Пособия в россии 1917

admin

Россия в 1917 году

Начало 20-го в. стало для России одним из наиболее сложных и тяжелых периодов за всю историю существования. Непродуманная политика последнего русского императора Николая 2-го, отказ от реформ, принятие жестких репрессивных мер («Кровавое воскресенье») с неизбежностью привели к революционным событиям 1905-1907 гг. Необходимо было оперативно решить аграрно-крестьянский вопрос, положение рабочих и крестьян (в частности, их полное политическое бесправие), ликвидировать произвол полицейских и чиновников. Эти проблемы и кризис 1900-1903 гг., вызвавший ухудшение материального положения рабочих, привели к революционному взрыву. И задачами революции 1905 г. стали:

  • свержение самодержавной власти;
  • введение свободы слова, партий, собраний, объединений и т.д.;
  • решение аграрного вопроса (наделение крестьян землей и свержение гнета помещиков);
  • решение рабочего вопроса (сокращение трудового дня на заводах до 8 часов, образование профсоюзов и пр.);
  • решение национального вопроса (признание равенства народов Российской империи).

Широчайшие слои населения страны были заинтересованы в успешном осуществлении революционных задач. В итоге социально-политическая система страны претерпела серьезные изменения. Тем не менее, несмотря на определенные ограничения, вся полнота исполнительной власти и возможность принятия законодательных решений остались у царя.

Хотя были введены некоторые либеральные свободы (разрешение организовывать профсоюзы, отмена цензуры, появление легальных политических партий), основные задачи революции в полном объеме достигнуты не были.

Решение этих важнейших задач, а также сложная ситуация внутри страны, связанная со вступлением России в Первую мировую войну, привели к февральскому революционному кризису 1917 г.

Необходимо признать, что Россия в 1917 г. (после Февральской революции) имела выбор путей общественного развития:

  • в случае прихода к власти Корнилова, как полагают историки, страна могла бы пойти по генеральско-диктаторскому пути развития;
  • при условии создания Керенским (важнейшей фигурой начала 20-го в.) достаточно дееспособных государственных институтов мог бы быть реализован буржуазно-демократический вариант с постепенным разрешением социально-экономических проблем страны;
  • однородно-социалистический путь был бы возможен в случае выполнения резолюции 2-го съезда Советов и создания правительства, в которое бы вошли представители всех социалистических партий России.
  • Однако события 1917 г. в России привели к воплощению большевистско-леворадикальной модели развития страны.

    1917 г. в истории России стал переломным. К победе большевики пришли благодаря сложной ситуации в стране, политическому и экономическому кризису. Октябрьская революция 1917 г. в России стала началом продолжительной, сложной и во многом противоречивой исторической эпохи — эпохи СССР.

    historynotes.ru

    Социальные выплаты и пособия

    Что такое государственные социальные выплаты

    Социальная выплата положена гражданам РФ от государства в определенных случаях и предназначена для материальной поддержки конкретного лица или членов его семьи.

    Средства выделяются безвозмездно в следующих случаях:

  • Для частичного или полного возмещения временно утраченного дохода (пособие по безработице, по случаю временной утраты трудоспособности, по беременности и родам и др.).
  • Оказания финансовой поддержки при росте расходов (помощь по случаю рождения ребенка, на погребение, семьям с детьми до 16 лет, и др.).
  • Социальное пособие служит формой государственного соцобеспечения населения и регламентируется федеральным законодательством.

    Характерные признаки социальных пособий

    Пособие отличается от других видов социальных платежей тем, что денежные средства перечисляются льготнику напрямую и не зависят от вида соцподдержки или льготной категории заявителя.

    Данный вид платежа обладает определенными особенностями:

    При назначении социальных выплат учитывают следующие факторы:

    Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

    Федеральные и региональные социальные выплаты

    Во многих случаях федеральное пособие является существенным дополнением к основному доходу льготника, а иногда и единственным источником средств для жизни.

    Федеральные выплаты в России назначаются:

  • Гражданам, имеющие определенные заслуги перед государством (звание или награды): Герой СССР , РФ , Почетный донор России.
  • Лица, получившие общегосударственный статус: ветераны и инвалиды труда, реабилитированные граждане, работники тыла, безработные и др.
  • Федеральные платежи финансируются из средств федерального бюджета. Деньги выделяются по целевому признаку соответствующим министерствам и ведомствам, которые распределяют бюджет на календарный год.

    Региональные платежи устанавливаются в каждом регионе самостоятельно местной администрацией. Выделение средств происходит за счет бюджетов регионов и поэтому могут отличаться величиной или вообще отсутствовать в некоторых областях (крае).

    Региональная помощь предназначена лицам, наиболее нуждающимся в дополнительных мерах соцподдержки органов власти. Например, пенсионеры, ветераны труда, граждане, имеющие большой трудовой стаж.

    Отдельные виды поддержки выплачиваются непосредственно работодателем заявителя. В дальнейшем эти средства компенсируются за счет средств государства.

    Кто может претендовать на пособия

    Такая социальная выплата предназначена в основном для граждан, которые потеряли трудоспособность или кормильца.

    К ним относят лица следующих льготных категорий:

  • одинокие пенсионеры, неспособные больше трудиться;
  • многодетные семьи, при наличии детей до 18 лет (или до 23 лет — студентов дневного отделения);
  • лица, получившие инвалидность, в том числе дети;
  • дети в возрасте до 18 лет, у которых есть родители-инвалиды или пенсионеры;
  • дети, воспитывающиеся без одного родителя (отца или матери);
  • дети-сироты и дети до 18 лет, оставшиеся без родителей;
  • граждане, имеющие государственные знаки отличия (звания, награды);
  • студенты дневного отделения, имеющие детей;
  • лица, ухаживающие за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом;
  • беременные женщины и находящиеся в декрете;
  • лица, попавшие под сокращение на предприятии.
  • Всем вышеуказанным категориям населения государство гарантирует выделение средств из федерального бюджета. Власти в регионах не могут отменять данные привилегии.

    Социальные выплаты в РФ

    Все социальные выплаты и пособия в РФ можно классифицировать по различным признакам:

  • Исходя из целевой направленности
  • компенсируют полностью или частично потерю основного дохода;
  • предоставляются как дополнительная помощь
  • 2. По продолжительности выделения средств

  • назначаются единоразово (единовременно);
  • выплачиваются ежемесячное (регулярно);
  • перечисляются один раз в год (выплаты донорам).
  • 3. В зависимости от категорий получателей

    Виды пособий в России

    В целом можно говорить о трех основных видах соцподдержки от государства:

  • для граждан, имеющих основную работу;
  • для лиц, имеющих статус официального безработного;
  • для родителей, имеющих детей.
  • Пособие по безработице выплачивается граждан, которые официально зарегистрированы в центре занятости населения. Данный вид выплат назначается временно с целью ускорения трудоустройства граждан и ограничен по времени.

    Размер платежей устанавливается индивидуально, государство определило только нижний и верхний пределы выплат. В 2018 году величина выплат составляет 850-4900 руб.

    Пособие по временной трудоспособности назначается и выплачивается однократно при предъявлении листка нетрудоспособности. Трудоустроенный гражданин может получить деньги, только если работодатель платил взносы в ФСС . Официальным безработным возмещение назначают на бирже труда.

    Пособие устанавливается в процентном соотношении к дневному заработку получателя средств. При расчете размера выплат учитывают срок страхового стажа заявителя.

    Гражданам, воспитывающих детей, начисляется и выплачивается несколько видов господдержки. Их можно объединить в категорию «Детские пособия».

    Данный вид социальных выплат назначают также усыновителям детей в возрасте до 3-х месяцев.

    Помощь при рождении ребенка может получить один из трудоустроенных родителей. Назначается и выплачивается единоразово и является федеральной выплатой. Размер пособия в 2017 году составляет 16350 руб.

