Право граждан на судебную жалобу

admin

Судебная жалоба

Закон РФ от 27 апреля 1993г «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» ГПК РФ; АПК РФ; ФКЗ от 21 июля 1994г. «О Конституционном Суде РФ», законы субъектов РФ, ФКЗ от 26 февраля 1997н. «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (ст. 15 – ст. 30)

Жалоба в суд общей юрисдикции подается на действия (бездействие), решения:

  • Государственных органов
  • Органов МСУ
  • Учреждений, предприятий. Их объединений
  • Общественных объединений
  • Должностных лиц
  • Государственных и муниципальных служащих.
  • Подлежат обжалованию коллегиальные и единоличные действия (бездействие) решения, в результате которых:

    • Нарушены права и свободы гражданина
    • Созданы препятствия осуществлению его прав и свобод
    • Незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность

    Жалоба в суд общей юрисдикции подается на индивидуальные или нормативные правовые акты кроме: актов, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда; актов в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок подобного обжалования.

    Альтернативная подсудность жалобы: в суд по месту жительства гражданина или в суд по месту нахождения ответчика.
    Срок давности обращения в суд: 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе уполномоченного органа в удовлетворении административной жалобы.

    По результатам рассмотрении жалобы суд принимает решение: об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы.
    Арбитражный суд рассматривает возникающие из административных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. Перечень таких дел указан в ст. 29 АПК РФ
    Конституционный Суд РФ рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан или объединений граждан.

    Требования к жалобе в КС РФ: должна оспариваться конституционность закона; обжаловаться может только закон, подлежащий применению в конкретном деле, рассмотрение которого начато или завершено в суде, или ином органе, применяющем закон.
    По результатам рассмотрения жалобы КС принимает решение, которое вступает в силу немедленно и обжалованию не подлежит.

    istochnikiprava.ru

    Общая и специальная жалобы: понятие, отличительные черты, сроки подачи.

    Обычная: По закону судебная жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

    Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика.

    В таком же порядке военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

    Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

    Для обращения в суд установлены следующие сроки:

    · три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

    · один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

    Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

    Специальная. Судебное обжалование на основе специальных норм — исключение из судебного обжалования по общему праву. В установленных специальными нормами случаях жалобы тоже направляется в суд, но процедуры их подачи и рассмотрения отличаются некоторым своеобразием.

    Примером специальной судебной жалобы может быть обжалование по ч. 9 ст. 38 и ч. 7 ст. 44 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», на основании которых решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.

    Специальные жалобы в арбитражные суды согласно АПК РФ подаются, если федеральным законом установлен для определенной категории дел досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. В таких случаях суд может принять дело к производству, если соблюдена процедура досудебного рассмотрения разногласий.

    lawbook.online

    Административная и судебная жалоба

    Административная жалоба — это жалоба, подаваемая в административный или контрольно-надзорный орган. Данная жалоба представляет собой единое понятие, но имеющее две стороны. Материально-правовая сторона жалобы заключается в ее основном элементе — в притязании потерпевшего гражданина к виновному должностному лицу. Это притязание опирается на субъективное материальное право, которое может существовать и без жалобы, если должностное лицо не нарушает прав гражданина. Но если право нарушено и потерпевший обращается с жалобой в административный орган, то предполагается, что его притязание к администрации обосновано, и данное предположение проверяется административным органом. Для этого гражданин обязан подать жалобу, т.е. предъявить требование к органу управления о защите права, — в этом состоит ее процессуальная сторона.

