Правила написания сочинение рассуждения

admin

Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).

… – вот тема, к которой обращается автор текста.

Этот текст (статья) о …

Автор обращается к актуальной теме – теме…

Автор посвящает статью…

2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.

Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.

Проблема чего, точка зрения на какую-либо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания.

Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

Проблем может быть несколько. Важно увидеть две и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале.

Шаблоны: автором проблема может быть:

  • поставлена
  • изложена
  • рассмотрена
  • выдвинута
  • затронута
  • поднята
  • сформулирована
  • исследована
  • проанализирована
  • Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
  • Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
  • Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7);
  • Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом7);
  • Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
  • Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
  • Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
  • Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
  • Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
  • Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
  • Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
  • Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
  • Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
  • Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
  • Проблеме коммерциализации культуры.

3. Комментируем проблему.

Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное.

Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?

Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?

Шаблоны: Проблема может быть:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

План сочинения-рассуждения по русскому языку: основные правила написания

Сочинение-рассуждение – тот вид творческой работы, который необходимо выполнить при сдаче обязательного экзамена по русскому языку в 9-м и 11-м классах. Это задание помогает понять, насколько хорошо учащиеся владеют письменной речью, как они умеют размышлять на общечеловеческие или лингвистические темы, ориентироваться в прочитанном тексте и делать выводы по нему. Именно поэтому, начиная с 5 класса, ребята знают, что представляет собой план сочинения-рассуждения по русскому языку. Конечно, в зависимости от возрастных особенностей, части немного разнятся между собой, однако основа одна. Разберемся, какой он, план сочинения-рассуждения по русскому языку, которое выносится на школьный выпускной экзамен.

Что такое сочинение-рассуждение?

Для начала разберемся, что такое сочинение-рассуждение. Это тот вид работы, когда необходимо доказать или опровергнуть какую-либо мысль. Кроме того, в подобном сочинении размышляют о каком-либо явлении, деятеле, историческом событии.

Что же отличает сочинение-рассуждение от других творческих письменных работ? Особая структура. Дело в том, что, составляя текст-описание или повествование, можно идти различными путями, применять, например, кольцевую композицию, менять структурные элементы местами. План сочинения-рассуждения по русскому языку всегда неизменен. Не допускается перестановка его элементов. В этой работе, вне зависимости от темы, всегда должны присутствовать выдвижение некоего постулата, тезиса. После этого следует его доказать, приводя весомые аргументы. Вывод является заключительной частью, в нем кратко излагается вся основная мысль.

Сочинение формата ЕГЭ

Хоть тексты сочинений-рассуждений схожи по своей структуре, однако они отличаются на экзаменах в 9-м классе и в 11-м (ГИА и ЕГЭ соответственно).

Что касается творческой работы части С на ЕГЭ, то тут она более объемна. План, хоть он и структурно схож с классическим, все же претерпевает некоторые изменения. Все исходит из типа работы. Что же выпускникам предлагается выполнить?

Их вниманию представляется текст, где нужно не только выявить авторскую позицию, сформулировать идею текста, но и выдвинуть свой тезис. Согласие и несогласие необходимо подкреплять с помощью аргументов. Причем больше всего оцениваются те, которые приведены не из своего жизненного опыта, а из произведений литературы.

Итак, план сочинения-рассуждения по русскому языку ЕГЭ выглядит следующим образом:

  1. Выдвижение проблемы прочитанного текста.
  2. Комментарии учащегося.
  3. Основная мысль прочитанного текста.
  4. Выдвижение собственной позиции учащегося по данной проблеме (соглашение с автором либо полемика с ним).
  5. Аргумент № 1 (лучше из произведений художественной литературы).
  6. Аргумент № 2 (из собственного жизненного опыта).
  7. Вывод.

Самые сложные пункты плана, от которых зависит вся творческая работа, касаются определения проблематики текста и отражения его идеи. Так, многие выпускники начинают в третьем пункте пересказывать действия героев, таким образом, формулируя тему. Задача же состоит в другом: определить то, что является авторской мыслью, формулировка основной идеи. И здесь без навыков читателя не обойтись.

Сочинение формата ГИА

План сочинения-рассуждения по русскому языку ГИА немного отличается, он упрощен. Девятиклассникам предлагается на выбор один из трех видов творческой работы в части С.