    Помощь одиноким матерям назначается женщинам, воспитывающим ребенка без отца (в свидетельстве о рождении ребенка сведения об отце отсутствуют). Помощь могут получать как трудоустроенные, так и безработные матери. Для трудоустроенных величина выплат определяется с учетом оклада, а для безработных рассчитывается на основе МРОТ .

    Пособие на погребение выплачивается родственникам усопшего в качестве компенсации расходов на похороны. В 2017 году размер возмещения составляет 5562 руб. Если в регионе, где проживал умерший, установлен районный коэффициент, величина платежа пересчитывается с учетом его размера.

    Пособие по инвалидности выплачивается ежемесячно. Размер выплат зависит от установленной группы инвалидности и периодических индексаций.

    В 2017 году сумма пособия составляет:

    Малоимущим семьям предусмотрена региональная поддержка. Она назначается, когда размер дохода на одного члена семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленного в регионе.

    Помощь многодетным семьям тоже осуществляется региональными властями с учетом финансовых возможностей бюджета области (края).

    Некоторые категории льготников могут претендовать на несколько видов социальных выплат. Например, беременные женщины, впоследствии ставшие матерями, имеют право на 2-3 пособия.

    Порядок оформления социальных выплат

    Назначение и выплата пособий происходит через соответствующие государственные органы и учреждения. Поэтому в зависимости от специфики выплаты заявителю потребуется обращаться в различные госорганы для оформления госпомощи.

    В какие органы обращаться для оформления

    1. Для получения помощи, в связи с рождением ребенка заявитель должен обратиться:
    • к своему работодателю;
    • в местное Управление Пенсионного фонда;
    • в местный отдел соцзащиты.
    • 2. Для оформления пособий по инвалидности следует подойти в местное Управление соцзащиты.

      3. Бюджетные работники могут оформить все необходимые документы в отделах соцзащиты.

      Перечень необходимых документов

      Для оформления права на получение привилегий от государства потребуются следующие документы:

      Размеры и порядок выплат

      Размеры пособий могут устанавливаться в фиксированном размере или меняться в зависимости от определяющих факторов. Если фиксированный размер не установлен законодательно, то за основу начислений принимается федеральная величина МРОТ .

      Региональные власти могут регулировать размер федеральных платежей в сторону увеличения или выплачивать дополнительные региональные денежные средства.

      Перечисление средств производится с помощью адресной доставки почтальонами «Почты России» или переводом на счет, открытый в коммерческом банке.

      lgoty-vsem.ru

      Пособия в россии 1917

      Пенсии до революции: социальное обеспечение в России на рубеже XIX —.

      Пенсии до революции: социальное обеспечение в.

      Пенсии до революции:

      социальное обеспечение в России на рубеже XIX — XX веков

      Пенсионное обеспечение в последние годы существования Российской империи представляло собой сочетание государственного и частного пенсионных капиталов. В системе дополнительного социального обеспечения уже в конце 19 века насчитывалось более 200 ведомственных эмеритальных касс. Но в целом система пенсионного обеспечения оставалась избирательной и охватывала менее 1/3 населения.

      Дополнительное пенсионное обеспечение за счет взносов в эмеритальные кассы и рабочие фонды взаимопомощи затрагивало незначительную часть трудящихся, поскольку пенсионные кассы создавались в основном в государственных ведомствах и на крупных промышленных предприятиях. В то время как в России к началу XX века почти половину населения составляли сельские жители: более 60 млн человек из 125 млн, по переписи 1897 года.

      Российское крестьянство не обеспечивалось пенсиями долгое время — и до, и после революции. Большинство сельских тружеников будут интегрированы в пенсионную систему страны лишь в 60-е годы ХХ века.

      Государственные пенсии на рубеже 19-20 веков по-прежнему оставались привилегией военных и гражданских служащих. Сохранялась традиция назначения пенсий как особых привилегий за заслуги перед отечеством. Существовали повышенные пенсии кавалерам наиболее престижных государственных наград.

      Численность военных пенсионеров резко выросла с началом первой мировой войны. Но рядовых солдат в числе получателей привилегированных пенсий не было. Хотя, по разным оценкам, Георгиевские кресты разных степеней в ходе первой мировой войны получили почти полтора миллиона солдат.

      До революции 1917 года структура пенсионного обеспечения обычных граждан России состояла из нескольких уровней. Главной компонентой была государственная пенсия, назначаемая за долговременную беспорочную службу, либо пенсия по болезни или инвалидности. Она полагалась работающим в случае досрочного выхода на пенсию по состоянию здоровья.

      Начиная с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась также рабочим частных предприятий.

      В дореволюционный период социальная система Российской империи достигла достаточно высокого уровня по сравнению со многими другими странами. В целом по уровню жизни царская Россия к 1913 году занимала 15-е место в мире. Численность населения за пять лет (с момента переписи 1897 года) выросла более чем на треть.

      Социальное страхование рабочих и система трудового законодательства в Российской империи признавались одними из лучших в мире – об этом, в частности, на встрече с группой промышленников из России в 1912 году заявил Уильям Тафт, 27-й президент США. Он посещал Россию в начале века, его путь в Санкт-Петербург на встречу с императором Николаем II пролегал через Владивосток. Поэтому президент Тафт оценивал качество социальной политики царской России непонаслышке.

      Что касается оценок системы трудового законодательства, социального страхования и в целом качества пенсионной системы России на рубеже 19-20 веков, то они остаются весьма противоречивыми. И, безусловно, эта проблема требует дальнейшего объективного исследования.

      Пенсионное обеспечение чиновников Российской империи до 1917 года регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам». Срок выслуги для получения государственной пенсии составлял 35 лет. Безусловно, при условии «беспорочной службы».

      Право на пенсию теряли лица, уволенные со службы по решению суда, а также приговоренные к различным видам наказания, включая лишение свободы или другие ограничения гражданских прав. Любопытно, что по истечении срока наказания и после возвращения на службу чиновник вновь приобретал право на пенсию.

      Чиновник, прослуживший не менее 25 лет, соответственно, получал 50% пенсионного оклада. Фактически, пенсию на государственной должности можно было выслужить только к 60 годам, учитывая, что средний возраст приема на службу дипломированного специалиста начинался с 20 лет. При этом пенсионная планка в 60 лет на тот период была выше средней продолжительности жизни в стране.

      Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. В случае неизлечимой болезни полный оклад пенсии можно было получить за 30 лет службы. Во-вторых, досрочную пенсию можно было получить, если чиновнику требовался посторонний уход в случае болезни. Полный оклад пенсии в этом случае полагался за 20 лет службы.

      Для назначения пенсий служащим низших чинов нередко требовалось доказать тот факт, что к моменту достижения пенсионного возраста чиновник не будет иметь другой возможности содержать семью, кроме пенсионного пособия.

      Размер пенсии государственных чиновников устанавливался соответственно уровню чина. Все должности в государственном аппарате для расчета пенсии были разделены на 9 разрядов.

      В начале 20 века размер пенсий российских чиновников мог составлять в среднем от 85 рублей в год (по 9-му разряду) до 1 453 рублей (по первому разряду). Для сравнения, заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в отдельных отраслях промышленности всего несколько десятков рублей в месяц.

      Также важно подчеркнуть, что в конце XIX века рост инфляции в России значительно обесценил пенсионные оклады, которые долгое время не менялись. По пенсионному законодательству того времени, было запрещено устанавливать пенсии выше уровня, определенного Уставом. Руководители различных ведомств по этой причине нередко атаковали министерство финансов просьбами об «усилении» пенсий своим работникам. В случае несогласия министра финансов вопрос о повышении пенсии тому или иному чину выносился на заседание Комитета министров. Прибавка к пенсионному пособию могла составлять от одной трети до половины суммы жалования.

      В случае смерти служащего размер пенсии определялся с учетом семейного положения. В частности, учитывалось количество членов семьи, оставшихся без попечения, а также их права на получение пенсии. Например, вдова служащего могла получать лишь половину пенсии мужа, если в семье не было малолетних детей (не старше 17 лет). На каждого из малолетних детей прибавлялась треть от половины пенсии отца. Если в семье было более четырех детей, то все они должны были получать пенсию поровну, но в сумме не больше размера пенсионного жалования отца.

