Переговоры международные споры

admin

Глава 9 Мирные способы разрешения международных споров

Мирные способы разрешения международных споров как единственно правомерный способ устранения меж­дународных разногласий. Система мирных способов раз­решения споров

В соответствии с принципом мирного разрешения меж­дународных споров все государства должны воздержи­ваться от применения силы для ликвидации возникших споров и решать разногласия исключительно мирным путем.

Институт мирных средств разрешения споров явля­ется общесистемным, имеющим важное значение для всех отраслей современного международного права. Меж­дународно-правовая регламентация указанного инсти­тута осуществляется: Конвенцией о мирном решении международных столкновений (1907 г.); Уставом ООН (1945 г.); Декларацией о принципах международного права (1970 г.); Заключительным актом СБСЕ (1975 г.) и другими международными соглашениями.

Статут Международного Суда ООН выделяет следую­щие виды споров:

споры, продолжение которых может угрожать меж­дународному миру и безопасности;

Международный спор необходимо отличать от спор­ной ситуации. Спорная ситуация — это трения субъек­тивного характера вне связи с конкретным предметом спора. Спорная ситуация предшествует спору.

Система мирных способов разрешения споров скла­дывается из трех элементов:

1. Непосредственные переговоры и консультации, как наиболее эффективный и распространенный спосо­бы разрешения споров.

2. Международная примирительная процедура, вклю­чающая добрые услуги, посредничество, следствен­ные и согласительные комиссии.

3. Международная судебная процедура (включает меж­дународные судебные учреждения международных организаций и международные третейские суды (арбитражи)).

Непосредственные переговоры и консультации как способы разрешения споров

Непосредственные переговоры — универсальное, про­стое, гибкое и удобное средство установления и регули­рования отношений между государствами, применимое для разрешения любых споров.

Международное право считает своим принципом пер­воочередность использования переговоров. Переговоры могут быть двусторонние и многосторонние. Многосто­ронние переговоры приобретают характер конференции. В ходе многовековой практики выработаны разнооб­разные способы ведения переговоров. Они могут быть устными и письменными, могут происходить посредством личных контактов уполномоченных лиц или посредством обмена нотами, записками или иными документами.

Общепризнанными считаются следующие стадии про­цесса переговоров:

Инициатива проведения переговоров. Достижение договоренности между спорящими сторонами о переговорах.

Выработка процедуры ведения переговоров.

Принятие согласованного в ходе переговоров акта.

Консультация как особая форма урегулирования меж­государственных отношений, получили развитие срав­нительно недавно и к настоящему времени приобрели качества самостоятельного средства мирного разре­шения споров.

В международной практике используются две разно­видности консультаций: факультативные и обязатель­ные. Факультативными признаются консультации, к которым стороны в споре прибегают по. взаимному со­глашению. Обязательные консультации — это такие, при­менение которых при определенных условиях предусмотрено любой стороной спора. Они характеризуются следующими особенностями:

обусловлены заранее взятыми обязательствами сто­рон консультироваться между собой для разреше­ния спора;

такие консультации имеют обязательный характер;

государства должны советоваться на равных усло­виях;

консультации применяются, когда необходимо: сроч­ное выяснение обстоятельств, быстрая координа­ция действий и безотлагательное принятие реше­ния, в то время как переговоры рассчитаны на дли­тельное обсуждение спора;

предметом консультаций являются обычно круп­ные вопросы;

консультации признаны способствовать если не превенции спора, то его разрешению в самой на­чальной стадии.

Таким образом, переговоры и консультации являют­ся самыми гибкими и эффективными способами разре­шения международных споров.

Международная примирительная процедура: понятие, элементы и содержание

Добрые услуги и посредничество — это такие мирные средства разрешения споров, которые предусматривают оказание содействия сторонам в споре третьей стороной в целях его разрешения.

Впервые добрые услуги и посредничество были за­креплены в Гаагской конвенции 1907 г. о мирном раз­решении международных столкновений.

Добрые услуги могут оказываться по инициативе третьей стороны или в силу обращенной к ней просьбы.

Третья сторона при обращении к ней способствует ус­тановлению контактов между спорящими сторонами. Функции добрых услуг весьма ограничены и имеют вспо­могательный характер.

