Характерны и для законов и для обычаев

admin

Gymnazium8.ru

Знайте ваши права!

Которые характерны и для законов и для обычаев

В настоящее время в РФ увеличилось количество судебных дел, возбуждаемых по статьям 131, 132 Уголовного Кодекса, пункты 3 и 4 – изнасилование, насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних [10]. Такие преступления и судопроизводство по ним обычно вызывают большой общественный резонанс. Средства массовой информации пытаются донести до публики обстоятельства дела, но при этом искажают действительность и вводят в заблуждение людей, например, утверждая, что осужденные по подобным делам – педофилы, в то время как большинство исследований по подобным преступлениям говорят о том, что зачастую такие действия совершаются с собственными детьми или же с усыновленными, а виновный при этом не является педофилом.

Вследствие вышесказанного возникает необходимость объяснить разницу между педофилией и инцестным поведением.

Педофилия, согласно десятому пересмотру международной классификации болезней, – психическое расстройство и расстройство поведения, расстройство сексуального предпочтения [6]. Далеко не все виновные в совершении насильственных действий сексуального характера по отношению к несовершеннолетним получают данный медицинский диагноз [4].

Согласно статистическим данным, чаще всего преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних совершаются их ближайшими родственниками. В этом случае нужно говорить об инцестном поведении.

Инцест – сексуальная связь между людьми, состоящими в любой степени родства, кроме супружества. Инцестное поведение может быть и обоюдным, однако в случае с несовершеннолетними эта связь обычно носит насильственный характер. Перпетраторы (люди, совершающие инцестные действия) отличаются от больных педофилией, это чаще всего психически сохранные личности с нарушением понятий власти и контроля в системе семейных отношений, люди с неадекватной полоролевой идентичностью [9; 3].

Можно предположить, что виновных в совершении сексуального насилия над детьми называют педофилами лишь потому, что общество может принять психическую болезнь человека в качестве причины подобного деяния, но не может преодолеть исторически сложившееся табуирование темы инцеста [2].

Отвращение к инцесту в большей степени обусловлено социально, нежели биологически.

Считается, что начальной формой половых ограничений были так называемые половые производственные табу, предусматривающие запрет половых связей во время охоты, а затем и в период подготовки к ней. Периоды запрета сменялись «промискуитетными оргиями». Постепенно периоды запретов удлинялись, и, по-видимому, уже во второй половине мустьерского времени, на стадии формирования рода, в коллективах неандертальцев начала устанавливаться экзогамия. Детопроизводство и половые отношения начали принимать форму группового брака, устанавливающего взаимобрачие двух коллективов, при котором члены одного коллектива должны были вступать в половые отношения с членами другого определенного коллектива. При этом никаких прав и обязанностей между партнерами не возникало, не надо было хранить верность, а детей воспитывали коллективно.

В дальнейшем развитие системы брачных классов проявляется в виде стремления расширить предохранительные меры за пределы естественного и группового инцеста [11]. Так возникла дуально-родовая организация, с которой начинается отсчет родства, еще больше укрепивший единство отдельных коллективов как коллективов кровных родственников. С развитием родоплеменных отношений происходила эволюция брака от групповых форм к парной моногамной семье.

Существуют многочисленные теории возникновения экзогамии, которые можно разделить на три группы.

К первой группе относятся теории, в основе которых лежит взгляд на экзогамию как на средство регулирования отношений, поддержания единства, социального мира внутри человеческого коллектива.

Одним из первых такая позиция была изложена М.М.Ковалевским (1914), который писал, что «род есть первобытное человеческое стадо, понемногу преобразованное благодаря действию экзогамии и применению запретов или табу одинаково к бракам и осуществлению кровной мести, благодаря чему род становится очагом мира» [5, с. 243].

Группа теоретических воззрений, связанная с исследованиями З. Фрейда (1912), Б. Малиновского (1924), B.Z. Seligman (1950), опиралась на то, что неупорядоченные сексуальные связи внутри замкнутой семьи ведут к проявлениям ревности и конфликтам. Наиболее ясно это видно на примере патриархальной модели общества, в котором женщина рассматривается в качестве сексуального объекта. Запрет инцеста уменьшал воздействие главного источника тяжелых конфликтов, возникающих из-за ревности и соперничества между отцом и сыном за обладание женщинами обоих поколений. Эта теория объясняет лишь относительно небольшое число инцестных связей между матерью и сыном по сравнению с такими же отношениями между отцом и дочерью. Мужчина имеет возможность контролировать доступ к своей жене, так как она «принадлежит ему». Дочь также «принадлежит ему» и рассматривается как его сексуальная собственность, судя по тому, что ее девственность оценивается не слишком высоко. Инцест между отцом и дочерью был вполне допустим – как посягательство на «свое собственное имущество», он не мог считаться серьезным злодеянием.

