Сказки о золотом правиле нравственности

admin

Урок и презентация на тему «Золотое правило нравственности»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (307,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: дать понятие о «золотом правиле нравственности», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о морали.

Оборудование: учебное пособие «Основы светской этики», ЦОР: тренажёр по теме «Золотое правило нравственности», проектор, компьютер, интерактивная доска, «Волшебные слова», сборник рассказов и стихов. М.: «Детская литература», 1977; тест «Какой Я?».

Ход урока

I. Вызов.

«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
(По книге «Классическая басня».)

У.: Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

Д.: В жизни каждому нужно быть дружелюбным.

Д.: Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.

Д.: И зло обернётся к тебе тоже.

Д.: Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.

У.: Очень хорошая мысль. Но когда и где появилось это высказывание?

II. Сообщение нового материала.

У.: Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?

Золотая монета, золотая брошь, золотое правило

(Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении)

У.: Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?

Д.: Мы будем говорить на уроке о правилах поведения.

У.: Я думаю, темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».

У.: Итак, тема нашего урока «Золотое правило нравственности».

  • Чтение статьи по учебному пособию на стр. 42–43.
  • У.:- По ходу чтения статьи я попрошу вас на полях страниц сделать карандашом следующие пометы:

  • + «знаю»
  • V «совершенно новая информация»
  • ? «не понял»
  • = «знал, но забыл»
  • Поделитесь своими наблюдениями, используя ваши пометы.
    • Обсуждаем.
    • У.: Почему появилось золотое правило?

      Д.: Люди хотят знать, как нужно поступать в том или ином случае.

      Д.: Как правильно доказать, что я правильно поступил.

      У.: Подтвердите ваши мысли цитатой из статьи.

      У.: Как и когда появилось это правило?

      Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».
      Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».
      В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

      У.: Чему учат эти правила?

      Д.: Быть добрым. Творить добро в жизни.

      Д.: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.

      Д.: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.

      Д: Учат правильно жить.

      У.: Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности. Прочитаем его ещё раз (стр. 42).

      У.: Как применять это правило в жизни? Можно ли составить алгоритм

      применения этого правила? Перечитайте последний абзац статьи.

      • Групповая работа (стр. 43).
        1. Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие.
        2. Каково будет мне, если со мной так поступят?
        3. Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?
        4. У.: Вспомните примеры того, как действует это правило в жизни. Можно из своей жизни или из жизни ваших друзей или знакомых.

          III. Тренажёр:

        5. Диск «Основы светской этики «Проверь себя»,
        6. «Кто они и откуда?» (по страницам сборника детских рассказов и стихов «Волшебные слова». Издательство «Детская литература», 1977 г.:
          В. Железников «История с Азбукой»,
          – А. Барто «Друг напомнил мне вчера…»,
          – А.Барто, Р. Зелёная «Из словаря вежливого человека»).
          Оцените слова и поступки героев известных произведений с точки зрения «золотого правила» нравственности.
        7. IV. Рефлексия.

          Тест «Какой Я?».

          В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.

          Твоё мнение

        8. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.
          __________________________________________________________________
          __________________________________________________________________
        9. Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

        Открытый урок по светской этике «Золотое правило нравственности»

        Цель урока: формирование у учащихся ценностного отношения к нравственности человека.

        Задачи урока:

        • познакомить учащихся с золотым правилом нравственности;
        • создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к собственным поступкам.
        • Ожидаемые результаты урока:

          • учащиеся узнают, почему появилось золотое правило нравственности; как формулируется золотое правило нравственности; как применять золотое правило нравственности;
          • познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;
          • будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам;
          • научатся применять золотое правило нравственности
          • Основные термины и понятия: золотое правило нравственности

            1 этап. Организационный

            1. Организация деятельности учащихся

            2 этап. Проверка домашнего задания (беседа)

            Оценить поступок литературного героя с точки зрения морали.