    И так, стоит четко выделить особенности общей административной жалобы:

    — не ограничено по содержанию право на жалобу (могут быть обжалованы аморальные, незаконные действия государственных органов);

    — по форме жалоба может быть письменной, индивидуальной, коллективной (устные жалобы принимаются при личном приеме граждан);

    — запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, на действие которого подана жалоба;

    — срок рассмотрения жалобы 30 дней со дня регистрации письменного обращения (допустимо продление срока не более чем на 30 дней с уведомлением об этом гражданина);

    — жалоба подлежит обязательной регистрации в течении 3 дней с момента поступления в государственный орган;

    — жалоба должна быть подписана;

    — если нет ФИО и обратного адреса, то ответ не дается;

    — предусматриваются случаи возврата жалобы – когда обжалуются судебные решения, при этом разъясняется порядок обжалования судебного решения;

    — если жалоба содержит нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы должностному лицу, то государственный орган вправе оставить жалобу без ответа по существу и сообщить гражданину о недопустимости злоупотребления правом;

    — если текст жалобы не поддаётся прочтению – ответ не даётся;

    — допускается прекращение переписки с гражданином в случае, если в жалобе содержится вопрос, на который уже давался ответ, таким образом, руководитель может решить о безосновательности переписки по данному вопросу;

    Если гражданин сообщил ложные сведения, то расходы, связанные с рассмотрением данного дела, возлагаются на гражданина по решению суда. Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию. Также, очень широки возможности для обжалования и с точки зрения формы их реализации. Однако, существует ряд вполне оправданных ограничений для лиц, использующих право на общую административную жалобу. Такие ограничения содержатся в Федеральном Законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

    Понятие и виды судебной жалобы.

    Второй вид жалоб, который необходимо осветить в данной контрольной работе, являются судебные жалобы. Судебные, значит, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского или конституционного судопроизводства. Иначе говоря, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. К этому типу жалоб относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными (уставными) судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.

    Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее название – судебная жалоба – является в определенной степени условным. Среди них можно выделить жалобы:

    1. на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции;

    2. по делам частного обвинения;

    4. надзорные. Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, и результат рассмотрения которых – акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.

    16. Право граждан на возмещение ущерба, причинённого незаконными действиями субъектов исполнительной власти.

    Одной из форм судебной защиты является предусмотренное ст. 53 Конституции РФ право граждан на возмещение в судебном порядке ущерба, причиненного неправомерными деяниями государственных и муниципальных органов.

    С 1 марта 1996 года возмещение ущерба регулируется гл. 59 ГК РФ. Так, согласно ст. 1069 «вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования».

    Возложив на организации обязанность возмещать гражданам ущерб, причиненный неправомерным поведением их должностных лиц, законодатель создал наиболее благоприятные условия для защиты нарушенных имущественных прав. Такой порядок позволяет потерпевшему своевременно и полностью взыскать причиненный ему вред; обеспечивает надлежащую материальную базу для удовлетворения его требований. Возместив ущерб, администрация органа предприятия, учреждения выясняет причины допущенных нарушений законности, решает вопрос о дисциплинарной, и материальной ответственности непосредственных виновников.

    В законе сказано, что организации отвечают за вред «на общих основаниях». Это значит, что ответственность наступает, если:

    • совершенно противоправное деяние;

    • причинен имущественный вред;

    • существует причинная связь между неправильными действиями и вредом;

    • ущерб наступил по вине учреждения, органа, их должностных лиц.

    Право граждан на обращения. Административная процедура рассмотрения обращений граждан

    Есть три вида обращений: 1. Заявление – просьба лица о содействии в реализации его прав, либо сообщение о правонарушении, либо критика деятельности органов и должностных лиц. 2. Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию нормативных актов деятельности органов власти и т.д. 3. Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите нарушенных прав. Специальные виды обращений: ходатайство и т.д.

    Формы обращений: 1. Устная форма – во время личного приема 2. Письменная форма и, как ее разновидность, электронное обращение в рамках портала гос.услуг. К письменной форме существует ряд требований (кому адресуется, реквизиты того кто обращается, суть обращения, личная подпись и дата)

    Адресаты обращения: только в государственные, муниципальные органы и должностным лицам. Это означает, что обращение к разным юр.лицам, в том числе муниципальным предприятиям этим законом не регламентируется. Пример. Недовольство оказанием коммунальных услуг, т.е. обращение в управляющую компанию не будут регламентироваться

    Порядок рассмотрения обращений Он предполагает соблюдение ряда сроков, а именно 3 дня на регистрацию, в течении 7 дней решается вопрос о подведомственности обращения. Если оказывается что обращение неподведомственно, то орган не может его вернуть, он отправляет его по подведомственности. Срок на рассмотрения обращения – 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях он может быть продлен еще на тридцать дней, заявитель должен быть об этом уведомлен.