Задание 15.1 подразумевает написание сочинения, раскрывающего какое-либо языковое явление. Выпускникам предлагается поразмышлять, так ли необходимы нам пунктуационные знаки, насколько богат наш язык и другие. Тезис здесь уже выдвинут авторами экзамена: можно либо с ним согласиться, либо его опровергнуть. Естественно, свою точку зрения необходимо подтверждать двумя аргументами.

Это достаточно сложный вид работы, ведь ребята не слишком подкованы в лингвистике. Именно поэтому еще в начале обучения в средней школе они вникают в план сочинения-рассуждения по русскому языку (5 класс). Учащиеся знакомятся с данным видом текста, узнают его составные части. Далее, из года в год, навыки написания рассуждений на лингвистическую тему совершенствуются.

Задание 15.2 подразумевает ответ на вопрос по прочитанному тексту. Здесь варианты заданий сводятся к следующему: пояснить смысл названия либо одного из предложений, отражающих основную мысль текста. Составители также могут попросить обоснованно разъяснить концовку отрывка.

Задание 15.3 наиболее приближено к работе ЕГЭ. Здесь необходимо раскрыть какое-либо общечеловеческое понятие: дружба, доброта, милосердие, отвага и другие. Причем аргументы необходимо брать как из прочитанного текста, так и из жизни, художественной литературы.

Таким образом, план сочинения-рассуждения по русскому языку на экзамене в 9-м классе таков:

Основные составные части: тезис

Как писалось выше, учащимся уже знаком план сочинения рассуждения по русскому языку. 9 класс – это не отправная точка его изучения. Работа должна вестись планомерно и последовательно. Разберем основные составляющие элементы.

Как и у любого сочинения повествовательного, описательного характера, у рассуждения обязательно должно быть вступление. Не нужно писать много, достаточно одного-двух предложений, в которых заключается осознание проблематики, ее злободневность, а может, и вовсе сведения об авторе. Последнее – характерная черта сочинений формата ЕГЭ.

Далее – тезис. Это предложение, в котором заключена точка зрения самого учащегося. Ею он подтверждает или опровергает сказанное в авторском тексте. Правильно выдвинутый тезис – это залог успеха всей работы, ведь от него зависит дальнейший подбор аргументации.

Правильные аргументы — залог успеха

Что касается аргументов, то и в сочинении ГИА, и в ЕГЭ их требуется не менее двух. Отметим, что они должны не просто отражать суть текста, а комментировать, доказывать именно тезис, с которым неразрывно связаны.

Что касается работы ГИА, то здесь приводятся аргументы из прочитанного текста либо из своего личного жизненного опыта. Причем максимальное количество баллов можно получить именно за корректно приведенные аргументы.

Что касается сочинения-рассуждения ЕГЭ, то здесь придется вспомнить произведения классиков, для того чтобы заработать максимум баллов за аргументацию.

Вывод – это итог всей работы. В принципе, он сильно перекликается с тезисом. Ведь здесь говорится о том, что удалось сочинением доказать.

Кроме баллов за содержание работы, учащиеся получают дополнительную оценку за грамматическую и речевую составляющие, достоверность изложения сведений (фактические ошибки). Ну и конечно, оцениваются орфографическая и пунктуационная грамотность.

fb.ru

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст).
Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).
• … – вот тема, к которой обращается автор текста.
• Этот текст (статья) о …
• Автор обращается к актуальной теме – теме…
• Этот текст о …
• Автор посвящает статью…

2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.
Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.

Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.

Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

автором проблема может быть:
• поставлена
• изложена
• рассмотрена
• выдвинута
• затронута
• поднята
• сформулирована
• исследована
• проанализирована

Возможные проблемы:
• Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
• Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
• Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7);
• Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом7);
• Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
• Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
• Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
• Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
• Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
• Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
• Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
• Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
• Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
• Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
• Проблеме коммерциализации культуры.

3. Комментируем проблему.

Проблема может быть:
• социальная
• общественно-политическая
• идеологическая
• морально-этическая
• философская
• психологическая
• нравственная
• эстетическая

Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
• общественно-значимая
• животрепещущая
• жизненная
• насущная
• первоочередная
• острая
• важная
• серьёзная
• спорная
• глубокая
• злободневная
• актуальная
• главная
• сложная
• принципиальная
• жгучая
• наболевшая
• основная
• неразрешимая
• назревшая

Проблема может заставить читателя:
• глубоко задуматься
• рассуждать вместе с автором
• лучше понять себя и окружающих
• лучше понять трагизм происходящего
• серьёзно размышлять
• критичнее относиться к…
• по-иному посмотреть на…
• поделиться мыслями о…

Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?

