Наказание на новой должности

admin

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ДОЛЖНОСТЬ И ПРИМЕНЕНИЕ ДАННОГО НАКАЗАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Эволюция уголовного наказания в виде лишения права занимать определенную должность

Любое наказание является лишением прав, включая и право на жизнь. Например, лишение свободы сопрягается с некоторыми ограничениями служебных, профессиональных прав на время его отбывания. В этом случае лишение прав не имеет самостоятельного значения. Но независимо от таких случаев лишение прав выдвигается законодателем в уголовном праве и как особый род наказания Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства (по изд. 1879г.). — М.: ТК Велби, 2008 — С. 133..

У истоков уголовного права такое правовое последствие как лишение прав подразумевало полное бесправие лица, к которому это наказание применялось: не существовало покровительственных законов для преступников, его можно было даже безнаказанно убить. Также господствовало воззрение об отнятии у преступника всех не только общественных прав, но и прав естественных, человеческих.

Русская Правда 911 года отличалась относительной гуманностью наказаний: в ней, не считая кровной мести, было, по существу, одно наказание — штрафы (вира, продажа, головничество), в связи с чем в литературе Русскую Правду называли кодексом частного права. Но в дальнейшем развитие наказания шло по нарастающие-ужесточающей кривой Карпец И.И. Наказание: социальные, правовые и криминологические проблемы. М., 1973. С. 21..

В Соборном уложении 1649 года предусматривались новые виды уголовных наказаний: членовредительство («отсечь руку», «отрезать левое или правое ухо», «пороти ноздри и носы резати»), принудительные работы как прообраз каторги и ссылка — наказание, которое развиваясь, на несколько веков станет характерным для уголовной политики России. Наказание ссылкой предварительно сопровождалось телесными наказаниями (битьем кнутом, а в отдельных случаях, кроме того, вырыванием ноздрей и урезанием носа). Включение ссылки как меры наказания в нормативный акт свидетельствует о том, что она на практике применялась очень давно, хотя и нечасто Сергеевский Н.Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1878. С. 201..

Артикул воинский 1715 года содержит ряд норм, которые нельзя не отнести к прогрессивным: речь идет об альтернативности наказаний, присутствующей в большинстве артикулов, в том числе касающихся наказания в виде лишения свободы. Тюремное заключение сопрягается с церковным покаянием, а также членовредительным наказанием, в некоторых статьях в качестве наказания встречается ссылка на каторгу.

Во время правления Петра Iв первой четверти XVIII в., происходит соединение ссылки и принудительных (каторжных) работ, и начинается очередной этап дальнейшего развития института ссылки. В этот период еще не предусматривается обязательное содержание каторжников в специальных каторжных тюрьмах, и они работают и живут так же, как вольные рабочие. Разграничиваются ссылка на каторгу и ссылка в поселение, а с 1721 года каторга делится на вечную и временную (урочные годы стали назначаться по указам), при этом тяжесть работ еще не имела карательного значения.

В приказах Временного правительства по ГТУ № 1и2от8и17 марта 1917 года говорилось о том, что главной задачей наказания является перевоспитание человека, имевшего несчастье совершить преступление, и для надлежащего осуществления этой задачи прежде всего необходимо проявлять гуманность к заключенным, а также указывалось на неприемлемость для тюремного переустройства атмосферы бесправия и неуважения к человеческой личности.

Постановлением ВЦИК и СНК от 1 августа 1933 года утвержден Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, где нашли отражение изменения в государственной пенитенциарной политике этого периода. Ст. 1 Кодекса закрепляла, что «задачей уголовной политики пролетариата на переходный от капитализма к коммунизму период является защита диктатуры пролетариата и осуществляемого им социалистического строительства от посягательств классово враждебных элементов и нарушений со стороны как деклассированных элементов, так и неустойчивых элементов из среды трудящихся». В соответствии с этой задачей исправительно-трудовая политика преследовала такие цели:

а) ставить осужденных в такие условия, которые не давали бы имвозможности совершать действия, наносящие ущерб социалистическому строительству;

б) перевоспитывать и приспосабливать их к условиям трудового общежития, направляя их труд на социально полезные цели и организуятруду добровольному на основе исправления и ударничества».

