Закон о профилактике безнадзорности рф 1999

admin

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ ст 14 (ред. от 07.06.2017)

Статья 14. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность

1. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции:

1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних;

2) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных организаций, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным поведением;

3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;

5) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

6) утратил силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ;

7) обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность:

1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

4) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

3. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1) принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;

2) принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или иных законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев;

3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.

4. Руководители и педагогические работники органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

fzrf.su

Fz-120 – Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-фз «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

FZ-124 – Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

FZ-3 – Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Z — 3266-1 – Закон рф от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»

ukaz-67 – Указ Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»

mos-12 – Закон г. Москвы от 13 апреля 2005 г. № 12 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»

mos-34 – Закон г. Москвы от 19 мая 2004 г. № 34 «Об административной ответственности за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения своих законных представителей»

mos-4 – Закон г. Москвы от 28 января 2004 г. № 4 «О молодёжи»

mos-25 – Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве»

mos-16 – Закон г. Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве»

post-867 – Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»

post-28 – Постановление Правительства Москвы от 18 января 2005 г. № 28-ПП

«О Комплексной городской программе профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2005-2007 годы» (извлечение)

post-71 – Постановление Правительства Москвы от 4 февраля 2003 г. № 71-ПП «Об утверждении городской программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2005 годы»

cao – Окружная межведомственная программа «Профилактика детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2005-2007 годы в Центральном административном округе»

cao-pp – Распоряжение префекта ЦАО г. Москвы от 30 мая 2003 г. № 2879-р «Об усилении работы по профилактике потребления психоактивных веществ в подростковой и молодёжной среде»

ros-p – Письмо Минобрнауки России, МВД России и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 21 сентября 2005 г. № ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»

Будем рады, если Вы в своих отзывах на издание выскажете пожелания об изменении или

дополнении законодательной базы данного раздела.

Приоритетные направления работы Центрального окружного управления образования по профилактике безнадзорности, правонарушений

и употребления психоактивных веществ

Профилактика асоциального поведения детей и подростков представляет собой сложную задачу, решение которой во многом зависит от поставленных целей и выбранных средств их реализации.

Без анализа состояния проблем, связанных с негативными явлениями в подростковой среде, невозможно определить стратегию и тактику профилактической деятельности системы органов профилактики безнадзорности и правонарушений в отношении несовершеннолетних.

По состоянию на начало 2005 г. в отделах внутренних дел районов Центрального административного округа состояло учащихся-жителей округа:

привлечённых к уголовной ответственности – 23 (в 2003 г. – 28);

совершивших общественно опасные деяния в возрасте до 14 лет – 17 (в 2003 г. – 31);

доставленных в ОВД всего 68 человек (в 2003 г. – 81), в том числе в состоянии алкогольного опьянения – 38 (в 2003 г. – 42), наркотического возбуждения – 3 (2003 г. – 1).

Несмотря на общее снижение числа подростков, совершивших общественно опасные деяния, продолжает оставаться большим количество несовершеннолетних и их семей, состоящих на внутришкольном учёте:

1-я группа (регулярное непосещение, прогулы, девиантное поведение, совершение правонарушений, драки, безнадзорность, употребление психоактивными веществами) – 718 обучающихся (таблица 1);

Таблица 1. Распределение учащихся 1-ой группы по районам.

2-я группа (проживающие в семьях, находящихся в социально-опасном положении по категориям: один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, наркотиками, ведут асоциальный образ жизни, жестоко обращаются с ребёнком, совершили преступление, безработные, не имеют контроля над воспитанием ребёнка) – 197 семей (таблица 2);

Таблица 2. Распределение учащихся 2-ой группы по районам.

3-я группа (сироты, подопечные, малообеспеченные, многодетные, неполная семья, алкоголь, наркотики, жестокое обращение) – 1246 человек (таблица 3).

Таблица 3. Распределение учащихся 3-ей группы по районам.

Причиной этому служит отсутствие чёткой скоординированной деятельности органов системы профилактики в отношении конкретного ребёнка и его семьи.