    Право на обращение Могут подавать заявление граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Причем закон не оговаривает, что они должны быть дееспособными, т.е. достижение совершеннолетия не обязательно. Обращения должны быть поданы заинтересованным лицом. Могут быть обращения на защиту своих и чужих интересов. Могут быть коллективные обращения граждан.

    Ненадлежащее обращение 1. Анонимные – не указаны данные об обращающемся (Ф.И.О), либо не указан адрес, по которому должен быть отправлен ответ. Ответ на такие обращения не дается. При этом, если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом, противоправном деянии, такие обращения отправляются в компетентный орган. Но противоправное деяние – это широкое понятие. Поэтому в данном случае речь идет об узком значении, т.е об уголовно-наказуемых. 2. Есть обращения, содержащие ненормативную лексику. Такие обращения не рассматриваются по существу. 3. Есть обращения, повторяющиеся, т.е. по которым неоднократно давался ответ. 4. если в результате ответа будет разглашена информация, составляющая какую-либо тайну

    Ответственность за нарушения порядка рассмотрения Недавно была введена административная ответственность должностных лиц государственный и муниципальных органов ( санкция от 5 000 до 10 000 руб). Речь идет о нарушении сроков рассмотрения обращения.

    Особенности рассмотрения отдельных видов обращений Все ране указанное является общими правилами. Но для отдельных обращении есть специальные правила. Например, обращение с целью получения разрешения на строительство, заявление о предоставлении участка, жалобы по кодексу об административных правонарушениях и т.д. В этих случаях, особенности рассмотрения предусматриваются специальными законодательными актами и общий закон не применяется.

    1. Подателями выступают специальные субъекты (налогоплательщики, таможенные брокеры, собственники земельных участков и т.д.) т.е. должна быть прямая заинтересованность в рассмотрении обращения

    2. Могут устанавливаться ограничительные сроки для подачи обращения (о суток и до месяцев)

    3. Могут устанавливаться специальные требования к содержанию обращения и прилагаемым документам

    4. Могут устанавливаться специальные сроки на рассмотрения обращения. Как удлиненные, так и сокращенные

    5. Могут устанавливаться специальные вида принимаемых решений

    18. Административная жалоба: понятие, виды. Производство по административной жалобе.

    Право граждан на защиту представляет собой право на обжалование незаконных действий и решений. 1) Административные жалобы — жалобы, подаваемые в органы ПА на действия и решения представителей ПА.2) Судебная жалоба. Административная жалоба бывает двух видов:общая административная жалоба, регулируемая ФЗ о порядке; — специальная, регулируемая другими НПА.

    Характеристика общей административной жалобы: 1) может подаваться в любом возрасте (достаточно элементарной административной дееспособности); 2) российским законодательством не установлены сроки для реализации права на подачу общей административной жалобы; 3) в отношении административной жалобы установлена специальная потребность; подаются вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган по отношению к тому, чьи действия обжалуется. При этом существует прямой запрет на передачу жалобы на рассмотрение тому, чьи действия обжалуются. Отличие общей административной жалобы от других видов обращений:

    1) жалоба свидетельствует о наличие правового спора, что предъявляет особые требования к процессуальной форме рассмотрения данного вида обращения: процедура административной жалобы должна двигаться в том же направлении, что и судебное рассмотрение. 2) для данного вида обращения требуется более точно и детально определить подведомственность их обращения, учитывая различные аспекты государственно-служебного подчинения. Есть ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении (организационно и функционально), это законодательство не регулирует. 3) инициирование спора гражданином предполагает более детальный механизм направления, регистрации, передачи спора по жалобе. 4) для жалобы должны быть определены виды и формы решений, а также основания для их вынесения. 5) для жалобы необходимо определить процедуру исполнения решения.