Впервые наказание в виде лишение права занимать определенную должность было закреплено в УК РСФСР 1960 года.

В соответствии со ст. 29 данного Кодекса наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могло назначаться в качестве основного или дополнительного на срок от 1 года до 5 лет.

До 1983 года порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права заниматься определенную должность или заниматься определенной деятельностью не были урегулированы. Данный вопрос был решен общесоюзным и республиканским положениями о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, принятые указами Президиумов Советов СССР и РСФСР соответственно 15 марта 1983 года и 16 июля 1984 года Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных..

Приказом МВД СССР от 10 июня 1983 года утверждена Инструкция о порядке осуществления контроля органами внутренних дел за исполнением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

При назначении данного вида наказания в качестве основного либо в качестве дополнительного наказания без лишения свободы, а также при условном осуждении и отсрочке, если исполнение дополнительного наказания также не было отсрочено, копии вступившего в законную силу приговора направлялись судом администрации по месту работы осужденного и органу внутренних дел и срок наказания в этом случае исчислялся с момента вступления приговора в законную силу Кузьмин С.И. ИТУ: история и современность // Человек: преступление и наказание. 1996. № 1. С. 50..

При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью дополнительно к лишению свободы оно распространялось на все время нахождения осужденного в местах лишения свободы и затем на срок, который указан в приговоре. По отбытии лишения свободы или при досрочном освобождении по не реабилитирующим основаниям администрация ИТУ направляла копию приговора в инспекцию исправительных работ по месту жительства освобожденного и в справке об освобождении указывалось на наличие у лица дополнительного наказания. При освобождении срок данного наказания исчислялся с момента освобождения, это касалось не только условно-досрочного освобождения и замены лишения свободы более мягким наказанием, но и досрочного освобождения по болезни.

В случае, если осужденный лишался права управления транспортным средством, права охоты и т.д., то заверенная выписка из приговора либо его копия направлялась инспекцией в органы ГАИ или в общественные объединения, которые осуществляли контроль за некоторыми видами деятельности (например, общества охотников и рыболовов и т.д.). Данные органы изымали у осужденного соответствующие документы, если они не были изъяты ранее и заносили сведения о лишении права в учетные данныеСтручков Н.А.Нужна новая концепция исполнения наказаний // Правовые и организационные основы исполнения уголовных наказаний. М., 1991. С. 22..

Администрация по месту работы осужденного не позднее следующего дня после получения копии обязана была прекратить с ним трудовой договор в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 29 КЗоТ РСФСР. В трудовую книжку данного лица вносилась запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать или какой деятельностью не вправе заниматься. Подобная запись делалась и в том случае, если должность осужденного не подпадала под запрет.

Об исполнении предписаний приговора немедленно должны были извещаться суд и инспекция исправительных работ.

При согласии осужденного администрация могла предоставить ему иную должность или работу, если это не противоречило приговору. Например, водитель, лишенный права управления транспортным средством, переводился в авто-слесари, грузчики и т.д. и в подобном случае оформлялось не увольнение, а перевод с указанием срока и оснований.

В том случае, если на работу поступал осужденный, в трудовой книжке которого не было соответствующей записи, то независимо от предлагаемой ему должности администрация по представлению инспекции исправительных работ была обязана внести в трудовую книжку соответствующую запись.

Когда осужденный отбыл полностью данное наказание или был освобожден от него в установленном законом порядке, по его просьбе ему выдавался дубликат трудовой книжки без внесения в него записи о наказании.

Во время нахождения в ИТУ осужденных дополнительно к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, они не могли привлекаться к работам, выполнение которых им было запрещено приговоромФефелов В.А. Социально-правовые основы цивилизации исправительных учреждений Российской Федерации. Рязань, 1992. С. 26..

