия, так что опыт стран ОПЕК в нашем государстве не только может, но и должен учитываться при определении политики государства на мировом рынке нефти. Рассмотрение основных особенностей развития нефтедобывающей страны является в настоящее время актуальным предметом исследований многих ученых.

Развитие стран этой организации удобнее рассматривать на примере одной из них, так как у многих стран ОПЕК развитие происходило и происходит по одному и тому же сценарию.

В качестве примера удобно брать Саудовскую Аравию, так как Саудовское королевство постоянно находится в центре внимания в силу двух обстоятельств: положения ведущего мирового нефтеэкспортера, политика которого существенно влияет на ситуацию на мировом рынке нефти, а также благодаря роли хранителя святых мест ислама, что побуждает правителей страны к активной роли в региональной и мировой политике. Такое положение сложилось еще несколько десятилетий назад, когда слабая и крайне отсталая Саудовская Аравия стояла на пороге «революции сверху».

Общие проблемы развития всех стран ОПЕК.

Так как большинство, если не все из стран-участников ОПЕК являются развивающимися странами со сходным государственным устройством, со сходной культурой, идеологией, политикой, то естественно, что все они на тернистом пути развития встречают одни и те же препятствия. В основном, все эти препятствия связаны с устоявшимся менталитетом народа этих стран. Ведь чрезвычайно нелегко перейти к новому типу общественного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и традиций, которые укреплялись в сознании народа веками.

Третьей проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества. Это я подробнее рассмотрел в последующих разделах.

Вот основные проблемы и задачи, которые возникали если не у всех, то у большинства государств-членов ОПЕК. Были сделаны попытки, более или менее удачные, решить их. Рассмотрим же теперь пути и средства решения этих проблем в одной отдельно взятой стране. Как я уже сказал выше, для рассмотрения я взял Саудовскую Аравию, это монархическое исламское государство на юго-западе Азии.

Особенности экономического развития Саудовской Аравии.

За 25 лет коренных социально-экономических реформ, к концу ХХ века страна и общество пережили радикальную трансформацию, совершив скачок в своем развитии и приблизившись по многим показателям к уровню промышленно развитых (современных) стран мира. В связи с этим заслуживает внимания не только рассмотрение нынешнего состояния королевства. Но и анализ определенной модели развития нефтяной монархии с присущими такому типу развития достижениями и противоречиями.

mirznanii.com

Особенности взаимоотношений между странами ОПЕК

1.2 ОПЕК и страны Персидского залива

Глава 2. Взаимоотношения между странами ОПЕК

2.3 Внешняя политика Саудовской Аравии

2.4 Отношения между странами ОПЕК на современном этапе

Список использованных источников и литературы

Почти в центре Вены на берегу реки расположилась штаб-квартира Организации стран – экспортеров нефти, которую хорошо знают в мире по сокращенной аббревиатуре – ОПЕК (Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC).

Для тех, кто входит в здание Секретариата ОПЕК, первое, что привлекает внимание, это 2,5 Ч 5 метров настенное панно «Вода жизни» (гравировка по тиковому дереву), ставшее своеобразным мифологическим воплощением деятельности организации. В 1994 году Индонезия преподнесла его в дар ОПЕК. На панно изображено индонезийское божество Бхима (воплощение ОПЕК), держащее сосуд с «водой жизни» (воплощение нефти) в окружении многочисленных персонажей (страны мира). В соответствии с легендой, духовный наставник поручил Бхиме отыскать «воду жизни», и последнему пришлось предпринять множество усилий, прежде чем поручение было выполнено. Создатели произведения считают, что трудности, с которыми пришлось столкнуться Бхиме в своих поисках, во многом созвучны с проблемами, возникавшими перед ОПЕК за годы ее существования в плане нахождения смысла ее деятельности во благо народов стран – членов организации и международного сообщества в целом1.

Для многих ОПЕК по-прежнему остается и загадкой, и символом больших, а в конце 70-х годов очень больших денег, когда цена на нефть достигала более 20 долларов за баррель.

ОПЕК была создана в соответствии с резолюцией конференции представителей правительств Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы, состоявшейся в Багдаде в сентября 1960 года. Поэтому число пять в ОПЕК символизирует пятерку стран – основателей этой международной организации. Позднее ее членство выросло до 11 за счет Катара, Объединенных Арабских Эмиратов, Ливии, Алжира, Нигерии и Индонезии.