Так, анализ работы органов системы профилактики нескольких районов с детьми и их семьями свидетельствует о её формальном характере, а именно:

В 40 % (2003 – 65%) образовательных учреждений сводят работу с ребёнком и семьёй к телефонным переговорам либо личным встречам, что не приносит положительного результата. Карточки индивидуальной работы с учащимся лишь констатируют их неуспешность и не ведут к принятию мер по восстановлению мотивации к обучению.

В тех образовательных учреждениях, где действуют постоянные клубы и семинары для родителей, сформированы Советы ученического самоуправления, акцентируется важность самого учащегося «группы риска» в классной и внеклассной работе, психологи работают не только с ребёнком и его родителями, но и с педагогическим коллективом; проблем с восстановлением учебной мотивации у несовершеннолетних значительно меньше.

Таким образом, было бы целесообразно направить работу педагогических коллективов на поиск и утверждение успешности учащегося «группы риска». Разработка формы ежеквартального отчета «успешности учащегося» с привлечением всех служб в учреждении (кружки, секции, ученический актив и т.п.) поможет не только смотивировать ребёнка на посещение и участие в жизни образовательного учреждения, но и снизит риск возможного совершения им правонарушения.

Одними из наиболее главных направлений деятельности Центрального окружного управления образования (далее – ЦОУО) являются:

развитие сети государственных и специализированных учреждений;

взаимодействие с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений;

тесное сотрудничество с некоммерческими и общественными организациями;

совершенствование форм и методов работы по профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

Сегодня в округе функционирует 8 учреждений (5 центров психологической реабилитации и коррекции, 2 центра медико-психолого-социального сопровождения, 1 центр социально-трудовой адаптации и профориентации).

В центрах созданы все необходимые условия, позволяющие оказывать помощь семьям и их детям с проблемами в развитии, выявлять индивидуальные особенности и определять причины нарушения в развитии, обучении, поведении несовершеннолетних. Центры ведут работу по профилактике негативных явлений в семье и детской и подростковой среде.

В 2004 году наиболее значительным стало открытие на базе Центра «Пресненский» (основное направление работы – психолого-педагогическая коррекция и социальная реабилитация ребёнка и семьи) Лаборатории «Здоровье и здоровый образ жизни детей и подростков».

Основные задачи Лаборатории связаны с контролем, прогнозом и коррекцией состояния здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений и предполагают организацию и регулирование:

мониторинга здоровья и оздоровительной работы в образовательных учреждениях;

психолого-педагогического сопровождения личностного развития обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях;

научно- и учебно-методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.

На базе Центра проводятся творческие семейные акции «Вместе», готовится к открытию галерея семейных проектов «Семейное счастье», создается наглядно-методический модуль для родителей «Как любить своего ребёнка» и многое другое.

В Центральном округе действует сеть из 4-х вечерних (сменных) школ, что даёт возможность многим несовершеннолетним, имеющим трудности с обучением, получить образование.

В округе также действует специальная общеобразовательная школа № 2 для подростков с девиантным поведением (обучается 60 человек). Основные задачи школы:

осуществление комплекса воспитательных, правовых и психолого-педагогических профилактических и консультационных мероприятий среди учащихся, родителей/законных представителей;

организация взаимодействия с субъектами и органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Наркологический диспансер № 14, Подразделение по делам несовершеннолетних ОВД (далее – ПДН), Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Муниципалитета «Хамовники», органы социальной защиты Центрального округа);

создание благоприятных условий, способствующих успешной социально-психологической адаптации, сохранению нравственного и физического здоровья учащихся;

развитие системы организованного внеклассного и каникулярного отдыха учащихся и их семей.

Совместными усилиями социально-психологической службы и педагогического коллектива проводится постоянная и целенаправленная работа по организации систематического мониторинга поведения, индивидуальных особенностей, социально-бытовых условий проживания учащихся, склонных к совершению правонарушений, бродяжничеству, злоупотреблению психоактивными веществами, находящихся длительное время в условиях социально-педагогической запущенности.

