Темы споров по логике

admin

Темы споров по логике

В данном разделе нашего сайта представлены темы исследовательских работ на логику в виде логических задач, софизмов и парадоков в математике, интересных игр на логику и логическое мышление. Непосредственно направлять и помогать в исследованиях школьнику должен руководитель работы.

В списке ниже можно выбрать тему проекта на логику для любого класса общеобразовательной школы, начиная с начальной школы и заканчивая старшей. В помощь для грамотного оформления проекта по математике на логику и логическое мышление можно воспользоваться разработанными требованиями к оформлению работы.

Приведенные ниже темы исследовательских проектов на логику не являются окончательными, и могут видоизменяться в связи с требованиями, поставленными перед выполнением проекта.

Темы исследовательских работ на логику:

Примерные темы исследовательских работ на логику для учащихся:

Темы проектов на логику

Примерные темы проектов на логику для учащихся:
Софизмы
Софизмы вокруг нас
Софизмы и парадоксы
Способы составления и методы решения логических задач.
Учимся решать логические задачи
Алгебра логики и логические основы компьютера.
Виды задач на логическое мышление.
Два способа решения логических задач.
Логика и математика.
Логика как наука
Логические загадки.

Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу «Темы исследовательских работ на логику«:
Темы исследовательских работ на логику

obuchonok.ru

ЛЕКЦИЯ № 20 Спор в логике

1. Спор. Виды спора

Для того чтобы можно было раскрыть суть спора, необходимо немного сказать о доказательствах. Без них наш мир немыслим, каждое суждение требует доказательства. В противном случае любое сказанное человеком было бы истинным. Исключение доказательства в абсолютном плане приведет человеческий мир к хаосу. Доказательство необходимо, ведь именно при его посредстве мы определяем, истинно ли то или иное суждение либо нет.

Та мысль, для обоснования истины или ложности которой строится доказательство, называется тезисом доказательства <18>. Она является конечной целью дискуссии. Тезис в доказательстве можно сравнить с королем в шахматной игре. Хороший шахматный игрок всегда должен иметь в виду короля, какой бы ход ни задумывал. Так и хороший участник дискуссии или просто разговора: о чем он в доказательстве ни заводит речь, всегда в конечном счете имеет одну главную цель — тезис, его утверждение, доказательство или опровержение и т. п.

Поэтому главным в споре можно назвать выяснение спорной мысли, выявление тезиса, т. е. нужно проникнуть в его суть и понять так, чтобы он стал совершенно ясным по смыслу. Это сберегает много времени и охраняет от множества ошибок.

Есть три вопроса, которые нужно решить при рассмотрении тезиса для того, чтобы можно было говорить о доскональном изучении предмета, — все ли слова и выражения тезиса понятны, известно ли их значение. Необходимо выяснять каждое понятие тезиса до достижения полной ясности.

Необходимо также точно отдавать себе отчет в том, о каком количестве предметов говорится в утверждаемом суждении-тезисе. Здесь для ясности мышления надо знать, об одном предмете идет речь, обо всех предметах данного класса или о некоторых (большинстве, многих, почти всех, нескольких и т. п.).

Часто при выражении своих мыслей оппонент в споре пользуется неопределенными суждениями — такими, в которых нельзя понять, например, о каком количестве предметов идет речь. Опровержение таких тезисов проблематично, однако и просто в то же время. Необходимо указывать оппоненту на его ошибку.

Затем надо выяснить, каким суждением мы считаем тезис — истинным, достоверным, ложным либо вероятным в большей или меньшей степени или же опровергаемым. Например, тезис кажется нам только возможным: нет доводов за него, но нет доводов и против. В зависимости от всего этого приходится приводить различные способы доказательства, каждый из которых исполняет свою роль только в определенных случаях, не касаясь сферы действия других.

Именно эти нюансы при определении утверждаемого суждения чаще всего упускаются из виду. Так как значение их кажется невысоким, они отбрасываются за ненадобностью. Этого делать нельзя. Для того чтобы понять значение, казалось бы, неважной информации, можно обратиться к судебной практике, в которой от одного слова часто зависит исход дела.