Посредничество в отличие от добрых услуг предпо­лагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора. Посредник не только содей­ствует вступлению спорящих сторон в непосредствен­ные переговоры, но и представляет на рассмотрение сто­рон свои предложения о его урегулировании. Посредни­чество может быть предлагаемым и испрашиваемым, индивидуальным и коллективным. Особым видом кол­лективного посредничества является посредничество меж­дународных организаций.

Международные следственные комиссии — это спе­циальные международные органы, признанные способ­ствовать разрешению споров путем выяснения вопро­сов факта в случае, если международные споры не за­трагивают ни чести, ни существа интересов сторон.

Комиссия создается сторонами спора на основе особого соглашения, в котором определяются подлежащие рассле­дованию факты, порядок образования и деятельности ко­миссии. Если стороны не договорились об ином, то каждая сторона назначает в комиссию двух членов. Члены комис­сии выбирают председателя. Совещание комиссии прово­дится при закрытых дверях. Решение принимается боль­шинством голосов. Комиссия составляет доклад и переда­ет его сторонам, однако он не обязателен для сторон в споре.

Наряду со следственными вскоре начали создаваться согласительные комиссии. Порядок их формирования такой же, как и для следственных, но в отличие от след­ственных комиссий, согласительные комиссии выраба­тывает условия урегулирования спора, которые являют­ся обязательными для сторон.

Международная судебная процедура: понятие, элементы и содержание. Организация и деятельность Постоянной Палаты третейского правосудия

Международная судебная процедура — это средство мирного урегулирования споров, заключающееся в рас­смотрении спора международными судебными учрежде­ниями.

Среди международных судебных учреждений в меж­дународном праве выделяются:

международные судебные органы международных организаций (например, Международный Суд ООН, Экономический суд СНГ и др.);

международные третейские (арбитражные) суды (международные третейские (арбитражные) суды бы­вают постоянно действующими (например, Посто­янная Палата третейского правосудия) и ad hoc -созданные для разрешения конкретного спора);

международные региональные судебные учреж­дения.

Международный арбитраж (международный третей­ский суд) — один из старейших институтов междуна­родного права, который способствовал предотвраще­нию применению силы на ранних этапах развития меж­дународного права. Под международным арбитражем понимается особая процедура рассмотрения и урегу­лирования международных споров и временный меж­дународный орган, создаваемый по взаимному согла­сию государств для разрешения какого-либо конкрет­ного спора.

Характерной особенностью международных арбит­ражей является то, что порядок их формирования и деятельности устанавливается самими спорящими сто­ронами. Споры в международных арбитражах рассмат­риваются как единолично арбитром, так и группой ар­битров. Спорящие стороны заключают специальное соглашение — третейскую запись, в которой определяют предмет спора, состав суда, процедуру разбирательства, источники, применимого при рассмотрении спора права, и дают обязательство подчиняться решению третейско­го суда. Соглашение может быть специальным, т.е. зак­люченным по конкретному спору, и общим — о передаче на третейское разбирательство любого спора, не решен­ного иными способами.

Постоянная Палата третейского суда создана в соответствии с главой 2 Конвенции о мирном решении международных столкновений (5 октября 1907 г.) По­стоянная Палата третейского суда является междуна­родным третейским судом, полномочным рассматривать любые споры между государствами, если государства не договорятся о создании третейского суда ad hok. В По­стоянной Палате третейского суда создано Международ­ное бюро, которое является канцелярией суда. На Меж­дународное бюро возлагаются следующие функции:

б) хранение архива;

в) принятие соглашения о третейском суде («третей­ской записи»);

г) заведование всей распорядительной деятельностью Палаты.

Государства-участники Конвенции о мирном раз­решении международных споров (1907 г.) назначают не более 4 лиц, которые были бы известны своими по­знаниями в международном праве. Указанные лица должны быть внесены в список Палаты. Список судей доводится до сведения государств-участников Конвен­ции Международным бюро. Члены Палаты назнача­ются на 6 лет, с возможным переназначением на но­вый срок.

При возникновении спора спорящие стороны выби­рают из списка по два члена Палаты (только один из

членов Палаты может быть гражданином спорящей сто­роны), которые выбирают старшего судью. Избранные судьи пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

После создания суда спорящие Стороны обязаны пе­редать в Международное бюро «третейскую запись». Третейская запись должна содержать:

а) предмет спора;

б) срок назначения третейского суда;

в) форму, порядок и сроки предоставления иска и отзыва на иск, а также других письменных доку­ментов;

г) размер суммы, которую должны внести стороны

как аванс на текущие расходы суда. Третейское разбирательство состоит по общему пра­вилу из двух отдельных частей:

1) письменного следствия;

Совещание суда происходит при закрытых дверях и является секретным. Решение суда выносится по боль­шинству голосов судей.