Ст. 8 Положения о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных закрепляла, что контроль за исполнением приговоров к данной мере наказания возлагался на инспекцию исправительных работ по месту жительства осужденного. На основании копии приговора инспекция ставила осужденного на учет и уведомляла об этом суд, который постановил приговор, а также проверялось наличие в трудовой книжке осужденного записи. Инспекция вправе была контролировать фактическое исполнение администрацией предписаний приговора, а выполнение осужденным возложенных на него ограничений контролировалось не реже 1 раза в 6 месяцев.

Если лицо, которое осуждено к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, поступало на запрещенную ему работу, администрация была обязана прекратить с ним трудовой договор по п. 7 ст. 29 КЗоТ РСФСР. Инспекция также могла внести администрации представление о прекращении осужденным такой деятельности в трехдневный срок с предупреждением о возможной уголовной ответственности.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1982 года в УК РСФСР включена ст. 1882 «Неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью». Данная статья предусматривала уголовную ответственность осужденного за невыполнение приговора суда, а также устанавливалась ответственность должностных лиц, пользующихся правом приема на работу и увольнения. Уголовная ответственность осужденных за неисполнение приговора суда затем была исключена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 декабря 1989 года ВВС РСФСР. 1989. № 50. Ст. 1477..

По сравнению с уголовным законом царской России, закон советского времени устанавливал более общее наименование рассматриваемого наказания. По Уложению о наказаниях 1845 года дополнительные и исключительные наказания назначались до 10 лет либо навсегда, их продолжительность зависела от характера совершенного преступления и от основного наказания, которое назначал суд.

В советском уголовном праве сроки наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не превышали, как правило, 5 лет и назначение данного наказания всегда связывалось с совершенным осужденным преступлением и необходимостью отстранения провинившегося от занимаемой должности либо деятельности. Осужденного признавали недостойным занимать определенную должность или деятельность в силу моральных соображений для предупреждения совершения им новых преступлений Крылова Е.С. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по законодательству России и зарубежных стран: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата юрид. наук. — Саратов, 2002. — С. 7..

Важным нововведением в УК РФ 1996 года является определение сферы применения рассматриваемого наказания и ограничение круга лиц, к которым оно может быть применено. В диспозиции статьи закреплено, что запрещено занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

В отличие от УК РФ ст. 29 УК РСФСР 1960 года предусматривала наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, но при этом не раскрывала какие должности и какой конкретно деятельностью запрещено заниматься Агильдин В.В. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид наказания по УК РФ // Юридический мир. — 2001. № 2. — С. 37-40..

Можно сделать вывод, что наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью претерпело достаточно большое количество изменений, начиная с гражданской войны и заканчивая принятием УК РФ 1996 года, в котором и определен данный вид наказания. Лишение прав в отечественном уголовном праве не было постоянным и носило признак изменчивости, выражающийся в изменении совокупности лишенных прав, некоторые из которых ликвидировались, а новые добавлялись. Наиболее приближенным к российской действительности данный вид наказания был закреплен в УК РСФСР 1960 года, где произошло разделение наказания на основное и дополнительное.

studbooks.net

Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Комментарий к Ст. 47 УК РФ

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается как в качестве основного наказания, так и дополнительного. При этом осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений или по совокупности приговоров указанное наказание не может быть назначено одновременно в качестве основного и дополнительного наказания. Следует обратить внимание также на то, что исходя из положений ст. ст. 45 и 47 УК за совершение одного и того же преступления осужденному не могут быть назначены одновременно наказания в виде лишения права занимать определенные должности и в виде лишения заниматься определенной деятельностью. Однако в судебной практике встречаются подобные ошибки.

Например, Поздняков был признан виновным и осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 5 ст. 290 УК, наряду с основным наказанием ему было назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься частной охранной деятельностью сроком на три года.

Кассационная инстанция оставила приговор без изменения.

Между тем суд, назначая Позднякову наряду с основным дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься частной охранной деятельностью, не учел, что по смыслу уголовного закона (ст. 47 УК) за одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Учитывая вышеизложенное, Президиум ВС РФ исключил назначенное Позднякову дополнительное наказание в виде лишения права заниматься частной охранной деятельностью .
———————————
См.: Постановление Президиума ВС РФ от 01.07.2009 N 54 П09 // Архив ВС РФ за 2009 г.