Спор бывает трех видов: научная и деловая дискуссия и полемика. В первом случае целью спора является решение какой-либо практической или теоретической проблемы, возникающей в рамках определенной науки. Вторая направлена на достижение согласия по основным положениям, выдвинутым сторонами, нахождение решения, соответствующего реальному положению вещей. И последний вид спора, полемика, служит для достижения победы. В наиболее общем виде можно сказать, что это спор ради спора. Однако четкого разграничения между полемикой и двумя предыдущими видами спора провести нельзя: каждый спор, когда он ведется по правилам логики и без использования недопустимых приемов, ведет к достижению истины, в какой бы области он ни затевался.

Спор может проходить при публике, присутствие которой приходится учитывать участникам спора, и без нее. Споры при публике, особенно как демонстрация ораторского мастерства, характерны более для Древней Греции, чем для настоящего времени. Тогда философы-софисты и приверженцы зарождающейся логики специально и прилюдно устраивали споры. Такой метод обучения использовал, например, Сократ в своей школе.

Кулуарный спор, или спор без зрителей, слушателей, был распространен всегда. Так могут спорить, например, депутаты до или после вынесения законопроекта по основным его пунктам. Так могут спорить и ученые, обсуждающие новое открытие или нюансы своей работы.

Спор может проходить с арбитром и без арбитра. Роль арбитра может выполнять публика, когда спор ведется публично, но чаще на роль судьи назначают отдельного человека. Это делается потому, что несколько людей не всегда сами могут прийти к однозначному согласию и спор между двумя оппонентами может породить спор между публикой, что не очень хорошо сказывается на оперативности спора. Человек, который избран судьей, конечно, должен обладать хорошими познаниями в области логики.

Диспутом называют спор между двумя людьми, на котором присутствует публика.

Нужно сказать, что такое «поле аргументации» вырабатывается не всегда. Часто стороны предпочитают иметь «туз в рукаве» как средство в достижении истины. Многие споры также априори начинаются не ради истины, а для достижения определенных целей. Само собой разумеется, что общий ход такого спора не может быть определен, так как каждая из сторон может утаить какой-либо особо ценный материал и воспользоваться им в решающий момент для перелома спора в свою пользу.

Спор ради достижения истинного знания называют диалектическим. Это название пошло из Древней Греции, где под диалектикой понималось искусство вывести истину в разговоре с оппонентом. Исходя из сказанного выше можно резюмировать, что дискуссия — всегда спор диалектический, полемика же и диспут — нет.

Диспут начинается для достижения победы.

Стороны в споре называют по-разному, но чаще всего — оппонентами. Иногда используют термин «пропонент». Пропонентом называют сторону, которая выдвинула тезис для опровержения другой стороной. Последняя называется оппонентом. Также используют понятие «противник». В основном так называют участников спора, направленного на достижение победы.

В зависимости от вида спора применяются та или иная стратегия и тактика аргументации и критики.

Стратегия — это определенная заранее схема, план построения аргументации, доказательства или опровержения.

Стратегия заключается в выполнении следующих действий.

1. Логически безупречная формулировка тезиса (тезис должен быть непротиворечивым, ясным и т. д.).

2. Приведение аргументов в защиту тезиса, критика конкурирующих концепций.

3. Логическая оценка тезиса в свете найденных аргументов.

Эта стратегия является наиболее простой, хотя ее использование требует определенных навыков оппонента и слушателей. Бывает так, что тезис формулируется, аргументы приводятся, но нет вывода о том, насколько аргументы подтверждают тезис.

Иногда дискуссии проводят в форме круглого стола. В основном так организуется обсуждение научных и некоторых других проблем.

Такие дискуссии целесообразно проводить в тех случаях, когда необходимо обсудить «неразвитую» проблему. Для ведения круглого стола назначается руководитель или ведущий, а также человек, который формулирует проблему, если не всем она известна. Затем предлагаются решения или пути решения <20>, предпочтительности которых обосновываются как тезисы аргументации.

Стоит сказать также и о таком виде спора, как деловое совещание. Оно проводится как круглый стол, о котором уже было сказано выше, и как спор сторон — двух или нескольких человек. Во втором случае предполагается наличие уже выработанного решения с целью совершенствования или убеждения присутствующих в его истинности.