На основе собранной информации сформирована база данных, ставшая основой для подготовки социального паспорта школы. База данных позволяет оперативно и адресно оказывать весь спектр социальных услуг семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и особо нуждающимся в социально-психологической помощи и материальной поддержке.

Школа работает в режиме полного дня, что позволяет в полной мере реализовать свой творческий потенциал, помочь подростку занять свободное время, превратив его в культурное пространство.

Ежедневно в школе проводится заранее спланированная воспитательная работа в форме классных часов, бесед, лекций, экскурсий, занятий в кружках («Кисточка», «Спортивная секция», «Смак» – кулинарный кружок, «Музыка и мы», «Компьютерный»). Творческие работы детей были представлены на выставке «Столичное образование» на ВВЦ. По договору с Московским заводом специализированных автомобилей старшеклассники проходят трудовую практику.

Плодотворная и успешная работа коллектива школы была отмечена на смотре-конкурсе образовательных учреждений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, где она была признана лучшей в номинации «Создание и развитие психолого-педагогической и медико-социальной системы адаптации и реабилитации детей и подростков с отклонением в поведении и развитии».

Одними из значимых органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений являются Окружная комиссия по соблюдению гарантии прав несовершеннолетних на получение образования (далее – Окружная комиссия) и окружные и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН).

Деятельность и полномочия Окружной комиссии позволяют осуществлять координацию и контроль за деятельностью образовательных учреждений по проведению индивидуальной работы со школьниками, не посещающими образовательные учреждения или пропускающими занятия без уважительной причины.

Необходимо отметить тесное взаимодействие ЦОУО и образовательных учреждений с КДН. Наиболее тесным было взаимодействие с КДН муниципалитетов: Таганский, Хамовники, Пресненский, Якиманка, Тверской, Красносельский.

Благодаря совместной работе в первом полугодии 2004-2005 учебного года по решению КДН состоялось 3 перевода учащихся, состоящих на учёте в КДН (2 чел.) и ПДН (1 чел.) из общеобразовательной школы в вечерние сменные школы.

С начала 2003 учебного года по настоящее время направлено 29 несовершеннолетних в специальную общеобразовательную школу № 2.

За указанный период исключений несовершеннолетних из образовательных учреждений не было.

Однако следует отметить, что внедрённая и действующая система передачи образовательными учреждениями информации по внутришкольному учёту в органы системы профилактики показала, что в сложных вопросах, возникающих с несовершеннолетними учащимися, данные на них имеют большое значение в определении их дальнейшей судьбы.

Так, рассматривая вопрос о переводе учащихся в школу открытого типа или в вечернюю сменную школу, образовательное учреждение совместно с родителями ребенка готовит пакет документов, утверждённый ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Однако некоторые образовательные учреждения нарушают правила перевода учащихся в указанные учреждения. Как правило, КДН ограничиваются информацией о переводимом ребёнке, предоставленной образовательным учреждением, что приводит к исключению возможности реабилитации ребенка в условиях обычной общеобразовательной школы.

Очень важную роль играют Отделы по делам несовершеннолетних ОВД районов. Несмотря на проблемы с кадровым составом, за каждым образовательным учреждением закреплены инспектора или участковые, проводятся лекции и профилактические беседы с учащимися и родителями.

Однако существовавшая в 2003 году проблема сверки данных по учащимся, состоящих на учёте в милиции, за 2004 год не только не исчезла, но и усугубилась.

Так, анализируя данные районных ОДН ОВД, выясняется, что сотрудники ОДН не отслеживают место обучения детей в 30% случаев, и это несмотря на то, что образовательные учреждения в письменном виде сообщают об изменении места обучения ребёнка.

К примеру, из 36 учащихся, состоящих на учёте в милиции ОДН ОВД «Пресненский», 10 человек либо сменили место обучения, либо закончили образовательные учреждения и поступили в ВУЗы.