      Пенсия умершего также не назначалась сыновьям старше 17 лет и дочерям старше 21 года. Кроме того, право на пенсию утрачивали сыновья, поступившие на службу или принятые в учебные заведения за казенный счет, а также дочери в случае выхода замуж или обучения за казенный счет. Вдовам, вторично вышедшим замуж, государственная пенсия первого мужа также не полагалась.

      Кроме того, пенсии лишались чиновники при вступлении на новую должность, или при переходе на службу иностранному государству без согласия российского правительства. Пенсионное право утрачивалось также при пострижении в монашество и в случае нарушения условий выезда за границу (а именно пребывания за границей более разрешенного срока).

      Что касается пенсий военнослужащих, то они выплачивались из двух источников: из Государственного казначейства и инвалидного капитала.

      Срок выслуги военной пенсии был меньшим, чем у гражданских чиновников — в среднем 25 лет для полного оклада пенсии, и 20 лет — для 50 %.

      Примечательно, что офицерам военных тюрем каждые пять лет службы засчитывались за семь.

      Для офицеров и гражданским чиновникам военного ведомства, которые служили в отдаленных регионах страны, сроки выслуги пенсий сокращались: например, один день службы считался за два, три, четыре дня и так далее — в зависимости от конкретной удаленности места службы.

      При этом для всех без исключения офицеров, военных священников и врачей время службы в действующей армии засчитывалось вдвойне по сравнению с гражданской службой.

      Для морских офицеров, кроме общих пенсий, существовали дополнительные вознаграждения. А именно в размере 1/2 оклада жалования — за общий срок плавания в течение службы от 120 до 180 месяцев. Две трети оклада пенсии полагалось за плавание сроком более 180 месяцев.

      Командирам кораблей выдавалось дополнительное вознаграждение за долговременное командование судном, корабельным инженерам — за постройку и перестройку судов (сумма дополнительного вознаграждения могла составлять до 1350 рублей в год). Инженерам-механикам полагались доплаты к пенсии за долговременное управление судовыми машинами (до 900 рублей в год).

      Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше обычных офицерских пенсий. Причем правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались только офицеры, которым оказывал покровительство так называемый «Александровский комитет о раненых». Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер на момент ранения, и от степени тяжести ранения (соответственно, различались пенсии раненым офицерам первого и второго класса).

      Также важно отметить, что офицеры, получившие раны и увечья во время боевых действий, получали пенсии из инвалидного капитала независимо от пенсий из государственного казначейства. Кроме пенсии, отставным офицерам выдавалось ежегодное пособие для найма прислуги.

      Как уже отмечалось выше, доходы рабочих в Российской империи на рубеже 19-20 веков были весьма невысоки по сравнению со служащими. На получение пенсионного пособия рабочие в то время могли рассчитывать только при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы, в том числе — эмеритуры, которые начиная с 80-х годов 19 века в производственной сфере наиболее активно и массово создавались на железных дорогах.

      Правительство предпринимало попытки расширить сферу социальной защиты наемных работников. Так, в 1893 году по предложению министра финансов Витте была создана специальная комиссия для разработки законопроекта об индивидуальной ответственности предпринимателей за здоровье и обеспечение рабочих.

      В сентябре 1902 года был разработан законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев».

      2 июня 1903 года закон был утвержден Николаем II, и вступил в силу с 1 января 1904 года.

      При всей ограниченности принятых мер Закон 1903 года все же был значительным прогрессом в развитии трудового законодательства. В нем впервые устанавливались размеры пенсий для наемных рабочих и служащих.

      Так, при полной потере трудоспособности полагалась постоянная пенсия в размере 2/3 заработка. В таком же размере выплачивалась пенсия семье в случае потери кормильца. Главным изъяном закона было то, что в нем искусственно занижалось исчисление годового заработка рабочего. Что привело к уменьшению размера пенсии.

      Активизация рабочего движения в период первой русской революции (1905–1906 годы) привела к разрушению многих пенсионных касс. Но их развитие продолжилось, как только общественно-политическая ситуация в России стабилизировалась.

      К 1912 году назрел вопрос об объединении пенсионных касс различных ведомств в единую организацию, что позволило бы создать в стране полномасштабную пенсионную систему страхового типа. Вступление России в мировую войну в 1914 году стало новым препятствием для развития в стране всеобщего пенсионного обеспечения.

      В свою очередь, политические партии активно боролись за введение обязательного социального страхования рабочих за счет средств работодателя или из специальных фондов страхования рабочих, которые предлагалось формировать за счет взимания особого налога на владельцев частных предприятий. Этот вопрос, в частности, обсуждался в 1903 году на втором съезде РСДРП.

      Кроме того, в 1912 году на VI Всероссийской партийной конференции в Праге была предложена страховая программа, которая предусматривала обязательное страхование всех наемных работников и членов их семей за счет предпринимателей, и за счет государства — в случае утраты рабочими трудоспособности, в том числе и по старости.

      Требование распространить систему социального страхования на все категории рабочих стало одним из ключевых поводов для усиления протестного движения рабочих и активизации деятельности левых партий в России в начале ХХ века.

      Вынужденным ответом правительства на эти вызовы стало принятие Закона от 23 июня 1912 года «О социальном страховании рабочих». Однако социальные меры, прописанные в законе, были довольно ограниченными.

      Так, обязательное социальное страхование распространялось только на предприятия с численностью не менее двадцати рабочих — при наличии двигателя (парового или электрического), и тридцати рабочих — при отсутствии двигателя.

      В силу данных ограничений закон — безусловно, прогрессивный по тем времена — охватил не более 2,5 миллионов рабочих по всей стране. Еще порядка 12 миллионов наемных рабочих и служащих в России оставались по-прежнему без какого бы то ни было обеспечения по старости и инвалидности.

      Социальное страхование не распространялось на всех транспортных рабочих, домашнюю прислугу, торгово-промышленных служащих, сельских наемных работников (батраков). Основную нагрузку по выплате страховых взносов закон возложил на самих страхуемых рабочих. По схеме страхования, 3/5 части страхового взноса платили рабочие из своего дохода, 2/5 части взноса платил работодатель. Это привело к снижению заработка большей части наемных работников, что, в свою очередь, провоцировало новую волну стачек и роста революционных настроений накануне 1917 года.

      pfr.pba.su

      Социальное обеспечение в России до 1917 года

      Возникновение социального страхования в России. Законодательство, регулирующее государственное и общественное призрение. Появление в России социального страхования, его виды и принципы. Характеристика законов о социальном страховании 1901-1903 и 1912 гг.

      Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

      Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

      Размещено на http://www.allbest.ru/

      НОУ СПО «Ивановский кооперативный техникум»

      Курсовая работа

      По МДК 01.01 « Право социального обеспечения»

      Тема: “Социальное обеспечение в России до 1917 года”

      Студентка 2 курса

      Бабнеева Елена Олеговна

      Коротков Виталий Павлович

      Иваново 2014


      Содержание

      Глава 1.Основные формы материального обеспечение нетрудоспособных в России в докапиталистический период

      1.1 Первоначальные социально-правовые формы материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных в России. Причины появления законодательства о социальном обеспечении

      1.2 Возникновение социального страхования в России. Правовое регулирование добровольного, факультативно-обязатель ного и частно-обязательного страхования

      Глава 2. Законодательство, регулирующее государственное и общественное призрение

      Глава 3.Органы, ведаю щие призрением. Появление в России социального страхования, его виды; принципы, на которых осуществлялось страхование

      3.1 Приказы общественного призрения

      3.2 Появление в России социального страхования и виды

      Глава 4.Характеристика законов 1901-1903 гг., законодательные акты о социальном страховании 1912 года

      Выводы и предложения

      социальный страхование россия

      Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

      Социальное обеспечение как определённая форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической формации.