Устав ОПЕК, утвержденный в Каракасе в 1961 году, был полностью пересмотрен в 1965 году, и позже в него неоднократно вносились поправки.

Все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого – 48 процентов в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

На долю ОПЕК сейчас приходится добыча 29 млн. баррелей нефти или около 40 процентов ее мирового производства. По оценкам генсекретаря ОПЕК, эта доля возрастет к 2010 году до 45 процентов и достигнет более 50 процентов к 2020 году2. Организация преследует следующие цели:

– Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.

– Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.

– Изыскание способов и средств обеспечения стабильности цен на мировых рынках нефти с целью недопущения их ненужных и наносящих ущерб колебаний.

– Постоянное уделение должного внимания интересам стран – производителей нефти и необходимости обеспечения:

– устойчивых доходов стран – производителей нефти;

– эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей;

– справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;

– охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

Иными словами, речь идет о том, чтобы объединенным фронтом защищать свои экономические интересы. По сути, ОПЕК положила начало межгосударственному регулированию в энергетической сфере применительно к мировому нефтяному рынку.

Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией.

Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Высшим органом является Конференция министров нефти стран ОПЕК, созываемая не реже двух раз в год. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, — это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации3.

В настоящее время влиятельный пост президента Конференции занимает министр энергетики и шахт Алжира Ю. Юсфи. Генеральный секретарь, возглавляющий Секретариат ОПЕК, – Р. Лукман, бывший министр иностранных дел Нигерии, а также нефтяных ресурсов этой страны. Политик, сильный экономист, умелый и тонкий дипломат.

Ввиду растущего глобального спроса на нефть в абсолютном выражении, во все большей степени удовлетворяемого производителями нефти, не являющимися членами ОПЕК, организация в интересах достижения своих целей и реализации инициатив по содействию стабилизации международного рынка нефти обсуждает вопросы взаимодействия и с нечленами ОПЕК.

С 1991 года ОПЕК, ИПЕК (независимые страны – экспортеры нефти), Европейский союз и Международное энергетическое агентство проводят встречи по обмену информацией в области энергетики, промышленного сотрудничества, экологических проблем, использования рыночных механизмов и транспарентности нефтяного рынка. Неформальные контакты осуществляются ОПЕК также с ведущими транснациональными нефтяными компаниями и их ассоциациями на различных конференциях и форумах. Важную роль в поддержании таких контактов играет Центр глобальных стратегических исследований ОПЕК в Лондоне4.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей взаимоотношения между странами ОПЕК. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

Рассмотреть экономическую деятельность ОПЕК.

Показать особенности ирано-иракского конфликта.

Раскрыть систему безопасности в Персидском заливе.

Глава 1. Развитие отношений между странами ОПЕК

1.1 Создание и деятельность ОПЕК

Организация была создана в 1960 Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой для координации их отношений с западными нефтеперерабатывающими компаниями. Как международная экономическая организация ОПЕК зарегистрирован в ООН 6 сентября 1962. К ОПЕК позже присоединились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973, вышел из ОПЕК в 1992) и Габон (1975, вышел в 1996). В результате организация ОПЕК объединила 13 стран (Табл. 1) и стала одним из главных участников мирового рынка нефти.

Страны ОПЕК в период наивысшего взлета их влияния (1980)5

Создание ОПЕК было вызвано стремлением стран – экспортеров нефти скоординировать усилия по предотвращению снижения мировых цен на нефть. Поводом для образования ОПЕК послужили действия «Семи сестер» – мирового картеля, объединявшего компании «Бритиш петролеум», «Шеврон», «Эксон», «Галф», «Мобил», «Ройал датч шелл» и «Тексако». Эти фирмы, контролировавшие переработку сырой нефти и продажу нефтепродуктов во всем мире, в одностороннем порядке снижали закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали подоходные налоги и роялти (арендную плату) за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам. В 1960-х на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и первоначально целью создания ОПЕК являлось согласованное ограничение нефтедобычи для всего лишь стабилизации цен.

В 1970-х под влиянием бурного развития транспорта и строительства ТЭЦ мировой спрос на нефть резко вырос. Теперь нефтедобывающие страны могли согласованно повышать рентные платежи нефтедобытчиков, значительно увеличивая свои доходы от экспорта нефти. При этом искусственное сдерживание объемов добычи нефти вело к росту мировых цен.