Это позволяет увидеть, что интересует автора.
Комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что волнует автора.
Комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему.

В комментарии не должно быть:
• Пересказа исходного текста или его части.
• Рассуждений по поводу всех проблем текста.
• Комментариев о действиях героев текста.
• Избегать повторов слова «проблема»
• Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что..», «проблема о мужестве и стойкости..».

4. Определяем авторскую позицию (идея текста).

При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста, Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает. Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл).

Если текст художественный, то авторская позиция может быть прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности; призывность; оценочность; доступность; простота и т.д.

Автор может
• Посвящать свою статью
• Решать заявленную проблему
• Эмоционально воздействовать на читателя
• Делать читателя своим союзником
• Образно воссоздавать картину происходящего
• Выделять ключевые проблемы(мысли, слова, мотивы)
• Образно представлять суть проблемы, которая его волнует
• Усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо
• Передать глубину проблем (чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений)
• Раскрывать сущность поставленных проблеем
• Точно формулировать (выражать)мысль
• Заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей)
• Показать злободневность рассматриваемой им проблемы (темы)
• Формировать положительное или отрицательное отношение к поднятой проблеме
• Пытаться найти причины негативных (позитивных) явлений
• Подчёркивать остроту поставленной проблемы
• Видеть глубину и актуальность проблемы
• Обращаться к традициям русской жизни, литературы….
• Выражать мнение большинства
• Пытаться понять, почему
• Использовать ряд убедительных аргументов
• Побуждать искать истину
• Стараться объяснить, почему
• Поднять в статье проблему, которая кажется наиболее актуальной
• Заставить сделать переоценку отношений..
• Ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа
• Помочь нам увидеть традиционную тему по– новому
• Утверждать, что…
• Уточнять некоторые моменты
• Писать интересно и ново о старых проблемах
• Ставить перед нами цель – найти решение сложных жизненных вопросов
• Привести в качестве примера цитату
• Быть строгим судьёй негативным явлениям жизни
• Намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы
• Заставить нас самим решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор)
• Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни
• Убедительно доказывать, используя конкретные примеры
• Дать новую жизнь старой теме
• Формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам
• Подчеркнуть истинное положение вещей
• Иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д) повествовать о событиях и героях
• Показывать образец поведения, отношения к жизни
• Говорить с тревогой о наболевших проблемах
• Открыто заявить о своёй гражданской позиции по отношению к…
• Призывать нас к …
• Представлять истинную картину происходящего

Клише:
• Автор считает, что… Автор утверждает, что…
• Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания.
• Автору важно убедить читателя в том, что…
• Бесспорно мнение автора о том, что…
• Автор подводит читателя к мысли о том, что…
• Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…
• Решая проблему, автор приходит к выводу: …
• … – в этих словах, по – моему, отражена основная проблема текста.
• … – это высказывание точно отражает мысль автора.
• Позиция автора очевидна:…

5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.

Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.

Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы доказываете приведенным примером.

Важно доказать, почему вы так думаете. Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…

Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:
• тезис
• аргументация
• вывод
• аргументация

Каждый аргумент начинать с нового абзаца.

Приводить примеры, ссылаясь на примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих.
• Нельзя не согласить с автором в том, что…
• С автором можно поспорить …
• Автор прав в том, что…
• Однако его мысль о … вызывает сомнение
• С автором трудно (не) согласиться
• Позиция автора близка (понятна ) мне
• Я (не) разделяю точку зрения автора
• Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…
• Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)
• Мое мнение подтверждает и такой факт…

Шаблоны:
• С удовольствием прочитал…
• Нельзя остаться равнодушным…
• К сожалению…
• Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
• Автор убедительно доказывает, что…
• Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…
• Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
• На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
• Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
• Автор справедливо отмечает, что…
• Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
• Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.

• Во-первых,…
• Во-вторых,…
• Таким образом,

Аргументы должны быть точными.
Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.
Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.

Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

С помощью словосочетаний:
• Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)
• Достаточно привести такой пример…
• Это можно доказать следующим образом..
• Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
• Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.
• В этом легко убедиться, обратившись к…

С помощью вводных слов и словосочетаний:
• Например,… Допустим…
• По свидетельству кого-либо,… Предположим…
• Во-первых, …, во-вторых, … и т.д.

С помощью союзов и придаточной части:
• Так как…
• Потому что…
• Оттого что…
• Благодаря тому что…
• В связи с тем что…

6. Как заканчивать сочинение?