      Представленная работа посвящена теме «Социальное обеспечение в России до 1917 года».

      Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

      Тема » Социальное обеспечение в России до 1917 года » изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики » Социальное обеспечение в России до 1917 года «.

      Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы » Социальное обеспечение в России до 1917 года «. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме » Социальное обеспечение в России до 1917 года » необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

      Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме » Социальное обеспечение в России до 1917 года » в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

      Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа » Социальное обеспечение в России до 1917 года «.

      Теоретическое значение изучения проблемы » Социальное обеспечение в России до 1917 года » заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

      Объектом данного исследования является анализ условий » Социальное обеспечение в России до 1917 года «.

      При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

      Актуальность темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся правового регулирования социального обеспечения граждан в условиях перехода российского государства к рыночной экономике. Становление России как правового социального государства на основе новых экономических отношений происходит достаточно сложно и противоречиво. К числу вопросов, наиболее остро выдвинувшихся в последнее время в России, относится вопрос о социальном обеспечении наименее защищенных слоев населения при наступлении различных факторов социального риска. Для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо создание такого правового механизма, который мог бы реально обеспечить социальную защищенность самых широких слоев населения России. Реформирование всей системы социального обеспечения граждан в России, сложившейся в советское время и оказавшейся неприемлемой в условиях рыночной экономики, столкнулось с серьезными трудностями, от успешного разрешения которых во многом зависит успех проводимых преобразований и социальная стабильность в обществе. Подробное изучение и теоретическое осмысление дореволюционного отечественного опыта в области социального обеспечения обусловливается необходимостью учитывать его в процессе становления и развития современной системы социального обеспечения. На нынешнем этапе это приобретает особое значение в связи с разработкой новых федеральных законов, регулирующих отдельные виды социального обеспечения, призванных наряду с Конституцией Российской Федерации стать правовой основой для дальнейшего развития системы социального обеспечения и в Российской Федерации в целом и в ее отдельных субъектах.

      Попытки решить вопрос о социальном обеспечении граждан на общегосударственном уровне стали предприниматься в различных странах начиная с середины 19 века. Возникновение отдельных видов социального обеспечения граждан в России относится к концу 19 началу 20 веков. Именно тогда появляются первые законодательные акты, касающиеся обеспечения рабочих и членов их семей в случае нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца. Развивая свое законодательство о социальном обеспечении, Россия во многих случаях заимствовала опыт ведущих европейских стран, используя наиболее удачные модели, учитывая при этом свои национальные особенности.

      В курсовой работе предпринята попытка показать процесс возникновения и становления системы социального обеспечения в России дореволюционного, то есть досоветского периода. Изучение опыта прошлого и обращение к истории развития социального обеспечения позволит избежать ошибок в будущем, в частности при разработке законопроектов, регламентирующих его отдельные виды.

      Предметом исследования является выраженное в понятиях и нашедшее отражение в законодательстве, в юридической литературе, публицистике и архивных документах рассматриваемого периода правовое регулирование социального обеспечения в дореволюционной России.

      Практическая значимость курсовой состоит в том, что

      материалы исследования и его результаты могут быть использованы в научной и практической разработке проблем социального обеспечения в России;определении дальнейших перспектив развития различных институтов социального обеспечения; в процессе преподавания учебных курсов по истории отечественного права и государства и по праву социального обеспечения; в законотворческом процессе при подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих материальное обеспечение граждан при наступлении различных факторов социального риска.

      Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.Источниками информации для написания работы по теме » Социальное обеспечение в России до 1917 года » послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике » Социальное обеспечение в России до 1917 года «, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

      Задачи курсовой работы раскрыть основные формы материального обеспечение нетрудоспособных в России в докапиталистический период, узнать подробнее о законодательстве, регулирующее государственное и общественное призрение. Рассказать о органах, ведающие призрением. Рассказать как появилось право социального обеспечения, раскрыть его принципы, на которых осуществлялось страхование.

      Цель курсовой работы состоит в том что большой интересом к теме » Социальное обеспечение в России до 1917 года » в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Цель изучить и показать в обобщенном, хронологическом виде наиболее важные элементы исторического опыта социальной работы, которые проводились государственными органами.

      Глава 1.Основные формы материального обеспечение нетрудоспособных в России в докапиталистический период


      1.1 Первоначальные социально-правовые формы материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных в России. Причины появления законодательства о социальном обеспечении

      Забота государства о нуждах слабейших своих членов есть не только обязанность, налагаемая гуманностью, которой должны быть проникнуты государственные учреждения, но и задача политики, оберегающей интересы самого государства. Как отмечал В.П. Литвинов-Фалинский «политика эта должна быть направлена к тому, чтобы и в беднейших классах населения, как наиболее многочисленных и наименее просвещенных, вселять убеждение, что государство есть учреждение не только необходимое, но и благодетельное. Согласно идее современного государства, на последнем должна лежать обязанность оказывать положительными мерами и средствами поддержку всем своим гражданам, преимущественно же слабейшим и наиболее в ней нуждающимся»

      Необходимость в законодательном закреплении норм, регулирующих социальное обеспечение граждан, была вызвана в первую очередь развитием в России промышленного производства. В целом исторические условия экономической и политической жизни России представляли собой мало благоприятную почву для развития в ней организаций взаимопомощи и помощи нуждающимся со стороны государства. До конца 18 века Россия была по преимуществу страной земледельческой со сравнительно слабым развитием городской жизни. Главная масса населения — крестьянство — жила общинным строем. Община, хотя и в несовершенной форме и недостаточных размерах, но все-таки обеспечивала своим членам поддержку в случае нужды. Общинный строй как таковой имел много недостатков. Он, несомненно, тормозил развитие капиталистических производственных отношений в сельском хозяйстве, не позволял отдельной семье выделиться, расширить и укрупнить сельскохозяйственное производство, осуществлять накопление капитала. Однако в социальном плане общинный строй нес несомненные и вполне определенные блага. Община сдерживала имущественное, а, следовательно, и социальное расслоение и в определенной степени сглаживала социальные противоречия в деревне. Община оказывала поддержку, если кто-либо из ее членов оказывался в тяжелом материальном положении. «Старик, увечный либо сирота, оставшийся без попечения родителей, вполне мог рассчитывать на поддержку со стороны общины и практически всегда ее получал. Значительная часть городского населения не порывала связи с деревней и искала в ней убежища при всяком несчастии» .Таким образом, потребность в организации взаимопомощи и обеспечении со стороны государства была в России достаточно долго сравнительно слаба, во всяком случае, гораздо слабее, чем в странах Запада в тот же период, где капитализм давно обрушил общинный строй и перенес центр общественной жизни из деревни в город.

      С развитием промышленного производства возникла потребность в законодательном регулировании вопросов, касающихся обеспечения граждан в случаях нужды. Промышленность в своем историческом развитии прошла несколько стадий, которые характеризовались своими особенностями. До того, как получило широкое распространение применение машин, промышленность представляла собой совокупность ремесел, и носила патриархальный характер. В допетровской Руси мелкое производство удовлетворяло все нужды населения. Крупное совершенно отсутствовало. «В ремесленно-цеховом строе отношения хозяина и рабочего были патриархальны. О рабочем в достаточной степени заботились семья хозяина и те цеховые организации, которые тогда существовали» .Как отмечал В.П. Литвинов-Фалинский «интересы хозяев и рабочих во многом совпадали, острых противоречий между ними не возникало» .