    В результате складывается ситуация, при которой институт административной жалобы является крайне неэффективным и не обеспечивает эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

    Необходимость АЖ1) административная жалоба отличается от судебной своей относительной простотой и меньшей затратностью. Предполагается, что до суда не должны доходить бесспорные дела. 2) административная жалоба является средством осуществления контроля руководителей государственных органов за деятельностью своих подчиненных. Само наличие определенного количества жалоб может быть сигналом, что в деятельности этого лица не все хорошо. 3) только в рамках института административной жалобы возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принятых сотрудником государственной власти решений или действий. Это принципиальное отличие. Судебный порядок проверяет только законность, а не целесообразность (насколько была учтена позиция жителей? Когда речь идет о корте во дворе). 4) ПА зачастую способна более эффективно, чем судебная система разрешать споры, связанные с необходимостью оценки технических, технологических, экологических и иных факторов, оценка которых требует специальных знаний. Значит, институт административной жалобы должен существовать.

    Специальная административная жалоба Признаки (и одновременно отличия от общей АЖ): 1) специальная административная жалоба всегда регулируется отдельными правовыми актами. Так как в тех или иных сферах процедура рассмотрения общей административной жалобы неэффективна. Или если дело является сложным, например, связано с предоставлением финансовых средств на основе усмотрения. 2) Специальная административная жалоба может быть подана только строго определенными лицами, причем, как правило, такие лица должны являться участниками соответствующих правоотношений. Например, подача жалобы на постановление об административной ответственности. 3) Специальная административная жалоба подается в строго указанный орган или должностному лицу. Жалоба подается тому лицу, чьи действия обжалуются, а оно передает ее по подведомственности. 4) специальная административная жалоба всегда письменная. Причем часто устанавливаются требования о приложении определенного перечня документов, которые призваны доказать, что лицо является участником соответствующих правоотношений; или обеспечивает сбор информации, необходимой для разрешения более сложного по своей природе дела. 5) помимо указания адресата жалобы и личных данных лица, которое подает заявления,устанавливаются требования об указании в жалобе иных сведений. Например, реквизиты вынесенного решения. 6) для каждой специальной административной жалобы установлены собственные сроки ее рассмотрения. Как правило, сроки являются сокращенными. 7) в отношении жалоб, как правило, устанавливается специальный перечень решений. Отменить решение полностью или в части, принять новое решение, отправить на рассмотрение и т.д. В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии. Первая — стадия первичной обработки. Здесь получают письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, т. е. определить, кто и как будет работать с нею, дать ему определенные указания либо поручить переслать ее в компетентную организацию. Вторая стадия — проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела. Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, за меры и др. На этой стадии лицо, подавшее жалобу, вправе: лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение; знакомиться с итоговыми материалами проверки; представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании; пользоваться услугами адвоката, иного представителя, а также переводчика. Если жалоба коллективная, соответствующие права реализует представитель подписантов. Помимо сбора фактических сведений, работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу. Третья стадия — принятие решения по жалобе. Следует от метить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения — главная в любом административном производстве. Поскольку решение подводит итог уже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела). Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц. Из этого правила установлены три исключения. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц.
    В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение: о полном удовлетворении жалобы; о частичном удовлетворении жалобы; об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необос нованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.). Четвертая стадия — исполнение принятого решения. Прежде всего необходимо выслать мотивированный ответ на письмен ную жалобу, а на устную можно и ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина.

    19. Судебный порядок обжалования гражданами действий и решений публичной администрации: общая характеристика.