Данные виды наказаний могут быть назначены и тем лицам, которые выполняли соответствующие должностные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления. Содержание данных видов наказаний состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Значимость данного вида наказания заключается в том, что по приговору суда исключается доступ осужденного к той должности или деятельности, которые были использованы им при совершении преступления. К государственной службе относится служба в федеральных органах государственной власти и в органах власти субъектов РФ. Перечень государственных должностей определен в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (в ред. от 01.12.2012) . Профессиональная деятельность граждан в органах местного самоуправления, не входящих в систему государственной власти, называется муниципальной службой, которая регулируется Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2012) . При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности в качестве основного или дополнительного вида наказания суду следует исходить из того, что данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части). Поэтому в приговоре должен быть указан не перечень, а определенная конкретными признаками категория должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий). В то же время судам следует иметь в виду, что запрет не распространяется на занятие должностей в общественных и коммерческих организациях. Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрете на занятие профессиональной деятельностью или иной деятельностью лицом, совершившим преступление, характер которого связан с этой деятельностью. Под профессиональной деятельностью следует понимать врачебную, педагогическую, торговую, фармацевтическую и другие виды профессиональной деятельности. К иной деятельности следует отнести, например, занятие охотой, рыболовством, управление транспортным средством и т.д. При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности, например, заниматься врачебной деятельностью, педагогической деятельностью. Если при назначении в качестве дополнительного вида наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью судом первой или апелляционной инстанции неточно указаны должности или виды деятельности, то суд вышестоящей инстанции вправе внести в приговор соответствующие уточнения, если это не ухудшает положения осужденного.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118; N 10. Ст. 1091; N 13. Ст. 1360; N 38. Ст. 3975; N 43. Ст. 4480; 2007. N 13. Ст. 1530; N 14. Ст. 1664; N 20. Ст. 2390; N 23. Ст. 2752; N 32. Ст. 4124; N 40. Ст. 4712; N 50. Ст. 6255; N 52. Ст. 6424; 2008. N 9. Ст. 825; N 17. Ст. 1818; N 21. Ст. 2430; N 25. Ст. 2961; N 31. Ст. 3701; N 49. Ст. 5763; N 52 (ч. 1). Ст. 6363; 2009. N 16. Ст. 1901; N 20. Ст. 2445; N 34. Ст. 4171; N 36. Ст. 4312; N 52 (ч. 1). Ст. 6534; 2010. N 3. Ст. 276; N 4. Ст. 371; N 12. Ст. 1314; N 15. Ст. 1777; N 16. Ст. 1874; 2011. N 5. Ст. 711; N 48. Ст. 6878; 2012. N 4. Ст. 471; N 8. Ст. 992; N 15. Ст. 1731; N 22. Ст. 2754; N 27. Ст. 3681; N 29. Ст. 4071; N 35. Ст. 4783, 4787; N 44. Ст. 5995; N 47. Ст. 6460; N 50 (ч. 4). Ст. 6954.

СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4987, 4988; N 48. Ст. 5514; N 52 (ч. 1). Ст. 6222, 6235; 2009. N 29. Ст. 3597; 2011. N 19. Ст. 2709; N 43. Ст. 5976; N 48. Ст. 6730.

2. Продолжительность срока назначения данного вида наказания зависит от того, в качестве основного или дополнительного наказания оно назначено. В качестве основного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет, а в качестве дополнительного вида наказания — на срок от шести месяцев до трех лет. Федеральным законом от 27.07.2009 N 215-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» ч. 2 комментируемой статьи, предусматривающая данный вид наказания, дополнена тем, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания. Так, например, ч. ч. 3 и 4 ст. 131 и ч. ч. 3 и 4 ст. 132 УК предусматривают дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 31. Ст. 3921.