Вторая обширная группа теорий рассматривает экзогамию как средство установления и закрепления связей между отдельными коллективами первобытных людей.

В частности, Э. Тэйлор (1871), одним их первых предложивший такое объяснение повсеместного распространения экзогамии, считал, что по мере роста плотности населения все большее значение приобретали конфликты между отдельными первобытными коллективами, а наиболее радикальным средством устранения этих конфликтов стал экзогамный групповой брак. Коллектив, стремившийся сохранить эндогамию, оказывался, таким образом, в изоляции или перед угрозой истребления. Согласно этой точке зрения, женщина – ценная собственность, и обмен женщинами между семейными группами представляется разновидностью торговли, служащей созданию брачных союзов и расширению социальных связей. Без этих связей различные семьи постоянно находились бы в состоянии конфликта друг с другом. Без них также было бы трудно построить более крупные социальные структуры на основании изолированных, неспособных к расширению семей.

Третья группа теорий, возникновение и развитие которых связаны с именами Л. Моргана, Л. Файсона, Л.Я. Штернберга, А. Джолли и др., исходит из положения, что экзогамия является следствием осознанного или неосознанного стремления избежать инцеста.

Биологический подход предполагает рассмотрение этой проблемы с точки зрения продолжения рода. Основным аргументом, доказывающим биологическую целесообразность табу на инцест, является то, что кровосмешение может вызвать проявление неблагоприятных рецессивных генетических черт, ведущих к вырождению расы. Возможно, когда-нибудь и существовали общества, в которых воспроизводство осуществлялось исключительно кровными родственниками, но эти общества исчезли из-за врожденных пороков. Однако современные ученые утверждают, что к такому результату ведет только практика всеобщего кровосмешения, а не единичные его случаи. Как правило, даже те общества, большинство членов которых состоят в инцестных связях, не могут существенно пострадать от этого биологически. «Даже при высокой степени распространения кровосмешения небольшим группам населения достаточно одного или двух браков, заключаемых вне данной группы, в нескольких поколениях, для того чтобы освободиться от биологических последствий кровосмешения» [14, с. 137]. С.Ливингстон (1969) с помощью математического моделирования выяснил, что «результатом кровосмешения оказывается не повышение смертности от гомозиготности, а снижение частоты появления вредных генов» [12, с. 219].

Предполагалось, что экзогамия возникла в результате естественного отбора, поскольку потомство людей или формирующихся людей, не практикующих близкородственные браки, выгодно отличалось от потомства тех, кто вступал в брак в своих коллективах. Инцест представляет собой особую форму генетического риска, в особенности в случае аутосомно-рецессивных заболеваний, и в то же время означает больший риск повторения заболевания у потомства этих детей. Таким образом, вредное влияние кровосмесительных браков доказано генетиками, хотя не следует отвергать справедливого утверждения E. Caspari (1972) о том, что все человеческие общества сходны в старании избежать как чрезмерно близкородственного скрещивания, так и строгой экзогамии.

В соответствии с теоретическими воззрениями З. Фрейда, К. Леви-Стросса, К. Юнга, Т. Парсонса и многих других исследователей, основные животные инстинкты в отсутствие жестких санкций по отношению к такому поведению, напротив, с неизбежностью привели бы нас к инцесту. В данном контексте табу рассматривается как сдерживающий социальный фактор в отношении поведения, разрушительного для обществ, основанных на институте семьи. Авторы этих теорий пытались выяснить, во-первых, к каким негативным последствиям могло бы привести отсутствие запрета, и, во-вторых, каким образом он возник на фоне предполагаемой естественной склонности к инцесту. Возможно, табу просто «поддерживает примитивную потребность в образовании индивидуальных брачных союзов» [1, с. 74].