В 1973 – 1974 годах ОПЕК удалось добиться резкого роста мировых цен на нефть в 4 раза, в 1979 – еще в 2 раза. Формальным поводом для взвинчивания цен послужила Арабо-израильская война 1973 года: демонстрируя солидарность в борьбе с Израилем и его союзниками, страны ОПЕК на некоторое время вообще прекратили им отгрузку нефти. Из-за «нефтяного шока» кризис 1973 – 1975 оказался самым тяжелым мировым экономическим кризисом за весь период после Второй мировой войны. Сформировавшись и укрепившись в борьбе с нефтяным картелем «Семь сестер», ОПЕК сам стал сильнейшим картелем на мировом рынке нефти. К началу 1970-х на долю его членов приходилось примерно 80 % достоверных запасов, 60 % добычи и 90% экспорта нефти в несоциалистических странах6.

Вторая половина 1970-х стала пиком экономического процветания ОПЕК: спрос на нефть оставался высоким, взлетевшие цены приносили колоссальные прибыли странам-экспортерам нефти. Создавалось впечатление, будто это процветание будет длиться много десятилетий.

Экономический успех стран ОПЕК имел сильное идеологическое значение: казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться перелома в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Успех ОПЕК наложился на подъем исламского фундаментализма во многих арабских странах, что еще более повышало статус этих стран как новой силы мировой геоэкономики и геополитики. Осознавая себя представителем «третьего мира», в 1976 г. ОПЕК организовал Фонд международного развития ОПЕК – финансовый институт, оказывающий помощь не входящим в ОПЕК развивающимся странам.

Успех этого объединения побудил другие страны «третьего мира», экспортирующие сырьевые товары (медь, бокситы и т.д.), попытаться использовать их опыт, тоже скоординировав свои действия для повышения доходов. Однако эти попытки оказывались, как правило, малоудачными, поскольку на другие сырьевые товары не было такого высокого спроса, как на нефть.

Экономический успех ОПЕК оказался, однако, не очень устойчивым. В середине 1980-х мировые цены на нефть упали почти вдвое, резко сократив доходы стран ОПЕК от «нефтедолларов» и похоронив надежды на долгое процветание.

Ослабление ОПЕК было вызвано двумя группами причин – относительным снижением спроса на нефть и ростом ее предложения.

С одной стороны, «нефтяной шок» стимулировал поиск новых источников энергии, не связанных с нефтедобычей (в частности, строительство АЭС). Широкое внедрение энергосберегающих технологий вообще привело к гораздо более медленному росту спроса на энергоресурсы, чем ожидалось. С другой стороны, система квотирования добычи нефти членами ОПЕК оказалась неустойчивой – она подрывалась и извне, и изнутри.

Некоторые страны, которые тоже являлись крупными экспортерами нефти, в ОПЕК не вошли – это Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и, самое главное, СССР, обладающий, согласно некоторым оценкам, вторыми в мире по величине потенциальными запасами нефти. Эти страны выигрывали от инициированного ОПЕК роста мировых цен, но они не подчинялись его решениям об ограничении нефтедобычи.

Внутри самого ОПЕК единство действий часто нарушалось. Органической слабостью ОПЕК является то, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, получают крупные инвестиции из-за рубежа и поддерживают тесные отношения с «Семью сестрами». Для некоторых других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии и Ирака, характерны высокая численность населения и бедность, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют высокую внешнюю задолженность. Эти страны вынуждены для получения валютных доходов добывать и продавать как можно больше нефти, особенно если цены на нее снижаются. Различается и политическая ориентация стран ОПЕК: если Саудовская Аравия и Кувейт опирались на поддержку США, то многие другие арабские страны (Ирак, Иран, Ливия) проводили антиамериканскую политику.

Разлад между странами ОПЕК отягощается политической нестабильностью в зоне Персидского залива. В 1980-х Ирак и Иран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать расходы на войну друг с другом. В 1990 г. Ирак вторгся в Кувейт, попытавшись присоединить его, но война в Персидском заливе (1990 – 1991) завершилась поражением Ирака. К агрессору были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность Ирака экспортировать нефть. Когда в 2003 г. Ирак оккупировали американские войска, это вообще вывело эту страну из числа самостоятельных участников мирового нефтяного рынка7.

В результате влияния перечисленных факторов ОПЕК потерял роль главного регулятора мировых цен на нефть и стал лишь одним (хотя и очень влиятельным) из участников биржевых торгов на мировом нефтяном рынке.