            Каждый поступок героя, подлый или благородный, обязательно имеет свою нравственную цену, “оплачивает” которую герой и только он. Размер этой цены также будет зависеть от характера героя.

            Например, благородный разбойник Робин Гуд грабил богачей, раздавая награбленное бедным – явно хороший поступок – но в то же время он забирал долю себе, а также не гнушался убийством – поступки, явно далёкие от благородных.

            Следовательно, и нравственная цена поступка не может быть однозначной, хотя какова она будет – зависит только от героя и от его характера.

            3 этап. Актуализация знаний.

            Учитель зачитывает сказку:

            “На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

            Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

            Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.

            — Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.

            — Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня “Счастливый Принц”. А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

            И вдруг попросил:

            — Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

            — Мне надо скорее улетать, идет зима, — ответила Ласточка.

            — Останься хоть на одну ночь, помоги мне, — опять попросил Принц.

            Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно. ”

            Вопрос: “Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

            Вы правы, она совершила добрый поступок.

            — А почему люди ценят добро?

            Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь.

            На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно. Среди правил есть самое главное.(Золотое правило нравственности).

            Тема урока: “Золотое правило нравственности” (слайд 1)

            • Узнаем почему появилось З.П.Н. Чему учит З.П.Н.
            • Как формулируется З.П.Н.
            • Как применять З.П.Н. в жизни

            — Подберите существительные к прилагательному золотой.

            Что может быть золотым?

            — Составьте словосочетания с этим словом в прямом и переносном значении.

            — Как вы думаете, если речь идёт о З.П.Н., в прямом или переносном значении употреблено это слово?

            Работа в группах.

            — Ответить на вопрос: Как вы думаете, каким должно быть З.П.Н.?

            (речь идет не о формулировке правила, а о его характеристике)Запишите предложения на листочках, отложите на время, позже мы к ним вернемся

            Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – “просветлённый”. Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Давайте познакомимся с добрыми поступками, которые совершали вы (Чтение записей из дневников)

            Будда учит нас: “не делай другим того, что сам считаешь злом”.

            Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, “чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших”.

            Конфуций говорил: “только добро ведёт к счастью”.

            В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют “Законы Ману”.

            Смысл законов Ману: “не делай другим того, что причинило бы боль тебе”. (слайд2)

            В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей по которым должны жить люди.

            Греческому философу и математику Фалесу задали вопрос: “Какая жизнь самая лучшая и справедливая?” Он ответил: “Когда мы не делаем того, что осуждаем в других”.

            Чему же учат эти правила, что их объединяет? (слайд2)

            Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно.

            Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

            Работа с учебником

            Чтение статьи из учебника с.42

            Почему появилось З.П.Н?

            — Выпишите из учебника З.П.Н. в положительной или отрицательной формулировке ( в той, которая вам ближе и понятнее) (слайд3)

            — Сопоставьте то что вы узнали, с теми предложениями относительно золотого правила нравственности, которые были у вас.

            — В чем вы были близки к формулировке З.П.Н.? Согласны ли в с ним?

            — Чему учит золотое правило нравственности?

            Прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос: “Каково было бы мне, если бы так поступили со мной?”

            Работа с притчами

            Кто Осёл?”

            Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: “Осёл”. Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:

            — Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.

            — Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой? – спросил приятель.

            — Как же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя! – воскликнул Афанди.

            -Как герой притчи догадался кто к нему приходил?

            Притча “Мудрый Соломон”.

            “Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок её. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только же не убивайте его”.

            — Которая же из них была матерью?

            — Почему вы так считаете?

            Работа на страницах рабочей тетради по этике

            Притча Мальчик и зеркало (коллективно)

            — Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

            (в жизни каждому нужно быть дружелюбным)

            Мультфильм “Крошка Енот”

            — Что понял герой мультфильма?

            Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе.

            Работа с пословицами и вопросами (самостоятельно)

            Проверка на доске. Проверка.

            — Попробуй не наступить, а уступить

            — Не захватить, а отдать.