Т.Парсонс предположил, что табу на инцест препятствует регрессии и инфантилизму. В инцестуозном обществе «у человека происходит фиксация на первоначальных сексуальных объектах, которыми являются родители, поэтому он не нуждается в сексуальных контактах за пределами своей семьи» [14, с. 132].

Итак, избегание инцеста – биологическое следствие возникновения экзогамии, благодаря которой в процессе обуздания полового инстинкта выработались специфические для человека установки половой гигиены. Табу на кровосмешение порождает экзогамию, а та влечет за собой обмен женщинами, поскольку всякий, отказываясь от права жениться на своей матери, сестре или дочери, вынужден отдавать их замуж за другого. Основа запрета на кровосмешение оказывается здесь сугубо социальной. Результатом запрета на кровосмешение становятся два типа родственных отношений: прямые, т. е. филиация (определяющая, откуда происходит индивид и кем он является), и непрямые, или через брачный союз, уточняющие, с кем его можно заключить.

Сексуальные табу в нашей культуре ведут свое происхождение (символически) от райского сада. Согласно Рене Гюйону, автору «Этики сексуальных актов», запретное дерево в действительности было символом характерного табу. В попытке ограничить кровосмешение устанавливалась прямая связь между нарушением данного табу и нежелательными природными явлениями, которые рассматривались как кара богов. Так, Дж. Фрейзер (1928) в своей книге «Золотая ветвь» отмечал, что инцестные отношения у качинов в Бирме избегают, так как считается, что они ухудшают плодородие почвы и портят урожай. В Риме во времена царей инцест запрещался, так как он якобы вызывал голод. Древнее табу знаменует собой начало «социальной организации, моральных ограничений и религии» [13, p. 213].

Так называемый страх инцеста принято считать универсальным. Но есть данные, полученные из исследований культурного опыта многих человеческих групп в Африке, Америке и Китае, которые позволяют сделать вывод, что нельзя говорить об универсальном отношении к инцесту. В некоторых культурах – это действительно страх, в других – всего лишь неловкость, а в третьих – безразличие. Социологи говорят об «универсальности» табу на том основании, что в большинстве человеческих групп тем или иным образом ограничивались сексуальные связи между родителями и детьми или между сиблингами. В то же время определение других типов инцеста не является универсальным. Запреты, связанные с родственниками мужа или жены, кузенами или кузинами, крестными, сводными сестрами или братьями в разных культурах существенно отличаются.

Так, во многих традиционных обществах взрослые сексуально стимулируют половые органы своих детей (обоих полов), для того чтобы успокоить их. В традиционной культуре жителей Гавайев и Самоа в обязанности взрослых входила сексуальная инициация неполовозрелых детей. Во многих культурах были распространены браки между сводными братьями и сестрами. Известно, по крайней мере, 96 различных обществ, в которых разрешались сексуальные отношения между членами одной семьи [14].

Для Древнего Египта были характерны кровосмесительные связи, в частности, среди фараонов и аристократии. При этом известно, что у других народов подобные обычаи осуждались и карались. Терпимость относительно различных форм сексуального поведения объясняли тем, что люди, использующие эти формы, не наносят вред другим, а также тем, что они имеют детей и справляются со своими обязанностями [8].

Греческая культура иногда отождествляется с сексуальным раем, а в греческой мифологии представлен богатый спектр форм сексуальной жизни, отражающий подсознательные страхи и желания (Эдип, Электра, Нарцисс). Кровосмешение не наказывалось законом, но трактовалось как проступок перед религией [8]. В эллинистической Арсиное во II в. до н. э. две трети браков, зафиксированных источниками, были заключены между сиблингами.

Евреи включили инцестное табу в свои Моисеевы законы и распространили его на единокровных сестер.

В Ветхом завете представлен подробный перечень правил, определяющих все типы родственных отношений, которые позволяют или запрещают вступление в брак. Сексуальная связь, нарушающая соответствующий запрет, была серьезным преступлением. Мать и дочь за соитие приговаривались к сожжению, сиблингов, вступивших в отношения инцеста, приговаривали к публичной казни. Эти общие инцестные табу среди евреев явились основой для последующих табу в западной культуре, особенно в Англии и Соединенных Штатах Америки.