2-3 предложениями, дублирующими вступление.

7. Как начать сочинение?

Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

1. Вступление.
2. Проблемы, над которыми размышляет автор.
3. Комментарий.
4. Выявление позиции автора.
5. Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).
6. Первый аргумент.
7. Второй аргумент.
8. Вывод (заключение).

Советы:
• Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
• Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.

Автор: Никитина Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы.

4ege.ru

Правила написания сочинение рассуждения

Пример 1

(I) . Мы недавно поженились. (2)Ещё ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. (З)Всегда вдвоём. (4)Я говорила ему: «Я тебя очень люблю». (5)Я ещё не знала, как я его любила. (6)Мы жили в общежитии пожарной части, где он служил. (7)И тут среди ночи какой-то шум — на Чернобыльской АЭС пожар. (8)Уехали они без брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали. (9)Их не предупредили.

(Ю)Вызвали на обыкновенный пожар.

(II) А теперь — клиника острой лучевой болезни. (12)После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. (13)Там такие специальные приспособления есть, чтобы, не заходя под плёнку, вводить уколы, ставить катетер. (14)Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к нему. (15)Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту. (16)3вал меня постоянно. (17)3вал и звал. (18)Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу облучения, обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя защитной одежды. (19)А я своему Васе всё хотела делать сама.

(20)Потом кожа начала трескаться на его руках, ногах, всё тело покрылось волдырями. (21)Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос. (22)А всё такое родное. (23)Любимое.

(24) Я пыталась шутить: «Даже удобно: не надо носить расчёску».

(25) Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от него и сидела рядышком. (26)Потому что, верите ли, мне каждую минутку, которую я пропустила, было жалко. (27)И я готова была сделать всё, чтобы он только не думал о смерти. (28)И о том не думал, что болезнь его ужасная и я его боюсь.

(29)Помню обрывок какого-то разговора, кто-то увещевает:

— (ЗО)Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. (31)Вы же не самоубийца. (32)Возьмите себя в руки.

(33)А я как умалишённая:

— (34)Я его люблю! (35)Я его люблю!

(36)Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» (37)Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» (38)Несла судно: «Я тебя люблю! »

(39)0 том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал. (40)Не догадывался. (41)Пускали меня медсёстры. (42)Пер- вое время тоже уговаривали:

— (43)Ты — молодая. (44)Что ты надумала? (45)Сгорите вместе.

(46)А я, как собачка, бегала за ними, стояла часами под дверью, просила-умоляла. (47)И тогда они:

— (48)Чёрт с тобой! (49)Ты — ненормальная!

(50)А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась.

(51)Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52)На час сбегаю в гостиницу. (53)А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск.

(54) Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала.

(55) Но моя душа была крепче тела. (56)Моя любовь. (57)Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (58)0 страшном. (59)Но я вам рассказала о любви. (60)Как я любила.

(62)А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий.

(По С.А. Алексиевич)

Правда ли, что настоящая любовь не знает страха? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Светлана Алексиевич — белорусский прозаик.

Размышляя над вопросом о настоящей любви, автор рассказывает историю о молодой паре, о молодых людях, которые недавно поженились, но взрыв на Чернобыльской АЭС омрачил их счастье. В первую очередь прозаик обращает наше внимание на то, что главная героиня не боялась облучиться, для неё было очень важно как можно больше времени проводить со своим мужем: «другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, обслуживали солдаты. А я своему Васе всё хотела делать сама». Далее автор показывает, насколько сильна была её любовь: героиня ночевала в барокамере, медсестры называли её «ненормальной», «а мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась», — говорит девушка. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что проблема, поставленная Светланой Алексиевич в тексте, действительно имеет место быть в нашей жизни.

Авторская позиция выражена достаточно чётко: «когда есть любовь, нет страха».

С мнением автора нельзя не согласиться, потому что, с моей точки зрения, когда по-настоящему любишь человека, то пойдёшь с ним или за ним хоть на край света, невзирая ни на что.

Над вопросом о настоящей любви задумывались многие писатели, например Михаил Афанасьевич Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Главная героиня потеряла любимого человека. Она долго его искала, но не могла найти, неожиданно в Александровском саду к ней на скамейку подсаживается один герой из свиты Воланда и предлагает стать Королевой на Балу у Сатаны, взамен Дьявол исполнит любое её желание. Героиня, невзирая на страх, соглашается; любовь к Мастеру перевесила страх. Из этого можно сделать вывод, что настоящие чувства не знают робости.