Решение третейского суда является окончательным и пересмотру не подлежит. Толкование решений суда осуществляется по требованию спорящих сторон и толь­ко в судебном заседании в том же составе суда.

Третейская запись может содержать соглашение сто­рон о пересмотре решения. В этом случае просьба о пе­ресмотре направляется в тот же суд. Основанием пере­смотра являются только вновь открывшиеся обстоятель­ства, которые не были или не могли быть известны на момент вынесения решения.

Третейское решение обязательно для исполнения сто­ронами и не может порождать прав и обязанностей тре­тьих лиц.

Международный Суд ООН: формирование, компетенция, судопроизводство

Международный Суд ООН действует на основе Уста­ва ООН и Статута Международного Суда ООН, являю­щегося неотъемлемой частью Устава ООН. Суд состоит из 15 судей, избираемых из числа лиц высоких мораль­ных качеств, отвечающих требованиям, предъявляемым в их странах для занятия высших судебных должнос­тей. Судьи действуют в личном качестве и не являются представителем государства своего гражданства. Члены Суда избираются на раздельных заседаниях ГА ООН и СБ ООН. Срок полномочий судей 9 лет, состав суда об­новляется каждые 3 года на 1/3.

В Суд могут обратиться только государство или меж­дународные организации. Юрисдикция Суда — фа­культативная. В суде рассматриваются споры, пере­данные ему государством. Суд также полномочен да­вать консультативные заключения по запросам главных органов ООН или специализированных учреждений ООН.

Судопроизводство в Международном Суде ООН со­стоит из письменной и устной стадии. Письменная ста­дия начинается путем нотификации (объявления) со­глашения сторон или письменным заявлением одной из сторон. После этого следует подача меморандумов (иска), контрмеморандумов (ответа на иск), представление иных документов.

Во время устного этапа судопроизводства заслушива­ются свидетели, эксперты, представители сторон, адвока­ты и другие участники процесса. Судопроизводство в Суде осуществляется публично, если стороны не попро­сят о закрытом разбирательстве дела. Решение выно­сится в закрытом заседании, большинством голосов при­сутствующих, при равенстве голосов голос председательствующего является решающим. При вынесении реше­ния по делу судьи имеют право на особое мнение. Реше­ние является окончастотельным и обжалованию не под­лежит, за исключением пересмотра по вновь открыв­шимся обстоятельствам.

Со времени создания Международного Суда ООН им рассмотрено более 60 споров между государствами и дано более 20 консультативных заключений по запросам главных органов ООН и ее специализированных уч­реждений.

Мирные способы разрешения споров в рамках Органи­зации по безопасности и сотрудничеству в Европе

В соответствии с Конвенция 1993 г. по примирению и арбитражу в рамках ОБСЕ создается специальный, реги­ональный механизм урегулирования споров.

Примирение осуществляется Примирительной комис­сией, создаваемой для каждого конкретного спора. В состав Комиссии входят мировые посредники, выбираемые из списка, который составляется государствами-участниками Конвенции.

Арбитраж осуществляется Арбитражным трибуна­лом, создаваемым для каждого спора. В состав Арби­тражного трибунала входят арбитры, выбираемые из спис­ка, который составляется государствами-участниками Конвенции.

Мировые посредники и арбитры образуют в сово­купности Суд по примирению и арбитражу в рамках ОБСЕ.

Мировые посредники, арбитры и секретарь выполня­ют свои функции абсолютно независимо. Перед вступ­лением в должность они делают заявление о том, что будут выполнять свои функции беспристрастно и добросовестно. Мировые посредники, арбитры, секретарь, а также представители и поверенные (адвокаты) сторон в споре при исполнении своих обязанностей на террито­рии государств-участников пользуются дипломатичес­кими привилегиями и иммунитетами.

Решения Суда принимаются большинством голосов членов, участвующих в голосовании. Воздержавшиеся не считаются участвующими в голосовании. Суд прини­мает свой Регламент, подлежащий утверждению госу­дарствами, являющимися сторонами Конвенции. В Рег­ламенте Суда устанавливаются, в частности, правила процедуры, которым должны следовать Примиритель­ные комиссии и Арбитражные трибуналы, созданные на основе Конвенции.