Другим важным направлением работы ЦОУО является совершенствование и развитие форм и методов социальной работы с подростками и молодёжью по профилактике асоциальных явлений.

В основу работы образовательных учреждений в области профилактики наркомании и злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних положена концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в подростковой и молодёжной среде, утверждённая приказом Минобразования России от 28 февраля 2000 года № 619. Согласно данной Концепции, выделены следующие основные направления работы, которые реализуются образовательными учреждениями:

воспитательно-педагогическая работа с детьми;

организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа в образовательном учреждении;

профилактическая работа с родителями;

учебно-методическая антинаркотическая профилактическая работа со специалистами.

В 2004-2005 годах в рамках данных направлений было проведено несколько значительных мероприятий. Приведём некоторые из них.

С 2002 года совместно с Тренинг-центром «Преодоление» проводятся выездные семинары для специалистов сферы образования в новом формате. Один из последних семинаров-тренингов был проведён в апреле 2004 года в Солнечногорском районе Московской области. Выездной характер семинара, а также применение интерактивных форм работы (тренинги, супервизии) с педагогами позволяют слушателям полностью погрузиться в процесс обучения, ускоряют усвоение больших объёмов информации и увеличивают качество, получаемых знаний. В процессе работы семинара решались следующие задачи:

просвещение представителей школ в вопросах девиантного поведения;

анализ трудностей, испытываемых педагогами при взаимодействии с детьми группы социального риска;

поиск адекватных способов решения трудных педагогических ситуаций с помощью использования психологических методов и приёмов;

теория и практика социальной работы с обучающимися в условиях образовательного учреждения.

обучение навыкам противодействия давлению неблагополучной и наркогенной субкультуры и многое другое.

26 августа 2005 года на базе ЦОУО совместно с УФСКН, ФСБ проведено совещание ответственных за профилактику безнадзорности, наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних по вопросам организации взаимодействия с отделом профилактики наркомании Службы по ЦАО УФСКН и усилению противодействия распространению наркомании среди учащихся образовательных учреждений округа.

13-14 сентября 2005 года на базе центров «Гармония», «Малыш», «Тверской» проведен городской круглый стол «Работа с детьми раннего возраста как профилактика последующей социальной дезадаптации» для психологов, социальных педагогов, педагогов-психологов, дефектологов.

22 сентября 2005 г. состоялось заседание Окружного межведомственного Совета по профилактике злоупотребления ПАВ в подростковой и молодёжной среде, на котором заслушивались отчёты Службы по ЦАО УФСКН и ЦОУО о работе по профилактике злоупотребления ПАВ. Обсуждались предложения по реализации окружной комплексной целевой программы профилактики.

Особое место в данной работе занимает информационно-просветительская деятельность. В целях улучшения контроля за переводом или исключением учащихся из образовательных учреждений разработана и введена в работу, а также передана в КДН «Памятка Сотруднику образовательного учреждения, ответственному за профилактику безнадзорности, правонарушений и наркомании по вопросам перевода, исключения и отчисления учащихся из учебного заведения», что позволило ЦОУО совместно с органами системы профилактики чётко и всесторонне рассматривать ситуацию с каждым несовершеннолетним.

Необходимость передачи данных о внутришкольном учёте в органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних связана с тем, что на формирование системы нравственных ценностей несовершеннолетних влияет не только школа, но и непосредственное окружение подростков, в первую очередь, их семья, которая оказывает преобладающее воздействие на личность подростка с самого раннего возраста.

От того, как будет оказана помощь органами системы профилактики конкретному ребёнку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, будет зависеть его дальнейшая судьба.

Принципиально важное направление в работе с семьями приняли на себя многие образовательные учреждения (СОШ №№ 19, 174, 171, 588, 1219, 1500, 1685, 1275 и др.)

Развиваются такие формы работы с родителями, как:

родительские клубы, лектории, семинары по правовому воспитанию;

программа «Алый парус»;

программа для родителей «Здоровье школьника»;

регулярные семинары «Нравственно-правовое воспитание».