Над похожей проблемой задумывался и Александр Куприн в повести «Гранатовый браслет». Главный герой — Григорий Желтков — до беспамятства любил княгиню Шеину. Его любовь была настолько велика, что он не боялся писать ей письма, хоть и редко, несмотря на то, что Шеина просила этого не делать; также он наблюдал за ней и хранил забытые где-то княгиней вещи. Любовь сделала Желткова сильнее, он не побоялся ни мужа, ни брата княгини, когда те пришли к нему домой для «серьёзного разговора». Всё это говорит о том, что настоящие чувства не знают страха.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что вопросу о настоящей любви необходимо уделять как можно больше внимания. И поэтому не стоит забывать о таких высоких понятиях, как искренние и сильные чувства.

Пример 2

(1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (З)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)0 чём думал он? (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (Ю)Блестя- щие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России. (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих. (15)3вуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.

Сочинение

Правда ли, что современники часто не хотели видеть талантливых людей в своём окружении? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Валерий Ганичев — прозаик, доктор исторических наук.

Размышляя над вопросом оценки таланта, автор повествует о жизни известного русского флотоводца Фёдора Фёдоровича Ушакова. В первую очередь прозаик подчёркивает, что современники «не хотели выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего». Далее автор убеждён в том, что люди «с раздражением говорят о талантливом человеке», как, например, было с Фёдором Ушаковым, о котором после отставки «постарались забыть». Таким образом, прозаик говорит о том, что такая проблема действительно существует в нашей жизни.

С мнением автора нельзя не согласиться, потому что люди порой не видят гения рядом с собой и постепенно их талант затухает и может просто-напросто исчезнуть.

Над вопросом оценки таланта задумывались многие писатели, например Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Главный герой, талантливый писатель — Мастер, написал роман об Иешуа Га-Ноцри, но члены МАССОЛИТА не оценили это произведение; назвали Мастера сумасшедшим и отправили его в «дом скорби». Всё это говорит о том, что МАССОЛИТ не захотел признавать в главном герое «гения».

Многие русские писатели и поэты тоже столкнулись с подобной дискриминацией своего талана, например Александр Солженицын. Советская власть не признавала его книг, его «гения». Писателя отправляли в ссылки и лагеря, его даже выслали из СССР. И только через много лет восторжествовала справедливость, и человека, который всему миру «открыл глаза» на эпоху, которая составляла очень сложный период в истории нашей страны, не просто с честью приняли на Родине, но и дали высокую оценку его таланту и деятельности, вручив Нобелевскую премию. Из этого можно сделать вывод, что талант не всегда оценивается вовремя и по достоинству.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что проблема оценки таланта до сих пор очень актуальна. Людям надо искать таланты, потому что именно они двигатели прогресса и общества в целом.

Пример 3

Исходный текст

(1) Казалось бы: красота — понятие широкое, и не всегда ясно, что именно оно означает.

(2) Когда великий Фёдор Михайлович говорил о том, что эта самая красота спасёт мир, он, наверное, меньше всего имел в виду красивых людей и красивые виды. (З)Речь шла о красоте поступка, о красоте мужества и женственности, о красоте веры, прозрачной и честной.

(4)Добро красиво, милосердие красиво, подвиг красив. (5)Красива молитва, честность красива, нежность красива.

(6)Мир преисполнен красотой как счастьем. (7)Другой вопрос, что красота, наверное, никого уже не спасёт.

(8)Со времён позапрошлого века мы научились использовать красоту так, как нам удобно. (Э)Выворачивать подлость и пошлость наизнанку, делая красивыми любые слабости и непотребства.

(10)В своё время красота была бесконечно дальним центром мироздания — и к этому центру стремилось любое страстное и честное сердце. (И)Наивысшую точку красоты, её средоточие, можно было называть гармонией. (12)Мир искал гармонии.

(13) Сегодня красота стала служанкой человека с его бесконечным стремлением наделить благородством и смыслом любой свой неприглядный поступок.

(14) Гармоничное существование, гармоничный взгляд на вещи, гармоничное бытие сплошь и рядом подменяются чем-то иным.

(15)Для современного человека гармония — это комфорт. (16)Нынешний гармоничный взгляд на вещи — это устойчивая привычка видеть и знать то, что хочется видеть и знать, и отказ от знания о вещах трудных, сложных и неопрятных. (17)Подлинность, которая, безусловно, является главным содержанием и кровеносной системой красоты, стала несколько непристойной, стыдной, странной.