            — Не кулак показывать, а протянуть ладонь.

            — Не спрятать, а поделиться

            — Не кричать, а выслушать.

            — Не разорвать, а склеить.

            1.Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни.

            Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего не хотел получить по отношению к себе.

            Например, “Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось”

            Работа на листочках. (Каждый пишет слово)

            Ученик прикрепляет слово на доске.

            Я НЕ БУДУ . ТАК КАК.

            Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

            xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

            О чем «золотое правило нравственности» гласит? Значение и смысл «золотого правила нравственности»

            Оно было разработано известными мыслителями и учителями еще в древности, однако является и в настоящее время весьма актуальным. «Золотое правило поведения» фиксирует всеобъемлющий нравственный принцип в отношении другого человека в рамках любой практической ситуации. Оно распространяется на все, что касается человеческих отношений.

            Что такое «золотое правило нравственности»?

            Оно присутствует, без преувеличения, в каждой существующей религии в той либо иной форме. «Золотое правило нравственности» – это фундаментальный канон, отражающий призыв морали. Оно чаще всего воспринимается в качестве основополагающей, важнейшей ее истины. Рассматриваемое правило нравственности гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе» (Quod tibi fieri non vis alteri ne feceris).

            Концентрация практической мудрости в нем выступает одним из аспектов нескончаемых этических размышлений.

            Исторические факты касаемо рассматриваемого правила

            Период его возникновения относят к середине 1 тыс. до н. э., когда протекал гуманистический переворот. Статус «золотого» оно приобрело в XVIII в.

            Известно, что раньше в родоплеменных общинах существовал обычай касаемо кровной мести – талион (возмездие, эквивалентное совершенному преступлению). Он выступал своего рода ограничителем вражды родов, так как данный жестокий закон требовал равнозначного наказания.

            Когда родоплеменные отношения стали исчезать, появилась трудность в четком разделении, так сказать, на чужих и своих. Экономические связи вне общины зачастую оказывались более существенными, чем родственные.

            Так, уже община не стремилась отвечать за проступки отдельно взятых своих членов. В связи с этим талион теряет результативность, и возникает необходимость формирования совершенно нового принципа, позволяющего регулировать межличностные отношения, не зависящие от родовой принадлежности. Именно таким принципом явилось правило: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

            Расшифровка данного этического правила

            В его различных формулировках присутствует одно общее звено – «другой». Под ним подразумевается любой человек (ближайший либо дальний родственник, знакомый либо незнакомый).

            Значение «золотого правила нравственности» – эквивалентность всех людей касаемо их свободы и возможности совершенствоваться. Это своего рода равенство в отношении наилучших человеческих качеств и оптимальных норм поведения.

            Если задаться вопросом «»Золотое правило нравственности» — что это такое?», ответ должен раскрывать не дословную его трактовку, а внутренний философский смысл, который вывел его в статус «золотого».

            Таким образом, данное этическое правило предполагает заблаговременное осознание отдельно взятым человеком последствий совершаемых им поступков в будущем относительно другого человека посредством проекции себя на его место. Оно учит относиться к другому так, как к самому себе.

            В каких культурах оно нашло свое отражение?

            В одно и то же время (но независимо друг от друга) «золотое правило поведения» появилось и в индуизме, и в буддизме, и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе, а также в этико-философском учении (конфуцианстве). Одну из формулировок его можно увидеть в «Махабхарате» (изречениях Будды).

            Известно, что Конфуций, отвечая на вопрос своего ученика по поводу того, существует ли такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, сказал: «Это слово – «взаимность». Не делай другим того, чего не желаешь себе».

            В древнегреческих творениях оно встречается в классической поэме Гомера «Одиссея», в прозаическом произведении Геродота «История», а также в учениях Сократа, Аристотеля, Гесиода, Платона, Фалеса Милетского и Сенеки.

            В Библии данное правило упоминается дважды: в Нагорной проповеди (Мф. 7:12; Лк. 3:31, Евангелие) и в беседах апостолов Иисуса Христа.