3. Как правило, указанный вид наказания применяется в качестве основного либо дополнительного вида наказания, когда это прямо указано в санкции статьи Особенной части УК. В то же время лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено на основании ч. 3 комментируемой статьи в качестве дополнительного вида наказания и в тех случаях, когда оно не предусмотрено санкцией соответствующих статей Особенной части УК либо указано в санкциях в качестве одного из основных видов наказаний (например, наряду с лишением свободы в ч. 1 ст. 286 УК). Такое решение судом может быть принято, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного будет признано невозможным сохранение за осужденным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Например, за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 1 ст. 269 УК). Вместе с тем дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в случае, если это деяние повлекло по неосторожности смерть человека, в ч. 2 ст. 269 УК не предусматривается. Более того, в ч. 3 этой же статьи, в случае, если это деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, дополнительное наказание также не предусмотрено. При указанных выше обстоятельствах (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и т.п.) суд может признать невозможным сохранение за осужденным, например, права занимать должности в строительной, эксплуатационной или ремонтной индустрии магистральных трубопроводов и принять решение о лишении его права заниматься такой деятельностью на срок до трех лет.

4. В ч. 4 комментируемой статьи указаны сроки исчисления данного вида наказания, когда оно назначается в качестве дополнительного наказания. Момент начала исчисления срока наказания зависит от того, связано ли наказание осужденного с изоляцией его от общества или нет. Так, если дополнительное наказание назначается к основному наказанию, отбываемому реально, таким как арест, принудительные работы, лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части, то срок его исчисления начинается с момента окончания реально отбытого наказания. Если же дополнительное наказание назначается к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении лица, то его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Например, при назначении наказания по ч. 1 ст. 290 УК (получение взятки) в виде пяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности в правоохранительных органах в течение трех лет, течение срока исполнения дополнительного наказания начнется после отбытия пяти лет лишения свободы или после решения вопроса об условно-досрочном освобождении лица от основного наказания, если при этом не был решен вопрос о полном его освобождении от отбывания дополнительного наказания. В том случае, если лишение свободы лицу назначено условно, то исчисление срока дополнительного наказания определяется с момента вступления приговора в законную силу.

5. Согласно ст. 33 УИК порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных, если же указанное наказание назначено в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, принудительным работам, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то его исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания — уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных. При этом администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.

stykrf.ru

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Занимая значимые должности на госслужбе или в муниципалитете, человек получает властные полномочия, которые при ненадлежащем использовании могут стать источником дополнительных доходов, несопоставимых с заработной платой, и причиной проблем для людей, вместо средства для их преодоления. Свою жизнь или её часть человек может посвятить разнообразным видам деятельности, причем многие из них будут таить в себя соблазны и возможности преступить закон в угоду своей выгоды или для получения удовлетворения потребностей.

Именно из-за подобных искушений и возможностей, перед которыми не каждый сможет устоять, совершаются некоторые преступления, а возмездие заключается в лишении возможности занимать определенные должности или реализовывать какую-либо деятельность. Сегодня мы поговорим про лишение физического лица права занимать некоторые должности (пр. руководящие), а также лишение права заниматься определенной деятельностью, в т.ч. несовершеннолетним.

Что такое лишение права занимать определенные должности?

Перечни должностей, занимая которые по мнению законодателя можно допустить злоупотребления, а значит следует в судебном порядке ограничить возможность из занятия при использовании положения в личных целях, изложены в двух Федеральных законах, а именно:

  • № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»;
  • № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ».
  • Именно недостижимость получения заветных должностей из перечней, определяемая фиксированным списком в приговоре органа правосудия общей юрисдикции, называется лишением права, из-за которого человек теряет не просто возможность пренебрежения законом для собственного обогащения за счет окружающих, но и свою работу. Не исключена вероятность того, что навык работы в городской управе или на госслужбе является для осужденного единственным, и, лишив его возможность занимать привычные должности, суд вынудит его заново искать свое место в жизни.