Персидский залив. Какими только эпитетами не награждали этот рaйон нашей планеты. «Стратегический центр», «дуга кризисов», «очаг перманентной напряженности», «сфера жизненных интересов».

Регион, включающий в себя Иран, Ирак и шесть арабских монархических государств Аравийского полуострова – Саудовскую Аравию, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар, Оман, – исторически играет важную роль в мировой политике. С обнаружением в его недрах огромных запасов энергоносителей к середине нынешнего столетия Персидский залив превратился в один из важных центров военно-политической, внешнеэкономической и финансовой деятельности ведущих государств Запада и России.

Однако вот уже длительное время данный регион лихорадит. Народы стран Персидского залива живут и наэлектризованной атмосфере, в постоянном опасении за свое завтра.

Разумеется, сложнейший клубок проблем и противоречий, породивших подобную ситуацию, возник не вдруг. У его истоков и традиционное соперничество за экономическое и политическое влияние между ведущими силами в регионе, и территориальные споры, и борьба крупнейших держав за военно-стратегическое доминирование, и обеспечение доступа к богатствам региона, и, наконец, религиозная, этническая и династическая рознь. И все же можно сказать, что свою остроту кризис в этом районе приобрел на рубеже 70-х и 80-х годов8.

Далеко не однозначным событием для судеб региона явилась исламская революция 1979 г. в Иране. Покончив с антинародным шахским режимом и ликвидировав американское засилье во всех сферах жизни этой страны, новый режим в то же время не нашел правильных методов взаимоотношений со своими арабскими соседями. Провозглашенный им курс на экспорт исламской революции, на распространение шиизма по всему региону обострили арабо-иранские отношения.

Подлинным бедствием для всех стран залива стала вспыхнувшая полтора года спустя война между Ираном и Ираком. Она обернулась огромными человеческими жертвами, принесла колоссальные разрушения и расходы. Боевые действия перекинулись на акваторию залива, что создало серьезную угрозу международному морскому судоходству. Небывалый размах получил международный терроризм, жертвами которого оказались все без исключения государства этой зоны.

Значительно активизировались в районе Персидского залива Соединенные Штаты, объявив его зоной своих стратегических интересов и стянув сюда армаду военно-морских сил. Их примеру последовали страны НАТО. Столь значительная концентрация иностранных военно-морских сил в относительно небольшом по объему водном бассейне превратила Персидский залив в своего рода факел, готовый воспламениться в любую минуту9.

Обострение военно-стратегической обстановки в заливе совпало с осложнением дел на мировом рынке нести, причиной чему явились в первую очередь действия международных нефтяных монополий, направленные против Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и ее нефтяной политики. Немалую роль сыграли разногласия внутри самой организации относительно квот нефтедобычи и установления цен на нефть.

Разгоревшаяся ирано-иракская война наряду с политикой демонстрации мускулов, предпринятой западными державами, породила внутреннюю нестабильность в государствах, непосредственно не затронутых войной, вызвала небывалый рост милитаризации региона. В результате военные расходы стран Персидского залива в расчете на душу населения оказались самыми высокими в мире (Саудовская Аравия – 2400 долл., ОАЭ – 2100, Катар – 1700, Кувейт – 1200 долл.), не говоря уже об Иране и Ираке, где военные расходы достигли фантастических сумм. По данным западных источников, за годы ирано-иракской войны Ирак затратил около 90 млрд. долл., а Иран – почти 50 млрд. долл.10

Несмотря на то, что на сегодня война закончилась, милитаризация региона всё ещё продолжается. По итогам 1998 года на первом месте по официальному импорту вооружения оказалась Саудовская Аравия. Она произвела закупки на сумму 10,5 млрд. долларов.

Рост расходов на вооружение, а также сокращение поступлений от продажи нефти оказали существенное влияние на экономическое положение нефтедобывающих государств залива. Несмотря на сохранение внешних признаков процветания, государствам залива приходится в конце 80-х годов решать массу экономических, внутриполитических задач не в обычной обстановке, а в условиях сложной международной ситуации, в которой сказался регион.