      1.2 Возникновение социального страхования в России. Правовое регулирование добровольного, факультативно-обязатель ного и частно-обязательного страхования

      Отдаленные исторические корни социального страхования мы находим в различных системах призрения бедных, которые также стары, как и само человечество. Во все времена у всех народов общество в форме приходов, общины, города, цеха — приходило на помощь своим немощным членам и в том или ином виде поддерживало их в моменты острой нужды. Как отмечал Н.А. Ви-гдорчик: «Едва ли есть какая-либо страна на земном шаре, где бы в той или иной форме, в тех или иных размерах, не существовало добровольных организаций, ставящих себе целью обеспечение своих членов в случае болезни. И это относится не только к культурным государствам Европы, Америки и Австралии, но и к самым отсталым странам Востока» . Появление страхования на Руси С.А. Рыбников связывал с памятником древнерусского права» — «Русской правдой», которая дает интересные сведения о законодательстве X-XI вв. Особое значение имели нормы, касающиеся материального возмещения вреда общиной (вервью) в случае убийства. В ст. 6 и 8 «Русской правды» Рыбников С.А. усматривал все элементы договора страхования гражданской ответственности . Но страхование гражданской ответственности, по сути, не является страхованием социальным. Социальное страхование, как таковое, не есть простое обеспечение нуждающихся. Характерным его признаком является организованная взаимопомощь. В таком виде мы встречаем его уже в первые века нашей эры. Ренан сообщает, что в Греции и Риме христиане устраивали союзы взаимопомощи и похоронные кассы . Такие же союзы со смешанным религиозно-экономическим характером существовали и в средние века. Но до появления на арене истории капитализма такая организация не могла получить широкого распространения. Разрушив патриархальную связь, существовавшую в недрах общины и цеха, капитализм лишил человека той поддержки в случае нужды, которую оказывали ему раньше все лица, принадлежащие к одной с ним общественной единице. Оставшись, таким образом, как бы вне общества, одиноким и беспомощным, человек стал стремиться к созданию новых искусственных форм общественной организации, вместо отживших естественных форм. На этой почве возникли многочисленные и разнообразные организации добровольного страхования, ставившие себе целью обеспечение своих членов на случай потери заработка. Это был первый этап в развитии социального страхования . Отсутствие организованной помощи со стороны государственных или общественных структур приводило к тому, что в случае потери трудоспособности рабочие, зачастую, вынуждены были голодать и подвергаться унижениям. «Из этой ужасной дилеммы организованные рабочие пытались выйти путем устройства разного рода касс (взаимопомощи, эмеритальные кассы, кассы для служащих, пенсионные кассы, дружеские кассы — в Англии) на средства которых содержались те из членов, которые лишились возможности поддержать собственным трудом свое существование» . Организация страхования в случаях болезни сводилась к созданию особого рода касс, именуемых чаще всего больничными. Цель этих касс — оказывать денежные пособия заболевшим рабочим, предоставлять им врачебную помощь, лекарства, больничное или иного рода лечение: кассы эти выдавали пособия роженицам и на погребение умерших участников их. Они не принимали на себя длящихся обязательств по обеспечению инвалидности, ввиду чего продолжительность выдачи пособий одному и тому же лицу обыкновенно ограничивалась определенным сроком. Больничные кассы организовывались первоначально вполне добровольно. К участию в кассах привлекались и предприниматели. Значение подобных касс для обеспечения нуждающихся рабочих было велико, но не давало полного решения проблемы. «Во-первых, следует обратить внимание на то, что в этих кассах участвует лишь небольшая часть рабочего населения вследствие чего только эта часть и имеет право на поддержку с их стороны. Далее, не подлежит никакому сомнению, что средства этих касс, составляющиеся в громадном большинстве случаев единственно из периодических взносов их членов, никогда сколько-нибудь значительных размеров достигнуть не могут, вследствие чего и оказываемые ими пособия соответствуют только самым скромным требованиям. Наконец, очевидно, что средства, доставленные таким образом, являются, в сущности, частью той суммы, которую получает рабочее население в виде заработной платы, и что каждый взнос, делаемый рабочим, соответственно уменьшает его собственный доход» . В наиболее развитых капиталистических странах Западной Европы — в Англии и Франции добровольное страхование получило уже заметное распространение с конца 18 века. Англия являлась классической страной социального страхования. Там этот институт возник раньше, чем где бы то ни было «английское население давно прониклось капиталистической заповедью: «помогай себе сам». Этой заповеди долго держались и пролетарские слои населения. Но эта заповедь могла быть до известной степени осуществлена только в коллективных организациях, основанных на принципе взаимопомощи. Таким образом, стремление к самопомощи приводит к созданию добровольных страховых организаций — организаций чистого страхования в форме так называемых «дружеских обществ» . Раньше других возникшие в Англии «дружеские общества» не ставили себе никаких других задач, кроме взаимопомощи в случае различного рода несчастий, главным образом болезни и смерти. Участие в «дружеских обществах» не было ограничено ни принадлежностью к рабочему классу вообще, ни к какой-то определенной профессии в частности. Это был в чистом виде институт добровольного страхования. За определенный ежемесячный или еженедельный взнос «Дружеские Общества» обеспечивали известные выгоды в точно определенных случаях. Такой же характер добровольных страховых учреждений носили и некоторые рабочие общества, возникшие во Франции в середине 17 века — так называемые «compagnonages», а также «общества взаимного вспомоществования».

      Глава 2.Законодательство, регулирующее государственное и общественное призрение

      Законодательство, регулировавшее государственное и общественное призрение при Екатерине II, основывалось на следующих принципах: полное осуждение и воспрещение добровольного нищенства; применение репрессивных мер к трудоспособным нищим; призрение нетрудоспособных нищих преимущественно в закрытых учреждениях (богадельни, странноприимные и сиротские дома, дома для умалишенных и пр.).

      Обязанности по предоставлению пропитания и одежды нетрудоспособным жителям деревни были возложены на помещиков. В городах строительством и содержанием госпиталей, богаделен и других заведений общественного призрения занимались городские (сословные) управления (магистраты). Бывшим солдатам и сиротам помощь оказывали монастыри, которым на эти цели выделяли средства из государственной казны. Созданная Екатериной II система государственного призрения просуществовала с незначительными изменениями до начала XX века.

      В 1864 г. в результате земской реформы дела приказов общественного призрения были переданы земским учреждениям, организованным по сословному принципу (для крестьян, мещан, купцов). Законодательство возложило на земства очень широкие обязанности. Земства выплачивали единовременные пособия пострадавшим от наводнений и других стихийных бедствий, неурожаев, пожаров, семьям нижних чинов запаса в случае призыва кормильцев в армию, крестьянам на переселение в другие местности, стипендии на обучение детей из бедных семей в средних и высших учебных заведений, принимали участие в финансировании домов и колоний для умалишенных, колоний малолетних преступников, приютов для подкидышей, строительства школ и благотворительных заведений и пр.

      Кроме того, земства вели профилактическую работу по предупреждению бедности. В этих целях они открывали временные помещения для переселенцев, бесплатные столовые, странноприимные дома, бюро и конторы по трудоустройству, занимались организацией общественных работ.

      Призрением бедных в городах занимались общественные управы.

      Основными видами призрения в городах были: пособия нуждающимся за счет пожертвований или городских средств; содержание в закрытых заведениях (богадельнях, детских приютах и т.п.). ‘ К концу XIX и началу XX века в европейской части России насчитывалось 14854 государственных и частных учреждения общественного призрения*.

      В докапиталистический период и при капитализме в отношении трудоспособных нищих применялись репрессивные меры, которые сочетались с оказанием сословной помощи нетрудоспособным нищим. Многие стороны деятельности по оказанию помощи нуждающимся оставались за пределами законодательного регулирования. Не были четко определены обязанности государственных органов, круг лиц, имеющих право на помощь, размеры помощи и источники ее финансирования.

      Пенсионное обеспечение государственных чиновников и военнослужащих осуществлялось, начиная с XVII века, за счет казны на основании специального законодательства в зависимости от заслуг перед государством или в соответствии с табелем о рангах. К специальному законодательству относится Устав о пенсиях и единовременных пособиях 1827 г. Согласно Уставу царь единолично устанавливал размеры пенсий для своих приближенных, величина которых достигала 12 тыс. руб. в год. В зависимости от служебного положения пенсии бывших государственных чиновников колебались от 300 руб. до 4000 руб. в год. На основании актов правительства пенсиями и пособиями обеспечивались также чины полиции и их семьи.