(18)Подлинное милосердие почти не слышно, почти затеряно среди пышных и пошлых жестов людей очевидно и насквозь немилосердных. (19)Человеку, совершившему подлинный подвиг, проще умереть три раза подряд, чем обрести внимание признательных ему людей. (20)Подвига уже нет. (21)Он стал, по сути, неполиткорректен — оттого, что оскорбляет человека, не склонного к подвигам. (22)Естественно, нет и национальных героев. (23)Вер- нее сказать, в национальных героях ходят редкие проходимцы, которым ещё неизвестно где место.

(24)Подобно тому, как гармония с извлечённой сутью стала комфортом, так и подлинность заменил имидж. (25)Имидж — это подлинность с вырезанными сердцем и лёгкими. (26)Остался манекен — с приклеенной улыбкой, с пустыми стеклянными глазами.

(27)Но если к нему приглядеться внимательно — сразу заметишь, что у него глаза не моргают.

(28)Мир всё больше становится триединым, и наше нынешнее триединство — это имидж, комфорт, гламур. (29)Они неразрывны и взаимосвязаны. (ЗО)Имидж и комфорт создают гламур. (31)Гламур и комфорт делают имидж. (32)Где тут, в этих тупиках, под нарисованными эмульсией небесами, протиснуться красоте, как ей проявиться на свет Божий?

(ЗЗ)Красота всё не приходит, всё никак не наступает. (34)Как ей протиснуться в наш новый, чудесный мир? (35)У нас тут и так вокруг много приятных и гладких на ощупь вещей.

(36)А отвлечённые понятия занимают слишком много места. (37)Отвлечённые понятия занимают слишком много сердца. (38)Отвлечённые понятия заставляют слишком часто дышать и при этом всё равно иногда задыхаться от непостижимости бытия. (39)Мы изгнали их. (40)Мы желаем жить конкретно. (41)По конкретным понятиям.

(42) Но, изгнав отвлечённые понятия, мы отлучили себя от красоты.

(43) Красота неконкретна. (44)Её нельзя сформулировать, расфасовать, а потом использовать по мере необходимости.

(45)Надо отвлечься от конкретных понятий. (46)Слишком много серьёзных людей вокруг. (47)Слишком мало красивых.

Правда ли в наше время общество перестало понимать истинный смысл понятия «красота»? Именно над этим вопросом задумывается Захар Прилепин — российский писатель, филолог и журналист.

Размышляя над этой проблемой, автор рассуждает о понятии красоты в современном мире. В первую очередь филолог приводит в пример слова великого русского писателя — Фёдора Михайловича Достоевского, который утверждал, что «красотою мир спасётся». Прилепин специально подчёркивает, что речь идёт именно «о красоте поступка, о красоте мужества и женственности, о красоте веры. ». Также автор обращает наше внимание на то, что в современном мире люди стали «выворачивать подлость и пошлость наизнанку, делая красивыми любые слабости и непотребства». Таким образом, писатель действительно заставляет нас задуматься над поставленной проблемой.

Авторская позиция предельно ясна: «красота стала служанкой человека с его бесконечным стремлением наделить благородством и смыслом любой неприглядный поступок».

Невозможно не согласиться с точкой зрения автора, потому что в наше время люди имеют крайне размытое представление об истинном понятии этого многозначного слова. В понятие «красота» включаются не только наши представления о внешней привлекательности, но и понимание духовной красоты человека, его поступков, мыслей.

К вопросу об истинном смысле слова «красота» обращались многие писатели. Одним из них был Лев Николаевич Толстой. В романе «Война и мир» писатель на примере Наташи Ростовой показывает истинную красоту поступка. В эпизоде, когда Ростова помогает раненым выехать из горящей Москвы, отдавая им подводы и оставляя в городе всё своё имущество. Это показывает бескорыстную и чуткую душу Наташи, что непременно является истинной красотой.