Как видно из названия, деловое совещание проводится чаще всего для решения проблем, возникающих в процессе деятельности какого-либо образования, будь то организация, орган, институт власти или их структурные подразделения.

При проведении деловых совещаний во многих случаях важно соблюдение регламента и ведение протокола, а также привлечение в качестве участников лиц, обладающих соответствующими знаниями, заранее ознакомленных с постановкой проблемы и полномочных принимать соответствующие решения <21>.

fil.wikireading.ru

Темы рефератов по логике

Темы рефератов по дисциплине «Логика»

Становление и развитие классической логики.

Логические сочинения Аристотеля. Основные идеи.

Основные идеи учения Аристотеля о силлогизме.

Учение Аристотеля о началах, доказательстве и опровержениях.

Логика диалога в развитии творческого мышления.

Значение логики в профессиональной деятельности.

Суждение как логическая форма.

Законы логики и их практическое применение.

Законы мышления в формальной и диалектической логике.

Язык логики высказываний и язык логики предикатов.

14. Интуитивная логика.

15. Умозаключение: сущность и виды.

16. Стереотипы логического мышления.

17. Логика искусственного интеллекта.

18. Природа здравого смысла и парадоксы.

19. Виды дилемм и их особенности.

20. Апории Зенона и их современное истолкование.

21. Логика мифа и сказки: структурно-логический анализ.

22. Идеи и принципы современной неклассической логики.

23. Основные проблемы модальной логикой.

24. Софизмы как интеллектуальное мошенничество.

25. Софизмы в античной логике.

26. Логические основы аргументации.

Понятие логической формы.

Правила и ошибки в определении понятий.

Логика и риторика.

30. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений.

31. Теоретическое и практическое значение логики.

32. Взаимосвязь мышления, языка и речи.

33. Способы образования понятий. Виды понятий.

34. Логические операции с понятиями.

35. Логические операции с суждениями.

36. Правила категорического силлогизма.

37. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема).

38. Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема).

studfiles.net

Гипотезой называют предположение о каком-либо предмете или явлении, его причинах, связях, зако

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по логике. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по логике — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Тактика ведения спора, аргументации, доказательства собственных тезисов и опровержения суждени

Спор. Виды спора

Спор бывает трех видов: научная и деловая дискуссия и полемика. В первом случае целью спора является решение какой-либо практической или теоретической проблемы, возникающей в рамках определенной науки. Вторая направлена на достижение согласия по основным положениям, выдвинутым сторонами, нахождение решения, соответствующего реальному положению вещей. И последний вид спора, полемика, служит для достижения победы. В наиболее общем виде можно сказать, что это спор ради спора. Однако четкого разграничения между полемикой и двумя предыдущими видами спора провести нельзя: каждый спор, когда он ведется по правилам логики и без использования недопустимых приемов, ведет к достижению истины, в какой бы области он ни затевался.

Спор может проходить при публике, присутствие которой приходится учитывать участникам спора, и без нее. Споры при публике, особенно как демонстрация ораторского мастерства, характерны более для Древней Греции, чем для настоящего времени. Тогда философы-софисты и приверженцы зарождающейся логики специально и прилюдно устраивали споры. Такой метод обучения использовал, например, Сократ в своей школе.

Кулуарный спор, или спор без зрителей, слушателей, был распространен всегда. Так могут спорить, например, депутаты до или после вынесения законопроекта по основным его пунктам. Так могут спорить и ученые, обсуждающие новое открытие или нюансы своей работы.

Диспутом называют спор между двумя людьми, на котором присутствует публика.

Для того чтобы спор проходил по возможности спокойно, а стороны могли бы предлагать свои аргументы последовательно, порядок обсуждения вопросов часто оговаривается заранее. Стороны объясняют, к каким теориям они будут апеллировать.

Стороны в споре называют по-разному, но чаще всего – оппонентами. Иногда используют термин «пропонент». Пропонентом называют сторону, которая выдвинула тезис для опровержения другой стороной. Последняя называется оппонентом. Также используют понятие «противник». В основном так называют участников спора, направленного на достижение победы.