            В «Сунне» (изречениях Мухаммеда) «золотое правило нравственности» гласит: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

            Формулировки «золотого правила морали»

            В прошлом были предприняты попытки классифицирования его формы согласно эстетическим либо социальным критериям.

            Так, немецкий философ Христиан Томазий выделил три основные формы рассматриваемого правила, разграничивая при этом сферы права, морали и политики, которые назвал принципами права, приличия и уважения.

            Они имеют следующий вид.

          • Принцип права философски раскрывается как своего рода требование, согласно которому человек не должен совершать в отношении другого того, что он не хотел бы, чтобы совершили по отношению к нему самому.
          • Принцип приличия представлен в виде этического призыва о том, чтобы индивидуум делал другому субъекту то, что он сам желал бы, чтобы сделали ему.
          • Принцип уважения раскрывается в том, чтобы человек всегда поступал касаемо других людей так, как бы он хотел, чтобы они поступали в отношении его самого.
          • Немецкий исследователь Г. Райнер также предложил три формулировки «золотого правила», которые перекликаются с вышерассмотренными его интерпретациями (Х. Томазий).

          • Первая формулировка — это правило чувствования, которое гласит: «(Не) делай другому то, что (не) желаешь себе».
          • Вторая — правило автономности звучит: «(Не) делай сам того, что ты находишь (не) похвальным в другом».
          • Третья — правило взаимности имеет вид: «Как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так и вы по отношению к ним».
          • «Золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках

            Данный моральный канон прочно укрепился в массовом сознании людей преимущественно в виде народного фольклора.

            Так, к примеру, смысл «золотого правила нравственности» отражен в ряде русских пословиц.

            1. «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
            2. «Не рой яму другому – сам в нее попадешь».
            3. «Как аукнется, так и откликнется».
            4. «Как крикнешь в лес, так и из леса отзовётся».
            5. «Что людям желаешь, то сам получаешь».
            6. «Не плюй в колодец – самому придется водицы напиться».
            7. «Делая людям зло, не жди от них добра» и др.
            8. Итак, «золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках позволяло довольно часто применять его в повседневной жизни и передавать из поколения в поколение в виде легко запоминающегося народного фольклора.

              «Алмазное правило морали»

              Оно является дополнением к рассмотренному ранее «золотому». Именно алмазным правило назвали из-за многогранности, символизирующей человеческую индивидуальность, которая уникальна в своем роде.

              Итак, как уже указывалось ранее, «золотое правило нравственности» гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе». «Алмазное» же дополняет: «Сделай то, чего никто не может, кроме тебя». Здесь упор делается на приносимую пользу (сугубо индивидуальную для конкретной личности) максимально возможному количеству людей.

              Другими словами, «алмазно-золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы твои наибольшие способности служили наибольшим потребностям других». Именно уникальность данного индивидуума (субъекта этического действия) выступает универсальным критерием.

              Так, если «золотое правило нравственности» – это трансформация субъекта в объект (мысленная проекция себя на место другого человека и осознанный отказ от тех действий, которые не понравились бы себе самому), «алмазный» канон, напротив, выделяет именно несводимость рассматриваемого субъекта нравственного действия к целевому объекту, а также его исключительность и индивидуальность.

              «Золотое правило нравственности» как объект пристального внимания философов

              Английский философ-материалист Томас Гоббс преподносил его в качестве основы естественных законов, которые играют определяющую роль в жизни людей. Оно достаточно простое для понимания каждым человеком. Данное правило позволяет ограничить сугубо личные эгоистические притязания и тем самым создать базу для единения всех людей в рамках государства.

              Английский философ Джон Локк не воспринимал «золотое правило морали» как что-то от рождения данное человеку, а, напротив, указывал на то, что в его основе заложено естественное равенство всех людей, и если они осознают это посредством данного канона, то придут к общественной добродетели.