Любое государство-участник Конвенции может пере­дать на рассмотрение Примирительный комиссии лю­бой спор с другим государством-участником, который не был урегулирован в разумный период времени путем переговоров.

Любое государство-участник Конвенции может подать секретарю ходатайство с просьбой о создании Примири­тельной комиссии для спора между ним и другим госу­дарством-участником или несколькими государствами-участниками.

Каждая сторона в споре назначает из списка миро­вых посредников состав Примирительной комиссии. Когда сторонами в одном и том же споре являются более двух государств, государства, отстаивающие одни и те же интересы, могут договориться о назначении одного общего мирового посредника. При отсутствии такой договоренности каждая из двух сторон в споре назна­чает одинаковое число мировых посредников, которое не превышает максимального их числа, устанавливае­мого Президиумом.

Процедура создания Примирительной комиссии пре­дусматривает подачу ходатайства, в котором указыва­ется предмет спора. В ходатайстве кратко указываются средства урегулирования спора, которые использовались ранее.

По получении ходатайства, секретарь уведомляет дру­гую сторону или стороны в споре, которые упомянуты в ходатайстве. В течение пятнадцати дней после получе­ния такого уведомления другая сторона или стороны в споре назначают мирового посредника или мировых посредников по своему выбору в состав Комиссии. Если в течение этого периода одна или несколько сторон в споре не назначили члена или членов Комиссии, их имеет право назначить Президиум.

Примирительное разбирательство осуществляются конфиденциально, и все стороны в споре имеют право быть заслушанными. С согласия сторон в споре При­мирительная комиссия может предложить любому го­сударству, являющемуся участником Конвенции и за­интересованному в урегулировании спора, участвовать в разбирательстве.

Арбитражный иск может быть предъявлен в любой момент по договоренности между двумя или несколь­кими государствами-участниками Конвенции или од­ним или несколькими другими государствами — участ­никами ОБСЕ.

При передаче спора на рассмотрение Арбитражного трибунала он может на основе своих полномочий или по просьбе одной из сторон или всех сторон в споре указать временные меры, которые надлежит принять сторонам в споре для избежания его обострения.

adhdportal.com

Дипломатические средства разрешения международных споров

Непосредственные переговоры и консультации

Содержание непосредственных переговоров заключается в поиске решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижения соглашения между ними.

Переговоры — это наиболее удобное, простое и распространенное средство устранения разногласий.

Переговоры можно классифицировать: по предмету спора (мирные, политические, торговые и др.); по количеству участников (многосторонние и двусторонние); по уровню (межгосударственные, межправительственные, межведомственные) и другим основаниям. Переговоры ведутся как в устной, так и в письменной форме.

Одной из разновидностей переговоров являются консультации. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью государства обязуются периодически или в случае возникновения определенного рода обстоятельств консультироваться друг с другом для устранения возможных разногласий.

Целями консультаций являются: обмен мнениями и информацией между государствами по вопросам, представляющим интерес, и координация позиций государств по существу обсуждаемых проблем; подготовка и представление государствам и международным организациям предложений о скоординированных шагах и совместных мерах по решению той или иной проблемы; обмен мнениями; формирование предложений в проекты повесток дня встреч руководителей государств и заседаний органов.

Процедура консультаций может быть подробно урегулирована в международных документах. Так, согласно Положению о порядке проведения консультаций между государствами — участниками Договора о коллективной безопасности (Москва, 28 марта 1997 г.), консультации проводятся:

а) в случаях, предусмотренных в Договоре о коллективной безопасности, а также перед важными международными форумами, в которых предполагается участие государств — участников Договора или рассмотрение вопросов, представляющих взаимный интерес;

б) по поручению Совета коллективной безопасности (СКБ) или рекомендации высших консультативных органов СКБ, а также перед сессиями СКБ и заседаниями высших консультативных органов СКБ;

в) по инициативе государств — участников Договора, или Генерального секретаря СКБ.

Консультации являются конфиденциальными. Информация о составе участников и содержании консультаций может подлежать опубликованию с согласия государств — участников Договора.