      Глава 3.Органы, ведающие призрением. Появление в России социального страхования, его виды; принципы, на которых осуществлялось страхование

      3.1 Приказы общественного призрения

      Приказы общественного призрения-губернские административные органы в России, созданные по административной реформе 1775. Имели в своём составе шесть заседателей (по два от каждого из трёх губернских сословных судов), возглавлялись губернаторами. Ведали местными школами, госпиталями, больницами, богадельнями, сиротскими домами, а также некоторыми тюремными учреждениями — «работными» и «смирительными» домами, куда, кроме бродяг и нищих, помещики имели право помещать непокорных крепостных. Располагали средствами на благотворительные цели, получаемыми от правительства и частных лиц. Ликвидированы в результате буржуазных реформ 1860—70-х гг.

      3.2 Появление в России социального страхования и виды;принципы,на которых осуществлялось страхование.

      Обязательное социальное страхование наемных работников в России появилось несколько позже, чем в западных странах. Впервые оно возникло в Германии, где в 1883-1889 гг. был принят ряд законов об организации государственного социального страхования рабочих. Постепенно эта система стала распространяться по всему миру.

      В России страхование от несчастных случаев имело две формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые общества заключали договоры с владельцами предприятий, принимая на себя выплату определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев. Наличие подобного договора освобождало предпринимателя от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда. Вопрос о гражданско-правовой ответственности работодателя при подобных обстоятельствах особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев». Именно после принятия этого закона предприниматели стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования работников с тем, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в какой-то степени, началом государственного социального страхования в России.

      Основы обязательного социального страхования в стране были заложены принятием третьей Государственной Думой в 1912 г. законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих».

      Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на кооперированных началах. До революции в России действовало несколько тысяч страховых касс. В центре эту работу проводил Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях — Страховые присутствия.

      Октябрьская революция внесла в жизнь свои коррективы, новшества не обошли и социальное страхование. Новые руководители страны, пришедшие к власти после Октябрьской революции 1917 года, считали, что законы Третьей Государственной думы не отвечали интересам рабочих. Однако полномасштабного закона о социальном страховании так и не было принято.

      Изданные вскоре после Правительственного сообщения нормативные акты о страховании на случай болезни, беременности и родам, а также безработицы не нашли своей полной реализации. Они были фактически заменены Положением о социальном обеспечении трудящихся, утвержденным декретом СНК в октябре 1918 года. Этот документ не только обозначил круг выплат, но и определял размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по безработице и пенсий по инвалидности. Однако в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи Положение не получило необходимого развития. Обеспечение трудящихся осуществлялось, в основном, в виде натурального продовольственного и вещевого довольствия.

      Система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства, просуществовала до 1921 года, когда с переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и не должно нести все бремя обеспечения всех работающих по найму.

      Первые законы о страховании были приняты в России в начале ХХ столетия.

      В 1912 г. Россия получила пакет страховых законов, предусматривавших обязательное социальное страхование: от несчастных случаев на производстве, в случае болезни, а женщин-работниц — в случае родов. В соответствии с этими законами медицинская и лекарственная помощь наемным работникам предоставлялись безвозмездно; ??нсии при полной потере трудоспособности устанавливались в размере 2/3 заработка.

      Рабочую группу в Государственной Думе, которая занималась подготовкой и согласованием страховых законов, возглавлял барон Е.Е. Тизенгаузен, исповедовавший концепцию необходимости государственного вмешательства в регулирование отношений между работодателем и работниками, включая отношения по обязательному социальному страхованию.

      По его мнению, противостояние сторон этих отношений могло привести к стихийному взрыву, “который под развалинами существующего строя похоронит все то, что достигло человечество тысячелетней культурой”3.

      В 1913 г. в целях систематизации законодательства о наемном труде принимается Устав о промышленном труде, который входит в новое издание второй части Х1 тома Свода законов Российской Им??рии.

      Из четырех разделов Устава один раздел предусматривает виды обес??чения работников промышленных предприятий. В этом разделе ??рвые семь глав содержат нормы, определяющие общие вопросы страхования наемных работников.

      Трудно не согласиться с выводом Е.Б.Хохлова — автора Очерков истории правового регулирования труда в России, — считающим, что с принятием таких актов Россия стояла ??ред громадным качественным сдвигом в общественном правосознании, а российское общество начинало претер??вать самые настоящие революционные изменения как в теории юридической науки, так и в правоприменительной практике регулирования отношений между трудом и капиталом.

      Итак, уже на самом ??рвом эта?? становления в России системы социального страхования рабочих, обществом осознавалось неразрывное единство отношений, возникающих между работодателями и работниками по поводу применения наемного труда и по поводу “рабочего страхования”.

      В России страхование от несчастных случаев имело две формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые общества заключали договоры с владельцами предприятий, принимая на себя выплату определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев.

      Наличие подобного договора освобождало предпринимателя от гражданско — правовой ответственности за причинение вреда. Вопрос о гражданско- правовой ответственности работодателя при подобных обстоятельствах особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потер??вших рабочих вследствие несчастных случаев».

      Именно после принятия этого закона предприниматели стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования работников с тем, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Итак, данный закон можно считать, в какой-то сте??ни, началом государственного социального страхования в России.

      Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев.

      Основы обязательного социального страхования в стране были заложены принятием Третьей Государственной Думой в 1912 г. законов «Об обес??чении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих».

      Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей.

      Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на коо??ративных началах. До революции в России действовало несколько тыс. страховых касс. В центре эту работу проводил Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях — Страховые присутствия.

      История развития страхового законодательства насчитывает десятки лет своего существования. Впервые система социального обеспечения населения сложилась до революции 1917 г. Первоначально предпринимались отдельные меры по обеспечению увечных рабочих, предоставлению врачебной помощи с опорой на индивидуальную ответственность предпринимателей перед потерпевшими1. Это было связано с развитием такого негативного фактора, сопровождавшего быстрый процесс дореволюционной индустриализации, как травматизм на производстве, что, в итоге, привело к необходимости введения государственного страхования. В 1912 г. третья государственная Дума принимает пакет законов об обеспечении рабочих в связи с несчастными случаями и по болезни, что же касается обеспечения по старости и инвалидности, то такие положения так и остались на стадии обсуждения. Закон 1912 г. закрепил уже сложившуюся к тому времени практику страхования рабочих и привнес новый элемент обязательности и государственного контроля. Как отмечал в 20-х гг. ХХ в. Б.Любимов: «законов об обязательном государственном страховании царская Россия до 1912 г. не знала». Закон 1912 г. призван был осуществить широкомасштабную социальную реформу (в соответствии с направлением заданным П.А.Столыпиным в 1906 г.). Он впервые включал в себя комплекс мер по обеспечению рабочих в результате несчастных случаев и по болезни, завершив формирование системы страхования рабочих в царской России.

      Анализ закона 1912 г. показывает, что закон являлся сложным, многоуровневым нормативным актом. В его структуре насчитывается в общей сложности 286 статей (в законе 1903 г. об обязанности предпринимателей вознаграждать увечных рабочих и членов их семей было 53 ст.). Структура закона представляется в виде двух крупных блоков: содержательного, характеризующего сам процесс социального обеспечения рабочих в связи с несчастными случаями и по болезни, и отдельно — институционального, представляющего организационную сторону будущего страхования. Процедура страхования раскрывается в положениях закона «об обеспечении рабочих на случай болезни» (115 статей) и «о страховании рабочих от несчастных случаев» (120 статей).