Стратегия – это определенная заранее схема, план построения аргументации, доказательства или опровержения.

Похожие вопросы

  • Логика — Спор. Видыспора
    Видыспора. Спор бывает трех видов: научная и деловая дискуссия и полемика.
    В наиболее общем виде можно сказать, что это спор ради спора.
  • Международное право — Понятие международного спора
    Объединяющим признаком спора и ситуации является столкновение интересов государств. Выделяют два видаспоров и ситуаций
  • Логика — Тактика спора
    Тактика ведения спора, аргументации, доказательства собственных тезисов и опровержения
    Основанием выделения видов тактических приемов являются аспекты аргументации, одним из.
  • Понятия и виды третейских судов. Рассмотрение споров в третейских.
    Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего.
  • Арбитражный процесс — Рассмотрение экономических споров третейскими.
    Рассмотрение экономических споров третейскими судами. Третейский – суд, избираемый сторонами для разрешения спора. Виды: 1. третейские суды для рассмотрения конкретных.
  • Коммерческое право — . и виды третейских судов. Рассмотрение споров.
    Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего.
  • Арбитражный процесс — . дел арбитражным судам: понятие, виды
    . дела, подведомственные АС, между различными звеньями системы АС Виды подсудности: 1)
    5. договорной — позволяет сторонам по соглашению определять место рассмотрения спора.
  • Русский язык и культура речи — ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АРГУМЕНТОВ
    Основные виды аргументов. В любом споре главным является правильно и логично доказать свою точку зрения.
  • Арбитражный процесс — . дел арбитражным судам: понятие, виды
    Виды подведомственности: 1) множественная: 1. договорная — подведомственность
    Но лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами.
  • Логика — Гипотеза
    Видыспора. Спор бывает трех видов: научная и деловая дискуссия и полемика. В первом случае целью спора яв.

найдено похожих страниц:10

cribs.me

Гетманова А.Д.. Книги онлайн

Александра Денисовна Гетманова (1923) — профессор-консультант, доктор философских наук, Академик международной академии информатики.

В 1947 окончила Московский государственный педагогический институт им. Ленина (специальность преподаватель математики).

Научные интересы: логика и логические основания математики, история логики.

Имеет более 80 публикаций, среди которых монография «Отрицания в системах формальной логики». Является автором многочисленных учебников и учебных пособий: «Логика», «Логика. Со сборником задач», «Логика для юристов», «Логические основания математики (для 10-11 классов)», «Методическое пособие для учителей по курсу «Логические основания математики».

Автор уникальных учебников по логике для школьников: «Занимательная логика для школьников. Часть 1 и 2» и «Задачник по занимательной логике для школьников».

Проводила консультации по логике и читала курс логики для аспирантов.

Учебник написан в соответствии с программой логики для педагогических вузов.

В нем рассматриваются следующие темы: предмет логики и ее значение, понятие, суждение, законы логики, умозаключение, доказательство и опровержение, гипотеза, методологическое значение логики в процессе обучения.

Учебник ориентирован на преподавание логики в педагогических учебных заведениях.

Поэтому в него включена оригинальная глава по методике преподавания логики в высших учебных и средних педагогических учебных заведениях (университетах, вузах, училищах, колледжах, лицеях) и общеобразовательных школах.

С целью развития логического мышления центральные темы снабжены интересными логическими задачами. Последняя глава раскрывает этапы развития логики как науки и основные направления современной символической логики.

Раскрываются основные положения одной из увлекательных философских наук — логики.

«Понятие», «суждение», «умозаключение», «гипотеза», «софизм», «парадокс», «доказательство» — это не только научные термины, но и реалии нашего мышления и общения, с которыми каждый сталкивается ежечасно. Как научиться грамотно выстраивать систему доказательств и умозаключений?

Как одолеть соперника в споре и убедить участников дискуссии? Как овладеть тайнами стройного логического мышления? На все эти и многие иные вопросы читатель найдет ответ в пособии, написанном педагогами и учеными.