В каждом конкретном случае разработаны и реализуются программы, составленные по запросам родителей.

На базе ряда образовательных учреждений ЦОУО действуют экспериментальные площадки, направленные на профилактику безнадзорности, правонарушений и психоактивных веществ у несовершеннолетних:

экспериментальная площадка «Психолого-педагогические условия становления индивидуальных форм личностного роста детей и подростков» (СОШ №№ 16, 354, 1241);

экспериментальная площадка «Разработка новых психолого-педагогических технологий, направленных на повышение психологической компетенции всех участников образовательного процесса и создание условий для реализации их интеллектуального потенциала»;

экспериментальная площадка «Научно-методические основы преподавания курса права в основной школе» (СОШ №№ 87, 110, 325, 1276);

экспериментальная площадка «Управление образовательной системой для детей с проблемами в поведении и социализации (девиантных и делинквентных)». СОШ № 2;

экспериментальная площадка: «Межшкольная социальная академия: социальное проектирование в муниципальной среде» (СОШ №№ 518, 528, 525, 553, 627, Центр «Москворечье»).

Особое внимание всех органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений и педагогических коллективов необходимо сконцентрировать на предупреждении злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

Благодаря поддержке наркологического диспансера № 14 в 2004-2005 гг. продолжилось обучение сотрудников, ответственных за профилактику работы с учащимися для формирования у них здорового образа жизни, психолого-правовому реагированию в случае подозревания ребенка в употреблении наркотических или психоактивных веществ.

Очень важно отметить, что значительно повысился уровень понимания важности проблемы со стороны руководителей образовательных учреждений и возрос интерес к работе с детьми в указанном направлении у социальных педагогов и психологов.

В образовательных учреждениях создаются «Уголки по профилактике наркомании», в библиотеках школ формируются стенды с литературой профилактической направленности.

В соответствии с принципами программы «Столичное образование – 4», ЦОУО в текущем учебном году организует межшкольные семинары по обмену опытом. Цель этих мероприятий – наладить процесс взаимодействия внутри сети образовательных учреждений в вопросах профилактики негативных проявлений среди несовершеннолетних, поиск, обобщение и трансляцию опыта успешной эффективной профилактической деятельности школ.

Отметим конечные цели, которые ставит перед собой ЦОУО в рамках программы:

подготовка перехода каждого учебного заведения на новую качественную ступень;

разработку и реализацию собственных программ профилактики, учитывающих особенности контингента, основные направления развития школы и, конечно, опирающихся на опыт специалистов в области профилактики употребления психоактивных веществ среди детей и подростков;

способствовать отбору содержания поступающей информации в соответствии с потребностями образовательного учреждения, максимально приблизить его к возможности практического применения.

Достижение этих целей – дело, требующее кропотливого труда, систематизации и анализа содержания профилактической работы, проводимой школой в течение прошедшего периода. Здесь образовательному учреждению потребуется не только помощь специалистов в области профилактики, но и методическая поддержка. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о внесении в функционал методистов научно-методического центра видения проблемы профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних.

Необходимость воспитания активного неприятия наркогенной молодёжной субкультуры, исключающей возможность допущения каких-либо проб или экспериментов с наркотиками, сегодня не вызывает сомнения ни в одном педагогическом коллективе. Вместе с тем без привлечения самих подростков к работе по профилактике наркомании довольно сложно достичь положительных результатов. Отметим, что ЦОУО активно задействует обучающихся для участия в окружных мероприятиях профилактической направленности. Вот некоторые из них:

при содействии Центра «Перспектива» проведено 12 ярмарок вакансий «Выбирай будущее», где московские работодатели представили более 18 тысяч вакансий для подростков и молодёжи с 14 до 18 лет;