2.1 Ирано-иракский конфликт, его воздействие на ситуацию в регионе

Конфликт между Ираном и Ираком имеет глубокие исторические корни. Территориальные претензии друг к другу, религиозные разногласия отмечались еще в тот период, когда Ирак входил в состав Османской империи. Первые попытки определить границу между двумя государствами были предприняты в середине XIX в. В 1847 г. между турецким и иранским правительствами при посредничестве Великобритании н России был подписан Эрзерумский договор, в соответствии с которым ирано-иракская граница была определена по левому иранскому берегу реки Шатт-эль-Араб. Эти границы оспаривались Ираком множество раз, что и привело к крупномасштабной войне, начавшейся 22 сентября 1980 года. В январе 1984 года Ирак объявил северо-западную часть Персидского залива районом боевых действий. С 1983 года третьим участником конфликта стали США.

Это сильно отразилось на экономике. Если в 1980 г. добыча нефти в Саудовскою Аравии составляла 497 млн. т, то в 1987 г. этот показатель сократился более чем вдвое – 225 млн. т; примерно в таком же положении находятся и другие крупные производители нефти – Кувейт и ОАЭ. В 1980 г. добыча нефти в Кувейте составляла 81.5 млн, т, в 1987 г. – 02,7 млн. т. в ОАЭ соответственно 82 и 47,5 млн. т.11

Действия США не ограничились только на военном участии. Курс администрации Рейгана на ослабление влияния ОПЕК и удержания цен на нефть на низком уровне наряду с манипулированием курсом доллара отнюдь не приветствовался в арабских странах залива. В результате снижалось доверие к США как к военно-политическому и экономическому лидеру. На рынке вооружений в заливе всё уверенней утверждались ФРГ, Бразилия, Китай.

Характерным символом утраты доверия к США стал перевод золотовалютных авуаров стран залива из США в другие страны, в частности в Западную Европу и Японию, куда было переведено 32 млрд. долларов из общей суммы 82 млрд. долл.

США начали теснить японские и западноевропейское монополии, увеличившие объем экспорта в район залива при сохранении высокого уровня закупок нефти и газа. Наметилось значительное сокращение экспорта из США в арабские страны (в общем объеме американского экспорта доля этих стран понизилась с 1980 по 1986 гг. с 8,2% до 3,8%).

Все это, вместе взятое, поставило в повестку дня вопрос об известном пересмотре или корректировке американской политики в регионе. Экономические предпосылки для этого оказались США на руку. Из-за фактической девальвации доллара, сделавшей американские товары более конкурентоспособными, в 1987 г. впервые за последние пять лет США увеличили свой экспорт в арабские страны на 2,36 %.

Но особенно впечатляющим был возрастающий объем импорта, в основном нефти. По сравнению с 1986 г. рост импорта США из этих стран составил в 1987 г. для Саудовской Аравии 20%, ОАЭ – 85. Кувейта – 85, а для Омана – 440%12.

Саудовская Аравия, предоставив специальные договорные цены четырем американским компаниям – партнерам по «Арабиен-америкэн ойл компани» (АРАМКО), вновь стала третьим для США по значению (после Канады и Венесуэлы) поставщиком нефти.

В странах Персидского залива находится 50 тыс. американских граждан, из которых 17 тыс. человек работают на различных объектах, создаваемых с участием 700 американских фирм и компаний.

США имеют планы по форсированию экспорта оружия и военный техники на Ближний и Средний Восток. В частности, продажа американского оружия на 1988 г. предусматривала его поставки в Саудовскую Аравию на сумму свыше 950 млн. дол., Кувейт – 40 млн., ОАЭ – 213 млн., в Бахрейн – 205 млн. Значительную часть военной техники составляют современные средства ПВО, включая радары и оборудование по их модернизации, а также оснащение саудовских ВВС системой современной компьютерной связи «Линг-2», которая позволила бы координировать действия саудовских ВВС и ВМФ через самолеты АВАКС с американским флотом в заливе13.

2.2 Система безопасности в Персидском заливе

Традиционно нестабильное положение в районе Персидского залива всегда выдвигало в качестве первоочередного вопрос, о создании здесь своего рода системы коллективной безопасности. Эта тема неоднократно обсуждалась на встречах представителей всех восьми расположенных здесь государств еще до иранской революции, но так и не получила продвижения. Покойный шах Ирана на выступал за заключение коллективного пакта безопасности под эгидой Ирана, против чего резко возражали Саудовская Аравия и Ирак, которые высказывались за проведение соответствующих мероприятий на двусторонней основе.