    Судебный надзор за законностью административной деятельности представляет собой вид государственного контроля. Его специфика состоит в том, что проверяется только законность властных актов, действий и бездействия субъектов власти. Проверку проводит орган правосудия при рассмотрении конкретных дел по жалобам и искам граждан. Судебная жалоба – обращение на действия, бездействия на решение, индивидуальный акт или нормативный акт органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц с целью проверки их законности и защиты прав заявителя. Т.о. эта жалоба рассматривается судами, а административная жалоба – это внесудебное рассмотрение. У гражданина есть выбор в подаче той или иной жалобы, но если поданы обе, то рассматривается судом. Судебная жалоба – процессуальный документ, подаваемый гражданами в судебные органы с целью защитить права, нарушенные публичной администрацией. В настоящее время нужно выделять два варианта судебного обжалования: по общему праву и на основе специальных норм. Соответственно есть общие и специальные судебные жалобы. Судебные жалобы граждан можно различать и по адресатам: в суды общей юрисдикции, в арбитражные суды и в конституционные (уставные) суды.

    studopedia.org

    Український юридичний портал

    Право гражданина обжаловать акты субъектов власти — ат­рибут демократической организации государства, общества. Оно обусловлено особенностями властеотношений, асиммет­ричных, построенных на началах неравенства сторон. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными пол­номочиями, имеет право решать вопросы. Опыт развития че­ловеческого общества свидетельствует о том, что акты субъек­тов власти могут быть дефектными. Причины дефектности различны: выбор не самого лучшего варианта, из-за небрежно­сти, пристрастности, некомпетентности, злоупотребление пра­вом и др. Поэтому в интересах дела право одной стороны ре­шать, использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра, от­мены.

    В гражданско-правовых отношениях, построенных на нача­лах правового равенства, защита прав сторон обеспечивается главным образом разнообразными средствами самозащиты и судебными исками. В административно-правовых отношениях права невластного субъекта, гражданина защищаются главным образом его обращениями в государственные органы, правоза­щитные общественные организации.

    Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все жалобы граждан следует поделить на два типа:

    административные, т. е. рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке;

    судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществле­ния правосудия в порядке уголовного, гражданского админист­ративного или конституционного судопроизводства. Иными словами, второй тип — это обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК РФ, АПК РФ или ГПК РФ. К этому типу обращений относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными (уставными) судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями не в порядке осу­ществления правосудия, являются административными.

    Сразу же необходимо сделать несколько пояснений. Во-пер­вых, в законодательстве обращения первого типа называются жалобами, но иногда и заявлениями, апелляциями. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться и в суды. Так, туда поступает много писем по вопросам несвоевременного рас­смотрения дел, возмещения ущерба. Рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответст­вии с нормами административного права. Таким образом, ад­министративная и судебная жалобы отличаются главным обра­зом не адресатом, а порядком рассмотрения.

    Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная. Основания и порядок про­изводства по специальным жалобам устанавливаются специаль­ными нормами, содержащимися в других актах.

    Право на общую административную жалобу сейчас фактиче­ски является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может по­дать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предвари­тельного согласия.

    Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Об­жалованы могут быть любые действия, а также бездействие ра­ботников любых органов, предприятий, учреждений, организа­ций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы — не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. В письмах граждан зачастую речь идет о неправильном использовании «свободы усмотрения», несправедливом реше­нии вопросов, отсутствии должной четкости, о бестактности, невнимании к критическим замечаниям, использовании устаревших приемов в работе, необоснованном выборе площадок для нового строительства и др.

    Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.

    Очень широко граждане используют право обжаловать ин­дивидуальные административные акты. Сейчас все чаще встре­чаются жалобы о незаконности нормативных актов.

    В названном Указе говорится об обжаловании действий должностных лиц, государственных и общественных органов. На практике данное положение толкуется значительно шире. Нередко граждане пишут о бездействии служащих, о неприня­тии надлежащих мер к нарушителям общественного порядка, обжалуют действия работников, не являющихся должностными лицами. Можно найти немало писем, содержащих претензии граждан к работе аптек, больниц, клубов, школ и других соци­ально-культурных учреждений.