      Закон 1912 г. в части страхования от несчастных случаев содержал как общие постановления с обозначением круга предприятий, количества застрахованных лиц, с их правами и обязанностями (первые 68 статей закона), так и отдельные пункты относительно страховых товариществ (с 69 по 120 ст.). В нем детализировались многие положения предыдущего закона 1903 г. о вознаграждении пострадавших от несчастных случаев предпринимателями или же, напротив, обобщались некоторые позиции. Ряд статей закона 1912 г. имел прямое соответствие с положениями 1903 г. Закон 1912 г., развивая идею обеспечения рабочих в связи с несчастными случаями (положения принятые в 1903 г.), выстраивал систему обязательств сторон и страховых гарантий. Пособия и пенсии в связи с несчастными случаями выплачивались по новому положению страховыми товариществами. «На окружные страховые товарищества всецело падает ответственность перед рабочими, сделавшимися жертвой несчастных случаев в застрахованных предприятиях, и ввиду этого, страховым товариществам присвоено право издавать обязательные для своих членов постановления и устанавливать надзор за соблюдением постановлений параллельно с правительственной инспекцией охраны труда», писал горный инженер Я.Литтауэр. Участниками товариществ в принудительном порядке становились владельцы предприятий, «лица эти, — говорилось в ст.8 закона,- несут круговую по обязательствам товарищества ответственность в порядке, определенном уставом» (коллективная ответственность). Делами страховых товариществ управляли Общее собрание (устанавливающее правила о выдаче вознаграждений о предупреждении несчастных случаев, о мерах предосторожности при работах), Правление: «на правление возлагается управление делами товарищества, причем оно является во всех делах и действиях представителем товарищества», — говорилось в пункте 113 закона и Ревизионная комиссия.

      Средства товариществ формировались из: единовременных и ежегодных страховых взносов владельцев (по примеру германской раскладочной системы; доходов с имущества товариществ; пожертвований; штрафов и пеней, налагаемых товариществом; случайных поступлений (см. ст.80 закона). Расходовались они на образование пенсионного фонда; на уплату пособий и единовременных вознаграждений; на покрытие расходов по управлению делами товарищества; на образование запасного капитала; на предупреждение несчастных случаев (ст. 81-88 закона 1912 г. о страховании от несчастных случаев).

      Положение о страховых товариществах являлось одним из основополагающих в законе 1912 г. Через организацию и деятельность страховых товариществ в округах (окружная организация была заимствована из австрийской системы, т.к. в Германии реализовался не территориальный а профессиональный принцип организации), осуществлялся принцип коллективной ответственности за смерть и увечья с рабочими на производстве, в противовес индивидуальной ответственности предпринимателей по закону 1903 г. Закон 1912 г. не предусматривал полного возмещения заработка (максимальное вознаграждение осталось в размере 2/3 заработной платы), таким образом не вносил в этой своей части ни каких улучшений, по сравнению с законом 1903 г. Новшеством в законе являлись положения об обеспечении по болезням.

      Обратимся к положениям закона о предоставлении помощи по болезни. «Новый закон 1912 г. об обеспечении рабочих на случай болезни содержал постановления относящиеся как до денежных выдач в случае болезни рабочих, так и до оказания им врачебной помощи». Он подразделялся на общие постановления (знакомящие со сферой действия нового закона) по страхованию рабочих (первые 16 статей) и отдельные статьи о больничных классах (ст.17-43; ст.53-115), о врачебной помощи (ст. 44-52). Круг лиц, подлежащих страхованию (все наемные рабочие и служащие), перечень предприятий (за исключением казенных и железных дорог общего пользования), на которые распространялись нормы по обеспечению в связи с болезнью, были аналогичны положениям по страхованию от несчастных случаев (особенно в первых 4-х статьях). Оказание врачебной помощи явилось точкой пересечения традиционного и нового (врачебная помощь предоставлялась за счет владельца предприятия по ст.8, а денежные пособия выдавались больничными кассами по ст.9). Центральными, в части предоставления помощи в связи с болезнью, явились статьи о больничных кассах (отдельных и общих, с числом участников «не менее двухсот» по ст.17). Через больничные кассы осуществлялись выплаты по болезни, как через страховые товарищества по несчастным случаям. Управление делами больничной кассы закон сосредотачивал в Общем собрании кассы и ее Правлении. Участниками больничных касс были рабочие и служащие «со дня допущения к работе (службе) или со времени учреждения кассы (приписки предприятия к кассе)», а также владельцы предприятий. В своей деятельности кассы, по закону, руководствовались «нормальным уставом» (или иным, написанным на основе нормального). Средства больничных касс формировались из взносов участников (от 1 до 3% суммы заработка) и приплат владельцев (в размере 2/3 взносов участников кассы); дохода с имущества; из пожертвований; из денежных взысканий, налагаемых правлением больничных касс; из пеней; из случайных поступлений. Эти средства составляли оборотный капитал (на текущие расходы) и запасной. Процедура уплаты взносов в кассу была следующей: взносы с участников удерживались владельцем при уплате заработка и вносились им в больничную кассу в недельный срок (со дня удержания) одновременно с собственной приплатой (см. ст.68). При установлении страховых взносов в больничные кассы учитывался германский образец, существовавший до 1911 г. С 1911 г. в Германии уравнивались взносы предпринимателей и рабочих в больничные кассы. В России в 1912 г. «законодатели считали незыблемым тот германский принцип, который сама Германия изменила в 1911 г.». В результате: «желая согласовать незыблемые германские принципы с законом 1903 г. наши законодатели, несколько увеличив приплаты хозяев в больничные кассы, выдачу пособий увечным рабочим, в течение первых 13 недель, передали больничным кассам». (см. ст. 53, 55 положения о больничных кассах).

      Основываясь на вышеприведенном сравнении можно сделать вывод о том, что социальное обеспечение предусмотренное законом 1912 г. опиралось на германскую модель и отечественный закон 1903 г. Выплаты производились больничными кассами, страховыми товариществами в двух видах: по несчастным случаям и по болезни, что, в свою очередь, расширяло рамки обеспечения по закону 1903 г. Однако, этим не достигался уровень Германии, где уже вышли в свет законы об обеспечении по старости и инвалидности. Подобный пробел отечественного законодательства (т.е. отсутствие законов об обеспечении по старости и инвалидности, а также по безработице, как в некоторых европейских странах) несколько снижал эффект, делал комплекс принятых мер не полным, социальную реформу половинчатой.

      С выходом нового закона об обязательном государственном страховании рабочих и служащих произошли качественные изменения в организации помощи увечным рабочим (а также их семьям) особенно в связи с заменой индивидуальной ответственности коллективной, что делало выплаты более гарантированными (по сравнению с обеспечением 1903 г.). Вводилось обеспечение по болезни, аналогов которому не было в России. Была выстроена система управления страхованием. Контроль сосредоточился в руках государства, центральной и местной администрациях (в Совете и Присутствиях по делам страхования). Более продуманные нормы нового закона давали выход на его реализацию, очертив достаточно четко всю схему будущего страхования.

      Закон 1912 г. в целом положительно оценивался современниками (особенно государственными чиновниками и большинством предпринимателей). Хотя отмечались и его недостатки (например в отношении категорий рабочих и служащих охваченных законом, тоже касалось и предприятий подпадавших под действие закона, распространение норм 1912 г. только на Европейскую часть и Кавказ). Критические замечания в основном давали представители социал-демократического лагеря. Однако, при всех своих недостатках, данный законодательный акт был несомненным шагом вперед. В нем суммировался весь отечественный опыт социального страхования накопленный за период 80-х гг. ХIХ в. — начало ХХ в. Благодаря данному акту Россия встала в один ряд с крупнейшими государствами Европы в решении вопроса обеспечения увечных и больных, кроме того промышленные рабочие получили гарантии в получении «вознаграждений» (пенсий и пособий по несчастным случаям и по болезни).

      Процесс становления социальной помощи в России — явление длительного характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления.

      Складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков.