В доисторической Европе в шумеро-месопотамской культуре кровосмешение и зоофилия запрещались. В Персии в начале V в. н. э. у зороастрийцев поощрялись браки между родителями и детьми, а также между братьями и сестрами. В Христианстве в Средние века синоды вводили всевозможные предписания, дабы избежать кровосмешения. С X в. запрещалось вступать в брак лицам, находящимся в родстве вплоть до седьмого колена. Признание недействительными многих браков зашло так далеко, что Лютеранский собор в 1215 г . снизил критерий кровосмешения до четвертого колена. В проповедях все больше акцентировалась угроза греха, более яркими и зловещими становились образы ада и чистилища и все меньше места отводилось описанию прелестей рая. Католическая церковь сделала запрет брака между братьями и сестрами еще более суровым, так как не разрешила сочетаться браком двоюродным братьям и сестрам, добавив еще и духовные степени родства.

В Африке повсеместно были распространены традиционные образцы сексуального поведения, нормы послушания старейшинам, полигамия, сексуальные табу относительно кровных родственников. У африканских бохинду все дети, рожденные в одной деревне в один и тот же день, считались близнецами и не могли заключать браки между собой. У Akamba в Британской Ост-Африке закон «избегания» распространяется на дочерей, которые тщательно избегают общества отца после начала полового созревания и до замужества. У Baronros в бухте Делагов в Африке самые строгие предосторожности принимаются по отношению к невестке, жене брата собственной жены. Если мужчина встречается с ней где-нибудь, то бывает вынужден уйти. Он не рискует есть с ней из одной миски, не позволяет себе зайти в ее хижину, нерешительно заговаривает с ней и здоровается дрожащим голосом [11].

В обычаях туземцев Центральной Полинезии до сих пор негативно оценивается кровосмешение, сексуальные контакты партнеров, состоящих в близком родстве. У народа Туру из Танзании мужчине и женщине, находящимся на второй ступени родства, обычай запрещает вступать в любовную связь. Это родство является первым ответвлением от группы братьев, которая состоит из лиц, имевших общего предка пять поколений назад. Все мужчины этой ступени родства считаются братьями, а их жены являются женами каждого из них. Хотя обычай и не запрещает сожительство с женами братьев, чаще всего к этому не прибегают. Мужчины туру, как правило, ищут любовниц вне круга второй ступени родства [8].

Боязнь инцеста у этих народов выражается в целом ряде обычаев и традиций избегания, направленных на регламентацию поведения родственников. Так, в Меланезии, на одном из Неогибридских островов, на полуострове Газели в Новой Британии, начиная с церемониала возмужалости, мальчик покидает материнский дом, не может в него заходить, если там находятся его сестры. А при встрече с ними на улице он должен убежать или спрятаться. Если мальчик распознает следы ног своих сестер на песке, то ему запрещено идти по этим следам, а его сестрам – по его. Сверх этого, он не имеет права произносить их имена и даже слова, где они могут быть составной частью. Это избегание соблюдается на протяжении всей жизни [11]. На острове Новый Мекленбург такие же жесткие ограничения введены в отношении кузенов. Они не должны близко подходить друг к другу, подавать руки, дарить подарки, им разрешено общаться только на расстоянии в несколько шагов друг от друга. Наказанием за инцест с сестрой является смерть через повешение.

Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что запрет на инцест – самый древний и самый жестокий в человеческом обществе, следовательно, инцестное поведение преступно.

Можно предположить, что все законы об инцесте изначально задумывались для обеспечения социальной стабильности и предотвращения кровосмесительных связей. В наши дни они в большей степени направлены на предотвращение злоупотреблений властью.

Есть основания полагать, что сексуальная связь между взрослым и ребенком стала рассматриваться как правовая проблема в Англии в 1576 г ., когда вышел закон, защищающий от изнасилования девочек младше десяти лет. Но даже тогда изнасилование не считалось серьезным преступлением.

Законы об инцесте были сформулированы задолго до того, как сексуальное злоупотребление в отношении ребенка было осознано как особая проблема. Они не предназначались для защиты личности от сексуального злоупотребления. В стремлении выработать новый взгляд на проблему в отношении ребенка было невозможно опереться на правовые или социальные традиции, поэтому законы об инцесте оказались подходящим средством защиты детей. Это явилось одной из причин смешения понятий «инцест» и «сексуальное злоупотребление» [15].