    К кому можно обратиться с жалобой? Гражданин вправе об­ратиться с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, уч­реждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служаще­му. Федеральными законами предусмотрено также, что органы прокуратуры, депутаты представительных органов, уполномо­ченные по правам человека рассматривают и проверяют жало­бы граждан, а значит, общие административные жалобы могут быть направлены и этим адресатам.

    Таким образом, действующее законодательство и сложив­шаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию. Обжалованы могут быть неза­конные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуаль­ные и нормативные акты, действия и бездействие. Субъекты обжалуемых деяний — не только органы, но и предприятия, уч­реждения, организации, не только должностные лица, но и ря­довые работники. Обращение может быть подано в целях защи­ты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, пуб­личных прав и интересов.

    Очень широки возможности для обжалования и с точки зре­ния формы их реализации. Общие административные жалобы граждане могут подавать лично, через своих представителей, используя средства связи. Такие обращения могут быть пись­менными и устными, индивидуальными и коллективными.

    Подача общей административной жалобы не ограничена ка­ким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные ог­раничения права на жалобу. По одному и тому же факту граж­данин может обращаться много раз в один и тот же либо в раз­ные органы одновременно или в разное время. Представляется, что если в компетентную организацию непосредственно или из другой организации поступает повторное письмо, содержание которого аналогично первому, то очередную проверку можно и не проводить.

    Но в настоящее время существует ряд ограничений для лиц, использующих право на общую административную жалобу.

    1. Она должна быть изложена на государственном, т. е. рус­ском, языке. Из этого общего правила возможны исключения. Например, если в субъекте РФ установлен еще и свой государ­ственный язык или если лицо, воспринимающее жалобу, спо­собно понять смысл изложенного на ином языке.

    2. Установлено, что письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и от­чества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. По пово­ду содержания и применения этой нормы следует высказать ряд соображений.

    Во-первых, на практике не считают анонимными жалобы, если в них указаны фамилия, имя, отчество и адрес заявителя либо место его работы, учебы. Признается, что фамилия и имя должны указываться обязательно, адрес и место работы (уче­бы) — альтернативно, т. е. либо то, либо другое.

    Во-вторых, поступившая жалоба должна быть зарегистриро­вана. Не технический работник, а руководитель вправе при­знать ее анонимной и не подлежащей рассмотрению. Он же вправе, если автор письма известен, порекомендовать ему вне­сти в обращение необходимые сведения.

    В-третьих, если в ходе проверки будет установлено, что ав­тор указал ложную фамилию, адрес и т. д., то производство по жалобе должно быть прекращено. А организация, должностное лицо, гражданин, привлекаемые к рассмотрению жалобы, по­сле того, как будет установлено, что она анонимна, вправе по­требовать прекращения производства по ней. Отказ дать пояснение, совершать какие-либо действия в этом производстве правомерен, а действия служащих, требующих объяснений, предоставления документов и т. д., необоснованны.

    Полезно было бы закрепить правило, что служащие обязаны сохранять в тайне имя и другие данные о заявителе, если он просит об этом.

    3. Наличие акта правосудия блокирует производство и по общей, и по специальной административной жалобе.

    Право на специальную административную жалобу чаще все­го является еще одним способом защиты прав. Оно не конку­рирует с правом на общую административную жалобу, а допол­няет его.

    В числе специальных — жалобы: а) на действия и бездейст­вие таможенных органов, подача и рассмотрение которых регу­лируются ТмК РФ; б) на акты налоговых органов, подача и рассмотрение которых устанавливаются НК РФ; в) на поста­новления по делам об административных правонарушениях, что регламентируется КоАП РФ; г) вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общест­венных объединений, рассмотрение которых определяется фе­деральным законодательством, их уставами и положениями; д) иные жалобы, в отношении которых федеральными закона­ми установлен специальный порядок рассмотрения.