      Механизмы помощи и взаимопомощи, а также механизмы распределения постепенно преобразовывались при формировании структур власти и управления в определенные принципы и законы. Важнейшим среди них становится закон эквивалента, выражающийся формулой «я — тебе, а ты — мне». В историческом контексте времени, как это было показано, в зависимости от существующих идеологий (христианской, государственной, имперской, советской, постсоветской) эти важнейшие связи будут интерпретироваться по-разному.

      Наверное, как ни в какой другой сфере человеческой деятельности при

      столкновении власти с проблемами помощи и поддержки не проявлялись вопросы социальной справедливости, социальной правды, законности с той особой силой, остротой и напряженностью, как в России.

      В парадигме помощи и поддержки можно наблюдать, как закон

      распределения и перераспределения проходит свои определенные стадии. В родовой общине это было связано с законами отцов и дедов, первоначально эти традиции воспринимает и княжеская власть. Однако после принятия христианства в Древней Руси начинают осуществляться новые подходы к проблемам нуждающихся, которые выстраиваются на основе греческого номоканона, но при этом традиции и обычаи предков еще много веков служат для разрешения различных споров и тяжб. С образованием российской государственности появляются царские указы, регламентирующие отношения церкви и государства, отдельных категорий нуждающихся и власти. Появляются законы, направленные на упорядочение связей и отношений различных групп

      населения в период массового голода. С XVIII в. окончательно оформляется

      законодательная практика помощи и поддержки на государственном уровне. В начале XIX в. появляется Устав общественного призрения, который с теми или иными изменениями просуществует до советского периода. В советский период не было специального законодательства, регулирующего помощь и поддержку в обществе, оно входило в состав различных областей права. В постсоветский период наблюдается тенденция формирования отдельного законодательства в области социальной поддержки, направленного на защиту прав различных групп населения, таких, как инвалиды, семья, дети, безработные, пенсионеры и т.д. С возрождением традиций благотворения государство берет под законодательный контроль данный вид общественной помощи.

      Однако в советский период, когда происходит слияние государства и

      общества, благотворительность как форма помощи и поддержки отмирает.

      Институт церкви сыграл свою особую роль в формировании христианских подходов к благотворению и милосердию к ближнему. С принятием христианства в Древней Руси начинается новый этап общественного попечения. Помощь имеет различные стратегии поддержки: от материальных до изменения сценариев жизни нуждающегося. Христианские каноны милосердия расширяют парадигму помощи,

      выстраивают ориентиры защиты, исходя не только из жизненных, но и духовных потребностей индивида. Уже в древнейший период появляются больницы и странноприимницы. Секуляризация церковных земель не могла не пройти бесследно для системы призрения нуждающихся. Власть вынуждена заново тратить средства, чтобы организовать институты призрения, восстанавливая то, что было создано за несколько столетий. Конечно же, внутрицерковная жизнь имела жесткие противоречия, однако традиционно в России разрушается предшествующая система помощи и поддержки, и уже потом на ее останках формируется новая. Такая же участь постигла систему государственного призрения в советский период, а в постсоветский период система социального обеспечения заменяется системой социальной защиты. Все же церковно-

      монастырская система помощи в конце XIX в. и сегодня, в конце ХХ в.

      возвращается к своим исконным традициям в деле милосердия, когда призрение оказывается не только через монастыри, но и через приходы, где предоставляется комплекс услуг: обучение, лечение, воспитание, вспомоществование, приют.

      Изменение форм защиты неотъемлемо от изменения паттернов клиента: они касались то стариков, то вдов, то сирот, то инвалидов. Постепенно к различным формам патологии вырабатывались оперативные и превентивные меры.

      Можно отметить одну устойчивую тенденцию — в культурно-исторической перспективе клиентела не уменьшается, с усложнением общественных отношений общность «культивирует» новые формы социальных болезней, а парадигма клиентов с различными проблемами увеличивается. Есть и другая закономерность. Открытие того или иного клиента, требующего помощи, связано с определенным качественным развитием общества. Об этом свидетельствуют те факты, что появляется институт стариков, институт вдовы; инфантицид считается преступлением и т.п. Возможно, гуманизация общества связана с выявлением на том или ином историческом отрезке определенного типа нуждающегося в помощи и поддержке.

      Список используемой литературы

      Ш Основы социальной работы. Учебник/Под ред. П.Д. Павленок. — М., 1997.

      Ш Фирсов М.В. История социальной работы в России. Учебное пособие. — М.,1998.

      Ш Материалы по истории социальной работы в России. Учебное пособие для вузов/Под ред. П.Я. Циткилова. — Новочеркасск, 1996.

      Ш Сущенко В.А. История российского предпринимательства. — Ростов-на-Дону, 1997.

      Ш Фирсов М.В. История социальной работы в России. Учебное пособие. — М., 1998.

      Ш Р.И. Иванова. Указ. соч. Автореф. дис. д. ю. н. — М., 1987. С. 20.

      Ш Е.Д. Максимов. Общественная помощь нуждающимся в историческом развитии ее в России. СПб., 1906, С. 24

      Ш История Государства Российского. — М., 1987-1988.

      Ш Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. — Ростов- на-Дону, 1999.

      Ш Основы социальной работы. Учебник/Под ред. П.Д. Павленок. — М., 1997

      Ш П.И. Нещеретний. Исторические корни развития социальной работы в России. Сб Социальная работа. Вып. № 6. — M., 1992, С. 37.

      Ш Р.И. Иванова. Указ. соч. Автореф. дис. д. ю. н. — М., 1987, С. 15-20.

      Ш Благотворительность в России, т. 1—2 (ч. 1—2), СПБ, [б. г.]; Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968.

      knowledge.allbest.ru

      Это интересно:

      • Штраф эвакуация москва Штраф эвакуация москва Узнать порядок получения вашего автомобиля со специализированной стоянки можно по номеру бесплатного контакт-центра: 8 (495) 539-54-54 (круглосуточно). Тип транспортного средства (ТС) Категория А,В с мощностью двигателя до 80 л.с. (включительно) Категория В с […]
      • Приказ роспотребнадзора от 19072007 n 224 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 (ред. от 12.08.2010) "О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗАХ, ОБСЛЕДОВАНИЯХ, ИССЛЕДОВАНИЯХ, ИСПЫТАНИЯХ И ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИХ, […]
      • Федеральный закон о выплатах по временной нетрудоспособности Фз о пособиях по временной нетрудоспособности Федеральный закон от 29 декабря 2006 г «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями и дополнениями) Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ наименование […]
      • Власов николай васильевич прокурор Николай Васильевич Крыленко (1885–1938) Николай Васильевич Крыленко «Пусть суд истории судит нас…» 2 мая 1885 года в глухой деревушке Бехтеево Сычевского уезда Смоленской губернии в семье политического ссыльного Василия Абрамовича Крыленко и его жены Ольги Александровны (урожденной […]
      • Закон рф от 27 ноября 1992 г об организации страхового дела в рф Проблемы повышения конкурентоспособности страховых компаний в РФ 2. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г.) 3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. […]
      • Не оплатил парковку придет ли штраф Автоправозащита.RU Автоправозащита.RU Размер штрафа за неоплаченную парковку В 2017 году введены новшества касаемо оплаты парковки. В центре столицы оборудованы платные стоянки, которые оснащены паркоматами. Автомат показывает количество свободных мест, а также определяет размер платы […]
      • Правило дорожного пдд 2014 Правила дорожного движения 2014. Экзаменационные билеты ПДД 4.8 Portable [2014, Учебное пособие] Год выпуска: 2014 Жанр: Учебное пособие Разработчик: FatalSoft Сайт разработчика: http://www.pdd-bilet.ru/ Язык интерфейса: Русский Тип сборки: Portable Разрядность: 32/64-bit Операционная […]
      • Кем подписывается заявление на увольнение Увольнение без отработки: 15 уважительных причин Увольнение без отработки: 15 уважительных причин + 5 альтернативных вариантов. Кажется, что аксиома о том, что нужно обязательно отработать положенные 2 недели перед увольнением, «въелась» в мозг сильнее, чем рецепт фирменного бабушкиного […]