По Положению предусмотрены следующие виды консультаций:

а) незамедлительные консультации, проводимые по вопросам, связанным с возникновением угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету государств — участников Договора либо угрозы международному миру и безопасности. Незамедлительные консультации проводятся на уровне не ниже заместителей министров иностранных дел и заместителей министров обороны государств — участников Договора;

б) регулярные консультации, проводимые в соответствии с планом и перед заседаниями СКБ и высших консультативных органов СКБ, по важным вопросам международной и коллективной безопасности, затрагивающим интересы государства — участника Договора. Регулярные консультации проводятся в виде встреч полномочных представителей государств — участников Договора при Генеральном секретаре СКБ по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в месяц. Для рассмотрения отдельных вопросов консультации могут проводиться на ином уровне.

Добрые услуги

Добрые услуги — это такой способ разрешения спора, при котором сторона, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе «тяжущихся» государств вступает в процесс урегулирования.

Цель добрых услуг состоит в установлении или возобновлении контактов между сторонами. При этом сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует; ее задача — облегчить взаимодействие спорящих сторон.

В соответствии с Протоколом об учреждении комиссии примирения и добрых услуг для разрешения разногласий, которые могут возникнуть между государствами, участвующими в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 14 декабря 1960 г.), при ЮНЭСКО учреждена Комиссия примирения и добрых услуг. На Комиссию возлагаются поиски взаимоприемлемого решения разногласий, возникающих между государствами, участвующими в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, касающихся применения и толкования указанной Конвенции. Комиссия состоит из 11 членов, которые должны быть лицами, известными своими высокими моральными качествами и беспристрастностью и которые избираются Генеральной конференцией ЮПЭСКО. Если какое-либо государство, являющееся участником Протокола, считает, что другое государство, также участвующее в этом Протоколе, не применяет положения Конвенции, оно может путем письменного сообщения привлечь внимание этого государства к данному вопросу. В трехмесячных срок с даты получения сообщения государство-получатель представляет государству-жалобщику письменные разъяснения или заявления. Комиссия занимается каким-либо переданным ей делом только после того, как она удостоверится, что все имеющиеся внутренние возможности уже использованы и исчерпаны в соответствии с общепринятыми принципами международного нрава.

Комиссия устанавливает факты после получения всей информации, которую она считает необходимой, и предоставляет свои добрые услуги в распоряжение государств, между которыми возникли разногласия, с тем, чтобы они могли прийти к дружественному решению вопроса на основе уважения Конвенции.

studme.org

Мирные средства разрешения международных споров по Уставу ООН

Устав ООН выделяет следующие виды международных споров: споры, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 33,36, 37); любые споры (ст. 34, 35, 38); споры юридического характера (ст. 36); местные споры (ст. 52). Также Устав ООН содержит положение о ситуации, которая может привести к международной напряженности или вызвать спор (ст. 34). В ст. 36 Устава ООН указывается, что Совет Безопасности уполномочен рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования спора. При этом должна учитываться специфика спора. Так, вырабатывая рекомендации на основании ст. 36, Совет Безопасности должен принимать во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд ООН в соответствии с положениями Статута Суда (п. Из ст. 36 Устава ООН). А местные споры следует решать мирными средствами при помощи региональных соглашений или органов до передачи этих споров в Совет Безопасности ООН (п. 2 ст. 52 Устава ООН).

До передачи какого-либо спора в Совет Безопасности согласно ст. 33 Устава ООН стороны должны прежде всего стремиться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами. Как видно, перечень мирных средств и процедур разрешения международных споров не является исчерпывающим и стороны по своему усмотрению могут выбрать дополнительные. Совет Безопасности ООН, когда считает необходимым, может потребовать от сторон разрешения их спора при помощи перечисленных средств (п. 2 ст. 33).

Переговоры являются эффективным универсальным средством урегулирования отношений между государствами, применяется с незапамятных времен. Весьма важную роль играют переговоры в поддержании дружественных отношений между государствами и предотвращении конфликтных ситуаций и международным спорам. Вместе с тем переговоры являются действенным средством решения споров. Объясняется это простотой, гибкостью и удобством этого средства, что делает его очень распространенным. Это обстоятельство обусловило тот факт, что переговоры стоят на первом месте в перечне мирных средств разрешения споров ст. 33 Устава ООН.

При непосредственных переговоров происходит, как правило, двустороннее обсуждение спорных вопросов. При этом обычно исключается любое давление и вмешательство со стороны третьих государств или международных организаций. Во время переговоров устанавливаются личные контакты между сторонами, что также способствует позитивному решению проблемы, которая является предметом переговоров.