После иранской революции инициативу создания системы коллективной безопасности взяли на себя саудовцы, выдвинувшие тезис о том, что если под угрозой окажется безопасность одного или нескольких государств, это скажется на безопасности всех остальных. Саудовская Аравия призвала к сотрудничеству в деле создания структуры коллективной безопасности. Она предложила установить широкое сотрудничество между полицией и силами внутренней безопасности всех заинтересованных стран. В то же время идея заключения военных союзов и оборонительных пактов между государствами региона и иностранными державами отвергалась.

Иракцы предлагали создание арабских коллективных сил безопасности в районе залива. План иракцев предусматривал организацию совместного военного командования для руководства этими силами, которое пользовалось бы автономным статусом.

Султан Омана Кабус предлагал в конце 70-х годов вариант создания вооруженных сил для обеспечения безопасности залива с подключением ВМС США и ряда западных держав, деятельность которых финансировалось бы странами Персидского залива.

Переговоры пылились в то, что 4 февраля 1981 г. министры иностранных дел шести государств залива-Бахрейна, Кувейта, Омана. Катара, Саудовской Аравии и ОАЭ прибыли в Эр-Рияд и провозгласили создание Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССГПЗ). Ирак не вошел в союз, как позже разъяснялось, из-за существенных различий в форме государственного правления, а Иран не был допущен формально из-за «языковой и этнической обособленности». На деле же создание Совета явилось ответом на эскалацию ирано-иракского конфликта14.

Было провозглашено, что конечная цель – достижение единства во всех областях жизни входящих в Совет государств. И действительно, в отличие от всех прочих международных альянсов и организаций, члены ССГПЗ имеют одну и ту же форму государственного правления. У этих стран не только общая судьба, проблемы, но и общие преимущества, которые выделяют их в отдельную группу среди других арабских стран.

Прежде всего, они представляют собой мощнейшую финансовую и экономическую силу. Правительственные авуары «шестерки» в иностранных банках оцениваются в 190 млрд. долл., валютные резервы — в 204 млрд. долл., запасы нефти — в 348 млрд. баррелей15.

Осознание своей социальной однородности, общности, забота о сохранении монархических структур в немалой степени цементируют эту организацию, приводя к достаточно высокой степени взаимодействия ее участников в международных и региональных делах, усилению влияния в деятельности Организации экспортеров нефти, в Лиге арабских государств, Движении неприсоединения, организации Исламская конференция.

Разнонаправленные по своим положениям соглашения об экономической интеграции по замыслу должны привести к созданию рынка стран Персидского залива наподобие европейского Общего рынка. Координация охватывает все аспекты: промышленность, торговлю, финансы, сельское хозяйство. Предусматривается ликвидация всех торговых барьеров между государствами-членами, свободное движение капиталов и рабочей силы, общая финансово-бюджетная и денежно-кредитная политика. Планируется, что эти цели будут осуществлены к началу 90-х годов, но, судя по нынешнему положению в мировом экономическом хозяйстве, в том числе в странах залива, это слишком оптимистичные сроки.

Экономика шести стран Совета существенно отличается от экономики любого крупного региона. Здесь добыча нефти является главным источником доходов. На нее приходится более 47% ВВП. Преобладание нефтяного сектора довольно точно отражает вклад отдельных государств в совместный ВВП этой организации. Так, Саудовская Аравия вносит около двух третей совокупного ВВП – 64%. ОАЭ – 16%. Кувейт – 9%, Оман и Катар – по 4, Бaxpейн – 3%16. Однако этой организации не хватает собственной технической базы, которая могла бы послужить фундаментом для промышленного роста. Внутренние рынки стран Совета ограничены и не связаны между собой. Сложность в том, что каждых из них в отдельности скорее ориентирован на США и страны Запада, а не друг на друга. Национальные соображения пока еще одерживают верх над региональными. Индустриальные мощности, существующие в странах помимо нефтяного сектора, используются всего на 63%, что неизбежно ведет к сокращению доходов и прибылей, снижению темпов роста национальной промышленности.

Многое делается для того, чтобы преодолеть эти объективные трудности. Создан финансовый механизм — инвестиционная корпорация стран Персидского залива, располагающая капиталом в 3 млрд. долларов. Это не только показатель финансовой мощи ССГПЗ, но также свидетельство появления интеграционных тенденций в сфере экономики. Наиболее смелый проект в области инфраструктуры предусматривает строительство единой энергосистемы стоимостью 2 млрд. долл., которая свяжет национальные системы энергоснабжения таких отдаленных стран, как скажем, Кувейт и Оман.