              Немецкий философ Иммануил Кант довольно критически оценивал традиционные формулировки рассматриваемого канона. По его мнению, «золотое правило нравственности» в своем явном виде не дает возможности оценить степень этической развитости индивида: человек может занизить моральные требования по отношению к самому себе либо занять эгоистическую позицию (я не буду мешать вам жить, не мешайте и вы мне). Оно включает желание человека в его нравственное поведение. Однако именно данные желания, страсти и мечты зачастую делают личность заложником своей природы и полностью отсекают его моральность – человеческую свободу.

              Но все же категорический императив Иммануила Канта (центральное понятие этического учения) выступает исключительно философским уточнением существующего канона. Согласно Канту, «золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства». В данном определении немецкий философ пытается, так сказать, закрыть лазейку даже самому мелкому человеческому эгоизму. Он считал, что людские желания и страсти не должны заменять истинные этические мотивы поступка. Индивидуум ответственен за всевозможные последствия своих действий.

              Две тенденции этического самоопределения человека с точки зрения новоевропейских философов

              Первая преподносит человека в качестве общественного индивида, который подчиняется общепринятой морали.

              Вторая тенденция ориентирована на понимание представителя людской расы как личности, устремленной к соответствующему идеалу (зрелость, целостность, саморазвитие, самоактуализация, индивидуализация, реализация внутренней сущности и т. д.), а морали в качестве пути, позволяющего достичь внутреннего самосовершенствования.

              Если в современном обществе сказать философам: «Сформулируйте «золотое правило нравственности»», ответом будет не стандартная его формулировка, а более глубокий акцент на рассмотренную в нем личность, выступающую в роли субъекта этического действия.

              Падение нравственного уровня в современном обществе

              Духовная сфера в жизни общества во всем мире с начала XX века существенно обнищала. Это связано с доминирующим положением на сегодняшний день экономических проблем и связанных с ними идеологических и политических вопросов (практически все действия людей нацелены на накопление преимущественно материальных благ).

              В постоянной гонке за богатством человек пренебрёг духовностью, перестал задумываться о внутреннем самосовершенствовании, стал игнорировать этическую сторону своих поступков. Такая тенденция наметилась еще с конца XIX века. Даже Ф. М. Достоевский писал о безудержной жажде денег, которая обуяла людьми той эпохи (более века назад) до одурения («Идиот»).

              Большинство людей забыли, а многие и вовсе не знали о том, что «золотое правило нравственности» гласит.

              Итогом процессов, протекающих в настоящее время, может стать застой в развитии цивилизации или даже эволюция зайдет в тупик.

              Существенную роль в угасающей моральности общества касаемо России и Германии сыграли соответствующие идеологии, возникшие во всех его слоях, во времена пришествия к власти большевиков и нацистов соответственно.

              Низкий этический уровень человечества, как правило, отчетливо фиксируется в критических моментах истории (революции, гражданские и межгосударственные войны, нестабильность государственного порядка и т. д.). Примером могут служить вопиющие нарушения нравственных норм в России: в годы гражданской войны (1918-1921 гг.), в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.), в эпоху Сталинской индустриализации (20–30-е гг.) и в наши дни в виде «эпидемии» террористических актов. Все эти события привели к одному плачевному итогу — гибели большого числа ни в чем не повинных людей.

              Нравственные аспекты чаще всего не берутся во внимание в процессе решения государственных вопросов: во время проведения экономических, социальных, сельскохозяйственных и промышленных реформ (как правило, результат – негативные экологические последствия).

              Неблагоприятное текущее положение в нашей стране практически во всех областях жизни людей – это прямое следствие государственных просчетов в отношении существующего этического уровня общества на момент принятия очередного государственного решения.

              Последние годы ознаменовались ухудшением криминальной обстановки в нашей стране: выросло число убийств, заказных и особо жестоких, издевательств, воровства, изнасилований, взяточничества, вандализма и т. п. Все это чаще всего остается безнаказанным, так как снизился процент раскрываемости преступлений.