в Последнее время все большее распространение приобретает такая форма переговоров, консультации. В ряде двух — и многосторонних соглашений консультации предусмотрены как обязательное средство устранения разногласий (Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г.; Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в их недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.; Соглашение о политических консультациях между Бразилией и США в 1976 г.; Хартия об особом партнерстве между Украиной и НАТО 1997 г. и др.).

В документах ОБСЕ подчеркивается, что обновленная структура Организации сохраняет традиционную роль, которая отводится в ее функционировании механизмам консультаций и переговоров между государствами-членами.

Международные следственные и согласительные комиссии призваны содействовать мирному разрешению международных споров. Первый из указанных средств разрешения споров начали практиковать после принятия Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., в которых был определен статус международных следственных комиссий. Позже появился новый способ разрешения споров — международные согласительные комиссии. В ст. 33 Устава ООН эти средства обозначены понятиями «обследование» и «примирение».

Международные следственные комиссии призваны обеспечивать мирное разрешение споров путем выяснения вопросов факта в случае, если международные споры не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов сторон. Стороны создают такую комиссию на основе специального соглашения, в котором фиксируются факты, которые предстоит выяснить, порядок создания и деятельности комиссии. Стороны имеют право назначить при комиссии агентов, адвокатов, экспертов для защиты своих интересов. Комиссия проводит следствие в состязательном порядке и при закрытых дверях. Решения принимаются большинством голосов. В результате своей деятельности комиссия составляет доклад, который передается сторонам. В докладе речь идет лишь о фактах, зафиксированных в соглашении о создании комиссии. Выводы доклада не обязательны для сторон спора.

Впервые следственную комиссию образовали в 1905 г. Великобритания и Россия в связи с Тульским инцидентом 1904 г., когда русская эскадра, направлявшаяся из Балтики на Дальний Восток, ошибочно обстреляла в Северном море английских рыбаков, чьи суда были приписаны к порту Гуль. Гаагская конференция мира 1907 г., изучив опыт британско-российской комиссии, значительно усовершенствовало институт следственных комиссий.

После образования ООН для содействия в урегулировании споров создавались бельгийско-датская (1952 г.), франко-швейцарская (1954-1955 гг.), итало-греческая (1956 г.), англо-датская (1961-1962 гг.) и другие следственные комиссии.

Процедуры создания и функционирования согласительных комиссий во многом схожи с аналогичными институтами следственных комиссий. Однако, в отличие от последних, согласительные комиссии не только устанавливают соответствующие факты, но и вырабатывают условия урегулирования спора, правда, не е юридически обязательными для сторон.

В 1909 г. США и Великобритания заключили договор об пограничные воды между Соединенными Штатами и Канадой, к которому впервые в мировой практике было внесено положение о создании международной согласительной комиссии.

Сегодня применение согласительных комиссий предусматривается Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г., Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. и другими соглашениями.

В 1995 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Типовой согласительный регламент для урегулирования споров между державами1. Согласно ст. 1 Типовой согласительный регламент применяется лишь тогда, когда государства в письменной форме явно договорились о его применении. Стороны, которые спорят, на разных стадиях примирения могут просить Генерального секретаря ООН оказать им помощь в реализации процедуры примирения, а председатель Международного Суда ООН — в формировании состава комиссии по примирению. Регламентом установлено, что результаты работы комиссии по примирению имеют рекомендательный характер (ст. 20).

Добрые услуги и посредничество в мирном разрешении международного спора заключаются в участии третьей стороны для его успешного решения.

Добрые услуги являются действиями стороны (государства или международной организации), которое не принимает участия в споре, направленными на установление прямых контактов между сторонами, которые спорят, с целью начала переговоров по мирному разрешению спора. Добрые услуги предоставляются как по инициативе третьей стороны, так и по просьбе участников спора. Третья сторона не участвует в переговорах спорящих сторон, и не влияет на их ход. Основная задача добрых услуг — содействие в установлении или возобновлении диалога между сторонами спора для поиска мирных способов его решения.

Посредничество отличается от добрых услуг тем, что третья сторона не только помогает «навести мосты» между сторонами спора, но и непосредственно участвует в переговорах с его мирного разрешения. Более того, посредник (государство или международная организация) может вносить свои предложения по мирному урегулированию спора. Для участия посредника в мирном решении спора необходимо согласие всех сторон. Формы и способы посредничества определяются договоренностью между сторонами спора и посредником.