Над похожей проблемой задумался и Александр Сергеевич Пушкин в повести «Капитанская дочка». Швабрин — внешне приятный молодой человек, но с подлой и низкой душой, наговаривает на Машу Миронову и оскорбляет её. Петруша Гринёв вступается за неё и вызывает Швабрина на дуэль. Почти ничего не рассказывая об особенностях внешности Гринёва, автор обращает наше внимание на его мысли, которые формируются по мере взросления героя, на поступки, совершаемые им в соответствии со своими убеждениями. Это и характеризует богатство, красоту души молодого человека. Поэтому поступок Гринёва, когда он заступается за честь и доброе имя Маши, несмотря ни на что, говорит как раз именно о его духовной красоте, его поступок поистине красив, а сердце благородно.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что проблема истинного понятия слова «красота» действительно очень актуальна в наше время. Ей необходимо уделять как можно больше внимания, и именно поэтому не стоит забывать о таких важных понятиях, как благородство, смелость, потому что это является одним из составляющих «большого» и многозначного слова — красота.

Пример 4

(1)«Весна». (2)Так называется эта картина из жизни русской деревни. (З)Банный день. (4)Молодая мать одевает дочку в предбаннике. (5)Чистота, здоровье, красота волнуют нас в этом правдивом обыденном моменте человеческого бытия. (6)Идёт синеватый дымок из бани, под ногами счастливой матери золотится солома, стынет в ведёрке вода из ручья, падает и тает редкий лопушистый снежок. (7)Многие знают эту картину.

(8)Если кто-то запамятовал имя художника, назовём его: Аркадий Александрович Пластов — человек, чья судьба с первого до последнего часа жизни была связана с деревней Прислонихой, стоящей в полусотне вёрст от Симбирска — Ульяновска. (9)При- слониха — деревенька старинная. (10)Ей триста лет. (11)Стоит она, прислонившись к косогору, поросшему лесом. (12)Среди всех событий, пережитых деревней, главным надо считать рождение в тысяча восемьсот девяносто третьем году в семье Пластовых мальчика, для которого родная деревня стала судьбой, а для деревни он навсегда теперь — верный, преданный сын.

(13)Отец Аркадия был псаломщиком в местной церкви и очень хотел выучить мальчика на священника. (14)Но судьбу сына определила встреча с весёлыми «богомазами», приезжавшими подновлять церковь. (15)Вид красок и результаты работ мастеров поразили воображение подростка. (16)«Буду художником!» — решил он.

(17)И он художником стал. (18)Болыним, знаменитым. (19)По- лучил много наград, звание академика, стал подлинно народным художником, бывал за границей, не переставая и там учиться, но часто искренне говорил: «Я всем обязан деревне». (20)Прислониха стала главным жизненным университетом Пластова. (21)Он знал быт крестьян и очень любил деревенских людей. (22)Начальные его работы — по большей части портреты крестьян. (23)Я много раз подолгу рассматривал в альбоме их лица: пахарь, пастух, кузнец, плотник, охотник, сторож, доярка. (24)Мы видим не просто людей в полушубках, в будничных линялых одеждах и в праздничных одеяньях. (25)Мы видим человеческие характеры, самые разные. (26)Ничто в работах художника не подсахарено: всюду жизнь, какой она и была. (27)Пластов дорожил этой жизнью, причастностью к ней. (28)Рассказывают: будучи в Венеции и восхищаясь её самобытностью, он доставал из кармана коробочку с сухой полынью и нюхал степную траву, поясняя с улыбкой: «Это чтобы своё не забыть».

Правда ли, что наша судьба тесно связана с Родиной? Именно над этой проблемой предлагает задуматься автор предложенного текста В.М. Песков.

Размышляя над проблемой тесной связи человека и его Родины, автор приводит в пример историю жизни художника Пластова. Как утверждает Василий Михайлович Песков, Аркадий Александрович Пластов родился в деревне, ему очень близка была деревенская жизнь, поэтому в раннем творчестве у него было много портретов с изображением крестьян и эпизодов деревенского быта. Автор подчёркивает, что художник учился за границей, но всё равно всегда утверждал: «Я всем обязан деревне». Автор с гордостью говорит, что художник называл свою родную деревню Прислони- ху «главным жизненным университетом». Таким образом, можно сказать, что действительно поставленная автором проблема связи человека и его Родины будет актуальна всегда и для всех.

В.М. Песков приходит к выводу, что наша судьба связана с родными местами, в наших воспоминаниях, наших поступках — во всём есть частица Родины.

Я согласна с мнением автора в том, что родная земля всегда будет в нашем сердце, мы всегда будем хотеть быть к ней ближе, ведь она является неотъемлемой частью нашей души, нашего сердца и нашей жизни.