    Частые правонарушения

    Чаще других лишают права занимать должности за следующие преступные свершения:

  • невыплату обязательных платежей, поступающих из государственного бюджета для определённых категорий граждан (служащих, пенсионеров, студентов и пр.) – ст.145 УК РФ;
  • создание искусственных препятствий для реализации гражданином своего права на осуществление предпринимательства – ст.169 УК РФ;
  • использование должностного статуса для достижения личных целей, получения льгот и неправомерных преимуществ, не регламентированных законом – ст.285 УК РФ.
  • Типы проступков

    Исходя из распространенных способов правонарушений, можно выделить виды проступков преступного свойства, совершаемых за счет наличия должностных полномочий:

  • для присвоения бюджетных средств, в силу участия в процессе их обращения;
  • для создания неблагоприятных условий гражданам с целью вымогания денег за исполнение работы, которая относится в кругу должностных обязанностей;
  • для получения субъективных выгод путем неправомерного присуждения государственных льгот и получения поддержки.
  • Невозможность заниматься определенной деятельностью

    Способов деятельности, один из которых отдельный индивид может выбрать в качестве своей работы и/или увлечения, чрезвычайно много, и доминирующая часть из них сопровождается взаимодействием с окружающими людьми. Отношения людей между собой могут заключаться в простом общении или оказании одним человеком влияния на другого, как психологического, так и физического.

    Зачастую профессионализм действий отдельного человека, реализующего определенные обязанности, определяет благосостояние другого человека или группы людей, в частности:

    • врачи и другие медработники ежедневно принимают решения, влияющие на жизнь и здоровье многих людей, а их халатность или некомпетентность могут стать причиной ухудшения благосостояния или смерти;
    • работники правоохранительных органов каждый раз, выходя на работу могут спасти жизнь человеку, и не одному, или стать причиной гибели людей и их надежд;
    • педагоги, призванные научить детей и подростков быть добрыми и хорошими, могут извратить их мировоззрение и травмировать психику сексуальными домогательствами;
    • руководители на опасном производстве, пренебрегая безопасностью подчиненных в угоду своим амбициям и достижению повышенных показателей выпуска продукции, могут принять решение, которое приведет к аварии и гибели людей;
    • даже дворник, обязанный убирать снег с крыш, но не сделавший этого из-за лени или халатности, может стать причиной смерти человека, которого завалит снежной массой при падении с большой высоты.

    Это перечисление можно дополнять бесконечно долго, но общий итог будет следующим – членов общества не способных заниматься выбранным видом деятельности ответственно, чтобы не создавались условия потенциальной опасности для окружающих, не следует допускать к работам, при выполнении которых они себя дискредитировали.

    Деятельность, на которую орган правосудия вправе наложит вето, может определяться исходя из:

  • профессиональной градации, например, медицинская, преподавательская;
  • способа реализации способностей человека, например, руководящая, изобретательская, научная.
  • Кому назначаются карательные меры?

    Назначение мер возмездия в виде лишения привилегии занимать детерминированные должности проецируется только на работников муниципалитета и госслужбы, перечисленных в соответствующих перечнях, на остальных граждан эта мера не распространяется.

  • То есть, нельзя запретить человеку быть директором, но можно заблокировать ему возможность работы в статусе управленца, так как руководство людьми и логистическими потоками относится к видам деятельности, которые могут попасть под соответствующие запреты по приговору суда, выражающиеся в невозможности заниматься названной судом деятельностью.
  • В то же время, имеет место быть ограничение на одновременное наказание в форме запрета занимать фиксированные должности и определять деятельность по личному усмотрению, то есть нельзя снять человека с должности руководителя администрации и наложить запрет на его трудоустройство в госслужбе.
  • Назначение способа наказания в форме запрета работать на детерминированных должностях или заниматься деятельностью по своему выбору может реализовываться в отношении двух категорий осужденных:

    1. Для приговоренных к штрафу по УК РФ помимо лишения права занимать определенные должности, каким-либо работам (пр. обязательным) или условному отбыванию срока, данное наказание присуждается дополнительно и срок его длительности исчисляется с момента оглашения постановления суда.
    2. Для отбывающих реальные сроки заключения в виде ареста или лишения свободы, период действия предписанного запрета отсчитывается с момента завершения основной кары.