    Специальные жалобы имеют такие особенности, как:

    наличие в федеральных законах специальных норм, регу­лирующих основания и порядок работы с ними;

    специальные основания для обжалования (приказ руково­дителя, постановление по делу об административном правона­рушении и т. п.), прямо названные в законе;

    четкое закрепление субъектов права на такую жалобу, признание таковыми, как правило, лишь некоторых, лично за­интересованных в деле лиц и их законных представителей;

    установление письменной формы и адресатов жалобы;

    специальные сроки подачи жалоб;

    процедурные особенности в производстве по конкретным видам жалоб.

    Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

    Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуе­мого акта или действия. Но если налоговый орган (должност­ное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные осно­вания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответст­вуют законодательству РФ, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Та­кое решение принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

    Право на специальную административную жалобу намного уже права на общую. Установление специального обжалования преследует цель более квалифицированно и в сжатые сроки рассматривать дела, усилить защиту прав граждан. В самом де­ле, такие обращения адресуются органам, уполномоченным принимать решения по существу. Закрепление кратких сроков обжалования призвано побудить граждан действовать более оперативно, к тому же в ряде случаев установлены более крат­кие сроки рассмотрения специальных жалоб. Действие обжа­луемого акта может быть приостановлено.

    Праву граждан на жалобы соответствует обязанность госу­дарственных и муниципальных органов, иных организаций, должностных лиц создавать условия для его реализации. Они должны:

    а) разъяснять гражданам такое право;

    б) принимать и устные, и письменные жалобы;

    в) работать с ними;

    г) информировать о работе с обращениями их авторов;

    д) систематически обобщать обращения в целях изучения

    общественного мнения, совершенствования своей работы,

    своевременного выявления и устранения причин нарушений

    прав и законных интересов граждан.

    За организацию работы с жалобами и иными обращениями граждан руководитель организации несет личную ответствен­ность.

    radnuk.info

    Это интересно:

    • Закон внутриобъектовый и пропускной режим Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ ФАС РФ от 20.01.98 N 22 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОПУСКНОМ И ВНУТРИОБЪЕКТОВОМ РЕЖИМЕ В АЭРОПОРТАХ, АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ […]
    • Список федеральных реестров УФК по г. Москве официальный сайт Начальник Отдела ведения федеральных реестров Корень Николай Яковлевич Родился 26 июля 1967 года в с. Атюша Коропского района Черниговской области. В 1990 году окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе по специальности […]
    • Отзывы пенсионеров о индексации пенсий 2018 г Медведев Д.А. подписал постановление об индексации социальных пенсий с 1 апреля 2018 г. Cегодня постараемся разобрать наиболее актуальные вопросы, волнующие пенсионеров, как наиболее социально-экономически незащищенную группу населения. На основании какого правового документа […]
    • Постановлении пленума верховного суда рф от 20 декабря 1994 г Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 10 (ред. от 19.12.2017) "Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации" ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 25 октября 1996 г. N 10 ОБ ИЗМЕНЕНИИ И ДОПОЛНЕНИИ НЕКОТОРЫХ […]
    • Налоги в 2018 году что изменится Налоги и взносы для ИП в 2018 году: что нового? К основным нововведениям, затрагивающим ИП в новом 2018 году, относится изменение порядка расчета и размера фиксированных страховых взносов, введение налоговой амнистии, увеличение коэффициентов-дефляторов по УСН, ЕНВД, ПСН и торговому […]
    • Закон призыв 2013 Порядок призыва граждан на военную службу Регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663), Положением о военно-врачебной […]
    • Новое в налоге на имущество организаций в 2018 Изменения в налоге на имущество для юр и физлиц Какие изменения в налоговом законодательстве ждут физических и юридических лиц касаемо налога на имущество? Разбираем корректировку конкретных статей НК РФ. В НК РФ произошли небольшие изменения, относящиеся к налогообложению имущества, об […]
    • Нотариус москвы костиков а и Нотариус москвы костиков а и Архив нотариуса города Москвы Ловинюкова Анатолия Степановича, розыск по архиву, выдача справок и дубликатов документов осуществляется ежедневно с 9:30 до 18:30 по предварительной записи. Архив 21 Московской городской нотариальной конторы с февраля 1997 года […]