Экономика всех стран Совета зависит от правительственных расходов. Главной движущей силой экономической деятельности в последние 15 лет служили подряды на строительство. В условиях ирано-иракской войны и нестабильности в заливе все страны сократили осуществление гигантских проектов развития инфраструктуры. Оборот торговых компаний, занимающихся строительными материалами, машинами, механизмами, сократился с 1983 г. по 1987 г. на 80%. Больше всего от экономического спада страдают как раз те слои населения, которые, по мнению монархических режимов, не отличаются полной лояльностью, либо не играют важной политической роли, как, например, эмигранты. В то же время для собственного населения правительства этих стран не сократили дотации на электричество, воду, газ, основные продукты питания.

Самым характерным свидетельством экономического спада является сокращение поступлений от нефти, что составляет основу проблем этих государств. В 1981 рекордном году шесть стран залива получили за счет нефти 156 млрд. долл.; к 1985 г, из-за неуклонного сокращения ее добычи доходы от нее упали до 51 млрд., а в 1986 г., когда цены достигли особо низкого уровня, поступления от нефти, составили 38 млрд. долл. Сейчас при сохранении нынешней динамики, некоторой стабилизации цен на нефть эта цифра может составлять 50 млрд. долл., но уже это не те фантастические поступления начала 80-х годов17.

Смягчать тяжелые последствия сокращения доходов от нефти эти страны могут благодаря наличию определенных доходов от инвестиций. Например, Кувейт сейчас получает от своего инвестированного капитала больше, чем за счет нефти и газа. Стоимость портфеля инвестиций Кувейта, по разным оценкам, составляет 100 млрд. долларов. В конце 1987 – начале 1988 г. Кувейт приобрел 20 % акций у третьей по величине нефтяной монополии мира «Бритиш петролеум»18.

Какое бы большое значение ни имел экономический сектор для Совета сотрудничества, предметом его главных забот остаются жизненно важные вопросы территориальной целостности входящих в него государств и национальной безопасности. Вот почему военный аспект деятельности ССГПЗ становится все более заметным, несмотря на то, что при создании этой организации лидеры «шестерки» вполне искренне заявляли о том, что организация будет носить не военный, а экономический и финансовый характер. Разумеется, в силу объективных обстоятельств создать собственные надежные вооруженные силы,

xreferat.com

Это интересно:

  • Закон призыв 2013 Порядок призыва граждан на военную службу Регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663), Положением о военно-врачебной […]
  • Основные законы организации труда ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА Работа сделанна в 2000 году ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА - Конспект Лекций, - 2000 год - Учет нормирования труда и зарплаты Основные Законы Организации Производства. Закон Наименьших Усилий. 3.2. Закон. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ […]
  • Нотариус одесса преображенская Государственные нотариусы Пятая одесская государственная нотариальная контора 65005, г. Одесса, ул. Прохоровская, 20, тел .: (048) 731-19-87, 705-17-72 Вторая одесская государственная нотариальная контора 65011, г. Одесса, ул. Ришельевская, 67, тел .: 705-13-06; 705-13-07; […]
  • Название приказа мвд 001 Проект Приказа МВД России "Об утверждении Положения о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших" (подготовлен МВД России 13.12.2017) Досье на проект В соответствии с пунктом 34 части 1 статьи 13 Федерального закона от […]
  • Нотариусы одесской области Нотариусы одесской области Первая Одесская государственная нотариальная контора Адрес 65026, г. Одесса, ул. Ланжероновская, 26 Телефон (048) 705-13-17, 705-13-18, 705-13-19, 705-13-20, 705-13-21, 705-13-22 Вторая Одесская государственная нотариальная контора Адрес 65012, г. Одесса, ул. […]
  • Приказ минобразования об итоговой аттестации Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 августа 2013 г. N 968 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования" Изменения и […]
  • Перерасчёт пенсии по баллам Перерасчет женщинам за детей в баллах Перерасчет пенсии за детей для женщин рассчитывается на основании ч.2 ст.18 400-ФЗ и только для страховых пенсий. Суть перерасчета в том, что у пенсионера в этом случае из их стажа исключаются периоды работы, совпадающие с периодом ухода за ребенком […]
  • Закон україни про податки та збори Державна фіскальна служба України Податкове законодавство Митне законодавство Єдиний внесок на загальнообов'язкове державне соціальне страхування Закон України від 25.06.91 N 1251-XII "Про систему оподаткування" Про систему оподаткування Із змінами і доповненнями, внесеними Законами […]