В некоторых случаях современные законы об инцесте предусматривают длительные сроки заключения. Однако инцест между совершеннолетними чаще всего карается условным приговором. Добровольное сексуальное взаимодействие причиняло бы меньше вреда, если бы оно не рассматривалось в обществе как преступление. Положительный, но ни в коей мере не исчерпывающий ответ на этот вопрос дает опыт таких стран, как Швеция, Швейцария, Голландия и Бельгия, где законы, касающиеся сексуальных преступлений, являются гораздо менее ограничительными, чем в США. В этих странах сексуальные связи между партнерами, достигшими шестнадцати лет, считаются законными в том случае, если их разница в возрасте не превышает трех лет, а также, если им обоим исполнилось шестнадцать. В 1976 г . в Швеции был уже почти принят закон о легализации брака между сиблингами. В некоторых странах, например во Франции и Японии, инцест между совершеннолетними не считается преступлением. Во Франции создана так называемая партия любителей инцеста, в ней уже насчитывается более 50 тыс. членов, активисты партии собираются поставить перед властями вопрос об отмене запрета на близкородственные браки. Лидер партии Жюль Верне открыто сожительствует со своей родной дочерью и мечтает «узаконить» их отношения.

В Соединенных Штатах, несмотря на редкость подобных случаев, добровольный инцест между совершеннолетними все же считается преступлением. Если обнаруживается, что супруги состояли в кровном родстве, брак официально дезавуируется. Дети в таких случаях считаются незаконнорожденными, а виновники приговариваются к тюремному заключению.

В Российской Федерации не существует закона, который бы предусматривал какую-либо ответственность за инцестные действия. Статья 14 Семейного кодекса РФ в качестве обстоятельства, препятствующего заключению брака, называет близкородственные отношения, т. е. запрещается брак между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии. Таким образом, в брак не могут вступать родители и дети, бабушка, дедушка и внуки; полнородные и неполнородные, т. е. имеющие общих отца или мать, братья и сестры; а также усыновители и усыновленные [7].

В Уголовном кодексе РФ, введенном в действие с 1 января 1997 г ., имеются статьи, предусматривающие уголовную ответственность за изнасилование (ст.131), насильственные действия сексуального характера (ст.132), принуждение к действиям сексуального характера (ст.133), половое сношение и иные действия с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст.134), а также развратные действия (ст.135). За нарушение данного законодательства предусматривается максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до 15 лет, а минимальное – в виде штрафа в размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда [10].

Отсутствие в нашей стране законов, запрещающих инцест, и приводит к подмене понятия «инцестное поведение» понятием «педофилия». По этой причине люди, совершающие насильственные инцестные действия, остаются безнаказанными, а общество не обращает внимание на инцестные семьи, соответственно жертвы инцеста имеют слишком мало возможностей защитить себя с помощью закона.

Таким образом, табу на инцест ведет и к ограничениям обсуждения этой темы в обществе в целом, что, свою очередь, оставляет жертв инцеста наедине с их проблемой, которая в этом случае нередко разрешается противоправным способом (убийство насильника) или самоубийством жертвы, или толкает жертву к девиантному и делинквентному поведению (уход из дома, проституция, наркомания, алкоголизм и т.п.). Необходимы исследования в области социально-психологических представлений об инцесте и педофилии для определения установок общества по отношению как к жертвам, так и к перпетраторам. По результатам таких исследований можно будет разработать действенные программы как реабилитации жертв инцеста, так и профилактики инцестного поведения.

gymnazium8.ru

1)В перечне признаков отметьте знаком + те, которые характерны и для законов, для обычаев:
а) упорядочивают жизнь
б)обязательны для всех
в) имеют письменную форму
г) облегчают принятие решения
д) за несоблюдение их возможно наказание
е) объединяют людей
Известно что первые письменные законы многих древних государств представляли собой запись обычаев. Используя отмеченные знаком + характеристики, объясни этот факт.
2)Какие ограничения прав и свобод граждан существуют? С какой целью они введены?

Ответы и объяснения

  • napolina1999
  • Комментарии
  • Отметить нарушение
    • Helga2010
    • середнячок

    И для законов и для обычаев пункты ==>> а) г) е)

    Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В.п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц, б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

    znanija.com

    Характерны и для законов и для обычаев

    Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном — опять же, как синоним всех источников права, в формальном — как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

    Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле: «Судьи независимы и подчиняются только закону». 2

    Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно – правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.