О любви к своей Родине, о том, какая связь существует между человеком и его родными местами, написано очень много произведений. Например, С. Есенин с любовью, с тоской в сердце вспоминает в своих стихах о своём родном селе Константиново, о материнском доме. В русском фольклоре даже существует огромное количество пословиц, в которых отражается та же мысль. Например, «Своя сторона — мать, а чужая — мачеха». В этой пословице говорится о том, что Родина человеком воспринимается как мать, которая так же растит его, помогает по жизни, а к чужой стороне нельзя испытать такие же нежные чувства. А значит, родная земля играет такую же важную роль в судьбе человека, что и мать как самый важный человек в жизни каждого. Пословицы и поговорки — это мысли народные, это те истины, которые отражают наши незыблемые ценности, которые будут существовать всегда, пока живёт земля и человек на ней.

Проблема связи Родины и человека актуальна и в нашей современной жизни. Например, мой дедушка вырос в деревне, о каждом уголке которой он мог рассказывать вечно. Дедушка любил свою Родину, в молодости писал о ней стихи. Так вышло, что он не выезжал за пределы деревни, и вся его жизнь прошла там. Таким образом, родная земля стала на всю его жизнь самой главной спутницей. Она радовала красивыми пейзажами и кормила своими богатствами. Дед всю жизнь ласково отзывался о «землюшке» (так он её называл) и говорил, что ни за что на свете не променяет её на что-то другое. Получается, что человек прожил всю жизнь там, где родился на свет, поэтому не зря в народе говорят: «где родился — там и пригодился».

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что каждый из нас любит свою Родину, кто-то сильнее, кто-то слабее, но никто не в силах отрицать, что Родина так или иначе связана с его жизнью, будь то воспоминания или мечты о будущем. А значит, Родина навсегда будет оставаться в сердце каждого человека и занимать там достойное место.

scribble.su

Это интересно:

  • Новокузнецк экспертиза Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Симплекс». ООО «Симплекс» осуществляет следующие виды услуг: оценка всех видов имущества (бизнес, акции, недвижимость, земельные участки, транспорт, оборудование, объекты интеллектуальной собственности и т.п.), а также […]
  • Коллегия адвокатов казани Коллегия Адвокатов "Правозащитник" информация актуальна на 16.07.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Связи Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Бухотчетность Бухгалтерская отчетность Бухгалтерская отчетность […]
  • Рассмотрение ходатайства о наложении ареста Независимое интернет сообщество Talknetworkru Рады Вас приветствовать на нашем информационном портале! Новости В мире Суд продолжил рассмотрение ходатайства о продлении срока ареста Вышинскому Суд продолжил рассмотрение ходатайства о продлении срока ареста Вышинскому КИЕВ, 11 июл […]
  • Развод фрунзенский район Фрунзенский ЗАГС Фрунзенский ЗАГС особенно понравится молодоженам, которые любят сюрпризы. Дело в том, что его внешний вид представляет собой пристройку к современному дому. Парадная дверь лишена изящества, торжественной вычурности, а праздничная лестница и вовсе отсутствует. Но внутри […]
  • Шаблон договора купли продажи товаров Договор купли-продажи движимого имущества Сфера применения договора купли-продажи движимого имущества очень обширна: розничная и оптовая торговля, предпринимательство, питание, медицина. Сделка предполагает, что одна сторона, именуемая продавцом, обязуется передать товар в собственность […]
  • Приказ минздравсоцразвития россии от 17 декабря 2010 г No 1122н Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 N 1122н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ НОРМ БЕСПЛАТНОЙ ВЫДАЧИ РАБОТНИКАМ СМЫВАЮЩИХ И (ИЛИ) ОБЕЗВРЕЖИВАЮЩИХ СРЕДСТВ И СТАНДАРТА БЕЗОПАСНОСТИ […]
  • Москва работа вахтой с проживанием сварщик Работа вахтой сварщиком Сварщик - от 120 000 руб. - 20 дней/10 дней или 2 мес/1мес - Среднее общее (11 классов) Сварщик - 160 000 руб. ЗАО "ТРЕСТ "ЯМАЛСТРОЙГАЗДОБЫЧА" Кировская область, г. Киров - Полный соц. пакет Сварщик - от 135 000 руб. ОАО "Арктикнефтегазстрой" (ОАО […]
  • Отдел опеки и попечительства в смоленске УОИП Администрации Города Смоленска информация актуальна на 16.07.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Госзакупки Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Сведения Росстата Сведения о регистрации в […]