акция «Выходи во двор, поиграем». Основная идея акции – укрепление здоровья и организация активного отдыха населения, формирование у людей потребности в физическом совершенствовании и гармоничном развитии личности, привлечение детей, подростков и молодёжи к регулярным занятиям спортом по месту жительства, участию в массовых соревнованиях, развитие секций во дворах по интересам, перспективным, современным для молодёжи видам спорта, проведение турниров и соревнований по ним с целью пропаганды здорового образа жизни;

в ДК «Стимул» (Таганский район) в рамках городской программы «Спорт для всех» состоялось подведение итогов спортивного 2003 года, – в котором приняли участие 380 учащихся школ Таганского района;

«Праздник бега на Таганке». Около 5 тысяч учащихся ЦАО с родителями и сотрудниками ЦОУО проводили забег по территории Таганского района;

«…Еще один день без наркотиков!», приуроченный ко Всемирному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом, Детский парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках», 6-ти часовая акция, проведённая силами волонтёров при поддержке управы раойна Хамовники;

клубно-спортивная эстафета, приуроченная ко Дню города, прошла на территории сквера «Девичье поле» с участием 14-ти команд досуговых клубов; проведена силами волонтёров при поддержке управы р-на Хамовники;

акция «СПИДу – нет!», приуроченная к Международному дню борьбы со СПИДом.

Важно, когда и сами подростки тоже активно участвуют в формировании здоровой среды и здоровых интересов среди сверстников. Однако далеко не все образовательные учреждения осуществляют системный подход в работе с учащимися. Так, при изучении деятельности образовательного учреждения по профилактике наркомании, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних особое внимание обращают на себя проекты, созданные учениками под руководством педагогов-предметников. Замечено, что эти работы редко применяются на практике, чаще просто хранятся в учебных кабинетах. В то же время имеет место опыт применения лучших творческих, проектных работ учащихся в дальнейшей профилактической деятельности образовательного учреждения. Например, в лицее № 1500 были проведены тематические классные часы по профилактике злоупотребления психоактивных веществ с использованием проектов «Курить или не курить», «Здоровье или курение» (авторы – учащиеся 10 класса), видеоролика «Жизнь или наркотики? Твой выбор!» – творческой работы учащихся 11 класса на конкурс «Мы выбираем жизнь»; в гимназии № 1529 использовался фильм, созданный группой учащихся на занятиях видеостудии. Этот проект победил в конкурсе «Мы выбираем жизнь».

В центрах психологической реабилитации и коррекции ЦОУО во взаимодействии с общественными организациями Тренинг-центром «Преодоление», МОФ «Правопорядок-Центр», Центром социальной поддержки и адаптации подростков «Перекрёсток» регулярно проводятся обучающие семинары и тренинги для педагогических коллективов и школьников, направленные на профилактику негативных явлений.

В целях повышения эффективности работы по профилактике наркомании среди подростков и молодежи между ЦОУО и службой по ЦАО УФСКН РФ подписан План совместных мероприятий по профилактике не медицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях ЦАО г. Москвы на 2004-2005 учебный год. Соглашение о сотрудничестве заключено также с Тренинг-центром «Преодоление».

Степень эффективности профилактической работы школ зависит от осознания педагогическим коллективом её необходимости в современных условиях, от уровня сформированности представлений о концепциях и подходах к вопросу первичной профилактики наркотической зависимости, а также практических навыков выявления фактов употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних.

Следовательно, специалистам сферы образования необходимо аналитически подходить к информации, поступающей в образовательные учреждения как через методическую литературу, так и посредством проводимых на различных уровнях конференций, круглых столов и семинаров. Обилие материалов по профилактике наркомании и вредных привычек, которыми ЦОУО снабжает образовательные учреждения, отнюдь не гарантирует их целенаправленного применения в профилактической деятельности школ. Большинство этих материалов украшает школьные уголки профилактики, выставки в библиотеках, но только малая их часть реально используется в работе.

Проблема в том, что большинство школ в рамках программы развития не разрабатывает собственные программы профилактики наркомании, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Работа строится на стандартном планировании, которое по качественному уровню оставляет желать лучшего. Отсутствует система, размыты цели, и это порождает хаотичное и зачастую ситуационное проведение мероприятий профилактической направленности.