Примером добрых услуг является участие правительства Советского Союза в налаживании переговоров между Индией и Пакистаном в 1966 г. по урегулированию вооруженного конфликта между ними.

После создания ООН Генеральный секретарь этой организации или его специальные представители неоднократно принимали участие в оказании добрых услуг и посредничестве. Так, в 1988 г. в Женеве благодаря добрым услугам и посредничеству личного представителя Генерального секретаря ООН было подписано соглашения по ликвидации афганского кризиса.

Международные арбитражные и судебные процедуры является действенным средством мирного разрешения споров, широко применяется в международной практике.

Общие правила создания международных арбитражей и арбитражные процедуры установлено в Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. и документах Генеральной Ассамблеи ООН — Общем акте о мирном разрешении международных споров 1949 г. и Образцовых правилах арбитражного процесса 1958 г.

По общему правилу международные арбитражи для рассмотрения конкретного спора формируется из нечетного числа членов (обычно трех или пяти). Каждая сторона назначает своего арбитра или арбитров, которые в свою очередь выбирают из нейтральных лиц суперарбитра.

Согласно Гаагской конвенции 1907 г. для облегчения обращения к арбитражной процедуре была создана Постоянная палата третейского суда (ППТС). Однако, несмотря на свое название, ППТС не является постоянно действующим органом. На постоянной основе функционируют лишь Административный совет, состоящий из министра иностранных дел Нидерландов и аккредитованных в Гааге дипломатических представителей государств — участниц Конвенции, и Бюро

ППТС, что выполняет функции канцелярии. Бюро составляет список арбитров — членов ППТС, среди которых государства — участники Конвенции могут выбирать арбитров для разрешения конкретных споров. Национальная группа арбитров каждого государства состоит из четырех человек. Один и тот же арбитр может быть выбран несколькими государствами. В состав Палаты входят четыре арбитра и от Украины. Примечательно, что согласно ст. 5 Статута Международного Суда ООН арбитры ППТС могут выдвигать кандидатов для избрания в члены Суда. Местонахождение ППТС — Гаага (Нидерланды).

Наличие международных арбитражных органов создает дополнительные довольно гибкие возможности мирного урегулирования международных споров.

Существенную роль в мирном разрешении международных споров играют международные судебные учреждения, действующие на постоянной основе. Так, уст. 38 Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. отмечается: «В вопросах юридического характера и преимущественно в вопросах толкования или применения международных договоров третейский суд признается договаривающимися Государствами самым действенным и вместе с тем справедливым средством решения споров, не залагоджених дипломатическим путем.. Устав ООН устанавливает, что стороны спора должны, как общее правило, передавать свои вопросы Международного Суда ООН в соответствии с положениями Статута Суда (п. Из ст. 36). Следует заметить, что международные судебные учреждения в большинстве своем не обладают обязательной юрисдикцией и не могут по собственной инициативе принимать международные споры к рассмотрению. Конкретное дело обычно рассматривается международным судом при наличии специального согласия на то сторон спора. Однако в соответствии с п. 2 ст. 36 Статута Международного Суда ООН государства — участники Статута могут в любое время заявить, что признают без особого о том соглашения юрисдикцию Суда в отношении любого другого государства, которая взяла такое же обязательство, во всех спорах юридического характера.

Решения международных судов обязательны только для сторон, участвующих в деле, и только по конкретному делу.

Для современных международных отношений характерны рост числа и диверсификация международных судебных учреждений. Так, появились международные административные трибуналы по разрешению трудовых споров в рамках международных межправительственных организаций, международные суды по правам человека, региональные международные судебные учреждения и др.

самыми Известными международными судебными учреждениями является Международный Суд ООН (см. подраздел 9.10.3); Европейский Суд по правам человека (см. подраздел 7.4); Суд Европейского Союза (см. п. 20.7); Международный трибунал по морскому праву.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (раздел 5 части XI, часть XV и приложение VI) предусматривается гибкий многоступенчатый механизм мирного решения международных споров, связанных с толкованием и применением Конвенции, посредством обращения в Международный трибунал по морскому праву и Камеру по спорам, касающимся морского дна.