Учебное пособие дает углубленное содержание как традиционной формальной логики, так и математической (символической) логики в ее двух направлениях: классическая логика и многочисленные направления неклассических логик (конструктивных, интуиционистской, многозначных, положительных (логики, построенные без операции отрицания), модальных и паранепротиворечивых).

В пособии впервые в логической литературе приводится сравнительная характеристика 15 видов логических систем по трем направлениям:

взаимосвязь логических систем внутри одного направления логики;

взаимосвязь логических систем, относящихся к различным направлениям логики;

взаимосвязь или сравнение различных направлений логики по их «силе».

Впервые издается одной книгой словарь и задачник по логике.

Данное издание расширит круг вопросов современной формальной логики и поможет более эффективному практическому применению логических знаний. Текстовые логические задачи по курсу логики, построенные на основе литературных произведений и некоторых научных текстах, дополняются занимательными задачами и кроссвордами, которые оживят изучение предмета.

Методическое пособие признано помочь учителю в преподавании элективного курса «Логические основы математики», предназначенною для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

В данной книге приводится примерное тематическое планирование, программа курса, методические рекомендации по изучению материала, контрольные работы, конспекты занятий но основным темам курса, планы-конспекты уроков, различные формы зачетов, а также теоретические и общепедагогические аспекты преподавания логических основ математики.

В книге «Учебник по логике» для развития творческого мышления учащихся по центральным темам курса приведены задачи и упражнения.

В книгу включена глава, раскрывающая этапы развития логики как науки и основные направления современной символической логики.

www.koob.ru

Это интересно:

  • Претензия страховая не платит Страховая отказывается платить по КАСКО Следующая статья: АИС ОСАГО КАСКО – дополнительное страхование, которое способно дать гарантию получения компенсационной выплаты при наступлении страхового случая. Но если страховая компания отказывается платить по полису КАСКО, как […]
  • Гбуз мо кцрб жалобы отзывы предложения Гбуз мо кцрб жалобы отзывы предложения Приветствую Вас на сайте Коломенской центральной районной больницы.Здесь Вы можете получить необходимую информацию о нашем учреждении, ознакомиться с нашим медицинским персоналом, который делает все возможное для оказания своевременной и […]
  • Где в перми оформить загранпаспорт Туристическое агентство "ГЛОРИЯ" Туры из Перми, Москвы и др. городов: Индия, Тайланд, ОАЭ, Испания, Франция, Италия, Греция, Германия, Австрия, Чехия 29.12.2015 ГРАФИК РАБОТЫ В КАНИКУЛЫ 31 декабря - 10 января - выходные Если Вам будет нужна наша консультация, то по предварительной […]
  • Правило на квадратный корень Правило на квадратный корень ОБОЙДИ УЖЕ ЭТИ ГРАБЛИ! 🙂 Формулы корней. Свойства квадратных корней. Продолжение. Внимание! К этой теме имеются дополнительные материалы в Особом разделе 555. Для тех, кто сильно "не очень. " И для тех, кто "очень даже. " ) Продолжаем развлечение? В […]
  • Правило s-es Правила прибавления окончаний –s/-es к существительным и глаголам. Spelling of endings –s/-es Окончание -s/-es прибавляется к существительным для образования множественного числа. Окончание -s/-es прибавляется к глаголам для образования 3 лица единственного числа в форме Present Simple […]
  • Как оформить в рамку картину из пазлов Как оформить в рамку картину из пазлов Если Вам жалко своих многочасовых трудов по сборке пазлов, предлагаю Вам повесить их в качестве украшения на стену, так как оформить картину из пазлов не так уж и сложно. Клей для пазлов Ответ на вопрос, как оформить пазлы в картину, начинается, […]
  • Синтаксических правил Синтаксический разбор предложения Просто о синтаксическом разборе предложения Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное. По наличию грамматических основ: […]
  • Амурская область переселение Амурская область переселение Окружное деление Амурского казачьего войска. Албазинский станичный округ: хутор Албазинский, хутор Бейтоновский, хутор Бекетовский, хутор Пермыкинский, хутор Рейновский и другие. Екатерининский станичный округ: хутор Бибиковский, хутор Верхнеблаговещенский, […]