Считаем важным более подробно остановиться на проблемах обучения специалистов образовательных учреждений:

в контингенте социальных работников и школьных психологов происходят изменения. Ранее обученные специалисты по различным причинам покидают школу, что в ряде случаев негативно сказывается на процессе внедрения эффективных технологий профилактики наркотической зависимости несовершеннолетних;

директивный характер направления на обучающие семинары без соответствующей внутренней готовности и инициативы педагогических работников не даёт ожидаемого эффекта. Задачей ЦОУО в данном случае является организация обучения специалистов, исходя из потребностей образовательного учреждения, формирование системы межкурсовой подготовки;

организации и учреждения, призванные оказывать образовательным учреждениям методическую, практическую помощь в организации профилактической деятельности, как правило, работают по запросу. Однако школа в силу многих причин на данный момент не в состоянии сформулировать такой запрос.

Решение данных проблем кроется как в умении администрации определять задачи развития, контролировать их выполнение, вносить соответствующие коррективы и, в равной степени, поощрять и стимулировать сотрудников образовательного учреждения к дальнейшей работе, так и в изменении подходов к обучению специалистов в рамках обсуждаемой проблемы на уровне ЦОУО.

В 2005-2006 учебном году линия организации обучающих семинаров продолжится. Основой будет служить заявка от школы на участие её сотрудника в обучающем семинаре по проблеме, интересующей школу. Тем самым достигается востребованность информации, полученной на семинаре, в профилактической работе школы, планирование необходимой тематики и количества семинаров для специалистов, ответственных за профилактику наркомании, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, адресность в оказании методической помощи, а также рост эффективности взаимодействия образовательных учреждений с наркологическими диспансерами, психолого-медико-социальными и другими центрами.

Настоящее издание, Журнал мониторинга «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди учащихся образовательных учреждений» – это практическое пособие, адресованное педагогам, психологам, социальным педагогам, директорам учебных учреждений и специалистам социальной практики, занимающимся вопросами профилактики негативных явлений в подростковой среде. Надеемся, что данное пособие станет полезным и ценным инструментом в повседневной работе специалистов, которым небезразлична судьба подрастающего поколения.

Информация подготовлена при содействии

Центрального окружного управления образования

studfiles.net

Это интересно:

  • Общество и несовершеннолетний преступник Несовершеннолетний В уголовном праве Н. признается лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет (ст. 87 УК РФ*). Н., совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры […]
  • Приказ мвд россии 241 Приказ МВД России от 6 мая 2013 г. N 241 "О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД России от 6 мая 2013 г. N 241"О некоторых вопросах применения мер […]
  • Штраф за выбросы без разрешения Какая ответственность или штраф за отсутствие ПДВ нормативов грозит природопользователю? Предупреждаем, что чтение данного материала предотвращает штраф за отсутствие ПДВ вследствии принятия Вами независимого решения заказать наши услуги. Закон Российской Федерации "Об охране […]
  • Обзор верховного суда за 2005 "ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА IV КВАРТАЛ 2005 ГОДА" 1. Взыскание алиментов за прошедший период на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа. Определением областного […]
  • Иск потерпевших в дтп С потерпевших в ДТП пытаются взыскать 120 млн. В Гродненской области суд вынес решение, согласно которому водитель, потерпевшая в аварии, должна 120 млн рублей матери погибшего пассажира. Виновник ДТП при этом не должен ни копейки. Авария, в которую попала семья Загурских, произошла 4 […]
  • Приказ мз 224 Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. N 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций" Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. N 229"О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников […]
  • Приказ мвд рф 1038 1999 Приказ МВД России от 14.12.1999 N 1038 (ред. от 18.07.2014) "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2000 N 2190) МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 14 […]
  • Закон о почте в рф Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ"О почтовой связи" С изменениями и дополнениями от: 7 июля 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 26 июня 2007 г., 14, 23 июля 2008 г., 28 июня […]