    Выбор запретов назначения на должности или какую-либо деятельность может быть сделан органом правосудия, как в качестве дополнения к более серьезным мерам возмездия, так и в виде независимого наказания. Помимо прочего, даже если необходимая мера воздействия не указана в тексте статьи УК РФ, примененной к виновному в проступке человеку, но судья считает, что его дальнейшая профессиональная деятельность представляет угрозу социуму, то орган правосудия правомочен применить соответствующий запрет.

    Сроки лишения прав

    Интервал времени, на который человек может утратить право на должность или деятельность, детерминирован следующим образом:

  • если мера выбрана, как основное наказание – от 1 до 5 лет;
  • при дополнении другого наказания – от полугода до 3 лет.
  • Ряд статей УК РФ декларирует лишение осужденного рассматриваемых прав на срок до 20 лет, то есть практически без возможности возврата к прежней жизни.

    Замена другим наказанием

    Распространена практика замены более суровых наказаний на запрет осуществлять определенную деятельность или занимать должности в госслужбе или муниципалитете. Может быть выполнена замена лишения права на должность или профессиональную деятельность на другую меру возмездия, если суд сочтет, что навыки подсудимого значимы для общества, а совершенный проступок единичен и не повторится впредь.

    О примере из судебной практики по вменению наказания в виде лишения права занимать должность расскажет видео ниже:

    ugolovka.com

    Это интересно:

    • Мировые суды самары советский район Мировые суды самары советский район Советский районный суд г. Самары Мировой судья судебного участка № 50 261-56-15 Мировой судья судебного участка № 51 261-56-15 Мировой судья судебного участка № 52 261-12-74 Мировой судья судебного участка № 53 261-56-11 Мировой судья судебного […]
    • Как отразить субсидию в бухучете Как отразить в бухучете государственную субсидию при приобретении автомобиля в лизинг? Как по бух учете Вопрос удалён модератором. учесть данную субсидию? Вопрос удалён модератором. Может вопросы глупые, но ранее никогда не сталкивалась с лизингом, просьба помочь. Цитата (shuzhka): […]
    • Проект закону про державну службу 2018 Лист № 13 від 31.01.2018 Голові ДССЗЗІ щодо проекту Закону України "Про внесення змін до Закону України "Про Державну службу спеціального зв'язку та захисту інформації України" Голові Державної служби спеціального зв’язку та захисту інформації України Євдоченку Л.О. вул. Солом’янська, […]
    • Налоговая консультация юриста Юридическая консультация онлайн - это первая бесплатная* юридическая консультация и налоговая консультация в режиме онлайн (on – line) по электронной почте, телефону, viber, whatsapp, скайпу по телефону: +7 (911) 01-01-001 (с 11.00 до 17.00 МСК по будням) Правила предоставления […]
    • Нотариус большой проспект петроградской стороны Адрес 1: Россия, Санкт-Петербург, Большой проспект Петроградской стороны, д. 13, метро «Спортивная» Адрес 2: Россия, Санкт-Петербург, Большой проспект Петроградской стороны, д. 27, метро «Чкаловская» Единый телефон бронирования номеров +7 (911) 155-55-15 Мини-отели «Петроградский» […]
    • Право на подписание искового заявления Доверенность на подписание документов Как правило, доверенность на подписание документов или на право подписи выдается от имени организации. Составляется такой документ по правилам выдачи доверенности от юридического лица. Гражданин также может делегировать право подписать документы […]
    • Квалификация неоконченных преступлений ПРОБЛЕМЫ НЕОКОНЧЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ Дифференциация оконченного преступления от неоконченного и приготовления от покушения Проблема квалификации неоконченной преступной деятельности включает в себя: во-первых, отграничение покушения от оконченного преступления Тишкевич И.С. Указ. соч. - […]
    • Приказ по ремонту основных средств Способы ремонта основных средств и его учет Ремонт основных средств — это действия, осуществляемые с целью уменьшения степени износа и возобновления технологических возможностей основных средств ради их поддержания в эффективно функционирующем состоянии. Основные активы производства […]