              Курьезным примером беспорядка и хаоса, которые царят в настоящее время в нашей стране, выступает нашумевшая история, произошедшая в 1996 году: два человека были задержаны за совершение акта воровства из Дома правительства России картонной коробки, в которой находилось полмиллиона долларов США. Вскоре поступило официальное заявление о том, что хозяин денег не объявился, в связи с чем данное уголовное дело было закрыто, а расследование прекращено. Преступники мгновенно стали «благодетелями государства», так как получается, они нашли «клад», а изъятые деньги были направлены в государственную казну.

              Всем понятно, что хозяин денег приобрел их нечестным путем, в противном случае он бы незамедлительно предъявил свои права на них. В таком случае прокуратура должна была провести расследование по выяснению источника появления данной коробки с весьма значительной суммой денег. Почему этого не произошло – официальные уполномоченные лица тактично умалчивают. Остается предполагать, что МВД, суды и прокуратура не могут справиться со сложившейся криминальной обстановкой в стране. И причиной этому служит, по-видимому, коррумпированность большого числа государственных чиновников.

              fb.ru

              Это интересно:

              • Претензия страховая не платит Страховая отказывается платить по КАСКО Следующая статья: АИС ОСАГО КАСКО – дополнительное страхование, которое способно дать гарантию получения компенсационной выплаты при наступлении страхового случая. Но если страховая компания отказывается платить по полису КАСКО, как […]
              • Приказ орксэ 2018 с. Большой Бейсуг Брюховецкого района Краснодарского края раздел ЕГЭ 2018 Летняя площадка дневного пребывания "Ералаш" Директор школы Юридический адрес Схема проезда Награды сайта Месторасположение сайта Директор школы: Рыльков Григорий Вячеславович (Соответствие […]
              • Как можно вернуть товар надлежащего качества Возврат товара. Как и какой товар можно вернуть продавцу? Как быть, если покупка оказалась некачественной или не подошла вам по какой-то другой причине? Конечно, возможно вернуть товар продавцу. Но все мы знаем, что это не так просто и магазины часто находят множество причин, лишь бы не […]
              • Гбуз мо кцрб жалобы отзывы предложения Гбуз мо кцрб жалобы отзывы предложения Приветствую Вас на сайте Коломенской центральной районной больницы.Здесь Вы можете получить необходимую информацию о нашем учреждении, ознакомиться с нашим медицинским персоналом, который делает все возможное для оказания своевременной и […]
              • Где в перми оформить загранпаспорт Туристическое агентство "ГЛОРИЯ" Туры из Перми, Москвы и др. городов: Индия, Тайланд, ОАЭ, Испания, Франция, Италия, Греция, Германия, Австрия, Чехия 29.12.2015 ГРАФИК РАБОТЫ В КАНИКУЛЫ 31 декабря - 10 января - выходные Если Вам будет нужна наша консультация, то по предварительной […]
              • Правило s-es Правила прибавления окончаний –s/-es к существительным и глаголам. Spelling of endings –s/-es Окончание -s/-es прибавляется к существительным для образования множественного числа. Окончание -s/-es прибавляется к глаголам для образования 3 лица единственного числа в форме Present Simple […]
              • Ответ на претензию по договору долевого участия Образец претензии по неустойке за просрочку сдачи дома (договор участия в долевом строительстве) В (название застройщика из договора) Адрес___________________________ От Фамилии Имени Отчества Адрес:_______________________________ Телефон______________________________ Претензия. “____” […]
              • Правило на квадратный корень Правило на квадратный корень ОБОЙДИ УЖЕ ЭТИ ГРАБЛИ! 🙂 Формулы корней. Свойства квадратных корней. Продолжение. Внимание! К этой теме имеются дополнительные материалы в Особом разделе 555. Для тех, кто сильно "не очень. " И для тех, кто "очень даже. " ) Продолжаем развлечение? В […]