    Под нормативно – правовыми актами понимаются выражения в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.

    Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

    Все без исключения нормативно — правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства.

    Характерные черты нормативно-правового акта определяет то, что он, с одной стороны, является источником юридических норм, а с другой стороны — разновидностью правовых актов.

    Нормативно-правовые акты делятся на прежде всего на законы и подзаконные правовые акты.

    В данном контексте понятие «закон» употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в судебную деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности.

    Однако в п. 1 статьи 120 Конституции РФ эту формулу слегка подправили, подчеркивая значение Конституции РФ. Она гласит так: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и фeдeрaльному закону» 1 . Иными словами, понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным органом. Но тогда возникает вопрос — а почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации, иным источникам права? Смешение двух значений понятия «закон» привело и к серьезной принципиальной ошибке в важнейшем виде закона — в Конституции Российской Федерации.

    Закону посвящались и посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком смысле, даже пословицы.

    Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан — закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства; Цельс — права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае; Гай — все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп: Закон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливого, — которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо. 1

    Тaкaя оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение: пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир. И также — «закон строг, но он закон». 2

    В научной и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в узком, собст­венном его смысле. Довольно типичные, отражающие сложившиеся представления о законе на современном этапе его дефиниции следую­щие. Закон — это «принятый в особом порядке первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно вы­ражающий общую государственную волю и обладающий высшей юриди­ческой силой». Или: закон — это нормативно-правовой акт, «прини­маемый высшим представительным органом государства в особом зако­нодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны». Или: «в юриди­ческом смысле закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической си­лой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений».

    Можно привести еще ряд аналогичных определений или сформулиро­вать свою собственную, авторскую дефиницию закона. Однако дело не в этом. Главное состоит в том, чтобы понять основной смысл, со­держание того, что называется законом, выделить и рассмотреть хотя бы его основные специфические черты.

    Совокупность законов составляет законодательство. Опять же — понятие законодательства употребляется в узком, точном смысле именно как система законов и в широком — как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах — значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах.

    Все эти «тонкости» нуждаются в определении, обозначении, чтобы прежде всего, юристы, да и другие участники общественных отношений понимали друг друга.

    Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закрепление закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой — изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте — теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков — лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы — это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм. Кодекс — это тоже закон, но по форме представленный в «книжном» состоянии. Кодексы удобны во многих отношениях: охватывают правовым регулированием основную часть общественных отношений в соответствующей области социальной жизни, систематизированы, ими легко пользоваться, адресат (субъект права) знает, куда надо «пocмотреть» (у кодексов существует, как правило, вспомогательный поисковый аппарат) и т. д 1 .

    Свoeобразными видами нормативно-правовых актов, в которых находят свое выражение законы, являются своды законов, собрания законодательства и т. п.

    В частности, первоначально Свод законов Российской Империи, т. е. сборник законов, составленный в XIX веке путем включения действующих законов, прошедших чисто внешнюю систематическую обработку и продолжающий пополняться в XX веке, состоял из следующих восьми главных частей: законов основных, определяющих существо верховной власти; законов органических, определяющих устройство органов этой власти; законов правительственных сил, определяющих способы действия этой власти; законы о состояниях, определяющих права и обязанности подданных по степени участия в их составе установлений и сил государственных; законы гражданские и межевые, обнимающие семейственные и общие имущественные отношения; уставы государственного благоустройства, обеспечивающие особенные имущественные отношения; уставы благочиния (законы полиции); законы уголовные Царской России. Все виды нормативно-правовых актов, в которых могли быть выражены законы, устанавливались в статье 53 Основных законов: «законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения. Сверх того, Высочайшие повеления в порядке управления изъявляются рескриптами и указами». 2

    Разумеется, такие формы выражения законов были присущи монархической форме правления, в отсутствие парламентов и иных представительных органов.

    Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов федерации в процессе законотворческой деятельности, либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума).

    Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции России, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроектов, порядок предписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов должен определяться регламентами соответствующих законодательных органов. Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм, закрепление прав человека и гражданина, определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, методов осуществления государственной власти, фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры, определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления.

    Закон занимает особое место в системе нормативно- правовых актов в силу обладания высшей юридической силой, что является отражением его верховенства в этой системе. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы.

    Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме технико-юридического оформления актов референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся также в порядке, определенным референдумом. С юридической точки зрения приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом 1 .

    Таким образом, главными качествами закона являются его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализоваться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает. 2

    Нормы права, содержащиеся в такой сложной совокупности актов, не могут противоречить друг другу. Такое положение, по каким либо причинам возникнет. Исполнители окажутся в ситуации вы бора- какую норму исполнять, а какой пренебречь. Но тогда право, как система государственно установленных норм, обязательных к исполнению, перестает быть право.

    Поэтому одним из основных требований является их внутренняя согласованность между собой по способам воздействия на поведение людей.

    Этот принцип настолько важен для придания целостности и единства многочисленным актам, что во всех государствах цивилизованного мира он закрепляется в конституциях. В законах страны закрепляются и регулируются наиболее важные стороны общественной жизни — экономической, политической, духовной. Поэтому в регламенте парламента специально устанавливается специальная процедура законотворчества, в которой предусмотрены все стадии проработки проекта закона, его обсуждение и принятия. 1

    Обычно «закон» как термин в юриспруденции употребляется для обозначения наименования того или иного нормативно-правового акта, принятого парламентом. Например, закон «О милиции», закон «О безопасности», и т.д. Но этот термин может употребляться и обобщенно: все нормативные акты законодателя являются законами в отличие от актов, других государственных органов.

    Итак, закон это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. 2

    Из данного определения вытекают признаки закона, как основного источника права, как нормативно – правового акта обладающего высшей юридической силой:

    законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;

    законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

    законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование. Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом «О референдуме»;

    законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;

    Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно- правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

    Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён. 1

    Итак, рассмотрели в данном параграфе, что такое закон, его сущность, характерные черты, и основные признаки. И так выяснили, что закон- это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий наиболее важные общественные отношения. Главными качествами закона являются его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила.

    studfiles.net

    Это интересно:

    • Комментарий к статье 1711 ук рф Комментарии к СТ 131 УК РФ Статья 131 УК РФ. Изнасилование Комментарий к статье 131 УК РФ: 1. Объектом изнасилования являются общественные отношения, обеспечивающие половую свободу женщины, а если потерпевшая не достигла шестнадцатилетнего возраста, то объектом являются отношения, […]
    • В случае оставления искового заявления без движения Оставление искового заявления без движения Оставление искового заявления без движения (ст.136 ГПК) — это процессуальное действие судьи, которое выражается им в одноименном судебном определении. Изложенные в определении требования можно назвать и санкцией судьи к истцу, который пренебрег […]
    • Имущественный или неимущественный характер иска isangulov.ru Имущественный и неимущественный характер иска это Согласно ст. 101 АПК судебные расходы в арбитражном процессе состоят из государствен ной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. Государственной пошли- ной называется сбор, взимаемый в […]
    • Приказа 541н минздрава рф Горячая линия (347) 291 20 70 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н Документ опубликован не был Примечание к документу Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого […]
    • При патенте ндс Учет ИП при патенте Уже три года есть возможность пользоваться патентной системой налогообложения, хотя отношение к ней у предпринимателей пока осторожное. Каков учет ИП при патенте и чем привлекателен этот режим налога, читайте далее в нашей статье. Патентная система налогообложения, […]
    • Подоходный налог удерживается с больничного листа НДФЛ с больничного листа Актуально на: 24 января 2018 г. Если ваш работник заболел, то за период временной нетрудоспособности вы должны выплатить ему пособие на основании представленного им больничного листа (ст. 183 ТК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 13 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ ). В […]
    • Международное экономическое право учебное пособие Турченко о.Г. Международное право учебное пособие Материалы утверждены на заседании кафедры конституционного и международного права Протокол №1 от 21 сентября 2014г. Донецьк 2014 Турченко О.Г. Международное право: Учебное пособие (для студентов специальности "Правоведение" заочной, […]
    • Какой закон регламентирует платежи за загрязнение окружающей среды Экологические платежи: Плата за негативное воздействие на окружающую среду Содержание. 1. Общая информация об экологических платежах. 2. Кто платит за НВОС? 3. Каковы сроки уплаты платежей за НВОС? 4. Отчетность по расчету платы за НВОС и срок ее подачи. 5. Куда сдавать Расчет платы […]