Трибунал и Камера принимают к рассмотрению споры, которые не удалось урегулировать другими средствами и не могут быть переданы на рассмотрение других международных судебных учреждений, об участии которых заранее согласились государства — участницы Конвенции. Трибунал может принимать на рассмотрение споры по заявлению одной из сторон только в том случае, если все соответствующие государства признали за ним обязательную юрисдикцию (ст. 287). В соответствии с Конвенцией 1982 г. Камера обладает обязательной юрисдикцией.

С учетом специфики дела до Трибунала и Камеры могут обращаться государства — участники Конвенции; Международный орган по морскому дну и его Предприятие; государственные предприятия, юридические и физические лица, за которые поручилось государство — участник.

Решение Трибунала и Камеры является окончательным и выполняется всеми сторонами спора (ст. 296). Более того, исполнение решений Камеры должно обеспечиваться государствами-участниками Конвенции 1982 г. на своих территориях так же, как и исполнение решений или распоряжений высших национальных судебных инстанций (ст. 39 приложении VI).

Трибунал состоит из 21 независимого судьи, избираемых государствами-участниками Конвенции на 9 лет с возможностью переизбрания. Судьи должны иметь гражданство, что не совпадает, обладать признанным авторитетом в области морского права и представлять основные правовые системы мира.

Судебное присутствие образует кворум в составе 11 членов Трибунала. Конкретные категории споров могут рассматриваться в камерах, состоящих не менее чем из трех судей. Для разрешения спора в порядке упрощенного судопроизводства может быть образована камера в составе пяти членов Трибунала.

Камера по спорам, касающимся морского дна, является структурным подразделением Трибунала и состоит из 11 судей, избранных большинством членов Трибунала из своего состава сроком на три года с правом переизбрания на повторный срок.

Местопребывание Трибунала — ганзейский город Гамбург (ФРГ). 1 августа 1996 г. в Нью-Йорке в Организации Объединенных Наций состоялось избрание 21 судьи Трибунала. В октябре 1996 г . Трибунал приступил к выполнению своих функций.

studbooks.net

Это интересно:

  • Кодекс законов о труде 1971 года Кодекс законов о труде РСФСР 1971 г Кодекс законов о труде был принят Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 г. Данный нормативный документ принят на основе норм и принципов Основ законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 г. Он утратил силу лишь 1 февраля 2002 г. КЗоТ РСФСР […]
  • Агурбаш и развод Анжелика Агурбаш - биография, информация, личная жизнь Анжелика Агурбаш (Лика Ялинская) Анжелика Анатольевна Агурбаш (белор. Анжаліка Анатольеўна Агурбаш), урождённая Ялинская. Родилась 17 мая 1970 года в Минске. Российская и белорусская певица, актриса, модель и телеведущая. […]
  • Закон телепортации Телепортация человека: случаи и обучение Домициан в Риме (І веке до н. е) устроил суд над известным на то время философом Аполлонием. Философ испарился из зала суда на глазах у заседателей и самого императора, подсудимый очутился далеко от Рима в тот же день. До наших дней никак не […]
  • Правила пунктуации очень простые Когда ставить запятые перед союзами в английском языке Вы наверняка замечали, что правила пунктуации в английском и русском языках различны, а порой противоречат друг другу. Например, по правилам английского языка кавычки принято писать вверху - и открывающие, и закрывающие: In 1975 […]
  • Третейские суды и их значение Юридический портал Советы профессионалов Третейские суды в рф и их значение ВИДЫ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ [24] Добровольский А.А. Советский гражданский процесс. М., 1979. С. 118. [45] Смыкалин А. Судебная система России в начале XX века // Российская юстиция. 2001. N 12. С. 39. Компетентный суд […]
  • Прокурор химки Сегодня, 26 декабря 2016 года Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка подписал приказ № 1138-к, которым старший советник юстиции Ильин Сергей Александрович назначен Люблинским межрайонным прокурором города Москвы. Сергей Ильин родился в 1975 году в с. Нов. Отары Ланшевского […]
  • Приказ министерства здравоохранения 834н от 15 декабря 2014 Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 834н (ред. от 09.01.2018) "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению" (вместе с "Порядком заполнения […]
  • Процедура эмансипации несовершеннолетних Статья 27. Эмансипация Комментарий к статье 27 ГК РФ – Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями и дополнениями 1. Российское законодательство впервые в ГК РФ предусмотрело процедуру эмансипации, известную во многих странах (Германии, […]